Размах катастрофы приобретает невероятное рвение российского бизнеса захватить как можно больше персональных данных россиян и незаметно сделать их обладателями ненужных, на наш взгляд, услуг и сервисов.
Очередная прекрасная история приключилась с нашим коллегой. В один непрекрасный день он обнаружил, что банк «Тинькофф» ему ежемесячно напоминает о выставленном счёте за газ — прямо с конкретными цифрами, соответствующими свежей квитанции.
Надо ли говорить, что подобного рода подписки сознательно никто не оформлял?
Ситуация оказалась нередкой: знакомые показали, что им стали сваливаться в личный кабинет банка счета из налоговой, штрафы ГИБДД и прочее. А банк заботливо складывал все счета в специальную новую папку «Счета на оплату».
А вот так выглядит самовозникшая подписка на счета налоговой в мобильном приложении.
Кнопку отписки от такого счастья найти нам не удалось. (в ЛК на сайте, в отличие от приложения, раздел подписок/отписок на этот фантастический сервис есть).
Самостоятельность банка коллегу не устроила и в устном скандале по телефону со службой поддержки он от оных подписок отказался и попросил их удалить.
На вопрос: откуда банк берёт данные и кто ему разрешал — он, вестимо, никакого внятного ответа не получил:
Основываясь на ранее совершённых платежах, понятно? Втихую под Новый год.
По всей видимости, к чёрту вопросы и согласия в таких сферах, как личные финансы и персональные данные!
Но это было только начало загадочной истории…
Прошел месяц! И оказалось, что подписка на счета «Газпрома» хоть и перестала отражаться в дебрях личного кабинета, тем не менее осталась.
Теперь при вводе реквизитов «Газмпрома» актуальная сумма платежа автоматически самовозникает в платёжном окне:
Т.о., очевидно, что существует синхронизация клиентских данных между банком «Тинькофф» и структурами «Газпрома». Но на каких правовых основаниях она производится, кто им разрешал и почему от этого нельзя отказаться — решительно непонятно.
Откуда банк берёт данные? О, вы даже не представляете…
Анекдотичная переписка со службой поддержки поведала нам, что:
а) Банк считает себя так вправе делать потому, что в УКБО* написано в п. 3.2.1 о том, что банк может передавать информацию о клиенте партнёрам;
б) Банк почему‑то берёт информацию о счетах «Газпрома» в системе государственных муниципальных платежей (или ГИС ГМП).
Что?! да! у нас есть скрины:
УКБО — это Условия комплексного банковского обслуживания, основной документ, по которому регламентируются все ваши отношения с банком. Они идут в нагрузку к договору, отказаться вы от них не можете, банк вправе в одностороннем порядке менять как и когда ему хочется. Но все разбирательства с банком будут идти в соответствии с этим документом — вы же подписались при договоре под это. Не нравится — не пользуйтесь.
ГИС ГМП, или Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах,предназначена для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг. Она не имеет никакого отношения ни к коммунальным платежам, ни к банковским фортелям, ни к структурам «Газпрома».
Ну и пункт в):
Отключить это нельзя!
Как мы видим, специалисты клиентской поддержки банка «Тинькофф» ссылаются на то, что данные как будто бы против их воли им предоставляет ГИС ГМП (мы до сих пор смеёмся) и контрагент, сиречь — «Газпром».
А что же «Газпром»?
А структура «Газпрома» заверила, что они никому никаких данных клиентов не предоставляют и к такой операции банка отношения не имеют.
Письмо имеется (ответили просто на электронную почту, но с официального адреса):
Т.о., данные синхронизируются чудесным образом.
К этому не причастен никто!
Ну разве ГИС ГМП…
… а как удивилось Федеральное казначейство!
Больше всего в этой ситуации, полагаем, удивилось Федеральное казначейство, которое отвечает за ГИС ГМП, и куда мы направляли запрос по нашей теме.
И получили письменный ответ о непричастности ко всему происходящему (что таковым и является, ГМП — это в принципе про другое).
Все врут?
Менеджеры службы поддержки банка, ссылаясь на ГИС ГМП, очевидно транслируют клиентам какую угодно ахинею в ответ на претензии (на наш субъективный взгляд).
Но это не отменяет вопрос: каким образом банк получает данные о счетах своего клиента в структурах «Газпрома», который нам сообщил, что не предоставляет данных сторонним организациям.
Мы запросили в банке логи — электронные записи действий в личном кабинете — на дату, когда якобы была совершена наша «подписка». Ответ мы получили не то чтоб неожиданный:
Поэтому посмотрим в банковские документы, в которых, по всей видимости, наворочено столько, что менеджеры наверное и не в курсе — что ж там есть.
Юридическая сторона вопроса
В ходе разбирательств мы нашли такой документ: это инструкция по сервисам банка для оплаты услуг ЖКХ. В частности, как раз про подписки на информацию о платежах или автоплатежи. Наш общегражданский взгляд не усмотрел никакого криминала, но наш юрист поведал нам страшное. ????
Исходя из текста документа выходит, что банк считает следующим образом:
когда клиент вводит данные своего единого лицевого счета, ИНН и прочих идентификаторов, он таким образом совершает конклюдентное действие и подтверждает свое согласие на услугу со всем сопутствующими разрешениями и согласиями.
Вот так вот.
А казалось бы, какая невинная фраза в контексте: «Мы проверим выставленные вам счета и теперь будем регулярно проверять новые». А стоит ввести лицевой счёт в реквизиты обычного платежа и нажать «продолжить» — и тут же неведомые услуги у тебя в кармане, а персональные данные и вовсе неизвестно у кого (по крайней мере — нам неизвестно).
Самое удивительное, что отключить эту подписку «нет технической возможности» — и это ещё одно категорически непонятное нам действо.
Впрочем, банк «Тинькофф» неоднократно был замечен нами в крайне вольном трактовании границ своих прав и прав клиентов. Мы писали ранее о том, как все сервисы под брендом «Тинькофф» вносят в свои договоры пункты о беспрепятственной передаче персональных данных клиентов любым третьим лица по своему желанию, что, как нам кажется, может выглядеть как игнорирование самого существования «Закона о персональных данных». На днях мы писали о другой прекрасной выходке этого банка — согласие на услугу после показа сториз в приложении. Это тоже до сих пор плохо в нашей голове укладывается.
А нельзя по-человечески?
Необходимость оплачивать услуги ЖКХ или налоги почему‑то воспринимается банком как объект для необъяснимых действий с персональными данными клиентов. И если понять — зачем они банку?! да ещё добытые подобным скрытым (по нашему мнению) образом — мы не в силах, то вот утечек таких обильных массивов персональных данных мы закономерно опасаемся. Весь прошлый и текущий год нам нагляднейше показали, как российский бизнес умеет хранить персональные данные клиентов: никак, как нам кажется. Поэтому всё более дерзкие попытки собирать и увязывать наши данные в огромные массивы против нашей воли (на наш взгляд) вызывают у нас уже не просто опасения, а панику.
Нам по‑прежнему непонятно, что такого в том, чтобы спросить согласия пользователя в ПРОЗРАЧНОЙ и ОДНОЗНАЧНОЙ манере. То есть напрямую: «А можно мы запросим данные, связанные с вашими коммунальными счетами там‑то и там‑то и будем вам подсказывать сумму к оплате»? Может, кому‑то это и будет удобно, а для кого‑то это будет возможностью отказаться от такого невероятного счастья.
И мы призываем никогда, никогда не запрашивать согласие, связанное с персональными данными, в «пакете» с остальными услугами. Кто вообще придумал идею «Нажимая на кнопку „оплатить“, вы соглашаетесь на …» [кучу дополнительных услуг]? Нажимая «оплатить», можно согласиться ТОЛЬКО на оплату. Для остального заведите, пожалуйста, отдельные кнопочки. Современные программные средства это вполне позволяют.
Ну и что у вас там происходит с управлением данными, если вы даже не можете в понятной для нас объяснить, какие данные у вас откуда берутся?
Комментарии (187)
ion2
14.12.2023 15:38«А можно мы запросим данные, связанные с вашими коммунальными счетами там-то и там-то и будем вам подсказывать сумму к оплате»?
А в ответ услышим: "На каждый запрос требуется письменное разрешение от владельца лицевого счёта предоставленное
лично
представителем владельца, действующим по доверенности
нотариально заверенное заказным письмом"
vis_inet
14.12.2023 15:38Неужели там сплошные... нетрадиционалисты?
MountainGoat
14.12.2023 15:38Зато когда загранпаспорт получаешь, нужно все бумажки отовсюду самому собрать и вручную вписать в формы, а если ошибёшься хоть одной буковкой, то пока ещё за это не сажают.
Flux
14.12.2023 15:38МВД при выдаче паспорта оказывает вам услугу, причем бесплатно.
