Корпорация «Боинг» проинформировала НАСА о том, что снимает космический корабль «Старлайнер» с ракеты «Атлас 5» и возвращает его в Центр обработки коммерческих экипажей и грузов (C3PF) для более глубокого исследования неисправностей четырех клапанов двигательной системы CST-100, которые так и не удалось открыть.

«Старлайнер» в зоне вертикальной интеграции 9 августа / «Боинг»
«Старлайнер» в зоне вертикальной интеграции 9 августа / «Боинг»

Инженеры «Боинга» проводили диагностику «Старлайнера» в центре вертикальной интеграции с 4 августа, а затем работали над восстановлением работоспособности поврежденных клапанов.

Перемещение космического корабля потребует согласования новой даты его запуска после того, как проблема будет решена.

Джон Воллмер, вице-президент и руководитель программы Boeing's Commercial Crew, заявил, что корпорация решила «отказаться от нынешнего окна запуска, чтобы уступить место другим национальным приоритетным миссиям».

Кэтрин Людерс, помощник администратора НАСА, отметила, что безопасность системы транспортировки экипажа остается приоритетом миссии. 

Запуск «Старлайнера» должен был состояться 3 августа, но был прерван и отложен на сутки. Спустя день корабль убрали со стартовой площадки на мысе Канаверал. Тогда сообщалось, что «Старлайнер» могут попробовать запустить 7 или 8 августа. Затем НАСА сообщило, что инженеры «Боинга» обнаружили 13 неработающих клапанов в ходе диагностики. Они «применяли механические, электрические и тепловые методы, чтобы заставить клапаны открываться».

«Старлайнер» — многоразовый корабль «Боинга», созданный по программе Commercial Crew Program НАСА, в рамках которой смену экипажей на МКС будут осуществлять с помощью кораблей частных подрядчиков.

Комментарии (12)


  1. Goupil
    16.08.2021 13:13
    +3

    Позор какой. С учетом задержек Blue Origin (чей Be-4 проще чем масковский раптор, но в отличие от последнего не производится массово и даже не разу не оторвался от земли) такое ощущение, что вся надежда американской космонавтики только на SpaceX.


  1. flx0
    16.08.2021 13:19
    +1

    Так как "редакторы" хабра не разбираются в вещах, о которых пишут, и им абсолютно наплевать на качество написанного ими материала, дополняю новость сам.


    Причиной отказа клапанов по всей вероятности стала просто повышенная влажность, из-за которой на клапанах выпала роса. А она реагирует с тетраоксидом азота, который просачивается из этих клапанов, с образованием азотной кислоты, которая вызывает коррозию. То есть когда аппарат достаточно долго стоит на свежем флоридском воздухе, топливная (окислительная?) система просто сгнивает, и все ее механические части начинает заклинивать.


    1. khulster
      16.08.2021 13:34
      +2

      Так как "редакторы" хабра не разбираются в вещах, о которых пишут, и им абсолютно наплевать на качество написанного ими материала, дополняю новость сам.

      Извините, но для дилетанта со стороны ваш комментарий сделал только хуже. Получается, что двигатели для космических полетов не могут пережить даже выпадения росы. Выглядит несколько дико, мягко говоря.

      Но ок, допустим, комплексный минус всей конструкции в целом. Но почему зная о такой конструктивной особенности не предприняты дополнительные меры по хранению и, что главное - предстартовой проверки?

      Есть известное слабое место в системе, но при этом нет удобных инструментов для диагностики оного и отработанных способов быстрого устранения? Или выпадение росы никто из конструкторов предусмотреть не сумел?


      1. ClearAirTurbulence
        16.08.2021 13:49

        Получается, что двигатели для космических полетов не могут пережить даже выпадения росы. Выглядит несколько дико, мягко говоря.

        Внезапно, они не рассчитаны на то, чтобы подолгу торчать на площадке, а именно что для космических полетов. Можно сделать их более устойчивыми к внешним условиям, но это обернется существенным удорожанием и увеличением веса.


        1. khulster
          16.08.2021 14:43
          +2

          Внезапно, они не рассчитаны на то, чтобы подолгу торчать на площадке, а именно что для космических полетов.

          Но тогда должен быть регламент, по которому задано сколько можно торчать, а сколько уже нет.

          Как со сроком годности на продуктах питания, который разный для закрытой и вскрытой упаковки.


        1. MyshinyjKorol
          16.08.2021 15:01
          +1

          Но это хорошо известная особенность космических запусков - они часто переносятся. Отложить запуск на несколько дней из-за недостаточно хорошей погоды - хорошо, если не каждый второй раз приходится делать. Корабль должен быть рассчитан на то, чтобы простоять несколько дней или даже неделю на старте.

          Кроме того, он еще и возвращаемый, не в океан, но все-таки.


    1. propell-ant
      16.08.2021 13:39
      -1

      Спасибо!
      Редакторам - наше общее фи.
      А насчет росы - наверно проблема всё-таки в негерметичности клапанов, а не в повышенной влажности. Если 13 клапанов негерметичны на многоразовом пилотируемом корабле, это тянет на мега-косяк. Возврат корабля на завод-изготовитель - косвенное тому подтверждение.


      1. ClearAirTurbulence
        16.08.2021 13:52

        Необязательно. Вполне может быть, что они просто не расчитаны на долгое пребывание в заправленном топливом состоянии в простое. Поставили-заправили-запустили, а не поставили-маринуем-маринуем… Микроутечки довольно летучих жидкостей в таких условиях могут быть вполне допустимыми, и вовсе не обязательно являются косяком.
        Cделать клапан, который будет в любых условиях длительное время гарантированно удерживать содержимое, сильно сложнее и дороже, настолько, что минусы перевешивают плюсы.


        1. MyshinyjKorol
          16.08.2021 15:03

          Старлайнер и так очень дорогой - Боинг не позиционирует себя как тех, кто делает дешево - напротив, надежность является их объяснением непомерной дороговизны. А несколько дней ожидание на старте - мастхеф для любого КА, пока не научились управлять погодой, по крайней мере.


          1. Goupil
            16.08.2021 15:22

            Тут еще в чем пикантная ситуация - нынешний CEO Боинга, Dave Calhoun, по специальности бухглатер. Предыдущий был инженером, но ушел с поста после падения 737 MAX. То есть ситуация весьма похожая на ситуацию с отечественной госкорпорацией, где главнюк - журналист.

            Главная угроза Боинга это даже не падение акций. Это бегство персонала. Старые инженеры уходят на пенсию, унося с собой знания многих поколений, а молодые бегут в конторы типа SpaceX, которые куду популярнее и имеют репутацию двигателей прогресса, а не лоббистов, и где во главе люди со STEM образованием (Маск - физик, Гвин Шотвел - инженер и тп). Еще лет 5 такой ситуации и Боинг все.


      1. flx0
        16.08.2021 13:53

        Such leaks are well understood from a physics standpoint, Vollmer said.

        То есть то что будет подтекать вроде бы ожидали. Но АТ в малых концентрациях просто улетучивается в воздух и вреда не наносит, а вот азотная кислота остается на поверхности и с удовольствием эту поверхность жрет.


    1. Goupil
      16.08.2021 14:08
      +5

      На западных форумах уже ехидно заметили, что США пускают астронавтов с Флориды уже 60 лет и должны были знать о том, что там влажно круглый год и чем это грозит. Плюс Боинг это не SpaceX, они все эти 60 лет в этом так или иначе участвовали еще тогда, когда Маск не родился.