Некоторое время назад мною была написана статья «Бойтесь шахмат, Вам навязываемых». Некоторые заинтересовавшиеся хабрахабровцы попросили более подробно рассказать о методике по которой я преподаю шахматы детям. Ну вот собственно – время подошло.
Данный текст служит своеобразным вступлением для последующего цикла статей. В нем я опишу особенности с которыми Вам придется столкнуться при загрузке в мозг ребенка шахматных знаний.
Сразу оговорюсь – данный материал предназначен для родителей которые хотят научить ребенка самостоятельно мыслить и делать логические выводы наиболее оптимальным способом. В комментариях я не буду обсуждать призывы обучить ребенка логике с помощью карточных игр, стрелялок и прочей фигни которая портит детям мозги. Хотите испортить ребенка – Ваше право, но людям которые хотят слепить из своего чада более-менее адекватного человека – я бы этого делать не советовал. Всем остальным – милости просим.
Курс, по которому я преподаю детям шахматы, разработан Игорем Георгиевичем Сухиным и называется «Шахматы — школе». Более подробно об авторе Вы можете узнать на сайте. Просьба обеспокоенных гиков не критиковать сайт – человеку много лет и он делает все сам. Я со временем только лишний раз убеждаюсь в том, что все что описано в курсе – опробовано, взвешено, отредактировано и выложено к применению.
Начал я преподавать шахматы более 4х лет назад. Удачно получилось что практически сразу натолкнулся на курс И.Г. Сухина когда подбирал программу обучения для своего сына (и его 1-го класса). За прошедшие 4 года я набил достаточно много шишек на тернистом пути обучения детей шахматам. А если быть точнее – подготовке их к жизни. В настоящий момент я преподаю шахматы в Центре Детского Творчества, и количество детей только там у меня достигает 70-ти человек (занятия 2 раза в неделю), плюс есть еще парочка платных кружков. Общее количество детей только в настоящий момент около 100 человек. Думаю, что могу достаточно профессионально судить о качестве получаемых детьми знаний, а так же направлять других родителей на «путь истинный». Если Вам не нравятся мои советы – можете преподавать по другому. Но поверьте – скорость получения знаний не самое главное, важно чтобы мозг ребенка обдумал и принял тех знаний, которые Вы ему дадите. Все мои советы – основаны на личном опыте и наблюдениях на достаточно большом срезе обучаемых детей.
Если Вы хотите вырастить чемпиона – то данный курс не для Вас. Но если у Вас есть желание заложить в операционную систему ребенка множество другого функционала – то найти что-то более удобное и лучшее я например не смог. Все что Вам надо – набраться терпения. Детский мозг – это губка, которая впитывает знания в достаточно больших объемах, но если дать эти знания в неправильном порядке, либо виде – будет либо торможение обучению, либо Вы получите не тот результат который хотели.
Поэтому сначала определитесь со своими целями – что Вы хотите получить на выходе. То что я буду описывать в своих статьях – это постепенная загрузка и компиляция знаний для последующего применения на жизненном пути Вашего (или не только Вашего, почему – см. ниже) ребенка. Попутно с изучением шахмат Вы будете замечать что ребенок получает какие-то дополнительные знаний и навыки которые, казалось бы, к шахматам имеют опосредованное отношение.
А теперь мы добрались до советов, что и как давать детям.
Совет 1. Да-да, именно детям. Оптимальным вариантов будет занятия хотя бы с двумя детьми. Я заметил интересную особенность – если занимается больше одного ребенка, то знания усваиваются быстрее, и качественнее. Кроме того, Вы можете (в дальнейшем) посадить детей играть вместе. Кроме того, работая только со своим ребенком Вы конечно наладите с ним больший контакт (если Вам надо это – то тогда работайте только с одним своим чадом), но в то же время, преподавая сразу двум детям (например) – Вы тоже поднимите свой авторитет в глазах детей. Большое количество детей тоже не берите – это сложно. Оптимально 2-3 ребенка для начала. Я сейчас преподаю в группах до 18 человек – это жесть. Даже при том, что я помню все задания наизусть, очень сложно уделить всем внимание и направить детей.
