Для начала всех с наступившим Новым Годом! Давно не писал продолжения курса, но на то были объективные причины - переезд в другую страну, 2020-2021 годы "дружбы с Ковидом", осмысление онлайна в педагогических шахматах... Поэтому эта статья будет состоять из двух частей - про пешку и про онлайн преподавание шахмат. Разбивать на две статьи смысла не вижу, поэтому постараюсь написать покороче и не так занудно. Ах да, будет еще заключение в виде планов :)
Напомню, данный цикл статей пишется по курсу И.Г. Сухина. Все представленные ниже положения на диаграммах разработаны И.Г. Сухиным и приведены им в учебнике: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017. А я излагаю своё видение, как их можно использовать на занятиях, какие типичные трудности могут возникнуть у детей, и как их можно преодолевать. В статье приводится лишь часть положений из указанного учебника — в учебнике их гораздо больше. К учебнику разработано и методическое пособие: Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. — Обнинск: Духовное возрождение, 2015. В нём детально прописано, как следует проводить каждый шахматный урок курса. Также в учебно-методический комплект курса входят программы 3-4 лет обучения, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники.
Предыдущие статьи цикла:
История
Пешка - это фигура, которая ценится меньше всего, и при этом жертвуется очень часто, именно по этому термин "пешка" используется и в повседневной жизни. Во время нахождения на доске у пешки точно такие же функции как и у воинов из старой армии, отсюда и пошло такое название. Раньше Филидор считал эту фигуру как некую душу всех шахмат. Пешка может осуществлять движения только вперед, и при этом она движется прямо в сторону всех вражеских ограждений и редутов, осознает то обстоятельство, что это может быть уже последний бой для нее. Существуют две вещи, благодаря которым пешка двигается только вперед. Первая - это возможность взятия ферзя, но тут как говорится, что и кошке не запрещается смотреть на монарха. А вторая причина заключается в том, что когда пешка пройдет все препятствия, а также преодолеет все заграждения и дойдет до последней линии, она может быть заменена на более сильную фигуру, которую выбирает ее хозяин, в большинстве случаев - это ферзь, так как он является самым сильным воином в данной партии. Такое превращение может проводится не очень часто, и как показывает статистика оно может быть выполнено практически в конце шахматной партии.
Стоит заметить, что пешку все считают самой простой и легкой фигурой. Но это совершенно не так. У Ладьи и Слона правила хода самые простые - ходить по прямым, Ферзь - это Ладью плюс Слон. Конь отличается многим, но даже его ход на фоне количества ходов у пешки можно (с какой-то стороны) посчитать простым. А у пешки 6 (ШЕСТЬ) особенностей в шахматах. И когда это озвучиваешь детям - они часто просто замирают от неожиданности. А некоторые пункты особенностей пешки не знают даже взрослые.
Ход пешкой
Сначала перечислю особенности пешки, а потом разберу каждый пункт по отдельности.
Пешка не может находиться на первой или последней горизонталях.
Пешка движется только вперед.
Первый свой ход пешка может сделать на одну или на две клетки. Каждый последующий - только на одну.
Бьет пешка не так как ходит. Ходит прямо, а бьет по диагонали
Дойдя до последней горизонтали пешку можно превратить в другую фигуру своего цвета (Ферзя, Ладью, Слона или Коня).
У пешки есть особенный ход - взятие на проходе. Он уникален в шахматах.
Теперь по каждому пункту подробнее. Я буду рассматривать пешку на примере белых фигур, для рассмотрения черных достаточно перевернуть доску.
1. Пешка не может находиться на первой или последней горизонталях.
Свое движение пешка начинает со второй горизонтали шахматной доски. Так как она движется только вперед, и не может никаким образом передвигаться назад, то детям обычно понятно что пешка не может встать на первую горизонталь (для черных - 8-ю). А вот с последней горизонталью момент несколько спорный. Сама пешка до начала хода и после его выполнения встать туда не может, но в самом процессе она там стоять может до своего превращения (см. далее пункт 5). Но может и не стоять... Поэтому я обычно озвучиваю детям что пешка там стоять не может, и это исключает недопонимание в дальнейшем. А для добротного процесса обучения в самом процессе все должно быть четко и без спорных позиций. Мы не философию проходим, а шахматы.
2. Пешка движется только вперёд
Этот пункт наверное один из самых простых. Его достаточно озвучить и всё. Чаще всего его дети уже знают. Вперёд и только вперёд!
3. Первый свой ход пешка может сделать на одну или на две клетки. Каждый последующий - только на одну.
Этот пункт немного сложнее. то что пешка первый ход может сделать на две клетки - дети усваивают быстро. Но стоит сделать акцент на том, что первый ход в шахматной партии. Часто при решении задач дети ходят пешкой на две клетки, аргументируя это тем, что - "ведь это же первый ход пешки". Поэтому данный пункт стоит донести четко и без сомнений - свой первый ход в шахматной партии каждая пешка может сделать на одну ИЛИ на две клетки.
4. Бьёт пешка не так как ходит. Ходит прямо, а бьёт по диагонали вперёд.
Здесь все для детей просто. Вполне достаточно показать вот эту позицию
5. Дойдя до последней горизонтали пешку можно превратить в другую фигуру своего цвета (Ферзя, Ладью, Слона или Коня).
Про превращение пешки знают практически все дети. Но пешка у многих превращается только в Ферзя, про остальные фигуры дети знают не всегда. Поэтому нужно сделать акцент на том что любая фигура кроме Короля. Запоминают быстро. Как показывает опыт - те кто сразу не запомнит про другие фигуры, потом в процессе обучения быстро запоминают данный факт.
Upd. В первоначальной версии забыл написать про допустимое количество фигур на доске. Поэтому добавлю. Стоит сказать (и ошарашить) детям вопросом - сколько на доске может быть ферзей? А ладей? Правильный ответ - на доске может быть 9 ферзей, либо 10 ладей. Причина проста - ВСЕ пешки могут превратиться в какие-либо фигуры. Например на старте партии у нас один ферзь и 8 пешек. Соответственно после превращения на доске может быть 9 ферзей (1+8). Либо аналогично про ладей - есть 2 ладьи в начале, мы превращаем 8 пешек и получаем 10 ладей (2+8). Естественно ситуации когда на доске есть 5 ферзей (1+4) и 7 ладей (2+5) невозможны в классических шахматах, т.к. это нарушает правило превращения. Нам бы потребовалось превратить 4 пешки в ферзи и 5 пешек в ладьи, но на доске нет 9 пешек. А вот 5 ферзей (1+4) и 6 ладей (2+4) - вполне реально, т.к. пешек на доске 8 и данные превращения не нарушают правил.
6. Взятие на проходе
Самое "страшное" правило пешки. Его даже не все родители которые считают что умеют играть в шахматы знают. Напомню что это такое. Если пешка ходит на две клетки, то пешка противника может убить ее на том поле которая пешка перепрыгнула. Примерно вот так:
Здесь следует отметить два момента.
Взятие на проходе может осуществить только пешка и только пешки.
Взятие на проходе можно сделать только следующим ходом. Это как в играх - бонус действует только один ход, потом сгорает.
Весело наблюдать за глазами детей и их ртами которые открываются и долго потом не могут закрыться когда показываешь этот ход. Часто бывали случаи когда родители допытывались что это за ход такой. Один раз ребенка довели до слез когда он им пытался доказать что такой ход есть, а папа говорил что нет. И так бывает.
Отработка хода занимает много времени. Он настолько необычный для понимания детьми, что когда встречается в курсе то не сразу его видят даже сильные дети. Но со временем все приходит в норму и он делается на автомате. Правда на это может уйти и полгода и год... По разному.
Вот основные правила которые нужно знать про пешку. Ошибаются сначала на первом ходе на две клетки (пытаются в задачах сделать ход на две клетки обосновывая это тем что "это же первый ход", не принимая во внимание что позиция уже отыгрывалась и ходы делались раньше) и со взятием на проходе. Про него просто забывают. Лечится просто - нужно во всех случаях когда есть взятие на проходе его показывать.
Отработка (тренировка воинов-пешек)
Задачи стандартные как и в предыдущих статьях. Проще чем у пешек наверное потом будет король. Тем не менее все задачи преследуют цель - закрепить особенности ходов пешек. Не стоит пренебрегать ими, пешка хоть и самая легкая, дешевая и простая фигура, но их больше всех. И без пешек партию не выиграть.
Я не буду описывать подробно задания, о них вполне много написано в предыдущих статьях. Поэтому даны краткие задания под диаграммами, в некоторых случаях есть пояснения.
Один в поле воин.
Лабиринт
В первой задаче решение составляет 14 ходов. На этом стоит сделать акцент, т.к. дети забывают что первый ход можно сделать на две клетки и превратиться в ферзя.
Во второй задаче как раз выигрывает только превращение в коня - по другому перепрыгнуть шашки нельзя. Решение - 7 ходов.
Выигрыш белыми. Пешки против пешек.
В этой задаче нужно либо побить черные пешки, либо заблокировать их. Пешки ходят по очереди, проигрывает тот у кого нет хода (не осталось фигур или просто пешки заперты). На задачах как раз отрабатывается первый ход на две клетки. Если обратите внимание - во второй задаче для выигрыша нужно сделать хоть на две клетки, а в третей ход на две клетки - проигрывает, нужно сделать ход на одну клетку. Эти задачи заставляют ребенка задуматься - всегда ли нужно ходить на две клетки даже если можно?
На самом деле на третьей задаче практически все дети делают автоматом ход на две клетки, так что задача хорошая :-)
Напади на черную фигуру
Напади на две черных фигуры одновременно
Побей незащищенную черную фигуру
Защити белые фигуры от нападения черной
В этих задачах нужно сделав один ход защитить свои фигуры от взятия черными. Мне особенно нравится вторая задача. На ней очень хорошо показывать ход мысли как надо думать про защиту.
Выигрыш фигуры
Перехитри часовых
На этих задачах дети отрабатывают то что пешки назад не ходят. И если сначала они этого боятся, то постепенно в голове закрепляется мысль что сзади к пешке подходить можно. А еще можно встать ПЕРЕД пешкой и она тебя не убьет.
Выиграй за белых
Задачи этого раздела вроде бы простые, но на самом деле это не так. Я привел одни из самых простых примеров, хотя третья задача дается детям тяжелее чем первые две. В самом курсе задач больше, и там есть более заковыристые
Казалось бы - пешка простая фигура, но детям она дается не так то и легко. Тем не менее пешка достаточно проста в обучении. За исключением правила - взятие на проходе. Я еще долго потом детям про это правило напоминаю, пока они не начнут его применять автоматически. Делать отдельные тренировочные задания для этого правила - смысла наверное нет. Но напоминать про него нужно.
Шахматы онлайн
Казалось бы - что такого сложного чтобы научить ребенка играть в шахматы по Интернету. Но на самом деле главная цель не просто научить - а заставить мозг ребенка работать в нужном направлении, раскладывать задачи на более мелкие, научиться думать логически и многое другое. Я писал об этом в своей вступительной статье перед началом курса. Ссылка вот. И здесь все оказалось не так радужно.
Когда пришел Covid-19 и нас отправили на онлайн (а я тогда еще преподадвал шахматы в Центре Детского Творчества в Волгограде) - то я впал в ступор. Было понимание что обучать шахматам по тем методикам которые были - невозможно. Кроме того, я так до сих пор и не нашел приложения которые бы позволили вести групповые занятия по шахматам в онлайне в группе с учетом того что на доске должны быть дополнительные фигуры - шашки, крестики и прочее. Возможно я плохо искал, но на данный момент мне ни один шахматный тренер не дал на программу. Заниматься один на один - и мне и детям не интересно. Об этом я писал во вступительной статье как раз. Детям интереснее заниматься в группе.
На обдумывание процесса ушло порядка 3 месяцев, потом подоспел переезд в другую страну, местное обустройство ... В общем только в начале лета 2021 года сформировалась концепция как заниматься с детьми онлайн. Еще некоторое время ушло на обдумывание дизайна программы, настройке сервера и решение прочих сопутствующих вопросов. Самое сложное было в том что давать деньги под развитие программы для преподавания никто не будет (ибо все работают с целью вырастить чемпиона), а так же тренерам часто не нужно дополнительных фигур на доске - им достаточно того комплекта который есть. Но детям в возрасте 6-8 лет хочется большего. Они хотят сказку ведь они еще дети (Алис Тепляковых я выращивать несобираюсь, это лишнее). И нужно чтобы приложение работало как минимум на Windows/Android/iOS...
В настоящий момент у моих групп детей запущена тестирование первых версий приложения. Процесс мало-помалу движется. Нет временно версии на iOS, но этот момент думаю решится в ближайшем будущем. А пока вид приложения приблизительно такой (скриншоты сделаны с компьютера, но на телефоне они практически такие же).
Для набора детей был заведен сайт chess4child.edu.rs, на котором сделана регистрационная форма для заявок. Так что - если есть желание научить ребенка шахматам и логике - то по Зуму это вполне реально. Всё как положено - групповые занятия, домашние задания выполняемые на компьютере/телефоне, работа согласно учебной программе. Более подробно смотрите на сайте - я там все написал в разделе Формат занятий и на других страницах. Если есть желание - пишите и записывайтесь.
Планы на развитие
Кроме приложения для детей пишется приложение для преподавателей. Цель преподавателя не просто вести занятия, нужно систематизировать материалы, давать дополнительные материалы для отдельных ребят которым стандартных задач мало, видеть их решения, разрабатывать новые зададчи, контролировать учебный процесс в полной мере. Приблизительный скриншот преподавательского приложения вот (честно скажу - наброски для себя, т.к. в настоящее время основной упор сделан на приложения для детей)
Но пока это еще наброски и тестирование - процесс не быстрый. Главное что занятия ведутся - уже хорошо. До идеала далеко, но свет в конце тоннеля виден. А то что видно то что делают дети - это вообще мне, как преподавателю - супер. Планов которые хочется реализовать в приложении - море. Вопрос во времени :-) Но думаю постепенно все решится.
Следующая статья будет про короля. В этот раз я не буду долго тянуть. К Старому Новому Году как раз выпущу и ее.
Комментарии (32)
amarao
03.01.2022 13:06-4Ваши правила разрушили вселенную:
пешка не может стоять на 8ой линии.
пешка, дошедшая до 8ой линии, может превратиться в любую фигуру кроме Короля. Например, в пешку. Дальше у нас либо вселенная взрывается, либо зависает, потому что пешку надо заменить на пешку, которую надо заменить на пешку, которую надо заменить на пешку... В computer science это так называемый bottom type, тип, который не возвращает значения (функция "расходится").
andyshark1974 Автор
03.01.2022 13:09+3Если Вы пишите - то хотя бы глупости не пишите. Фраза в статье звучит по другому. Убрав одно слово Вы переиначили смысл и придираетесь к самому себе. Прочитайте что написано в оригинале, а потом что Вы написали.
amarao
03.01.2022 13:13-2Поэтому нужно сделать акцент на том что любая фигура кроме Короля
andyshark1974 Автор
03.01.2022 13:18Прочитайте заголовок пункта. Там есть слово "другая". Дублировать текст который уже указан - не вижу смысла
"5. Дойдя до последней горизонтали пешку можно превратить в другую фигуру (Ферзя, Ладью, Слона или Коня)."
GospodinKolhoznik
03.01.2022 13:28+2Пешка в шахматах это не фигура. Так что рекурсии нет.
andyshark1974 Автор
03.01.2022 13:42На самом деле чаще нет, чем да. Но бывает что и пешку фигурой называют в редких случаях. Но придирки по мелочи - это не серьезно. Тем более что слова "в другую фигуру" в тексте присутствуют.
amarao
03.01.2022 13:47А что такое "пешка" в шахматах? Например, правила для фигур (тронул - ходи и т.д.) на пешки распространяются?
zhabr
03.01.2022 13:42Дойдя до последней горизонтали пешку можно превратить в другую фигуру (Ферзя, Ладью, Слона или Коня).
