Всем привет, меня зовут Владимир Кузьмин, я руковожу проектом iFreedomLab (а то меня в прошлый раз обвинили в плагиате), мы расследуем бизнес скрытых мобильных подписок, разобрались с «Мегафоном», изучили «Билайн», дошла очередь и до Tele2.    

Чуть сокращенная версия, если хотите прочитать полную, заходите к нам на сайт. Некоторое избыточное количество ссылок связано с просьбой нашего юриста. Погнали.  

Напоминаю сразу, что из «большой четверки» именно Tele2 – главный борец за честность. Эта концепция появилась сразу после смены владельцев со шведских на российских в 2014 году.

В начале 2017 года реклама с честностью Tele2 закончилась: была анонсирована новая рекламная концепция — «Другие правила».

Но честность вскоре вернулась: в марте этого года компания запустила рекламную кампанию с упором на честность своих новых тарифов. На официальном сайте компании открыт поддомен honest.tele2.ru (honest — «честный»). Где крупно, белым по черному сообщается: «честные тарифы» и «у нас все честно».

А что с подписками?

Судя по комментариям, как минимум с 2015 года на народных площадках Рунета регулярно появляются жалобы абонентов на подписки. И далее не прекращаются до сих пор.

Скрытые подписки Tele2 — не существуют, но действуют?

Изучив жалобы пользователей в сети, я хочу отметить: подписочная кухня в Tele2 довольно сильно отличается от вполне схожих между собой, как мне кажется, практик «Мегафона» и «Билайна».

Оператор Tele2 развивает экосистему сервисов, многие из которых действительно могут пригодиться абонентам. Например, партнерство с сервисом Megogo.

Недопонятым сервисом стал «Образовательный портал» от Tele2. Его открытие «засветилось» во многих СМИ.

Образовательный портал заполнен курсами от известных платформ GeekBrains, CSC, Stepik и Лекторума, за доступ к которым абоненты Tele2 должны заплатить 9 рублей в день.

Я поэксперементировал с подписками на курсы, возникло несколько вопросов. Основных — два. Первый вопрос: почему нужно платить 9 рублей в день за курсы, многие из которых доступны бесплатно на других сайтах? Второй вопрос сложнее.

Курс «Азартная теория вероятностей» (почему он в категории «Личностный рост»?) на сайте «Лекториума» стоит 2 000 рублей. На сайте Tele2 он доступен без дополнительной платы в рамках подписки за 9 рублей в день. Курс рассчитан на 2 недели, то есть обойдется обучающемуся в 126 рублей, то есть скидка составит 93,7%. Более того, в рамках пробной подписки можно вообще бесплатно загрузить себе все видео с курса.

Не понял истоки неслыханной щедрости, информации о партнерстве нет. Поэтому отправил запросы, для начала в GeekBrains и CSC, с просьбой прояснить условия сотрудничества этих платформ с Теле2, и от GeekBrains получили странноватый ответ:

Но даже сомнительные подписки, которые я встретил у Tele2, как мне кажется, заметно отличаются от операторов, попавших под наблюдение ранее. Если у них скрытые мобильные подписки выглядят скорее как хвост у ящера, который если что можно и отбросить со словами «вам показалось», то подписки даже от сторонних разработчиков у Tele2 оформлены в фирменном стиле оператора, их можно найти в официальном каталоге. Некоторые из них даже работают, расползаясь по шкале приемлемости от "компиляций из бесплатно доступного в Сети контента в милом дизайне" до визуально «годного сервиса».

Хотя, какими бы распрекрасными ни были сервисы и дизайны, главное все-таки – чтобы подписка была добровольной. А с этим случаются промахи.

Как и уже рассмотренные операторы, Tele2, судя по отзывам, практикует все уже хорошо знакомые нам способы сомнительной продажи клиентам ненужных им услуг.

Доступна вся старая добрая классика в полном объеме, но компания позволяет себе и творческое переосмысление: не только новые названия для всего старого, но и внедрение блестящих ноу-хау в развитии сомнительных услуг.

Перечисленные особенности заставляют задуматься, во-первых, о гораздо большем внимании оператора к подписочному бизнесу по сравнению с «Билайном» или «Мегафоном», а во-вторых, — о руководящей роли в нем.

Еще одна важная черта истории с подписками от Tele2 – их максимальная запутанность, вопреки перманентно декларируемой честности и простоте.

Для тестов я использовал симку Tele2, купленную по случаю в Рязани, так как по слухам, Москва и Питер менее подвержены подписочному злу.

При ее покупке никаких дополнительных манипуляций/запросов/настроек не производилось. Уже на этом этапе исследования случился первый инцидент. Из двух подключенных в формате «пробный период бесплатно, потом платно» сервисов «Живой баланс» по истечении бесплатного периода вежливо отключился, а второй — «Мой помощник» — остался и превратился в платный. Ну и чтобы стало еще веселее: если «Мой помощник» (1 руб./день) отключить, вместо него самостоятельно подключается «Кто звонил» (60 коп./день). Бди, абонент.

Но это собственные сервисы оператора. А как поймать подписку на какой-нибудь страшно полезный контент?

Как поймать сомнительную подписку, версия от Tele2
До этого самым частым способом словить подписку было посещение замаскированного сайта с подпиской. Только в части случаев подписка как-то находилась сама. А вот у Tele2, кажется, никто не в силах объяснить, откуда в дебрях личного кабинета взялась подписка.

Еще более занятно, что, судя по отзывам абонентов Tele2, пользователи могут словить подписку, даже если их SIM-карта год лежала в столе отдельно от телефона.

Судя по народным отзывам, абоненты Tele2 сталкиваются со всеми известными способами получения скрытых подписок:

Именно последний способ — самый распространенный и наиболее творчески переосмысленный оператором Tele2, судя по отзывам в Рунете.

Вот свежие истории: апрель этого года, вот май, вот июнь, вот уже июль.

У Tele2 подписочное хозяйство организовано крайне хаотично.

Хаос номер 1. Подписки

Запретное слово

Как сделать так, чтобы не было платных подписок? Запретить? Защитить? Перестать называть подписки подписками!

В абсолютном большинстве найденных договоров-оферт дополнительные услуги именуются «подписками» и/или имеют пометку, что данная «услуга оказывается на условии подписки».

Формулировка «Подписки» с обозначением трат на них встречается, но чаще абоненты видят некие «периодические списания». В отзывах нам встречалась формулировка «Разовые списания». А бывает при отсутствии «Платных услуг» просто «Платные подписки» — прямо рядом. Абоненты вообще отмечают множественные пункты меню Личного кабинета, в которых могут быть запрятаны платные услуги.

Я подписался на сервис «Автоштрафы+». Она стоит 9 рублей в день. Есть еще просто «Автоштрафы» за 4 рубля в день.

За эти деньги абонент получает то, что он может в других сервисах получить бесплатно, зато за деньги и в миленьком дизайне. Особенно «полезны» ПДД в редакции 2017 года.

Затем проверил личный кабинет:

Подключенных платных услуг нет, есть ПЕРИОДИЧЕСКИЕ СПИСАНИЯ. Где заканчиваются «платные услуги» и начинаются «периодические списания»?

В договоре, меж тем, фигурирует однозначный термин — подписка.

Напомним, что говорят о самих себе в Tele2.
«Кроме того, Tele2 делает подключение услуг максимально прозрачным для клиентов. В личном кабинете — на сайте и в приложении — абоненты видят список подключенных сервисов и могут легко управлять ими. Обращения по теме контентных услуг в службу поддержки минимальны, и в любом случае мы всегда решаем вопрос в пользу клиента», заявили в пресс-службе Tele2.

Дополнительные услуги: взболтано и смешано

Это уже не про запрятывание платежей за сомнительные услуги по разным разделам, а про запутанную систематизацию сервисов. Tele2 развивает целую экосистему сервисов для своих клиентов; однако вопреки понятию «экосистема», которое по определению подразумевает наличие некой «системы», предложения от Tele2 рассыпаны совершенно непредсказуемо по самым разным закоулкам их обширного хозяйства сервисов.

Так, в разделе финансовых услуг среди перечисления платежных систем и финансовых продуктов я нашел такие предложения, как «муж на час» и ветеринарные онлайн-консультации.

Хаос с музыкой!

Кроме загадочных сервисов, даже вполне привычные для рынка мобильной связи услуги компания иной раз представляет так, что я несколько путаюсь. Так, простейшая услуга по замене гудков на музыку организована так, что я потратил день на то, чтобы с ней разобраться. Для нее существует десяток разных опций, которые регламентируются тремя договорами оферты (!). Кроме того, имеется еще бесплатное мобильное приложение «Гудок». Но с той же мешаниной бесплатно-платных услуг. Некоторые опции работают только в связках. Другие платные опции могут включаться автоматически (а таким же образом отключаться — не могут :)). И все это с кучей условий и оговорок. И вишенка на этом торте: дополнительные платные услуги на сайте предлагается включить БЕСПЛАТНЫМ запросом:

Да-да, «Гудок+» — это дополнительная платная опция к платной услуге «Гудок», которую, как вы видите, Tele2 предлагает подключить бесплатной командой.

Поиграем в платное/бесплатное

Добавляют красок в общение абонентов с компанией навязчивые сообщения с предложениями что-нибудь подключить. Речь идет о хорошо знакомых абонентам Tele2 выскакивающих модальных окнах с самыми разнообразными предложениями.