Совет 2. У каждого ребенка должна быть своя доска. И делать задания он должен только на ней. Не лезть на доску соседа, не разговаривать, не подсказывать (этим он делает хуже тому кому подсказывает). Понятно, что хочется похвалиться, показать какой я тут умный. Но надо учиться держать себя в руках. Сложно регулировать это желание. На его исправление может уйти до года времени.
Совет 3. Возраст изучения шахмат в принципе может быть любой, однако оптимальным является возраст от 6-ти до 12-ти. Можно ли от этих границ отступать – да можно. Но не слишком сильно. Если Вас интересует почему – почитайте любой материал по возрастной психологии, сразу будет понятно. Если детей больше 1-го – старайтесь чтобы возраст был более-менее близок, разрыв не больше 2-3 лет. Ребенок 6-ти лет некоторые вещи изучает медленнее, чем ребенок 9-ти лет. Учитывайте это при подборе группы, даже мне с моим опытом и знаниями шахмат, тяжело поддерживать в младших детей интерес при наличии более старшего ребенка в группе. Пару раз это заканчивалось плачевно, увы – дети бросали шахматы.
Совет 4. Все занятия надо проводить на досках. И только на досках. Никаких компьютеров и прочего. Я не научный работник, оставлю доказательства им, но мною подмечено, что усвояемость материала получаемого при движении фигур на доске в разы качественнее чем с экрана компьютера/планшета. Для занятий можно использовать любые шахматы, но оптимальный размер это так чтобы взглядом всю доску было нельзя охватить сразу. В том же время слишком большая доска тоже неудобна маленьким детям, хотя для остальных думаю размер 43х43 с фигурами с высотой короля 77 мм вполне подойдут. Я сразу пишу размеры с АлиЭкспресса, там такой комплект стоит от 700 рублей (но можно найти и дешевле). Доски 50х50 по мне так немного большие для обучения, хотя все соревнования проводятся именно на таких досках.
Почему сразу не надо покупать дорогой инвентарь – а что Вы потом будете дарить ребенку красивое? Но самый главный итог от большой доски – в силу биологической лени, чтобы не крутить головой, обучаемый будет стараться непроизвольно запоминать положение фигур на доске.
Совет 5. Работать по курсу надо четко, именно в том виде в каком подается материал. Любое отступление от программы мне аукалось всегда. Да – Вы можете что-то говорить дополнительно, но в большей части вопросов ребенок Вас не поймет. Каждое занятие/упражнение преследует свою цель. И подача материала дается в четкой структуре и циклично. А на выходе через годик-другой, Вы получите структурное и последовательное мышление ребенка. Именно так – структурное и через годик минимум. Не гоните, не надо все и сразу. Детям надо обдумать информацию, дать ей созреть в голове. Проблема нынешнего поколения — именно избыток информации. Не пытайтесь туда добавить еще – нервный ребенок это не наша цель.
Совет 6. При расстановке фигур ни в коем случае не надо использовать шахматную нотацию (!!!). Вы не читать ребенка учите, а мыслить и ориентироваться. Я это тоже понял не сразу, но теперь всех детей (и родителям объясняю тоже) отучаю от ориентации по буквам и цифрам на начальном этапе. Даже несколько досок без обозначений держу у себя для особо упертых. Когда им надо будет – они нотацию изучат быстро, на это много времени не надо.
Ваша цель – научить ребенка пространственному ориентированию, восприятию картинки задания целиком, а не по частям. Кроме того – расставить любое задание проще держа перед глазами в уме всю диаграмму. И это навык приобретается достаточно быстро. Главное тут не гнать ребенка, не запрещать ему смотреть на листик/задачник который лежит рядом с доской. Через 1-2 месяца дети помнящие диаграмму обычно ставят все быстрее, чем те, кто пытается запоминать по буквам/цифрам. Приучайте ориентироваться по цветам клеток и по внутреннему чувству неправильности позиции.
