Возможно, кто-то из вас слышал на днях о том, что уже некоторое время абоненты «Билайн» не могут дозвониться до клиентов Yota, вызовы просто не проходят. Причем исходящие с Yota на «Билайн» проходят в 100% случаев. Пользователи сообщают о недозвоне со стороны «Билайна» в соцсетях и массово жалуются в службы поддержки обоих операторов.
Вкратце ситуацию можно обрисовать следующим образом: «Вымпелком» не провёл своевременное масштабирование собственной сети, недооценив динамику роста нашей абонентской базы. Сегодня мобильной связью Yota пользуются более миллиона человек, не считая клиентов нашего модемного продукта. Как заявлял в прошлом году экс-генеральный директор Yota Анатолий Сморгонский, наша цель в ближайшие пять лет — набрать около 10 миллионов клиентов.
Как устроена сеть, почему возникла такая ситуация и какие существуют способы ее решения, читайте ниже.
Немного теории
Являясь полноценным MVNO-оператором, Yota получает у своей материнской компании «МегаФон» возможность использования существующей радиосети и коммутационного оборудования. В соответствии с законодательством, каждый мобильный оператор, и Yota в том числе, в каждом субъекте федерации должен организовать необходимое количество присоединений с другими операторами связи и пропускать трафик по определенной схеме. В нашем случае:
- присоединения на МГ-уровне достаточно с одним оператором (осуществляется пропуск трафика на/от МГ/МН-направления, а также вызовы с/на номера других мобильных операторов, кроме «МегаФона»).
- присоединение на зоновом уровне с оператором, оказывающим услуги зоновой фиксированной телефонной связи. В рамках этого стыка обеспечиваются голосовые вызовы (пропуск трафика) между нашими клиентами и абонентами фиксированной сети (стационарные телефоны).
Мы организовали эти присоединения с нашей материнской компанией во всех субъектах, а также организовали стык на уровне СПС-СПС (вызовы между клиентами Yota и абонентами «МегаФона»).
У большинства операторов МГ/МН-стык используется для пропуска междугородных и международных вызовов. Когда внутри сети Yota совершается вызов, к примеру, из Москвы в Санкт-Петербург, он попадает в транк (trunk, магистраль) междугородней связи. В нашем случае через МГ/МН-стык направляется еще и трафик на/от других мобильных операторов.
Обычно мобильные операторы организуют прямые присоединения между своими сетями. То есть СПС оператора А—СПС оператора Б, СПС оператора А—СПС оператора В и т.д. Однако у Yota нет прямых стыков с другими операторами мобильной связи, кроме «МегаФона», поскольку мы являемся MVNO-оператором. Нам это не требуется, потому что наш основной партнёр организовал все наши присоединения в смежные сети по всей стране. По этой причине весь наш трафик в сторону СПС-операторов (и от них) идёт через МГ-присоединение.
У крупных мобильных операторов есть свои МГ-узлы. То есть в нашей существующей схеме, когда абонент «ВымпелКома» вызывает клиента Yota, то исходящий трафик сначала поступает на МГ-узел «ВымпелКома», а затем либо передаётся на МГ-узел «МегаФона» и далее нам, либо идёт через альтернативных транзитных операторов. Каждый оператор вправе самостоятельно выбирать сценарии доставки вызовов своих абонентов на внешние сети, исходя из порядка пропуска трафика, определенного нормативно-правовыми актами, коммерческих приоритетов, качества и надежности доступных маршрутов, а также множества других критериев.
Вышеописанная модель пропуска трафика с теми или иными особенностями справедлива для всех операторов. Каждому оператору в каждом регионе приходится реализовывать свою схему организации связи в зависимости от требований НПА (нормативно-правовых актов), структуры сети, количества своих абонентов и абонентов других операторов, соотношения количества входящих, исходящих вызовов.
