Зачем вообще нужны тесты стартерных аккумуляторных батарей (АКБ)? — Наверное, затем, чтобы помочь с выбором оптимальной для своего транспортного средства. Автомобилисты об аккумуляторе обычно не задумываются, (пока не подведёт), но без него, как минимум, не завести двигатель, и не будет работать сигнализация.
Продолжаем испытания шести отечественных АКБ премиум-сегмента в корпусе L2:
- Тюмень Premium 6СТ-60LA
- Tubor Titan Arctic 62.1VL
- Space 6СТ-60VLA
- АкТех Зверь ЗВ-60-3-L 6СТ-60L3У
- Decus Hard 6СТ-60AH VL
- АКОМ Reactor 6СТ-62VL
Сегодня речь пойдёт о реальной ёмкости 20-часового разряда по ГОСТ.
Результатом первого этапа тестирования стала такая таблица.
Из неё отчётливо видно, насколько вредит свинцово-кислотным аккумуляторам длительное хранение без подзаряда, и насколько саморазряд гибридной Ca+ АКБ, (среди шеcти испытуемых это Зверь), выше, чем у полностью кальциевых Ca/Ca, (пять остальных).
Сегодня увидим, в какой степени контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) восстановит параметры саморазряжавшихся и сульфатировавшихся на складе АКБ. Первый полный стационарный заряд уже восполнил половину утраченного.
От чего зависят польза и вред циклирования автомобильных аккумуляторов, исследовано здесь. А здесь можно прочитать о результатах краш-тестов недельным разрядом в ноль подключенными лампочками фар головного света: AKOM ULTIMATUM, Topla AGM Stop&Go AG60 и Energy E60X.
Начнём, как всегда с входного контроля. Изменились ли масса и характеристики аккумуляторов после 100% заряда, подзаряда под буферным напряжением и отстоя?
Масса Tubor Titan Arctic 62.1VL и Space 6СТ-60VLA снизилась на 0.1 кг. Это может быть связано как с погрешностью весов, так и с тем, что как раз эти аккумуляторы хранились дольше четырёх других, им потребовалось больше ампер*часов для восстановительного десульфатирующего заряда, и соответственно затрачено больше воды. Причём Tubor Titan Arctic потребовалось почти вдвое больше времени и количества электричества, чем Space, но затраты воды на перемешивание электролита при стационарном заряде оказались одинаковыми.
Также на 0.1 кг похудел АКОМ Reactor 6СТ-62VL. Несмотря на то, что его дата производства самая свежая, на его полный заряд затрачено более всего ампер*часов, и потребовалось самое высокое напряжение 16.2 вольта при температуре окружающей среды 30-34 градуса Цельсия. (При более низкой температуре понадобится напряжение выше). Это может свидетельствовать о том, что пластины данной АКБ на заводе немного недоформованы.
Что не является производственным браком: любому свинцово-кислотному аккумулятору необходим правильный ввод в эксплуатацию с полным выравнивающим зарядом. Нарушение этого требования и невыполнение периодического регламентного стационарного заряда до 100% ёмкости ведёт к потере эксплуатационных характеристик, вплоть до замерзания электролита в холодное время года, а затем гневным отзывам на «перебитую дату производства», «заговор производителей АКБ», «перепаковку восстановленного б/у аккумулятора и продаже как нового», и так далее.
При разработке любого предмета техники имеет место диалектика противоречий. Свинцовые аккумуляторы — не исключение. Переход от гибридной кальциево-сурьмянистой технологии к полностью кальциевой, повышение плотности упаковки пластин в банках и создание продвинутых сепараторов, препятствующих оплыванию активных масс и короткому замыканию, радикально повысили стойкость АКБ к саморазряду при хранении и простое, глубоким разрядам и циклированию, длительному нахождению в состоянии частичной заряженности (PSoC, partial state of charge). Но и затруднили перемешивание электролита, усилили эффекты «мнимого» или «поверхностного» заряда.
Применительно к современным автомобилям и современному характеру их эксплуатации, достоинства передовых Ca/Ca АКБ преобладают над недостатками. Но при стационарно заряде особенности их физико-химических свойств необходимо учитывать, иначе получим прогрессирующий недозаряд, негативный опыт и скидку при покупке нового аккумулятора со сдачей в утиль старого, который, кстати, можно было восстановить, снизив тем самым нагрузку на собственный кошелёк и экологию планеты.
Плотность электролита в аккумуляторах следующая:
- Тюмень Premium 6СТ-60LA — почти 1.30 граммов на кубический сантиметр,
- Tubor Titan Arctic 62.1VL — 1.30,
- Space 6СТ-60VLA — чуть выше 1.30,
- АкТех Зверь ЗВ-60-3-L 6СТ-60L3У — 1.31,
- Decus Hard 6СТ-60AH VL — 1.30,
- АКОМ Reactor 6СТ-62VL — 1.30.