Эти «окошки» работают по технологии SIM Toolkit (по умолчанию встроено в OS Android), и у Tele2 есть несколько сервисов, которые построены именно на ней. Многие знакомы с подобного рода уведомлениями:

Например, это предложение на скрине от сервиса «Tele2-Меню» — любой абонент Tele2 найдет его в так называемом SIM-меню (да, и там можно подписаться на платные услуги) и он является бесплатным. А вот предложения, которые он вам присылает, платные. Нашел 166 актуальных предложений для «Tele2-Меню». По тому же принципу работает «Tele2-Тема» — и там почти 400 предложений. Они, согласно оферте, иногда платные, иногда нет. А еще есть «Tele2-Гид». И если у вас неосторожно подключена одна из этих бесплатных услуг, то у вас перед глазами постоянно крутится вот такой калейдоскоп всякой всячины с риском нечаянно ее прикупить, неудачно смахнув модальное окно.

Нарваться на платные услуги абоненты Tele2 могут в разных местах, о которых иногда и не подозревают. Компания не теряет возможности предложить своим клиентам что-нибудь дополнительное и платное, используя максимум технических, юридических (об этом ниже) и социоинжиниринговых наработок.

Подписки, которые не работают

Итак, подписки на самом деле не подписки, они очень сложно устроены юридически и запутанно описаны. Все бы ничего, но и работоспособность их бывает невысока.

В приложении Tele2 для смартфонов есть «Каталог приложений» от AppsClub. В рамках услуги абонентам предлагают установить себе приложения — игры, фитнес-помощники, и т.п.  Такой же сервис есть у «Билайна», я его уже проверял и был им несколько возмущен, но он хотя бы работал.

Что предлагают: установить каталог приложений с ежедневной платой 15 рублей. И бесплатно пользоваться очень дорогими играми, стоимостью аж в 9 000 рублей, но со скидкой 100%. Правда, бОльшую часть приложений можно бесплатно скачать в PlayMarket. Владеет AppsClub контент-провайдер BeMobi International c офисами в Сан-Пауло, Осло и Одессе.

Цены на простенькие мобильные приложения восхитили. Не все в курсе цен на видеоигры, за 10 000 рублей в Москве на маркетплейсе можно купить игровую консоль Nintendo Switch Lite с парой игр. А мобильные приложения для Android за такие деньги хоть и бывают, но, как правило, они призваны помогать владельцам зарабатывать деньги: вроде пособий для дантистов, ветеринаров или справочников по металлургии.

Не смог пройти мимо знакомого по расследованию о Билайне AppsClub и подписался. Тут что-то пошло не так. Подписка оформлена, а обещанное СМС с подробностями не пришло. Зато получил на почту уведомление о том, что я подписан на программу лояльности от Tele2 с названием «Больше».  Почему? На каких основаниях? Где мой доступ каталогу приложений?

Не смог разобраться и обратился в техпо, которая также происходящее прокомментировать не смогла. Диалог:

Хотя как внезапно навязанная подписка, она вполне работает: абоненты рассказывали о внезапном подключении именно этой услуги.


Сверхсекретность
Тут я решил уточнить полный список подписок Tele2 и попросил коллегу задать этот вопрос техпо. Ответ был непритязателен:

С поиском списка коротких номеров с описанием услуг по ним (подписки привязаны к коротким номерам, как и другие сервисы) справился сам: в Tele2, как и у других операторов, подписки крепятся к коротким номерам, а на сайте можно эти номера проверить — так мы вычислили около 4,5 тысяч партнерских сервисов Tele2, имеющих о себе информацию на сайте компании. Кстати, делимся файлом.

Кстати, даже сюда попала информация не обо всех сервисах, которые прямо сейчас есть на сайте компании и в договорах-офертах и которых имеются короткие номера: не смог найти, например, «Спортивный портал», разработанный «Фабрикой мобильного контента» и представленный от имени Tele2.

В общем, похоже, полный список подписок от Tele2 — секретная тайна.

Итак, более 4 500 подписок! Часть номеров из списка обслуживают, например, банки или онлайн-кинотеатры, но львиная доля — это подписки от поставщиков контента.

Всевозможные подписки от них можно получать самыми разными способами: через СМС, USSD и голосовые запросы. Среди них — масса уже известных нам по другим расследованиям контент-провайдеров, активно практикующих бизнес сомнительных подписок.

И приятный дизайн, и тот факт, что многие сервисы от партнеров выполнены в фирменном стиле Tele2, на наш взгляд, в данном случае вовсе не являются плюсом. Визуальное единообразие скорее свидетельствует о том, насколько мощно интегрирован Tele2 в этот бизнес и насколько много он позволяет своим партнерам.

И тут мы подошли к главному — к партнерам. Потому что все сервисы Теле2 делают партнеры, и Теле2 этого совершенно не скрывает.

Хаос номер 2: поставщики и партнеры

Если верить Tele2, компания очень строго относится к выбору партнеров. В компании даже существует целый этический кодекс для партнеров.

Многие из сервис-провайдеров Tele2 существуют на рынке мобильного контента много лет и широко известны в узких кругах: ООО «А1 Системс» (на него приходится почти 1 000 подписок из найденных нами); ООО «ТД МЕДИА»; ООО «Брэдбери Лаб» — создатели вполне годного сервиса Tele2 TV и других работающих сервисов (среди учредителей, кстати, можно обнаружить Никиту Михалкова); ООО «Фабрика мобильного контента» (а вот этих по короткому номеру найти нельзя, но можно найти в офертах); ООО «ИМТехнологии»; ООО «ИНТЕК ГЛОБАЛ».

Несмотря на несколько вполне адекватных разработчиков современных сервисов, бОльшая часть из них — настоящие ветераны подписочного бизнеса, или, если говорить комплиментарно, рынка мобильного контента. Они существуют много лет, некоторые — с нулевых годов; они растут и развиваются вместе с этим рынком. Часть из них, например, периодически фигурируют в некоторых расследованиях подписочного бизнеса.

С Tele2 TV от ООО «Брэдбери Лаб» вообще интересная история: судя по отзывам, это в целом работоспособный сервис, установить его можно, скачав соответствующее приложение в Google Play или AppStore. Правда, в описании обновлений в AppStore он все еще называется Amediateka. Да и абоненты жалуются, что сначала они получают подписку, а уже потом скачивают приложение, чтобы от этой подписки избавиться. Поневоле задумаешься: возможно, именно поэтому приложение имеет более миллиона установок? Каким именно образом достигнут столь высокий показатель? Что возвращает нас к самому главному выводу относительно корректности предоставления мобильных услуг: каким бы прекрасным ни был сервис, подписка на него должна быть добровольной.

Поиски какой-либо информации о партнерских подписках и о том, как они работают, — процесс довольно нетривиальный. Например, техподдержка на вопросы о сервисах и их владельцах реагирует как-то странно:

Партнерки: все включено!

Классический вариант словить скрытую подписку — случайно ткнуть рекламный баннер или зайти на сайт, где абонента уже ждут с распростертыми объятиями и переводят на лендинг. Мы решили проверить, работает ли такая схема у Tele2? И похоже, классический вариант с партнерскими программами по незаметному навязыванию скрытых подписок у Tele2 также в ходу.

Вот и отзыв «поймавшего» «RedMusic»:

Хаос номер 3. Это не подписка, а мобильная коммерция

Этот способ «заработка» заставляет задаться вопросом: «А что, так можно было?»

Итак, внимание:

Теперь, кроме подписок и периодических списаний, деньги у абонента уходят на некие денежные платежи/мобильную коммерцию. В чем бонус? Абонент платит со счета мобильного, но это не подписка, поэтому контент-счет от нее не страхует и не защищает.

Напомним, что мобильная подписка в классическом смысле — это контент/сервис, предоставленный партнером, и инфраструктура (биллинг, короткие номера), которую дает оператор. Чтобы оплачивать эти сервисы, был придуман контент-счет.

А что же перед нами, если не мобильная подписка? Это «подписка, которая работает через мобильную коммерцию». Оператор предоставляет биллинг и короткие номера, но в случае с мобильной коммерцией используется другой способ оплаты, отличный от классической мобильной подписки, — денежный перевод со счета мобильного телефона через небанковскую кредитную организацию.

ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (ОЭДС) – это оператор по переводу денежных средств, осуществляющии перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств). В частности, в примере выше ОЭДС_10 – это ООО РНКО «Единая касса».

Поэтому где деньги потеряли — туда и пишите о возврате. Оператор к этому отношения не имеет. ГЕНИАЛЬНО!

Правда, подписка происходит через ресурсы самого оператора, отписка тоже… Но это сторонний ресурс, конечно.

Мы нашли целую группу ресурсов, жалобы на которые Tele2 может почитать в своих же группах в соцсетях. Но ведь это не мобильные подписки, да? Поэтому не считается, да? По нашему мнению, еще как считается.

Зато как удобно говорить, что вы тут не при чем:

Домены сложной судьбы

Абоненты Tele2 в рамках опции «мобильные платежи» активно «покупают» услуги странноватых информационных сервисов. Так как это не мобильные подписки (хотя оплата — за день использования), то контент-счет от них не спасает, оповещений никаких нет, и радость исчезновения денег настигает пользователей не сразу.

Мы выявили несколько доменов, за подписку на услуги которых дорого платят абоненты Теле2:

Но таких «сервисов» может быть гораздо больше, мы не рассчитываем, что нашли все. В перечне доступных абонентам сервисов их нет.

История этих доменов длинная, она насыщена событиями, сменами владельцев, знавала и временное забвение, однако в 2019 году они все выплыли из небытия, а в данных всех доменов сейчас значится кипрская компания DANESCO TRADING LTD, директор — Анна Правденко. Похоже, эта компания просто прикрывает имя настоящего бенефициара, но зачем же Tele2 допускает ситуацию, при которой абоненты такого крупного огосударствленного мобильного оператора покупают что-то на подобных ресурсах?