Проблема недозвона
Как было отмечено выше, в схеме организации связи Yota не используются прямые присоединения к сетям других мобильных операторов. Весь трафик Yota, как входящий, так и исходящий на номера других мобильных операторов, с момента запуска мобильного оператора Yota в эксплуатацию шёл и идёт через МГ-узел «МегаФона». При этом мы несём полную ответственность за обеспечение исходящих вызовов наших абонентов. И то же самое относится к любому другому оператору, вне зависимости от наличия прямых подключений. Отсутствие прямых присоединений с другими мобильными операторами никак не влияет на качество обслуживания, мы можем на своё усмотрение организовывать транзит трафика через других операторов в соответствии с требованиями НПА.
При создании схемы организации связи любого нового оператора в обязательном порядке заключаются межоператорские договоры о пропуске трафика между их сетями. Всем операторам во всех субъектах РФ своевременно были разосланы оповещения о том, что нумерация Yota запущена на базе сети «МегаФона», что нужно маршрутизировать определенные диапазоны в определенные транки. От всех операторов, включая «ВымпелКом», были получены подтверждения. Это стандартная и обязательная процедура, определяемая регулятором вот уже несколько лет. Дополнительно с основными операторами в каждом субъекте РФ были проведены тестирования обмена трафиком.
Как следует из описанного выше, говорить, что недозвон некоторых абонентов «ВымпелКома» на нашу нумерацию связан с существующей схемой организации связи, некорректно. Если бы это было так, у клиентов Yota с самого начала не было бы связи ни с «Билайном», ни с другими операторами. Проблема заключается в другом.
Важно понимать, что на МГ-направлении присоединения у операторов зачастую однонаправленные. То есть трафик от абонента оператора А к абоненту оператора Б идёт одним маршрутом, а обратный трафик — другим. И каждый оператор самостоятельно отвечает за организацию исходящего трафика своих абонентов на все остальные нумерации. Применительно к сложившейся ситуации — «ВымпелКом» обеспечивает возможность совершения вызовов от их абонентов на нумерацию Yota, а мы обеспечиваем вызовы от наших клиентов на нумерацию «ВымпелКома».
Нюанс в том, что каждому оператору регулярно приходится расширять присоединения к МГ-узлам других операторов. Делается это увеличением либо числа потоков Е1 (каждый обеспечивает одновременно до 31 голосового соединения), либо SIP-транков. Когда у оператора растёт клиентская база, это приводит к росту исходящих звонков на нумерацию этого оператора. Если расширение не проводить, то рано или поздно пропускной способности имеющихся потоков станет недостаточно. И тогда клиенты начнут испытывать затруднения с дозвоном на номера оператора, присоединение к которому не было расширено. Конечно, ночью и рано утром, когда нагрузка на сеть низкая, этой проблемы может и вовсе не быть или она может не носить массовый характер. Но в остальное время, когда люди начинают активно пользоваться связью, из-за перегрузки каналов будет проходить один вызов из 5-10-15, кому как повезёт.
Именно это и стало причиной того, что некоторые абоненты «ВымпелКома» не могут дозвониться до клиентов Yota: присоединение не было своевременно расширено. На текущий момент наибольшие затруднения с дозвоном из сети «ВымпелКома» на нумерацию Yota отмечены в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах-миллионниках.
Описывая в данном посте возникшие у участников телеком-рынка сложности, не можем не упомянуть и аналогичную проблему, которая в конце сентября этого года имела место быть во взаимодействии с другим крупным оператором МТС. Люди начали возвращаться из отпусков, и поскольку наша абонентская база за лето увеличилась, число вызовов на нумерацию Yota стало резко расти. В результате возникли массовые затруднения с дозвоном из сети МТС в нашу. После совместного обсуждения ситуации МТС оперативно реализовал изменения в сценариях пропуска голосового трафика в ряде регионов, и жалобы на недозвоны с МТС на Yota прекратились.
Что касается текущей ситуации, в данный момент ведутся переговоры о расширении присоединений на стороне «ВымпелКома». Мы надеемся, что в ближайшее время можно ожидать успешного решения вопроса.
