Уже многие годы вызывает массу вопросов и смущает людей политика Facebook, изначально делающего ставку только на оценку “Like”, совершенно опустив и проигнорировав при этом отрицательную оценку “Dislike”. Большинству людей такой ход кажется нелогичным. Ведь если мне не нравится публикация, я должен иметь возможность сказать “Фу, не интересно!”
Но Facebook очень грамотным образом продолжал гнуть свою линию и не трогал эту опцию, и вот почему:
Во-первых это чрезвычайно упрощает и ускоряет принятие решения пользователям. Ведь не надо думать! Если не нравится — листай дальше, а нравится — жми “Like”, и точка! Очевидно, что посетителям куда легче взаимодействовать с более простыми интерфейсами.
Во-вторых — и это куда более важно — имея только кнопку “Like” авторы и потребители контента ассоциируют все публикации исключительно с положительными эмоциями. Условно говоря, отсутствие негативной оценки порождает исключительно позитивные эмоциональные связи с самим сервисом. “У нас нет плохого. У нас есть либо хорошее, либо очень хорошее, хе-хеей!”. И это гениальный ход со стороны Facebook.
Новые “Reactions”
И вот вчера, 8-го октября Facebook анонсировал и начал интегрировать развернутую палитру положительных оценок. Наведя мышку на ссылку “Like” появляются новые эмоции: “Love / Haha / Yay / Wow / Sad / Angry”.
И снова нет “Dislike”…
На первый взгляд такой ход выглядит весьма странным и не обоснованным. Почему именно это решение? Похоже, что Facebook пытается перейти на качественно новый уровень взаимодействия с пользователями — залезть к ним под рубашку и узнать что у них на душе — а для этого сухого “Like” уже недостаточно. Facebook хочет знать что вы чувствуете, какие эмоции переживаете, прочитав ту или иную заметку, а не только когда публикуете или шарите свой контент. На самом деле Facebook это уже давно начал вводить через функцию “Укажите, что вы делаете или чувствуете”.
Теперь все это обобщённо называется “Reactions”. Это уже весьма интимное и тонкое взаимодействие с 1,44 миллиардом (на 31 марта 2015) активных пользователей по всей планете. А подобного рода данные о пользователях теоретически могут быть очень кстати тем же спецслужбам разрабатывающим и контролирующим информационные кампании и войны в мире, не говоря уже об официальных источниках доходов Facebook через рекламу и соответственно таргетинг. Банальный пример: пользователь у которого сегодня много “Sad reactions” может увидеть в своей ленте рекламу нового комедийного фильма.
Графическим дизайном, корпоративной айдентикой, проектированием и анализом интерфейсов под различные устройства (от desktop/mobile до терминалов) я занимаюсь уже без малого 20 лет, и посоветовавшись с моими коллегами из lab9.pro мы вывели весьма очевидные минусы в реализации нового функционала Facebook.
Что вызывает сомнения:
- Слишком длительная задержка при ховере?—?порядка 1,5 секунды после наведения мышки на иконку. За это время юзер вероятнее всего потеряет фокус. В массовых социальных сетях принятие решения и его воплощение должны происходить намного быстрее.
- При выводе альтернативных реакций снова дублируется опция “Like”. В итоге две одинаковые кнопки находятся на расстоянии 20px друг от друга. Это бессмысленно, ведь пользователь и без того мог нажать на “Like” в текстовом формате если бы его решение было нацелено именно на “Like”, а не на другую эмоцию.
- Порядок череды реакций “Love / Haha / Yay / Wow / Sad / Angry /// Shares /// Comments” под сообщениями не соответствует порядку в меню при выборе самих реакций и при просмотре статистики по реакциям, что является просто тривиальной нестыковкой. Кроме этого, череда статистик реакций под сообщениями не влезает по ширине под сообщение, а раскрыв дополнительную информацию путем нажатия еще одной иконки “…”, мы снова видим другую поочередность эмоций, а также иконку “x” для закрытия окошка перекрывающую часть статистики о собранных реакциях. Нелепость для компании таких размеров, работающей с солидными бюджетами.
