В предыдущей подборке мы посмотрели на необычные муз. инструменты и аудиоконтент. Сегодня погружаемся в обсуждение аудиокодеков, говорим об изучении легендарных скрипок, отмечаем попытки спасти редкие звуки и делимся экспериментальными подборками для фонового прослушивания.

Фотография: Johanna Vogt. Источник: Unsplash.com
Фотография: Johanna Vogt. Источник: Unsplash.com

Исследования звучания скрипок Страдивари. Рассматриваем несколько теорий специалистов, пытающихся разобраться в том, как изготавливали легендарные музыкальные инструменты. От необычной химической обработки до «особенного лака» и своеобразного подхода к выбору древисины — кажется, что в каждом случае получается своя «тайная формула». Однако мы рассматриваем и вопрос индивидуальных предпочтений. Этот момент иллюстрирует парочка дополнительных исследований, о которых мы рассказали в заключительной части материала.

Какие звуки пытаются сохранить. Некоторые из привычных звуков пропадают из нашей жизни лишь на непродолжительное время, однако есть и те, что уже практически забыты даже их современниками. Обсуждаем попытки спасти записи звучания техники и сохранить исчезающие звуки природы. Рассказываем о проектах в этой области и энтузиастах, занимающихся ими на постоянной основе.

Сжатие по методу оригами. Говорим о нашумевшем аудиокодеке MQA и перспективе его поддержки на стороне крупных стриминговых сервисов и онлайн-магазинов музыки. Простыми словами об устройстве технологии, коротко о ключевых доводах ее критиков и опыте внедрения. Рассматриваем тему с разных точек зрения и стараемся дать объективную картину происходящего вокруг этого кодека.

ASMR на пит-лейне. Делимся экспериментальной подборкой для фонового прослушивания и смотрим, подойдет ли для этого звучание болидов Формулы разных эпох. Бинауральные записи с трассы Муджелло, игровой эмбиент и не только — все это как минимум годится для прослушивания во время перерывов на работе.

Какие треки удостоились звания «худших». Мы уже обсудили несколько примечательных композиций, которые критиковали не только современники, но и сами авторы. На этот раз подложаем эту тему и делимся необычными треками Фила Коллинза, Black Lace и Starship. Какие из них появились благодаря причудливой игре слов во время импровизации, взлетели в музыкальных чартах и помогли исполнителями заработать, — обсуждаем в этой заметке из «Мира Hi-Fi».

«Минутка прокрастинации» или муз. клавиатура для начинающих. Мы подобрали парочку сервисов, которые помогут «проветрить мозги» — отвлечься от сложных задач и повседневных проблем хотя бы на непродолжительное время. Примитивная драм-машина и два примечательных text-to-music проекта — это то, на что действительно можно выделить пару минут в качестве «разовой акции».

Как устроен звуковой чип легендарного синтезатора. Обсуждаем особенности аудиочипа Yamaha DX7, которыми поделился один из энтузиастов, занимающийся реверс-инжиниригом старого аудиожелеза. Что можно увидеть на кристалле, как повторить подобный опыт, и есть ли открытые плагины, позволяющие воспроизвести звучание DX7, — подробности разбора в нашем материале по ссылке выше.


Наши другие подборки на Хабре:


Комментарии (15)


  1. Scratch
    26.02.2022 23:29
    +1

    с MQA уже вроде разобрались, там лишь маркетинговое бла-бла, что они делают звук лучше оригинала етц. Еще можно у Schiit почитать


    1. arinoki
      27.02.2022 14:54
      +1

      Неплохой разбор по первой ссылке, непонятно за что вам минус влепили. По факту никакой замены flac'у не случилось.


      1. Scratch
        27.02.2022 15:46

        непонятно за что вам минус влепили

        боятся, что продажи упадут )


    1. AlexTOPMAN
      28.02.2022 08:22

      По поводу "лучше оригинала". Улучшалок качества для видео (картинки) полно: и уплавнялки, типа SVP и улучшалки типа FSR и DLSS. А почему такие для звука мне даже не попадались? Что с ним "не так"?


      1. Scratch
        28.02.2022 12:37

        потому что lossless и так бесплатен и эффективен


        1. AlexTOPMAN
          28.02.2022 12:48

          Улучшать lossless может и гораздо меньше смысла, но я в первую очередь имел в виду контент более плохого качества ввиду временной или вообще недоступности. Мой вопрос был не к частному случаю, а в общем.


          1. Scratch
            28.02.2022 12:53

            Есть миллиард "улучшалок" для звука: та же компрессия, фонокоррекция, денойз, апскейл, расширение стереопанорамы. В любом телеке есть настройки звука под "кино, спорт, игры" и т п. Так что всё вам попадалось


            1. AlexTOPMAN
              28.02.2022 14:50

              Вы же прекрасно поняли, что я не про "вкусовщину" типа перекраски авто из зелёного в красный. Денойз - да, улучшалка, но с которыми я имел дело, больше полезных деталей вырезают, чем шума. А вот про апскейл (звука), извините, не понял пока.


              1. Scratch
                28.02.2022 15:40

                А где вы возьмёте полезных деталей больше, чем есть в оригинале? Одно дело натренировывать сетку на условные листочки деревьев, которые +- одинаковые, а совсем другое - улучшить звук так, чтобы сам автор музыкального произведения сказал "Да, это лучше, чем я записал на мастер копии".

                Про апскейл я имел в виду бесполезную конвертацию из 44.1 в 192 кбс, например.


                1. AlexTOPMAN
                  28.02.2022 18:02

                  По деталям: распознавание сигнатур. Гитара = гитара (похожая). И т.д.

                  Апскейл, если не трогать детализацию, то, да, польза от него очень сомнительна.


                  1. Scratch
                    28.02.2022 19:10

                    В случае DLSS не идёт речи о речи о повышении качества до уровня "лучше оригинала", а "как можно ближе к оригиналу". А раз это всё равно lossy, так зачем платить больше? Давно прошли те времена, когда музыкальные коллекции не влазили на портативные устройства


                    1. AlexTOPMAN
                      01.03.2022 07:29

                      Так в том и фокус. В звуке тоже сплошь и рядом ситуация, что "где-то есть оригинал качеством выше". И речь тут как об авторской композиции целиком, так и об отдельно звучащих инструментах, например, hihat, которым явно может не хватать текущего битрейта даже для нормального и чёткого звучания. И улучшить позиционирование (распознавание, слышимость) инструментов в мелодии вполне должно быть можно, а не "размазывать" исходную "грязь" по всему спектру, как сейчас происходит при апсемплинге.


                      1. Scratch
                        01.03.2022 07:39

                        Окей, покажите что "ваша" технология действительно работает на любой музыке, вместо того, чтобы всеми силами прятать её от RMAA, докажите, что её использование будет дешевле FLAC и все встанут в очередь. А не вот это вот всё. Никто не против новых технологий, но за дураков людей держать не надо, да?