Для тех студентов, кто пропустил первую вводную лекцию, вкратце повторю. Как вы думаю слышали, во вселенной под номером ERR404 обнаружен опасный баг под названием жизнь. Конкретное местоположение бага - галактика Млечный Путь, рукав Ориона, система Солнца, третья от неё планета под названием Земля. Жизнь настолько заразна что согласно пункту 67ГГГ прима все вселенского закона весь рукав Ориона объявлен закрытой зоной уровня π3Де(С). С другой стороны, для нас для ученых это прекрасная возможность разобраться в структуре мироздания. Предполагается что возникновение бага связана с интерпретацией присутствующего в этой вселенной понятия информация, которая и является темой нашей сегодняшней лекции.
Вот чистый лист бумаги, он не содержит никакой информации (на самом деле содержит, но об этом попозже) и я написал на нем текст:
404
Теперь на нем появилась информация. Что изменилось? Поменялась структура листа, нанеся на него несколько капель чернил я поменял его отражательную способность таким образом, что существа, обладающие глазом, могут это определить. Глаз, для тех, кто не знает, это такой биологический детектор изменений электромагнитных волн, называемых светом. Я мог бы нанести такое же количество чернил произвольным образом и тогда у нас был бы листок бумаги с набором клякс, но без информации.
%№!
То есть наличие информация определяется некой пространственной структурой чернил. Но ту же информацию я могу нацарапать на бересте или выбить на камне, я могу использовать другие символы, например, вместо арабских цифр написать латинскими
СDIV
Или в двоичной системе вместо десятичной:
110010100
или передать голосовым сообщением на одном из бесчисленных языков. вариантов множество, но суть информации не поменяется.
404= СDIV= 110010100
Смысл информации не зависит ни от носителя, ни от способа изменения структуры носителя, но без носителя информация существовать не может. Если сжечь этот многострадальный листок бумаги, информация исчезнет.
От чего же зависит смысл информации? Чтобы понять суть информации нужен соответственно подготовленный декодер, обладающий соответствующим детектором. В данном случае декодер — это ваш мозг, обученный арабским цифрам. А детектор — это глаз, та самая штука которая моргает и крепится на лице. Если ваш мозг не обучен арабским цифрам, то воспринять информацию вы не можете. Но даже если вы сможете прочитать текст, не факт, что вы поняли смысл информации. Например, если вы не знакомы с двоичной системой и прочли 110010100, то вы смогли прочесть его так как обучены арабским цифрам, но не смогли понять какое число написано так как ваш мозг не обучен двоичной системе. То есть смысл информации для вас не доступен.
Так вот информация имеет смысл если получающий ее декодер обладает соответствующими знаниями. Если я не умею читать для меня надпись на бумаге не имеет смысла. Даже чистый лист бумаги содержит массу информации для, например, печатника. Он может определить какой завод по какой технологии ее выпустил, может по структуре целлюлозы определить из какой вида дерева она напечатана, и даже понять на котором берегу какой реки росло то дерево из которого получили бумагу. Я же, держа бумагу в руке вижу просто чистый лист, ведь я не обладаю соответствующими знаниями. Бумага несёт в себе огромное количество информации, но я не могу ее декодировать, у меня не хватает знаний. Как говорится по-народному смотришь в книгу видишь фигу. По сложному это означает что информация существует постоянно, она вплетена в структуру реальности, вернее структура реальности и ее изменения и есть информация. Но смысл информация приобретает только когда ее считывает декодер, обладающий нужными знаниями.
А если же объяснить по-простому. Есть входные данные - информация. Чтобы их воспринять нужен, во-первых, соответствующий детектор, через который данные считываются с окружающей среды, во-вторых нужен хард который их обработает - декодер и в-третьих нужен соответствующий софт -знания, которые эти данные преобразуют. То есть любые знания — это программа на вход которой поступают данные и на выходе получается некий ответ. В самом общем виде это можно записать следующим образом.
f(x)=y
Где х это информация, f знания, у - ответ на поступившую информацию. Теперь попытаемся разобраться для чего знания нужны живым организмам.
Все знают эту занимательную игру, которую очень любят бабушки играть со внуками. Бабуля спрашивает где у внука глазки и ребёнок радостно тыкает себе в глаз к восторгу обоих сторон. Иногда правда перебарщивает и въезжает себе в глаз пальцем. тогда в ход идут вопли сопли обнимашки и вкусняшки. Учитывая с каким восторгом обе стороны играют в эту игру понятно, что без вшитых рефлексов тут не обошлось. в процессе этой, казалось бы, примитивной игры ребёнок узнаёт, что вот эта штука, которая моргает называется глазом и это отдельный объект. А вот эти штуки, которыми ходят это ноги, а хватательные колбаски на концах конечностей это пальцами и т.п. С помощью этой игры происходит ознакомление ребёнка с собственным функционалом. Ребёнок получает ЗНАНИЯ о собственном устройстве. С помощью знаний он делит окружающий мир на отдельные объекты и учится правилам взаимодействия с ними. Фактически любые знания и есть некие правила, которые в общем виде выглядят следующим образом - Если (наступило некое событие) то (предпринимай некие действия).
