На днях в продажу поступила обновлённая версия одного из самых популярных устройств с Алисой — Станции Мини. Может показаться, что это эволюционное развитие, работать над которым было проще, чем создавать оригинал. Но новая Мини отличается от предыдущей примерно всем: от внешнего вида и начинки до условий производства — ковид и глобальный дефицит компонентов стали для hardware-команды большим вызовом.



Сегодня я поделюсь с вами несколькими историями о новой колонке. Вы узнаете про одно из самых необычных применений фазоинвертора, про то, как мы достаточно комично сушили фотополимерные модели в домашних условиях. Расскажу, где спрятан сервисный разъём и как работает управление просмотром ТВ через ещё одно новое устройство — Модуль. Будут и другие детали, которые показались нам интересными.


С чего всё начиналось


В марте 2021 года мы впервые раскрыли число проданных колонок с Алисой. На тот момент их было уже более 1,3 миллиона. Существенный вклад в это число внесла Станция Мини. Её без лишней скромности можно назвать самой народной умной колонкой на российском рынке. Компактные габариты, невысокая цена, отзывчивый голосовой помощник, крепкое сообщество пользователей. Поэтому неудивительно, что ещё в начале прошлого года мы приступили к работе над обновлённой версией. И почти сразу оказались на развилке.

Любая разработка начинается с анализа потребностей. Мы видели явный запрос от пользователей Мини — получить более мощный звук. Проблема в том, что такие улучшения заметно влияют и на цену устройства, и на его габариты. Что делать: пойти на небольшие шаги, сохранив прежнюю или близкую к ней цену, или на значительные доработки со всеми вытекающими последствиями? Нам удалось радикально решить эту дилемму — сделать две модели.


В июле мы запустили в продажу Станцию Лайт. Она заняла нишу самых доступных умных колонок с Алисой — с ценой даже ниже, чем у оригинальной Мини. При этом подросла мощность звука (5 Вт вместо 3 Вт) и появилась поддержка частоты 5 ГГц для Wi-Fi-соединения.

Идея двух моделей позволила нам смелее подойти к проекту новой Мини. Мы стали делать устройство, зная, что оно уже не будет самым доступным в линейке, а взамен на возросшую цену мы предложим более дорогие и сложные акустические решения — дающие большую мощность звука и приближенные к старшим моделям. С этого момента и начинаются наши истории.

История про звук


Самое очевидное изменение — новый динамик. В оригинальной Станции Мини использовался трёхваттный динамик диаметром 1,5 дюйма. Мы его подобрали по каталогу доступных компонентов: так проще и быстрее, если нет высоких требований к звуку. А вот для новой Мини приоритеты пересмотрели, поэтому динамик проектировали специально под устройство: вы не найдёте на рынке точную копию. Он стал чуть больше (1,75 дюйма), но мощнее сразу в три раза. Даже магнит для динамика мы взяли более дорогой — неодимовый, а не ферритовый, хотя в подобных бытовых девайсах обычно экономят и не заморачиваются.

Следующий очевидный шаг — более высококлассный усилитель. В новой колонке тот же самый усилитель Hi-Fi-класса, что и в нашем флагмане — Станции Макс, с той разницей, что в Максе трёхполосный звук, поэтому там два таких усилителя.

Для питания устройства используется напряжение 15 вольт — втрое больше, чем в оригинале. Это позволило нам обеспечить оптимальный режим работы усилителя, уменьшить THD и получить запас по выходной мощности. В то же время мы вписались в требования стандарта по электромагнитной совместимости.

И именно чтобы добиться напряжения 15 вольт, мы приняли сложное решение (за которое нас точно будут ругать на Хабре!) — отказались от разъёма USB Type-C в пользу классического DC jack. Type-C без поддержки протокола Power Delivery (PD) не может корректно обеспечить напряжение выше 5 вольт, а добавление PD заметно влияет на цену.

При этом наличие порта Type-C давало бы ложное ощущение совместимости. Люди бы пробовали питать колонку от произвольных блоков питания — большинство из которых PD не поддерживают — и получали непредсказуемые эффекты, для обработки которых пришлось бы усложнить схемотехнику и написать довольно много кода. Так что мы решили не использовать в Мини универсальный с виду порт, который не можем сделать по-настоящему универсальным.

Но вернёмся к звуку. В акустике есть простой принцип: чем больше акустическая камера, тем проще достичь хорошего звука — вот почему качественные аудиоустройства редко бывают компактных размеров. По этой причине и новая Мини стала немного больше — как бы нам ни хотелось, получить заметно более качественный и мощный звук без увеличения размеров не получалось.


Давайте посмотрим на акустическую схему. Динамик установлен в середине Станции и направлен вниз. Выходя из него, звук попадает на акустическую линзу, которая служит дном колонки. Роль линзы в том, чтобы рассеивать идущий вниз из динамика звук горизонтально во все стороны. Качество звука во многом зависит именно от этих компонентов, а не только от динамика. И здесь начинаются не самые очевидные решения. Например, мы поняли, что простая конусообразная форма центральной части линзы хорошо рассеивает звук, но при этом на него негативно влияют воздушные карманы вокруг конуса. По итогам экспериментов получилось не совсем обычная форма — середина уже не конусообразная, а гораздо более пологая: это обеспечивает более свободное прохождение воздуха.

Кроме того, крепления динамика теперь расположены не внутри, а снаружи акустической камеры, чтобы они тоже не влияли на качество звука.

Стенки у основания корпуса — там, где выходит звук, — решётчатые. Отдельной неожиданной задачей для нас стал долгий подбор формы и размера отверстий решётки. Слишком маленькие отверстия мешают прохождению звука и портят общее качество звучания. Слишком большие — приводят к тому, что акустическая ткань, натянутая поверх корпуса устройства, или провисает сразу, или со временем теряет форму под действием потоков воздуха через решётку — в наших aging-тестах мы поймали такой эффект. После множества итераций мы в конце концов нашли ту оптимальную форму решётки, которая показана на изображении.


Одно из часто встречающихся решений для расширения нижней части звукового диапазона (увеличения басовой составляющей, что принципиально важно в таких компактных устройствах) — фазоинвертор. Самый простой и часто применяемый фазоинвертор — это трубка в составе акустической системы, длина и площадь сечения которой подбираются таким образом, чтобы собственная резонансная частота корпуса вместе со встроенным в него фазоинвертором была меньше резонансной частоты динамика. Получается, что мы «подхватываем» хвост низкочастотного диапазона и значительно повышаем общий КПД системы. Идея выглядит просто, но есть тысяча нюансов в её реализации. Например, классическая трубка нам практически не помогала — у неё получалась слишком малая длина, а чем длина больше, тем более низкие частоты можно воспроизвести. Относительно быстро у нас родилась идея кругового фазоинвертора. Грубо говоря — трубки, проложенной вдоль стенок корпуса: один конец выходит внутрь акустической камеры, другой — наружу. Но потом ушло два месяца на расчёты и эксперименты, чтобы подобрать оптимальную длину, сечение, а главное — вписать это в конструкцию устройства вместе с основной платой и платой LED-экрана.

Фазоинвертор без крышки

В дизайне фазоинверторов важна конфигурация входного и выходного отверстий — обратите внимание на придуманную нами форму. Стенки в этих местах не должны содержать стыков, а крепления и другие компоненты потребовалось расположить так, чтобы они даже частично не перекрывали потоки воздуха через трубку. Кстати, у фазоинвертора оказалось ещё одно неожиданно полезное применение — читайте об этом чуть ниже.

Мощный динамик и усилитель, дизайн акустической линзы, решёток и акустической камеры в целом, а также нестандартный фазоинвертор — за счёт этих слагаемых нам удалось поднять качество звука новой Мини, и мы надеемся, что пользователи это заметят.

История про охлаждение


Эта история — снова про габариты корпуса против мощности звука. Да, габариты по сравнению с оригинальной Мини подросли, но совсем незначительно, в то же время звуковая мощность увеличилась в три раза. А чем больше и мощнее динамик, тем сильнее он греется (у любых динамиков очень невысокий КПД превращения подводимой энергии питания в звуковые волны — бóльшая часть этой энергии тратится на тепло). И компоненты платы тоже нагреваются — в усилителе нас спасает его высокоэффективный класс и автовыключение при простое, но при проигрывании музыки 10-15% мощности неизбежно превращаются в тепло. Греется многое: процессор, потому что на нём постоянно «крутится» механизм голосовой активации (чтобы колонка реагировала на слово «Алиса»), модуль Wi-Fi и преобразователи DC-DC, благодаря которым вырабатываются все нужные напряжения и у которых хоть и высокий, но не стопроцентный КПД.


