Пока сервер работает без проблем, ваш внутренний гедонист может мучиться в монохроме. И досмотр железа, выкрашенного в черный или серый, напоминает в очередной раз, что мир ярче.
Или вы - последователь “классического” дизайна, которого все устраивает. И детство с вопросами к “причинно-следственным связям зеленой травы” потеряло актуальность. Все привычно и понятно … Было. Несколько секунд назад. А теперь все:
Вы прочитали заголовок, открыли эту статью. И все: несколько нейронов мозга заняты мыслью о васильковом сервере, хотите вы того или нет. А теперь попробуйте не думать о васильковом сервере. Но нет. Он дышит вам в затылок с молчаливым вопросом: “Почему производители не выпускают серверы василькового цвета?” Придется жить с этим, пока не узнаете причины.
Но мы же не звери какие, мы готовы рассказать все, что знаем по этому поводу.
Может случиться и так, что мы ошиблись. Поэтому начнем с проверки гипотезы: “Серверы от производителей не василькового цвета”.
Проверка гипотезы
Если утверждение верно - продолжаем статью,
иначе - заканчиваем на этом.
Как говорится, поисковик в помощь. Мы проверили, васильковых серверов действительно нет. От Google или Яндекса можете не ждать релевантной выдачи. Вместо василького сервера вам легче получить васильковый мед, плед, швейные нитки или, на худой конец, васильковую отделочную ленту. Можете сами проверить.
Сразу напрашивается “очевидное” объяснение: “Красить серверы в разные цвета невыгодно для бизнеса - застоится на складе непопулярный цвет”. Звучит всеобъясняюще. Но разве это единственная причина? Конечно, нет.
Предлагаем подробно разобраться в вопросе, а там, может, и васильковый сервер найдем:)
Начнем сразу с железа, пластика и красящего пигмента как предметной основы нашего вопроса.
Материал имеет значение
Главные материалы серверных корпусов - металл и пластик. У них есть свои цветовые характеристики. Разные сплавы и добавки влияют на финальное окрашивание. Процессы, протекающие под высокими температурами или под давлением, такие как литье под давлением, отливка или горячая штамповка могут менять свойства материалов, которые также отражаются на итоговом цвете.
Дальше идет поверхностная обработка:
зачистка,
полировка.
Затем - повторная обработка:
краска,
различные технологии для сохранения внешнего вида металла.
То, как выглядит цвет на готовых объектах, зависит от многих факторов: геометрия окружения, освещение, форма самих объектов, отражательная способность их поверхностей. На эту тему есть подробное исследование от Journal of vision о взаимодействии цвета, формы, материала.
Металл
Какой металл будет использоваться в корпусе сервера, зависит от производителя, решений технологов и ценовой категории сервера. Так, в дешевом секторе может применяться чермет, в то время как серверы более высокого уровня выстраиваются из легких сплавов и нержавеющей стали.
Что касается покрытия, здесь можно ожидать приличное разнообразие из защитных покрытий сплавов и сталей, например:
оцинковку для металлических частей без окрашивания,
порошковое окрашивание, замедляющее коррозию,
антикоррозийное покрытие для исключительно металлических поверхностей,
анодирование/PVD (Physical vapor deposition), применяемые для тонирования поверхности.
Дизайн металлической конструкции также может закинуть свою монетку в развитие коррозии, а, значит, повлиять на покрытие сервера. Суть данной загвоздки в том, что при наличии мелких деталей и компонентов защитить поверхность металла становится сложнее.
Пластик
Краски существенно влияют на технические характеристики пластика, что невозможно не учитывать при производстве тех же серверов. Подход к цвету - формовка сразу в цвете или окрашивание поверхностей - сразу отражаются на результате. Например, краска может привести к деформации или, наоборот, усилить сопротивление поверхности к деформации.
Если говорить подробнее, есть 3 варианта того, как окрашивание может отразиться на механических характеристиках пластика:
Окрашивающий раствор может буквально атаковать пластик. В некоторых случаях добиваются именно этого. Таким образом окрашивающий состав протравливает пластик немного, чтобы улучшить адгезию. В то же время избыток растворителя может стать причиной трещин на поверхности, вздутия, размягчения или даже разложения полимера.
Тепловое воздействие. Для отвердевания многие краски требуют повышенных температур. Но высокие температуры не проходят бесследно. В первую очередь они повышают диффузию растворителя в пластике, в принципе увеличивая любой растворяющий эффект. Кроме того, высокие температуры могут ослаблять напряжение при формовании пластмассовой детали, априори вызывая деформацию. И, в дополнение, они могут вызывать термическое разложение полимера.
Механическое воздействие. Прочность и жесткость краски отличаются от аналогичных характеристик пластика. Но при этом они должны сочетаться. Чаще всего, краска более хрупкая, чем пластиковая основа. Это означает, что краска легко потрескается под нагрузками там, где пластик останется без повреждений. Последствия растрескавшейся краски: трещины перейдут на пластик, краска может отслоиться от пластика или ситуация никак не повредит пластику.
Сам красящий пигмент
Да, кэп, цвет краске дает пигмент. И основная её стоимость закладывается от пигмента.
Согласно руководству производства краски от Массачусетского университета, на пигмент приходится 15-20% от общего объема конечного продукта, т.е. краски, которая затем используется для окрашивания металла и пластика:
Все сырье же составляет 50-55% от выходной стоимости конечного продукта:
На стоимость самого сырья влияет много факторов: способ добычи, частота распространения, сложность перемолки и т.д. Например, есть такая краска, как “Белила титановые”. Она содержит компоненты, которые легко добываются и обрабатываются. Соответственно, стоимость её небольшая. Но есть и дорогие краски. Например, “Кобальт синий”, который содержит редкое сырье. Цена соответствующая. При это цена пигмента “Ляпис лазурь” сравнивают по цене с золотом.
От красящего пигмента плавно перейдем к значению самого цвета априори и в контексте промышленного дизайна.
Из чего формируется цвет сервера
Предметный мир определен, пора перейти к цвету, который тоже является значимой частью условия.
Цветная картина мира
Цвет по дефолту - это, прежде всего, физика окружающей среды и человеческого глаза. На этом заостряли внимание многие исследователи: физик И. Ньютон, психолог М. Люшер, экономист и художник В. Кандинский, философ И. Гёте и многие другие. Есть и более творческий подход. Но не будем здесь расписывать культовую теорию цвета И. Иттена, каждый может погрузиться в книгу “Искусство цвета” сам.
Как известно, благодаря зрению человек получает около 80% информации. По поводу цвета есть не менее интересные данные. Согласно маркетинговому исследованию о влиянии цвета на выбор товара, у покупателя в первые 7 секунд первоначальной оценки продукта от 62% до 90% приходится на цвет. Веское подтверждение высокой значимости промышленного дизайна и цвета как его составляющей.
Собственно, промышленный дизайн
Цвет в промышленном дизайне - не просто прихоть и самовыражение дизайнера. Здесь есть свои законы, связанные с культурными традициями, восприятием информации с помощью цветовых контрастов, влиянием цвета на психику и физиологию и т.д.
Так, согласно швейцарскому психологу и разработчику одноименного теста М. Люшеру, воздействие цвета повышается с усилением яркости и насыщенности, а также объема занимаемой поверхности устройства. Он может по-разному “играть” с восприятием, создавая иллюзию: увеличивать или уменьшать пропорции вещей, расширять или сужать пространство, изменять его глубину, перспективу. Усложняется все освещением и окружением.
Важен дизайн и в процессе разработки сервера. Даже если он не васильковый. Хорошее доказательство - место, которое он занимает в производственной цепочке.
Статус промышленного дизайна в производственной цепочке серверов
Производственную цепочку серверов подробно описывает глобальное исследование “Services in Global Value Chains: Manufacturing-Related Services”, а именно 4 глава о серверах “Chinese Taipei computer servers”.
В нем участвовали 22 страны из 12 стран АТЭС. В итоге была собрана информация о компаниях, их производстве, цепочках поставок, формировании добавленной стоимости, а также о том, как государственная политика, влияющая на производство и торговлю, отражается на структуре компаний, функционировании и расположении цепочек добавленной стоимости.
Но вернемся к производственной цепочке серверов. Как можно увидеть в табличке ниже, продуктовый дизайн стоит отдельным третьим блоком в ней и дальше раскрывается по трем категориям.
Ещё +1 к промышленному дизайну. Баллы накопились. Поэтому предлагаем кратко разобраться в его сути.
Истоки промышленного дизайна
Первобытный дикарь - тоже человек. Время от времени его мучило чувство прекрасного и желание сделать этот мир удобным, функциональным и одновременно красивым. Многие ещё и о письменности не слышали, но уже пытались что-то за декор. У антропологов набрался увесистый каталог бытового дизайна с разными отягчающими: когда создавать было сложно, опасно, трудозатратно. Зато стильно и красиво, по меркам того времени.