Комментарии (45)
inook
16.10.2015 10:26-7Я надеюсь хоть здесь меня услышат! Yota отключите пожалуйста 3G в метро, т.к. оно не работает! Пускай будет 2G, но хотя бы рабочий, и мне не придется переключать все время сеть! Для проверок, зайдите на станции кольцевой линии и попробуйте залезть в интернет или дозвониться до кого-нибудь
IRainman
17.10.2015 16:45Во первых зря пишите Yota ибо оборудование и сети не их. Во вторых это 2G надо уже похоронить ибо древний протокол очень и очень не эффективно использует полосу пропускания.
Честно говоря я бы и 3G похоронил, но это уже экономически не обосновать никак :) но технически 4G гораздо более няшный.artyums
19.10.2015 18:56Экономически и отказ от 2G сложно пока что обосновать — в свое время в сеть были вложены огромные деньги (строили то почти с нуля всю инфраструктуру), которые, как мне кажется, только относительно недавно стали давать.реальную. прибыль. Ну и логично, что пока у людей будут массово ходить 2G терминалы — будет работать и сеть (а в данный момент 2G оснащены, наверное, почти 100% продаваемых телефонов).
Да и не так все плохо с 2G — при всей своей не эффективности (что правда — то правда), в Москве, например, куча мест, где 3G и 4G могут не брать, а 2G — почти гарантировано. Так что 2G живее всех живых в качестве системы для голосового трафика.
Yota4All
19.10.2015 15:10Добрый день,
на каких именно станциях у Вас возникают проблемы со связью? Как они проявляются (что слышно в трубке при попытке совершения вызова/выхода в интернет? опишите также, пожалуйста, что конкретно происходит с Вашим смартфоном, когда он в 3g)?
Если у Вас есть номера заявок — напишите их сюда, мы все проверим.
Если нет, то напишите нам свой номер в Facebook (https://www.facebook.com/tolmachev.o) или в личных сообщениях «ВКонтакте» (https://vk.com/yota_help).
iDeBugger
16.10.2015 11:02+4«Ведутся переговоры»
То есть для ВымпелКома не очевидно наличие существенных проблем? Какие переговоры? Тут связь бы скорее восстановить, а они разговоры разговаривают.IRainman
17.10.2015 16:48Если там технология требует ручной балансировки каналов, а похоже что так, то Билайн просто так не может зарезервировать ещё кусок для Yota ибо каналы не бесконечные. Мне вообще этот вопрос очень интересен и не понятен ибо зная как хорошо работает авто балансировка в интернете мне очень удивительно видеть как странно и неудачно всё сделано в
могильныхмобильных сетяхYota4All
19.10.2015 12:39Для пропуска трафика определены несколько маршрутов (первого, второго и т.д. приоритета). В любом случае, нужно следить за каждым маршрутом и масштабировать стыки при росте нагрузки.
Dm4k
16.10.2015 14:59Значит ли это, что проблема которая последние годы стала менее актуальной снова возвращается к нам?
В новогоднюю ночь, и прочие массовые события, мы снова начнем испытывать трудности с коммуникациями, если одной из сторон будет Йота?Yota4All
16.10.2015 17:25Если все операторы следят за нагрузкой и своевременно расширяют ее, никаких проблем в новогоднюю ночь не должно возникнуть.
timka05
16.10.2015 15:05Yota4All погодите. Раз вы используете МГ/МН узел Мегафона, то как я понимаю одновременно должны быть проблемы с дозвоном из Билайна в Мегафон. Но судя по всему их нет (не было). Может все ж свинью вам подложила материнская Мегафон?
WolfTheGrey
16.10.2015 16:15При создании схемы организации связи любого нового оператора в обязательном порядке заключаются межоператорские договорённости об обмене трафиком между МГ-узлами каждого из операторов. Это в полной мере относится и к Yota: всем операторам во всех субъектах РФ своевременно были разосланы оповещения о том, нумерация Yota запущена на базе сети «МегаФона», что нужно маршрутизировать определенные диапазоны в определенные транки.