Совет 7. Расставлять фигуры ребенок должен сам. И только сам. Никаких поблажек (исключение см. ниже про усталость). Если Вы играете с ребенком – пусть он ставит оба комплекта фигур. Вы преподаватель – Ваша задача дать знания, а не ставить фигуры. В случае своего проигрыша можете простимулировать ребенка на расстановку – расставляет тот кто проиграл. Но в случае заданий – пусть расставляет задание сам. Можно немного помочь, но не более. Не поверите, как быстро дети потом будут расставлять фигуры.
Совет 8. Фигуры надо двигать. Руками, а не глазами. Тоже достаточно сложный момент – некоторые дети (даже большинство) боятся стронуть фигуру и подвинуть ее на другое место на доске. Вы никогда не добьетесь сразу, чтобы ребенок думал даже на 2 хода вперед – это сложно для него. Но если он будет двигать фигуры – то данное качество разовьется само через 3-4-5 месяцев (помним что гнать не надо, эта способность не дается просто так и легко). Кроме того, в заданиях, когда ходят фигуры противника, дети пытаются найти самый-самый устраивающий их самих ход, а не самый умный ход за противника. Обосновывают это обычно – а вдруг он так пойдет. Объяснить, что так пойдет только противник недалекого ума – сложно. Поэтому просто предлагайте рассмотреть вариант умного хода.
Всегда ругаю (в последнее время достаточно жестко) детей за то что они пытаются найти решение глазами на заданной им диаграмме. Толку от этого 0,00001. Дети которые делают так – потом не видят своих же фигур когда попадают в более серьезную ситуацию (например на турнир с громаднейшим психологическим давлением). Решение глазами не помогает в мышлении, теряются фигуры в игре. Если отработать решение вручную – затем все само начинает в голове двигаться. Так что следите – как решает ребенок.
Совет 9. Не давайте детям играть пока они не пройдут все фигуры. Даже если они умеют играть и хотят. Во-первых у них будет стимул к обучению, во-вторых все равно они доску не видят и долго еще видеть не будут. Плюс не все дети любят проигрывать, и вывести ребенка из психологического пике, в которое он уходит после одного-двух проигрышей не всегда удается. Иногда рекомендуют не участвовать в турнирах детям до 10-ти лет, и я практически полностью согласен с данной точкой зрения, т.к. вернуть ребенка в обучение после проигранного турнира достаточно сложно (иногда и нереально бывает), но тут каждый сам себе барин. Я детей до любого турнира готовлю к тому, что они могут проиграть, но мне это проще в силу опыта и полного контакта с детьми. Именно поэтому надо контакт наладить ДО турнира, а на это уходит как раз полгода, не меньше.
И, наверное Вы не поверите – но дети любят решать задачи которые имеют решение, но достаточно сложное. Ко мне ходят девочки и мальчики – и все в восторге. Я связываю это в том числе и с тем, что они напрягаются, но видят что результат есть. Ведь все задачи имеют решение, и не всегда простое.
Совет 10. Всегда следите за тем что делается и подсказывайте ребенку только в том случае если Вы видите что он долго сидит над одной и той же задачей. Я всегда стараюсь подсказывать так, чтобы ребенок что-то получил. Например бывают ситуации когда ребенок уставший (после заданий выполненных до этого, садиться с уже уставшим учеником и делать задачи – это издевательство), тогда я детей учу обыкновенному перебору ходов. Тоже неплохой навык, но его надо подавать так, чтобы использовалась системность. Например ход ферзем можно перебрать ходя сначала по одной линии, потом по другой и так далее. Кстати, если показываете решение перебором старайтесь чтобы ответ был одним из самых последних вариантов. Более подробно я буду останавливаться на ключевых для меня заданиях и приводить их в пример – в чем проблема у детей при решении этих заданий.
