На связи опять ребята из Hays, и сегодня мы расскажем о профессии UX/UI-дизайнера: кто это такой, чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать. 

Ок гугл, кто такой UX/UI-дизайнер?

Вообще область продуктового дизайна крайне разнообразна и наполнена широким спектром ролей. Это UX-дизайнеры, или, как их еще называют, проектировщики пользовательского опыта, графические и визуальные (UI) дизайнеры, моушн и анимационные дизайнеры, исследователи пользователей,  UX - писатели и продуктовые аналитики. 

Вовсе не обязательно, что они все стопроцентно будут входить в продуктовую команду: необходимость того или иного team member зависит от конкретных задач, которые нужно закрывать, и безусловно, от масштаба бизнеса и самого продукта.

Сегодня мы поговорим о наиболее распространенной в компаниях на данный момент  роли: UX/UI-дизайнера в единственном лице (UX Generalist, будем называть его так). Он решает широкий спектр задач: исследует поведенческие паттерны, проектирует различные варианты пользовательского опыта, прорабатывает те или иные гипотезы совместно с командой, тестирует их, проводит пользовательские интервью и исследования, и с учетом полученных данных создает привлекательный, понятный и удобный интерфейс, который помогает решить предполагаемую задачу пользователя.

Поскольку повседневные и рабочие процессы стремительно перетекают в виртуальное пространство интернета и гаджетов, для дизайнеров появляется все больше возможностей и интересных проектов: web, мобильные приложения, программное обеспечение для бизнеса, умные устройства и даже панели управления в самолете или автомобиле. 

Чем занимается UX/UI-дизайнер?

На самом деле UX/UI-дизайнер выполняет множество разных функций — и все ради того, чтобы конечный продукт приносил удовольствие пользователю.

  • Исследует пользователей: методы исследования могут включать опросы, наблюдения и интервью. 

  • Продумывает информационную архитектуру: определяет, как продукт организован и структурирован, создает скелет, который показывает, как пользователи взаимодействуют с продуктом.

  • Создает каркас продукта — Wireframing. В основном каркас представляет собой линии и фигуры с небольшим количеством текста. Это можно делать вручную, а также с использованием ПО.

  • Прототипирует: создает раннюю модель продукта, демонстрирующую его функциональность. Прототипы могут быть в физическом или цифровом формате, а также различаться по сложности. Иногда прототип создается для демонстрации одной конкретной особенности продукта — например, перехода между экранами или того, как продукт физически выглядит и ощущается. На протяжении всего процесса проектирования создается несколько прототипов любого продукта.

  • Создает визуальный дизайн. Фокусируется на том, как выглядит продукт или технология, — для этого необходима непосредственная отрисовка той части продукта, которой касается пользователь.

  • Эффективно взаимодействует с командой: UX-дизайнер плотно работает с разработчиками, аналитиками и продакт-менеджерами. Это сфера, где для достижения успеха необходима тесная командная работа, а также умение отстаивать преимущества своих дизайн - решений.

Основная цель работы любого дизайнера — сделать продукт, дизайн которого будет повышать уровень удовлетворенности клиента и его лояльность благодаря пользе, простоте и удовольствию от использования. 

Как стать дизайнером?

Этому можно научиться. Образование в области дизайна или информационных технологий будет несомненным преимуществом для развития в этой профессии. Сегодня некоторые вузы уже открыли направления бакалавриата и магистратуры, которые дают основу для старта. Также существуют курсы профессиональной переподготовки, где происходит погружение в профессию. 

Рынок образовательных услуг наполнен огромным количеством курсов и проектов по данной теме, поэтому выбрать этот путь может любой желающий. 


По этой ссылке вы найдете список из 15 книг, которые помогут вам на пути становления в профессии дизайнера.


Следующим важным фактором является портфолио — при отборе канидадата это первое, на что обращают внимание.

Самый комфортный путь развития в профессии: начало на junior-позиции в консалтинге или дизайн-студии, затем переход на уровни middle и senior. Преимущество агентств и студий перед работой в продуктовой компании заключается в том, что на старте работы junior сможет поработать с разными проектами и заказчиками и таким образом набраться опыта.

«В первую очередь необходимо желание докапываться до сути и показывать это в своем решении. Это помогает разобраться в проблеме до того, как ты сел за рисование макетов, и вообще развивать карьеру. Например, многие кандидаты к откликам на вакансии прикладывают ссылки на Google Drive, даже не попытавшись проверить, как это работает. А там ни решаемая проблема, ни роль человека не ясны. Да и макет толком посмотреть невозможно. И в итоге остаешься с ощущением, что человек точно так же не думает о своих пользователях, когда делает продукт», — рассказывает Дмитрий Борисенков, Head of Design at VTB.

Основные требования к UX/UI-дизайнеру.

  • Свободное владение тулами прототипирования: самый популярный сейчас Figma, чуть менее — Sketch, Illustrator, Adobe XD и др.

  • Опыт отрисовки UI-элементов, иллюстраций, иконок.

  • Владение основами типографики и композиции.

  • Способность к генерации и визуализации интерфейсных решений.

  • Понимание принципов usability и адаптивности веб-интерфейсов.

  • Умение пользоваться инструментами Story Map, Customer Journey Map, User Story.

  • Навыки верстки, знание языков HTML и CSS.

  • Знание гайдлайнов для мобильной разработки Material Design Human Interface Guidelines.

  • Понимание технологий frontend-разработки.

  • Портфолио!