А дальше интереснее, потому что пользовательское соглашение этих сервисов показывает нам вовсе не кипрскую компанию. Договор пользователь заключает с ООО «Вива» или ООО «Хелги» (обе компании — из Нижнего Новгорода).

Бенефициар ООО «Вива» — Ваге Амбарцумян. «Вива» имеет неплохие доходы, хотя и расходы на 7 сотрудников весьма велики:

ООО «Хелги» тоже заработало более 100 000 000 рублей в прошлом году.

ООО «Вива» иногда действует в пользовательском соглашении от своего лица единолично (в случае с доменом checkyour.name). А иногда и «Вива», и «Хелги» действуют на основании лицензионного договора с LemonBit Limited — юрлица, зарегистрированного в Ирландии.

Купил выписку из ирландского реестра:

Владелец LemonBit — резидент ЕС, Сергей Симахин, живет в Риге. Доходы LemonBit «скромны» — всего 4 миллиона евро за год.

Перемещаемся в Ригу. Там Сергей Симахин владеет половиной некоего OneClick SIA, баннерной сетки https://one-click.lv/. А кто же владеет второй половиной OneClick SIA? Правильно, Ваге Амбарцумян. Который, как мы помним, является бенефициаром ООО «Вива». Такая вот несложная схемка.

У LemonBit, кстати, есть еще 5 приложений в AppStoreCheckNameDok2PDF, TriplookJinFile.com и FileXload, они тоже работают в паре «Хелги» + LemonBit и «Вива» + LemonBit.

Предположим, что схема просто нужна для бесшовного вывода денег в Евросоюз. И Tele2 ничего об этом не знает, потому что это сторонний ресурс.

Но и это еще не все! Чтобы отписаться от полезной подписки, например, от checkyour.name, нужно отправить СМС на короткий номер 659. Этот номер принадлежит провайдеру «ИНТЕК ГЛОБАЛ», Информационно-Развлекательная услуга «333_Sverh-oe_5». Тип услуги — подписка. Прямо задумались, как расшифровывается «Сверх-ое». Сверхполезное? Отличное описание сервиса.

Всего к «ИНТЕК ГЛОБАЛ» относится 96 подписок на сайте Tele2, в 2020 году компания заработала свыше 400 миллионов рублей.

Так подписка или не подписка? Что за сложная схема с юрлицами в ЕС? Как компания Tele2 может быть не в курсе, если отписываться надо через ее собственные номера?

Зачем оператор с госучастием допускает к работе со своими абонентами непонятные «многоходовочки» из разных юрлиц, части которых — вообще не в России? Учитывая, что на эти компании из Ирландии не один и не два раза жаловались его абоненты?

Более глобальные вопросы, как это часто бывает, риторические: если столько жалоб, то почему не отключить всем абонентам денежные платежи по умолчанию, а включать тем, кому они действительно нужны по запросу? Ррраз — и абоненты под надежной защитой! Или, например, запрашивать СМС-кой согласие? Несложно, но тоже убережет абонента.

Перечисленные домены трудной судьбы от «Хелги», Ленмонбита и «Вивы» — это далеко не полный список того, но что могут попасться абоненты.

Например, вот сервис https://adfix.pro/, на который абоненты Tele2 «натыкаются» в рамках все той же мобильной коммерции. Сайт, кстати, заявляет, что они работают также и с «Мегафоном» и МТС, но подключиться к нему с использованием SIM-карты этого оператора нам не удалось. То же самое произошло при попытке использовать SIM-карту МТС.

Сервис во всех отношениях полезный, особенно понравились фотографии из фото-стоков, использованные в качестве аватарок для горячо рекомендующих сервис пользователей.

На сайте Adfix мы выяснили, что договор пользователь заключает с ИП, зарегистрированным в 2020 году. Видимо, индивидуальный предприниматель Шорин А.А., с которым абонент заключает договор оферты, трудится не покладая рук над своим продуктом.

Tele2, на вопрос, кому принадлежат короткие номера сервиса AdFix 1591 и 2583 (их нет в базе из 4 500 номеров, но они указаны в оферте),

Ребят, а вы там сами в курсе, что у вас происходит?
Ребят, а вы там сами в курсе, что у вас происходит?

Хаос номер 4. Защита

В борьбе за защиту своего баланса абонента Tele2 также ждет масса дополнительных препятствий. Часть сервисов — мобильная коммерция, ее можно отключить. Но иногда абоненты ею пользуются и отключать не хотят. А как насчет защиты от классических подписок Сервисы защиты есть, и они полностью поддерживают стиль Tele2: их много, они находятся в неожиданных местах, они непонятно описаны, и что в конечном итоге дают абонентам — также не очень понятно. Своеобразием многочисленных сервисов по защите от платных подписок и особенностями их работы восхищались и абоненты Tele2 на народных площадках Рунета: в Личном кабинете есть, например, опция «Защита от случайных подписк» (бесплатно) и «Защита от платных подписок в интернете» (2 руб./день). Кроме того, абонентам предлагается некая защита за 4 руб. в день. А также «Безопасный режим» за 6 руб. в день.

Мы тоже попробовали поставить запрет на нежелательные подписки, выбрав систему «Безопасный режим» за 6 рублей:

Действительно, надо быть внимательным: отключили нас только от каких-то WEB-подписок, что бы это ни значило.

Да и по свидетельствам пострадавших абонентов, запреты так хитро организованы, что попросту не работают.

Например, от надоедливой истории с модальными окнами абоненты Tele2 могут отказаться, но через SIM-меню, а не в личном кабинете.

Какой такой контентный счет?

Пострадавшим от скрытых мобильных подписок часто советуют подключить контентный счет.

Напомним, понятие контентного счета было введено законодательно в 2014 году как раз для борьбы со скрытыми подписками. Согласно новой редакции закона, все дополнительные услуги сотовых операторов должны оплачиваться со специального контентного счета, который абонент должен специально открыть и целенаправленно внести на него деньги. Если счета нет или он пуст, никакая платная услуга оказываться не может.

Кстати, контентный счет в Tele2 подключается только в офисе и только с паспортом, в отличие от того же «Билайна», где это можно сделать командой онлайн.

В прошлом расследовании я обратил внимание на то, что плата за некоторые подписки «Билайна», даже партнерские, списывается с основного счета и контентный не работает. У Tele2 это качественно переосмыслено.

Объяснение находится в договорах оферты (они же — правила оказания услуг). Они составлены таким образом, что абонент не имеет шанса отказаться платить за дополнительную услугу: там предусмотрено все, чтобы никакой контентный счет не помешал списанию средств с основного счета абонента.

Согласно некоторым офертам, дополнительные услуги оплачиваются сразу без экивоков с основного счета:

Публичная оферта, Правила предоставления услуги «Подписка на Сервис «Услуга Гудок» для Абонентов Оператора Tele2, п. 10:

Оплата услуги «Подписка» и опций «Подписки» осуществляется за счет ранее авансированных денежных средств в оплату услуг связи и отраженных на лицевом счете Абонента.

Правда, и соблюдение закона с контентным счетом тоже не будет панацеей — приведенные на сайте оферты предполагают, что деньги будут списываться с основного счета, если контентного нет: Правила предоставления услуги «Доступ к «Образовательному порталу Tele2» для Абонентов Оператора Tele2, п. 9:

Оказание Услуги осуществляется на условиях подписки: плата для Абонента за пользование услугой устанавливается в размере 9 (девяти) рублей 00 копеек в день, включая НДС. Плата списывается Оператором с контентного лицевого счета Абонента, а при его отсутствии — с основного лицевого счета Абонента ежедневно за каждый день предоставления услуги.

Но, кажется, самое прекрасное в том, многие же оферты содержат разрешение загонять абонента подписками в долги:

Правила на предоставление услуги «Подписка на Сервис «Tele2 игровой портал» Абонентам Оператора Tele2 (далее — Абонент), п. 13:

В случае невозможности списания с лицевого счета Абонента денежных средств за использование услуги «Подписка» в полном размере (в силу отсутствия достаточного количества денежных средств на лицевом счете Абонента), услуга «Подписка» может быть предоставлена Абоненту с последующей дотарификацией.

Выводы

Весьма важная в контексте темы ремарка о виртуальных операторах, вроде «Тиньков Мобайл» и «Сбер Мобайл»: «В 2017 году Tele2 становится лидером в развитии MVNO в стране. MVNO — это виртуальный оператор мобильной связи, который пользуется инфраструктурой другого оператора, чтобы продавать услуги под собственным брендом. Tele2 является единственной в России «фабрикой MVNO», доказывая, что собственного оператора могут иметь банк, сеть супермаркетов, футбольная команда, блогер и медийная личность. Tele2 запускает виртуальных операторов с «Ростелекомом», Сбербанком, «ТрансТелекомом», Тинькофф Банком. В декабре начинает работать MVNE-платформа Tele2: она позволяет поставить создание виртуальных операторов на поток», — это цитата из собственного блога Tele2.

Напомню довольно известный факт: MVNO-операторы не страдают сомнительными подписками. Ни те, которые работают на сетях Tele2, ни Yota, которая работает на сетях «Мегафона».

Т.е. развернутые на технической базе Tele2 виртуальные сети каким-то непостижимым образом могут блокировать абсолютно любые подписки.

Вероятно, объяснить это можно только «социальной ответственностью» больших операторов перед абонентами, о которой они так любят докладывать у себя на сайтах, в годовых отчетах и на пресс-конференциях.