Совет 11. Опять к усталости и усидчивости. Попадаются дети которые не могут доделать урок до конца (в урок обычно я включаю 12 заданий, как показала практика это оптимальный вариант для первого года обучения. Исключение это занятия с конем. Там бывает что дети зависают дольше и надо смотреть по ребенку). Если ребенок говорит что он устал и больше делать не будет – сделайте еще хотя бы одно-два задания с ним. Можно расставить фигуры за него для облегчения(в виде исключения, озвучив это. Ребенок оценит – поверьте), но так чтобы ребенок участвовал в процессе (например специально поставить фигуру не туда и попросить проверить). Обычно на 12 заданий даже самые «устающие» дети выходят через 2-3 недели максимум.
Совет 12. Начали заниматься – не бросайте. Найдите время, чтобы обучить ребенка. Нерегулярность занятий – самый большой бич обучения. В то же время – не перенапрягайте. Заболел – перенесите занятия пока ребенок не будет чувствовать себя лучше. Загрузка в школе – перенесите на день-два, но не больше. Постепенно все выровняется, и занятия будут более регулярными даже в случае перегруза в школе.
Если Вы будете следовать этим советам – то ребенок 6-8 лет будет играть у вас через 4-5 месяцев, 9-12 лет – через 3-4 месяца. Меньший срок обучения – это плохая усвояемость. Раньше этих сроков не пытайтесь играть, оно не надо.
Если хотите играть с ребенком и с шахматыми часами — купите их. Модель часов официально разрешенных на шахматных соревнованиях – DGT-2010, но стоят они в России 5000 рублей. Почти полный аналог на АлиЭкспрессе – PQ9903A. Стоимость этих часов – 1500 рублей с доставкой. Для дома – вполне достаточно. Все более дешевые модели — не самые удобные. Либо в использовании, либо в функциях. Предугадывая тему — «а я на смартфоне поставлю программу» отвечу — если Вам не жалко смартфон — ставьте. Видели бы Вы как дети бьют по часам в азарте — не говорили бы так.
Для тех кто прочитал мою предыдущую статью про то что хотят внедрить в школах – выполнить данные выше советы учитель начальной школы попросту не сможет. Класс слишком большой, сам учитель боится шахмат (в большинстве случаев), курс нелогичный и непоследовательный, множество фактических педагогических ошибок в подаваемом материале. Итог внедрения курса в школу – будет плачевный.
Ну а в дальнейшем я буду писать, как давать и в каком порядке фигуры. Как обучать детей шахматам в дальнейшем. Опишу типы заданий, способы их выполнения с примерами. Надеюсь Вам и Вашему ребенку данные советы будут полезны. Но главное помните – не пытайтесь воплотить в ребенке свои амбиции. Научите его жить и думать, это будет лучшим применением шахматам.
Если Вы все прочитали внимательно то милости просим к продолжению — Изучаем ладью (Часть 1)
Комментарии (43)
Exchan-ge
17.03.2018 14:03+1Я сейчас преподаю в группах до 18 человек – это жесть.
Жесть — это здесь (1968): 45 человек первоклашек на одного учителя.
impetus
17.03.2018 19:29Я в 80-м так учился. Да и до самого выпуска меньше 36 в моём классе не бывало. На мой взгляд — как выкинули принудительно неск дебилов/уродов/идиотов из класса — вполне нормально стало (потом 5 чел в МГУ поступило, трое медалистов и остальные тоже не пропали)
ru_vlad
17.03.2018 15:36Я сейчас преподаю в группах до 18 человек – это жесть.
полностью согласен!
самому так приходится и большим количеством
Жесть — это здесь (1968): 45 человек первоклашек на одного учителя.
Не обижайтесь но сравнивать 1968 и 2018 не корректно ;) тогда на уроке будь хоть 60 человек в классе слышно как муха летит, а сейчас даже 8-9 такой гам устроят и по фиг что урок и учитель. Советская школа с первых дней воспитывала порядок в классе и уважение к старшим, а тем более к учителю. Сейчас "цветы жизни" лучше знают свои права чем обязанности.
andyshark1974 Автор
17.03.2018 17:38Я бывает так рявкаю на детей — что они замолкают. А по другому никак — они сейчас еще те крикуны. И это только человек 12-15. Раньше дети были больше пришибленные. Сейчас им объяснить правила поведения сложновато бывает.