Зачистим клеммы от окислов специальными щётками, и приступим к тестам нагрузочной вилкой 200 ампер и прибором экспресс-диагностики Konnwei KW650. Так как конусы клемм имеют разный диаметр, рекомендуем использовать 2 щётки: одну для отрицательной и одну для положительной.
Для определения фактической ёмкости осуществим разряд по ГОСТ током 3 А до напряжения под нагрузкой 10.5 В зарядными устройствами Кулон-912. Температура в лаборатории 26.6 градусов Цельсия, такая же, как при тесте ёмкости 20-часового разряда шести АКБ зарубежных брендов. Благодаря этому, мы сможем сравнить ёмкость 12 аккумуляторов и сделать объективные выводы.
Через час после завершения разряда всех аккумуляторов, имеем следующие напряжения разомкнутой цепи (НРЦ).
Самое высокое НРЦ у единственного среди испытуемых гибрида АкТех Зверь ЗВ-60-3-L 6СТ-60L3У. Причина проста, — осталось много непрореагировавшей в токообразующей реакции Гладстона-Трайба кислоты. Эта АКБ — единственная из шести, чья фактическая ёмкость не дотянула до паспортной. Остальные пять показали просто прекрасные результаты.
Что интересно, самую высокую ёмкость показали самые старые, долго хранившиеся на складе АКБ — Tubor Titan Arctic 62.1VL и Space 6СТ-60VLA. У них же самый высокий процент превышения фактической измеренной ёмкости над паспортной. ЗУ Бережок-V1 прекрасно справилось с восстановлением ёмкости современных кальциевых аккумуляторов после сульфатации от длительного саморазряда.
При этом Titan Arctic самая тяжёлая из всех, и с самым низким НРЦ после разряда: прореагировало больше всего активных масс и кислоты. А Space самая лёгкая.
Вторая по лёгкости АКБ Тюмень Premium 6СТ-60LA показала, в силу своей малой массы, самый высокий удельный пусковой ток, но при этом самую большую просадку под нагрузочной вилкой 200 ампер. Её ток холодной прокрутки (ТХП) и ёмкость 20-часового разряда самые низкие из числа трёх АКБ с состоянием здоровья (SoH, state of health) 100%, т.е. с измеренным пусковым током не ниже паспортного. Эти 3 АКБ самые свежие и не пострадали от саморазряда при хранении.
Мы уже писали, что Тюмень Premium 6СТ-60LA, будучи полностью кальциевой, имеет конструкцию, характерную для гибридной, что отражено в буквенном индексе маркировки: L — малый расход воды при эксплуатации, VL — очень малый.
На данном этапе создаётся впечатление, что производители Titan Arctic и Space заложили в них приоритет ёмкости над пусковым током. Это весьма разумно, так как в условиях низких температур приходится много пользоваться предпусковыми подогревателями, которые разряжают аккумулятор до запуска двигателя. Высокая ёмкость аккумуляторной батареи на Севере может спасти жизнь в случае отказа генератора или двигателя: имеется резерв, чтобы питать системы подачи топлива и зажигания, световые приборы, средства связи и обогрева салона и проследовать до нужного места или дождаться помощи.
Победителем по ёмкости и ТХП стал тяжёлый, второй по массе после Titan Arctic, аккумулятор Decus Hard 6СТ-60AH VL.
Насколько восстановятся пусковые характеристики ТХП трёх пострадавших от длительного хранения АКБ после КТЦ, — контрольно-тренировочного цикла, увидим после заряда. А пока измерим экспресс-тестером параметры разряженных батарей.
Самые высокие пусковой ток по экспресс-тестеру и НРЦ в разряженном состоянии у АКОМ Reactor и АкТех Зверь, самые низкие у Tubor Titan Arctic и Decus Hard. Эта корреляция может быть связана со спецификой работы тестера, нагружающего аккумулятор небольшим током, который в состоянии обеспечить даже сильно разряженная АКБ. Ставим на заряд.
В начале заряда адаптивными ЗУ Бережок-V1 видим ту же картину токов, что и по тестеру. Где тестер показал больше, там и ЗУ даёт больший ток. Вот почему измерять внутреннее сопротивление разряженных АКБ имеет смысл. Оно показывает, насколько эффективно и оперативно аккумулятор будет восполнять основной заряд.
