Сап борд (Sup board) все больше набирает популярность. Обычно это надувная здоровая доска, на которой можно стоять/лежать/заниматься йогой и проводить пикник на воде, а для перемещения грести веслом как раб на галере.
Последнее не для нас - надо ставить электромотор.
А что там у людей?
На начало 21 года была модель Aquamarina BlueDrive S за немаленькие деньги (сейчас цены стали доступнее), Scubajet и немного китайских поделок с алиэкспресса. Раз что-то такое уже есть, значит идея не совсем безумная, а если их мало - то это еще неизъезженная тема, и можно быть в ряду первопроходцев.
Аналоги предполагают крепление к низу доски на место плавника. Мне такое решение не понравилось:
Сложность спуска на воду. Легко повредить двигатель/винт зацепив дно.
Не все сапборды имеют стандартный плавник по центру, например, из трех досок у меня одна имеет два плавника, а две другие имеют несовместимые плавники. Такие вот стандарты.
Если винт намотает на себя водоросли, то очистка будет затруднена.
При плавании на веслах мотор будет создавать лишнее сопротивление.
Поэтому я выбрал вариант ставить мотор в хвосте сзади с креплением на шарнире.
Изначально хотелки были такие:
Плавная регулировка мощности для экономичности.
Запас хода на 5 часов.
Безопасность. При падении с доски двигатель должен сам отключаться.
Защита винта.
Конструкцию и электрику переделывал практически после каждого заплыва. Но для большей ясности текста повествование будет не в хронологическом порядке по каждой конструкции, а отдельно по компонентам.
Мотор и регулировка мощности
Сначала я выбрал Watersnake T18, пожалуй, самый маленький и дешевый электромотор для лодок. Крепление и все остальное выкидываем, трубку укорачиваем. Масса оставшегося двигателя 1,2 кг, 12 В/15 А. Мотор имеет 2 скорости. Пониженная скорость достигается последовательным подключением проволочного резистора в трубке двигателя. Такое расточительство энергии меня возмутило, и я его тоже выкинул.
Если литий-полимерные аккумуляторы соединять по 3 шт последовательно, то рабочее напряжение будет в диапазоне 9-12,6 В, что маловато. А если по 4 шт, то 12-16,8 В, что многовато. Хотя фактически мотор и выдерживает 16В, но КПД падает, и он явно перегревается. Поэтому для снижения и регулировки мощности нужен какой-нибудь ШИМ регулятор. Под руку попался диммер светодиодных лент с лаконичным названием WB-MRGBWD. Объединил два канала для большего тока и поставил мощный диод Шоттки между + и - мотора, т .к. диммеры для светодиодных лент не рассчитаны на работу с индуктивной нагрузкой.
Управление в диммере с помощью кнопок - короткое нажатие - вкл./выкл. Длинное нажатие - плавное увеличение/уменьшение мощности. К сожалению, первый же заплыв показал неудобство такого управления:
Обратная связь (ощущение тяги) от мотора идет с задержкой, не помогает даже если смотреть на показания ваттметра. Поэтому изменять мощность приходится наугад.
Т.к. диммер для регулировки светодиодных лент, то в нем логарифмическая кривая яркости, т.е. плавное разгорание вначале и быстрое к концу шкалы. Для электромотора же интересна регулировка как раз наоборот.
Ничего приличного на ток в 15-20А нагуглить сходу не получилось, да и я ж мамкин электронщик, сделаю свой регулятор для мотора. Синхронный (высокий КПД), со стабилизацией по току двигателя (мощность не зависит от напряжения аккумуляторов), регулировкой переменным резистором, и чтоб при разрыве провода от пульта двигатель сразу отключался.
Но вообще, можно так не заморачиваться и купить с алиэкспресса что-нибудь. Искать по словам “PWM DC Motor Speed Controller” на ток от 20А.
Аккумуляторы
Начал с самых стандартных Li-pol 18650 56 шт по 3200 mА*ч (потом кол-во уменьшил), соединил по схеме 4S14P - последовательно 4 блока по 14 шт + плата защиты.
Аккумуляторы сварил контактной сваркой, но, вроде, можно и паяльником с флюсом такое паять. Еще их нужно чем-то заряжать, у меня уже была зарядка, но есть весьма бюджетные варианты - IMAX B6AC и подобные.
Измерение параметров
Желательно знать остаточную емкость батареи, чтобы не уплыть далеко и успеть вернуться. Просто, и довольно точно, можно прикидывать емкость по напряжению. Аккумуляторная батарея работает с небольшим током разряда ~0,5С, и ее заряд примерно пропорционален напряжению ячеек от 3,0В до 4,2В.
