Предыдущие статьи цикла:
Содержание:
Определение что такое шах. Перейти к разделу
Первый этап - понимание что такое шах и для чего он нужен. Перейти к разделу
Второй этап - открытый шах. Что это такое. Перейти к разделу
Третий этап. Супер-оружие в шахматах - двойной шах. Перейти к разделу
Небольшая рекламная вставка онлайн-занятий. Перейти к разделу
Что такое ШАХ? Шах, это нападение фигурой противника на короля, и от этого нападения можно избавиться.
Избавиться от нападения можно тремя способами
Убить атакующую фигуру,
Закрыться от атакующей фигуры своей фигурой,
Отойти из под нападения королем.
Всё. Другими способами от шаха избавиться нельзя. Только этими тремя. И здесь еще есть один нюанс - когда я обучаю детей, я всегда делаю акцент на порядке применения этих способов. До определенного уровня я ТРЕБУЮ от них чтобы они применяли избавление от шаха именно в таком порядке. Почему, спросите Вы? Да потому что первое что они делают - это ходят королем! На начальном этапе дети даже не видят (!!!) что фигуру противника можно убить. Да, когда ребенок подрастает хотя бы до 4-го разряда, он видит что можно убить фигуру. Но начинающие - не видят.
Именно поэтому я ввел правило УЗО - Убить-Закрыться-Отойти. Так и только так, и никак иначе.
Хоть тема и кажется легкой, но на самом деле это не совсем так. Я по данной теме всегда даю два урока. Два потому что раскрыть полностью тему шаха на одном уроке невозможно. Это только на первый взгляд кажется что шах это просто. Совсем нет. Особенно второй и третий этапы.
Первый этап - понимание что такое шах и для чего он нужен.
Для этого даются задания пяти типов.
Нужно чтобы ребенок начал видеть сам шах. Для этого детям предлагаются позиции и задается вопрос - есть на доске шах или нет? Перейти к заданиям
Далее когда шах усвоен, детям стоит задать позиции с просьбой поставить сам шах в один ход. Но с условием чтобы фигуру, которая дает шах не была после этого убита. Перейти к заданиям
Какая фигура может дать шах? Перейти к заданиям
Выиграть фигуру с помощью шаха. Перейти к заданиям
Последним этапом - я учу детей избавляться от шаха по правилу УЗО. Перейти к заданиям
Давайте покажу задания по шаху более подробно.
Есть шах черному королю или нет?
В этих заданиях достаточно дать ответ - ДА или НЕТ.
-
Дай такой шах, чтобы твою атакующую фигуру не убил противник.
Эти задания кажутся простыми, но если их составить правильно - то дети иногда не понимают как их решить. А в этом случае они начинают включать логику - и именно этого я обычно и добиваюсь.
Если с первыми двумя задачами у детей трудностей обычно нет, то последняя часто ставит их в тупик. Первые попытки - провести пешку и поставить ферзя с шахом. Но в этом случае ферзя убьет король. Убить слона - тоже убьет король. Извечное желание - поставить после проведения пешки ферзя - мешает решить эту задачу. И здесь нужно четко следовать заданию. Вспоминаем что нам нужно? Поставить шах, но так чтобы не убили атакующую фигуру.
Вот пример логического рассуждения:
Смотрим на доску. На доске 2 белых фигуры - король и пешка. Король дать шах не может никогда. Значит шах должна дать пешка. Далее - у пешки 3 хода. Два из них на поля которые находятся под боем короля. Значит нужно пойти туда, где король не сможет убить пешку. Но тогда в какую фигуру нужно превратиться пешке? Конечно же в коня!
Предугадывая комментарии типа "в этом случае партию не выиграть, надо ставить ферзя и выигрывать". Но у нас НЕ стоит задача выиграть партию. В данный момент дети еще не знают что такое мат (мат проходится позже). У нас есть четкая постановка задания - поставить шах, так чтобы фигуру не убили. Всё. Вот и следуем поставленной задаче.