Если я правильно понял, то скорее всего маршрутизация идёт по определенным диапазонам номеров. Т.е. для примера как если бы вы поверх мощного канала подняли VPN и ограничили максимальную скорость в VPN с одного конца. Вроде и есть куда больше, но не дают на конкретное подключение.timka05
16.10.2015 16:32были разосланы оповещения о том, нумерация Yota запущена на базе сети «МегаФона», что нужно маршрутизировать определенные диапазоны в определенные транки
Просто, скорее всего, это фраза о том, что появился новый диапазон в нумерации, который выдали Йоте (и которого до этого не было), и что этот новый диапазон нужно терминейтить в транки Мегафона. А там уже сам Мегафон дальше маршрутизит что куда.
Ну может Yota4All еще ответит. Но из маленького инсайда из Бии — да, есть внутренний тикет о нехватке каналов на стыке со встречным оператором.
linau
16.10.2015 17:05У «ВымпелКома» с «МегаФоном» есть прямые стыки СПС-СПС, то есть вызовы с «Билайна» на «МегаФон» уходят по другому маршруту, нежели с «Билайна» на Yota.
dmitrmax
16.10.2015 20:04+1Интересно, тут Билайн у вас виноват, а то, что на Йоту не доходят СМСки с Единого портала государственных услуг — в этом, наверное, ЕПГУ виноват, да? Моя заявка об этом у вас уже полгода болтается — 5108800, уже три раза заявку закрывали, якобы починив.
IRainman
17.10.2015 16:54Вот это кстати странно совсем ибо смс совсем не в реалтайме работают и у них есть таймоуты на операцию (до 2 суток, кажется) и они хранятся в смс центрах пока не дойдут (абонент не в сети или другие ситуации), да и при недоставке сообщения отправителю приходит оповещение, что доставка не удалась.
Ну и кроме шуток попробуйте в ЕПГУ тоже написать ибо мало ли, особенно если номер изначально был не Yota, а вы к нему от другого провайдера пришли.
Честно я уже никаким глюкам в мобильных сетях не удивляюсь :) Чего только не встречалось.dmitrmax
17.10.2015 18:33В ЕПГУ сообщать бесполезно. За эти полгода было установленно, что Yota эти СМСки видит. Но дальше никаких движений с попыткой выяснить в чем проблема не было. Инженеры трижды закрывали заявку с формулировкой «должно работать». Один раз мне предъявили, что проблема в моём смартфоне, но после воспроизведения её на другом смартфоне, им пришлось переоткрыть тикет.
При этом никто мне, как заявителю, о том, что проблема якобы решена, не сообщает, поэтому проверка реально никем не производится. Как так можно работать, я вообще не понимаю.Yota4All
19.10.2015 16:18За эти полгода было установленно, что Yota эти СМСки видит
Скажите, каким образом и кто это установил?dmitrmax
19.10.2015 16:24+1В вашем чате поддержки один из операторов процитировал мне содержание не полученной СМСки
Yota4All
20.10.2015 14:50Вы знаете, коллеги внимательно ознакомились с историей чата. К сожалению, Вам была предоставлена некорректная информация по Вашей заявке (очевидно, оператор посмотрел не туда и сообщил Вам про SMS другого пользователя). Скорее всего, именно по этому отрывку беседы Вы и решили, что оператор прислал Вам содержание SMS.
У нас нет возможности видеть содержание SMS. Поэтому сообщить ее содержание наш сотрудник не мог.
Что касается самой заявки – мы еще раз связались с нашей службой эксплуатации и попросили их проверить корректность доставки SMS. Ответ остался прежним: до нас SMS для Вас от портала госуслуг не доходила.