Все АКБ полностью заряжены и простояли три дня под буфером. Измерим плотность электролита:
- Тюмень Premium 6СТ-60LA — чуть выше 1.29,
- Tubor Titan Arctic 62.1VL — 1.30,
- Space 6СТ-60VLA — чуть выше 1.30,
- АкТех Зверь ЗВ-60-3-L 6СТ-60L3У — 1.31,
- Decus Hard 6СТ-60AH VL — 1.30,
- АКОМ Reactor 6СТ-62VL — 1.30.
Как видим, она не изменилась с предыдущего заряда. Все аккумуляторы заряжены на 100 процентов. Измерим их параметры прибором экспресс-контроля Konnwei KW650.
Характеристики тока холодной прокрутки улучшились только у АКБ АкТех Зверь, и то всего на 0.33 процента. Это связано с тем, что ночью температура в помещении была 24.5 градусов Цельсия. Температура снизилась, полезная ёмкость и пусковой ток тоже. Это свойственно всем свинцово-кислотным аккумуляторам.
Как видим из сравнения фактических значений с паспортными и их динамики в ходе ввода в эксплуатацию, пусковой ток аккумуляторов страдает от длительного хранения в большей степени, чем ёмкость, которая хорошо восстанавливается полным 100% стационарным зарядом.
Выводы
Из сводной таблицы видно, что самая низкая цена у Тюмень Премиум, у неё же самая высокая просадка под нагрузочной вилкой. И самая низкая ёмкость после гибридного Зверя, который пострадал от длительного для такого типа АКБ хранения.
Зато следующая по цене АКБ Space, производства Тюменского завода ЗАО МПКФ «Алькор», самая лёгкая из тестируемых сегодня, выдала высокую ёмкость 20-часового разряда, на втором месте после Tubor Titan Arctic, несмотря на то, что тоже долго хранилась без подзаряда. Однако её внутреннее сопротивление самое высокое, пусковой ток самый низкий, ниже паспортного.
Мы продолжаем искать свежий экземпляр Tubor Titan Arctic, чтобы сравнить результаты его теста с представленным здесь хранившимся полтора года.
Самый лучший показатель под нагрузочной вилкой и вторые места по пусковому току и ёмкости проявил елабужский аккумулятор Decus Hard. И по массе, и по цене он на втором месте.
Самое низкое внутреннее сопротивление и самый высокий ток холодной прокрутки у АКОМ Reactor. Ёмкость тоже весьма достойна, цена чуть ниже, чем у Decus Hard, а масса значительно ниже. Мы уже знаем, что Жигулёвский завод АКОМ имени Н.М.Игнатьева использует передовые технологические достижения концерна EXIDE, позволяющие при экономии свинца и снижении нагрузки на экологию планеты достигать высоких характеристик АКБ.
Во всех областях жизнедеятельности человечества есть люди, любящие доказывать, что так не бывает, мол, любая цена — маркетинговая ложь. Но в этом исследовании мы не собираемся оскорбить чьих-либо чувств, а просто приводим показания приборов и цифры из документов о покупке аккумуляторов.
Также результаты тестов показывают, что гибридные аккумуляторы Calcium+, они же Ca/Sb, по сути отжили своё, проигрывая по всем показателям полностью кальциевым Ca/Ca аккумуляторам, в том числе тем, конструкция которых «гибридная», а пластины «кальциевые». Их имеет смысл ставить только на устаревшие автомобили с низким напряжением бортовой сети, помня, что даже при этом низком напряжении придётся часто контролировать уровень электролита и доливать дистиллированную воду.
Потому в следующий раз давайте хорошенько подумаем, прежде чем слушаться советчика, говорящего: «Бери гибрид, кальциевые плохие». Любая аккумуляторная батарея плохая, если вовремя не производить стационарный заряд, в том числе, при вводе в эксплуатацию.
Судя по отзывам в Интернете, большинство автомобилистов производить правильный полный заряд современных кальциевых АКБ не умеют, либо имеют зарядные устройства с «сурьмянистыми» или «гибридными» предустановками, которые невозможно изменить без вмешательства в конструкцию.
Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.
Видео версия:
Комментарии (5)
indocoder
08.09.2021 22:59Господи, зачем все это мракобесие с уже отточеной технологией?
Ставишь любой свинцово-кислотный АКБ и ездишь без всяких мыслей 5-6 лет минимум. Лет 7-8 если повезет. Его стоимость ничтожна по сравнению с авто+топливо+страховка.Зачем вообще нужны тесты стартерных аккумуляторных батарей (АКБ)? — Наверное, затем, чтобы помочь с выбором оптимальной для своего транспортного средства. Автомобилисты об аккумуляторе обычно не задумываются, (пока не подведёт), но без него, как минимум, не завести двигатель, и не будет работать сигнализация.