Поэтому в качестве вывода:

  • Без скрытых мобильных подписок (и мобильной коммерции) жить можно, и по моему искреннему мнению, даже нужно. Это доказывают даже виртуальные операторы, работающие на сетях Tele2.

  • Пламенеющая честность в маркетинговых слоганах мобильных операторов, видимо, не связана с политикой в сфере скрытых подписок.

  • Практикуемые у других операторов схемы со скрытыми мобильными подписками, как мы увидели, действуют и у Tele2.

А вот использование мобильной коммерции для создания «подписок 2.0» кажется нам тревожным симптомом, пока мы не видели жалоб от абонентов других операторов, но если вы с этим сталкивались — напишите на info@ifreedomlab.net.

Хотя оператор открещивается от участия в этом, но в таком случае непонятно: как эти «сервисы» продолжают не первый день существовать, несмотря на потоки жалоб на них со стороны абонентов.

[моё] Подписка Сотовые операторы Теле2

Комментарии (134)


  1. c_kotik
    04.08.2021 16:53
    +3

    Другие правила *

    * - стоимость подп услуги *** в день


  1. selivanov_pavel
    04.08.2021 17:06
    +2

    Оформить отдельный контентный счёт в любом салоне теле2 (в приложении такой опции нету, конечно) - и никаких проблем с подписками.

    Впрочем, по личному опыту, и до этого теле2 такой фигнёй страдали реже других операторов.


    1. Ark1774
      04.08.2021 18:27
      +8

      Оформлял так же. Компьютер только при оформлении контентного счёт начинает или зависать или тупить, больше получаса пришлось простоять. Причём люди передо мной и после меня отбились за несколько минут. Я бы сказал что это случайность, но когда через неделю оформлял ещё на одну карту контентный счёт, ситуация повторилась в точности.


      1. in_heb
        04.08.2021 22:36
        +9

        У мегафона тоже самое, я сказал что подожду, через 5 минут они сдались и оформили контентный счет


    1. goldrobot
      09.08.2021 07:58
      +1

      Мне очень нравится что для того что бы тебя перестали обворовывать, нужно сыграть на барабанах мелодию которую закажут, в данном случае мелодию заведения счета. И люди реально думают это хорошее решение проблемы, поразительно.


      1. selivanov_pavel
        09.08.2021 08:01
        +1

        Это работающее и доступное решение проблемы.

        Остальные решения: - купить оператора мобильной связи и поменять правила работы, создать своего оперетора мобильной связи, добиться принятия и исполнения в России закона, запрещающего операторам такое поведение - требуют немного больше усилий.


      1. Ark1774
        09.08.2021 09:24
        +3

        Каждый отдельный случай воровства(будем называть вещи своими именами) слишком мелкий для полиции/суда, плюс ОПСОС возвращает деньги если клиенты сильно возмущаются, чтобы они не пошли жаловаться в органы.
        Но в целом речь идёт о миллиардах рублей, причём налогов с этих денег государство не получает как минимум частично и этим должна заниматься прокуратура, т.к. это мошенничество со сговором в особо крупных размерах. Я надеюсь что те люди из гос. структур, что регулярно читают Хабр, зададутся этим же вопросом и зададут его вышестоящему начальству. Население щиплет банда мошенников на протяжение десятка лет, но их никто не трогает.


        1. Plusodin Автор
          09.08.2021 14:23

          Да, это практически идеальная ситуация, когда не то, что в суд, многие даже в техподдержку не жалуются, просто отключают и все. А в итоге с миллионов людей собираются миллиарды, а в качестве решения предлагают контентный счет завести. Хотя понятно, что операторы могут это одним днем отключить совсем


    1. FotoHunter
      09.08.2021 13:30
      +1

      У меня тоже были левые "подписки" - звонил и ругался, отдельный счёт для "подписок" открыли по телефону без визита в офис. Большая проблема - перевод на другой тариф во время звонка менеджера :(


  1. 0xC0CAC01A
    04.08.2021 17:06
    +1

    А есть какие-то готовые инструкции, как условному пенсионеру защититься от мошеннических подписок? Что-то вроде в случае такого-то оператора, позвонить в саппорт и поставить такой-то запрет и т.п.


    1. VinterSanta
      04.08.2021 17:22

      Операторам это невыгодно. Как раз для защиты людей был принят закон о контентных счетах, но как видим он не исполняется ...


    1. Plusodin Автор
      04.08.2021 18:29

      Для каждого оператора свои инструкции, причем часть опций по такой защите - платная, и за месяц набегает. У каждого оператора свои инструкции и свои предложения по защите, но контентный счет по закону обязаны оформлять все


      1. 0xC0CAC01A
        04.08.2021 18:50
        +5

        Для каждого оператора свои инструкции, причем часть опций по такой защите - платная, и за месяц набегает. 

        Волшебно. "Не хочешь, чтоб мы тебя грабили? Ок, тогда плати нам за это"

        У каждого оператора свои инструкции и свои предложения по защите, но контентный счет по закону обязаны оформлять все

        Они есть где-то на Вашем или чьём-то ещё сайте? Можно ссылки?


        1. Plusodin Автор
          04.08.2021 23:18
          +1

          мы сознательно не публикуем способов защиты от всего этого нежелательного хлама, так как выступаем за то, что операторы отказались от него раз и навсегда


    1. selivanov_pavel
      04.08.2021 19:09
      +1

      Подключить отдельный контентный счёт, все операторы обязаны это делать по закону. После этого деньги за подписки могут быть списаны только с этого счёта, а не с основного.

      Конечно, придётся идти в офис/салон оператора с паспортом, одной кнопкой из личного кабинета эта опция почему-то ни у кого не включается :)


      1. Ark1774
        05.08.2021 08:55
        +3

        За подписки от фирм прокладок и левых фирм, а за подписки самого ОПСОСа спишут в любом случае с основного.
        Периодически у разных ОПСОСов в разных ситуациях открывается возможность оформить контентный счёт через ЛК/короткий номер/мобильное приложение.
        Плюс я не знаю как сейчас, но раньше у некоторых ОПСОСов контентный счёт был временным, нужно было ходить писать заявления каждые 3-6 месяцев.
        Ещё плюс некоторые особо хитрые ОПСОСы придумали возможность автопополнения контентного счёта с основного. Но насколько актуально я так же не знаю.


    1. barbadian
      04.08.2021 20:01
      +1

      Подключить тариф с пакетом нужных услуг (минуты, СМС, инет). Держать на счете 0 р. В день снятия абон. платы пополнять баланс на необходимую сумму.


      1. Plusodin Автор
        04.08.2021 23:19

        ну вот мы встречали интересное замечание от абонентов, что все нежелательное неожиданно цепляется ровно между внесением абонентской платы и ее снятием. У Теле2 абоненты особенно к этому чувствительны, так как от своевременного снятия абонентки у них зависят некоторые "плюшки" тарифа


        1. IvanovSV
          05.08.2021 10:23
          +1

          Телеклаб так раз в полгода и подключается. Между вносом дене в последний и день и списанием. И если не знаешь, что спишут 30 сразу за первые сутки, то плюшки от своевременной оплаты абонентки потеряешь.


    1. SnikeMK
      04.08.2021 21:54

      У меня родители пенсионеры, с переходом от другого оператора, оформили в теле2 тариф "социальный" - доступный пенсионерам по паспорту и пенсионному удостоверению.

      Уже третий год, если не больше, мне не приходилось заходить в их личные кабинеты и отключать подписки.

      Сам года два с лишним назад сгорел от мегафона и навязчивой рекламы. Звонил в саппорт, просил отключить всю рекламу. Там сказали что отключили всю рекламу и клятвенно пообещали, что больше я её не увижу. Ага, проверил. Рекламы не было всего месяц, потом повалила как обычно.

      По счастливой случайности симкарта была оформлена на родителей (покупалась ещё в нулевых). Попросил их подать документы на переход в теле2 на тот же тариф для пенсионеров. Из мегафона пару раз звонили с попытками уговорить остаться. На вопрос о рекламе отвечали, что она присылается сторонними компаниями и я её продолжу получать, даже если перейду на теле2. И вот я перешёл и... Тишина. Рекламы - ноль, подписок - ноль, кладу денег всегда ровно на размер абонентской платы, единственные смс, что приходят - напоминание о списании средств в новом месяце за тариф.

      Я уже было подумал, что попал в рай, нашел самого адекватного и честного оператора, не веря рассказам друзей о проблемах, с которыми они сталкивались на теле2, пока не прочитал эту статью и комментарии под ней...


      1. Plusodin Автор
        04.08.2021 23:21
        +3

        очень разный опыт, кому-то не прилетает ни-че-го, причем за десятки лет с одним оператором, другие ходят в личный кабинет как на работу, чтобы отключать все


        1. playnet
          05.08.2021 11:01
          +1

          Да. Сижу на мегафоне уже 20 лет, и для меня он был честным оператором, пока не купил телефон, где "в подарок" дали 2 симки, "можете их просто выкинуть". А потом оказалось, что на них тарифы были с абоненткой в 300р, и мегафон стал списывать долг.. с основной симки. Да, это был официальный салон мегафона, и там такие вот кидалы "план выполнили". Суммарно тысяч 5 украл мегафон. Хотел уйти.. а куда? мтс - пол года была вторая симка, поймал пачку подписок и пару левых списаний, выкинул. Билайн - там ещё печальнее было. Теле2 использую иногда, для всяких планшетов было дешевле всего, но качество и доступность хромали (на 2021 сильно лучше). Ёта осталась, но это тот же мегафон.