Exchan-ge
17.03.2018 19:54сравнивать 1968 и 2018 не корректно
И тогда дети были разные, в том числе и «моторные», ни секунды спокойно.
А вот учителя были со стальными нервами (как моя первая учительница, например) — на их месте обычный человек просто бы сошел с ума. И это не преувеличение.
Секрет подготовки таких учителей ныне потерян — судя по тому, какой «контингент» приходит сейчас из школ в ВУЗы.andyshark1974 Автор
17.03.2018 20:17Почему Вы так решили? Посмотрите сколько формализма в школах у учителей. Молодые преподаватели очень часто просто из школы уходят по различным причинам. В том числе и из-за количества бумажек. Я в это дело с начала учебного года попал — полный швах. И не удивлен что учителя занимаются бумажками, а не учениками.
И за последние 18 лет это стало нормой. Так что увы — образование в одно определенное место попало.
Exchan-ge
17.03.2018 22:02Почему Вы так решили?
Я преподаю в ВУЗе. Вчерашние школьники — это наш профиль )andyshark1974 Автор
17.03.2018 22:38Может быть. В ВУЗе давно не был, хотя от друзей слышал что уровень упал сильно. По своему факультету тоже знаю — ужас кто приходит в ВУЗ… Боюсь проблема комплексная :-(
xDimus
17.03.2018 17:52А если ходить и немного играть уже умеют всё равно нужно начинать с первого урока?
Кстати не понял в чём сложность расстановки фигур — 5 летний ребенок делает это легко и непринужденно…andyshark1974 Автор
17.03.2018 18:04Лабиринт он легко и непринужденно ставит? Ну-ну :-) То что я дал — это далеко не все задания которые там есть. Т.к. сам курс защищен авторским правом — я даю сколько могу :-( Вы составьте лабиринты ладье сами (я их делаю на Кветке, просто поменял несколько фигур на другие картинки) и потом экспортирую в картинки. И дайте ребенку с листа поставить на доске. Посмотрите сколько он сделает.
А как дойдем до коня — там головы ломают даже самые упертые дети. За час могут сделать ТРИ задания по Лабиринту только. И то не все и не всегда. кто делает 6 заданий — они супер. И возраст там где-то 6-10 лет. 6 заданий практически никто не делает.
Эти задания используются как подготовительный трамплин, ребенок на ладье вкатывается в курсе постепенно. потом идет Слон, потом Ферзь. Задания постепенно усложняются и ставятся тяжелее. Если не ставить ладью а делать глазками — проблемы возникают обычно где-то на уровне коня-пешки. Я это видел не раз.
Если ходит и играет — это далеко не значит что ребенок чувствует доску. Когда мы дойдем дальше я буду делать акцент на подобных заданиях, и показывать где они не видят решение. Исходя из опыта. Спотыкаются практически все. пример — второе задание из "Кратчайший путь". Его больше половины детей проходят в 4 хода, а оно решается в 3. Ваш ребенок за сколько ходов решил?
xDimus
19.03.2018 20:10Что то я не про ту расстановку подумал…
Но лабиринт расставили за 4 минуты, прошли за 2 и 3 хода соответственно.
Доску видят не очень, но некоторый недостаток внимательности есть во всех областях.
В общем начали выполнять, упражнения полезныеandyshark1974 Автор
19.03.2018 20:17Если выполнять упражнения как я дал, хотя бы по 3 штуки каждого вида, то на Ладью уходит 1-2 занятия. Для более младших (6-8 лет) — два, для старших (9 и старше) — одно. Главное чтобы у них начал срабатывать эффект запоминания и прочие мелочи. Можете придумать свои задания — это не так сложно.
В следующее воскресенье дам слона, готовлю сейчас. Там будет и заданий побольше, и занятий (2-4 занятия по слону получается). Ну и так далее.