А они и не нужны, если только не пытаться сэкономить мелочь на каком-нибудь б\у аккумуляторе. Когда надо будет — в тех сервисе просто замените АКБ. Хотите что то в транспортном средстве оптимизировать — начните с водителя и пассажиров. Ну или стёкла обзора протрите тряпочкой — и то больше пользы будет.Масса Tubor Titan Arctic 62.1VL и Space 6СТ-60VLA снизилась на 0.1 кг. Это может быть связано как с погрешностью весов
Не позорились бы писать про погрешность в 100 грамм и претендовать на какое то там исследование.
Такое ощущение что вам эти аккумуляторные заводы платят за каждую статью. Но для потребителя они имеют околонулевую ценность в лучшем случае. Хотите помочь потребителю? Пусть поставят AGM батарею в авто. Про нее можно вообще забыть — она прослужит дольше чем автомобиль, при обычном использовании.redlynx
09.09.2021 08:10ну вы как маленький- пользы тут нет и быть не может-деньги уплочены- армия букв шагает нестройными рядами :) продажи жеж
K_AA
09.09.2021 14:39Хотелось бы увидеть сравнение разных типов АКБ (обычный, EFB, AGM) в разных условиях эксплуатации (использование webasto, системы старт-стоп, прикуривание других авто).
Что в первой, что в этой статье, комментаторы уже указывали, что практической пользы по этим замерам маловато, по крайней мере обычному человеку.
Всё таки это распространённые жизненные ситуации, когда человек держит авто на автозапуске зимой, поездка 4-10 км по пробкам, дальше снова автозапуск. Или аналогичный сценарий, но с подогревателем двигателя. Бывает приходится кого-то прикурить и дальше ехать, или не ехать, оставив поработать машину на холостых минут 10. Кто-то высаживает АКБ музыкой на природе или регистратором на парковке, а потом думает, что заряжает АКБ за одну поездку.
В теории то всё расписано, другое дело - как на практике поведут себя разные батареи в таких нежелательных условиях? Такие испытания и замеры заметно помогли бы определиться с выбором правильного АКБ под его условия эксплуатации.
AMIluvatar
Спасибо за подробный обзор.
По своему опыту - в моей текущей Ладе Весте (куплена новой в августе 2016 года) стоит родной АКБ (кальциевый АКОМ). Ни разу его не обслуживал, единственное, что один раз снимал и мыл полностью, ну и сверху протираю иногда. Плюс у ОД пару раз зачищали клемы, ну и смазкой синей их поливали. Ни разу не подводил, хотя живу в СПб и машина ночует на улице. При этом если верить приборке, выше 14В ровно напряжение в бортовой сети не поднимается. На клеммах выше конечно, но до 16 явно не дотягивает.
K_AA
На самом деле АККОМ очень нестабильные по качеству аккумуляторы. Кому-то везёт, кому-то не очень.
3 года такой прослужил на Весте. Постоянно образовывалась влага на крышке, распространяющаяся через пыль от двух центральных банок. Любые попытки подтянуть пробки и тд успехом не увенчались, всегда потел. После 1 зимнего и 1 летнего сезона обнаружил, что в банках везде разный уровень жидкости, почти оголились пластины. Пришлось доливать и заряжать.
На 3й год летом было несколько поездок по 1000+ км за один заход, по жаре. Крышка начала деформироваться под крепёжной планкой, из центральных банок начала лезть пена, которая несколько раз расползалась до основания крепления, разъела краску на креплении, благо патрубки и кузов не пострадали. Пришлось менять.
К слову, с зарядкой проблем нет, держит 13.9 в сети.
В целом за свои деньги хороший аккум. Но требует регулярного внимания и обслуживания. В морозы никогда не подводил, после простоев в -40..-30 по две недели машина заводилась без проблем. В -45 неделю на автозапуске тоже прекрасно жила. Даже в момент замены, несмотря на дикое выкипание он всё равно отлично работал. В последний год даже использовался для прикуривания холодного дизеля, всё отлично.
До этого пользовался на других авто Forse (7 лет, от прошлого владельца), Varta (4 года, продал с авто), Bosch (8 лет, от прошлого владельца). Никогда таких проблем не было.
Самый живучий пока был Titan Arctic 100 Ah. Прослужил 10 лет, был отдан знакомым на старую Волгу. Даже в таком состоянии, с нехваткой электролита (верх пластин сухой), со слабым генератором (55 А, то есть всегда недозаряженный) он крутил 3л карбюраторный движок на УАЗе в -25 с полусинтетическим маслом. Первые лет 7 вообще обитал на севере Якутии. В общем, до сих пор аналогов сложно найти.