Еще, конечно, интересно знать потребляемый ток (или ток мотора?).
В первые прототипы вклеивал такой Ваттметр. Но дешевле взять измерительную головку с внешним шунтом. Приклеив окошко клеем по периметру получается еще и герметично без кучи термосоплей.
Экстренное отключение мотора
Сап борд достаточно устойчив, но падение в воду исключать нельзя. Хотя он привязывается к ноге и далеко не уплывет, но взбираться на полном ходу будет неудобно. Первый вариант отключения был из геркона и магнита на шнурке, но, по сути, отдельный механизм - лишняя деталь. Есть же пульт управления (регулировка скорости или выключатель). Надо только выполнить три условия: крепить на пояс, сделать свободное отсоединение, короткий кабель (чтобы сразу отсоединялся при падении). Ах да, еще проверить, что при его отключении мотор действительно останавливается, а не как у меня.
Отсоединение можно сделать на разъемном клеммнике посредине кабеля, например, используя пару 15EDGKR-3.81-03P и 15EDGK-3.81-03P.
Конструкция и крепление к сапборду
Прикрепить что-то к сап боруду оказалось нетривиальной задачей, и конструкция выработалась не сразу.
Сапборд весь немножко мягкий, форма округлая, сверлить нельзя, шуруп не вкрутишь. Мотор же создает большой опрокидывающий момент. А при гребле веслом норовит сдвинуться вбок. И при переворачивании сапа не должно все утонуть. Первая версия была на фанерном основании с герметичным пластиковым корпусом с аккумуляторами и электроникой. К сапу крепил обматыванием резинками из велопокрышек и дополнительно веревкой. Было плохо. Резинки сползали к плавнику, создавали лишнее сопротивление в воде, цепляли водоросли. Надежность низкая. Пробовал приклеивать основание на липучки к сапборду - не держится, липучки отклеиваются в воде и еще портят внешний вид.
Для уменьшения влияния моментов сил надо разнести точки крепления на как можно большее расстояние, сохранив удобство транспортировки. Сапборд, в зависимости от конструкции, для переноски скатывается в рулон шириной ~80 см или складывается пополам вдоль; сворачивается и укладывается в квадратную сумку, а весло отдельно. В любом случае, есть весло длиной 70-80 см, поэтому компактный корпус такой длины не осложнит транспортировку.
Такими рассуждениями пришел к конструкции из двух разборных частей: длинный короб с аккумуляторами и всей электроникой и двигатель с подъемным механизмом.
К корпусу притягивается стяжкой для грузов с парой винтовых карабинов. Карабины образуют полиспаст, и усилие стягивания увеличивается в 3 раза.
Подъемный механизм
Конструкция незамысловатая - тянем за верочку, мотор поднимается. Фиксируем веревку узлом в прорезь. Для опускания отцепляем, под силой тяжести мотор опускается. В конструкции важно правильно определить ось поворота, - подъем не должен требовать больших усилий, и в поднятом состоянии мотор был как можно ближе к сапу, чтобы можно было дотянуться рукой до винта и очистить его от мусора.
Вторую версию сделал на скорую руку из фанеры, склеил термоклеем, покрыл лаком в 2 слоя. Термоклей дает сносную герметичность и разборность конструкции. После прогрева феном можно отделить крышку. Получилось неплохо, с этим уже можно комфортно плавать.
У конструкции нашлось слабое место - это точка крепления уголков к основанию. Момент сил большой, и в одном заплыве корпус постепенно растрескался по всей длине. Внутрь попала вода, и защита аккумуляторов отключила их в самый ответственный момент, когда переплывал канал с активным движением скоростных катеров. Неприятно. Усилил хвост, добавил термоклея- растрескиваться перестало. Но конструкцию надо в этом месте переделать.
Корпус под лазерную резку
Пора делать красиво. Вдохновляюсь деревянными конструкторами и черчу корпус под лазерную резку!
Фанера в 4 мм оказалась недостаточно жесткой. Она трехслойная и в одном направлении на изгиб жесткая, а в другом гнется как шпон. Хоть короб получился жестким, но все силовые элементы слабые. С фанерой в 6 мм стало в разы прочней. В идеале, если короб делать из 4 мм, а остальное из 6 мм, можно сэкономить еще грамм 200.
Изготовление обошлось в 2000 руб в местной рекламной компании. Собирать одно удовольствие, как конструктор, все детали аккуратно входят друг в друга. Склеиваем на ПВА, сверху два слоя лака.