          ЗЫ Ещё причина пока остаться - я подключил себе вип тариф. Да, это 1к в месяц, но несколько раз обращался в поддержку - время ожидания было не больше пары минут, и я готов за это доплатить. Потому что помню времена, когда на том же мегафоне автоинформатор говорил "примерное время ожидания 40 минут", и я ждал 40 минут. У ёты нет галочки "стать вип". Так что я для мф вообще золотой клиент, по звонкам из 1500 минут трачу от силы 100, смс платные, а обеспечивать инет им не так и дорого. Я же могу себе позволить смотреть сериалы в HD в дороге и работать с ноута, в плане инета там анлим.


          1. playnet
            05.08.2021 12:28
            +1

            @YotaRussia дайте галку желающим )


          1. DigitalBerd
            05.08.2021 12:38
            +1

            я с МТС перешёл на Yota - ни одной подписки за всё время и связь хорошая.


            1. DigitalBerd
              05.08.2021 12:44

              к стати, с Yota был прикол: хотел себе подключить мелодию вместо звонка - так у них нет такой опции, лол)


              1. YotaRussia
                05.08.2021 14:17

                Привет! Такой услуги и правда нет :( Мы отметили ваше пожелание и передали его коллегам на рассмотрение ​


                1. freestyler8
                  05.08.2021 14:59
                  +7

                  Скорее удалите это пожелание, пока коллеги его не рассмотрели! Звонящий должен слышать гудки, а не шансончик или репчик.


                  1. Hlad
                    05.08.2021 15:04

                    Тем не менее, зачастую не хватает возможности поставить «дорожную» вместо гудка отдельным избранным абонентам.


                1. Kliffoth
                  05.08.2021 15:28
                  +3

                  Не было никакого комментария выше. Вам показалось. Ничего никому не надо передавать. Если передали - заберите и сотрите память.


            1. DannyTrejo
              05.08.2021 15:28

              >Связь хорошая

              2021 год, Volte и Wifi-calling уже завезли? Нет? Ну и кому такая связь нужна?


          1. andres1
            05.08.2021 15:28

            Списание денег с другой симки одного пользователя - стандартная практика Мегафона. Так было ещё лет семь назад, так, видимо, будет и далее


    1. VIPDC
      05.08.2021 08:47
      +1

      Оформить кучу жалоб через поддержку, РКН, Роспотребнадзор, прокуратуру. Позвонить поругаться, потребовать старшего менеджера. Потом Вас пометят как скандально и деньги снимать не будут.

      У меня Теле2 только у одного из сыновей, оформлено на меня. Однажды списали деньги, написал пару жалоб отправил, позвонил НАСТОЙЧИВО объяснил ситуацию, два года полет нормальный. Иногда какие подписки появляются, но деньги никогда не снимают. Хотя рассказывали "сказки" что всё запретить нельзя и т.д.

      От оператора не ушёл, потому что это один из последних тарифных планов без абонентской платы (сейчас уже не подключают). Затраты на номер 10 рублей в год на пару СМС.


      1. PsihXMak
        05.08.2021 16:06

        На сколько помню, у каждого оператора есть тарифный план без абонентской платы. У меня на мегафоне такой. Работает как спамоприёмка. Закидываю 100р в год.


    1. lDrakonl
      05.08.2021 10:18
      +1

      После того, как у меня не в тему подключилась услуга «Погода», я просто написал оператору в чат теле2 и сказал, «еще раз подключиться, уйду в Тинькофф. Включайте контентный счет и что-нибудь еще». Подключили без проблем.

      Услуги правда все равно подключаются, но теперь денег за них не списывают Оо


    1. kwaskoff
      05.08.2021 14:06
      +2

      yota - и вообще звонить не нужно


      1. YotaRussia
        05.08.2021 22:47

        Потому что есть безлимитный интернет? :D


    1. dijapif
      05.08.2021 15:28

      Есть такое, я для мегафона подключал себе запреты по этой схеме. И ещё нужно подключить контентный счёт (у любого оператора).


    1. gvitaly
      13.08.2021 12:56

      Может прозвучит банально, но я своих пенсионеров защитил от подписок и избавил лишних инструкций по их отключению просто переводом к другому оператору, у которого в принципе подписок нет.

      Но тут могут вылезти свои весёлости. Например, у всех "красный", и звонить бабушке на "голубой" им будет накладно. Или местность такая, где нормально ловит только "полосатый".


  1. Finesse
    04.08.2021 17:23
    +4

    Кстати, контентный счет в Tele2 подключается только в офисе и только с паспортом

    Ходил год назад специально в салон оформлять. Мне сказали «в салонах не оформляют, звоните 611». Я позвонил, мне подключили контентный счёт (я проверил через приложение).

    Справедливости ради, за 7 лет использования Теле2 не списал у меня ни рубля лишнего.

    Единственное, что беспокоит: регулярные звонки с предложение подключить «выгодный» тариф в полтора раза дороже текущего. Лечится занесением номера 611 в чёрный список на телефоне.


    1. Assargin
      05.08.2021 09:58
      +1

      611, ха. У них кучка номеров федерального формата, с которых они просто спамят. Все оканчиваются на *611, и все определяются как спам.

      Мне внезапно начали наяривать с 1 июля, каждый день по 3-5 раз в день, и даже в выходные, разве что ночью не звонили. Ни разу не брал, но их наглость и настойчивость не знала границ. Далее, при моём обращении в чат в ЛК, где я, практически не стесняясь в выражениях, спросил, зачем они мне названивают, мне в ответ - даже не утвердительно ответили, а просто предположили -, что звонят с выгодным предложением.

      Казалось бы, мои выражения должны были дать им понять, что далее этого делать не стоит, причём я открытым текстом написал в чат, что если это продолжится, то я уйду от них. Никак не повлияло.

      Через неделю звонки с номеров *611 сменились на звонки с номеров отдела удержания абонентов, а ещё несколько дней спустя недельку мой телефон выдохнул, когда симка перешла к другому ОпСосу.

      Номер был не основным, там стоял поминутный тариф, и рублей 100-200 баланс поддерживался, но как-то раз там образовалось 500+ рублей, и видимо сработал триггер.

      Продуктологи & маркетологи Теле2, вам явно не хватает раскалённой кочерги 3-5 раз в день, включая выходные.


      1. Finesse
        05.08.2021 10:56

        Рекомендую поставить приложение, которое автоматически блокирует спам-звонки. Меня раньше беспокоили микрокредитные конторы несколько раз в день, теперь звонок прорывается не чаще чем раз в неделю. На iOS API для блокировки декларативный, поэтому приложение не имеет доступ к истории звонков.


        1. Ark1774
          05.08.2021 11:35

          Поставил всей семье от Гугла. Он хорошо справляется со спам звонками.


          1. Vilgelm
            07.08.2021 05:03

            Гугловский 1 из 10 звонков отфильтровывает в моем случае. Не очень хорошая у них база.


            1. bormanman
              13.08.2021 11:27

              Хороший Yet Another Call Blocker. Ставится из F-Droid'а. Использую несколько месяцев, пока не подводил.


        1. Assargin
          05.08.2021 16:34
          +1

          Так установлен - именно поэтому я ни разу трубку от них и не взял, видел, что спам. Но во-первых, эти вызовы всё равно остаются в журнале и засоряют его, а во-вторых - теле2 вроде не микрокредитная шарага и не коллекторы, чтобы так наяривать маниакально. Ну обычно как бывает - день-два позвонят пару раз, да и всё, а тут - как будто коллекторы. Был гиперзанят, и просто наблюдал за этим балаганом, а когда надоело - ушёл. Оператор, который позволяет себе такое, и без явного отказа не успокаивается - точно не мой оператор.


          1. Finesse
            06.08.2021 04:03

            Включите блокировку спам-звонков, и не придётся отвлекаться на них совсем. На iOS звонки даже не будут попадать в журнал.


      1. logofiles
        05.08.2021 13:34

        Я попросил запрет комерции


    1. TristisOris
      05.08.2021 13:34

      тоже симке лет 10+, ни рубля не списано. Еще более надежно пользоваться йотой, но там с тарифами похуже.

      волнами бывали попытки убогой рекламы, внезапно всплывающих ussd на который можно нажать. но это такое

      все попытки позвонить решаются вопросом в любой чат ТП - куда нужно написать, чтоб вы перестали? банки, операторы и тп сейчас зашуганы роснадзорами, сразу перестают так делать насовсем.


      1. YotaRussia
        05.08.2021 16:20

        Привет! А что вам не понравилось в наших предложениях? :(


        1. TristisOris
          05.08.2021 17:20

          когда кончились минуты, можно докупить только минимально 100. что не имет смысла если тарифа осталось на сутки, тк все сгорит. Дешевле было с другой симки звонить эти пару дней. Вобщем были прям проблемы с этим постоянно.

          Зато у вас тарификация внятная и междгород. в отличии от остальных.


  1. mistergrim
    04.08.2021 17:26
    +13

    Tele2 – главный борец за честность. Эта концепция появилась сразу после смены владельцев со шведских на российских в 2014 году.
    «Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется».


    1. AlexZas20
      05.08.2021 13:34

      Да и шведская часть Tele2 любит делать тоже самое. То после покупки симки и покупки безлимита ,он не активируется , то недостаточно средств и т.д

      P.s я говорю про Tele2 Latvia (они вроде остались у шведов)


  1. Evengard
    04.08.2021 17:35

    Сообщение удалено


  1. ShadowMaster
    04.08.2021 18:09
    +3

    Про подписки у Йоты расскажите </sarcasm>

    Вот не понимаю что людей держит у опсосов-кидал если есть помельче, но которые не кидают.