- Если уж оставлять вывод статистики под постом, то логично было бы предложить короткий путь, и дать возможность юзеру кликнуть непосредственно на иконку “Love / Haha / Yay” и т.д. чтобы сразу добавить свой голос, а не проходить всю процедуру “Like” > ховер > чтение опций > выбор > клик.
Ввод кнопки “Dislike” со стороны Facebook по прежнему остается под вопросом. По большому счету функция “Like” с новыми реакциями убивает сразу двух зайцев. Если реакций много — мы видим, что это нравится людям. Если их мало, мы видим, что людям не нравится.
Комментарии (13)
nelson
09.10.2015 20:27+1При выводе альтернативных реакций снова дублируется опция “Like”. В итоге две одинаковые кнопки находятся на расстоянии 20px друг от друга. Это бессмысленно
Удивительно слышать подобное от человека, который утверждает что занимается интерфейсами.
Если бы я навёл на кнопку «Like» и мне выскочило окошко с вариантами, в которых нету варианта Like — я бы решил что эту функцию просто убрали, заменили на новые смайлы (а не добавили их к ней).jerome
09.10.2015 21:47-1Не вижу ничего удивительного.
Like — это не «эмоции». И прятать «эмоции» под Like — не так уж и логично. В случае с Facebook это скорей необходимость, потому что люди привыкли уже к этому названию и если бы они переименовали Like в нечто другое, народ потерялся бы на какое-то время. Если бы они разбили Like и Emotions — путанница была бы еще сильней.
Но в принципе, по хорошему, в ряд ставить эти вещи не очень логично, в случае с Like это по сути оценка, в случае с Love / Haha / Angry — вызванная эмоция.nelson
09.10.2015 21:53+2Прежний «Лайк» — это «Лайк без эмоции» (без эмоциональной окраски или нежелание ей делиться).
А смайлы — это «Лайки с эмоциями». Они не отделены от лайка, и нажатие на эмоцию совершает также и «Лайк», но добавляет к нему некий смайл. Если рассматривать это так, то вытсраивание в ряд выглядит логично — всё это виды лайка, первый — без эмоции, остальные — с эмоциями.
GRaAL
09.10.2015 23:06+1По-моему в строчке со статистикой «реакции» отсортированы по количеству, поэтому и порядок другой. Видимо чтобы видеть каких эмоций больше.
dom1n1k
10.10.2015 04:27+27 — слишком много, путаница и демотивация выбором. Ну вот какая разница между Like и Love? А между Wow и Yay? Чисто формально её можно выявить, но на практике грань часто бывает размыта. И что, каждый раз нужно думать, что жать? Вангую, что это новшество не взлетит и допэмоции будут получать на пару порядков меньше кликов, чем традиционный лайк.
Нужно более грубое и четкое разделение. Я насчитал 4 штуки — like, dislike, пофигу/зевота/tl;dr, сочувствие.
PHmaster
Дизлайки неоднозначны. Как, впрочем, и лайки. А если в публикации какая-нибудь крайне негативная для нормального человека новость, вызывающая соответсвующую реакцию? Например, о каком-нибудь теракте? Или о каком-нибудь мальчике-мажоре, в нетрезвом состоянии сбившем пешехода на переходе, и оставшемся безнаказанным? Под такими новостями люди скорее всего будут ставить дизлайки, если будет такая возможность. Как воспринимать в таком случае эти дизлайки автору, эту новость опубликовавшему? «Фу, не интересно»? А лайк — это что? «Чувак на феррари — молодец, пешеход сам напросился», так выходит? Как раз эмоции — то, что больше подойдет для таких случаев. Я не раз встречал публикации в ленте, где идея нажать «Нравится» казалась кощунственной.
jerome
Согласен. В моих рассуждениях как раз описано, что в случае Facebook роль Dislike играет как раз отсутствие или маленькое количество Likes. Но это не очевидно для пользователей, вне сомнений.
dom1n1k
В том же Тумблере этическая проблема решается гениально просто — там вместо слова like используют термин note (обратил внимание). И фсё! Хотя по сути это обычные лайки и даже пиктограммка в виде сердечка.