Банк при использовании и перепродаже ваших персональных данных зарабатывает деньги. Отсюда и разница в подходе.Была бы у МВД возможность при оформлении заграна накинуть на вас какую-то подписку на 50 рублей в месяц - паспорт бы выдавали за день после заполнения трёх полей на сайте, вы только галочку "согласен на обработку данных" поставьте.
MountainGoat
14.12.2023 15:385500 стоит одна попытка. Я с третьей получил. Формально, если отказали, то деньги можно запросить назад. Формально.
alex-open-plc
14.12.2023 15:38имеющим регистрацию по месту жительства в Калининградской области, загранпаспорта оформляются БЕСПЛАТНО (основание – п. 4 ст. 333.29 Налогового кодекса РФ).
Alexsey
14.12.2023 15:38Мы неимоверно рады за жителей Калининградской области, но в России есть еще 82 федеральных субъекта для жителей которых оформление - платное.
alexxz
14.12.2023 15:38Подскажите, а почему одна попытка? В чеке за уплату госпошлины не указывается даты посещения. И правильность заполнения документов проверяется при вас. Если в анкете ошибка, то пошлина не сгорает, ее можно использовать при другой попытке. Одна пошлина - один паспорт. Возврат пошлины потребуется только если вы передумали и отказываетесь оформлять паспорт. Я в чём - то ошибаюсь?
MountainGoat
14.12.2023 15:38Заплатил через госуслуги. Прихожу третий раз в кабинет, а мне говорят - у нас в базе данных нет сведений о том, что квитанция оплачена. Или идите выясняйте, или приносите чек из банка об оплате.
Firsto
14.12.2023 15:38нет сведений о том, что квитанция оплачена
Мне так же сообщили при замене водительского удостоверения, просто показал оплату в банковском приложении и переслал на почту письмо с подтверждением оплаты, чек же на почту приходит, вот он сгодится.
Diam77
14.12.2023 15:38Ну почему же формально. Мне реально вернули.
Был отказ в первой попытке, по неверному оформлению текста в запросе. (Большой привет проверявшим текст девочкам, при мне при подаче. Наказать бы.) При этом, по случайному совпадению, на момент первой попытки были доступны только пятилетние, а вот на момент второй попытки были уже доступны и десятилетние и пятилетние. Поэтому я выбрал десятилетний. Что повлекло за собой оплату другой суммы и возврат суммы первой попытки. Вернули.
Viacheslav01
14.12.2023 15:38Хорошо если отказали, год назад чипы кончились, ни паспорта ни денег.
Типа если надумаете оформлять, то мы их вам зачтем, а вот вернуть, это очень сложно!
AlexSpirit
14.12.2023 15:382 раза на 4х человек оформлял загранку. Все с первого захода. Что я делаю не так ?
MountainGoat
14.12.2023 15:38Вариантов много. Может быть вы не подавали первичное заявление через Госуслуги? Не живёте в месте, которое недавно передано от одного города другому? Не имеете в фамилии буквы Ё, а в паспорте написано Е?
K0styan
14.12.2023 15:38С городом и фамилией вопросов не было, а вот места работ я восстанавливал кое-как, пытаясь разглядеть ИНН на старых штампах в трудовой. Про юридические адреса давно закрытых компаний вообще молчу: что нагуглил, то и писал. Иногда просто фактический, за неимением лучшего.
SpecterOfChaos
14.12.2023 15:38Подскажите, что надо сделать, чтоб загранпаспорт не выдали?
MountainGoat
14.12.2023 15:38Иметь в паспорте фамилию через Е а в военнике через Ё. Или, по опыту знакомого - недавно поработать в конторе, имевшей юридический адрес в здании, которое с тех пор снесли и вычеркнули из реестров, а улицу передали в другой город.
REPISOT
14.12.2023 15:38МВД при выдаче паспорта оказывает вам услугу, причем бесплатно.
МВД и прочие гос. структуры существуют на наши налоги с целью оказывать нам услуги. Обеспечение безопасности, например.
isden
14.12.2023 15:38В прошлом году оформлял, вообще ни единой бумажки не спросили кроме внутреннего паспорта.
gohrytt
14.12.2023 15:38Частично согласен с позицией автора, что о таком надо спрашивать. Частично - потому что в статья сформулирована как претензия к Тинькофф, но точно так же ведут себя 100% банков на территории необъятной.
vadimk91
14.12.2023 15:38Да, у меня некоторые счета на коммуналку стали появляться в совершенно разных банках
vros
14.12.2023 15:38Не толко Тинькофф этим страдает. На днях Альфа «обрадовала» меня тем, что она теперь знает про мои налоги, хотя я этого не разрешал.
SpiderEkb
14.12.2023 15:38Ну вообще-то, банк знает ваш ИНН. Он обязан его знать. И обязан (по закону) предоставлять в ФНС данные о состоянии ваших счетов.
А что ФНС предоставляет банку информацию о ваших налоговых начислениях - это не к банку вопрос, а к ФНС.
Areso
14.12.2023 15:38Если с первым всё понятно, то со вторым...
Да-да, банк пушистый, оно само =)
Как раз сегодня с Альфа-Банком ругался на тему того, что приложение генерировало по эдцать пушей в день со всяким хламом. Меньше всего хочется в 4 утра видеть пуш про какой-то там Бургер из банка.SpiderEkb
14.12.2023 15:38С пушами - да, задалбывает своей рекламой.
Причем, по уведомлениям (которые по делу - типа "истекает срок действия паспорта" и т.п.) есть настройки раз в сколько дней посылать и ограничения что если один раз послали, то второй не посылаем уже, то по рекламе никаких ограничений нет, похоже.
Что характерно, серьезные уведомления генерятся на уровне центральных серверов, там взрослые люди работают, а вот приложение - это юные-креативные дарования :-)
Rusrst
14.12.2023 15:38Так ещё и внутри приложения есть части написанные с кривыми руками, но сотрудники альфы на замечание об этом на меня обиделись.
А ещё эти уроды, другого слова нет, принудительно отрубили апи и приложение пару часов показывало - Хьюстон, мы вас не видим. Тех поддержка не в курсе. А как скачал новую версию, сразу меня увидело.Сообщать о необходимости обновления принудительно или пушом они не умеют. И так блин везде.
SpiderEkb
14.12.2023 15:38Ну это не ко мне :-) Мы на центральных серверах работаем. лютое легаси и кровавый энтерпрайз :-) А приложение - это молодые-креативные, современные стеки, модные фреймворки и прочий аджайл.
alexxz
14.12.2023 15:38Мы как будто в разных банках. У меня не то что нет про бургеры. У меня даже про некоторые начисления и списания не долетают пуши.
MountainGoat
14.12.2023 15:38Со сбером проще: реклама всегда начинается с моих ФИО, полезные уведомления - никогда. Фильтрую по маске.
rombell
14.12.2023 15:38Остаётся загадкой для меня, зачем вообще разрешать пуши? И зачем вообще держать приложение загруженным? Когда надо оплатить, включил, оплатил, и отключил назад, спасибо Shelter.
Dolios
14.12.2023 15:38Написал в саппорт, отключили всю рекламу. Но практика, конечно, мудацкая. Банк скатился в какое-то дно.
vros
14.12.2023 15:38Про то, что банк обязан в ФНС предоставлять информацию - вопросов нет. А вот обратное - немного зная ФНС, я СИЛЬНО сомневаюсь, что она прям сама кому-то что-то передает. Нет, это именно банк решил проявить инициативу.
SpiderEkb
14.12.2023 15:38Да, банк. В Альфе для этого (и штрафов ГИБДД) нужно в приложении отметку сделать. Без нее не будут эту инфу получать за вас.
Вопрос в том, что никакого нарушения закона о ПД тут нет. ИНН есть у банка на законных основаниях. И он его никому не передает. Информация о задолженности не является ПД и выдается ФНС любому по ИНН.
Shpakov
14.12.2023 15:38А вот "Росбанк" меня спросил, можно ли им получать информацию о моих налогах. Не знаю, как там "внутри" устроено, может им мое согласие и не нужно было, но по крайней мере спросили...
isden
14.12.2023 15:38Ну у меня сабжевый тиньков пару раз спрашивал где-то год назад, я проигнорировал, и ничего нигде не появилось.
muxa_ru
14.12.2023 15:38Катастрофа то, что Госуслуги шлют по почте всякую хрень, из-за чего их письма скоро перестанут читаться, хотя должны иметь у пользователя наивысший приоритет.
Или то, что просмотр какой-то услуги на госуслугах приводит к созданию черновика.
А то что разок оплатив за кого-то штраф, ты получаешь возможность наблюдать за остальными нарушениями, ну это просто приятный бонус.
vadimk91
14.12.2023 15:38Кажется госпочта становится новым госрупором, если пока ещё не пропагандой, но с "правильными" рассылками, тоже заметил.