Из опыта — лучше сделать ребенку все эти задания, чтобы к коню подготовиться. Те кто не делает первые фигуры на коне очень быстро устает, и делает заданий по коню в разы меньше тех кто делал до этого все. Ну и главное требование все то же — делать только на доске.
Эффект при известном навыке можно начать видеть через 4-5 занятий. Сильно возрастает скорость расстановки позиций, доску видят лучше. Вроде бы мелочь, а тем не менее навык.
pavel_raskin
19.03.2018 20:11+1Видимо важна не столько расстановка начальной позиции, сколько расстановка фигур под задачу по диаграмме.
begemot_sun
17.03.2018 22:47Расскажу свой опыт обучения.
Девочка — 6 лет.
Просто на выходных, от делать нечего начали играть.
Объяснил как ходят фигуры, показал короля, ферзя, слона, пешки.
Небольшая сложность была с конем. В детстве меня учили что конь ходит «букой Г».
И я также рассказал как он ходит. Для наглядности просто вырезал шаблон буквы Г — и мы примеряли, можно сюда ходить или нет.
Начали играть, просто объяснял как и что и куда лучше ходить. Она смотрела, пыталась тоже чем то походить. Примерно за 10 уикендов она усвоила основные правила, даже рокировки, понимает длинную и короткую. Для неё очень даже все легко.
Не хватает навыка, а в целом мы просто играем в игру. И эта игра, именно детская игра, позволяет мне развивать её шахматные способности.
Бывает сама берет шахматную доску, расставляет фигуры и играет (не важно как, но просто само желание).
Кстати, шахматы у нас еще старые советские — деревянные. Возможно, это также как-то влияет на успехи. В целом считаю, что усваивает всё очень и очень хорошо.
Хотел бы развить её в этом деле — пригодится.
Что можно почитать для этого?
saboteur_kiev
18.03.2018 00:23Меня в детстве играть научил папа. Сразу и в шашки и шахматы.
Мне просто нравилось играть с папой, а он никогда не поддавался. Приходилось проигрывать 9 игр из 10, или 49 игр из 50ти. В основном играли в шашки, в шахматы редко.
Зато примерно в 4 года я первый раз поставил детский мат ученикам шахматной школы.
Планирую также поступить со своим ребенком, правда больше налегать на шахматы. Шашки сложные — вообще не прощают ни одного лишнего хода.andyshark1974 Автор
18.03.2018 01:41Вам решать. Я смотрю со своей колокольни. Но шахматы не всем даются легко. Просто если работать именно по этой методике, то детям интереснее. У меня есть и достаточно сложные дети. А т.к. ко мне часто водят целиком классы, то приходится заниматься и с детьми у которых нет явных способностей к шахматам. Плюс я им не отец. Тут интерес выходит на первое место. но детям нравится и они идут с удовольствием, даже те которые ну нифига не понимают. Я считаю это лучшим доказательством того что я работаю не просто так.
andyshark1974 Автор
18.03.2018 11:04Кстати, детский мат ставится достаточно легко для детей, надо просто вывести ферзя и угрожать сразу же королю. Но это больше психология — дети начинают пугаться и проигрывают. Я видел многих детей уперлись выводить ферзя в начале партии сразу на детский мат, и потом не переучились. В итоге они теряют ферзя очень часто в начале. А потом и шахматы бросают. Такое тоже бывает.
Ни в коем случае не хочу сказать что не надо знать детский мат, но бывает дети дальше не идут. А развитие под детский мат тормозит развитие белых фигур — что дает фору черным (если ребенка за черных подготовить).
LeoPoldGR
19.03.2018 10:21А нам тренер запрещал играть в шашки, мотивируя тем, что шашки сильно проще и мы потом будем лениться в шахматы думать.
andyshark1974 Автор
19.03.2018 10:35Любой тренер или учитель должен при каком либо запрете обосновывать этот ответ вполне понятно для ребенка. Если ребенок это понял — то почему бы и нет?
Шашки детям интереснее, но если цель занятий другая, то зачем ими заниматься?
