Отмечу сразу, что пока что мой оптимизм выкручен на минимум и выглядит как пессимизм, чем, впрочем, пока и является. Я очень надеюсь, что это просто дыхание момента, и опрометчивых движений будет сделано в итоге по минимуму. Но мне кажется, что разобрать по пунктам все наши риски очень даже стоит.
1. Про научные экспедиции к другим планетам мы можем смело забыть на ближайшее десятилетие. Проект Венера-Д, который мы планировали совместно с НАСА — отменяется. Раньше мы планировали запустить экспедицию в 2029 году, сейчас же… И хоть сам проект формально живой — в его реализацию хоть в какой-либо форме верится с трудом.
Дальше у нас идёт Марс. С ним всё интереснее и, к сожалению, куда печальнее. В 2009 году Роскосмос вместе с Европейским Космическим Агентством подписал соглашение о программе ExoMars. Было запланировано 2 экспедиции на Красную планету — в 2016 и в 2022 году. В рамках первого этапа программы, Россия запустила автоматическую межпланетную станцию Trace Gas Orbiter на ракете Протон-М. АМС разрабатывалась и строилась в Европе, вместе с научными инструментами из России. Второй этап предполагал отправку марсохода осенью 2022 года (изначально хотели в 2020 году, но пришла пандемия). Со стороны России была, как всегда, ракета, а также посадочная платформа, которая оснащалась большим спектром научных приборов, и несколько инструментов для европейского марсохода. Ноооооо…
Вкратце — Европа замораживает сотрудничество по Exomars
«У меня скепсис таков, что я считаю — на 99,9% мы не летим. Из-за деструктивной позиции Европейского космического агентства»
Д. О. Рогозин на встрече с депутатами фракции ЛДПР, отвечая на вопрос о перспективах запуска миссии ExoMars.
И ведь экспедиция была уже практически готова, «Протон-М» 22 февраля готовили к отправке на Байконур. Прошло бы полгода и мы, наконец, отправили бы второй свой марсоход к Марсу. Это мог быть грандиозный успех, который смог бы перекрыть прошлые марсианские неудачи СССР и России. ExoMars мог стать отличным примером успешного и плодотворного сотрудничества с Россией в научной сфере, — однако вместо нас, похоже, будет NASA.
Марсоход «Розалинд Франклин» на платформе «Казачок»
2. Отмена запусков OneWeb. OneWeb — это британская компания, которая занимается созданием спутникового интернета. Её прямым конкурентом является Starlink от SpaceX. Так вот, в связи с началом СВО, компания Илона Маска осталась без своего главного оппонента. Изначально Роскосмос попытался взять британцев «на понт», потребовав, чтобы правительство Великобритании вышло из акционеров OneWeb. Это позволило бы гарантировать невоенное применение спутниковой системы. Англичане ожидаемо отказались, и практически единственный частный заказчик пусковых услуг у Роскосмоса закончился. Так что теперь я не могу сказать, увидим ли мы в ближайшие несколько лет НЕгосударственные запуски ракет. И это очень печально.
3. Запрет на поставки и обслуживание двигателей РД-181 и РД-180. Первое ограничение, скорее всего, означает сворачивание производства ракет Antares, которые использовались только для одних миссий — к МКС. А именно «Антарес» нёс на орбиту грузовой корабль Cygnus, который снабжал станцию всяким полезным, а также выполнял роль мусоровоза. На данный момент у американцев осталось четыре двигателя, они будут использованы в этом и следующем году в рамках актуального контракта с Orbital Sciences Corporation на изготовление двух кораблей.
Что же будет после? Antares уйдет в историю, так как кроме РД-181 на него ничего не поставить. А космический корабль просто-напросто перенесут на ракету Atlas V, о двигателях которой мы сейчас и поговорим.
«Антарес» выводят на стартовую позицию
РД-180 был поставлен Соединенным Штатам в количестве 122 штук, на данный момент у них осталось 26 двигателей до 2029 года. Одной из нагрузок для «Атласов» является многострадальный корабль Starliner, который всё никак не полетит на МКС. Так что в теории санкции в отношении США должны были сказаться на полётах этого космического корабля. Правда, к тому моменту как «Старлайнер» начнёт регулярно летать, МКС будет уходить на покой. Помимо этого, «Атласы» возят в космос многие научные и военные миссии, а также они 3 раза отправляли на МКС Cygnus.
Нужно отметить, что контракт на РД-180 закончился в 2021 году, а значит, заявление Рогозина об остановке поставок не имеет никакого смысла. Если же говорить о техобслуживание российскими специалистами РД-180/181, то американцы уже довольно давно работают с этими двигателями, так что они сами прекрасно справятся с этой задачей.
В связи с остановкой поставок РД-181 часть «Сигнусов», скорее всего, переедет на «Атласы», но так как запуски этих ракет уже запланированы, то часть полезной нагрузки придётся перенести на другие носители. А таковым будет являться Falcon 9, который имеет схожие характеристики по грузоподъемности. Если говорить об альтернативах «Соколу», то их попросту нет. Delta IV завершает свою работу в ближайшие годы, а из-за высокой цены она не может составить конкуренцию ракете SpaceX. В ближайшей перспективе также не предвидится замены «девятки», так что в скором времени она станет аналогом нашего «Союза», только для США.
«Атлас» готовится ко взлёту
Так что из-за введенных санкций Илон Маск, скорее всего, получит ещё несколько контрактов от NASA на сотни миллионов долларов, а монополизация рынка запусков ещё более ускорится. Соответственно, у SpaceX появятся новые средства, которые компания инвестирует в свой главный проект — Starlink.
4. МКС. Первое, что сделал Роскосмос — это прекратил совместные эксперименты с Германским центром авиации и космонавтики. Это было сделано в ответ на отключение Германией своего телескопа на совместной обсерватории с Россией «Спектр-РГ».
Второе — это поднял проблему сроков эксплуатации МКС. Изначально речь шла о 15 годах работы, начиная с 98 года. Однако, проект неоднократно продлевался и на данный момент Россия планирует участвовать в проекте до 2024 года. США же готовы оставаться до 2030. Но скоро наш срок выйдет и будет решаться — участвовать России в МКС хотя бы до 2028 года. Причиной нашей неторопливости в этом вопросе является ресурс орбитального комплекса, который уже вышел. Мы довольно давно наблюдаем последствия этого в виде многочисленных трещин и утечек кислорода в российском сегменте. После 2025 года российские инженеры в «Энергии» предсказывают лавинообразный выход систем МКС из строя.
Теперь же вопрос продления эксплуатации осложняется из-за санкций против предприятий Роскосмоса. 14 марта Рогозин направил требование о снятии всех ограничений в отношении госкорпорации, дабы можно было договориться об окончательных сроках эксплуатации МКС.
Здесь нужно отметить, что американский модуль станции может существовать без российского только в теории. Так как возможность коррекции орбиты МКС есть только у российского корабля «Прогресс» (хотя ранее это делал «Шаттл» и Европейский модуль ATV, но всё это закончилось в 2012 и 2014 годах). Единственным актуальным на сегодня вариантом является грузовик «Сигнус», другим же, в ближайшей перспективе — корабль Starliner от Боинга. