Этот парень учился на 3 курсе и позвонил мне за помощью по профориентации в направлениях ИТ-сферы. После двух длинных бесед выяснилось, что он не может дышать без языка С++ и программирования микроконтроллеров, разобрали с ним направления развития, выбрали авионику (благо в городе есть куда податься). Через два месяца он подался мыслями в инфобез и лихорадочно искал место практики, от С++ не осталось и следа. Наконец, всё пришло к машинному обучению, но так, чтобы минимум поиск Яндекса, а не какая-нибудь там обработка изображений с камер или видеоаналитика. Весной 2020 начался ковид, желание учиться пропало вместе с дистанционным образованием. Сейчас он работает курьером Я.Еды и мечтает стать продажником, но в ИТ. Говорит, денег больше. На вопрос, почему бы тогда не в нефтянке или стали, отвечает, что ИТ — круто и если ты не в ИТ, то вроде как за бортом времени, упряжка на стоянке Tesla. Да, кстати, Tesla по его мнению хороша только тем что её создал великий айтишник. Как тебе такое, Илон Маск?

И знаете что, такие метания в его возрасте пока простительны — он правда умён, шарит в математике, любит физику, кодит в свободное время. А вот когда в ИТ идёт твоя знакомая с филфака и говорит, что за 3 месяца в онлайн-школе стала миддл веб-разработчиком, становится очень страшно. Потому что у неё получится стать хотя бы проджектом, а нам с такими работать. А нам с таким ИТ жить. Есть в этом что-то глубинно неправильное.

Я пишу эту статью и понимаю, что в конце не будет ни ответа, ни диагноза — важно поставить вопрос, чтобы сделать первый шаг к определению правильного ответа. Но я за много лет в ИТ стала замечать некоторые характерные симптомы, которые говорят о том, что ИТ-сфера стала настоящим культом, который можно сравнить разве что с рок-музыкой. Даже медицина и инженерия так не смогли: IT перетрясло мир и породило миллионы фанатов и миллионы противников, стало идеей-фикс для нового поколения и родителей этого самого поколения, разрушило судьбы и возвело на пьедестал тех, кто уже отчаялся найти себя в работе и жизни. It is so rock!

Итак, пройдёмся по симптомам.

Disclaimer. Эта статья написана сотрудником компании в рамках рубрики «свободный микрофон». Мнение компании может совпадать, а может не совпадать с мнением сотрудника.

Технологии…

Одушевление технологий

Психологический баг человека, который заставляет нас сочувствовать роботам, как живым людям с телом и сознанием, распространяется на всю ИТ-сферу: пользователи верят в магию установленных приложений, а руководители компаний  в полном неведении полагают, что стоит купить софт, он сразу заработает вместо сотрудников и будет приносить деньги без устали. 

Увы, технология сама по себе не может создавать и добавлять реальные ценности, это всего лишь инструмент автоматизации (оптимизации, помощи и т.д.). Акцент в разработке и в отношениях «человек — софт» должен быть на людях и на процессах, в которых люди задействованы. Сами по себе технологии пока ничего сделать не могут. Но очень многим пользователям программного обеспечения нравится одушевлять программу, очеловечивать её, создавать образ партнёра по работе (спорту, пению и т.д.). Такой подход сильно осложняет жизнь команд саппорта во всём мире и одновременно истощает нервы пользователя (общение с кодом до хорошего не доводит).

Слепая вера в технологии

Этот симптом вытекает из предыдущего, но протекает в гораздо более жёсткой форме. Время от времени (раньше реже, сейчас чаще) появляются какие-то супертехнологии, которые за счёт огромного информационного поля и влитой дозы маркетинга (может быть разной) становятся новой верой: вот эта-то технология точно нас спасёт и решит все проблемы. В этот момент происходит ряд пагубных процессов: разработчики вкладываются в это новое, пользователи оказываются не готовы к использованию, по ходу дела выясняется, что есть колоссальные технические ограничения. В итоге технология обрастает мифами и становится уже не столько инструментом, сколько предметом хайпа (да простят меня читатели, но это ёмкое и всем понятное слово).