Мы приносим извинения за то, что Вам пришлось столкнуться с проблемами и не самым качественным обслуживанием. Для того чтобы решить данный вопрос, необходимо обратиться в поддержку портала госуслуг. Если ответ их службы поддержки будет подразумевать, что они не знают, как исправить данную ситуацию, пожалуйста, перешлите его нам на почту mail@yota.ru со ссылкой на данный комментарий, чтобы мы могли предметно пообщаться с представителями их службы поддержки. Однако мы уверены, что после обращения на их портал проблема будет решена.
artyums
16.10.2015 21:51Интересно, а в чем заключается проблема невозможности проброса входящих звонков в Yota через сеть Мегафон'а? Раз у Билайн'а с Мегафон'ом есть прямое соединение, то через него и звонки же пустить можно.
Или что-то этому существенно мешает?Yota4All
19.10.2015 12:40Законодательством определен четкий порядок пропуска трафика. Транзит через СПС невозможен.
IRainman
17.10.2015 16:36Это вопрос! Кхм, т.е. получается, что вот она самая унылая часть технологий старых поколений сотовой связи (до 4G), использующих канальные соединения: там невозможно организовать автобалансировку голосового трафика ибо это не просто трафик с повышенной приоритизацией, а какой то специальный велосипед для особенного типа соединений и его нужно руками балансировать, так получается?
Задаю этот вопрос поскольку в сетях мобильной связи разбираюсь не очень глубоко.
Или тут корень ошибки в том, что технически Yota «виртуальный» оператор, не имеющий своей «базовой сети» и для виртуальных операторов всё ещё сложнее и запутаннее?
Тема то ведь очень интересная :) Помимо Yota по такой же схеме будет ОПСОС Google работать… когда запустится.
dMetrius
Объясняй, не объясняй, а клиенту всё равно — ему не могут дозвониться, значит услуга не работает.
Очень плохо, что сторонняя компания таким образом может повлиять на вашу работу.
linau
Вы не думали над тем, что так устроен весь телеком? И речь вообще не про Билайн и Yota, а вообще про всех операторов может быть, не зависимо от их комбинации.
artyums
Речь просто о том, что конечному пользователю все равно что творится вокруг. Он видит свой телефон, на который ему не могут регулярно дозвониться. Доволен ли будет клиент? Логично, что нет. И его претензии будут направлены в данном случае не к Билайн'у, а к собственному оператору, т.е. к Yota. Причем эти претензии будут направлены таким образом вполне обосновано — клиент же платит свои деньги не Билайн'у, а Yota (причем платит, на мой взгляд, не мало).
Поэтому и разбираться с ситуацией должна Yota, а не просто винить других. Хоть и виноваты при этом в ситуации, действительно другие — спора нет. Но конечном пользователю все равно.
linau
artyums Это правда, конечные пользователи не должны страдать. И Yota делает все возможное, чтобы решить проблему как можно быстрее, но, как Вы понимаете, когда работы ведутся на стороне Билайна и сроки ими затягиваются, у Yota нет на это непосредственного влияния. Клиенты Yota не теряют деньги, когда до них не дозваниваются абоненты Билайна, так как плата за входящие звонки не взимается, даже если вы уехали в другой регион России. Здесь в первую очередь теряет деньги Билайн, не оказывая должным образом услугу по исходящим вызовам, и они в первую очередь должны быть заинтересованы, чтобы оперативно решить вопрос. Но ситуация сохраняется до сих пор, хотя стало немного лучше, часть работ они провели.
А что бы Вы сделали, будь Вы на месте Yota в данной ситуации?
artyums
Непосредственно — не теряют. А вот косвенно… Услуга входящих вызовов — это совершенно такая же услуга, хоть и бесплатная (это вроде бы как законодательно закреплено). Другими словами, клиенты, оплачивая все остальные услуги, по сути и свои входящие вызовы тоже проплачивают от части, хоть и не явным образом.