где взять фигуру, если все мои на "поле боя" и нет убитых?
и кстати, не проработан вопрос обмена пленных.
amarao
03.01.2022 13:48А вот источник 3-5 ферзей на поле меня всегда интересовал тоже.
andyshark1974 Автор
03.01.2022 14:06Я лично играя с детьми ставил мат 5-ю слонами без проблем. Не в смысле процесса, а в смысле того что прекратить пешки в любые фигуры правилами не запрещено. На доске может быть 9 ферзей, либо 10 ладей... По правилам это допустимо.
andyshark1974 Автор
03.01.2022 14:13Я дописал подобную ситуацию в пункте 5. Каюсь забыл просто что про подобные случаи :-)
amarao
03.01.2022 15:27Откуда их физически брать, если есть один набор фигур и одна доска? (домашние условия, например).
andyshark1974 Автор
03.01.2022 16:10Ой, нашли проблему тоже мне... Листочки с картиночками отменили? Это ДЕТИ. Им понимание того что шахматы это не просто игра, а еще и фантазия более важен. Запустите процесс фантазии в своей голове и передайте ребенку. Посидите - порисуйте с ребенком... Именно поэтому я изначально и писал - шахматы это не только спорт.
andyshark1974 Автор
03.01.2022 13:49+1Это не проблема обучения :-) По факту фигуры побитые на момент превращения пешки обычно есть. Если их не хватает то берутся из других мест в помещении :-) Хотя на деле веселые были занятия на которых кто-то прикалывался и ставил кучу фигур на доску одного значения.
Или я давал задачи к примеру такие (везде мат в 1 ход)
Elsajalee
03.01.2022 15:14Признаюсь, я повёлся на первую и сначала начал проверять какая ладья будет под защитой слона. Понимаю, что меньше секунды потратил, но как-то для блица критично может оказаться.
andyshark1974 Автор
03.01.2022 16:09Смысл для игры один, для мозгов - другой, а для детей - третий :-) Я эти задачки часто давал для прикола больше. В реальности они врядли встретятся, а вот то что здесь думать надо не стандартно - это да. Плюс если даешь похождие задачи нескольким детям в реале - то начинается бегодня по кабинету в поисках фигур :-) Там есть много еще подобных :-) Но они больше имеют отношение к интересу, а не к процессу обучения :-)
Elsajalee
04.01.2022 01:40Да это понятно :) , просто привычка - видишь этюд, надо решить. Когда я учился в шахматной школе, практически у каждого стола был ещё ящечек с лишними фигурами. И все доски и фигуры были одинаковые (made in СССР).
andyshark1974 Автор
04.01.2022 18:15Небольшое добавление по требованию автора :-) Данные задачи опубликованы в задачнике автора Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе», второй год обучения». – Обнинск: Духовное возрождение, 2015. – 272 с. (С. 54, № 291–294).
Germanjon
03.01.2022 16:42Небольшое уточнение по правилам:
Дойдя до последней горизонтали пешку можно превратить в другую фигуру (Ферзя, Ладью, Слона или Коня) своего цвета.
На каком-то чемпионате был курьёз, когда игрок дошёл пешкой до противоположной горизонтали и в запарке превратил её во вражеского ферзя. Деталей не помню (вопрос попался на ЧтоГдеКогда)
andyshark1974 Автор
03.01.2022 16:48Да да. поправил. Спасибо :-) Совсем из головы вылетело в новогодней суете про это. Даже задачи шутки есть на эту тему :-) Известные казусы.
VaalKIA
03.01.2022 17:08Пешка — это фигура
Пешка, это — не фигура! Иначе, сгласно правилам, она могла бы остаться пешкой на последней линии. Например, это могло бы уберечь от пата.