Например, ударил мизинец об угол дивана, прыгая открывай рот и грязно ругайся. Тебе не очень поможет, но всем вокруг будет весело. Это правило только выглядит просто, на самом деле даже элементарное действие - прыгание на одной ноге, включает в себя огромный каскад разнообразных знаний. При прыжке включаются практически все мышцы тела, и каждая из этих мышц должна включиться и выключиться определённым образом в условиях земной гравитации. И каждая из них включает в себя определенное правило если -то. Не говоря уже о процессе произнесения грязных ругательств, тут уже подключаются высшие системы мозга, способные оперировать абстрактными сексуальными пожеланиями, но опять же все они состоят из тех же простых правил.
Организм получает знания двумя способами; те, которые были усвоены в течении жизни-личный опыт и правила, переданные генами. Так вот в каждой клетке (клетка это из чего состоит любой живой организм на планете земля) содержатся знания этой клетки о вселенной. Они прописаны в генах, которые состоят из молекулы ДНК. Знания, которые содержит гены очень подробны и разнообразны. Какие молекулы, когда произвести. Которые из них должны образовать внешнюю оболочку, какие внутреннюю структуру, которые должны генерировать энергию, а которые захватывать пищу извне. Какие клетки должны стать печенью и какие сердцем, что где должно разместиться и потом расти. Все эти правила прописаны в генах. В каждой клетке живого организма содержится подробнейшая инструкция не только как его собрать, но и как он должен развиваться и реагировать на внешнюю среду. Стало жарко открылись поры и начал потеть, заканчивается энергия нужно искать пищу. Мимо прошёл объект по виду и по запаху совпадающий с половым партнёром, включаются системы ухаживания, выделяются феромоны, меняется голос, принимаются определённые позы.
И эти знания главное в организме, а не сам организм, как думают некоторые существа из вида хомо, которые называют себя разумными. (И это не шутка, они действительно считают себя разумными.) Хотя могли бы догадаться, что это не так из следующего факта; Каждая мужская особь (организмы на планете земля обладают способностью, которая называется половой, далее мы подробно ее обсудим) знает, что самое болезненное место при ударе — это не голова (это часть организма в которой содержится личный опыт) а яйца (в этой части содержится генетический материал для следующей оболочки). Именно с помощью боли гены-инструкции объясняет глупой оболочке что в ней самое главное и важное и что нужно оберегать в первую очередь.
Нам пока что не удалось выяснить каким образом, но примерно 3,5 миллиарда лет назад во вселенной возник этот баг - появилось первое правило которое научилось себя копировать. Возможно были другие правила и другие инструкции, но они не умели себя копировать и значит сохранять себя во времени. А эта инструкция научилась собирать себе подобные инструкции. Она из окружающей среды создавала защитную оболочку (живой организм) копировала себя в неё и выживало. каждое мгновение прошедшее с тех пор она совершенствовало свои знания о вселенной, прописывала их в свой текст и делало следующий шаг.
Живые смотрят на мир через призму правил. Они сами и есть правила. С помощью этих правил они делят окружающую реальность на объекты и понятия. Это позволяет им выживать и оставлять потомство, ведь реальность постоянно пытается их уничтожить, стереть ту информацию, которую они накопили. И чем больше у них знаний, тем лучше и адекватнее они воспринимают реальность и, тем больше их шансы на выживание.
Думаю, у вас возник вопрос чем же опасна планета земля, почему на неё наложены такие жестокие карантинные правила. Проблема в том, что это не планета жизни, а самая настоящая планета смерти. Подробнее мы обсудим на следующей лекции.
Комментарии (7)
phanerozoi_evidence
13.12.2021 13:20+1Это ооочень странное чтиво за последнее время, что я прочитал. Я аж поплыл))
YMA
13.12.2021 13:46+1Как я понял мысль автора креатива - "Мы(Я) просто набор самоподдерживающихся правил, воплощенных в материи". Согласен, а дальше?
Уж покопались бы ещё, и окажется, что материя - это тоже всего-навсего результат работы волновой функции. :)
SemenOk2 Автор
14.12.2021 18:44Не хотелось бы вас расстраивать, но материя именно то что вы сказали:) а дальше будет как в сказке, чем дальше, тем страшнее :))
ramiil
Псевдофилософский угар. Почитали бы лучше работы по клеточным автоматам, в особенности Вольфрама - https://ru.wikipedia.org/wiki/A_New_Kind_of_Science и Конрада Цузе - https://en.wikipedia.org/wiki/Calculating_Space и вам станет понятно, что жизнь, в т.ч. разумная обязана появиться и некоторое время просуществовать во вселенной, где её существование физически возможно, так как жизнь - самостабилизирующаяся структура.
SemenOk2 Автор
Вы всерьёз считаете, что то, что видите вокруг результат разумной деятельности? :)
ramiil
Нет, я же не креационист. Зато я вижу https://habr.com/ru/post/429602/ тьюринговскую полноту повсюду.