Бесколлекторный Мотор
Мне, видимо, попался бракованный мотор. После каждого заплыва я разбирал его, и с него вытекало полкружки воды. Хотя внешне все хорошо, прокладка на месте, сальник тоже вроде норм. Хм, но если уж коллекторный мотор умудряется работать в воде, то бесколлекторный будет работать еще лучше! Двигатель взял Turnigy SK3 Aerodrive - 5045-450kv. Сам двигатель промазал лаком. Родное крепление идеально подошло под винт. Аккумуляторы перепаял по схеме 3S.
Опыты в ванной показали работоспособность идеи и максимальную потребляюмую мощность в 400 Вт, а больше нам и не надо! И так 40А тока. К сожалению, внезапно настала зима, и полноценно испытать на воде не успел. Остался ряд вопросов. Проработают ли подшипники в воде какое-то время, или сразу заклинят? Можно заменить их на латунные втулки. Стандартный драйвер бесколлекторного двигателя без ограничения тока, не сгорит ли все ярким пламенем, когда винт намотает кувшинок? От таких раздумий я аж начал рисовать свой регулятор с ограничителем тока, но надо бы сначала потестить китайские платы. Может хабровчане подскажут проверенные решения?
Бесколлекторный выглядит крайне заманчиво - масса почти на 1 кг меньше, мощнее, выше КПД, компактней. Весной обязательно продолжу изыскания.
Опыт отдыха и эксплуатации
Возможность поднять двигатель и очистить винт от намотанных растений оправдала себя на 146%. Плавал по мелкой подмосковной речке и окрестностях: растительности, тины и кувшинок много. Чистить приходилось часто. А густые заросли можно проплыть на веслах, подняв двигатель. За плавник, конечно, тоже цепляется всякое, но сильно меньше и чистить легко.
Защиту от винта снял, сначала мешалась, а потом пользы не видел. Теоретически опасно, практически - винт довольно далеко и под доской, при падении сразу отключается, а рядом с купающимися мотор не стоит включать в принципе.
Запас хода. Идея, что можно плавать весь день, оказалась слишком оптимистичной. Плавать даже с электромотором утомительно. На сапе надо или стоять, или сидеть по турецки, лежать тоже можно, но ничего не видно. Надо равновесие держать, еще укачивает. Самый долгий заплыв получался ~ 4 часа на воде (с остановками и отдыхом), и заряда тратил максимум 2/3. Поэтому считаю, что запас хода более 2 часов непрерывного хода не нужен, и кол-во банок 18650 можно уменьшить до 28-32 шт, будет легче и дешевле. К тому же, если неожиданно закончится заряд, всегда можно поднять мотор и догрести немного веслом.
Скорость. В км/ч не мерил, но в сравнении с веслом - как будто гребешь со всех сил. Т.е 150-200 Вт на моторе позволяют бодренько обгонять ретроградов с веслами. Стоить отметить, что у сапа низкая “мореходность”, и его скорость сильно падает даже на небольших волнах.
Проходимое расстояние. При прочих равных (время/усталость) примерно в 3 раза больше, чем на весле.
Бесшумность. Почти полная. Едва заметная вибрация, тихий плеск воды.
Кайф. Присутствует. Тишина. Сидишь красотами с воды любуешься, а оно само плывет.
А вот плавная регулировка мощности - бесполезна почти полностью. Из-за медленной реакции плавно регулировать неудобно даже крутилкой - рассматривать положение ручки некогда, крутишь вслепую. Удобно иметь 3-4 положения переключателя. Или вообще ограничиться только вкл/выкл. На полной мощности сап плывет не настолько быстро, чтобы хотелось сбавить скорость. А если нужно, например, аккуратно подплыть к берегу, то мотор отключаешь и гребешь веслом. Весло дает больше контроля над доской.
Из-за бесполезности плавной регулировки и небольшого запаса хода можно вообще сделать эрзац-вариант с железо-фосфатными аккумуляторами LiFePO4. Они имеют меньшую емкость, но безопасней, разрядная характеристика довольно плоская и 4 последовательно дадут нужные 12В. Т.е. можно обойтись без регулятора да и вообще без всякой электроники - пара проводов и пульт с выключателем.
Примерный расчет разных вариантов:
Коллекторный + LiFePO4 - ~20 т. руб, 6 кг и пару дней труда.
На 2 часа с мотором на 180Вт надобится аккумуляторов общей емкостью 120А*ч, это например 24 штуки Lishan 32650-50M, общей стоимостью в 8,5 т. руб. и весом 3,3 кг.
Аккумуляторы - 8,5 т. руб., 3,3 кг.
