Продолжаем рубрику «Где нас нет» о жизни ИТ-специалистов в российских регионах — теперь уже в новых реалиях. Мы уже писали о развитии ИТ-отрасли на Северо-Западе, Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Сегодня поговорим о том, как живут и где работают айтишники на Урале.
Уральские горы — естественная граница между Европой и Азией и между европейской и азиатской частью России. На севере они выходят к берегам Северного Ледовитого океана, на юге примыкают к границе с Казахстаном.
Урал славится богатыми месторождениями полезных ископаемых: каменного угля, нефти, газа, золота, платины, асбеста, калийных солей. Также он богат природными достопримечательностями: озеро Увильды в Челябинской области, Гилевский водопад и Дыроватый камень неподалёку от Екатеринбурга, плато Маньпупунёр и скала Мантуров камень, Кунгурская пещера и Тюменские термальные источники. На Урале сосредоточено 10% лесов России: по этому параметру регион уступает только Сибири и Дальнему Востоку.
К Уральскому федеральному округу относится шесть регионов: два автономных округа и четыре области. Большая часть его населения сконцентрирована в южной части. На Урале два города-миллионника — Екатеринбург и Челябинск. Население третьего по величине города в регионе, Тюмени, превышает 850 тысяч человек. Всего в округе проживает более 12 миллионов человек, или 8,37% населения России.
Уровень жизни на Урале зависит от конкретного региона и географического положения. Выше всего он в Ханты-Мансийском автономном округе, занимающем восьмую строчку в рейтинге регионов России по этому показателю. Свердловская и Тюменская области находятся в том же рейтинге на 15-м и 16-м месте, Челябинская область и Ямало-Ненецкий автономный округ — на 20-м и 21-м соответственно. При этом Курганская область находится ближе к концу этого списка, лишь на 77-й позиции.
Разницей географического положения обусловлена и разница в стоимости жизни в регионах Урала. В Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах размер прожиточного минимума чуть уступает московскому, в Тюменской и Свердловской областях мало отличается от среднероссийского уровня. В Курганской и Челябинской областях стоимость жизни ниже, чем в среднем по стране.
Аналогичная разница наблюдается и в уровне зарплат. В нефтегазоносных регионах Северного Урала — Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах — зарплаты значительно превышают средние по стране, в ЯНАО они превосходят московские, уступая только Чукотке. В остальных субъектах доходы ниже среднероссийских, ниже всего — в Курганской области (63-е место по РФ).
Промышленные традиции Урала, с одной стороны, являются гарантом относительной экономической стабильности региона, с другой — приводят к загрязнению окружающей среды: воды, воздуха, почвы. Экологические проблемы, суровый континентальный климат, недостаточность инфраструктуры приводят к оттоку населения в южные и центральные регионы европейской части страны. Одновременно на Урал приезжают выходцы из Восточной Сибири и Дальнего Востока, которых привлекает транспортная доступность и меньшая стоимость жизни при больших возможностях в плане образования и трудоустройства.
Индекс развития инфраструктуры на Урале выше среднего по России, но всё же уступает показателям центральных и северо-западных регионов. Самый высокий уровень в Ханты-Мансийском автономном округе — он входит в десятку лучших регионов России по качеству жизни; самый низкий — в Курганской области.
Экономическое развитие Урала определяется развитием топливно-энергетического комплекса на севере, машиностроения и металлургии на юге. Эти отрасли экономики связаны и с оборонно-промышленным комплексом, и с развитием науки.
ИТ-отрасль в регионе развивается с конца 1980-х — начала 1990-х годов. Уральский федеральный университет славится хорошей инженерной школой, а Свердловская область занимает третье место после Москвы и Петербурга по доле на ИТ-рынке.
В 90-е и 2000-е годы в крупных городах Урала стал развиваться бизнес, в том числе связанный с информационными технологиями. Среди крупных ИТ-компаний, начавших работу в уральских городах, стоит отметить СКБ Контур, Naumen, УЦСБ, Targem Games. Другие направления — создание ИТ-продуктов в сотрудничестве с промышленными предприятиями и работа крупных столичных компаний в регионах.