Так случилось с искусственными интеллектом и машинным обучением: их определение на старте в буквальном смысле взорвало мир технологий. Насколько это невероятно круто: ты скармливаешь алгоритму большие данные, а он учится думать! Про то что думает он в пределах алгоритма, адепты обычно умалчивают. А что на самом деле? Идеи и разработки ML/AI служат во многих сферах, помогают в вопросах компьютерного зрения, медицины и безопасности, но никого искусственного интеллекта как родственного естественному нет. Пока это пятилетний ребёнок рядом с доктором наук: умные слова повторит и даже вероятно встроит их в диалог, но понимания того, что скрыто за умными словами — ноль. И когда слышишь о том, что в очередном бизнес-приложении всё делает искусственный интеллект, задаёшься вопросом: а готовы ли компании, для которых он создан, работать на чужих данных (ведь своих у СМБ, например, бывает крайне мало для полноценного машинного обучения).

Технологий может быть слишком много

Много может быть как гаджетов, так и приложений. Например, в компании могут одновременно использоваться CRM, вторая CRM, система управления проектами, корпоративный портал, учётная система, пара почтовых клиентов, мессенджер (хорошо, если один) и т.д. Несчастный сотрудник вынужден постоянно переключаться между окнами, отслеживать события из каждого приложения, тем самым рассеивая внимание и отвлекаясь от работы. Неоднократно мне приходилось видеть, как сотрудники в компаниях могут тратить на переписку с коллегами и составление отчётов по задачам 2-3 рабочих дня из пяти. Это крайне непродуктивно и неэффективно, и, увы, с выходом всего мира на удалёнку и гибридные форматы работы ситуация только ухудшается.

Между тем разработчики, увлекаемые перспективой прибыли, создают новые и новые программы разного уровня. Иногда горе-инвесторы и ИТ-мечтатели не вникают в бизнес-модель известного приложения и стремятся его повторить: так, на фриланс-биржах уже много лет подряд нет отбоя от желающих получить копии Facebook, Instagram, яндексовых сервисов и т.д. Кстати, мы тоже встречали заказы с просьбой создать копию продуктов RegionSoft. Однако здесь работает простое правило: вот таких вот копий, особенно в мобильных приложениях, завались, но выстрелит и обогатит лишь то, что имеет в основе оригинальную идею и простую реализацию.

Кстати о простой реализации

Создаваемое программное обеспечение неоправданно сложное. Я хожу в одну стоматологию сто лет и не могла не попросить своего врача показать мне их внутреннюю систему для работы с пациентами. Если вкратце, то самые сложные CRM и ITSM-системы рядом с этим ПО просто Лего рядом с адронным коллайдером. При этом доктора используют не больше 30% возможностей и даже предпочитают некоторые вещи делать «по старинке» на бумаге. И такая история практически везде: редко когда пользователь охватывает все 100% функциональных возможностей. 

И тут вы можете мне сказать: стоп, а не разработчики ли в этом виноваты? На первый взгляд, так и есть. Но разработчики стараются объединить в ПО самые востребованные «хотелки», чтобы универсальный софт могли быстро начать использовать все кто угодно. Это логично и правильно. А у всей проблемы есть изящное решение: кастомизация и возможность отключения функций. И действительно, в бизнес-среде это реализовано у большинства, причём иногда даже сочетанием нескольких редакций, возможностей кастомизации и доступа к отключению модулей и функций (как это сделано для RegionSoft CRM, например). 

Но в мире ПО и приложений для частного использования, особенно среди мобильных приложений таких реализаций нет: хочешь пользоваться калоризатором, люби и смотреть на модули с ненужными советами и рецептами; хочешь играть в аркадную игрушку, терпи массу выпадающих лиг, спецучастков и прочей визуальной шелухи. Маркетинг и стремление разработчиков увеличить время взаимодействия с пользователем начисто убивают уважение ко времени и интересам потребителя. 

Ненужные технологии

Создаются продукты, которые не нужны аудитории, на которые нет спроса — иногда они выстреливают на некоторый период, а иногда так и остаются невостребованными, но при этом поглощают колоссальное количество трудовых и финансовых ресурсов. Наверное, самый яркий пример таких технологий — очки Google Glass. Олды наверняка помнят скромную фотографию Сергея Брина в очках в нью-йоркском метро. Гикам страшно хотелось заполучить гаджет, остальным (тотальному, подавляющему большинству, включая бизнес-сегмент) было пофиг, они не могли понять, где и как использовать новомодные очки с дополненной реальностью. Такая же история сейчас происходит, например, с AI в CRM: пользователи ещё бизнес-процессы не освоили, а тут какая-то непонятная функция собирается принимать за них решения. Когда аудитория не готова к потреблению продукта или он ей функционально не близок (привет, Clubhouse), его поражение — дело времени.