P.S. Исключение составляют разгрузочные дни — праздники, развлекался для расслабления и прочее. Нельзя все время давить на ребенка, надо ему давать и разрядку. Вот там — можно. Но не чаще. И с обоснованием.
saboteur_kiev
19.03.2018 16:48Может тренер плохо играл в шашки.
У отца 3й разряд был когда мне было 4-5 лет.
И я уже тогда видел, что в шашках — один лишний ход и все, ты уже проиграл. Лишний — это ЛЮБОЙ нерезультативный ход, особенно в начале игры.
В шахматах можно делать нейтральные ходы, и это не всегда влияет на результат. Ведь бить не обязательно.
Меня шашки напрягают сильнее, чем шахматы. В отличие от шахмат, нужно продумывать ход КАЖДОЙ шашки на доске на пару ходов вперед.LeoPoldGR
19.03.2018 17:31Шашки гораздо проще считаются вперед нежели шахматы. Вариативность в шахматах выше.
saboteur_kiev
20.03.2018 00:54Освоить шашки проще — всего две фигуры — шашка и дамка.
Бить обязательно. Вариативность конечно ниже. Но недооценивать очень не стоит.andyshark1974 Автор
20.03.2018 06:49Это Вы про русские шашки? А в других правилами интересовались? Турецкие, чешские, английские и прочие :-) Там правила другие.
LeoPoldGR
19.03.2018 10:45разрядка — блиц, шведки, атомные, наверняка и еще что-то было, уж не помню. Но все это за рамками занятий — до или после. А так занятия были трижды в неделю. 1 один — теория, 2 — практика (задачки+игра), 3 — чисто игра.
andyshark1974 Автор
19.03.2018 10:51Однозначно после. Если до — потом детей в кучу не соберешь. Ну нафиг :-)
LeoPoldGR
19.03.2018 10:59Нас держали в железном кулаке, так что можно было и до)))
andyshark1974 Автор
19.03.2018 11:55Этот номер прокатывает с мальчиками, но не с девочками. В железном кулаке их не подержишь. А заинтересовать можно. Так что — приходится выбирать модель поведения конретно для каждой группы
LeoPoldGR
19.03.2018 12:22Дочь тренера имеет рейтинг 2280+ ;)
andyshark1974 Автор
19.03.2018 12:25Вы про спорт. А статья про другое. Читаем начало :-)
LeoPoldGR
19.03.2018 12:31И является дважды чемпионкой мира… Возвращаясь к статье, как Вы считаете, если добавлять в обучение элемент соревновательности, это усилит эффект от обучения?
andyshark1974 Автор
19.03.2018 15:57Еще раз к началу текста — чемпионка мира это спортивные шахматы… Ох… Сколько еще раз это надо написать чтобы меня услышали? :-) ЧМ это не показатель образовательных шахмат, это другие кретерии.
по поводу соревновательности — дети по природе соревновательны. И в этом проблема. Задача тренера — подготовить единичного (ну несколько человек) сильного уровня. На остальных — пофиг.
Задача учителя — поднять уровень всего класса. Это кардинальное отличие общеобразовательных шахмат и спортивных.
Сидя в одной аудитории за соседними столами они прекрасно видят кто и с какой скоростью делает задания. И тут наступает проблема для слабых детей — они могут бросить заниматься. А задача учителя — подтянуть их до среднего уровня хотя бы, не забрасывая при этом самородков. Думаете это так просто? Ха.
Exchan-ge
19.03.2018 23:45И тут наступает проблема для слабых детей — они могут бросить заниматься. А задача учителя — подтянуть их до среднего уровня
На самом деле это проблема сильных детей (и вне обучения шахматам).
Пока учитель/преподаватель подтягивает слабых — сильные скучают и теряют интерес к занятиям.