Юрий Лёгкий
Технический директор, Салехард
Я работаю техническим директором в медиахолдинге «Ямал-Медиа», прошёл путь от эникейщика до руководящей должности. Также являюсь основателем первой ежегодной ИТ-конференции на Ямале YAMAL.DEV CONF. Популяризирую ИТ в регионе, обучаю джунов и привлекаю к своим проектам.
Развитие ИТ на Ямале, конечно же, уступает Москве, Санкт-Петербургу и другим крупным городам. Большинство специалистов занимаются технической поддержкой, администрированием систем, сетями. Разработка чего-либо чаще всего идёт на аутсорс. Я организовал первый отдел разработки в своей компании, нашёл талантливых специалистов, и мы начали создавать внутренние продукты.
ИТ-вакансий мало, штат в компаниях обычно не увеличивается, а только сокращается. Многие работают в бюджетных организациях, на государственной службе. Обучаются в основном на онлайн-курсах, изредка работодатели отправляют на курсы повышения квалификации или переквалификации.
Зарплаты инженеров — средние по городу. Руководящие должности или специалисты «на ком всё держится» имеют более высокий уровень дохода. Многие работают удалённо: чаще всего это сотрудники крупных ИТ-компаний, таких как ВКонтакте или Яндекс.
Многие айтишники уезжают с Ямала, чтобы работать в крупных компаниях. Но есть люди, которые спокойно работают из дома, получая зарплату в 3–4 раза выше средней для региона. В основном уезжают в столицы. Приток новых специалистов практически отсутствует, потому что предложений о работе мало.
В Салехарде довольно комфортно жить, здесь хорошая инфраструктура, всё очень близко расположено, город можно пешком пройти за час. Очень часто в компании друзей ходим в горы, на сплавы — природа тут безумно красивая. Ну и северные отпуска в 56 дней очень выручают. Солнца на севере мало, зимой стоят полярные ночи, и ездить отдыхать в тёплые края очень нужно.
Главный минус жизни на Ямале — что ты живёшь на Крайнем Севере. Очень холодно, летняя погода всего пару недель в году. Дорогое жильё как на покупку, так и на съём. Дорогие продукты, но с приходом в регион X5 и Магнита эта проблема частично решилась. Сложности с транспортным сообщением: есть дорога на «большую землю», но если нет машины, то добраться по земле в другие регионы невозможно. Есть авиасообщение: направлений не слишком много, но билеты субсидируются, и цена приемлемая, чтобы слетать куда-то на праздники или выходные.
Не так много карьерных перспектив, чтобы пробиться и стать востребованным специалистом, необходимо много учиться. Сам я думал о переезде в Питер, но пока есть причины остаться в Салехарде, в том числе мои проекты с участием молодых специалистов, которые не хотелось бы оставлять на произвол судьбы.
Руслан Минхаиров
ИТ-предприниматель, Ханты-Мансийск
У меня свой небольшой бизнес, занимаюсь обслуживанием ИТ-инфраструктуры на аутсорсе, а параллельно работаю в госсекторе. Вакансий в ИТ в городе немного, в основном на должность системных администраторов. Зарплаты — на уровне средних по городу: впрочем, в Ханты-Мансийске зарплаты заметно выше, чем в среднем по стране.
Будущие ИТ-специалисты учатся в Югорском государственном университете. Часть студентов едет в другие города (Новосибирск, Томск, Екатеринбург), а потом возвращается работать.
Как и во многих регионах, айтишники часто работают на удалёнке. Я сам сотрудничаю с контрагентами со всей страны. Часть специалистов уезжает из Ханты-Мансийска. Самое популярное направление для переезда — Тюмень: это ближайший к нам крупный город.
Ханты-Мансийск — комфортный город для семейного проживания. Всё рядом, город можно обойти за два часа, вокруг лес, красивые пейзажи. Очень популярен спорт, созданы все условия для занятий лыжами и биатлоном. К людям относятся более чутко, чем на «большой земле». Из минусов — качество сервиса пока оставляет желать лучшего, а для молодёжи мало альтернативных развлечений, кроме спорта. Но мне нравится здесь жить, и никуда уезжать я пока не намерен.
Евгений Лактюшин
DevOps-инженер, Екатеринбург
Я работаю DevOps-инженером в крупном ритейле, живу в Екатеринбурге. В городе с ИТ дела обстоят довольно хорошо. Есть крупные местные компании, есть представители федеральных — таких как Тинькофф, Альфа-Банк, SberTech.
Зарплаты в ИТ, особенно в разработке и обслуживании ПО, значительно выше, чем в среднем по городу. Удалёнка тоже распространена: сам я работаю удалённо на Москву. Учатся на ИТ-специальностях в основном в Уральском государственном университете, но в других вузах есть специальности формата «прикладная информатика».
Екатеринбург — крупный город с богатой культурной программой, инфраструктурой и развлечениями, но от столиц он пока отстаёт. Часть специалистов, особенно молодёжь, уезжает в Москву и Питер: там и жизнь интереснее, и зарплаты выше. Некоторые айтишники эмигрируют в Грузию, Сербию, Турцию, Таиланд, Черногорию. Сам я отсюда никуда не собираюсь: здесь семья, собственное жильё и налаженный быт.
Пётр Паули
Архитектор программного обеспечения, Челябинск
Я живу в Челябинске и работаю в РЖД. Ситуация с ИТ в городе примерно такая же, как и в среднем по стране. Есть представительства крупных компаний, есть локальные фирмы, ну и, конечно же, непрофильному бизнесу также требуются айтишники под собственные нужды.
Учатся на ИТ-специальности в двух крупнейших университетах: ЮУрГУ и ЧелГУ, а также в колледжах и академиях.
Зарплаты разнятся: могут быть как ниже средних по городу (обычно не в ИТ-компаниях), так и средними и выше в случае ИТ-компаний. Зачастую чем крупнее работодатель, тем больше он может предложить. Также часть айтишников работает удалённо на столицы: так можно получать достойные деньги и при этом жить в городе с меньшей стоимостью жизни, нежели Москва и Питер.
Некоторые специалисты переезжают из Челябинска в Москву и Питер, иногда в Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург — туда, где уровень жизни повыше. Екатеринбург, к тому же ещё и близко, всего пара часов на автомобиле — и можно без проблем приехать в гости к родителям. Кто-то из айтишников вообще едет за рубеж (в Грузию, Сербию, Казахстан и другие страны), если у них есть такая возможность.
Челябинск — город-миллионник, который постоянно развивается, что не может не радовать. Из минусов нельзя не отметить проблемы с экологией, городской инфраструктурой и её обслуживанием, однако местами ситуация всё же меняется к лучшему. Я никуда не уезжаю, потому что здесь родственники и большая часть друзей, и мне не хотелось бы их покидать.
Артём Чирко
Системный администратор, Курган
Я работаю сисадмином в библиотечной системе. Обслуживаем парк в 200 машин на пару с коллегой. Внедряем RFID-технологии, чтобы читатели могли с единым читательским билетом посещать наши библиотеки, брать и сдавать книги самостоятельно.
Поскольку город небольшой и рядом три миллионника, ИТ в Кургане развивается отчасти по остаточному принципу. Есть несколько организаций с разработчиками ПО на аутсорс. Есть интересные конторы, которые занимаются реальными информационными технологиями, например, известный на всю Россию сервис Такси Максим появился именно в Кургане. Здесь же начали работу сервис доставки «Япоки» и компания Nethammer, занимающаяся разработкой и машинным обучением.
В Кургане нет крупных дата-центров, мало филиалов столичных компаний. Из известных с ходу могу вспомнить провайдеров Ростелеком, МТС, Дом.ру и банки Сбер, Альфа, ВТБ. Некоторые айтишники работают в бюджетной сфере: суды, библиотеки, поликлиники. Среди квалифицированных кадров распространена удалёнка на другие города.
Средняя зарплата айтишника примерно равна средней по региону, но в разработке можно получать в 2–3 раза выше. Молодых специалистов готовит Курганский государственный университет. Есть и колледжи, но качество подготовки оставляет желать лучшего.
Каждый год местные власти борются с оттоком населения. В первую очередь курганцы едут в Тюмень или в Екатеринбург. Пользуются популярностью Казань, Краснодар, Питер, Москва. В первую очередь, уезжают за деньгами, во вторую — за более насыщенной жизнью. Сам же я пока ничего не планирую менять: так складываются обстоятельства.
Линар Ермеев
Самозанятый ИТ-специалист, Тюмень
Я занимаюсь ИТ-поддержкой малого и среднего бизнеса, работаю как самозанятый. Живу в Тюмени.
Вакансии в городе есть, но не слишком много. Зарплаты в ИТ выше средних по городу, но сопоставимы с той же нефтегазовой сферой. Обучаются на айтишников в местном университете либо онлайн: последний вариант популярен у тех, кто меняет специальность.
Тюмень считается экономическим центром Западной Сибири, поэтому сюда постоянно приезжают люди из севера и ближайших деревень. Ну и климат здесь лучше, чем в том же ХМАО. В то же время часть специалистов уезжает в Москву и Петербург, некоторые едут за границу — от Грузии до Филиппин.
Климат и экология в Тюмени оставляют желать лучшего, а вот инфраструктура развита достаточно хорошо. Город постоянно расширяется и развивается, здесь конкурентные зарплаты по сравнению со средними по РФ. Но и пробки, и цены на недвижимость постоянно растут. Сам пока не уезжаю, хотя интересно узнать и опыт тех, кто решил пожить в другом городе или стране.
Чтобы дать новый толчок развитию ИТ на Урале, необходимо справиться с проблемой оттока кадров, считают эксперты. Екатеринбург и Свердловская область с их высоким образовательным уровнем могут стать локомотивом этого процесса.
Другим трендом, который может остановить миграцию специалистов, может стать развитие удалённой работы на столичные компании. Взаимодействие с крупным бизнесом, в том числе с госкорпорациями параллельно с благоустройством городской среды, ростом уровня жизни и развитием культуры — тот импульс, который сейчас необходим Уралу в целом и ИТ-отрасли в частности.
Источники данных на картинках:
Население: «Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года» по данным Росстата.
Стоимость жилья: Приказ Минстроя России от 11 декабря 2023 г. №888/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2024 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2024 года».
Индекс HH в ИТ: сервис открытой аналитики рынка труда по данным hh.ru.
Средняя зарплата: «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации с 2013 года (по месяцам), рублей» по данным Росстата.
Прожиточный минимум: Социальный фонд России.
Открытые ИТ-вакансии: работа в отрасли «Информационные технологии, системная интеграция, интернет» по данным hh.ru.
Ближайшие курсы Нетологии по программированию:
korean_pilot
Извините за нескромный вопрос: теперь Уфа, Ижевск, Пермь и Оренбург к Уралу больше не относятся? Или в названии слово "Урал" следует читать как "Уральский федеральный округ"?
blognetology Автор
Вы всё верно поняли: статья про Уральский федеральный округ, к которому, конечно же, относятся вышеперечисленные города.
dmitriyrudnev
Я живу в Перми. Пермский край - это Западный Урал, но в состав Уральского федерального округа не входит, как и Башкортостан, как и Удмуртия, как и Оренбургская область. Из четырёх уральских миллионников в УФО входят только два. А Вы каким-то непонятным образом весь Урал в Азию....
blognetology Автор
Дмитрий, всё верно вы расписали. Приносим свои извинения за вторую часть нашего комментария — там действительно ошибка. Поторопились с ответом на мешанину в первом комментарии и попали под лошадь. :( В самой статье ошибок нет.
Alterman666
Перми когда удобно - Урал, а когда удобно иначе - Прикамье