Не размытый ответ для дизайнеров и заказчиков. Ценообразование будет осознанным, честным и главное оправданным.
Больше 10 лет в сфере графического дизайна, из которых лет 7 я работаю как фрилансер, сейчас я работаю в своей студии и вопрос ценообразования преследует нас в каждом проекте.
Дизайнеры, студии или агентства пересматривают цены за услуги, из-за экономического положения дел в стране, в мире, влияют на цену и другие факторы. Цена зависит от нескольких факторов, которые влияют напрямую или косвенно — нужен только дизайн, с нуля или редизайн, брендинг или ребрендинг, количество SKU и другие дополнения, кто заказчик, кто дизайнер, срочность проекта, объём работы и так далее. Цена не будет одна и та же за объём работы, разный по сложности и на который уйдёт разное количество времени.
Выделю две формы оплаты: фиксированная и почасовая. Другие формы оплаты, такие как оплата ресурсов, рассматривать в этой статье не буду. Используя подходящую форму оплаты минимизируются риски и выстраиваются хорошие отношения между заказчиком и дизайнером. В студии используем фиксированную оплату, когда уместно почасовую.
Фиксированная оплата услуг дизайнера
Фиксированная оплата за конкретный объём работ используется когда заказчик знает, чего хочет, а исполнитель способен оценить сроки и этапы работы. Исполнитель называет заказчику конкретную сумму и срок за проект.
Этот тип оплаты используется чаще остальных в России и на территории СНГ. Учтите, что заказчик захочет узнать цену за проект, ещё до того, как будет известен точный объём задачи. Потому что для большинства заказчиков цена важный критерий выбора исполнителя.
Чтобы назвать примерную цену без точного представления объёма работы, задавайте вопросы, желательно уметь определять финансовые возможности заказчика и иметь опыт работы, чтобы понимать и свои возможности.
Но как бы точно вы не оценили проект, объём работы, может поменяться в процессе. За дополнительными действиями следует дополнительная оплата, об этом заранее предупреждают заказчика. Не помешает уведомлять об изменении цены и сроках по ходу работы, а также прописать соответствующий пункт в договоре, чтобы избежать недопонимания и конфликтов в будущем.
Фиксированная оплата проводится по факту или с предоплатой, в итоге цена корректируется с учётом сделанного объёма работы. У нас предоплата составляет 50%, редко 30%. Бывает оплата проходит поэтапно, а иногда заказчик готов оплатить сразу 100% перед началом работы, что не удобно с психологической стороны для исполнителя — деньги получил, работать не хочется. Ещё и в итоге возможно придётся возвращать часть суммы или выставлять дополнительный счёт.
Почасовая оплата услуг дизайнера
Почасовую оплату удобно использовать, когда работа идёт в режиме реального времени, когда нужна дальнейшая поддержка проекта или когда заказчику не понятно что конкретно он хочет и техническое задание получается размытым.
Для заказчика это плюс, так как он может свободно менять информацию, вносить изменения, добавлять и удалять. Но не каждый готов платить по часам, из-за того, что нет представления какой в итоге будет счёт.
Неизвестность пугает людей, особенно когда это касается денег.
При почасовой оплате исполнитель застрахован от риска потерять деньги из-за различных издержек, внесение правок, учёт идёт по часам. Но есть и другая сторона — не учитываются реальные трудозатраты. Например, сколько усилий потрачено на разработку логотипа за час, а сколько при наборе текста.
При такой форме оплаты договоритесь о частоте выплат, например раз в неделю, или поэтапно и стоит регулярно вести учёт по времени о проделанной работе и держать в курсе заказчика.
При новой задаче или дополнениях сориентируйте заказчика о том, сколько понадобиться часов, чтобы эта неизвестность не беспокоила его. Так вы избежите конфликтов.
Иногда удобно использовать Time Tracker – приложение, которое фиксирует все действия работника — какие сайты посещал, какое ПО использовалось и конечно какое время затрачено. Компании переводят сотрудников на удаленный тип работы и такие приложения стали популярны. У нас, например, офиса нет, работаем удалённо и различные приложения помогают в работе.