REPISOT
14.12.2023 15:38Катастрофа то, что Госуслуги шлют по почте всякую хрень, из-за чего их письма скоро перестанут читаться
C МЧС-ками (СМС от МЧС) уже это произошло. Приходит СМС, подписанное МЧС. Открываешь, думаешь, "ураган, наводнение, землетрясение"... А там "мороз -10, гололед". В России, в декабре. Вот это чрезвычайная ситуация! Будет как в басне про мальчика и волков.
С другой стороны - бесплатный прогноз погоды. А у операторов это где-то 150р/мес (а если подумать, это на наши же налоги и ложится. И вряд ли по конкурентному тарифу).
arozhankov
14.12.2023 15:38О да. Они со времен пандемии свои уведомления обесценили, когда слали одно и тоже каждый день. «Научили дурня»
kimisa
14.12.2023 15:38А мне вообще уже полгода от МЧС перестали СМС приходить.
exTvr
14.12.2023 15:38И мне перестали - я их в ЧС закинул, ибо они реально достали спамить по принципу "Больше бумаги - задница чище" на каждый погодный чих по три смс "Ожидаются ливни, снег, засуха с гололедицей, пожарная опасность и комплекс прочих неблагоприятных метеорологичесикх явлений".
MountainGoat
14.12.2023 15:38Завёл отдельный почтовый ящик только для госуслуг. Вскоре начал и сторонний спам приходить туда.
SinsI
14.12.2023 15:38Возможно, тут дело не в Госуслугах а в Бюро Кредитных Историй.
Банкам для предоставления кредитов необходима информация обо всех висящих на вас долгах, чтобы мошенник не мог набрать по максимуму кредитов в сотне банков и обанкротится.
Счета за коммунальные услуги, из налоговой и т.п. - это всё долги, соответственно информация о всех них и передаётся банку.
402d
14.12.2023 15:38Есть такой dom.gosuslugi.ru - возможно я бы там одной транзакцией все и оплачивал, но за каждую квитанцию хотят денюжку малую (ага малая).
При вводе лс в банке вполне удобно, что подтягивает сумму. Ок
Но вот то, что приложение каждого банка вскоре будет задалбывать пушами. Вот это ФИГОВО.
Надеюсь, хоть программисты будут руководствоваться гидлайном от гугла и вынесут их в отдельный канал нотификаций (чтобы дизеблить только их)
larasage
14.12.2023 15:38Поэтому взвесив плюсы и минусы мобильного приложения - я от него отказался.
qenoamej
14.12.2023 15:38А я просто отключил уведомления от тинькова. Приложение всё-таки удобнее сайта на смартфоне, если, конечно, не сидишь в кресле с чашкой кофе и никуда не спешишь.
А без бестолковых уведомлений об очередной чепухе без разницы куда заходить, в приложение или на сайт, но в приложении удобнее.
Dolios
14.12.2023 15:38Как 6" экран, половину из которого отъедает убогая клавиатура, появляющаяся при попытке ввести любой текст, может быть удобнее 30"+ монитора и нормальной клавиатуры?
Я понимаю людей у которых компьютеров нет, но на хабре они есть почти у всех. Но я, наверное, никогда не пойму, как человек, который весь день сидит зха компьютером считает удобным брать телефон и что-то там тыкать на мелком экране.
DaemonGloom
14.12.2023 15:38Простой пример - оплата квитанций. Сканирование QR с компа пока не очень распространено.
Dolios
14.12.2023 15:38Квитанция у меня электронная в личном кабинете ЕРЦ, от бумажных квитанций я отказался несколько лет назад. Когда я хочу её оплатить, я жму кнопку оплатить и всё. Желания формировать pdf с кодом, а потом его сканировать с телефона, не возникало ни разу :)
А вы подпираете плохое решение костылями. Мошенники, которые подкидывают в ящики левые квитанции со своими реквизитами, зашитыми в QR код, одобрают :)
inkelyad
14.12.2023 15:38Мошенники, которые подкидывают в ящики левые квитанции со своими реквизитами, зашитыми в QR код, одобрают :)
Совсем безымянные мошенники так делать не могут - платеж же на счет и он не безымянный.
А если, как рядом описывают, разные организации считают, что они имеют право на твои деньги - так, я думаю, никто не мешает им обеим в тот же самый личный кабинет платежки присылать. И точно так же придется разбираться, а какая из них та, что надо.
Dolios
14.12.2023 15:38ЕРЦ знает, кому надо переводить деньги, никто левый там не появится. Физик напрямую взаимодействует только с ЕРЦ и деньги переводит на счет ЕРЦ.
qenoamej
14.12.2023 15:38Не все вокруг программисты и сидят весь день за компьютером. А вот когда у меня только телефон и я не сижу в удобном кресле с чашкой кофе, то приложение удобнее, по крайней мере часто используемое.
Playa
14.12.2023 15:38Практика показывает, что если какой-то пуш с рекламой очень хотят отправить, то на категорию кладут огромный болт.
AlexanderS
14.12.2023 15:38За этот год столько статей о свирепости Тинькоффа было написано, что непонятно почему этот банк до сих пор существует)
EvgeniyIvanovhabr
14.12.2023 15:38Они собирают на себе шишки первопроходцев. Очень многие нововведения изначально приходят именно от Тинькофф Банка и лишь потом растаскиваются по своим приложениям «почитателями». Поэтому и львиная доля негатива приходится в сторону именно этого банка.
AlexanderS
14.12.2023 15:38Речь не о косяках вызванных внедрением технических инноваций. Всякие выкрутасы типа автоподписок, безумных списываний и блокировок и прочее о чём писали - это чисто в стиле эффективного менеджмента. Если бы клиенты были не так лояльны и ленивы этот банк бы уже давно пересмотрел отношение к своим пользователям.
Ndochp
14.12.2023 15:38Они заразы лучший банк из крупных. (Сбер, альфа, ВТБ, МКБ, райф пробовал. МКБ остался за свою фишку с ежедневным расчетом процентов на остаток накопительного счета и лучший процент по нему же, от остальных отказался совсем)
venanen
14.12.2023 15:38На самом деле да, я соглашусь, пока еще их интернет банкинг все еще один из лучших, но не потому что они молодцы, а просто остальное настолько низкое дно, что дно чуть повыше - уже хорошо. Хотя после отжатия у Олега - стало сильно хуже.
Robastik
14.12.2023 15:38остальное настолько низкое дно
У меня другой опыт. Попытался повторить ОСАГО и ни один шаг не прошел успешно. Ни один. Ладно когда первый раз покупаешь. Но повтор, когда все уже у них есть. Даже ссылка на оплату не пришла, когда они там сами все руками сделали. Впечатляющий уровень разрухи.
mihmig
14.12.2023 15:38Возможно марка/модель/возраст (или их сочетание) Вашего авто перестали быть интересны банку...
Mrgnstrn
14.12.2023 15:38Очень странно. Имею обратный опыт с их ОСАГО. Продляю без проблем три года из приложения просто оплачивая. В прошлом году возместили мне весьма крупную сумму в половину стоимости авто (2010 г.в.) по регрессу.
MountainGoat
14.12.2023 15:38Поэтому перешёл с банков на Юмани. Кидаю туда пол-зарплаты с зарплатной карты и отлично. Есть все мыслимые фишки, и забавные физические микрокарты размером с марку.
SpiderEkb
14.12.2023 15:38А зачем микрокарты? У меня из карт - кредитка на всякий случай да дебетовка старая. А пользуюсь виртуалкой, оплата с телефона.
MountainGoat
14.12.2023 15:38Самый очевидный вариант - зашить в каёмку шапки. Подходишь на кассу, складываешь руки: "Господи, денег совсем нет, заплати за меня!" - и поклонился.
Ещё, чтобы платить телефоном, даже когда ты - гордый
пингвиняблочник.Или закатать её в брелок на ключи и вообще не брать с собой кошелёк и телефон.
Короче, возможность дана, а дальше - фантазия.
PuerteMuerte
14.12.2023 15:38Самый очевидный вариант - зашить в каёмку шапки. Подходишь на кассу, складываешь руки: "Господи, денег совсем нет, заплати за меня!" - и поклонился.
Не сработает. В целевой аудитории все в курсе, что не снимая шапки боженьке кланяются только нехристи вроде айтишников.
Yuriy_krd
14.12.2023 15:38Не упомянули еще о фееричной истории, когда из-за технической ошибки банк выставил какой-то очень привлекательный курс бакса, люди его накупили, а потом банк отменил все эти транзакции и еще на некоторых подал в суд по "необоснованному обогащению")
Anvano
14.12.2023 15:38Вы всё свалили в одну кучу, а в комментариях еще добавили.
Откуда банки узнают про налоги и добавляют плашку "У вас есть задолженность" - вопрос к Госуслугам, как правильно написали выше.
А что касается платежей ЖКХ, к коим относится и "Газ" Газпромовский, то там всё банально и просто. Вы, как абонент, можете оплатить двумя способами:
1) Первый сбособ. Вручную набить платёжное поручение по реквизитам с вашей платёжки (за квартиру, за газ, не принципиально), указав в назначении платежа что-то вроде "Оплата за газ по лицевому счету №123456789". Бухгалтер газпрома увидев эту строчку в банковской выписке - внесёт этот платёж в биллинг, чтобы закрыть ваш долг и в следующей платёжке вы увидели свою оплату.