Чтобы не вызывать негативных ощущений, когда пользователь берёт устройство в руки или регулирует громкость сенсорными кнопками, мы добавили металлический радиатор. Хотя, если быть совсем корректным, то это не радиатор, а теплораспределительная пластина — прямого излучения тепла от неё не происходит. Пластина установлена в верхней части колонки: сверху плотно прилегает к плате, а снизу — к фазоинвертору. Причём если она лишь более равномерно распределяет температуру по плате, то наличие фазоинвертора позволяет постепенно отводить тепло. Сначала — на саму трубку, а затем и наружу, поскольку мембрана динамика колеблется вверх-вниз — напомню, что динамик расположен вертикально. При обратном ходе создаваемым разряжением мембрана «выталкивает» воздух наружу через фазоинвертор.

Можете проделать простой эксперимент: когда колонка играет на высокой громкости, поднесите руку к выходу фазоинвертора (где он прячется под тканью, можно посмотреть на схеме выше) и вы ощутите лёгкий поток тёплого воздуха.

История про разработку в пандемию


Начальные стадии разработки новой Станции Мини во многом пришлись на первую волну пандемии весной 2020 года, когда ограничения были наиболее жёсткими — помните, как в Москве нужно было получать пропуска для поездок? Естественно, что большинство сотрудников Яндекса, включая и команду умных устройств, работали из дома. Сломалось межкомандное взаимодействие — одно дело сидеть за соседними столами в офисе, другое — на самоизоляции по домам, ещё и без наработанной привычки удалённых коммуникаций. Но почему это вдвойне проблемно в случае с hardware-разработкой?

Дело в том, что у разных участников команды разные компетенции, и только благодаря командной работе можно быстро продвигаться в разработке.

В нашем случае, поскольку мы сильно завязаны на акустику устройства, проработка начинается со звука — акустический инженер, используя полученные от инженера-конструктора предварительные 3D-модели, придумывает, как заставить будущую колонку звучать максимально хорошо. Это множество расчётов и экспериментов (помните рассказ про фазоинвертор выше?), в результате рождается какой-то вариант внутренней конструкции. Получив его, инженер-конструктор делает первую оптимизацию — смотрит, насколько сложно это производить массово. Вполне может оказаться, что нужно вернуться на шаг назад, потому что придуманная конструкция оказалась слишком сложной: могут быть детали, которые легко напечатать на 3D-принтере, но нереально «пролить» в термопластавтомате на фабрике. Параллельно конструктор работает с инженерами-электронщиками — они совместно стараются решить, как оптимально расположить схемотехнику на платах и скомпоновать их в корпусе, учитывая акустику, охлаждение и потенциальную сложность последующей сборки.

Предположим, проблемы конструкции более-менее решены. В этот момент мы начинаем собирать прототипы целиком, вместе с платами. Соответственно, платы надо паять, а устройства — собирать воедино. Собранный девайс должен начать оживать — для него требуется прошивка, значит, к процессу подключаются программисты. Подробнее об этапах разработки можно почитать в одной из наших предыдущих статей, а ещё подробнее мы описывали процесс в одном из стримов Я.Железа:

Смотреть

Если собрать всё сказанное воедино, станет понятно: разработка — это множество итераций, требующих постоянных обсуждений и взаимодействий внутри команды, «мозговых штурмов» для сложных случаев, а также изготовления и тестирования прототипов.

Чтобы быстро изготавливать прототипы, для сборки печатных плат нужен монтажник и склад компонентов, а для корпусов — 3D-принтер и фрезерный станок. Всё оборудование вместе с деталями всегда находилось в офисе, где к нему был доступ у каждого, а тут пришлось как-то разделить его по участникам разработки. Конечно, любой электронщик в нашей hardware-команде вполне прилично паяет, но если этим заниматься постоянно, то напрашивается аналогия с забиванием гвоздей микроскопом — можно, но очень неэффективно. С монтажом выход был найден: склад компонентов по большей части остался в офисе, а для одного из монтажников выписали спецпропуск, обеспечивающий передвижение по городу и доступ в офис по необходимости.

Но что душой кривить — было больно: с началом пандемии летевший на полном ходу поезд разработки как будто врезался в невидимую стену.

Помогли коллеги из Яндекс Go: мы постоянно стали обмениваться образцами и компонентами, благо московский трафик был в разы свободнее обычного. Как-то водитель такси, забирая в четвёртый раз за день от одного и того же отправителя коробочки и пакетики для развоза, поинтересовался, уж не наркотики ли мы передаём.

Недостаток оборудования (не поставишь же каждому по дорогущему 3D-принтеру с необходимыми аксессуарами!) временами приходилось компенсировать подручными средствами. Например, один из разработчиков вместо «сушилки» сырых, только что напечатанных на SLA-принтере 3D-моделей использовал кастрюлю. Изнутри он обклеил её крышку лентой из ультрафиолетовых светодиодов: модели сушатся не только путём нагрева, но и за счёт специального освещения.



История про сервисный разъём — угадаете, где он спрятан?


Узнать ответ
В процессе тестирования на фабрике нужно иметь возможность подключиться к колонке в сервисном режиме, чтобы запустить тесты и убедиться в отсутствии брака. Часто это требуется и разработчикам при отладке. Со Станцией Мини проблем не было — мы подключались через свободные линии разъёма USB Type-C, который одновременно служил и портом питания. В новой Мини, как я уже писал, мы отказались от Type-C в пользу DC jack, который ни для чего, кроме питания, использоваться не может.

Ещё один популярный вариант среди производителей устройств — спрятать дополнительный разъём под незаметной резиновой крышкой где-нибудь на корпусе, например в районе днища. Но чем меньше механических манипуляций требуется для проверки на конвейере, тем эффективнее этот процесс: тестировать лучше финально собранное устройство.


Мы решили, что сервисным разъёмом будет мини-джек 3,5 мм, основное предназначение которого — вывод звука на колонки или наушники. Через него вполне возможно передавать данные, просто он редко используется для передачи чего-либо, кроме звука. Но мы здесь не первопроходцы: скажем, последние iPod shuffle от Apple синхронизировались с компьютером именно через мини-джек.

Небольшие накладные расходы себя оправдали: теперь не нужно ничего отклеивать и приклеивать назад.

История про LED-экран


Спереди у новой Станции Мини, за тканью, есть экран — почти как у Станции Макс. Он выполнен проще, но мы всё равно постарались сделать его визуально интересным. Светодиоды образуют числовое табло, на котором показывается время, температура за окном или таймер — в зависимости от запросов к Алисе. В правом верхнем углу табло есть ещё один круглый светящийся сегмент — знак градуса для показа погоды, который также горит при включённом будильнике.

С одной стороны, в Станции Макс мы уже решали задачу размещения яркого белого экрана за тканью — и подробно рассказывали об этом на Хабре. Дисплей флагманской колонки получил множество позитивных отзывов — как раз потому, что он полюбился пользователям, мы и решили, что обязательно найдём способ добавить что-то похожее в младшую версию.

С другой стороны, адаптация решения под небольшую колонку потребовала усилий. Светодиоды в Станции Мини освещают сегменты табло — это не экран из точек, как в Максе. Ткань тоже другая, с более частыми ячейками: сначала мы попробовали использовать такую же ткань, как в старшей колонке, но на маленьком устройстве она смотрелась как «кольчуга».


Поэтому эксперименты по размещению светодиодов практически начались заново. Мы по-прежнему используем конструкцию собственной разработки: с узким основанием диода и широкой внешней частью, чтобы свечение немного рассеивалось и границы между сегментами чисел были менее заметны. Этому же эффекту способствует рассеивающая плёнка, которая, напомню, расположена под тканью. Но всё зависит от того, насколько глубоко внутрь корпуса поместить экран и какую выбрать толщину рассеивателя. При слишком глубоком расположении картинка смотрелась равномернее, но падала яркость, а плёнка могла вызвать боковую утечку света. Другая по сравнению со Станцией Макс ткань тоже накладывала ограничения: на более частой сетке легче увидеть огрехи изображения, так что нужно было добиться большей чёткости. Кроме того, под тканями разных цветов (а новая Мини, напомню, доступна в четырёх цветах) цифры смотрелись по-разному, при этом конфигурацию дисплея нужно было сделать одинаковой — придумывать разные конфигурации было бы неразумно с точки зрения простоты производства. Мы постарались найти баланс во всех этих вопросах.



У экрана есть ещё один секрет. Хотя Станцию Мини обычно ставят ниже уровня глаз, людям чаще будет казаться, что экран смотрит прямо на них: мы сделали нижние сегменты цифр чуть шире верхних и тем самым немного снизили эффект параллакса.

Табло по-прежнему лишь дополняет голосовые возможности колонки. Для тех, кому отсутствие дисплея в Станции Мини не казалось зазорным и хотелось только более мощного звука, мы подготовили альтернативу — новую версию со всеми улучшениями, но без дисплея. Она на тысячу рублей дешевле версии с экраном.