Например, ракушки-бусины для ожерелья:
Или костяное украшение:
Затем дизайн долго перебирал века, пока не налетел на немецкий Баухауз и советский ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Там с ним случился настоящий промышленный дизайн с ростом по экспоненте, наступила постромантическая концепция мироздания. Отношения между человеком и предметным миром поставили на сваи функционально сконструированных объектов и решили прокачать художественно-эстетическую сторону продукции промышленного производства. Выглядело это соответствующим образом:
Баухаус с главной концепцией синтеза ремесел, промышленности и пластических искусств.
Главный стимул этого движения - повысить конкурентоспособность компании-производителя.
ВХУТЕМАСу (Высшие художественно-технические мастерские) в СССР конкурентоспособность не была актуальна. Здесь сыграл другой фактор - развитие авангардного искусства.
К. Малевич, В. Татлин, В. Кандинский и многие другие обрушили прогресс на головы потребителям. Беспредметная живопись, конструктивизм и абстракция взялись за промышленный дизайн. И цвет там имел одно из ведущих значений. К нему добавились форма, конструкции предметов, специфика материалов, текстура.
Тем временем Баухаус влился в немецкий дизайн 50-60 гг. с характерными чертами простоты и функциональности. Именно в это время появляется знаковый и важный для нашего поиска василькового сервера стиль “Браун”.
Что он дал миру? Непосредственно одноименная компания - высококачественную радиоаппаратуру, грампластинки и потребительские товары. Но самое главное - ее столпы:
Отсутствие ярких цветовых пятен, декора, имитация материалов.
Умеренная цветовая гамма, в основе которой - оттенки серого, сочетания черного и белого. Ничего не напоминает?
Создание законченного образа с помощью самых простых и минимальных средств.
Что сегодня с колористикой в промдизайне
Если очень коротко - исключительно практичный подход +. Его отражает метод “эмоциональная целесообразность”. Наглядный пример:
мужской велосипед, который отличается большей массивностью и сдержанностью, что в традиционном подходе отражает мужественность и силу;
женский велосипед, который разрабатывается более изящным и легким с большей вариацией цветов (васильковый, розовый, серый, бирюзовый и т.д.).
Как видят цвет профессионалы. Pantone
Когда мы говорим о серверах, бренды Dell и HP приходят в голову на ассоциативном уровне. Когда мы говорим о “коммерческом” подходе к цвету, сразу возникает Pantone. Это американская компания, которая ещё в 1963 году разработала стандартизированную систему подбора цвета. И сегодня она задает тренды на цвет в дизайне. Говоря о фактическом применении цвета в дизайне, Pantone предлагает практичный подход, исходя из потребностей и используемых материалов.
Компания также делится своей интересной аналитикой:
Подходящий цвет повышает узнаваемость бренда до 87%.
В производстве нужный цвет является определяющим фактором, притягивающим внимание потребителей. Такой цвет может повысить продажи продуктов и идей на 50-85%.
Чтобы плавно перейти от “цветовых” основ промышленного дизайна к нашему васильковому серверу, свернем еще на одну тропинку знаменитого дизайнерского взрыва среди компьютеров. Он помог принять новую на то время технику и сыграл стратегическую роль.
Белоснежный язык дизайна на вооружении у IT
Белоснежный язык дизайна - это, собственно, производственный язык дизайна, разработанный Хартмунтом Эсслингером. Apple активно использовал его с 1984 по 1990 гг. Его знаковая фича - окрашивание в светло-белый (туман) или светло-серый (платина).
Именно этот дизайн добавил вес к репутации Apple в мировом масштабе, задал дизайн-тренд для компьютерной индустрии и сформировал восприятие компьютеров в производственном и бизнес-мире.
После такого подробного зачина в проблематику цвета в промышленном дизайне перейдем к серверам. Функциональности и утилитарности будет посвящена дальнейшая дорога по пути к нашей васильковой цели.
Никто не обещал быстрой развязки. Изучаем все подробно.
Цвет на службе у маркетологов
Цвет стал одним из важных факторов, влияющих на цены. Так, цветовая схема часто используется для “программирования” стоимости товаров. А стоит только больше проработать дизайн цвета, и этого будет достаточно, чтобы цена продукта выросла на 15%-30% от добавочной стоимости.
В продолжение этой темы есть интересная научная работа из Института технологии Рочестера. Она рассказывает о влиянии цвета на принятие решений о покупке, связанных с дизайном продукта, статистические данные очень интересные и говорящие сами за себя. В примере мы приводим только два фактора, в самом исследовании их гораздо больше.