Так из чего складывается цена в графическом дизайне?
Чтобы не брать цифры с потолка и не писать в поисковую строку «сколько стоит дизайн упаковки?» нужно отталкиваться от обоснованных, конкретных цифр. Мне не нравится слово формула, но вот она:
Годовые расходы/рабочие часы за год = цена часа работы
Запишите месячные расходы, а также желаемую зарплату, оценивайте объективно свой уровень, в любом случае, об этом говорят ваши работы и репутация. Далее переводим эти цифры в годовые, теперь посмотрите сколько производственных часов в настоящем году и разделите годовые цифры на количество рабочих часов за год, получится ваша цена за час работы. Ниже этой цифры опускаться нельзя, чтобы это было доходом, а не работой ради работы или что ещё хуже, работой в минус.
Пример.
У фрилансера есть месячные расходы: обеды, дорога, коворкинг, интернет, необходимые подписки и программы, курсы и развитие, рекламный бюджет и всё необходимое. На это нужно 71 000 р.
Есть личные расходы за месяц, сюда входит: аренда жилья, еда, собака, дети, покупка нового автомобиля, страховка и так далее. Исходя из опыта и уровня, у всех он свой, определяется возможный доход – 170 000 р.
Цифры за месяц: 71 000 + 170 000 = 241 000 р.
241 000 * 12 = 2 892 000 р – это цифры за год.
В 2021 году 247 рабочих дней, на работу уходит 6 часов в день, соответственно 247 * 6 = 1482 часа в год. Остаётся разделить годовые цифры на годовые часы: 2 892 000 / 1482 = 1 951,50 р
Округляем до 1952 — это цена часа работы, если работать ниже этой цифры, то это означает не получить зарплату полностью и не закрыть что-то из своих потребностей.
Ниже этой цифры опускаться нельзя, чтобы это было доходом, а не работой ради работы или что ещё хуже, работой в минус.
При оценке проекта, я отталкиваюсь от получившейся цифры. Для оценки проектов в студии также учитываются все расходы, куда будут входить другие пункты и зарплаты сотрудников: бухгалтера, менеджеров, пользуетесь клинигом — пожалуйста, включайте всё необходимое. Подорожала картошка, снизили стоимость аренды офиса — с изменением расходов корректируется и цена.
Опыт позволяет понимать сколько потребуется времени на ту или иную задачу и возможность возникновения каких-то сложностей, а это значит понимать сколько эта работа может стоить.
Личные наблюдения и рекомендации
Когда заказчик просит примерно оценить проект, не стоит называть минимальную цену, даже понимая, что главный критерий выбора цена.
На эту цену, скорее всего, и будет рассчитывать заказчик когда выберет вас исполнителем. Итоговая цена сильно выше озвученной раньше, вызовет негативную реакцию, заказчик подумает, что на нём хотят навариться.
Что же касается заказчиков, не стоит занижать объем работы или приуменьшать значимость, такое тоже бывает, чтобы услышать меньшую цену, если в итоге выяснится что объём работы другой, исполнитель пересмотрит цену или выставит соответствующий счёт по факту выполненной работы.
Если делаете скидку, скажите об этом и укажите в актах. Таким образом формируется лояльность и это поможет выстроить хорошие отношения между исполнителем и заказчиком.
Что касается различных приложений учёта времени. Одно время я работал на сайте UpWork, это западная биржа фриланса, чуть строже, но по сути тоже что и Fl.ru. Моя часовая ставка, на тот момент, составляла 25 USD. Проекты с оплатой по часам выполняются с открытым приложением, оно скачивается у них же на сайте, которое учитывает время работы, перерывы, курсор мышки и время бездействия, если исполнитель тянет время. Это приложение рандомно делает скриншоты монитора и все ваши действия заказчик видит в сохраненной истории. И это также не всегда удобно, если я делаю, концепт дизайна в бумажном блокноте.
Почитайте книгу 2014 года «Сожги своё портфолио» автора Майкла Джанда. Наш менталитет конечно отличается от западного, но информация будет полезной и сегодня, а книга может стать вашей настольной книгой, как была у меня какое-то время.