История про верхнюю панель


Громкость теперь можно менять кнопками — или, как обычно, попросив Алису. Мы добавили кнопки по просьбам владельцев оригинальной Мини и ожидаем, что люди будут довольно часто управлять устройством с их помощью. Во-первых, маленькие колонки обычно ставят в такие места, до которых легко дотянуться рукой, например на кухонный или рабочий стол. Во-вторых, Станцией Мини часто пользуются дети. Ориентируясь на непрерывное (и не обязательно аккуратное) использование кнопок, мы сделали их сенсорными, а заодно и более лаконичными по своей конструкции внутри корпуса. В конце концов, это компактное устройство, в котором каждый миллиметр на счету.


Между кнопками расположен логотип Алисы, но его можно увидеть только во время диалога с помощником. В остальное время, даже если приглядеться, очертания лого на пластике не видны.

Для достижения такого эффекта мы применили технологию In-Mold Labeling (декорирование внутри формы). Изготавливается многослойная плёнка с вырезом, повторяющим очертания логотипа. Эта плёнка помещается в пресс-форму — в неё же под давлением отливается прозрачный пластик. Если получившуюся поверхность не освещать снизу, она кажется однородной. Кстати, под логотипом скрывается ещё одна сенсорная клавиша: Play/Pause. Механическим остался только переключатель Mute на задней стороне, который по-прежнему физически отключает микрофоны.

История про Модуль с Яндекс.ТВ, тандем и стереопару


Вместе с обновлённой Станцией Мини мы выпустили Модуль — он подключается по HDMI к телевизору и позволяет смотреть контент из КиноПоиска и других источников. Оба новых устройства дополняют экосистему, которую мы строим с целью сделать каждый девайс удобнее. Модуль — отличный пример: если он у вас тоже есть и вы настроили режим под названием тандем, то Алиса на Станции Мини сможет, например, включить для вас сериал на большом экране через Модуль. Чтобы описать, как работает тандем, сначала надо рассказать про софтверную часть устройств. Схематично любую колонку Яндекса можно представить так:


Приложение для каждого устройства включает в себя два компонента:

  • Девайсо-специфичный код, который в случае Мини отвечает за работу с усилителем, сенсорными кнопками, LED-экраном и так далее.
  • IO SDK — одинаковый для всех Станций и Модуля. Именно IO SDK обменивается сигналами с облачной инсталляцией Алисы — куда также можно подключиться из мобильного приложения Яндекс на телефоне:


Модуль устроен похоже:


Операционная система Модуля основана на Android Open Source Project (AOSP). В Модуле больше приложений, например КиноПоиск и лончер (домашний экран телевизора). Компонентом одного из приложений служит тот же самый IO SDK.

Когда вы в мобильном приложении Яндекс настраиваете тандем, бэкенд отправляет в IO SDK Станции и Модуля конфигурационные сигналы о том, что Станция теперь управляет Модулем. Это меняет логику работы колонки: если попросить включить фильм, она уже не ответит, что ей нужен экран. Вместо этого Станция локально найдёт Модуль и отправит ему управляющий сигнал о запуске фильма:


Мой коллега Иван Калинин придумал имя для протокола локального общения между двумя устройствами: GLAGOL. Это рекурсивный акроним: GLAGOL is Lookup And Governance Over LAN («поиск и управление по локальной сети»). Он основан на мультикастном DNS и механизме веб-сокетов. Существуют аналоги GLAGOL, но реализация для Станций и Модуля целиком написана в Яндексе.

Чтобы произвольное устройство не могло таким же образом подключиться к Модулю (и, например, перехватить какие-нибудь персональные данные), IO SDK Модуля авторизовывает клиента и убеждается, что управляющим сигналам от данной колонки можно доверять, что это безопасно.

В ближайшие недели мы откроем для всех ещё одну интересную возможность — объединять две Станции Мини в стереопару. Функция уже доступна, но пока в бета-режиме. Она дополняет технологию мультирум, благодаря которой одну и ту же музыку легко запустить сразу на нескольких устройствах (работает с момента выпуска Станции Макс). Стереопара отличается от мультирума тем, что звук действительно разделяется между колонками на правый и левый каналы, создавая более объёмное звучание. Принцип и технологии здесь те же, что и при общении между Станцией и Модулем в тандеме. Новый режим даже настраивается там же — в приложении Яндекс, только конфигурация немного иная. Например, когда стереопара активна, можно управлять воспроизведением при помощи кнопок на любой колонке. А, скажем, микрофоны работают только на одной из них, чтобы вторая вас не слышала и голосовые команды не дублировались.

История про «чипагеддон», или Как мы научились выживать в условиях постоянного дефицита полупроводников


Безусловно, нашу работу осложнили ограничения весны 2020 года, об этом я писал выше. Но гораздо более серьёзный вызов ждал нас впереди — на Хабре, наверное, нет того, кто не слышал о дефиците на рынке полупроводников, затронувшем практически все отрасли промышленности. С лёгкой руки журналистов появился термин «чипагеддон» (сhipageddon), который очень хорошо характеризует суть явления.

В качестве причин обычно называют изменения в потребительском спросе за последние полтора года, ошибки автопроизводителей в оценке рынка после первой волны ковида, торговую войну США и Китая, концентрацию 70% мирового рынка чипов на Тайване (остров, к тому же, этой весной пострадал от сильнейшей засухи) и принципиальную проблему системы «just in time». Согласно последней, предприятия держали нулевые или минимальные складские запасы комплектующих. Естественно, появляются и конспиративные теории о заговоре компаний с целью увеличения прибыли, куда же без этого. :)

Мы как крупный производитель, потребляющий миллионы чипов в год и работающий напрямую с большинством вендоров компонентов, неожиданно стали сталкиваться с нарастающей волной дефицита. Усилители, модули Wi-Fi, микросхемы конвертеров DC-DC и банальные LDO вдруг начали случайным образом исчезать. О каких-то поставках удавалось передоговориться с производителями, что-то приходилось покупать на спекулятивном рынке по ценам в пять и даже в десять раз выше. Чему-то удавалось найти замены, которые электронщики Яндекса в срочном порядке валидировали. Но в целом ситуация была очень тяжёлой, и наша объединённая московско-шеньчженьская команда закупок компонентов работала на износ и делала невероятные вещи, чтобы спасти ситуацию.

Пришлось перестраивать работу на ходу и разрабатывать ревизии, то есть варианты устройства с альтернативным набором компонентов. Казалось бы, здесь нет ничего сложного, но наш процесс разработки подразумевает тщательное тестирование выбранных деталей. Для более простых, вроде новых DC-DC, это функциональные и aging-тесты; для более сложных, таких как модуль Wi-Fi, это целый пласт работ по проверке, обязательно включающий в себя бета-тестирование внутри команды Яндекса.

В итоге основные сложности были преодолены, но выход новой Мини на рынок, к сожалению, задержался. Зато мы поняли, как перестроить процесс разработки — острота кризиса полупроводников сейчас чуть спала, но он вовсе не думает заканчиваться. Теперь мы гораздо активнее смотрим по сторонам и валидируем существенно больше потенциально подходящих компонентов, а разработку до PVT-стадии ведём в двух ветках (в массовое производство уходит та из них, компоненты для которой оказываются более доступными для поставки). Да, процесс стал ресурсозатратнее, но и мы стали гораздо устойчивее к дефициту.

Хочется верить, что все эти неочевидные со стороны сложности и наши технические решения случились не зря и пользователи заметят, как преобразилась Станция Мини. Ну а если у вас уже есть любая Станция, то рекомендую заглянуть в уютный чат сообщества.

Комментарии (104)


  1. akhkmed
    19.10.2021 11:09
    +1

    Спасибо за обзор. Прежнюю большую станцию ругали за звук. Подскажите, какой диапазон воспроизводимых частот и при какой неравномерности АЧХ?


    1. paulmelnikov
      19.10.2021 16:58
      +6

      На типичной громкости (6 из 10) диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ в +/- 6 dB — от 100 Гц до 18 кГц, что для колонки такого размера очень неплохо. Но звук надо слушать, мы тюним не только приборно, но и экспертно/тестами на живых пользователях.


  1. SyrexS
    19.10.2021 11:13
    +9

    Очень печально, что в новую модель вы не добавили стандартный Type-C

    С предыдущей версией все время проблемы, что приходится вместе с колонкой таскать ее родной блок питания, так как от стандартных телефонных есть шумы в неактивном состоянии

    Расскажите, намного ли подорожает колонка, если в нее все-таки добавить удобный порт зарядки?


    1. JayK
      20.10.2021 08:25
      +1

      Не могу сказать для масштабов яндекса, но качественная схемотехника (к тому же отсутствующая в готовом для применения виде) для адекватной реализации стандартов PD, со всевозможными горе-зарядками (которых нереальный просто зоопарк, а высшую меру соцзащиты для инженеров придумывающих все новые и новые "быстрозарядки" на тайп си все никак не введут), плюс хороший DC-DC, плюс доработка софта... да до 10 баксов на устройство - легко! Еще непонятно сколько это колонка в амперах потребляет. Проще и дешевле положить в комплект нормальный БП, чем надеяться что у пользователя найдется ГОДНАЯ зарядка и ГОДНЫЙ кабель.

