В апреле прошла конференция ProductSense — крупнейшее мероприятие по продуктовому менеджменту в России и странах СНГ. На нём Нетология узнала у практикующих продакт-менеджеров, какие навыки они применяют в работе и какие считают актуальными для рынка в целом.
Всего мы получили более 70 идей о том, какими должны быть профессиональные навыки, soft skills и просто те качества, которые пригодятся продакт-менеджеру. В итоге получился объёмный список, который мы для удобства оформили в «осьминожку» навыков, — она поможет начинающему продакту наметить план своего профессионального развития.
Делимся с вами конспектом самых интересных инсайтов. Это статья для тех, кто рассматривает для себя карьеру в продакт-менеджменте.
Нетология вместе с командой магистерской программы «Управления цифровым продуктом» устроила небольшой интерактив для участников конференции — в течение всего мероприятия специалисты по продукту приходили на площадку, записывали идеи и делились своим мнением — самое интересное мы вынесли в эту статью.
Какие hard skills нужны крепкому продакту?
Харды — те профессиональные навыки, которым можно обучиться, и которые легко оценить в работе. Вот какие из них участники ProductSense посчитали наиболее необходимыми:
Чтобы понять, как указанные навыки соотносятся с требованиями работодателей, мы изучили типичные вакансии продакта на hh.ru — и вот какие выводы можно сделать.
В вакансиях для начинающих продактов часто встречаются более общие и довольно лояльные требования — строгой конкретики в них мало.
Лишь некоторая часть работодателей конкретизирует требования к новичкам.
Работодатели чаще всего ждут от начинающих продактов таких профессиональных навыков и знаний:
умение проводить исследование рынка и выявлять потребности пользователей;
навык управления проектами;
умение писать техзадание и контролировать выполнение задач;
умение работать с бэклогом;
умение работать на результат и ориентироваться на бизнес-цели;
SQL в качестве плюса.
В вакансиях для мидл-специалистов конкретики уже гораздо больше — и там встречаются практически все навыки из указанных в списке.
А вот вакансии Senior и Lead специалистов максимально полно описывают весь необходимый стек:
Если на основе требований работодателей и списка навыков от участников конференции собрать единый портрет крепкого продакта, получится, что такой специалист:
понимает, что такое MVP, знает, как организовывать работу по созданию продукта;
умеет проводить CustDev, владеет методами выявления потребностей клиентов и методами дизайн-мышления, знает методологию Jobs to be done, умеет составлять Job stories и User stories;
знает Agile-подходы и умеет с ними работать: среди них Kanban, SCRUM, LeSS и SAFe. Практики также дополняют этот набор мастхэв-инструментов умением применять проектный менеджмент, понимать архитектуру метрик (знать NSM и следить за устойчивостью), уметь выстраивать Go-to-market strategy, проводить A/B тесты и количественный анализ (Importance Performance Analysis, Conjoint, Kano);
умеет работать с бэклогом, где бы он ни был организован: умеет выстраивать работу над фичами, контролировать выполнение, приоритизировать и регулярно актуализировать записи. Разобраться с Jira или Gitlab у начинающего продакта получится и в процессе работы, а вот эффективность управления процессами будет зависеть от уровня развития гибких навыков, таких как системное мышление, самоорганизация и тайм-менеджмент;
опирается на данные — для принятия обоснованных решений продакту необходимо уметь искать и обрабатывать большое количество разрозненной информации. Тем, кто приходит в профессию без опыта работы аналитиком, потребуется изучить теорию и научиться ей пользоваться, а в перспективе специалисты советуют изучить математическую статистику SQL. Основы языка помогут понять, что делает определённый скрипт, или как дописать свой для получения нужной информации. Вообще, есть статистика, что продакт-менеджеры часто приходят из аналитиков, и некоторые работодатели ищут кандидатов именно с таким бэкграундом.
понимает экономику продукта: юнит-экономику и финансовое моделирование. Работодателям важна материальная успешность продукта — в вакансиях об этом часто пишут обтекаемо в формате «работать на результат». Поэтому продакту важно быть знакомым с понятием Product Market Fit — показателем, который позволяет компании понять, что выпущенный продукт востребован на рынке;
помимо фактического понимания сущности PMF, для достижения положительного результата продакт-менеджеру понадобится целый набор навыков по созданию продукта: правильно определить потребности потребителей, придумать подходящее решение, донести идеи до команды, выпустить прототип, попытаться его продать и оценить результаты.
владеет навыками коммуникации — это уже стык хардов и софтов. Сюда относятся умение правильно питчить идеи и делать убедительные презентации, доносить своё видение до команды и убеждать стейкхолдеров.
А вот английский в вакансиях не всегда обязателен. Хотя специалисты на конференции отмечали, что знание языка даёт не только очевидные перспективы карьеры в международных компаниях, но ещё открывает доступ к инструментам с англоязычным интерфейсом и информации о зарубежных трендах.
С программированием тоже не всё так очевидно. Некоторые специалисты с ProductSense назвали программирование в перечне навыков, но при этом отметили, что продакту не столько требуется писать код руками, сколько базово понимать используемые в продукте языки и в целом стек технологий.
Алексей Бородин
Product Lead в розничной сети Магнит
Я считаю, что продакт не должен программировать, но хорошо, если умеет. Это пригождается сразу в нескольких случаях. Во-первых, облегчает коммуникацию с технической частью команды. Когда вы знаете хотя бы азы программирования, обсуждать постановку задач и детали реализации становится куда легче. Вы понимаете, что происходит, а команда — что вам можно доверять. |
Какие soft skills необходимы продакт-менеджеру?
Харды — это хорошо, но к ним у хорошего специалиста обычно прилагаются ещё и гибкие навыки — надпрофессиональные умения, не связанные с конкретной областью. Это личностные, психологические и социальные качества. Вот какие из них продакт-менеджеры на ProductSense отметили как необходимые в своей работе:
По части софтов у работодателей меньше согласия — у всех разные приоритеты, и требования тоже разные.
Если разбить все возможные софты на тематические блоки, получится так →
Мышление: критическое, аналитическое, системное, стратегическое
Требования к наличию определённого мыслительного склада встречаются во многих вакансиях — чаще всего ищут продактов с аналитическим мышлением.
А вот сами продакты помимо аналитического назвали важными и другие типы мышления: системное, стратегическое и алгоритмическое. Получается, что хорошему продакту нужно иметь целый спектр когнитивных навыков. Он должен уметь проводить поиск, анализ и синтез информации, определять и переключаться между системами, искать и прогнозировать возможные сценарии, видеть последовательность действий и находить оптимальные пути решения.
Чаще всего развитое мышление встречается среди тех, кто получил фундаментальное вузовское образование, которое как раз заточено под развитие умения мыслить и закладывает на этот процесс достаточно времени.
Коммуникация
Многие продакты считают коммуникацию самой важной составляющей своей работы.
Большую часть времени им приходится общаться с людьми: потенциальными потребителями, командой, руководителями, инвесторами, стейкхолдерами. В таких условиях просто необходимо уметь доносить свои идеи, убеждать, быть дипломатичным и избегать конфликтов.
Не обойтись и без эмпатии: умение понимать чувства других людей поможет в работе с командой и поиске общего языка с ними. Чем лучше продакт владеет этими навыками, тем проще ему будет построить эффективное общение с людьми.
А следующий уровень уже телепатия.
Навыки менеджмента
Менеджмент играет большую роль в жизни продакта. Хотя в вакансиях о них почти не пишут — ограничиваются прикладными требованиями к управлению проектами.
Это может объясняться горизонтальной структурой команд, где продакт в большей степени является её частью, а не стоит над ней. Но когда ответственность лежит за результат работы, особенно важно уметь управлять теми, кто эту работу выполняет.
Практикующие продакты советуют уходить от микроменеджмента к гибкому лидерству и строить внутри команды культуру сотрудничества. Для этого можно использовать Менеджмент 3.0, как его назвали участники конференции, то есть не руководить, а выстраивать систему, где раскрывается максимальный потенциал сотрудников.
Валерия Катеринчик
Продакт-менеджер онлайн-гипермаркета ВсеИнструменты.ру
Какие именно навыки менеджмента понадобятся продакту — сильно зависит от распределения ролей в компании. Если есть и продакт-менеджер, и проджект-менеджер, то продакту не нужно концентрироваться на работе с командой и можно заняться исследованиям, проверкой гипотез и разработкой продуктовых возможностей. |
Личностные качества
Как и в любой другой профессии, продакт-менеджеру важны определённые личностные качества. В вакансиях о них пишут не часто, но опытные коллеги дают несколько рекомендаций.