ПО меняется, люди — нет

У современных разработчиков много ложных ориентиров: возможность менять языки разработки и стек, постоянные нововведения в дизайне, невесть кем признанные стандарты интерфейса и поведения пользователей и т.д. Иногда они рационально выбирают лучшее и стараются снизить стоимость разработки, оптимизировать «внутренности» программы для более шустрой работы «морды» на ПК пользователя, а иногда они пускаются во все тяжкие и все новомодные штуки тянут на прод. Представьте, каково это простым пользователям: встать утром, а твоя корпоративная программа получила обновления и выглядит стильно-модно-молодёжно, но хрен поймёшь, как ей пользоваться. Это как будто вы обнаружили свой рабочий стол убранным кем-то ночью. В другом офисе. В другом городе. На японском языке. На МКС. Так себе ощущения, а главное, тотальное и довольно долговременное снижение темпов работы, постоянные ошибки и путаница.

Такая проблема встречается очень часто. Да, стремление к новому и развитию это прекрасно, но нужно учитывать интересы пользователей и переводить на новый интерфейс постепенно, не исключать никакие используемые функции, до последней возможности оставлять право вернуться на старую версию.

… и люди

Если с программами все проблемы узнаваемые и линейные (а главное, исправимые), то в отношении людей к ИТ творится полная неразбериха. 

Люди выбирают деньги

Информационные технологии — отрасль более доходная и стабильная, чем многие другие. К тому же, рынок кадров в ИТ очень ёмкий: не хватает буквально всех, от помощников пиарщика до ведущего разработчика. А это значит, что самое время бросить всё и вползти, въехать, запрыгнуть, войти в айти. Многие непрофильные сотрудники рвутся в ИТ-сферу именно за деньгами: им кажется, что стоит переступить порог технологической компании, на тебя свалится мешок с зарплатой, динамично привязанной к курсу доллара или евро. 

Увы, это так не работает: как и во всех сферах, в ИТ до хорошей оплаты труда нужно дорасти, причём с самого низа. Здесь как нигде отлично работает карьерный путь: стажёр > junior > middle > senior > lead. Ты можешь остаться на какой-то ступеньке, но перескочить удаётся редко, потому что переход на новый уровень требует новых серьёзных скиллов. И вне энтерпрайза та же история: фрилансеров много, они демпингуют и хорошо получают только те, кто реально хорошо делает. За сертификатик онлайн-школы по JavaScript вам не заплатят (а если и заплатят, то только очень немного — пока вы не покажете реальные навыки и умения). 

Доступность бросового обучения

Когда-то очень давно меня попросили сделать обзор учебной программы, где главной задачей было написать змейку на Python. Я к тому времени знала только С и немного С++, но за описание взялась: прошла весь недлинный курс, написала по нему (следуя за преподавателем) змейку и сделала действительно классный текст для рассылки. То есть я за три дня написала рабочую змейку на Python. Ради интереса я открыла питонячьи задачки и решила написать простенький календарь с добавлением расписания игр по «Что? Где? Когда?». Я возилась неделю, изучала Хабр-форумы-учебник и кое-как создала не очень приятный рабочий прототип с говнокодом внутри. А змейка-то идеальная, курс пройден! Ради интереса я уже самостоятельно купила пару недлинных и недорогих курсов, везде рисовали сову:

С тех пор прошло 8 лет и та школа стала едва ли не классикой, а рынок наводнился школами, курсами, менторами и прочими способами освоить новую высокооплачиваемую профессию меньше чем за год с гарантией трудоустройства. Это печально: выпускники таких школ считают себя равными опытным разработчика, требуют какие-то сказочные суммы на старте и неадекватны в принципе. И если «программисты» ещё осознают, что на собеседовании поплывут на первой же сортировке, то выпускники менеджерских специализаций считают, что в них прямо на собеседовании умирает Стив Джобс и Илон Маск. И только очень редко встречаются те, кто пошёл на курс за бумажкой, а сам в это время пилил свой первый проект на GitHub, самообразовывался и глубоко разбирался в каждом небольшом вопросе.

Кстати, в вузах творится то же самое: как когда-то нас пихали на эконом и на юрфак, так сейчас родители пихают детей на ИТ-специальности, невзирая на желание самого ребёнка (уже не ребёнка, к слову). Уровень образования во многих вузах остаётся низким, программы никак не могут перейти на новые ИТ-рельсы, а сами выпускники стремятся мотивировать себя исключительно деньгами и престижем. Опроси их и выяснится, что все хотят работать в Space X, Tesla, Google, Яндексе. Потому что эти названия на слуху и имидж продукта транслируется на имидж всей компании (хотя у некоторых даже зарплаты чуть ниже рынка — питайтесь престижем). Никто не говорит, что хочет развивать что-то системное, ценное, что готов работать и обучаться каждый день. Нет, дайте мне сто тыщ мильонов за сайт на вордпрессе. Это очень плохой тренд и пока без признаков того, что он переломится.