      ЗЫ. Колонку от яндекса сбербанка и прочей... никогда ни при каких условиях домой не поставлю, даже если они мне за это денег будут платить, а не наоборот. Даже если они действительно сделают механический выключатель микрофона, а не как в прошлой версии (слушать в принципе и динамиком можно). Нет я лучше буду мучаться с одноплатниками, нейронками, кривым опесорсным софтом, плакать и дальше жрать кактус. А лучше просто обойдусь без голосового управления. И даже не потому что я не доверяю им (в натуре не доверяю), а потому что безопасность IoT устройств она сейчас как то очень далека от идеала, а проверять постоянно соответствующие ресурсы на предмет: а не продается ли там для всех желающих эксплойт под все эти станции, не хочу


      1. tmin10
        20.10.2021 11:02

        А Mycroft не рассматриваете, как альтернативу?


        1. JayK
          20.10.2021 12:47

          Пробовал, и DeepSpeech + Jetson Nano пробовал, в итоге пришел к выводу что голосовой интерфейс умному дому на самом деле не нужен. Планирую повторить эксперимент через пару лет посмотрю насколько прокачались открытые разработки


          1. putnik
            20.10.2021 16:50

            Голосовой интерфейс к дому — это прямо очень удобно. Важно только, чтобы он был не единственным способом управления, а дублировался выключателями. Эксперимент с Mycroft'ом (если конкретнее, то с Picroft) у меня запланирован на ближайший месяц, посмотрим, как оно нынче. Только у меня меньше паранойи относительно передачи данных наружу, поэтому в планах Text-to-Speech и Speech-to-Text всё же в облаке делать (Яндекс или VK).


            1. JayK
              21.10.2021 07:12
              +1

              У меня умный дом с фокусом на климатконтроле, вентили на радиаторах отопления, бризер (извращения с самописным апи), кондер (вот с этим пришлось поизвращаться и меня до сих пор не устраивает результат, смотрю в сторону полностью собственной реализации электроники кондиционера на микроконтроллере), в планах увлажнитель для зимы, антипротечка, контроль окон и дверей, тепло и электросчетсчики и прочее вот такое. Все это должно работать само бай дизайн, поддерживая температуру и уровень кислорода, ему не надо голосовые команды отдавать.

              Освещение туда я даже не подключал еще, у меня проходные выключатели везде натыканы. А зачем еще голосовой интерфейс просто фантазии не хватает, только "чтобы круто" и чтобы похвастаться перед кем нибудь.

              По освещению в планах реализовать переключение между 4100К и 3000К, и увязку его с запуском сответствующего софта у компа с заменой цветового профиля монитора, а также зональность, но боюсь тут мне никакая алиса, маруся или еще какая виолетта не помогут, только руками такое можно сделать...

              В этом имхо огромная проблема "экосистемных" умных домов они предлагают вроде конструктор, но на самом деле никакой кастомизации не предусмотрено, и их концепция "управляй умным домом с экрана телефона тыкая плитки или гавкая на алису марусю виолетту" это ИМХО никакой не умный дом, это профанация. Умный дом это когда устройства обмениваются друг с другом машиночитаемой информацией через API и действуют по алгоритму. А вот апи и совместимость, они упорно вводить не хотят, видимо боятся что люди начнут покупать устройства РАЗНЫХ брендов, вай вай вай, какой ужас... Их максимум это "совместимо с HA" или того хуже с "с Mi home" (а это вообще когда все подряд в китай неизвестным китайцам отправляется)

              Text-to-Speech и Speech-to-Text всё же в облаке делать (Яндекс или VK).

              У меня дома лаба esxi, не вижу никаких проблем делать то же самое в облаке софтом который я же и контролирую, вижу огромную проблему если это будет делать компания которой я не доверяю (а я никаким не доверяю, но условно российским еще больше не доверяю), неизвестно где, неизвестно как, и незвестно сколько эта информация хранится и кому может быть передана. Единственное что достоверно известно, вероятность что это все взломают и данные утекут 99,99%, вопрос только когда


              1. YujiTFD
                21.10.2021 15:49

                Все это должно работать само бай дизайн, поддерживая температуру и уровень кислорода, ему не надо голосовые команды отдавать.

                Нисколько не умаляя ваших доводов отмечу, что вы описали именно автоматизацию, однако человек не имеет жёсткой программы, и, больше 4-х лет работая из дома, я осознал, что в одинаковых условиях иметь разные желания и/или потребности - обычная практика.

                Брать в руки пульт, телефон или открывать консоль УД, чтобы произвести банальную операцию по, скажем, изменению целевой температуры кондиционера или режима его работы - зачем, когда можно сказать: "Алиса, воздух(температура/кондиционер) на 25"?

                У меня два медиаплеера и PS5, ради переключения источника класть рядом с собой пульт от ресивера, или сказать: "Алиса, переключи на телевизор/кино/игры"? (пробовал универсальные пульты - ситуативная штука, не зашло)

                Взяв с полки геймпад, бросить фразу: "Алиса, запускай плойку" и наблюдать, как выключается освещение в комнате, опускаются рольшторы и включается ТВ и ресивер с выходом на консоль, или, опять же, открывать панель управления и нажимать кнопки?

                Завершая день, пожелать Алисе спокойной ночи, тем самым разом отключив везде стандартное освещение, включив датчики движения для активации дежурного света и вентиляцию на ночной режим, или,.. ну, вы поняли.

                в итоге пришел к выводу что голосовой интерфейс умному дому на самом деле не нужен

                Для работоспособности - разумеется, нет, для удобства и синергии, особенно, когда с тобой проживают люди, не имеющие необходимости вникать во всю эту кухню.


                1. JayK
                  22.10.2021 07:08

                   человек не имеет жёсткой программы

                  Касательно климата в доме вполне имеет, суточный цикл.

                  У меня два медиаплеера и PS5, ради переключения источника класть рядом с собой пульт от ресивера, или сказать: "Алиса, переключи на телевизор/кино/игры"?

                  Ну это уже вопрос конкретного применения, у меня вот нет ни плойки ни медиаплеера, а телевизор показывает только ютуб, и я не совсем понимаю что там командовать голосом.

                  По человекочасам сделать нормальную плату для кондера чтобы заставить его работать с обратной связью, без извращений с ик передатчиками и примотанными синей изолентой теромодатчиками в обоих блоках для меня более приоритетная задача чем запиливать голосовое управление светом

                  PS/ голосовое управление ютубом освоил 4летний ребенок, но для него это нормально, для него текстовый интерфейс пока не доступен, а для меня мышь и клавитатура намного более эргономична в данном прикладном случае


                  1. YujiTFD
                    22.10.2021 07:46

                    Касательно климата в доме вполне имеет, суточный цикл.

                    Я говорю не про циркадный ритм, я говорю про совокупность факторов в каждом отдельном случае, предусмотреть которую в автоматизации (пока) невозможно, у аналоговых ситуаций фидбэков в цифру (пока) нет.

                    Ну это уже вопрос конкретного применения

                    Верно, конкретного, однако в своих комментариях вы обобщаете.

                    По человекочасам сделать нормальную плату для кондера чтобы заставить его работать с обратной связью

                    Говорю же - "совокупность факторов": УД - не только про автоматизацию, но и, утрируя, делать то, что я хочу и когда я хочу, не заморачивая необходимостью использовать ручной ввод.


          1. netmaniac
            20.10.2021 20:33

            Есть опенсурсный терминал mdmTerminal2

            Лежит на гитхабе и писался под majordomo, но чуть подкрутили его для работы с HA


  1. DenisMTyurin
    19.10.2021 12:00
    +13

    Новая колонка это прекрасно! Но, пользуясь случаем продублирую тут свои пожелания с маркета:

    • самое главное - интерком. Хотелось бы иметь возможность с одной станции в одной комнате позвонить на другую станцию в другой комнате. Или сразу на все станции в доме. Сейчас звонить на станцию можно только с телефона.

    • управление светом довольно специфичное. С одной стороны это удобно что можно пользоваться упрощенной командой "Алиса - свет". Но с другой стороны эта команда включает/выключает сразу весь свет во всем доме.. Я могу себя заставить помнить что надо говорить "Алиса - включи свет в детской спальной", а дети - нет. Поэтому периодически включается или гаснет весь свет в доме. В идеале - станция включает или выключает свет только в той комнате, где она установлена.