    Билайну большой привет.


    1. vorphalack
      04.08.2021 20:09

      цены, покрытие, качество сети в нужных абоненту местах. йота (как и все, в общем-то, MVNO) — весьма нишевый оператор.


      1. YotaRussia
        04.08.2021 20:50
        +2

        Привет. Хм, мы работаем на совместной сети с ПАО "Мегафон" и покрытие развито довольно хорошо, а условия у нас очень гибкие - цену можно настроить под себя (yota.ru).

        Если вы замечали сложности со связью по конкретным адресам - пришлите их нам в ВК (vk.me/yota) и уточните ваш номер (если пользуетесь связью). Постараемся устранить недочёты в работе сети в отдельных районах.


        1. vorphalack
          04.08.2021 21:18
          +2

          наличие общей сети не мешает людям оказываться в ситуации «МФ есть, йоты нет» или наоборот. к счастью, меня эти проблемы больше не касаются.


        1. maldalik
          05.08.2021 05:20

          Зашел на ваш сайт нажал для смартфона, и вижу один единственный пакет ос скидкой на 30 дней за 300 руб, который как я понимаю станет 966 руб потом. Как увидеть остальные тарифы? Только ставить приложение?


          1. nebularia
            05.08.2021 05:51
            +1

            Вот прямо там на сайте количество минут/гигабайтов меняется, просто попробуйте подвигать. Тарифов как таковых нет.


        1. Ded_Banzai
          05.08.2021 07:00
          +6

          Как насчет сложностей со связью в квартире Руслана Шаведдинова?


          1. Vilgelm
            07.08.2021 05:13

            В этом плане я думаю вообще любой оператор в России окажется одинаков, увы. Это вопрос страны, а не оператора.


            1. IgorGS
              13.08.2021 15:29

              пока отличались только МТС и Yota


              1. Ark1774
                13.08.2021 16:37

                А к другим приходили люди в погонах с аналогичными требованиями, но они отказали?


                1. IgorGS
                  14.08.2021 08:16
                  +1

                  Отвечать на формальные законные требования обязаны все и наверняка отвечают и передают все требуемые данные.

                  И совсем другое дело - подленько отключить всю связь (как Шаведдинову) или перевести получение СМС (как Албурову) вместо его номера на каких-то мразей.

                  Так что пока в лучших учениках только эта парочка. Другие в подобном паскудстве замечены не были.


                  1. Ark1774
                    14.08.2021 11:00

                    Я сильно сомневаюсь что связь они отключили сами(или перевели смс на другой номер), точно так же пришли люди из какой нибудь трёхбуквенной конторы факт явки которых даже нельзя разглашать и потребовали выполнить. Можно в теории конечно не выполнить, но тогда уже у ОПСОСа могли начаться проблемы юридического характера. Или у владельца бизнеса личные.
                    Я их не защищаю, но не по наслышке знаю методы нашего государства.


        1. andersong
          05.08.2021 10:35
          +1

          Пользуюсь Ётой через модем года 2. С утра все ок, но ближе к вечеру даже пинги перестают ходить, хотя уровень сигнала нормальный, модем видит 2 БС, иногда между ними переключается, но тщетно. Периодически, раз в 2-3 месяца звоню в ТП, они говорят, что БС перегружены. Отмечают, что видят мои старые заявки, но ничего не меняется. В последнее мое обращение специалист так вовсе посоветовал сменить оператора)


          1. playnet
            05.08.2021 11:22

            А что мешает взять 2 симку других операторов и сравнить качество? Я знаю клиентов, где заявки обрабатываются гарантированно менее 5 минут, исправление - не более суток, но если обычным клиентам они не могут решить проблему, почему не голосовать ногами..


            1. andersong
              05.08.2021 11:28

              Потому-что у остальных операторов со связью у нас все еще хуже, сравнивал, поэтому и продолжаю питаться кактусом)


          1. Ark1774
            05.08.2021 11:40

            Уровень сигнала ещё ни о чём не говорит. Может там помех больше чем полезной информации. У кого нибудь из соседей не сертифицированное радио оборудование или военная часть рядом. Ещё возможен вариант ЧОПовских сигнализаций в магазинах с нелегальным усилителем. Вечером они начинают друг друга перебивать в попытке достучаться до БС.


          1. YotaRussia
            05.08.2021 12:50
            +1

            Привет! Нагрузка на сеть и правда очень сильно влияет на работу интернета и как правило проявляется именно вечером. Мы понимаем, что это не самые приятные особенности беспроводного интернета и работаем над тем, чтобы такие часы были менее заметны для наших пользователей ​

            Увы, этот вопрос не получится решить так быстро, как нам с вами хотелось бы, ведь для снятия нагрузки в вашем районе может потребоваться установка нового оборудования, а для этого нам нужно решить ряд не только технических, но и административных вопросов.

            Нам очень не хочется терять вас, но мы не хотим обманывать вас неточными сроками разрешения ситуации, поэтому предложили такой вариант.


        1. Vasyaya
          05.08.2021 14:12

          "очень гибкие - цену можно настроить под себя" Готов поспорить где в диапазоне управления цены влияющий диапазон в пределах 20% из 100% диапазона цены,то-есть 20% изменений трафика и минут влияют на 80% Стоимости,а остальные 80% влияют на малую часть стоимости.Ползунок хитрый продуманный с целью иллюзией управления основным телом стоимостью абонентских услуг.


          1. Chamie
            06.08.2021 23:16

            «Готов поспорить» — в смысле, что вы его так и не видели, хотя он чуть ли не на главной их сайта?


        1. Vilgelm
          07.08.2021 05:11

          Я сейчас зашел к вам на сайт посмотреть тарифы, нажал на «мобильная связь» и попал на вот эту страничку:

          Скриншот


          Попал и ничего не понял. Написано что вы даете максимальный тариф на первый месяц. Вы его бесплатно даете? Или за 400 рублей? Или 400 рублей это цена тарифа всегда, а 800 перечеркнуто для красоты? Или после первого месяца я буду платить 800?

          2000 минут и полный анлим (предполагаю что без шаринга по вайфай) — это выгодное предложение, а за 800 уже не такое выгодное. Хотелось бы точно понимать на что подписываешься.


          1. Chamie
            07.08.2021 05:16

            Там теперь шаринг есть как отдельная услуга — голубая кнопка со значком вайфая рядом с кнопкой «безлимитные СМС». Пришлось аж в приложение Ёты залезать, чтобы найти, что это за кнопка (в приложении она подписана).


      1. ShadowMaster
        06.08.2021 17:59

        В крупных городах плюс-минус у всех хорошо. Но когда я уходил от Билайна у него не было LTE в крупном миллионном городе (одна, а потом вторая базовые станции не считаются). В Москве билайн был очень плох (в метро кое-как или никак, в гостинице нужно было зайти в определенный угол и там скорость была хреновая), в тех же местах примерно через полгода с Йотой все было почти идеально (в метро в тоннелях идеально, в той же гостинице нормально, в центре и у билайна было хорошо). На дорогах у всех все плохо, то один ловится, то другой. На даче теле2 с небольшой палки, а если поставить внешнюю антенну и точно прицелится, то будет и мтс.


  1. DoctorMoriarty
    04.08.2021 18:11
    +2

    Не пользуюсь никакими околосотовыми сервисами, только то, что предусмотрено явным текстом в выбранном тарифе — звонки, СМС, трафик. В приложении отключил все платные и бесплатные услуги, которые были активны, но не нужны, один раз что-то не хотело отключиться — позвонил в техподдержку, сказал, что «вот это не хочу, уберите быстро», техподдержка всё убрала. Собственно вопрос — а что, кто-то поступает иначе? Кто те люди, которые читают рекламные эсэмэски от оператора, не удаляя их по умолчанию и нажимая всякие кнопочки? :-) Дисклаймер: я в курсе про «тёмные паттерны», охотно верю, что Tele2 может их использовать, но по сравнению с тем же Мегафоном, клиентом которого был когда-то, вроде бы не замечал у Tele2 подобного. Я не склонен к виктимблеймингу, но, имхо, в случае Tele2 это как-то особенно надо постараться, чтобы столкнуться с ловушкой подписки на какую-то хрень — что, конечно, не отменяет рассказанного в посте. Ну и в копилку — периодически случаются двух-трехдневки спама, когда названивает какой-то откровенно туповатый менеджер с бархатистым голосом и очень бодрым тоном уговаривает сменить тариф на «специально для вас, как для лояльного клиента», при этом не реагируя на вопросы и как заведённый повторяя один и тот же рекламный текст, перемежая его «ну что, подключаем?» — затыкается эта птица попугай, отличающаяся умом и сообразительностью, только методом бросания трубки. Вот это бесит.


    1. A1054
      05.08.2021 13:35

      Да ладно, подписки у теле2 точно также возникают ниоткуда, как и у остальных. Совсем не через рекламные СМС.

      Единственное их отличие (моя практика) от остальных -- если поругаться, перестают подписывать ( в какой-то список заносят, что ли). И даже деньги возвращают. Правда не извиняются.


  1. Slizen
    04.08.2021 18:27

    Интересная статья.


  1. iiwabor
    04.08.2021 18:42
    +2

    Сколько раз меня подписывали на платную подписку, всегда это было абсолютно бесполезная чушь и без моего ведома и согласия - мошенничество в чистом виде!


  1. 0xC0CAC01A
    04.08.2021 18:51

    И кстати, а про городские номера у МГТС похожая статья будет? Там тоже всё интересно.