Влияние цвета на покупательский спрос в зависимости от пола:
Влияние цвета на покупательский спрос в зависимости от возраста:
Исследования маркетологов поддерживают промышленные дизайнеры и тоже уделяют внимание тому, на что способен цвет:
улучшить восприятие на 40%,
повысить “видимость” изделия на 38%,
улучшить позитивное восприятие к изделию на 22%.
И, наконец, main point. То, ради чего была вся интрига.
Ближе к чуду. Цветные серверы от Dell
И никто при этом не обещал весь цветной корпус. Передняя панель - как максимальная возможность. В конечном итоге производители очень аскетичны в плане цвета. Но рынок большой, не прагматично упускать возможности. Мысли не наши. Производители серверов тоже так думают.
Например, Dell. Помимо привычных “классических” вариантов у него есть предложение создать свой кастомный сервер.
Не забываем про финансовую составляющую. И вот мы получаем три варианта развития событий с неоригинальными названиями:
Экспресс. 6 вариантов цветов для базового варианта.
Профессиональный. Здесь уже палитра расширяется до 150+ цветов.
Премиум. Погружаемся в цветовое безумие - 1000+ цветов.
У Dell также есть примеры кастомных вариантов безелей:
И ещё Dell специально для Google сделал полностью желтые серверы:
Другие производители не отстают:
Уже лучше. Но это все ещё не васильковый сервер. Что получается в итоге?
Мир без василькового цвета
Получается, что опытным путем васильковый сервер мы не обнаружили. Но нашли немало причин, которые создают такую ситуацию:
Промышленный дизайн. Современный промышленный дизайн имеет максимально практичный подход. Для цветов сервера - это черный, серый, белый, аутентичный металлический. Его подкрепляет исторически сложившаяся традиция: отсутствие ярких пятен, минимальный декор, умеренная цветовая гамма. И все это подкреплено масштабной и коммерчески успешной практикой.
Мнение профессионалов. Pantone поддерживает практичный подход к выбору цвета, подчеркивая то, что необходимо при этом отталкиваться от потребностей потребителей и используемых материалов.
Опыт Apple. Небезызвестная компания продемонстрировала успешный кейс с белоснежным языком дизайна, показав предпочтения своей целевой аудитории.
Особенности производства металлов и пластика. Сырье непосредственно влияет на цвет. Так, если корпус сервера делается из чермета, его обычно красят в черный. В то же время пластик окрашивается сложно. И если формовка идет сразу в цвете, то в приоритете оказываются простые цвета, так как у них проще поддерживать единообразие. Отливая васильковые серверы, будет гораздо сложнее выдержать одинаковый васильковый в партии.
Стоимость красящего пигмента. Один из самых дешевых пигментов - это пигмент для титановых белил. Синие же оттенки часто оказываются самыми дорогими.
Исследования маркетологов. Они говорят о большом влиянии цвета. Так, говоря о серверах, мы говорим о сисадминах как об основной целевой аудитории. И у них есть свои “классические” цвета серверов, привычные для восприятия. И совсем не факт, что васильковые серверы будут массово востребованы.
Если обобщить, производители руководствуются двумя категориями:
рентабельность,
максимальное привлечение внимания своей целевой аудитории.
Красота требует васильковый. Какие остаются варианты
В конце концов мы пришли к тому, что ждать от производителей абсолютно василькового сервера не приходится. Что тогда делать внутреннему гедонисту, который не может успокоиться.
Есть два варианта.
Серый сервер серый не всегда. Как серый сделать васильковым
У обычного дневного света цветовая температура в среднем составляет 6500 К. В то же время если продукция создается для использования в помещении или в ночное время, производители учитывают это и тестируют продукцию на то, как она будет выглядеть при низких световых температурах, например при 4000 К или 3000К. В таком свете серый сервер и останется плюс-минус серым. Но можно поэкспериментировать, не зря же повсюду в продаже цветные лампы. И вот он, васильковый сервер в васильковом свете:
Пошутили, перейдем к более серьезной реализации.