Данный способ очевидно не требует хранения на стороне банка никакой вообще информации о вашей задолженности перед газпромом. Но обладает офигенным минусом для самого газпрома - КАЖДЫЙ платёж каждого абонента - это отдельное платежное поручение, отдельная строка в выписке и абсолютно произвольное "кто во что горазд" заполнение текстового поля "Назначение платежа". Разбор банковских выписок сложно автоматизируется, большой процент "брака" на выходе.
Поэтому сейчас таким образом оплаты принимает чуть менее, чем никто на рынке.
2) Второй способ. Газпром (или любой расчетный центр ЖКХ) анализирует, по каким каналам он получает большую часть платежей и заключает с этими сборщиками (банками, почтой и т.п.) договора на сбор платежей. Наличие такого договора позволяет плательщику просто отсканировать QR код с бумажки и оплатить, или вбить ИНН организации, номер своего ЛС и тут же увидеть свою задолженность и оплатить, не набивая вручную платёжное поручение.
Для Организации этот способ облажает огромным плюсом. В рамках договора банк собирает оплаты за сутки и присылает их ОДНИМ сводным платёжным поручением. А к платёжке прикладывает файл с реестром плательщиков "кто платил и за что". Данный реестр хорошо автоматизируется.
Но данный способ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ежемесячную передачу во все банки, с которыми заключен такой договор базы задолженностей по ВСЕМ лицевым счетам. Так что Газпром тупо врёт, что ничего он никуда не передаёт. Все передают.
А вот при наличии такой базы на стороне банка - уже дело банка подсовывать уведомления о появлении новых задолженностей клиенту или нет. Большинство клиентов находит это реально удобным. Но находятся отдельные личности, такие как автор, которым это не нравится и винить их в этом нельзя.
Dolios
14.12.2023 15:38Вы, как абонент, можете оплатить двумя способами:
Тремя. Третий способ - заплатить картой на сайте поставщика ресурсов/расчетного центра. Всегда так делаю.
Для Организации этот способ облажает огромным плюсом.
Да, главное ведь чтобы организации было хорошо, а на людишек всяких наплевать.
Большинство клиентов находит это реально удобным.
Это их половые трудности. Большинство клиентов находят удобным, когда банки с госуслугами плевать хотели на их безопасность и завязали всё на смс. Мне теперь тоже радоваться этому безумию вместе с идиотами?
develmax
14.12.2023 15:38Есть же нормальный 4 способ, оплачивать скопом с помощью приложений платосфера или квартплата плюс.
Anvano
14.12.2023 15:38Эти приложения - просто еще один "Сборщик" (т.е. с точки зрения поставщика - просто еще один банк). И туда точно так же передаются базы задолженностей ежемесячно, чтобы вы там могли увидеть "За что платить".
Ну будет вам уведомление показывать не банк, а Платосфера. Принцип абсолютно тот же самый.
develmax
14.12.2023 15:38Ну как минимум приложение не связан с банком непосредственно, да и добавлять/удалять адреса там удобно, причем можно добавить адрес вообще любой и получать информацию об оплате по этому адресу.
debagger
14.12.2023 15:38Это хорошо, если есть у расчетного центра сайт. Там где я живу, расчетный центр - это несколько разбросанных по городу касс, в которые приходится для оплаты ежемесячно наведываться, отстаивать очередь.
PuerteMuerte
14.12.2023 15:38Тремя. Третий способ - заплатить картой на сайте поставщика ресурсов/расчетного центра. Всегда так делаю.
Электричество, газ, вода, интернеты всякие там, отопление, вывоз ТБО, содержание дома. Семь поставщиков, семь сайтов, семь оплат. Почему не собрать весь этот колхоз в приложении банка? По-моему, на фоне всех вещей, которые ваш банк и так в силу своей специфики знает про вас, размеры вашей коммунальной задолженности - вообще сущая ерунда. А ваш лицевой счёт и суммы оплат за коммуналку он и так будет знать, даже если вы платите на сайте поставщика.
larasage
14.12.2023 15:38У нас через энергосбыт одна платежка на электричество, воду, отопление и вывоз ТБО. На этом же сайте и показания счетчиков по воде отправляю (электрический сам отправляет). Одна проблема у них (лет уже 10 как) - оплачиваю полностью счет "в ноль", а он по строчкам вывести "в ноль" никак не может - там копейки (а то и рубли) в одну сторону, там в другую... Что за программисты там сидят- непонятно.
VasiliyLiGHT
14.12.2023 15:38Вспомнил, как пытался сделать положительный баланс по сотовой связи. А потом узнал, что в биллинге после ноля не два знака, а четыре, и вот эти десятитысячные доли всё никак не округляются до 0,01 руб... Менять систему, конечно же, никто не будет. Интересно только, куда "излишки" деваются?
Stanislavvv
14.12.2023 15:38В банках так же. Проценты считать точно, чтоб никакой %$%^&* не прикопался, что неправильно посчитали.
SpiderEkb
14.12.2023 15:38Честно скажу, со счетами не много работал, но чисто по таблицам счетов вижу что все балансы всегда хранятся в целых числах и в миноритарных единицах. И есть таблица валют где среди прочего указано количество миноритарных единиц в мажоритарной. Оно, кстати, для разных валют может быть разным - от 0 до 3 (из того что видел)
Stanislavvv
14.12.2023 15:38Однако, оказывается у меня сведения таки устарели :-)
Впрочем, именно в базу банка на более-менее низком уровне лазил году в 2001-м, так что неудивительно.SpiderEkb
14.12.2023 15:38Я не за все банки знаю. Но у нас вот так вот. И это с 99-го года (когда поставили ту АБС на которой до сих пор живем).
Может быть где-то иначе, я не знаю. Но у нас все балансы в формате DECIMAL(15, 0) хранятся. И 1000 на счете это не 1тр, а всего 1000 копеек :-)
SpiderEkb
14.12.2023 15:38Электричество, газ, вода, интернеты всякие там, отопление, вывоз ТБО, содержание дома. Семь поставщиков, семь сайтов, семь оплат.
Ну такое себе... У нас все через ЕРЦ идет. Одна платежка. А еще есть платежный сервис Фрисби - туда все счета подключаешь и там все оплачиваешь одним разом.
PuerteMuerte
14.12.2023 15:38Ну такое себе... У нас все через ЕРЦ идет. Одна платежка. А еще есть платежный сервис Фрисби - туда все счета подключаешь и там все оплачиваешь одним разом.
Ну так банк же выполняет те же самые функции. Это даже удобнее, чем ЕРЦ, т.к. там может быть и мобильная связь, и страховки и так далее, а комиссии наверняка ниже, чем в сторонних платёжных сервисах.
SpiderEkb
14.12.2023 15:38ЕРЦ и Фрисби у нас без комиссий.
А через банк далеко не все доступно в регионах. Что, собственно, вполне объяснимо - поставщиков много, всех не собрать в одном месте.
По налогам и штрафам я сам подключил сервисы - мне так удобнее.
osj
14.12.2023 15:38Если все всегда оплачивается через 1 банк. А если вдруг оплатили через другой, то теперь 2 банка вам выставляют счета на всё. А третий подсосал по номеру телефона счета и сам выставил. Удобно.
Dolios
14.12.2023 15:38Ну так банк же выполняет те же самые функции.
Не выполняет. Там квитанции не видно, видно только сумму. Вам всё равно идти на сайт ЕРЦ и проверять, что там нарисовали. Также в банке нельзя вбить показания счетчиков, как вы это делаете?
В целом, если вам удобно, я совершенно не против, чтобы у вас была возможность платить из интернет-банка. Мне не нравится, что мою информацию передают куда-то без моего ведома.
SpiderEkb
14.12.2023 15:38Какую именно информацию из разряда ПД кто и куда передает? Банк? Что он передает и кому?
Dolios
14.12.2023 15:38УК/ЕРЦ передает банкам информацию о моих лицевых счетах и задолженности по ним. Без моего согласия.
из разряда ПД
Порося, порося, превращайся в карася. Сказали, что это не ПД, значит можно, ага. А если не по букве, а по духу, информацию обо мне передают без моего ведома кому попало и суть этого от вашей ПД-казуистики не поменяется.
ZirakZigil
14.12.2023 15:38Также в банке нельзя вбить показания счетчиков, как вы это делаете?
У сбера можно.
offline268
14.12.2023 15:38Не все УКшки хотят заключать договор с ЕРЦ, многие обходятся своими силами, сами считают, сами квитанции печатают. Но вот насчет Фрисби согласен, это просто посредник, переправляющий деньги от клиента поставщику услуг - по сути, та же функциональность, что и у банков, в контексте статьи.
