Недавние новости долетели и до Хабра: в комментариях замечены обсуждения случившийся трагедии в Перми, где учащийся расстрелял своих одногрупников, есть убитые и еще больше раненных. Кто-то считает что вся проблема в самом "психе" - студенте, а кто-то высказывает идеи что нужно решительно зарегулировать все что можно, наставить еще больше камер, запретить все оружие, нагнать психиатров в школы и ВУЗы... Но в чем же на самом деле кроются корни подобных, регулярно повторяющихся в последнее время в России случаев, в школах, университетах и армейских частях? В этой статье, как эксперт в области социологии (и не с первого канала) хотел бы высказать свое личное мнение и обсудить с Хабром эту проблему. Давайте попробуем разобраться!
Начать следует с того, что на удивление для некоторых, такие события далеко не редкость, они случались и гораздо раньше образования современной "РФ" как государства. Известны задокументированные случаи расстрела сверстников, сослуживцев, и даже подрыва школы в советском союзе! Раз, два, три, желающие могут отыскать еще больше исторических свидетельств. Разница с нынешним временем состоит лишь в том что... тогда не было интернета, а государственные СМИ были целиком и полностью в руках партии, и являлись органом власти, соответственно неудобные для официальной повестки случаи попросту замалчивались за пределами местности, и вы могли прожить счастливое детство так никогда и не узнав что неподалеку, в соседнем городе произошло массовое убийство.
В 90ые, с утратой государством части своей власти (ввиду внутрених разборок и дележа территории бывшего СССР), случился расцвет общественных и независимых СМИ. Это поразительно удачно совпало с появлением Интернета. Два этих (неучтенных поначалу правительством) фактора, вместе породили невиданную эпоху гласности. На рядового гражданина обрушился поток информации обо всем и отовсюду.
Тут стоит отметить, что на самом деле, с распадом СССР, новая эпоха прямо располагала к гораздо меньшему уровню насилия, ввиду появления альтернативы традиционным играм (выбивания стекол рогатками, издевательством над котятами, драками стенка на стенку и исследованиями строек), кое чего нового – компьютеров, видеоигр, социальных сетей, общения, уход в виртуальную реальность... Все это сделало молодежь в общей своей массе к настоящему моменту (2021) гораздо меньше склоннной к подростокому насилию, как к способу решения проблем. Попросту утрачена "традиция" дворовых драк среди детей и прочей атрибутики городов позднего советизма.
Парадоксально, но благодаря той же самой цифровизации и гласности, из всех экранов любой исключительный случай стал освещаться настолько массово, что и создает сейчас у взрослых обывателей накал впечатлений и сумбурные мысли вроде "в моем детстве такого точно не было".
Итак, уловив временные рамки проблемы, и, надеюсь, закрыв вопрос с восклицаниями "это все ваши игры", вернемся к истокам сегодняшних событий. Начнем с очевидного: масшутинг может быть только там, где есть регулярное массовое скопление людей. Как вообще люди могут массово, регулярно собираться, в удобных для стрельбы местах? Это происходит по каким-то экономическим факторам? Может быть, молодые люди сами рвутся толпами в очереди на проходных КПП ВУЗов, или сидят целыми днями в душных аудиториях, по своему желанию?
На первый взгляд ответ да.. хотя постойте? Что это, опросы и исследования показывают что ВО это просто способ для здоровых парней переждать призыв и не пойти в армию? Вот тут мы и начинаем идентифицировать проблему. И спрос на ВО и толпы новобранцев, созданы совершенно искуственно, вопреки всем законам рынка и экономики здравого смысла. В армию идут потому, что согласно закону, иначе человеку грозит насильственный призыв, уголовная ответственность или даже тюрьма для самых свободолюбивых и упорных. А в ВУЗ в большинстве идут потому, что это единственная законная отсрочка для здорового человека.
Время революции и войны давно прошло. Эпоха сменилась, однако традиции властей остались те же самые. И вот людей привыкших к жизни "внутри", отвыкших от живого общения на улице (вспоминаем, родившийся в конце 90ых начал жить с телефоном с самого детства, а поколение 2000ых можно сказать родилось со смартфонами и социальными сетями), сажают за тесные парты школы скопом, всех вместе, в унылых кабинетах откуда нельзя уйти, и начинают индоктринировать, учителя, которые не сильно умнее самих учеников (просто напомню что именно учителя организовывают по указке вбросы на выборах из года в год из раза в раз, ибо избирательными участками, являются как правило школы).
В этих морально устаревших школах, одинадцать лет, по традициям столетней давности, в эпоху интернета и тотальных общедоступных в Google знаний, множество самых разных детей принудительно держат вместе по полдня, и разумеется, в этой искуственно созданной обстановке неизбежно возникают и будут возникать конфликты! У всех детей разные характеры, и кто-то среди них, в замкнутом пространстве всегда станет жертвой. Взрослые люди адаптируются для сотрудничества и координируются вместе ради заработка денег и общего дела, и потому только избегают острого конфликта. Дети же этой мотивации лишены, им предлагаются фейковые и зачастую насильно навязанные интересы сверху. У детей попросту нет ни одной истинной причины как-то задумываться о чуствах аутсайдера и тем более как-то контролировать себя в отношении него.