    • невозможно у Алисы выяснить какие устройства сейчас включены. В приложении на телефоне видно, какие розетки и выключатели включены. Но голосом у станции нельзя спросить "скажи что сейчас включено"

    • ну и напоследок, мелочь, но раздражает - нельзя попросить Алису разбудить утром утренним шоу. На просьбу "Алиса разбуди меня в 7 утренним шоу" - я каждое утро слушаю моргенштерна - шоу.. Спасите меня от этого :)


    1. Shurmanz
      19.10.2021 13:28
      +5

      Отвечу на второй вопрос, в приложении Яндекс нужно указать где находится колонка (кухня, спальня и т.д.), там указать где находятся лампа, по запросу "выключили свет", будет выключать те лампы, которые находятся с ней в одной комнате, остальные - с указанием местоположения.


    1. telardil
      19.10.2021 13:42

      Насчет "утреннего шоу". Можно через приложение создать сценарий, который по расписанию выполняет команду, например "включи утреннее шоу". Не голосом, но работает


      1. ornic
        19.10.2021 16:11

        И не забыть сделать ещё один сценарий, который перед этим меняет громкость на нужную :)


      1. hACKrus
        20.10.2021 16:43

        С этой командой есть неполадки, так что ТС может проснуться под того же моргенштерна.


    1. eBuster
      19.10.2021 16:44

      По второму: нужно разделить устройства на комнаты и привязать колонки к соответствующим. Тогда работать буднт контекстно - какая услышала, та и выключит "свет" в своей комнате.


    1. Snarky
      22.10.2021 02:39

      Вы, наверное, не следите за ситуацией :) П.2 - "включи/выключи свет" - работает уже очень давно с привязкой к помещениям. Т.е. по такой команде свет включается/выключается только в том помещении, где стоит услышавшая команду колонка.

      И п.3. Вполне себе возможно спросить у Алисы - "что со светом" и узнать состояние осветительных приборов (опять же - по помещениям или во всём доме), "что с климатом" и получить ответ от датчиков климата, "что с розетками" - статус розеток и т.п....


    1. asm679
      01.11.2021 20:22

      Хочу поделиться собственным опытом, по крайней мере по некотором из вопросов.

      1. Управление светом. У меня по команде "Алиса - свет" включаются/выключаются именно те лампочки, которые прописаны в одной комнате со станцией. А вот чтобы переключить свет во всём доме, уже приходится адавра-кедаврить.

      2. Какие устройства сейчас включены. Алиса умеет отвечать на вопросы "Что со светом?" и "Что с розетками?" Это конечно не так элегантно, как "всё включено", но когда-нибудь она обязательно научится...

      3. Вот с прикручиванием шоу к будильнику -- тут да, она проявит максимум изворотливости, чтобы отвертеться. А если проявить настойчивость, то кроме Маргенштерна можно получить ещё и "Подушки шоу" в подарок.

      4. Ну и интеркома, а так же радионяни точно не хватает. Когда и если эту фичу допилят -- карма Яндекса сможет пробить небосвод.


    1. glooow
      26.11.2021 14:25

      Получается, "утро" это слово тригер! Или может Алиса умнее, чем кажется и знает, что от морегна вы проснетесь сразу, хоть и в плохом настроении....


  1. andreykour
    19.10.2021 12:02

    у меня первая большая яндекс.станция, в одной сети и с телефоном, и с ПК, не играет из яндекс.музыки, и написать то даже некуда((


    1. Leono Автор
      19.10.2021 12:53

      Пришлёте нам, пожалуйста, id устройства, модель роутера и телефон через эту форму? https://yandex.ru/support/station/troubleshooting/feedback.html Посмотрим, в чём дело.


      1. andreykour
        19.10.2021 13:03

        Спасибо большое! Написал.


    1. megalloid
      19.10.2021 13:19

      А при чем тут "первая большая станция" вообще? Тут вроде бы не саппорт)


      1. andreykour
        19.10.2021 14:42
        +1

        Тут не саппорт, я сходу не нашел куда жаловаться, а тут Человек из команды, он точно знает куда мне обратится, за что ему низкий поклон.


  1. vilkin
    19.10.2021 12:03
    +6

    Фотки разборки в студию!


  1. namikiri
    19.10.2021 12:46

    Очень жаль, что ни в одной из Станций нет входа TRRS для обычного аудиосигнала по проводу. Когда искал себе портативную акустику, задумывался о Станции, но увы.


    1. buldo
      20.10.2021 17:31
      -1

      Но она умеет по Bluetooth принимать звук с телефона.


      1. namikiri
        20.10.2021 18:05

        Разумеется. Но я хотел с компьютера по шнурку.


  1. teamfighter
    19.10.2021 12:47
    +3

    Звук Алиса уже умеет передавать по hdmi на аудиосистему телевизора, или всё еще нет?


    1. DreyanShkovgor
      20.10.2021 08:54
      +1

      Проверял пару недель назад на станции Макс - не умеет. Более того, раньше для обычной станции были обходные пути установки вывода звука по HDMI, а сейчас похоже и их убрали


    1. Leono Автор
      20.10.2021 10:44

      Пока, увы, не умеет. Но мы хотим это добавить в будущем.


  1. Omgoar
    19.10.2021 12:51
    +3

    Просто прекрасная статья, про акустику - очень интересно было почитать. Уже хочется послушать как она звучит. Посмотрел на нескольких сайтах - не совсем понятна история с покупкой и подпиской. Как она дружит с телевизором?


    1. very
      19.10.2021 14:53

      По умолчанию у мини нет интерфейсов для телевизора. Но есть возможность "объединить" её с новым модулем, тогда можно будет отдавать команды голосом колонке, а исполняться они будут на экране ТВ, к которому модуль подключен.


      1. EAL9000
        20.10.2021 08:54

        С модулем можно объединить только новую мини? Или и старую тоже?


        1. Leono Автор
          20.10.2021 10:46
          +1

          Любую.


  1. GooG2e
    19.10.2021 13:12
    +2

    А какие-то фиксы для микрофонов при использовании нескольких станций в доме планируются?

    Самый банальный пример - в комнату стоит макс, в соседней кухне (она за стенкой и напрямую атм только коридор в обход) стоит мини. И мини слышит лучше, чем макс при этом блокирует макс. Чувствительность что ли надо настраивать как-то хотя бы в ручном режиме, а то крайне обидно - приходишь на кухню и руками включаешь микрофон т.к. иначе остальное время с максом нереально общаться.


    1. heathen
      20.10.2021 09:39

      Да, та же проблема: говоришь что-то Макс в той же комнате, а одновременно это слышит и начинает действовать Мини в другой, причём далеко находящейся. И дать команду выключить вторую колонку нельзя, Алиса отвечает, что так не умеет.


    1. putnik
      20.10.2021 16:44

      Ровно такая же история с Мини и Лайт (и тоже стоят в дальних углах комнаты относительно коридира). С Лайт можно адекватно общаться только шёпотом, иначе 50/50, что ответит Мини. Ну и неотключаемый мультирум в довесок.

      В итоге вместо того, чтобы купить новую Мини (а в теории очень хотелось бы иметь по колонке в каждой комнате), уже задумываюсь о том, чтобы отключить нафиг Лайт и забыть это как страшный сон.


    1. very
      21.10.2021 10:19

      Мы активно продолжаем копать в этом направлении, чтобы стало лучше :)


  1. SIonenok
    19.10.2021 13:13
    +5

    Огорчает ограничение в одну команд на одно устройство в сценарии, приходится как заправский маг читать заклинание: «Алиса громкость на единичку. Алиса включила звуки природы. Алиса выключилась через 15 минут».


  1. kanvas
    19.10.2021 13:16
    +2

    Есть в планах колонка, 100% не собирающая в облако личную информацию о пользователе? Оффлайн или с хранилищем у пользователя. + использовать опенсурс протоколы обмена, которые можно проаудировать на предмет безопасности.


    1. Buzzzzer
      19.10.2021 19:39
      +13

      Это ведь риторический вопрос ?


    1. okopok
      19.10.2021 20:08
      +1

      Если колонка привязана к аккаунту, то кажется оно всё-равно будет собирать инфу, хотя бы поисковые запросы. А непривязаная колонка наверно компании особо не интересна.


    1. JayK
      20.10.2021 08:46
      +2

      Это устройство для масс юзера он не знает про протоколы, ему надо чтобы модно и круто.

      Выливается это в то что абсолютно все что сейчас продают как "умный дом" это бесполезные игрушки в поиграть на раз, минимум кастомизации. Абсолютное нежелание производителей во взаимодействие и API (все они хотят в "экосистему"), а экосистемы их все придуманы маркетологами, а не инженерами.

      Сейчас есть одноплатники которым хватает мозгов для автономного голосового управления, у меня даже есть парочка. Проблема тут в том что мозгов этих хватает в железе и в теории, а вот софт... Пока еще до уровня "это можно использовать" опенсорс не дошел, надо ждать лет 5-10. Я вообще пришел к выводу что голосовое управление мне не нужно, и умный дом это когда все работает само, а не когда надо лампочки голосом включать


  1. EvgeniyIvanovhabr
    19.10.2021 16:06

    Объем работ впечатляет. И пандемия и дефицит комплектующих – разработка в таких условиях напоминает бег с постоянным преодоленим разнообразных препятствий на пути к финалу.