Dolios
14.12.2023 15:38Электричество, газ, вода, интернеты всякие там, отопление, вывоз ТБО, содержание дома. Семь поставщиков, семь сайтов, семь оплат.
Смешно. У вас квитанций тоже 7? Одна квитанция, один расчетный центр, один сайт.
Почему не собрать весь этот колхоз в приложении банка?
Потому что он уже собран в одной квитанции и в одном расчетном центре? Если вы без телефона жить не можете, то у расчетного центра 146% приложение будет, сегодня все ориентируются на тех, кто страдает без компьютера. Как быть людям, которые не пользуются приложениями банков? В приложении банка детализацию по квитанции видно или вы просто платите не глядя ту сумму, корторую вам нарисовали?
PuerteMuerte
14.12.2023 15:38Смешно. У вас квитанций тоже 7? Одна квитанция, один расчетный центр, один сайт.
Но минуточку, расчётный центр - вообще уже четвёртое лицо в толпе ваших контрагентов. Только что мы обсуждали, комильфо ли банку лезть в ваши коммунальные долги, но теперь мы добавляем ещё одну контору, которая все ваши коммунальные долги к себе тянет. При этом она ещё и не обладает тем уровнем охраны ваших данных, которым обычно обладает банк.
Dolios
14.12.2023 15:38Мухи отдельно - котлеты отдельно. Давайте ещё банкам всю мою медицинскую информацию передадим, я же в клинике картой расплачиваюсь.
KorDen32
14.12.2023 15:38Смешно. У вас квитанций тоже 7? Одна квитанция, один расчетный центр, один сайт.
Может, где-то и одна, но чаще всего это 4-5 отдельных.
Электричество - отдельная квитанция, так хочет энергосбыт. Раньше в некоторых домах было включено в единую платежку, потом перешли полностью на прямые договора везде, чтобы не разбираться с недобросовестными УК. В частном секторе в этой же квитации оплата за вывоз мусора.
Газ - всегда была отдельная квитанция. С недавнего времени они еще и порвали все прямые договора с банками и теперь эта платежка единственная платится с комиссией и в режиме ввода реквизитов, а не простого ввода ЛС.
Интернет - всегда был отдельно, хотя местные провайдеры и пытались с местным ЕРЦ партнерится для удобства бабушек.
Отопление, вода, содержание дома и т.п. - да, это, обычно единая квитанция. Хотя и тут кое-где то горячее водоснабжение и отопление отделят, потому что компания, ответственная за котельные, так захотела, то кап.ремонт или содержание дома, потому что так захотела ТСЖ.
Dolios
14.12.2023 15:38В Москве и МО всё в одной квитанции, включая электричество и домофон. И от самих квитанций бумажных можно отказаться. Про газ не знаю, газ в домах считаю дурью и специально покупал квартиру в доме без газа, а интернет не входит в коммунальные платежи, вы за него можете не платить, в отличие от отопления.
DaemonGloom
14.12.2023 15:38Да-да, а за МКАДом жизни нет. Увы, у меня, например, куча разных квитанций и электронными делаются только некоторые.
Dolios
14.12.2023 15:38Для этого и нужен ЕРЦ. Который агрегирует всю информацию, делает единую квитанцию и сам рассылает потом деньги поставщикам ресурсов.
larasage
14.12.2023 15:38Газ - всегда была отдельная квитанция. С недавнего времени они еще и порвали все прямые договора с банками и теперь эта платежка единственная платится с комиссией и в режиме ввода реквизитов, а не простого ввода ЛС.
За газ плачу из личного кабинета на сайте газовиков. Соответственно без комиссии. Единственная комиссия из "коммуналки" у меня - с платежей за капитальный ремонт. На сайте расчетного центра счет и сумма долга показаны, но платежи не принимают.
Anvano
14.12.2023 15:38Ваш третий способ - это банальный эквайринг и он вообще никак не исключает того факта, что ваш поставщик / расчетный центр, уже передал базу задолженностей в банки, с которыми у него договор на сбор платежей.
Areso
14.12.2023 15:384) способ - QR, который содержит все значения для всех полей в платежке.
Отсканировал - они подставились куда надо и без ошибок, включая сумму - проверил глазами, что дичи нет - нажал оплатить.Anvano
14.12.2023 15:38Это единственный способ, который с натяжкой можно назвать отдельным вариантом, от уже вышеописанных. Информация, содержащаяся в QR коде попадает в банк только в момент собственно платежа, и никаких уведомлений о "новой" платёжке банк сделать не в состоянии.
С ним всё было бы хорошо, если бы не две проблемы:
1) Если бы существовал какой-то единый госстандарт для всех участников рынка - в каком виде информацию из QR кода отражать в "назначении платежа", чтобы это потом нормально можно было обработать в системах поставщиков / расчетных центров.
2) Кардинальная проблема мировой (МИРОВОЙ) банковской системы - длина поля "Назначение платежа" всего 210 символов, и это отнюдь не UTF. А максимальное количество символов в QR коде, чтобы он при этом не превратился в нечитаемую кашу и не занял половину листа платёжки - 2048.
И если для простых платежей типа "Номер лицевого счета" + "сумма" + "Период, за который оплата" это еще как-то работает, то для сложных платёжек, где агрегируются данные сразу от десятка поставщиков по 40 услугам для оплаты одним платежом, это уже проблема. А системы межбанковских сообщений - по моему из 16 века до текущих дней дожили. И менять их под современные реалии - что-то никто не торопится.
Areso
14.12.2023 15:38Ну так поставщик, когда выставляет квитанцию, сразу и заполняет назначение платежа, как ему (поставщику) удобно, в кодированном виде (QR код).
inkelyad
14.12.2023 15:38Если бы существовал какой-то единый госстандарт для всех участников рынка - в каком виде информацию из QR кода отражать в "назначении платежа", чтобы это потом нормально можно было обработать в системах поставщиков / расчетных центров.
ГОСТ Р 56042-2014, если я не ошибаюсь. 'Назначение платежа' там отдельное поле.
Тот, кто генерирует платежку, может совершенно свободно это QR делать и получать то, что он/его банк хочет.
Anvano
14.12.2023 15:38Я не совсем это имел ввиду.
Для самого QR кода - да, есть ГОСТ и они сейчас формируются по ГОСТ. Проблема в том, что в поле "Назначение платежа" в QR код заранее зашить можно максимум информацию о номере лицевого счета абонента.
Но поставщик заранее никак не может узнать, сколько именно захочет заплатить абонент и как он распределит свой платёж между "позициями" в платёжке.
У крупных РЦ есть такая опция, что в QR коде зашивается инфо вида:
1) УК Ромашка - начислено 250 руб
2) Водоканал - начислено 500 руб
3) Вывоз ТКО - начислено 1000 руб
4) Фонд капитального ремонт - начислено 600 рубВ момент платежа абонент может скорректировать эти цифры. Т.е. например отказаться оплачивать капитальный ремонт. И запихать эту информацию в "назначение платежа" заранее никак не возможно.
Расчетный центр получит платежку на 1750 руб , а в назначении платежа будет "Лицевой счет № 123456" и всё! Информации о том, что абонент не хотел платить за капремонт там не будет. А бухгалтер телепатией не обладает тоже. Уже потом придёт злой абонент с квитанцией об оплате, начнет скандалить и ему пересчитают, но это будет потом.
А в файлах реестров, которые даёт банк в рамках договорных отношений на сбор платежей - это всё прекрасно укладывается и имеется в наличии.
inkelyad
14.12.2023 15:38В наших краях "Капитальный ремонт" - отдельный лицевой счет и отдельный QR на платежке. И да, в момент платежа можно все суммы, что из QR прочитались, корректировать.
А "не хочу платить за что-то/хочу другую сумму" в рамках одного лицевого счета - это несколько странно. Мне казалось, что весь его смысл как раз в том, что оно -- общая сумма и "за это плачу, а за это не плачу" - некорректная операция.
Если поставщики разные и хотят быть независимыми от остальных в смысле распределения/обработки денег - то могут просто платежки отдельно иметь.
Мне, как плательщику, в общем все равно - один QR сканировать или несколько.inkelyad
14.12.2023 15:38А в файлах реестров, которые даёт банк в рамках договорных отношений на сбор платежей - это всё прекрасно укладывается и имеется в наличии.
Вот не вижу существенной разницы обработке с точки зрения что получателя, что банка, будет строчки "за капитальный ремонт: x рублей; за воду - y" в разных строках какого то документа, прицепленного к суммарному платежу, или в разных платежах.
vikarti
14.12.2023 15:38Возможна вполне ситуация когда поставщики то независимыми быть не очень хотят, в квитанция одного из них - сумма на всех (+роспись) (в ГИС ЖКХ правда отдельно).
