Мы уже рассказывали про утилиту wave-share. Она позволяет организовать обмен данными по WebRTC с помощью звука. Сегодня продолжим тему, но поговорим об инструменте для передачи аудио с минимальными задержками.

Фотография: Mick Haupt. Источник: Unsplash.com
Фотография: Mick Haupt. Источник: Unsplash.com

Так близко, и так далеко

Пандемия внесла коррективы в планы музыкантов. Совместные проекты пришлось отменить или переосмыслить. Некоторые коллективы пробовали давать концерты по видеосвязи. Но такой формат проявил себя не лучшим образом. В основном из-за задержек звука, превышающих полсекунды. Записать или исполнить трек в таких условиях сложно — музыканты должны играть синхронно. Поэтому в период изоляции многие исполнители или брали творческий перерыв, или работали в одиночестве.

Но не все — джазмен Дэн Тепфер решил во что бы то ни стало сыграть с коллегами по цеху, которые находятся в сотнях километров от него. Он стал искать программное обеспечение для передачи высококачественного звука по сети без задержек. Музыкант опробовал несколько инструментов, в том числе open source утилиту JackTrip. Но его не устроили интерфейс и сложность настройки. В итоге энтузиаст решил взять ситуацию в свои руки, скооперировался с инженером из Санкт-Петербурга, и они выпустили приложение FarPlay.

Как это работает

FarPlay передает несжатый звук. Такой подход исключает издержки на компрессию и декомпрессию аудио со стороны отправителя и получателя. В то же время обмен данными идет в формате P2P — без централизованного сервера. Так, сокращается расстояние, которое проходят аудиопакеты и, как следствие, уменьшается латентность. Также инструмент позволяет буферизировать аудиопоток, чтобы убрать акустические глитчи на трансляциях. Авторы заявляют, что задержка в воспроизведении звука не превышает 20 мс.

Еще разработчики добавили функцию Broadcast Output. Она делит аудиопоток на два канала. Первый музыканты могут использовать для мониторинга (он чуть хуже по качеству), а второй — транслировать аудитории в интернете.

Кто уже опробовал

Один из авторов FarPlay — Дэн Тапфер, лично продемонстрировал возможности программы. Он организовал несколько онлайн-концертов с другими джазовыми исполнителями. На одном из них он выступал с тромбонистом из Парижа, Хермоном Мехари. Приглашенный музыкант остался доволен качеством звучания.

Хотя нашлось в сообществе место и для скептицизма. Не так давно FarPlay привлек внимание резидентов Hacker News. Один из участников треда высказал предположение, что задержка в 20 мс выглядит слишком большой, а отставание в 3–6 мс уже сбивает с толку при исполнении динамичных треков.

Здесь справедливости ради стоит заметить, что большинство музыкантов испытывают дискомфорт при задержке, превышающей 20 мс. Но даже к работе в таких условиях можно подстроиться — главное, чтобы латентность звука была постоянной. Так, органисты в церквях успешно исполняют свои партии синхронно с хором. Хотя хористы могут стоять на расстоянии 30 метров от музыкального инструмента — в результате их голоса доходят до органиста с отставанием в 90 мс.

Какие есть альтернативы

Среди инструментов, упрощающих работу музыкантов на удаленке, можно выделить Jamulus. Он кроссплатформенный, так как построен на фреймворке Qt, и использует формат OPUS. Это — аудиокодек для сжатия с потерями, разработанный в IETF.

Фотография: Wes Hicks. Источник: Unsplash.com
Фотография: Wes Hicks. Источник: Unsplash.com

Еще одна альтернатива — SonoBus. Обмен аудио идет в формате P2P, однако в сети присутствует специальный сервер соединений. Он помогает пользователям находить друг друга. Хотя музыканты могут подключиться и по LAN. Разработчики говорят, что SonoBus подойдет не только для записи музыки, но подкастов и интервью.

Свою программно-аппаратную платформу для совместного написания треков также предлагает компания Elk. Она разрабатывает открытую ОС Elk Audio для обработки звука на встраиваемых системах. Специальное устройство подключается к ПК и синхронизирует звук инструментов исполнителей, которые могут находиться в разных странах. Систему уже опробовала труппа из оперного театра в Сан-Франциско — её участники проводили репетиции на дому. Подробнее о возможностях системы мы рассказывали в прошлый раз.


И вот о чем еще мы рассказываем в нашем «Мире Hi-Fi»:


P.S. Наша новогодняя распродажа — сотни товаров из разнообразных категорий со скидками до 60%. Плюс — идеи для подарков и тематические хиты.


Комментарии (3)


  1. SADKO
    13.12.2021 09:40
    +3

    Записать совместный трэк можно тупо передавая проект и объединяя трэки. Многие так работали ещё в нулевых.

    Многоканальный звук over IP тоже давно ходит, вот у далёких от реалий вэба людей и возникает шальная мысль джемануть online.

    Они не понимают, что не в компрессии дело, засада будет даже с MIDI ибо каждый девайс на пути пакета принесёт свою задержку, чаще всего уникальную. И если в пределах небольшой сети выручают time stampы, то в тырнете долог сам маршрут, и что бы его перекрыть нужны задержки в принципе не приемлемые для музыкантов.


  1. ZvoogHub
    13.12.2021 10:35
    +1

    В программах для музыки (FL Studio, Ableton и т.п.) максимально допустимой задержкой в обработке звука считает 3 мс.

    20мс это недопустимо.


    1. regamad
      13.12.2021 13:03

      Лет 20 назад главной проблемой дешевых гитарных процессоров была как-раз задержка, ну а следующей - как раз чрезмерная компрессия