    Воспользуюсь случаем и задам злободневный вопрос – будет ли в «Модуле» поддержка сторонних кинотеатров? ОККО, Иви и прочих. Да, я понимаю, что они ваши конкуренты, но вряд ли человек будет отказываться от подписки Яндекс Плюс, уже купив недешевое устройство экосистемы. А вот дополнительные кинотеатры станут огромным преимуществом. Я бы, например, вот прямо сейчас купил бы «Модуль» , знай что там будут работать другие сервисы.


    1. Leono Автор
      20.10.2021 10:49
      +1

      Приложения ivi, Megogo и многие другие уже можно установить на Модуль.


      1. dodge
        22.10.2021 02:15

        А ютьюб?


        1. EvgeniyIvanovhabr
          25.10.2021 11:40
          +1

          Почитал 4pda, ветку об устройстве. Пишут, что YouTube тоже есть и даже с авторизацией, но, насколько я понял, без голосового управления. Все голосовые фишки зарезервированы за сервисами Яндекса. Как по мне, вполне логично и на том спасибо, что впустили конкурентов в свой Модуль :-)


    1. glooow
      26.11.2021 14:37

      Мне кажется сейчас такое время, что если бы Яндекс "забыл" про другие кинотеатры, ему бы сразу напомнили ФАС.
      Сам я не знаю, плохо это или хорошо.


  1. ornic
    19.10.2021 16:07
    +2

    Стандартные вопросы.

    1. Когда будет возможность в сценарии выполнять больше одной команды колонки? Например, сейчас чтобы включить утром музыку на определённой громкости (а не на той, что осталась с прошлого использования), нужно делать два "будильника" с двумя сценариями по 1 команде в каждой: сначала громкость, потом музыка. Выглядит дико неудобно.

    2. Ужасно не хватает суффикса про звук аналогичного суффиксу про время. Пример:

    • Алиса, какая сейчас погода?

    • ...

    • // а, блин, ведь играет музыка на громкости два, этого достаточно для фоновой музыки, но голоса совсем не слышно // Алиса, громкость 4!

    • Алиса, какая сейчас погода?

    • Алиса, громкость 2.

    Опять же дико неудобно, было бы здорово если бы работало "Алиса, расскажи про погоду на громкости 4".

    BTW, аналогичная, но обратная ситуация, происходит при просмотре кино: громкость голоса, которым Алиса комментирует выполнение команд выше громкости звуковой дорожки, например, сериала Чудотворцы. Тут у меня нет никаких идей кроме как "считывания" на какой громкости сейчас проигрывается контент и подстройки под него, чтобы не выглядело убого.


    1. very
      21.10.2021 10:39

      Про п1.

      Парни из умного дома пообещали мне прислать тебе нотифайку в почту как только будет готово. Но тебе нужно в поддержку написать ????

      Остальные реквесты тоже можно закинуть в почту, это в какой-то степени тоже в фокусе.


      1. ornic
        21.10.2021 10:54

        А вы статьи рекламные просто так выпускаете, без сбора обратной связи? :) Нужно обязательно каждому пользователю в поддержку написать лично? Хотя об этой проблеме на куче ресурсов (в том числе и на Кью) написано 100500 раз?

        Напомнило историю, как мне недавно оператор поддержки предложил поработать у яндекс.карт картографом, когда после переименования станции Ховринов в Москве я.такси немножко сошли с ума.


        1. very
          21.10.2021 11:23

          Все так как говоришь, мы правда знаем, что пользователи ждут эту возможность. Написать, чтобы просто быть оперативно в курсе, когда она выйдет.


  1. Sleuthhound
    19.10.2021 19:28

    А где посмотреть полные характеристики и заказать и купить то можно?



  1. Saturnych
    20.10.2021 01:06
    +1

    Очень интересно про новую mini. Но PD type-C могли бы и сделать. Например, мой Pixel 5 вообще не видит блок питания без PD меньше 18 ватт. А то и так тонна проводов дома, а ещё одну розетку занимать не очень хочется.

    С учётом цены вполне себе адекватное желание. Я свои первые модуль и колонку irbis по полторы тыщи брал, а тут...


    1. dimka11
      20.10.2021 10:13

      Как тогда от компьютера его заряжать?


    1. paulmelnikov
      20.10.2021 22:58
      +1

      PD сделаем в следующих продуктах. Но есть много нюансов. Например, колонки требуют блока питания, который допускает заметные кратковременные перегрузки (из-за импульсного потребления на громкой динамичной музыке). Из-за этого приходится запрашивать более высокий PD-профиль у сторонних блоков питания, чем у оригинального, или ограничивать мощность колонки. Поэтому в большинстве случаев это всё равно оригинальный блок питания и занятая розетка.


  1. achekalin
    20.10.2021 03:39
    +2

    Яндекс знаменит (печально, но вме же) своими устройствами, и четко прослеживается логика «сдать чтобы было», а не «вылизать, что юзеры гордились владением». Ну, понятно, есть те, кто получает бонусы, и их надо заработать. Но: телефон, магнитола, станции, телевизоры - ну неужели нет желания сделать «не по-дешевому»? Про любовь Я к сбору инфы про юзеров молчу, тут бы тоже больше открытости и возможности для юзера разрешить или запретить что-то собирать (причем не просто собрать мнение юзера, но и выполнить его желание).

    В общем, вижу, что есть еще порох в пороховницах, но - уже как-то не хочется проверять за свой счет.


    1. very
      21.10.2021 10:30

      ???? А что именно выглядит по дешёвому?

      А про второе — у нас есть настройки приватности в паспорте, они там точно не просто так.


  1. Plovchik
    20.10.2021 08:33
    +1

    Спасибо, за статью.

    Ребятам надо выходить на рынки Средней Азии. Живу в Узбекистане, купил Алису маленькую год назад, еле нашел на местном рынке техники за 80$. Всего было 3-4 продавца с такой колонкой. Может сейчас ситуация изменилась. Опасался что будут проблемы с работой в нашем регионе. Сначала думал очередная игрушка со звуком на пару месяцев работы. (До этого покупались блютуз колонки с али не дороже 50$ которые не проживали и пол года.) Яндекс музыка вышли на рынок Узб. и вот уже год как станция мини радует своей работой) Спасибо за хороший продукт. Жду когда сломается, чтобы купить новую мини, а она зараза такая не ломается, еще и Алиса дерзить научилась)

    Успехов команде в освоении новых технологий. Ждем новых продуктов.


    1. very
      21.10.2021 10:31

      ????‍????????


  1. reallybuddy
    20.10.2021 08:53
    +2

    Было бы здорово сделать ещё Яндекс станцию "микро" в которой не будет акустики вообще.

    Вместо неё будет выход 3.5 jack.

    У всех скопилось полно неплохих акустических систем, и такое устройство смогло бы вдохнуть в них новую жизнь.

    Устройство можно сделать очень дешёвым. И тогда оно будет очень популярным.

    Сколько сейчас пользователей покупают больше одной колонки? Единицы? Остальным же приходится кричать на весь дом чтобы Алиса их услышала :)

    А так можно было бы купить сразу штук пять и раскидать по всем комнатам, подключив их к акустике, которая там скорее всего уже установлена.


    1. dikey_0ficial
      20.10.2021 15:12

      для этого у них продавались вроде отдельно платы IO, которые Алису заселяют :)


    1. EvgeniyIvanovhabr
      25.10.2021 11:52

      Прекрасная идея, на мой взгляд. Лично для меня динамик тоже лишний. Здорово было бы добавить не только mini-jack, но и выходы на пассивную стерео-акустику. Усилитель чуть помощнее и колонка стала бы музыкальным центром. Надо будет написать им в поддержку с этим вопросом. Чем больше обращений – тем больше шансов на реализацию :-)


  1. Karabuz
    20.10.2021 08:54
    +1

    Доброго дня! Если я правильно понял, то у этой колонки есть аудио-выход. Хочу прицепить большую активную акустику. Вопрос - будет ли при голосовом управлении громкостью звук подаваться на выход "управляемый", или там всегда будет один уровень сигнала?


    1. Leono Автор
      20.10.2021 10:53
      +2

      Уровень громкости на выходе 3,5 мм регулируется и голосом, и кнопками.


      1. Karabuz
        21.10.2021 06:03

        Благодарю, это для меня решает.


      1. gromaster
        23.11.2021 22:47

        Вчера купил новую станцию мини (с часами), подключил вместо старой к усилителю через выход 3.5 и был просто в шоке от того, что теперь звук в разы тише на этом выходе! На форуме 4pda куча постов по этой проблеме и ваша поддержка не признает эту проблему. Как вы могли так облажаться? Судя по всему проблема аппаратная и обновлением она не решается, придется сдавать станцию обратно.