Дырявое решето найма

Удивительно, но даже в совсем небольших компаниях первыми на тропу завоевания соискателя выступают HR. Чаще всего это сотрудники, знающие толк в найме и работе с персоналом, но не очень сведущие в айти. Именно они могут взять человека, который умеет отлично наговорить заученный текст. Работает это так: соискатель собирается в ИТ-компанию, например, на должность проджект-менеджера > он идёт к другу/знакомому, который рассказывает ему  о работе (иногда не желая того) > менеджер экспертно всё это рассказывает HR > HR очарован и рассказывает шефу о чудо-соискателе > руководитель доверяет своему HR, смотрит кадидата сквозь пальцы и даёт оффер. В итоге компания получает сотрудника, который знает свою тему только по верхушкам, стремится делать хорошее лицо и часто выигрывает за счёт других, придавливая их наглостью и витиеватыми высказываниями.

К счастью, ИТ-компании это осознали и сейчас проводят многоступенчатое собеседование, ищут и обучают стажёров, хантят реально крутых профессионалов. Однако в регионах и сфере СМБ ситуация остаётся проблемной: отчасти из-за небрежного найма, отчасти из-за невозможности предложить конкурентную зарплату.

Переоценённые сотрудники

Часто достижения сотрудника можно рассматривать исключительно в контексте его команды и компании. Например, возьмём крутого и раскрученного ИТ-пиарщика, который работает в огромной компании. Тут тебе и спецпроекты, и интервью, и публикации в Forbes, и блог на Хабре, и конференции — весь арсенал суперкомпании. Он выдаёт офигенно крутые и красивые решения, которые приводят клиентов. И вот компания среднего бизнеса решает проинвестировать в золотого сотрудника, чтобы заработать максимум на таком пиаре и маркетинге. За какие-то нереальные для рынка деньги нашего героя удаётся переманить. Через некоторое время компания обнаруживает, что почти ничего не изменилось — продвижение идёт… никак. Почему так происходит? За суперпрофи в крупной компании стояла команда дизайнеров, аналитиков и разработчиков, стоял имидж компании и — главное! — стояли огромные бюджеты работодателя. Вне контекста сотрудник самый обычный и даже хуже — он испорчен возможностями и не хочет изыскивать что-то нестандартное.

В разработке случается так же: бывает, раскрученные и известные в своей среде программисты оказываются совершенно обычными за пределами сильной команды и интересного продукта.

Такие офферы ощутимо разогревают уровень зарплат на рынке и в итоге страдают и работники, и работодатели. И, если честно, мне очень не хватает какого-то технологичного инструмента адекватной оценки (и, что особенно важно, самооценки) профессионала. 


ИТ — специфическая отрасль. Она может быть независимой и крайне законодательно-зависимой, открытой и секретной, дорогой и массовой. Эта сфера — выгодный и удобный элемент экономики, так как это быстрый способ создать платежеспособный средний класс, который способен увеличить внутреннее потребление. Но, увы, за культом айтишности появляются тревожные проблемы, которые способны изменить процессы в отрасли. Компании не видят ценности, которую они приносят; люди в компаниях себя переоценивают; профессионалы проваливаются в кризис и синдром самозванца. Часто руки профессионалов связаны технологическими ограничениями, бюрократией и постоянной волокитой внутри команды. Сверху на всё это взирают потребители, для который айти — это что-то абстрактное, призванное и обязанное развлекать, реагировать и не жаловаться на жизнь.

Как бы то ни было, за ИТ-сферой будущее и уже никому не удастся откатиться на предыдущую версию. Однако хочется, чтобы это будущее было создано профессионалами без раздутых пузырей и сложных схем. Иначе — что же станет с мечтой всего человечества?

До 30 июня у нас скидки и хорошие летние условия автоматизации

> RegionSoft CRM — 15% скидка на вечные лицензии, 30% скидка на 3 месяца аренды для новых клиентов

> Скидки до 20% на облачные сервисы: сервис обработки обращений клиентов ZEDLine Support и сервис геопозиционирования и управления удалёнными сотрудниками RegionSoft GeoMonitor