На самом деле, на последней задаче дети могут сидеть и 10 минут и даже больше. Здесь нужно им показать что они должны делать.
Какая фигура может дать шах?
Здесь задание вроде бы простое, но оно с подвохом. Дело в том что здесь есть два условия кроме простого задания "дай шах". Нужно дать дать шах чтобы твою фигуру не убили (как в предыдущем задании), ну и сами фигуры прячутся друг за другом. И дать шах - не так то и просто. Ну и кроме того - не все фигуры могут дать шах. что тоже усложняет задачу.
Решение
Решение
Решение
-
Выиграть фигуру с помощью шаха.
В этих задачах нужно ждать такой шах, чтобы вторым ходом выиграть черную фигуру
Сделай такой ход чтобы уйти из под шаха.
В этих задачах нужно сделать такой хоть, чтобы избавиться от шаха. Детям следует при постановке задачи напомнить про правило УЗО - сначала ищем как убить фигуру дающую шах, затем пытаемся от нее закрыться, и только потом убегаем.
Второй этап - открытый шах. Что это такое.
На предыдущем этапе дети изучают и понимают шах. Кажется это простое действие. Но когда я задаю следующее задание, то решают его не больше 10% детей. Многие просто не могут его решить. Хотя с точки зрения взрослого это задание простейшее - ан нет. Для детей оно сложное.
Я просто ставлю следующую позицию
И прошу поставить шах в один ход. Чаще дети этого сделать не могут. Дело в том, что они до этого четко усвоили что шах дает та же фигура которая ходит. Хотя про это и не говорилось в явном виде, но они запоминают именно это. Некоторые, впрочем, догадываются пойти слоном чтобы ладья дала шах. Но чаще нет, чем да.
Открытый шах - это такой шах, когда ходит одна фигура, а шах дает другая фигура, которая открывается первой. Т.е. одна фигура как бы открывает другую. Поэтому он и называется открытым.
Часто говорят что так можно дать шах королем, но нет. Нельзя. Дело в том, что король ходит, но сам шах не дает. Он просто открывает фигуру которая дает шах. Вот пример
Сначала дети должны отработать открытый шах. Например вот на таких позициях. во всех задачах задание простое - дай открытый шах.
Зачем нужен открытый шах? У него множество применений. Чаще чтобы проще выиграть фигуру противника, иногда чтобы убежать или отвлечь.
А еще, я детям показываю верх мастерства именно на задачах с открытым шахом. Дело в том, что в шахматах выигрывает чаще тот, кто делает меньше ходов, но много действий. Сейчас я поясню что это знает.
Вот позиция
Именно на этой позиции очень хорошо можно показать то, что количество ходов не совпадает с количеством выполненных действий. Смотрите.
Делаем ход слоном на g4
Казалось бы - ну дали шах и дали. Ан нет. Смотрите сколько действий было выполнено одним ходом.
Белая ладья дала шах
Слон закрыл ладью от ферзя, и черный ферзь убить ладью не может
Слон напал на ферзя
В итоге получается что сделан один ход, а действий аж целых три. Именно в этот момент я показываю детям (потом тоже повторяю) что чем больше делается действий (не ходов) - тем больше шанс выиграть. Понятное дело что это правило не всегда срабатывает, но чаще да, чем нет.
Вот еще парочка позиций с выигрышем фигуры с помощью открытого шаха.
Третий этап. Супер-оружие в шахматах - двойной шах.
Вот мы и дошли до самого мощного оружия в шахматах - двойного шаха. Что такое двойной шах? Это такой шах, когда на короля нападают сразу две фигуры противника. Например вот позиция с двойным шахом
Почему я пишу про "супер-оружие"? А дело в том, что в случае двойного шаха правило УЗО не работает. Единственный способ избавиться от двойного шаха - это уходить королем. Убить фигуру нельзя, вторая продолжит нападать на короля. А закрыться от двух фигур одним ходом - невозможно. Ведь фигуры нападают по разным линиям.