Кастом решает
По факту все сводится к кастомным вариантам. Есть гайды, а есть и компании, готовые за ваши деньги на любой цветовой каприз. И вот примеры не самых классических цветов (Публикуется в формате прокрутки):
Этикетки жестких дисков:
Комментарии (22)
apkotelnikov
12.12.2021 12:52Помнится как то у заказчика собирали конструкцию из нескольких серверов разных производителей, причём с резервированием, причём не серверов по отдельности а набора (по другому не выходило) . Были там и спарки и x86. Мы как нормальные адекватные люди сгруппировали их - основные вместе и резервные вместе. Пришёл заказчик.... Ну вы понимаете чем закончилось. Я это к чему - разные цвета в стойке, хорошо и красиво, но не всегда оправдано.
cepera_ang
12.12.2021 19:52+4Мне кажется, что я стал жертвой какого-то эксперимента по генерации псевдосвязного текста нейросетями.
PS Ааа, узнал автора, этот тот же чувак, у которого серверы подорожали из-за роста цен на металл. Теперь вот оказывается их синими не делают, потому что стоимость пигмента предположительно дорогая и баухаус с ракушками завещали иначе и святой эпл (просто помянут).
zorn-v
12.12.2021 21:46Мне кажется, что я стал жертвой какого-то эксперимента по генерации псевдосвязного текста нейросетями.
Так же. Честно пытался вспомнить "васильковый цвет", но глянув на комменты, я не один такой )
В голове только extreme networks крутились со своим фиолетовым. Это оно ? )
Ну всмысле тот цвет ? )
saboteur_kiev
12.12.2021 22:14Промышленный дизайн/стоимость покраски и в одном с этим абзаце - "мнение маркетологов".
На этом можно было бы заканчивать от чего зависит цвет сервера, ибо из-за последнего аргумента - ЛЮБОЙ.
GospodinKolhoznik
12.12.2021 23:12+1Так, хорошо. Теперь осталось узнать, почему не производятся сервера, покрашенные под Хохлому.
RigelNM
Какой-то поток дизайнерского сознания, ну ладно, допустим. Пришлось долистать до самого конца, чтобы понять как вообще выглядит "васильковый" цвет. Чем вас слово фиолетовый не устраивает?
tyomitch
pda0
Мне пожалуйста в стигийский синий сервак покрасьте... :-D
RigelNM
-Саня, там пришла партия новых серваков!
-Это капитанские синие, которые заказывал Дима из маркетинга?
-Я бы сказал, что на солнце оттенок больше в цвет пыли фей, это наверное из службы безопасности.
McHummer1
А мне цвета анальной ауры
RigelNM
Чем все эти нелепые называния лучше, чем 19-3830 TCX и 17-3930 TCX?
Мне, как человеку далекому проще понять, что 17- 19- это изменение от светлого к темному, а -3830 и -3930 это изменение от фиолетового к синему.
А вот ирисово-синий и цвет пыли феи не говорят вообще ни о чем.
tyomitch
correct horse battery staple
RigelNM
Но ведь как-раз нет, это не проще запомнить. Я об этом и говорю, в случае цифр есть очевидная логика, поняв которую легко можно оперировать цветами, даже не видя их ни разу. В случае же с абсолютно рандомными словами, которые не имеют никакой логики, это тупое зазубривание.
Вот давайте проведем эксперимент в отношениях дизайнер-клиент. Вы мне скидываете два варианта с подписанным цветом 19-3832 и с 18-3946. Я вам в ответ не глядя ни в какие палитры (тем более, что смотрел бы я на них на своем неоткалиброванном мониторе) говорю, что 19-3832 темноват, давайте что-то из 18- или даже 17- попробуем и желательно побольше синего, например 3940-3945.
По моему вполне удобное взаимодействие, убирающее субъективность и разницу мониторов.
Meklon
https://habr.com/ru/post/333552/
"Вы ни черта не понимаете в цветах"
RigelNM
Спасибо, было интересно, но возникло ощущение недосказанности.
Если касательно темы вашей статьи, то лично у меня больше проблема не в разности восприятия, а в том, что общепринятые названия оттенков у меня не вызывают вообще никаких ассоциаций: индиго, сиреневый, бардовый, салатовый и т.д.
Что такое индиго и бардо я вообще без понятия, как выглядит сирень (это кажется цветок) я не знаю, а салат для меня ассоциируется с оливье и я не понимаю как можно эту радугу назвать одним цветом.
Meklon
Статья именно об этом. Я могу видеть красный, мы можете видеть синий с желтыми прожилками, но будем называть этот цвет зелёным, потому что так договорились.
В эксперименте как раз хорошо проявились эти несоответствия эталона в голове и термина в речи.
Семантика отвязана от реального восприятия. Я не могу знать, что вы чувствуете, когда кусаете лимон. Но мы договорились, что это ощущение называется кислым.