Но при этом клиент не хочет например вывоз ТКО оплачивать, вот хочется ему, потому что по его мнению - им и так - уплочено а в счете данные - ошибочные. Если единая платежка и нет возможности разбивать - то расчетному центру или кому там вместо него - прилетит меньше а почему - не прилетит. Можно звонить клиенту выяснять что это было и как раскидать, можно раскидать равномерно (и недоплатить всем), после чего уже клиент может позвонить и спросить какая такая задолжность Ромашке - вот уплочен а ТКО - отдельная тема. И в любом случае - придется разбиратся.
Dolios
14.12.2023 15:38способ - QR, который содержит все значения для всех полей в платежке.
У меня нечего сканировать, от бумажных квитанций я много лет назад отказался. Сканировать можно только pdf на сайте ЕРЦ, который нужно предварительно сформировать. Но зачем, если там можно просто нажать кнопку "Оплатить"? Какое-то удаление гланд через жж получается.
Plusodin Автор
14.12.2023 15:38если эта информация берется с Госуслуг - то банк мог бы так и ответить на вопрос, откуда эта информация
inkelyad
14.12.2023 15:38Наличие такого договора позволяет плательщику просто отсканировать QR код с бумажки и оплатить
QR можно генерировать без всякого договора. ГОСТ Р 56042-2014
DennisP
14.12.2023 15:38Честно говоря, не понял, почему этот способ подразумевает передачу суммы задолженности из горгаза а банк.
Acid_Bl4ck
14.12.2023 15:38Особенно "классно", что мне приходят счета за квартиру, которую я раньше арендовал и на которой больше не живу.
Cerberuser
14.12.2023 15:38Похожая ситуация. Живу с женой в Новосибирске, но прописан у родителей в Москве. В приложение банка (которым я, пока жил в Москве, даже не пользовался) приходят счета от Мосэнергосбыта - видимо, по месту прописки.
fpinger
14.12.2023 15:38Ведущий менеджер по продажам одного банка связанного с газом саркастически хихикнула, когда я потребовал не передавать мои персональные данные согласно установленных в бумажном документе галочкам. Почему-то она не могла заполнить договор в электронном виде. Оформлялась дебетовая карта. Мне так же всучили симку, мол не активируете, ну и не будите платить. Но для неё я то же выставил галочки третьих лиц лесом и информирование об услугах лесом. И это не работает. То что вбито в их систему рученками с кольцами в алмазах вы не проверите. А потом вам звонят партнеры банка с предложениями. И ведущий менеджер по продажам потому и ведущий, что кладет на вас и подписывает под все что возможно.
- Есть какие-то скрытые платежи?
- Нету...А потом вылазит подписка за кэшбек за которую вы платите ежемесячно. Платить за кэшбек? Да! Мы же заботимся о вас. И то что вы редка платите от 5000 и выше картой, и не можете получить этот кэшбек нас не волнует. Отключался он через одно место. Тоесть вроде вы его отключили, а потом нет. Он на месте. Извещения вас о поступлениях на карту и списаниях с нее - это теперь не обслуживание. То есть обслуживание бесплатно, а это не обслуживание и вам его подключили. И такого г хватает.
DenSyo
14.12.2023 15:38Напомню, что в своё время была другая беда - люди часто покупали квартиры с висячими на них огромными долгами и вместе с квартирой становились владельцами этих долгов. Именно на этом акцентировалось, когда вводились правила открытости информации о задолженности по объектам недвижимости. Истории о покупке квартир с долгами ушли в прошлое. Информацию о штрафах и прочей задолженности физлиц, в свою очередь, делали открытой по просьбе кредитных организации, чтобы сократить процент неликвидных займов. Не так плоха открытость информации, как её бесстыжее использование.
larasage
14.12.2023 15:38Долги по квартире не переходят на следующего собственника. Только расчеты за капитальный ремонт висят на квартире, а не на человеке.
RTFM13
14.12.2023 15:38Удивительно, что плюсуют неграмотную дичь, а единственное толковое замечание минусуют. Прям воинственное невежество какое-то.
Субъектом права является человек, а не квартира, и долги по квартплате относятся к собственнику, а не квартире. Кстати, не обязательно собственнику.
С капремонтом там достаточно хитро извернулись, там долг как таковой не долг за услуги, а обязательство пополнить фонд до некоторого значения которое в явном виде возложено на собственника и идёт в комплекте с квартирой.
Другое исключение когда квартплата переходит на нового собственника это квартира в наследство. Хотя и там плательщиком по идее может быть другое лицо. И долг переходит не из-за привязки к квартире, а вместе с прочими долгами человека.
Наверное еще можно прописать обязательство нового собственника оплатить ЖКХ в ДКП на квартиру, но это обязательство будет не перед поставщиками жкх, а перед старым собственником. Т.к. для переноса обязательств нужно формально согласие кредитора. Но я не слышал о таких практиках.
Интересно как им это удавалось? Продать квартиру с долгами? Я когда продавал, обязательно требовали справку из ЕРЦ что нет задолженности по коммуналке. Без не сделка не идет.
Сам по себе факт требования не влечёт обязанности по его выполнению. Я от вас могу "обязательно потребовать" пароль от хабра. И от того, что это требует тётенька со строгим лицом, это никакой юридической значимости не добавляет.
Это могут например банки для ипотеки или риэлторы требовать в интересах исключительно своего психологического комфорта и имитации бурной деятельности в интересах якобы нового собственника. Практический смысл для нового собственника это тоже имеет, будет меньше головняка новому собственнику (УК может не отлезть от него без суда). Ну и лобби поставщиков услуг ЖКХ тоже имеет место быть.
Но никаких законодательных ограничений на сделки с долгамим по ЖКХ не существует.
В частности из-за того, что сложно провести грань что является услугами ЖКХ, а что нет. Электричество? Интернет? Заказ пиццы? Проститутки? Ведь всё "привязано" к данному адресу.
Не так плоха открытость информации, как её бесстыжее использование.
Давайте опубликуем ваш пароль от хабра? Исключительно чтобы удалять ложную информацию (см. выше). А все злоупотребления будем строго осуждать.
Знаю историю, когда люди продали квартиру и перед продажей взяли из ЖЭКа
справку, что всё уплочено и долги отсутствуют. Но, через пару лет к ним
пришла бумажка "перерасчёт", где они опять оказались должны. Правды так
и не нашли. Пришлось платить. Справка не помогла.Спарвка тут вообще ничего не значит. Это называется "Графа <<прокатило>> - 5000"
Вопрос можно было решить через суд, положительная практика существует.
Или сразу при покупке настаивать на заключении договора на ЖКХ, где это будет описано явным образом (УК будет юлить, разумеется). Иначе на основании чего они вообще денег просят?
IvanPetrof
14.12.2023 15:38Вопрос можно было решить через суд, положительная практика существует.
Могу ошибаться, но помоему суд был. В общем смысл в волшебном слове "перерасчёт". Обычно он бывает по итогам отопительного сезона, когда всё тщательно считают и в итоге оказывается, что "зима была аномально холодная, поэтому надо бы доплатить". И такая фигня, обычно, каждый год и все привыкли. Тут, просто получилось, что люди квартиру уже продали и думали, что задолженностей нет. И их и уверяли, что - нет. Но волшебный "перерасчёт" всё равно их догнал. Хотя, по мне, так в данном случае он должен был упасть на убыток ЖЭКа.
DenSyo
14.12.2023 15:38Это сейчас существует положительная практика решения судов таких вопросов. А в начала 2010-х, когда вводились правила открытости информации о задолженности, такой практики не было. Так же не было практики воздействия на должника по коммуналке, если взять с него нечего и это единственная жилплощадь в его владении, по которой имеются долги. Могло дойти до того, что долги по квартире превышали её рыночную стоимость. Это не шутка, 20 лет назад мы так жили. И это не какой-то несчастный перерасчёт получить, с суммой которого легко смириться, это настоящее попадалово - купить такую квартиру. Сумму сделки в то время было принято делать раз в 10-20 меньше, чем реальная, чтобы налогов поменьше платить. И нечего было потом в суде доказывать. На фоне таких вот историй и приняли решение об открытости информации. Я работал в коллекторском в тесном контакте со службой приставов на рубеже 2010, когда принимался 152-ФЗ и вводились эти изменения, хорошо знаком с ситуацией. В настоящее время в мои служебные обязанности входит, в том числе, и подача информации о задолженности по коммунальным платежам в ГИС ЖКХ - со всех сторон знаком с обсуждаемой ситуацией. ГИС даёт доступ к информации не просто так, не на пустом месте, а по имеющимся веским основаниям. На лицо пренебрежение правилами получения доступа к информации, вот я о чём.
SpiderEkb
14.12.2023 15:38Интересно как им это удавалось? Продать квартиру с долгами? Я когда продавал, обязательно требовали справку из ЕРЦ что нет задолженности по коммуналке. Без не сделка не идет.
Вплоть до того, что прежде чем выдать справку, они посчитать сколько я им должен за 10 дней текущего месяца и заставили оплатить.