Вообще в шахматах двойные шахи самые опасные. Приходится бежать без оглядки.
Вот сначала задачи для отработки. Задание везде одно - нужно дать двойной шах.
И в завершении, по аналогии с открытым шахом, применение двойного шаха для выигрыша фигуры. Вот три позиции которые можно дать на отработку. Во всех задачах нужно дать двойной шах, а вторым ходом побить черную фигуру.
Ну и напоследок небольшая рекламная вставка.
Сам курс который я описываю был изначально разработан И.Г. Сухиным. Тут ему огромное спасибо за первоначальную идею и ее развитие. Но на фоне последних событий так получилось что мне проще стало развивать саму линию развивающих шахмат дальше. Причин много, они лежат в различных плоскостях. Как в личных, так и в общих которые относятся к самому курсу. Я не буду писать что это за причины, но они есть. А разводить обсуждение - нет смысла.
В общем за те 9 лет что я преподаю шахматы у меня накопился не только большой положительный опыт преподавания, я разработал систему онлайн занятий на которых детям интересно заниматься шахматами. У меня нет цели сделать из детей спортсменов, как раз наоборот - я за то чтобы дети изучив шахматы шли дальше в другие темы и развивались в других направлениях. Но именно шахматы дают хорошую базу для дальнейшего понимания современных систем. Именно они воспитывают стройность мышления и многие другие компоненты у детей. Обо всем этом я писал по вступлении к циклу еще 4,5 года назад вот здесь "Дюжина советов – как научить ребенка шахматам. И не только".
За последние 2 года я много экспериментировал с онлайном. И в настоящий момент веду занятия в Zoom-е. Занятия групповые. Цена - смешная. Возраст детей которых я набираю на занятия 6-10 лет. Другие возраста учить можно, но им будет не так интересно заниматься с "малышней". Группы я запускаю каждые полгода. Буквально на днях (на момент публикации статьи) запустилась новая группа начинающих. В группы начинающих я могу ввести новых ребят на протяжении 2-3 недель от начала прохождения курса. Потом это практически нереально (попытки были неоднократные и отрицательные, поэтому у меня есть водораздел до которого я могу ввести детей в процесс, но после - нет, даже пробовать не буду). Если кому-то интересно чтобы ребенок занимался шахматами по интересной программе - пишите в личку.
Ну и чтобы было что посмотреть - то вот например сказка "Теремок" на шахматный лад. Рисовалось все мною лично, озвучку и монтаж тоже делал сам. Детям интересно - а это самое главное. Собственно на самом курсе когда я преподаю - есть и подобные видео и другие презентации. Возможно через годик я выложу полностью весь курс на ЮТуб, но там очень и очень много монтажа. Хотя процесс идет потихоньку.
Комментарии (7)
Pavgran
14.09.2022 14:30А почему бы не начинать объяснение открытого шаха с задачи с двумя королями и ладьёй? Причём ещё можно поставить короля вплотную к ладье, чтобы сократить количество возможных вариантов хода ладьи. В таком случае, на мой взгляд, ребёнку будет проще догадаться, что именно нужно сделать.
Всё-таки, у ладьи остаются ходы только вдоль одной линии, ни один из которых не даёт шах, а королём в задачах на шах ребёнок ходить ещё не пробовал. Если попробует - почти все ходы короля сработают.
andyshark1974 Автор
14.09.2022 14:37Если Вы читали другие статьи из цикла, то есть один нюанс. Решение для детей должно быть одно единственное. Если же ходов будет несколько - то это для детей неправильно.
Две ладьи дать открытый шах не могут. Это значит король. А дети на этот момент знают что король шах дать не может. И это ребенку дополнительная сложность. А ставить две задачи Для ребенка - нехорошо
Pavgran
14.09.2022 15:15Не соглашусь с обоими аргументами (в том смысле, что не считаю их аргументами "против").
