Как-то раз обратился ко мне старый-добрый клиент. У них база 1С старая. Обновления для нее уже не выпускают, а им скоро отчет сдавать. Что делать? Спрашивает меня ГБ. Я говорю:

- Не беда, в старой базе сделаете.

- Так он у нас через Такском не пройдет.

- Конечно, не пройдет. Но вы мне файлик пришлете, я там один символ поменяю, и пройдет.

- Даааа?

Представьте себе крайнюю степень человеческого сомнения. Умножьте на десять и вы получите то самое "Даааа". Не может такая важная проблема решаться так просто, думала она. И что самое интересное, она была абсолютно права. Когда дело дошло до дела и я получил этот самый файл, мне пришлось поменять в нем не один, а два символа в разных местах. Работы оказалось в два раза больше, чем я сказал, как оно частенько у нас, программистов, и бывает.

Откуда у меня была такая уверенность? Просто я до этого уже не раз проделывал подобный фокус. И каждый раз все сводилось всего лишь к исправлению номера версии.

У 1С есть такая штука, которая называется громоздкими словами: информационно-технологическое сопровождение. Сокращенно ИТС. По сути, это подписка на обновления. Если верить 1С, сейчас подписаны около 400 тыс. Большинство платит около 30 тыс. рублей в год. А процентов 30 самых умных в два раза меньше.

Если взять обычную компанию, то как часто будут попадаться такого рода квазиобновления? Оказывается, довольно часто. Случается так, что в течение почти двух лет обновления для обычной компании состоят исключительно из таких, о которых мы сейчас говорим.

В таких условиях стоимость обновлений для обычной компании должна была бы приближаться к нулю. Но нет, она движется в обратном направлении. И дело тут не в чей-то жадности. 1С выпускает порядка 40 обновлений в год. Работы у них много. Вот только большинство этих обновлений не нужны 99% подписчиков.

Цифра 99 здесь - не риторический прием. Вот, например, выпускается обновление, а там декларация по налогу на добычу полезных ископаемых. На сайте налоговой службы вы может найти общее число налогоплательщиков (обычных, не ИП, не УСН). Это порядка 850 тыс. Число налогоплательщиков, уплачивающих налог на добычу полезных ископаемых, как вы наверно уже догадались, не столь велико. Всего 5,6 тыс. И это меньше 1 %. Другое обновление. Сведения о полученных разрешениях на добычу водных биологических ресурсов. Таких налогоплательщиков еще меньше, 3.8 тыс. Все они платят за обновления ровно столько же, сколько обычные компании. Получается, что в этом замечательном колхозе основная масса дружно помогает своими деньгами небольшому количеству особо выдающихся.

Ситуация странная, но если вы думаете, что я собрался обличать в чем-то 1С, то это не так. Каждый действует так, как ему подсказывают сложившиеся обстоятельства. Я пытаюсь найти источник этих обстоятельств. Вспоминаю это "Даааа?" и вот что думаю.

Если скайнет апокалипсис и наступит, то вовсе не потому, что т.н. искусственный интеллект разовьется до такой степени, что захватит весь мир. Нет. Просто когда-нибудь всем станет окончательно лень разбираться в чем-либо. И мы сами себя погрузим в хаос.