Двигатель - 7 т.руб., 1,2 кг
Корпус - 1,2 кг
Коллекторный + LiPol - ~25т. руб., 4 кг. Работы по пайке проводов больше.
На 2 часа надо 28 шт BAK N18650CP:
Аккумуляторы - 13 т.руб., 1,4 кг.
Регулятор и вольт-амперметр. , 2 т. руб., 0,2-0,3 кг.
Двигатель - 7 т.руб., 1,2 кг
Корпус - 1,2 кг
Бесколлекторный + LiPol - ~23 т. руб., 3 кг. Работы еще чуть больше.
Те же 28 шт BAK N18650CP, двигатель Turnigy SK3 Aerodrive - 5045-450kv. - 5т руб, 0,3 кг.
Аккумуляторы - 13 т.руб. 1,4 кг.
Регулятор и вольт-амперметр - ~2 т. руб, 0,2-0,3 кг.
Двигатель - 5 т. руб, 0,3 кг.
Корпус - 1,2 кг
Комментарии (31)
blind_oracle
13.02.2022 23:00+4Я себе сделал на место плавника с бесколлекторным мотором FatJay F4125 и регулятором на 100 ампер. 6 банок лития в параллель на 25 вольт в сумме, пару киловатт выдаёт довольно стабильно, в прыжке и больше, но недолго.
Корпус и винт напечатал на 3д принтере.
По рекам и водорослям не плаваю поэтому крепление вместо плавника подходит
blind_oracle
14.02.2022 00:33+5Выглядит как-то так, модель взята с thingiverse
localkost
14.02.2022 21:02Можно ссылочку на модель и более подробно каким пластиком печатали, толщину слоя, да и как показал себя такой винт во время эксплуатации!?
blind_oracle
14.02.2022 21:23+1Модель вот эта: https://www.thingiverse.com/thing:3684386
Печатал из PET слоем 0.2. Винт хрупковат в местах соединения лопастей с центром, один я поломал во время испытаний когда туда провод затянуло от мотора (проводу при этом хоть бы что). Если ничего не засосёт и не жарить на полную то работает неплохо, но потом может распечатаю его из какого-нибудь карбоносодержащего пластика, не уверен правда что это поможет на излом...
Там ещё пульт в модели самопальный, но я им не пользовался - решил что сделать его герметичным не получится, взял пока пульт от гаража с тремя кнопками с Али на 433мгц, он относительно герметичный.
localkost
14.02.2022 21:27Спасибо, тоже думаю напечатать к лету подобную конструкцию стекло/карбоно-наполненным пластиком.
TedBeer
16.02.2022 09:36Для упрочнения винт можно закалить или по простому в духовке или в соли(тогда нужно печатать 100% заполнением). А можно вообще поставить покупной.
RusikR2D2
13.02.2022 23:15Для крепления мотора можно D-кольца наклеить - они продаются сразу на основании из ПВХ для надувных лодок, байдарок и т.п Штук 6-8 двумя рядами и ним пришнуровывать платформу с мотором. Я так руль к байдарке крепил. Или две полосы ПВХ с люверсами наклеить, к ним также пришнуровать. Или несколько ремней из ПВХ приклеить. Можно посмотреть крепление рамы катамарана к баллонам - есть разные варианты.
fizikdaos Автор
13.02.2022 23:57+1Сверху на сапе пористое покрытие, но сбоку D-кольца можно приклеить, будет удобней. Спасибо, попробую.
iAmGeorge
13.02.2022 23:25+3О, я тоже такое мастерил https://3dtoday.ru/blogs/ggeorge82/i-sup-motor-boat-was-fastened
Tarson
13.02.2022 23:27+3Сделайте электровесло. В ручке батарейки, на конце моторчик с винтом или ундулятор для ласта.
fizikdaos Автор
14.02.2022 00:01Думал над этим, но:
Весло длинное, момент сил будет большой, рука устанет быстро.
Весла делают максимально легкими - из углепластика даже. А тут 3 кг минимум.
Веслом придется постоянно переставлять в разные стороны - сап борд же будет постоянно разворачивать.
d33
14.02.2022 16:09+1Можно как-то закрепить весло вертикально, повесить на него кусок ткани и попробовать использовать свободную энергию движущихся потоков воздуха.
VelocidadAbsurda
14.02.2022 02:12Как раз недавно испытывали на воде вот такой 600Вт мотор https://a.aliexpress.com/_ujpMX8, запитанный от самокатной 10s3p батареи через контроллер FSESC4.20. Собирать было интересно, а пользоваться - как-то быстро наскучило, скорости такой "чтобы дух захватывало" оно не развивает, надо замахиваться на e-foil :)
Earthsea
14.02.2022 08:55Не раскрыта тема электробезопасности.