Если же ходов будет несколько - то это для детей неправильно.
В первой задаче в разделе про открытый шах правильных ходов несколько - по сути, любой ход слона является решением. Во второй задаче из этого же раздела, с ладьёй и двумя королями, ходов, дающих шах, тоже несколько.
А дети на этот момент знают что король шах дать не может. И это ребенку дополнительная сложность.
Похожий аргумент применим и к той самой первой задаче со слоном. Вы сами пишете:
Дело в том, что они до этого четко усвоили что шах дает та же фигура
которая ходит. Хотя про это и не говорилось в явном виде, но они
запоминают именно это.То есть, здесь тоже есть та самая дополнительная сложность, которую ребёнку приходится преодолевать.
Вот я и предлагаю по-максимуму уменьшить барьер, который нужно преодолеть, чтобы увидеть открытый шах. Ставим задачу с королём и двумя ладьями, как во втором примере из раздела про октрытый шах (только наш король стоит вплотную к ладье).
andyshark1974 Автор
14.09.2022 18:07+2Да можно наверное. Не вижу смысла спорить по этому вопросу. Но из опыта скажу что сначала дать слоном открытый шах, а потом показать что и королем открытый шах тоже работает - для ребенка такой порядок запоминается легче и быстрее чем сразу ломать его на короля. Причина проста - дети запоминают хорошо когда идет эмоциональный всплеск. Если показывать сразу короля - то само понятие что король может дать шах будет смазано тем что такое вообще открытый шах. Если же сначала покзаать смысл открытого шаха, а потом донести что и КОРОЛЬ может дать шах, то думаю это чаще сработает лучше.
Akina
Ммм... мне эта формулировка кажется неудачной. Она не отвечает на вопрос "ЗАЧЕМ надо избавляться от этого нападения?".
А для ответа надо вспомнить о цели, которую надо достигнуть в игре. Между прочим, многие её формулируют неверно: "Надо поставить противнику мат". Хотя на самом деле цель игры - съесть короля противника. А на постановке мата останавливаются, потому что при постановке мата очевидно, что на следующем ходу король будет съеден, ибо этого невозможно избежать. Но в такой формулировке цели игрока причина избавления становится очевидной.
К слову, почти любая игра имеет вариации, порой достаточно экзотические... так и шахматы имеют в т.ч. и вариацию, когда короля надо убить/съесть определённой фигурой (причём единственную оставшуюся такую фигуру у игрока есть НЕ королём нельзя - и она смело может изображать из себя самоубийцу-камикадзе). Так вот - в этой вариации от шахов другими фигурами избавляться необязательно (вернее, обязательность такого избавления оговаривается).
В каждом задании сформулированы ДВА РАЗНЫХ вопроса. "Сколько фигур могут дать шах?" и "Покажи все шахи". При этом ответ показывается только для первого из них. Поскольку для превращающейся пешки (ОДНА фигура) возможны два разных хода, приводящие к шаху - это превращение в ферзя (показано) и в ладью (не показано). Считаю, что это должно быть скорректировано.
andyshark1974 Автор
В шахматах король не сьедается. Смотрим мои предыдущие статьи, особенно про короля. Исторически фигура короля не убивалась, ибо это король. Его просто брали в плен.
Вариации - это не к этому курсу. Для детей я вариации если и показываю, то не раньше чем они проходят тактические приемы. Дело в психологии детей. Да - им интересно. но цель заинтересовать шахматами и научить думать. Если вводить неоднозначность - то цели в детских головах сбиваются и нарушаются. Я, например, в шведские шахматы запрещал играть за неделю до соревнований вообще.
Про фигуры и превращение - с превращением соглашусь. Можно и в ладью. Но менять гифку не буду сейчас. А вот по поводу того что ответ только в одной задаче - не знаю. Проверил - все спойлеры на месте, все гифки рабочие. Или я не понял?