Для продакта важен высокий уровень осознанности, чтобы он мог рефлексировать и признавать свои ошибки. Он должен быть готов ставить свои решения под сомнения и не бояться их принимать, находить в себе смелость избавляться от ненужных идей и плохих фич.
При всей проактивности позиции продакта, нужно терпеливо относиться к другим и смиряться с материальными ограничениями и окончательными решениями стейкхолдеров. А учитывая большое количество разноплановых задач, ещё быть организованным и просто не тупить.
Специалисты назвали и такие комплексные качества, как харизма и ораторское искусство.
Получается, что кроме всего перечисленного, идеальный продакт должен грамотно говорить, ясно выражать свои мысли, уметь справляться с волнением, импровизировать,
стоять на головебыть начитанным, уверенным в себе и обладать развитым эмоциональным интеллектом.
Опциональные навыки: ментальное здоровье и железные бубенцы
В дополнение к уже описанным хардам и софтам встречаются ещё опциональные навыки — те, что сложно назвать обязательными, но их наличие точно станет плюсом для продакт-менеджера.
Большинство из перечисленного ближе к советам, чем к требованиям вакансий.
Например, по части отношения к работе специалисты назвали умение фокусироваться на главном. Это качество пригодится как при приоритизации задач и работе с бэклогом, так и в следовании ключевой метрике, NSM. Также важно замечать первые признаки проблем, своевременно на них реагировать и обладать крепким ментальным здоровьем.
Яна Арсютина
Директор по цифровому продукту в Нетологии
Благодаря ментальному здоровью и ментальной крепости мы находимся в ресурсном состоянии: способны принимать решения и преодолевать стрессы, у нас получается быть классными, продуктивными и не страдать. |
На уровне работы с командой специалисты посоветовали повышать доверие и даже применять психотерапию. Личностные качества дополнили высокой трудоспособностью и дорисовали к портрету идеального продакта железные бубенцы.
А вот какие гибие навыки действительно часто отмечают в вакансиях работодатели, так это готовность к постоянному обучению и наличие критического мышления. Особенно много учиться придётся на джуниор-позициях.
Продакт-менеджеру требуется огромный спектр навыков, ему просто необходимо учиться на протяжении всей карьеры, следить за инновациями на рынке, уметь критически оценивать информацию и собственные решения.
Яна Арсютина
Директор по цифровому продукту в Нетологии
Я закончила бакалавриат (отделение Программной инженерии) и магистратуру (факультет Бизнес-информатики) ВШЭ. Начинала карьеру на позиции менеджера проектов 11 лет назад. Тогда обучения по профессии продакта ещё не было, и я осваивала её в процессе у коллег из классной продуктовой команды. Учиться, конечно, приходится постоянно. Сейчас у меня два основных способа. |
Стоит понимать, что практикующие продакт-менеджеры — не супергерои, которые умеют делать всё. Это молодая профессия, которой только начинают учить в вузах. Чаще всего в ней работают специалисты, пришедшие из других областей. Кто-то силён в аналитике, а кто-то в общении с людьми, и каждый постепенно развивает те навыки, которые ему необходимы.
Огласите весь список: осьминожка основных навыков продакт-менеджера
Чтобы список навыков было удобно использовать, мы собрали их в осьминожку развития. Основные «щупальца» — это навыки, которые нужны продакту в первую очередь, а их продолжение — то, что можно развивать в процессе работы. Осьминожка поможет понять, какие навыки стоит развивать на старте карьеры.
За концепцию осьминожки спасибо Бюро Горбунова — вот тут можно прочесть о ней подробнее.
Ну и сделали просто список в гугл-доке. В нём удобно отмечать освоенные навыки или использовать, чтобы сделать свою собственную осьминожку. Копируйте себе через «Файл» → «Создать копию», и пользуйтесь.
В итоге получился огромный стек навыков — кажется, чтобы освоить их все, понадобится не один год.
Поэтому хотим спросить у вас: как считаете, без каких навыков начинающему продакту не выжить, а какие можно постепенно освоить в процессе работы?
Поделитесь опытом в комментариях, и если вдруг мы забыли какой-то из важных навыков — напишите нам о нём.
От редакции
магистратура ВШЭ и Нетологии «Управление цифровым продуктом»
8-месячный курс «Product manager»
видеокурс «Product manager мобильного приложения»
специализация «Продакт-маркетолог»