    1. Plusodin Автор
      04.08.2021 23:22
      +1

      присмотримся к этой теме


      1. adeshere
        05.08.2021 17:36

        присмотримся к этой теме

        Да-да, напишите, пожалуйста.
        Для затравки могу рассказать свою историю: у меня домашний телефон стоит еще со времен СССР, я им пользуюсь очень редко. Но не убираю — мало ли, вдруг понадобится. Перевел его на повременный тариф, чтобы меньше платить. А примерно месяц назад началась жесть:
        пошли ежедневные звонки (которые повторяются несколько раз, если трубку не брать). Суть звонка: робот дожидается любого «але», после чего зачитывает вежливый, но жесткий 5-минутный текст с требованием погасить кредит. Не сообщая при этом ни данные должника, ни данные кредитора!!
        Я-то точно знаю, что никакие кредиты не брал. Теоретически, есть шанс, что кто-то взял подставной кредит на мое имя, и повесил на меня «левый» долг, но практически это очень маловероятно: кредитная история чистая (проверено через БКИ), исполнительных производств на меня нет и не было (проверено на Госуслугах), никаких официальных писем/запросов ни по адресу регистрации, ни через свой банк, ни по месту работы я тоже не получал.

        Скорее всего, кто-то просто прописал мой номер телефона в своем кредитном договоре.

        А теперь подскажите, как мне узнать: кто это звонит и откуда? Определителя номера у меня нет (а если б и был, то это вряд ли бы помогло, т.к. исходящие номера у коллекторов виртуальные). МГТС, куда я, естественно, обратился, вежливо сообщило, что они только предоставляют услуги связи неограниченному кругу лиц и помочь мне ничем не могут. Но впрочем, готовы подключить свою платную услугу — определитель номера (которая, скорее всего, окажется бесполезной — см.выше). Я уже начинаю параноить — а не в сговоре ли они с такими «коллекторами»?

        Проблема в том, что МГТС- это монополист, и я не могу «проголосовать ногами» за его конкурента. А совсем расставаться с проводной альтернативой опсосам как-то не хочется. Вот и чешу затылок в надежде, что через несколько лет эти звонки сами собой закончатся ;-)
        Или, возможно, есть способ лучше?


        1. Ded_Banzai
          06.08.2021 10:55

          Нет, это не так. Подключение платных услуг без ведома пользователя законом пока еще не разрешено. Соответственно, поэтому опсос практически всегда выплачивает большую часть списанных средств по любому чиху. Плюс есть такой замечательный юридический термин, как ничтожность. Любые условия в договоре могут признаны ничтожными, если они противоречат действующему законодательству.


    1. aproject
      05.08.2021 15:36

      А у городских номеров бывают контентые услуги? Давно не являюсь абонентом фиксированной связи, там уже и такое бывает?


    1. adeshere
      05.08.2021 17:33

      del
      (написал не в ту ветку)


  1. sw0rl0k
    04.08.2021 20:01

    Есть такой музыкальный стриминговый сервис - сберзвук. Там есть как возможность бесплатно слушать музыку с рекламой, так и подписаться за 169 рублей в месяц. С месячным триальным периодом и возможностью регистрации/входа по номеру телефона. Так вот, если зарегистрироваться (!) с номера оператора теле2, то вам сразу оформит подписку стоимостью 8 рублей в день (240 рублей в месяц) и триальным периодом в один день! А если точнее, то до конца дня. Выглядит как обычный вход по OTP, на телефон приходит смс от теле2, что мол де введите код для доступа к платформе сберзвук и ни слова, что вас подписывают на платную услугу. Только спустя некоторое время приходит смс о том, что вам оформлена подписка. Поддержка сберзвука отвечает, что подписка и списание происходят на стороне теле2, а они лишь получают уведомления от оператора и предоставляют доступ. По поводу автоподписки при регистрации по номеру посоветовали обратиться в теле2. Теле2 мне на письмо не ответили, а потом я ушел к другому оператору.

    UPD: История актуальна на март 2021 года, как сейчас не знаю


    1. Plusodin Автор
      04.08.2021 23:23

      ха, эта подписка показалась нам одной из немногих годных, надо же какой разворот


    1. 3epg
      05.08.2021 07:38

      Супруга с НГ подписана на сберзвук, деньги списывает только Сбер, еле2 ни разу ни на что не подписал и ни за что не списал лишнего.


  1. Bellerogrim
    04.08.2021 20:32
    +1

    > Абонент платит со счета мобильного, но это не подписка, поэтому контент-счет от нее не страхует и не защищает.

    Красиво, чёрт побери!


  1. don2021
    04.08.2021 23:23
    +3

    TELE2 не только с подписками хитрят, есть и другие ловушки, обратил внимание, что при пересечении границы (роуминг/дома) автоматически включается переадресация на автоответчик, и не важно что услуга отключена, все переадресованные звонки (тех же спамеров) будут биллингом тарифицированы как минутные, а в роуминге они будут ещё и платными.

    Абоненты теле2 проверяйте переадресацию после каждого пересечения границы!!!


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. Plusodin Автор
      04.08.2021 23:28
      +5

      это точка зрения операторов, называется викимблейминг. На самом деле операторы в силах просто отключить возможность ловить все эти подписки, тут все ресурсы именно на их стороне. Есть страны, где никакие заходы на какие-то сайты ни на что абонента не способны подписать. А штрафы за нарушения в миллионы рублей на наши деньги очень помогают держать себя в руках всем участникам рынка


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


    1. Ded_Banzai
      05.08.2021 07:05
      +2

      Что плохого в том, чтобы зайти на сайт zaycev.net? Какое дело опсосу, куда абонент заходит? Но если абонент зайдет на сайт zaycev.net и tele2 оформит подписку или просто снимет деньги — ни абонент, ни сайт тут не при чем. Виноват именно опсос. Вы еще предложите уникальную опцию — трафик бесплатный, а вот за вход на сайт по рублю брать.


    1. Newbie2
      05.08.2021 10:10
      +1

      Не, ну если у вас это было всего пару раз в жизни, то это все меняет. Нет, значит, ни у кого такой проблемы, и быть не может.


  1. luftoonn
    04.08.2021 23:24
    +1

    Топ расследование, только зачем тебе Change org? Уже давно есть данные о том, что голоса с этой платформы не имеют юр силы, это не петиция по определению из закона, а просто "лайки'' от кучи электронных почт.


    1. Plusodin Автор
      04.08.2021 23:26
      +1

      change.org помогает понять, сколько реально недовольных, так как сами видите - есть те, кто пишут, что ой не правда, вот у МЕНЯ никогда такого не было. Мы действуем вполне официально, направляя запросы операторам и ссылаясь в том числе и на change.org


      1. luftoonn
        05.08.2021 02:46
        +1

        Все равно немного странно понимать что это не инструмент на который будут реагировать и при этом: "Шесть лет назад на сайте Change.org была опубликована петиция за обязательное СМС-подтверждение подписок на платный контент. Петиция набрала 156 159 голосов, была объявлена победившей и… ничего не произошло". Что должно было произойти из-за того что она "победила"? Я цепляюсь потому что для меня это единственный неприятный момент на уже два текста, оч заметно


        1. Ark1774
          05.08.2021 09:31
          +2

          А на гос. оф. сайте для голосования происходит всё ровно тоже самое.
          100к голосов значат лишь то что пожелание/требование рассмотрят и то не факт.
          Оба сайта это лишь индикатор того, какие моменты население допекли и насколько сильно.


          1. luftoonn
            05.08.2021 18:04

            Ну так в этом и смысл что у них появляется обязанность рассмотреть петицию которая подписана на сайте где для регистрации необходимы реальные паспортные данные и тд, а не просто почта или авторизация через соцсеть. И это действительно не все что надо, просто это объективно лучше. Это два индикатора один из которых с очевидной уязвимостью.


          1. Vilgelm
            07.08.2021 05:26

            Если ничего не поменялось, то на офсайте все петиции, которые набрали 100к были завернуты. А приняты были те, которые 100к как раз не набрали.


    1. Bellerogrim
      05.08.2021 10:20
      +2

      Вы так говорите, как будто есть платформы, голоса с которых имеют юридическую силу.


      1. luftoonn
        05.08.2021 19:01

        Конкретные платформы? РОИ. Я не знаю насколько уязвимы госуслуги или РОИ, но это ''электронное правительство'' правила обработки обращений для которого были утверждены отдельным указом Президента и это именно то, что они предлагают для коммуникации.


        1. Bellerogrim
          06.08.2021 10:08

          Я не спрашиваю, что они предлагают. Я спрашиваю, что работает.


          1. Ark1774
            06.08.2021 12:10

            Я смотрел пару тройку лет назад, ни одна петиция на РОИ, набравшая больше 100к голосов не была исполнена.


  1. mraat
    05.08.2021 00:11
    +3

    Теле2 так жене подключил подписку из запроса о балансе, на ходу при прочтении баланса не обратишь внимание на то, что есть две кнопки типа "ок" и "отмена". В чате бот на вопрос как выключить предложения подписки в запросах о балансе спрашивает - это подписка Теле2 или чужая и далее отвечает - не понимаю вас.


  1. movl
    05.08.2021 01:42

    Тоже столкнулся с этой проблемой в 2018 году. Судя по всему, меня тогда подписывало приложение Castbox. Особо не разбирался как такое могло происходить, просто заметил, что СМС о новой подписке приходили с утра, как раз в то время когда я шел на работу и включал это приложение. Успел потратить на эти подписки достаточно много денег, так как у меня была симка из другого региона, и я думал что все сжирает роуминг. Спустя какое-то время изучил выписки, все соотнес и бомбанул. Высказал службе поддержки свое возмущение с такой честности. Спустя два-три дня вернули деньги, которые ушли на обслуживание подписок, и извинились.