Есть книга 2020 года «Продай своё портфолио», в новой книге информация повторяется, но в старой книге полезной информации больше по некоторым мнениям.
Обсуждение денежных вопросов бывает напряженным, но если цена обоснована и подкреплена, вы честно оценили себя, то просто ведите себя уверенно когда называйте цену за работу. У меня есть правило, когда речь идёт об оплате, нельзя мешкать, мямлить или использовать смайлики в переписке. Люди чувствуют неуверенность собеседника.
Повторюсь по поводу адекватной оценки своего уровня и возможностей. Если в голове цифры ощущаются не комфортно, это почувствуют и заказчики. Чтобы цена часа работы стоила больше, нужно постоянно развиваться, повышать уровень, чем больше вы приносите пользы, тем выше ценник. Репутация и бренд также имеют прямое отношение к ценам.
И так, сколько стоит дизайн?
Неопытный дизайнер, с сертификатом двухнедельного курса по графическому дизайну, например, потратит много времени на работу, результат будет соответствующий его уровню.
Начинающий дизайнер может работать и быстро, но качество, будет ниже того, которое он способен выдавать. Час работы такого дизайнера стоит меньше часа работы дизайнера с опытом, который делает работу быстро, на профессиональном уровне.
Таким образом за меньшее время придётся заплатить больше, но это не значит потерять, это значит приобрести: заказчик экономит время и получает результат, который решает нужные задачи продукта.
И наоборот: сэкономив бюджет, обращаясь к неопытному дизайнеру, заказчик потеряет больше времени и получит слабый результат, который не принесёт никакой пользы, а возможно принесёт и кучку проблем, придётся потратить ещё раз время на то, чтобы переделать дизайн, соответственно придётся выделить на это и новые средства. А значит экономии бюджета тут никакой и нет.
Дизайн стоит столько, сколько пользы принесёт исполнитель и сколько усилий это займёт, учитываются и возможности заказчика, а на количество нулей в счете влияет экономическое положение в нашем мирке и много чего ещё.
Жизнь слишком коротка, чтобы зарабатывать мало.
Кирилл Антонов. Художник, дизайнер
Развивайтесь, будьте полезными, цените свой и чужой труд, заключайте приятные сделки, зарабатывайте хорошо и тратьте! Тратьте с удовольствием, ведь смысл жизни не в деньгах.
Наша студия работает полностью на удалёнке и также бываем в роли заказчиков, когда необходимо расширить штат для проекта. Надеюсь информация окажется полезной не только дизайнерам, но и тем, кто заказывает дизайн.
И да, идеальной формы оплаты нет, если знаете такую, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Комментарии (14)
anonymous
00.00.0000 00:00XakRU
31.08.2021 17:46+1Ну если вы готовы оплатить обучение кассира в пятерочке и отправить работать дизайнером и чтобы её работа оплачивалась скажем так же как и работа за кассой, поздравляю... вы меценат :)
Про определение стоимости - вы несколько лукавите, это НЕ то, сколько готов заплатить потребитель, если мы про "рыночную стоимость". Не буду здесь писать определение термина, вы можете найти определение в интернете, рекомендую ресурсы экономической направленности.
anonymous
00.00.0000 00:00GospodinKolhoznik
31.08.2021 20:52+1А вы готовы при этом платить за продукты в полтора раза больше, чтобы кассиры/кладовщики/товароведы/уборщики/водители/грузчики из магазинов получали достойные зарплаты?
GospodinKolhoznik
31.08.2021 21:25Бизнес модель любого магазина это
Доходы: наценка на товар.
Расходы: Аренда помещения плюс ФОТ
По большей части это все. Ещё возможны затраты на логистику, но как я понимаю Пятёрочка это такая франшиза, где в магазин просто привозят продукты с общего склада, магазин их скупает, а задача владельца магазина "поиграться со шрифтами", то есть найти баланс между наценкой на товары и зп персонала, чтобы выйти в плюс после уплаты налогов, аренды и коммуналки. (Зато не надо париться с логистикой и забивать себе голову вопросами где закупить товар).