При этом среди требований не встречаются профессиональные скиллы в рисунке — куда важнее уметь работать со специальным софтом. Дизайнер должен обладать вкусом, уметь работать с абстракциями и воплощать идеи в реальность, но ему совершенно не обязательно для этого оканчивать художественную школу или училище.

Мотивация и карьерный рост

После прохождения стандартного пути junior — middle — senior у дизайнера есть возможность дорасти: 

в продуктовой компании — до Design Lead, а затем и до Head of Design,

а в агентстве или студии — до арт-директора.

Среди мотиваторов выделяют материальные:

  • высокий доход (от 80 до 340 тысяч в Москве, в среднем — 220 тысяч; от 60 до 300 тысяч в Санкт-Петербурге, в среднем — 190 тысяч),

  • годовой бонус,

  • индексация зарплаты;

а также нематериальные:

  • престиж профессии,

  • работа над продуктами с миллионной аудиторией,

  • работа с международными командами,

  • возможность переезда за границу,

  • возможность создания крутого дизайна с нуля,

  • возможность нести ответственность за весь продукт,

  • карьерный рост и возможность углубиться в одно из направлений.

«В работе меня мотивируют сложные задачи и возможность влиять на результат. Я могу придумать варианты решения проблемы вместе с командой дизайна. Или сделать так, как хочу, ни с кем не согласуя, показать результат в цифрах и получить еще больше свободы», — отмечает Дмитрий Борисенков, Head of Design at VTB.

Комментарии (9)


  1. mSnus
    25.07.2021 16:23

    А прототипы правда в той же Figma все рисуют? Я думал, что-то вроде Azure..


    1. lightmaker
      26.07.2021 10:14

      Если есть готовый UI-кит/дизайн-система можно хоть в фотошопе. Вопрос не в инструменте, а в том как потом это тестировать на пользователях


    1. vickfalls
      26.07.2021 10:33

      фигма вообще бешеными скачками развивается, там очень удобно прототипировать


    1. kulaginanat
      26.07.2021 10:38

      Figma - универсальный инструмент, но в средней полосе часто используют и Axure(вероятно вы про него выше), Marvel, InVision, Principle и другие тулы :)


  1. js605451
    25.07.2021 22:10

    UX-дизайнер - это очень расплывчатое понятие: начиная от синонима "web-дизайнер" и до самого "продакт менеджер".

    В теории UX-дизайнер - это такой разносторонне развитый специалист, который может практически всё кроме написания кода: и предметную область понимает, и маркетинговые исследования проводить может, и фичи придумывает, и прототипирует, и проверяет на живых людях, и мысли пользователей читает, и каждое своё решение может объяснить и подкрепить какими-то данными, собранными во время исследований.

    А из моего опыта на практике UX-дизайнер - это просто человек, который с умным выражением лица принимает решение по поводу цвета и border-radius для кнопок.


  1. lightmaker
    26.07.2021 10:13
    +1

    Всё-таки UX-дизайнер - это скорее человек, который может и в прототипирование/информационную архитектуру немножк и в визуальный дизайн + понимает необходимость пользовательских исследований. Но нафига из него делать многофункциональную роль - непонятно и главное, что вредно.

    Невозможно быть круты спецом во всех даже мною перечисленных областях.

    Конечно многое связано с уровнем развития компании/продукта, но предложенный вариант дизайнера - крайне ограничен в возможностях и профессионализме, что нужно понимать


  1. rickshinova
    26.07.2021 10:33

    здравствуйте, извините за глупый вопрос, но что бы вы посоветовали изучить начинающему фронтендеру для создания удобных и интуитивных интерфейсов?

    спасибо!


    1. Ekaterina_1815 Автор
      26.07.2021 13:31

      Добрый день! И вовсе это не глупый вопрос, задавайте их как можно чаще)

      Если у вас есть базовые знания html, css, js, то можно попробовать разобраться с фреймворками такими, как vue и react. Эти фреймворки значительно помогут упростить процесс разработки.

      Если цель именно UI создавать, то фреймворк в целом не особо важен, но для упрощения можно взять VueJS, и чтобы не сидеть над дизайном, взять готовый дизайн фреймворк, например, Material UI. Так можно будет уже готовые компоненты брать (кнопочки, степперы, тулбары и .т д). У VueJS есть библиотека с этими элементами, она так и называется Vuetify. Так будет попроще начать, но если этого мало будет, то можно такой же набор, только вместо Vue взять React. Дизайн фреймворк можно и не брать готовый, а сделать всё самому, но это нужно будет с CSS ещё поразбираться, хотя CSS в любом случае понадобится.

      А в целом удобный и интуитивный интерфейс создается в результате совместной работы фронта и дизайнера.

      Рекомендуем активно шерстить на эту тему Хабр и Medium, на этих платформах очень много полезной информации. Или вот еще полезные ресурсы, на которые рекомендуем подписаться: https://t.me/seniorFront, https://t.me/webstandards_ru ( у них еще и подскасты есть, чтобы быть в курсе новых трендов), https://t.me/tproger_web, https://t.me/fedevelopment, https://t.me/frontendbook

      Но самый большой совет, который дают профессионалы, это смотреть, как делают другие, разбирать, и стараться понять, почему именно так, а не иначе они это делают. И практика. Много практики. Идеальным вариантом будет найти наставника, который будет направлять и развивать вас, указывать вектор развития, но это самый сложный вариант, скрывать не будем.

      Удачи!


      1. rickshinova
        26.07.2021 13:33

        спасибо за советы!