  1. goodwind
    20.10.2021 09:02

    Добрый день, гуглежом не смог найти исчерпывающий ответ на волнующий меня перед покупкой вопрос: возможно ли слушать книги со сторител через станцию?


    1. Leono Автор
      20.10.2021 14:19
      +1

      Нет. Книги можно слушать из Литрес и Яндекс.Музыки.


  1. Wesha
    20.10.2021 09:43
    +1

    Механическим остался только переключатель Mute на задней стороне, который по-прежнему физически отключает микрофоны.

    Во-первых, "Mute" - это "немой", то есть этой кнопкой должны отключаться динамики (теряется возможность "говорить"). Если отключаются микрофоны (теряется возможность "слышать") - то это "Deaf" ("глухой").

    Во-вторых... Копка честно-честно отключает микрофоны (то есть разрывает их цепь)? Или просто посылает битик "меня нажали" в контроллер, и предлагает человеку поверить джентельменам на слово, что фирмварь вполнила пожелание?


    1. Leono Автор
      20.10.2021 17:17

      Копка честно-честно отключает микрофоны (то есть разрывает их цепь)?

      Да, честно отключает. Мой коллега Андрей Лаптев рассказывал и показывал эту часть в одном из стримов — вот ссылка на ролик с нужным тайм-кодом.


      1. Wesha
        20.10.2021 20:00

        Посмотрел, что он там рассказывает. Уважаемые, объясняю: "честно отключает" - это, ёпрст, разрывает цепь. Разрывает! Цепь! Фи-зи-чес-ки! Не через триггер (который при желании можно флипнуть обратно электрическим импульсом). У вас же там всё равно движковый переключатель, насколько я слышу по щелчкам.


        1. Mike-M
          21.10.2021 00:51

          Там не движковый переключатель, а кнопка. Это видно по схеме (CTS07H-A2-160-H5.0) и на видео. Правда Гугл ничего про кнопку с таким P/N не знает…

          В конце рассказа о работе функции Mute автор видео объясняет, что эта же кнопка используется для Hard Reset, если ее долго удерживать в нажатом положении.

          Желание производителя убить двух зайцев одновременно понятно — снижение себестоимости. Хотя не факт, учитывая цену триггера + 5 транзисторов + 15 резисторов и конденсаторов + PCB для всего этого.

          Тем не менее я тоже считаю, что отключение микрофона должно быть «железным», например установкой движкового переключателя в цепь питания цифрового микрофона.

          Мне кажется, Яндекс недооценивает востребованность данной фичи, хотя в том же видео признает её как «животрепещущая тема для многих». Должно быть очевидно, что установка дополнительного копеечного переключателя на микрофон многократно окупится.


  1. evr1ka
    20.10.2021 09:47
    +2

    Один вопрос - насколько яркие часы на Алисе Мини? И есть ли настройка по регулировке яркости, выключению их? Возможен такой сценарий ночью, типа Алиса - сколько еще спать (до будильника) - чтобы показала/или сказала сколько осталось? Или показала время, по команде - Алиса - время (ну или кнопку там звука на - нажал). Очень интересно. Есть простая мини, отдал ребенку, довольна. Теперь бы себе


    1. Leono Автор
      20.10.2021 14:18
      +1

      Яркость часов регулируется встроенным датчиком освещения автоматически. Да, Алиса скажет, через сколько будильник, если спросить, «сколько ещё спать». Время отображается постоянно в режиме простоя.


  1. ocnk
    20.10.2021 11:29
    +1

    По пользовался уже лайтом. Точнее дети ей пользуются по полной. Кнопки громкости не очень удобные. Обнаружить их вечером практически не возможно. Диоды там прям напрашиваются. Ну и не ожидал что Алиса не понимает, что такое "выключится после песни"


  1. HenryPootle
    20.10.2021 11:38
    +1

    Интеграцию с Кинопоиском, установленным на AndroidTV, планируете делать? Если нет, то почему?


    1. aproject
      20.10.2021 17:56

      Аналогичный вопрос про интеграцию с приложением кинопоиск на PS4.


    1. very
      21.10.2021 10:33

      Чтобы можно было управлять КП на Android TV голосом?


      1. HenryPootle
        21.10.2021 22:46

        Да.


  1. Mike-M
    20.10.2021 13:03
    +1

    Наконец-то Яндекс начал делать не то что считает нужным, а то о чем просят пользователи.

    Вопрос по «чипагеддону»: почему не рассматривали вариант просто переждать его? Учитывая три вида Станции с хорошими продажами, хотелось бы понять, откуда спешка.


    1. Wesha
      20.10.2021 20:02

      Наконец-то Яндекс начал делать не то что считает нужным, а то о чем просят пользователи.

      Вы так считаете? Отключение микрофона движком они так и не сделали - опять триггер...


      1. Mike-M
        21.10.2021 00:03

        Ключевое слово в моей фразе — «начал».
        Глядишь, в следующей версии и отключение микрофона сделают как пользователи просят )


    1. paulmelnikov
      20.10.2021 21:25
      +1

      Так на текущие продукты ровно таким же образом (и даже ещё худшим, потому что они разрабатывались в "недефицитные" времена) не хватает комплектующих, как и на новые. И чтобы оставаться конкурентноспособными, надо постоянно бежать вперёд, мы сейчас живём в 2-годовом горизонте планирования/разработки новых продуктов.


  1. sergarcada
    20.10.2021 13:04
    +1

    Для владельцев старых устройств программы обмена не предусмотрено?


    1. Leono Автор
      20.10.2021 14:18

      Увы, нет.


  1. OLEGator_by
    20.10.2021 16:22

    по поводу «чипагеддона» :
    не рассматриваете сделать свой чип(заказать разработку)?
    да, это изначально будет стоить денег, но с учётом роста цен ....
    Можно затолкать PVT, PMU, micADC, audioDAC в один кристалл(SOC) и получить хороший выигрыш по размеру(количеству корпусов) , по потреблению, по стоимости(при достаточном количестве проданных экземпляров).
    Более того, ваши же алгоритмы по поиску фразы активации("алиса") возможно заложить в аппаратный автомат(в синтезируемую цифру), или даже аппаратную нейросеть , что позволит искать фразу с минимальным потреблением и максимальной эффективностью. Таким образом вы получите AFE который выполняет все аналоговые преобразования в одном чипе. А программную обработку можно уже делать в ином чипе, которой будить только когда его разбудит первый.
    Собственно так сейчас многие производители делают, тот же Apple делает все на своих чипах или на заказных чипах.


    1. paulmelnikov
      20.10.2021 21:20
      +2

      Нет, про ASIC'и пока не думали. Выглядит так, что это будет окупаться на десятках миллионах одинаковых устройств, плюс ни у кого из нашей hw-команды нет такого опыта. Если посмотреть умные колонки Google/Amazon/любых китайцев, то там тоже вполне стандартные SoC'и. Но я отложил идею себе в голову, поизучаю тему, спасибо.


      1. OLEGator_by
        26.10.2021 09:38

        В принципе опыта в этой области большого и не нужно. нужен опыт работы в области проектирования электроники в целом.
        Этот опыт нужен чтоб составить грамотный ТЗ, который могут уже воплотить в жизнь организации специализирующиеся на заказных схемах(не реклама но я именно подобным и занимаюсь поэтому про это могу говорить).
        Многие молодые компании так и делают(сначала так и делали) а потом уже обзавелись своими командами проектировщиков которые собирают из крупно модульных частей (IP блоки) готовые схемы, либо составляют ТЗ на заказные IP.

        Конечно, сразу нужно продумать многие аспекты возможного применения чипа. Если чип будет универсальный, это позволит его использовать в серии продуктов, а не в одном(что конечно влияет на окупаемость). Поэтому чаще всего закладываются возможности намного шире чем необходимо в данном продукте. По опыту скажу до 50 % функционала так и остается не востребовано, однако если все грамотно спланировано позволяет вывести новый продукт с "новым" функционалом в очень короткие сроки.
        Гибкость SOC позволяет делать именно то что нужно а не выбирать из того что есть. Выбор IP блоков и компаний которые могут производить кастомные IP позволяет произвести именно то что нужно, с теми параметрами что нужно, и позволяет сделать эксклюзивный продукт, а не такой же как у всех( и на такой же элементной базе). Здесь все ограничено физикой, финансами и фантазией маркетологов.
        Да у такого подхода есть свой большой недостаток - конечно это может получится дорого, но с учетом повышения цен на компоненты, и сроков их поставки, заказные микросхемы выглядят не так уж и бесперспективно с точки зрения окупаемости.
        PS. Да, и конечно все вышесказанное не относилось к умным колонкам.


    1. tmin10
      21.10.2021 01:04

      Думаю, такое есть у Apple, т.к. у них своя разработка процессоров уже на потоке (телефоны, компьютеры) и особо ничего сложного нет сделать узкоспециализированный чип для прочих устройств. А начинать это с нуля только для колонок - сомнительная выгода.