DenSyo
14.12.2023 15:3810 лет назад ещё умудрялись это делать, 20-30 лет назад это было обычным явлением, и люди доверчивее были, и возможностей что-то выяснить не было. Как всегда, люди ведутся на дешевизну, а квартиру продаёт перекуп с быковатыми наклонностями, по итогу цена квартиры плюс долги на ней превышают рыночную стоимость, а предъявить ни по закону, ни дерзостью не получится.
IvanPetrof
14.12.2023 15:38Знаю историю, когда люди продали квартиру и перед продажей взяли из ЖЭКа справку, что всё уплочено и долги отсутствуют. Но, через пару лет к ним пришла бумажка "перерасчёт", где они опять оказались должны. Правды так и не нашли. Пришлось платить. Справка не помогла.
P.s. А чо? Удобно. Купили вы булку хлеба, оплатили на кассе, дома съели. Потом пришли на следующий день опять в магазин, а вам говорят "мы тут произвели перерасчёт и
хотим ещё денегпоэтому доплатите нам за вчерашний хлеб"...
Shpakov
14.12.2023 15:38Со мной было в прошлом году - приходит бумага от "ИАЦ по ЖКХ" (обслуживали платежи) о том, что у меня нет оплаты по ком.услугам за <какой-то месяц> 2020 года. Пошел разбираться - квитанция об оплате есть, пени нигде не фигурируют, а долг есть. Долго искали - система платеж за месяц показывает, и при этом показывает долг за этот же месяц.
Оказывается, именно в том месяце меняли управляющую компанию и мой платеж так "удачно" попал, что ушел к предыдущей компании. При этом в базе у ИАЦ он отмечен как прошедший (логично, я же его уплатил). Потом, как я понял с их слов, меняли программное обеспечение, занесли данные от УК - и тут то и всплыл долг, так как новая УК денег не получила.
Исправили за 5 минут, но ушло много времени, чтобы во всем разобраться...
andreyiq
14.12.2023 15:38У Сбера тоже такая функция появилась. Меня больше всего порадовало, что вылазиет уведомление в котором указан номер счета и сумма, а за какой адрес оплатить я так и не нашел. Типа ты нам должен денег, а если хочешь узнать за что именно, то иди поищи в бумажных платежках за что именно.
SergeyMax
14.12.2023 15:38То есть вы недовольны, что они слишком мало персональных данных передают?
andreyiq
14.12.2023 15:38Меня лично это пока не сильно напрягает, мои персональные данные и так валяются на каждом шагу. Я согласен, что перед тем как что-то подключать нужно было хоть какие-то уведомление прислать, кому-то это может не нужно, но лично я был бы рад одной кнопкой оплачивать все счета без необходимости ездить собирать бумажки и снимать показания
arozhankov
14.12.2023 15:38Переделая известную поговорку - «можно банк вытащить от олега, но олега из банка вытащить нельзя».
Все повадки, все подходы так и остались в банке, даже без олега в руководстве.
kareon
14.12.2023 15:38Мне кажется, это полезная функция. Я как-то узнал о долге по налогам именно из тинькофского уведомления в приложении, в то время как госуслуги и ФНС и не думали меня уведомлять (заходи сам в ЛК и мониторь!). Но опция "запретить такое", конечно, нужна.
Plusodin Автор
14.12.2023 15:38это отличная функция, мы же не в каменном веке. Но у человека в разных банках может быть и несколько, и хорошо бы человеку самому решать - где и кто и к каким данным может иметь доступ. В одном из банков далеко не из ТОП-10 уже много лет есть опция в приложении - ввести ИНН, чтобы тебя информировали о налоговых платежах и задолженностях. Никаких вопросов
Hlad
14.12.2023 15:38На самом деле многие из этих данных банк может собирать, не нарушая закон о ПД. Правда, там будет "очень тонкий лёд", как говорил Кирпич из фильма "Большой куш", но тем не менее. Просто люди до сих пор путаются в том, что является персональными данными, а что - нет.
Информация о текущей задолженности по лицевому счёту является открытой информацией. И не несёт в себе персональных данных. Равно, как и информация о задолженности у данного ИНН. Соответственно, банк может периодически запрашивать информацию "что там с долгами по лицевому счёту/ИНН", и получать полностью законный ответ. А уже ВНУТРИ себя - банк имеет полное право привязать полученную информацию к конкретному клиенту в соответствии с разрешениями, которые им выдал клиент. Вот тут, кстати, начинается упомянутый выше "очень тонкий лёд": эти разрешения банки трактуют достаточно вольно.
А то, что говорит поддержка - так те, кто может вменяемо объяснить юридические нюансы, в техподдержке банков не работают...
Ded_Pichto
14.12.2023 15:38Вот у меня есть неудобный вопрос. А кто настраивает интеграцию между сервисами?
PuerteMuerte
14.12.2023 15:38Обычно эти, как там их, программисты
SpiderEkb
14.12.2023 15:38Вообще-то, архитекторы. Точнее, запрос идет от бизнеса, дальше много согласований от архитектуры до УИБ. Там количество согласующих достаточно большое - от всех систем, что задействованы требуется согласование архитектора направления, ответственного за развитие и т.п. Там не так, чтобы кому-то, особо креативному, что-то в голову ударило и все радостно кинулись пилить новую фичу.
По согласованному BRD аналитик пишет FSD и вот оно уже попадает разработчику.
PuerteMuerte
14.12.2023 15:38Вообще-то, архитекторы.
В каком-то частном случае конторы, может быть. Но вообще это ни разу не работа архитектора. Интеграция банковской системы с очередным внешним сервисом, которые друг от друга отличаются, по сути, маппингами, это достаточно массовая и утилитарная задача, её проектирует в лучшем случае системный аналитик, а нередко просто какой-нибудь титулованный разработчик. Там куда больше времени занимает прохождение всего этого через бизнесовые подразделения, чем собственно проектирование и реализация.
SpiderEkb
14.12.2023 15:38Нет. Интеграция банковской системы с очередным сервисом это прежде всего дополнительная нагрузка на банковскую систему (потому что АБС - это мастер-система и подавляющее число запросов так или иначе приходит в нее). Основной задачей который является не показать условному Пете сколько у него кешбека набежало, а реализация куевой хучи бизнес-процессов, более 80% которых являются mission critical (условно говоря, контролируются регулятором и нарушение их влечет санкции со стороны регулятора). Так что заявки типа "а нам от вас нужен вот такой сервис..." вызывают встречный вопрос - а какова предполагаемая нагрузка на АБС от этого сервиса? А обязательно за этим идти именно в АБС, не реплицируются ли нужные данные куда-то во внешние системы откуда их можно взять? А затем уже архитекторы ищут то решение, которое минимально напряжет АБС.
Вот сейчас наступает предновогодняя пора. Для АБС это период пиковых нагрузок. Если в обычном режиме сервера работают с загрузкой 40-60%, то в пике может и до 90% доходить (и всегда надо иметь в голове это). Т.е. еще чуть и привет - начинаются лаги. Что такое лаги на центральном сервере? Ну хотя бы "нет ответа от банка" когда пытаешься картой в магазине расплатиться. По всей стране, для миллионов клиентов. Платеж с 3-5-го раза может пройти. Или вообще не пройти.
Это для модных-креативных "всего лишь маппинг". А на стороне АБС это может вылиться в достаточно сложный запрос по нескольким таблицам и когда такие запросы валятся "стремительным домкратом", все это может ощутимо добавить нагрузки на АБС. Возьмите обычный платеж. Коих через банк в сутки проходит сотни миллионов. Это не просто куда-то платежку отправить как в обычной бухгалтерии. Там несколько десятков автоматических проверок по разным параметрам с оконечным вынесением решения пропустить или отправить на ручной контроль/авторизацию в финмон. А таких процессов в банке десятки тысяч крутится одновременно - там кроме платежей еще много чего всего - клиентские данные, обязательная отчетность, разные уведомления в десятки мест и т.д. и т.п.
Классическое письмо от сопровождения:
Коллеги, сервис *** за последние 5 недель увеличил потребление процессорных ресурсов в 3 раза!!!
Он уже является 2-м по величине сервисом после *****.
В качестве альтернативы мы рассматриваем перенос запуска сервиса на резервный сервер, но там есть лаг по отставанию до 10 мин.
Заказчикам сервиса это может не понравиться :(Речь "всего лишь" о проверке клиентских данных (ФИО+ДР, ДУЛ, ИНН и т.п.) на совпадение по спискам Росфина (всякие разные злодеи-бармалеи, пораженцы в правах по решению суда и т.д. и т.п.). Проверять их банк обязан (пропустишь что-то - настучат по голове за нарушение, для начала штрафы со многими нулями, за систематическое могут и лицензии лишить).
Подобные вещи требуют оптимизации. А оптимизация в 90% случаев там сильно непростая т.к. по коду и запросам все уже выжато до капли. Там уже какие-то попутные задачи (реорганизация данных, разного рода витрины, специальные поисковые алгоритмы и т.п.) приходится решать.