Ни один, и не два школьных психолога, и даже психиатр, не помогут там где детей в классе 30 человек, параллельных классов несколько, а теперь умножьте это количество в 11 раз! И как учитель, который много лет подряд подделывает избирательные беллютени из страха лишиться премии, способен научить детей каким-то принципам или чего больше, уловить и прекратить насилие в классе? Если он сам и жертва и потворник куда большего насилия? Никому по настоящему нет дела до ваших детей в школах. Теперь снова прибавьте к этому ужасу то, что для современных детей, с учетом развития цифровой интровертности, порой даже не нужно физического насилия (ударов, толчков, тычков), а хватает простой травли и подшучиваний.
Как ни закрашивай эту трагедию, слащавыми репортажами от школьных учителей и психологов, избежать ее, повторюсь, абсолютно невозможно. И естественное человеческое желание отомстить окружающему миру, особенно когда ты видишь всю эту фальшь, будет возникать у какого-то ребенка всегда! Не каждый ребенок растет в семье где есть хоть какие-то моральные принципы, а многие вообще не видели доброты дома. Россия является одним из лидеров по числу абортов и разводов, около четверти населения являются детьми разведенных родителей, или росли с чужим человеком, или сталкивались с домашним насилием.
Так что должно остановить такого, уже проблемного и вдобавок столкнувшегося с травлей в школе, ребенка от мыслей о мести всему миру? Речи очередного политрука по отжившему свое телевизору? Или может быть открытый урок заезжих в школу правоохранителей, что экстремизм это ая-яя-яяй как плохо? Или может быть десять камер, шлагбаум и пристальное внимание охраника на входя заставят его полюбить одноклассников, однокурсников, и отказаться от своих планов?
Весь контроль способен лишь накалить обстановку и усугубить нашу проблему.
И вот в момент заложенного природой взросления, появление у молодого человека скепсиса и твердой воли, придают решимости разобраться с обидчиками своими руками, а обидчиками, зачастую к этому моменту, становятся не только виноватые, но и весь окружающий и насквозь лживый мир, в котором все мы лишь человеческий ресурс для удовлетворения потребностей властолюбивых правителей. Ребенок видит вокруг себя лишенных воли и подавленных существ, которые покорясь вышним сами, стараются подавить и других, более слабых. Мы, взрослые люди, уходим от этого рефлексией в комментариях (в том числе на Хабре), возмущением...
Мы — привыкли.
Ситуция с армией еще более трагична. Там возможности сбежать, уйти практически отсуствуют. Жалуешься - слабак, получишь и еще от младшего командного состава вдобавок. Большинство из отслуживших, вытерпевших тычки и небольшие унижения, стараются внутренне согласовать это в голове, принять, смириться "это нормально", "все проходили", "что я могу поделать". Но не все. Есть еще немного, последних, не передавленных системной индоктринацией людей, которые осознают все безумие и аморальность происходящего. Поэтому масшутинги в армии еще более закономерны чем в школе, вероятность которая была, есть и регулярно будет, пока в армии существует хоть малейший доступ к оружию. Пожалуйста, помните об этом когда вам (если вы молоды), или вашим детям (если вы старше) придет повестка. Всегда будет сохраняться шанс что вы отправляетесь на верную смерть. Где же решение, где выход из этой цепочки, прямого и опосредованного насилия охватившего РФ?
Не запрещать, а предотвращать
Проблема вовсе не в социальных сетях, не в выдуманных "группах смерти" и даже не в обороте огнестрела!
Запреты всегда ограничивают только нормальных людей, но никогда и нигде не останавливали маньяков. Подумайте сами, тот, кто уже решился на убийство, разве остановится перед гораздо более простым в нашей стране делом - купить оружие незаконно?
1. Нужно прекращать насильно забирать в армию, из-за которой массы молодых людей стремятся забиться в вузы чтобы избежать ее, и из-за скопления и конфликтов в среде которых и рождаются такие ущемленные обществом люди, готовые на убийство.
2. Надо прекращать насиловать всех отсутствием выбора и насильной милитаризацией из-за которой в обществе и появляются маньяки и масшутеры.
3. Нужно раз и навсегда решить проблему изживших свое государственных школ, для этого читайте статью "А нужна ли нашим детям школа?"
P. S. Прекрасно понимаю что от статьи мало что изменится прямо сейчас. Ведь на самом деле, предовращение преступлений вовсе не является задачей нынешнего правительства. Однако все же надеюсь что вы, и ваши знакомые, лично поймете в чем корень охватывающего молодежь нигилизма и желания убивать. И не стоит истерично идти на поводу у всплывающих комментариев "а давайте все запретим", от пользователей с регистрацией от сегодняшнего дня.