Цитирую БСЭ:В игре участвуют с каждой стороны 8 фигур (король, ферзь, две ладьи, по два слона и коня) и 8 пешек.
Пешка, продвинутая на последнюю горизонталь, заменяется по желанию играющего любой фигурой, кроме короля.
andyshark1974 Автор
03.01.2022 17:55Бессодержательный и бестолковый спор. Я не думаю что с детьми стоит поднимать философские вопросы, ибо...
Фраза "расставьте фигуры" к пешкам не относится?
Правило "взялся за фигуру - ходи" к пешкам не относится?
Так что этот вопрос больше придирка, чем имеет смысловую нагрузку.
Elsajalee
04.01.2022 01:36+1Можно поставить в споре точку, сославшись на правила FIDE.
"2.2. В начале игры один игрок имеет 16 фигур светлого цвета (“белые” фигуры), а другой 16 фигур тёмного цвета (“чёрные” фигуры)."
Далее идёт конкретика, но думаю "16" уже достаточно, чтобы догадаться, что пешка - тоже фигура.
VaalKIA
04.01.2022 17:26Думаю, что «фигура ли пешка» достойно отдельного исследования и целой статьи, раз присутствует столько противоречивой информации.
to andyshark1974
С «расставьте фигуры», аргументировать сложно, но в речевых оборотах часто допускаются вольности, другое дело: правила. Ну и нам всегда хватало: «взялся — ходи».Я не думаю что с детьми стоит поднимать философские вопросы
Ну вот я, ребёнком, написал шахматную программу, но поскольку правила я учил в процессе игры с другими детьми, то узнавал я их не все сразу, например, правило 50 ходов я до сих пор не знаю и т.п. Я обратился к книжкам и, поскольку, фигуры для меня — все, то моя программа могла оставлять пешку, не превращая её в ферзя. Она так и играет, переписывать я уже не стал. Поэтому вопрос, не только философский.Elsajalee
04.01.2022 17:46Значит вы написали программу неверно и в настоящий момент она неакутальна и вообще, может, работает только под DOS. "незнание правил, не освобождает от ответственности".
p.s. И что же вы пешку в запасного короля не догадались превращать? )))
andyshark1974 Автор
04.01.2022 18:04Не, в короля нельзя :-) Нужно делать событие с выбором фигуры по правильному. Много заморочек пока все реализуешь как оказалось. Например объект "Пешка" делать нельзя, потому что доступ из него придеться делать к объекту Доска. что неправильно (как раз из-за правила Взятие на проходе)
andyshark1974 Автор
04.01.2022 18:00На самом деле я для своей программы тоже писал объект типа Доска который в себе содержит всю совокупность шахматных правил. И во время процесса подумалось что то что я читал раньше про примеры объектов на примере шахматных фигур - полное непонимание шахмат :-) Потому что реализовать ходы пешек без видения шахматной доски нельзя, а обращаться из объекта на потомков - неправильно.
andyshark1974 Автор
04.01.2022 18:02В речевых оборотах много чего допускается. но с точки зрения шахмат - это вульгарщина.
Я тут следующую статью напишу про фигуры, их названия и историю немного. Через недельку повешу. Там как раз будет и про Тура и про Офицер... Все напишу :-) И почему в России это Ферзь, а не Королева... Там много интересного именно исторически.
csl
Вы и взрослых обучаете?
andyshark1974 Автор
Увы - нет :-) Я в самом начале писал золотой возраст для шахмат - от 6 до 13 лет. потом наступают биологические и социальные изменения, изменяются цели, интересы. Шахматы уже в подростковом возрасте перестают быть целью для большинства детей. После общения с другими тренерами вывод был сделан (не только мной) - научить взрослого можно, но требуется выполнение множества условий. Поэтому я выбрал конкретно детский возраст.
Если брать в расчет того кто УЖЕ изучал шахматы - то там и подход другой и цели. Это тренерская работа.
Моя ниша - начинающие в возрасте 6-9 лет. Для меня это идеальный возраст. Я не ращу чемпионов, я предпочитаю детей развивать.