    Скрин СМС с возвратом


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. 3epg
    05.08.2021 07:45

    Симке с номером овер15 лет, сначала был ЕТК, потом стал Теле2. И за всё это время ниразу ничего не подключилось и не списалось лишнего.


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00


  1. andersong
    05.08.2021 11:47
    +1

    Перешел в начале истории на Теле2 с МТС, вначале все было хорошо, потом, когда настала яровая, мой интернет безлимит превратился в 50Гб я расстроился и решил перейти уж не помню куда. Тогда Теле2 предложила мне очень выгодные условия, я поставил встречные, чтобы на эти выгодные условия подключили еще 2 моих номера, которые были у детей. Сейчас я за 30Гб с раздачей и безлимитом в соцсетях, 600мин в месяц я плачу 150руб. Здесь все отлично, я доволен. Но есть небольшое но. Периодически мой младший 9 лет цепляет подписки, это замечается, когда в момент очередного списания денег вдруг не хватает (я кладу денег ровно на платеж за несколько дней и в остальное время на счету меньше рубля). Иду в ЛК, вижу подписку, звоню в ТП, жестко говорю, что я своего согласия на подписку не давал, верните деньги. Обычно после текста (пропускаемого мимо ушей) о том, что я где-то нажатием давал согласие, деньги возвращают. Последний раз оператор оказался упорнее и пытался уговорить меня, чтобы я согласился взять возврат не деньгами, а минутами, но я был непреклонен и твердил «я согласия не давал, верните деньги». После этого они выслали USSD комбинацию, вроде как должную защищать от подписок. После этого подписок не было, может комбинация помогла, может я в системе помечен как «за копейку удавится»)))


  1. inferrna
    05.08.2021 12:07
    +1

    Не знаю, может кто сталкивался, но это их Tele2-Меню очень любит запускаться само с предложением подписаться на какую-нибудь хрень. Одно неловкое нажатие, и вот уже нужно куда-то лезть и отписываться. Думал это глюк моего ведроида, но то же самое происходит у жены на айфоне.


    1. Ark1774
      05.08.2021 17:07

      Его «всплытие» можно отключить средствами самого меню. В Теле2-Тема в конце вроде. Я один раз при покупке сделал и больше не всплывало, даже после перезагрузок/обновлений.


  1. vvbob
    05.08.2021 13:16

    У меня мама, пенсионерка, на Теле2. Пришло недавно СМС что мол надо получить новую СИМ, пошла в салон получать и вдруг выясняется что ее СИМ ей и не принадлежит, а оформлена на какого-то другого человека (абсолютно ей незнакомого), и для получения новой симки надо прийти в офис с этим человеком. При этом у мамы сохранились все документы,которые были с симкой. Написала заявление, но безрезультатно - говорят что ничего невозможно сделать. Не знаю в чем дело, может быть тут обычное раздолбайство ,но вот чувствую что это не просто так, есть тут какое-то мошенничество. Посоветовал маме уйти к другому оператору.


    1. Ark1774
      05.08.2021 18:41

      Так а в документах то её подпись/данные? Если её то это какая то ошибка в базе, пусть напишет заявление на актуализацию паспортных данных.


      1. vvbob
        05.08.2021 21:29

        Ее, она и написала, в ответ пришла смс что это невозможно (к сожалению далеко от нее живу, знаю все только с ее слов, сами доки и ответ не видел)


        1. Ark1774
          06.08.2021 12:22

          Есть какой то механизм. Со старым владельцем пытаются в течении 60 дней связаться по указанным контактам и если он не отвечает, то номер переоформляют.


  1. gus26
    05.08.2021 13:39

    Если много говорят о честности, то обязательно обманут...


  1. scorp_nv
    05.08.2021 13:41
    +1

    23 года на одном номере. Сменилось 5 операторов (один выкупал другого и т.д.). Последним стал теле2. У друзей/коллег на мегафоне/мтс страдания были постоянные с подписками. Смеялся над ними, типа вот, у меня оператор честный. А в 2018 году, резко, одномоментно, хопа и 5 подписок за месяц на ровном месте. Т.е. просто держу телефон в руках, не сёрфя в интернете - и прилетает смс "вы подписаны на то-то то-то". Ради интереса посмотрел на эти "контент" сайты. Никто на них в здравом уме подписываться не будет, наполнение из начала 2000-ых. Ещё 7 подписок за второй месяц. Постоянная ругань с техподдержкой, которая меня обвиняет, что я сам что-то не то нажал, не туда сходил, при том, что я IT-специалист и знаю, как работает вся эта кухня.

    Решилось на удивление просто. Сделал контентный счёт на свой номер и все номера в семье и как отшептало. Причём, т.к. у меня телефон на организацию, оказалось что контентный счёт нужно делать на номер в отдельности и на договор в целом.

    Сейчас читаю статью и ужасаюсь, похоже через какое-то время меня ждёт новый виток борьбы.


  1. likman
    05.08.2021 13:41
    +1

    Если вы расследуете бизнес скрытых мобильных подписок, то странно, что вы не начали с МТС. Вот где корень зла


    1. Plusodin Автор
      05.08.2021 13:42

      начал с Мегафона, потому сам с ним столкнулся, потом уже пошли другие операторы. Потом сделаем рейтинг самых честных операторов


    1. Vilgelm
      07.08.2021 05:35

      Помню когда у них еще логотип другой был и тарифы назывались Джинс это и правда был корень зла. У меня была их симка, которая просто лежала на полке и с нее списывали деньги за смс на короткие номера и подобное.

      А сейчас я уже много лет на их пакетнике и все берут четко по тарифу.


  1. bret99
    05.08.2021 13:42

    "Напоминаю сразу, что из «большой четверки» именно Tele2 – главный борец за честность. Эта концепция появилась сразу после смены владельцев со шведских на российских в 2014 году."

    Уже понятно все стало сразу ))).


  1. makapohmgn
    05.08.2021 13:42

    пользователи могут словить подписку, даже если их SIM-карта год лежала в столе отдельно от телефона

    Это как вообще? Если полгода не совершать платных действий, симку просто отключают. Да ещё и через 3 месяца бездействия, если не ошибаюсь, абонентку за бездействие снимают.


    1. Ded_Banzai
      06.08.2021 10:59

      Кто в здравом уме будет отключать симку, если на ней еще есть деньги? Можно же «проявить заботу» и постепенно списывать за бездействие до нулевого баланса.


  1. A1054
    05.08.2021 13:43
    +1

    Расследование это здорово, спасибо.

    Но в общем-то мы все прекрасно знаем, что все операторы большой четверки жульничают. Вопрос как с этим бороться.

    Тут нужны коллективные действия, т.к. ущерб каждого слишком мал, а прибыль у опсоса сконцентрирована. Какой-нибудь адвокат и коллективный иск?


  1. svob
    05.08.2021 14:41
    +1

    У меня есть приватная сим-карта ТЕЛЕ2, причем в отдельном телефоне. Приватная - в смысле, мне на нее не звонят по делам, только спам может сыпаться. Так что на редкие звонки я просто не отвечала.

    И вот сижу за компом, телефон лежит прямо перед глазами на столе, звонок с незнакомого номера. Не беру, вызов на моих глазах переводится в "пропущенные" - и тут же, через несколько секунд, на моих же глазах всплывает пуш "вам подключен интернет на сутки за 20 рублей".

    Сразу пишу в чат в их приложении, типа что за дела, почему само подключилось, требую отключения и возврата средств. Оператор вернул и отключил без вопросов, но на дорожку пожелал "не подключать больше случайно услуг". То есть они перевели стрелки на меня прямым текстом.


    1. A1054
      05.08.2021 22:33

      Мне тоже деньги вернули, может даже подписывать больше не будут (с другой симкой после ругани и обещания уйти подписки почему-то уже несколько лет не появляются).

      Но извиниться отказались, твердо стояли на том, что это я подписался.


      1. svob
        06.08.2021 21:28

        Именно так, удобная реакция.


  1. agat000
    06.08.2021 05:23
    +1

    Взял ребенку этого оператора. Наученный горьким опытом поставил напоминалку - каждые 2 недели заходить в личный кабинет и проверять подписки. Новое поколение закрывает всплывающие окна не читая, тыкая куда получится. Подписки ловят как собака блох.


  1. rombell
    06.08.2021 20:45
    +1

    Маме на кнопочник поставили подписку и списывали года два. После обнаружения и некоторой ругани с опсосом вернули псевдо-деньгами, которые мои родители в два номера тратят уже третий год.
    С тех пор проверяю ежемесячно — новых подписок не появляется.


  1. Soarerru
    17.08.2021 07:20

    Зачем кто-то в принципе пользуется Теле2? Я один раз купил, попробовал и выбросил. При полной антенне 4G скорость скачивания в Москве - не более 3-4 мБит. Проверял и в Мск, и в Подмосковье. После этого понимаешь, почему там кто-то выставляет гигабайты на продажу: их невозможно потратить.


    1. vorphalack
      17.08.2021 21:24

      ошибка выжившего (или не выжевшего — поди угадай).

      уже не раз наблюдаю, как разные телефоны на одном операторе в одной и той же точке дают результаты от «нет сети» до «полной скорости». причем по идее частоты и версии стандартов у них одинаковы (а иногда у дурящего даже лучше).

      а так, у меня личный многолетний опыт наоборот — пчелы просто лежат, мтс делает вид, но не работает, теле2 и МФ — работают согласно уровню приема.