Если токоведущие части контактируют с водой, то это же плавающая электроудочка получается. 12В, 20А - нормальная такая.
С той лишь разницей, что расстояние между электродами небольшое.
Влияние применения электроудочки на ихтиофауну
Воздействие мощных электроразрядов отрицательно сказывается на ихтиофауне водоёма. Лишь немногие крупные рыбины, подплывшие под воздействием электрического поля к сачку, изымаются из воды браконьером. Гораздо больше рыб, поражённых током, либо опускается на дно, либо всплывает, но бывает унесено ветром или течением. В зоне действия электроудочки происходит массовая гибель мальков рыб, отложенной икры, а также множества различных червей, моллюсков, рачков и прочих водных обитателей вплоть до простейших, без которых невозможна жизнь водоёма.
Отмечены случаи, когда у рыб, оказавшихся на периферии действия электроудочки и избежавших гибели, происходят переломы позвоночника из-за непроизвольного спазма мышц. Также ихтиологи отмечают, что у рыб, подвергшихся воздействию электротока, часто пропадает способность к икрометанию из-за поражения репродуктивных органов.
Иногда происходит гибель рыбаков из-за неосторожного обращения и (или) неисправности электроудочек.
blind_oracle
14.02.2022 09:37+212В всё же сильно мало для пробоя воды, в электроудочках напряжение повышается до 300-800 вольт. В худшем случае будут медленно окисляться контакты. Ну и в нормальных подводных БК моторах обмотки герметичны и залиты эпоксидкой.
У автора мотор щеточный, хз как там сделано...
homesoft
14.02.2022 11:36Вариатор на постоянный ток (12В 20А) можно взять из дешевого китайского шуруповёрта. И кнопка сразу в комплекте :)
divanus
14.02.2022 12:03Надо опробовать идею судового движителя, который мой дед как-то делал для катамаранов педальных (и даже запатентовал). В общем, призадумался о сапе на этот сезон )))
OptimumOption
14.02.2022 13:37+1Касательно двигателя и гребного винта - вспомните игрушку "Подводная лодка" времён СССР
LetiLetiLepestok
14.02.2022 15:24+1Обычные подшипники помрут после однократного купания. Не моментально, но через пару дней захрустят. Коррозия попортит поверхности качения. В воде подшипником скольжения отлично будет работать втулка из нейлона (возможно и капролона).
YrraGGroll
15.02.2022 10:20Проходили этот этап. Но когда мимо тебя пролетает катер под триста кобыл, понимаешь, что нужно на самом деле.
Alex_v99
15.02.2022 13:36Как известно, от яхты получаешь удовольствие два раза - когда покупаешь её и когда продаёшь. Есть подозрение, что для мощных катеров это тоже справедливо.
ikochet
16.02.2022 00:27У нас идея сделать электроСАП родилась спонтанно, поэтому делали из подручных материалов - https://youtu.be/ZzgCrzZbOu0?t=1194
Смотреть на 19:54
Потом ещё и туалетный утёнок с электроприводом соорудили - https://youtu.be/qldX12N4dK4?t=38
(С 35-й секунды)
sneg2015
16.02.2022 12:34Потом потребуется сидение со спинкой, иначе не удобно, потом чтобы вдвоем можно было. А потом придет понимание что нужна лодка)
wmgeek
Я правильно понимаю, что реактивный мотор скубаджет на 1квт даст вдвое больше ходу, менее подвержен наматыванию кувшинок и недостаток его только в цене?
fizikdaos Автор
Не совсем. Вот их картинка. 400wh это 34 элемента 18650. т.е по энергии примерно столько же. 1квт конечно здорово, но заряд израсходует быстро.Тут еще такая математика: мощность пропорциональна кубу скорости, и при увеличении мощности с 200 Вт до 1 кВт скорость вырастет всего в 1,7 раза, а дальность хода упадет в 3 раза :((. Поэтому режим круиз у них, судя по цифрам, те же 280 Вт. Кувшинок он и правда не намотает, но будет их собирать своим креплением к сапу.
И его главный недостаток - купил и работает. А где же руками поработать, а запах канифоли? А радость, когда сделал и оно работает? Вооот, ничего этого нет.
blind_oracle
В скубе просто импеллер который с тем же успехом будет всякой фигнёй забиваться, ну может не так активно. Там, скорее всего, сеточный фильтр какой-нибудь на входе и если туда набьётся водорослей то тоже не айс.