Грубо говоря, когда я плачу МТС 650р. каждый месяц — я хочу быть в уверенности, что мой телефон будет максимально доступен для любых заявленных видов связи (и, тьфу-тьфу, я пока все эти 15 лет в целом доволен уровнем качества). Хочу и быть уверенным, что в случае проблем их будут решать максимально быстро (и с этим МТС тоже справляется, была тут у меня недавно история с неблагоприятной интерференционной картиной с БС другого оператора — все поправили за 2 дня).
Предпринимал бы все возможные активные действия для решения проблемы.
Например, задействовал бы Минкомсвязь/Роскомнадзор для решения этого вопроса. Ведь, насколько я понимаю, не «проходящие» звонки (а их много судя по всему) — достаточно серьезно повышают процент отказов, который установлен в лицензии на связь. Так же ведь?
Как вариант в случае Yota — заручиться поддержкой старшего Мегафона. Об этом в статье как-то рассказано не было.
linau
artyums «Предпринимал бы все возможные активные действия для решения проблемы. Как вариант в случае Yota — заручиться поддержкой старшего Мегафона. Об этом в статье как-то рассказано не было.»
Вы серьезно думаете, мы лежим на диване и ждем, пока Билайн все починит? Мы в первую очередь страдаем от этой ситуации, и для ее решения задействованы как наши специалисты, так и коллеги из МегаФона на всех уровнях.
Минкомсвязь — это законодательный орган в первую очередь и идти туда смысла нет, а вот Роскомнадзор — более интересный вариант, но Вы же прекрасно понимаете, что пока жалобу рассмотрят, пройдет не один день и даже не неделя, а тут ситуация, которую надо решать немедленно. При этом Билайн не отказывается предпринимать какие-то действия, а работу хоть медленно, но ведет, и в ряде регионов ситуация уже улучшилась. Но им потребуется еще время, чтобы полностью все устранить по всей стране. Поэтому вариант, описанный выше, видится гораздо более эффективным.
artyums
Просто из прочтенной статьи у меня, к сожалению, сформировалось именно такое впечатление как «лежим на диване и ждем», ведь виноват-то во всем Билайн…
Но, к слову, на самом деле, пробовал пользоваться как мобильной связью Билайн, так и Домашним Интернетом — ничто не устроило по качеству, ценам и отношению к клиенту. Поэтому я охотно верю, что Билайн способен тормозить с решением проблемы.
Касательно Роскомнадзора — не знаю как в случае с обращениями юр.лиц, а вот мою жалобу на качество услуг интернет-провайдера (скорость не соответствовала тарифной и терялись пакеты) там рассмотрели за 4 дня — сотрудники провайдера моментально заменили узловое оборудование (несколько домов объединены у нас), у меня и у моих соседей со связью все стало решительно лучше! :) При этом до вмешательства гос. органов все пользовательские тикеты закрывались очень скоро с формулировкой «проблема на стороне клиента».
artyums
Просто из прочтенной статьи у меня, к сожалению, сформировалось именно такое впечатление как «лежим на диване и ждем», ведь виноват-то во всем Билайн…
Но, к слову, на самом деле, пробовал пользоваться как мобильной связью Билайн, так и Домашним Интернетом — ничто не устроило по качеству, ценам и отношению к клиенту. Поэтому я охотно верю, что Билайн способен тормозить с решением проблемы.
Касательно Роскомнадзора — не знаю как в случае с обращениями юр.лиц, а вот мою жалобу на качество услуг интернет-провайдера (скорость не соответствовала тарифной и терялись пакеты) там рассмотрели за 4 дня — сотрудники провайдера моментально заменили узловое оборудование (несколько домов объединены у нас), у меня и у моих соседей со связью все стало решительно лучше! :) При этом до вмешательства гос. органов все пользовательские тикеты закрывались очень скоро с формулировкой «проблема на стороне клиента».
tyderh
Причем, до меня уже около месяца не могут дозвониться. Особенно убивает, потому что у всей семьи пчелайн.
Раньше, может быть, через раз, но могли.
Честно говоря, я списывал это на фиговое переключение между 4g и 3g при звонке почему-то.