В такой бизнес модели размер фот критически важен. Поэтому кассиры и весь прочий персонал магазинов так мало получают.
По поводу вашего вопроса. Наверное 5% для меня особой роли не сыграют. Но при разнице цен на продукты в 10% я уже скорее всего пойду в более дешёвый магазин. При разнице цен в 20% на одни и те же товары пойду в дешёвый с вероятностью 99,9%. И это если мы говорим про продукты. Если мы говорим про такие дорогие товары, как автомобиль, то я ради 5% пойду туда где дешевле, при любом раскладе.
GospodinKolhoznik
31.08.2021 22:07Ну блин! Ну откройте свой магазин, гребите по 10000$ в месяц! Что вам мешает? Находите помещение сдающееся в аренду, размещаете объявление о найме сотрудников. Делов то! Можете под франшизой 5ки, например, а можете забить на франшизы и возить самому товары в газельке с оптового рынка, или наймите человека для этого
Вот я вас уверяю черта с два все будет так просто! Если бы было просто, все бы открывали собственный магазин и обогащались. И вместо бесчисленных курсов вайти-вайти были бы курсы "Открой свою пятерочку за 4х недельный интенсив! Владелица маленького магазина смогла зарабатывать по 10 тысяч долларов, сможешь и ты!"
Правда в том, что очень многие магазины не то что прибыли не приносят, а вообще уходят в глубокий минус.
iiwabor
31.08.2021 19:04+1Оплата труда - штука сложная, многие заказчики ее понимают по разному - некоторые реально хотят хорошее качество и готовы платить деньги, но многие хотят купить твой труд либо совсем дешево - за плошку риса, либо откровенно кинуть.
К третьему году своей карьеры я понял, что если в обсуждении проекта и оплаты, со стороны заказчика проскакивает фраза типа "Тебе что - деньги не нужны?" - это значит, что события развиваются по второму варианту.
Zibx
31.08.2021 20:19Такая формула может работать в бодишопе где есть команда и выстроены процессы. В противном случае на эти 6 часов в день надо ещё найти заказчика и договориться с ним.
third112
01.09.2021 04:06Есть личные расходы за месяц, сюда входит: аренда жилья, еда, собака, дети, покупка нового автомобиля, страховка и так далее. Исходя из опыта и уровня, у всех он свой, определяется возможный доход – 170 000 р.
Очень спорно!: "аренда жилья" м.б. каморка, а м.б. люкс на 5 звездочек; "еда" м.б. лапша быстрого приготовления, а м.б. обед в центральном ресторане; "собака" — только одна? Пушкинский герой Троекуров целую псарню гончих имел, правда, псари были крепостными, а после отмены крепостного права, псарей нужно стало не только кормить, но и деньги им платить, для многих помещиков это стало накладным; "дети" — сколько? — 1 или 9 — есть разница? "покупка нового автомобиля" — какого? "мерс" нужен или запорожец сгодится? Жену забыли — женщины любят бриллианты. Тут, конечно, страховка: если суд конфискует все Ваши накопления, то жена сможет помочь. А еще забыли дачу в Италии и ближнюю в подмосковье. Для Италии нужна яхта и т.д.
На деле обычно заказчик говорит: нужен сайт за 50 т.р. Вы отвечаете: посмотрите средние цены в 2 раза больше. Заказчик, который уже посмотрел, соглашается. Далее ТЗ, где можно торговаться о доп. условиях. К личным расходам это отношения не имеет.
NeverIn
01.09.2021 09:25Личные расходы могут быть собственным ориентиром, целью на которую нужно выйти в доходе. Но это, конечно, не аргумент для заказчика, скорее наоборот.
Griboks
Хахаха. Ваша "формула" - это одна большая ошибка. Все простые люди должны работать не ниже определенного порога за час? У нас это называется прожиточный минимум и законодательно составляет около 100 рублей в час. Ну а средняя ставка - 300-400 р/ч.
Кроме того, причем тут ваши годовые расходы? Вы один проект год делаете? Тогда уж берите расходы за объем работ и делите на объем работ....
А есть тут всякие футболисты, которые 100 рублей в секунду зарабатывают, кстати.