Поэтому, при малейшей к тому возможности — стараются комплектовать группы с примерно одинаковыми уровнями.andyshark1974 Автор
20.03.2018 06:48Соглашусь / не соглашусь :-) Проблема и так и там. Про сильных — да, тоже работает. Но я по курсу Сухина делаю по другому — я их жестко провожу по фигурам (это 1-й год из 4х), всех и одномоментно. Дети не успевают разочароваться (сильные), а слабые вытягиваются на какой-то уровень. Да — у меня есть для сильных задания в загашнике чтобы дать им не скучать. Далее (2-4 года) я просто даю возможность сильным уходить вперед, а слабые отстают постепенно. Но им тоже интересно и они развиваются, а сильные видят что они идут семимильными шагами. Так что проблему удается нивелировать. Если сильные прошли весь курс — то можно им давать другие материалы по шахматам, более глубокого изучения. Уж что-что а тут проблем нет. только вот учитель в школе этого сделать не сможет — у него уровень не тот.
Если же сажать детей играть, то тут возникает другая проблема — если сильный ребенок например в группе 1 — ему становится неинтересно. Он всех рвет на кусочки и считает что самый-самый сильный. В то же время слабые барахтаются в болоте. Сильный считает что он супер. Либо ситуация наоборот бывает — когда сильных много, а слабый один например.
В общем все сложно. Но тут как-раз наступает то про что я писал — тренеру важен сильный, учителю — слабых надо подтянуть, но постараться и про сильного не забыть (если учитель вменяемый).
Eldhenn
Как научить ребенка шахматам.
— Итак: это пешки. Они ходят только вперёд. Это фигуры. Они ходят по-разному. Это — королева. Она ходит, как угодно.
— Кому угодно?
— Тому, кто играет.
— А что делает король?
— О, это самая слабая фигура, нуждается в постоянной защите.
— Ясно. Начали?
Мы все так учились. Пусть не все стали мастерами, но уж с друзьями за рюмкой чая сыграть можем. Не нужно было 4 часа тратить на ладью.
Ariez
Как мне кажется автор старается не просто детей научить играть в шахматы. А развить у них логическое системное мышление. Что как бы а) важнее, чем умение просто сыграть партейку и б) требует отдельного систематического подхода, который автор и описывает.
Т.е. в данном случае игра в шахматы — инструмент, а не итоговая цель
andyshark1974 Автор
Самое интересное что я об этом и написал в первых абзацах. Но как показывает практика — именно системный подход объяснить сложнее всего. Помню ту свою статью с критикой (ссылка в начале) — там там такие комментарии были — диву давался.
Но в общем все верно. Курс общеобразовательный. Отсюда и все нюансы. И цели другие, совершенно не цель научиться играть в шахматы стоит на первом месте. Это итог — с сопутствующими бонусами.
apiksDen
А если взрослый хочет обучится, подойдет ли ему этот курс?
andyshark1974 Автор
Нет. Взрослого научить шахматам можно только при выполнении следующих условий:
В детстве ему хорошо поставили логику другими способами
При выполнении этих условий — да, можно научить. по другому — никак.
По этому курсу взрослым детям то заниматься не интересно, там задачи на развитие мышления через игру. Дети 6-10 лет их впитывают как губка и развиваются быстрее. Чем старше ребенок — тем больше подобных навыков у него уже развито. Соответственно интерес к развитию быстрее потеряется чем разовьется. 12-ти летним уже неинтересно по этому курсу все делать. Я их прогоняю через задания быстрее — за месяц-два, потом переходим дальше.
Keyten
Математика или программирование подойдёт?
saboteur_kiev
Не очень. Шахматы — позволяют просматривать логику на несколько ходов вперед, и это сразу игра.
Но программирование таким детям пойдет проще.
andyshark1974 Автор
Если изучать шахматы по системе — программирование идет потом как по маслу. Наоборот — не так явно. Каждый случай индивидуален.
К сожалению сказать однозначно нельзя — получится или нет. Но логика в мозгу человека закладывается как раз до 13-ти лет, потом она уже практически в базовых компонентах не развивается :-(
Eldhenn
Так может статью назвать коректно? "Как научить ребёнка системному мышлению с помощью игры в шахматы"? Не, не вариант?