И вот чтобы пореже такое случалось, любая интеграция всегда рассматривается с точки зрения архитектуры.
PuerteMuerte
14.12.2023 15:38Это для модных-креативных "всего лишь маппинг". А на стороне АБС это может вылиться в достаточно сложный запрос по нескольким таблицам и когда такие запросы валятся "стремительным домкратом", все это может ощутимо добавить нагрузки на АБС. Возьмите обычный платеж. Коих через банк в сутки проходит сотни миллионов. Это не просто куда-то платежку отправить как в обычной бухгалтерии.
Я семь лет занимался этим на стороне АБС. И по-моему, на примерно том же стеке, что и вы - AS/400 + виндовое окружение. И знаете, это действительно всего лишь маппинг. Да, архитектуру нужно серьёзно прорабатывать в том случае, когда это первая интеграция в жизни вашей системы. А когда у вас уже подключены какие-то сервисы, новые добавляются уже к существующим шлюзам. Там уже настроены все проверки, есть кеширование документов и очереди, есть сопоставление внутренних и внешних идентификаторов, и никто никого не завалит.
SpiderEkb
14.12.2023 15:38Ну примерно так, да. Правда, я лично этим мало занимаюсь. Мое основное последние годы - комплаенс и клиентские данные. Т.е. вот эти вот проверки по спискам росфина, проверки по контролю платежей, проверка клиентских данных и рассылка уведомлений, актуализация клиентов - это все внутри ядра АБС. Ну иногда еще низкоуровневые сервисы для нас. Т.е. все пишется по АС-ку и на ней работает.
Архитектура - когда новую фичу начинают где-то там запиливать, иногда приходят к нам за новым сервисом. И то, если есть возможность спихнуть на внешние системы какие-то (куда есть репликация нужных данных) - пытаемся спихнуть. Нам лишняя нагрузка нафиг не уперлась. То что есть-то приходится оптимизировать часто (особенно лютое старье всякое)
FlashHaos
14.12.2023 15:38А почему претензия к тому банку, который получил информацию, а не к той структуре, которая эту информацию предоставила? Ну то есть, тинёк, конечно, не молодцы, но вашу приватность нарушили не они. И от того, что они перестанут вам присылать уведомления, факт якобы нелегального доступа к информации о платежке никуда не пропадет.
Plusodin Автор
14.12.2023 15:38мы уточнили у Газпрома - Газпром письмом уведомил, что не давал данных. Потом мы уточнили (по навдоке банка) у ГИС ГМП - не, мы и так догадывались, но и они не давали этих данных. К кому претензию направлять?
klounader
14.12.2023 15:38тут недавно газпром начал на мыло присылать свои чеки. сначала подумал, что это скам. потом спам. потом задумался. мутная конторка какая-то.
Stepanow
14.12.2023 15:38Получал зарплатную карту от Альфабанка - прямо в офисе банка заставили зайти в Госуслуги и сделать привязку приложения Альфабанка - сказали это необходимо. Вот такая приватность.
Dolios
14.12.2023 15:38Вам соврали.
В своей привязке они пишут, что это нужно для того, чтобы выдавать вам дистанционно кредиты, хотя изначально брешут, что это для проверки документов. И запрашивают они там такое количество сведений, что мамадорогая... Идите, делайте отвязку.
exTvr
14.12.2023 15:38прямо в офисе банка заставили
Это как?
БарБанк "Под дулом револьвера"?Areso
14.12.2023 15:38"Иначе карту не дадим".
Особо хорошее такое прокатывает с населением постарше, которое привыкло верить сотруднику Сберкассыбанка.
А то, что у сотрудника Сберкассыбанка КПИ на какую-то дичь (которая иногда идёт даже во вред клиентам) завязан, это людям в головы приходит не всегда.Dolios
14.12.2023 15:38"Иначе карту не дадим".
Позовите менеджера, пускай он напишет письменный отказ выдать карту с причиной этого самого отказа. Кстати, как вы сказали ваша фамилия? Пока вы зовёте менеджера я позвоню на горячую линию и жалобу на вас оставлю.
VasiliyLiGHT
14.12.2023 15:38Странно как-то, что только сейчас переполошились... Или просто нонче модно поносить Тинькофф?
Уже пару лет как Сбер при выборе л/счёта интернета от ТТК показывает текущий баланс и сразу вставляет сумму для оплаты. И ещё у какого-то поставщика услуг такое было. В прочих случаях приходилось вбивать реквизиты руками, пока не сделали QR коды на квитанциях. В тиньке пока с таким не сталкивался.
Лично мне удобно, когда нудятина автоматизируется. Но неудобно, когда я никак не могу повлиять на этот процесс.
Читать личный опыт в каментах интересно, но хотелось бы узнать ещё и мнение юристов на этот счёт
longmaster
14.12.2023 15:38Как сложно людям живётся. Я лично нахожу весьма удобным платить за периодические услуги в минимум кликов, и весьма раздражает, когда приходится каждый раз набивать одну и ту же инфу, или сверять суммы с платёжками. А самый большой негатив за 25 лет активного пользования услугами разных банков связан с недополучением кэшбэка из-за хитромудрых доп.условий мелким шрифтом. Т.е. не с тем, что банк меня на деньги кинул, а с тем, что я не получил халявных бонусов, на которые рассчитывал. А благодаря Тинькову уже привык к тому, что не я банку плачу за услуги, а он мне за то, что я держу в нём деньги и пользуюсь именно его услугами. И к тому, что я не плачу лишний раз за услуги, за которые до этого все другие банки считали в порядке вещей брать комиссии, и не малые. Именно Тинёк вывел безналичные переводы на тот уровень, когда больше не приходится с чемоданом налички ехать в другой регион, чтобы оплатить там недвижку или другую крупную сделку.
Но он действительно теряет свои позиции с точки зрения того, сколько он мне приносит денег, и сейчас остался только как удобный сервис некоторых платежей и переводов. МКБ интереснее, по крайней мере с ЗП проектом в нём. Вот только в плане удобства и сервисов это то ещё убожество. Чего стоит то, что они только недавно наконец сделали возможность оставлять комментарий при отправке платежа человеку внутри своего же банка.
Насчёт утечек перс.данных у меня в первую очередь претензии к автостраховщикам и ГИБДД, но не к банкам. Ну и опять же, несмотря на то, что я свои перс.данные, и старые, и новые, вижу в соответствующих сборщиках, тьфу-тьфу, никаких существенных неудобств мне это не доставляет. Кроме нечастных звонков хохлодятов с тупыми попытками разводов. Да, сам факт утечек перс.данных неприятен. Но мест, из которых они сейчас могут утекать невероятное множество, чтобы портить себе нервы такой бессмысленной борьбой, какой занимался автор.
ainoneko
14.12.2023 15:38Любопытно, что мне Тинькофф не смог (или не захотел) 30 ноября показать налоги, которые надо было заплатить до 1 декабря.
Пришлось лезть на налог.ру.
shalamberidze
14.12.2023 15:38Странно, что вы не доверяете брать задолженность по коммуналкам от организации, заведуюшей вашими финансами :)
tinkoff_bank
14.12.2023 15:38Здравствуйте. Мы показываем только сумму задолженности по налогу, а не текущий налог. Информацию получаем от ГИС ГМП.
shalamberidze
14.12.2023 15:38Да не :) Как раз я думаю что этот функционал крут. В Грузии давно уже так и пользы очень много. Как платить по другому многие и не знают. Другое дело что регуляция очень жесткая и дальше банка не идет ничего. И абонента добавить я должен ручками. Никакой автоматики.
ifap
14.12.2023 15:38Хм, счета на коммуналку... у меня Сбер передал на Госуслуги биометрию, которую я ему не сдавал, а тут счета какие-то... Вот интересно, что Сбер будет врать Роскомнадзору по этому поводу.
Zed-nsk
14.12.2023 15:38Я бы спросил у РКН, на каком основании банк собирает избыточные персданные, не требуемые для оказания незапрашиваемых клиентом услуг. ст. 5.5 152-фз
Kenya-West
Всё, что проходит через эквайринг любого банка (и его партнёров) - навсегда остаётся в банке. А уж сопоставить единый идентификатор недвижимости, ваш номер телефона/карты и ФИО большого труда не составит.
В итоге вся датамайненная персуха гуляет по Интернету и чуть ли не каждому первому анону в даркнете в руки попадает.
IvaZo831
Впечатление, что с даркнета они тоже берут. Ибо если не знает налоговая, но знают песионка и банк + есть слитая база первой (на известном форуме), то я сомниваюсь, що ПФ просто передал инфу банку)
p.s.: МФО вообще лучше следаков и всяких детективов работают. Парадокс, блин)
AVAF
У сотрудников МФО мотивация и стимулирование просты и доходчивы.
Kenya-West
Ага, а ещё у МФО мотивацивая стимулировать простату их клиентам-должникам, поэтому так охотно добывают всю подногототную на любого в этой стране.