      1. OLEGator_by
        26.10.2021 09:54
        +1

        Не совсем так, это не такая уж и простая задача, это не совсем уж так легко(без опыта имеется в виду).
        Да, многие компании (Agilent, Bosh, Aple, Simens и много других) в самом начале использовали готовые компоненты для своих продуктов. Следующим этапом они привлекали сторонних разработчиков для выполнения заказов на заказные микросхемы. Сейчас же все они используют готовые IP для своих проектов, заказывают IP удовлетворяющие из требованиям у сторонних компаний либо делают свои IP. Но в любом случае они занимаются интеграцией и используют свои SOC в проектах. Все это и есть нормальное развитие. По мере появления опыта команды и её увеличения, компания все глубже и глубже участвует в создании SOC.
        Согласен, что чисто для колонок такое развивать не логично, однако для направления IoT это очень актуально.


  1. mrrussland
    26.10.2021 10:31
    +1

    Новый модуль получился отличным, по сравнению с первым разница огромная но без недочетов все таки не обошлось. Конкретно меня расстроило то, что нет возможности подключить к модулю беспроводные наушники по блютуз. Что помешало обеспечить эту возможность, ведь необходимость такого функционала лежит на поверхности. Возможно ли что в будущих обновлениях прошивки данная возможность появится?


  1. votodef
    26.10.2021 10:31

    Интересно, не планируется ли расширить список вариантов, как можно обратиться к помощнику? Единственная причина, почему я еще не купил домой станцию - дочку зовут Алиса. Предполагаю, что я такой не один... Да, я знаю, что можно переключить на обращение "Яндекс", но это немного "не то", потому что обезличено... Насколько сложно технически добавить к Алисе и Яндексу еще какую-нибудь Ларису, Анфису и Раису?


  1. EdjKa
    26.10.2021 10:31

    Периодически посматриваю на ваши станции. Правильно ли я понимаю, что за пределами России станции теряют весомую часть своих функций?


  1. lemon55
    26.10.2021 10:32

    Ребята, это же очень, очень круто, спасибо!

    Мини сказ почему:

    Прикупил намедни лайт колонку, давно хотел. Через пару недель занесло меня в DNS. Подошел к полке умных колонок, в ряд стоят начиная с Макс станции и по уменьшению. Краем глаза вижу маленькую колонку с циферблатом. В эти же мгновения я придумал как ее заюзаю у себя в спальне на втором этаже: будильник с ЦИФЕРБЛАТОМ, умный дом (да-да, я в курсе что им не надо управлять :-) ), романтик музыка вечером, ну и любимый голосовой помощник под рукой. В общем уже слюнки подбираю, да и ценник вроде вменяем (3к что-ли)..

    присматриваюсь поближе, и упс, это какая-то полукруглая маруся. печаль, беда, как дальше жить - непонятно. Проверяю сайт Яндекса на предмет такой же только с Алисой, и все, мир рухнул окончательно..

    Даже жене посетовал, мол вот зажили бы с такой колонкой в спальне)) На что она, как и подобает женщинам, хмыкнула, типа не наигрался еще безделушками своими)) Эх, да что она понимает..

    Ну и не прошло месяца, как вы тут пишете что реализовали что я хотел!!

    Один минус - цена. Реально, это никуда не годится. Я не умоляю всех ваших заслуг, и эта статья прекрасное этому подтверждение. прекрасно понимаю - сейчас все не дешево. Плюс на старте цена всегда выше. Но продавать мини колонку за 7к уже перебор.

    Я лайт то ухитрился со скидками взять за 3к, ждал несколько месяцев. мини 5к стоит (проморгал когда меньше 4к стоила). И вопрос не в деньгах, я могу легко себе позволить такую покупку. Но как финансово грамотный человек (да, считаю себя таким) считаю что платить 7к за такую колонку - оверхед. К сожалению..

    Я не совсем понимаю зачем такой колонке мощнее звук, ну вот хоть убей. я не меломан, но лайт за глаза и уши хватает. для хорошей музыки/кинца есть ресивер и 7.1 колонки. Ну и за джек вместо usb-c, тож минус, ожидаемо)

    А вот цифербалата не хватало, да.

    В общем я ее куплю с удовольствием, но не сейчас. Когда подешевеет раза в 1,5-2.

    Или не куплю, если не подешевеет))


  1. AndreiMoscow
    27.10.2021 11:17

    Яндекс делает всё чтобы содрать с пользователя деньги, но не делает многих преимуществ которых ему надо.

    1. На устройствах Яндекс (и Сбера) нет Play Маркета, значит нельзя устанавливать собственно выбранные программы, например IP-TV;

    2. Уменьшили программно громкость Станции мини, раньше она орала на всю квартиру, теперь и рядом не так громко (это на полную громкость). Думаю для того чтобы быстрее покупали новую колонку которая как они говорят играет в три раза громче;

    3. Будильник на Станции мини включается только с постепенным усилением, нет возможности включить на полную громкость сразу, хотя таймер работает на полной громкости;

    4. Раньше Станции мини хорошо слышала даже из соседней комнаты, сейчас часто даже рядом не слышит;

    5. Сначала Станции мини распознавала голос хозяина очень хорошо, сейчас часто говорит что не хозяин, когда хочешь поставить лайк на песню;

    6. Нельзя на Станции мини проигрывать музыку и произведения из своих источников в Интернете. Настойчиво предлагают купить только ЯндексПлюс. А я уже заплатил за колонку и хочу слушать свою музыку без привязки и оплаты Яндексу!!!;

    7. Хорошо только что есть бесплатное проигрывание FM-станций. Но я думал что стоит FM-приемник и проигрывают все станции. А оказалось что идет из интернета и многие радиостанции Яндекс не добавил которые есть в FM-диапазоне в Москве;

    8. Станции мини многие песни не распознает, которых наверно нет в ЯндексМузыке. Брали бы лучше пример с приложения Shazam, которая знает почти все песни;

    9. Умный пульт ДУ Яндекса (с инфракрасным приемо-передатчиком) хорошо работает от Станции мини, но управление сделано только голосом. Нельзя добавить в приложение рисунок пульта или кнопки пульта, из-за чего переключать программы, управлять телевизором просто невозможно, так как надо запоминать все команды и сказать кучу слов (например: "Алиса включи вверх на телевизоре"...., "Алиса включи ОК на телевизоре"). Пока Алиса додумается и услышит, меню на телевизоре или приставке уже пропадает :) Хотя включить или выключить устройство работает пока нормально. Но это когда мало устройств, когда их будет много забудешь где какое устройство назвал или как назвал команду для него. Яндекс почему-то думает что всем пользователям надо управление только голосом и совершенно исключило управление с пульта на телефоне;

    10. Если упадет Интернет, отключится весь умный дом через Станцию мини, что уже недавно было некоторое время когда падал Facebook и Станция мини говорила что у неё технический сбой и просила попробовать попозже :)

    В итоге Яндекс идет куда-то своим путём не слушая многих пользователей которые уже заплатили деньги и хотят более качественного умного дома и выполнения им нужных функций.

    Считаю если уже продали колонку то могли-бы выложить в открытый доступ программу для устройств что-бы энтузиасты делали удобные свои функции и передавали их пользователям и Яндексу.

    Да и контроль безопасности пока не понятен, может уже кто-то вскрыл ПО на колонке и слушает всё что происходит в доме и потихоньку управляет устройствами (хорошо что ЯндексКамеры в умном доме нет) :) Пока нет проверки пользователем целостности ПО на колонки и визуального контроля параметров трудно полностью доверять ей.

    Техподдержка Яндекса не реагирует на запросы пользователей, видимо и еще долго не будет реагировать в случаях добавления функций по облегчению управления.

    Надеюсь пользователи поддержат меня или опровергнут, а также увидят более подробный с результатами новых исправлений ответ Яндекса.


    1. AndreiMoscow
      27.10.2021 12:28

      Забыл еще что в Интернете пишут что продать Яндекс колонку другому пользователю нельзя, так как она привязана к аккаунту и к новому аккаунту привязать нельзя. Если продавать то только с аккаунтом Яндекса :(


      1. AndreiMoscow
        28.10.2021 11:19

        Как отвязать аккаунт подсказали в ЯндексМаркете. Только странно что Эксперт Яндекса сказал что это нельзя сделать, а другие магазины рассказали как можно. Вот ссылка: https://yandex.ru/support/station/settings/detach.html


        1. BarakAdama
          30.10.2021 19:18

          Есть Станции купленные, а есть по подписке. И там разные условия. С купленными никогда ограничений никаких не было.


  1. SuhoffGV
    07.11.2021 22:59

    Блок питания на 15 Вольт? Яндекс, вы серьезно? Может ещё проприетарный разъем питания придумаете как Apple? Почему не сделать более менее типовые 12 Вольт. Такие БП и вам проще купить и потребителю (если нужно перенести колонку без БП или если БП умер).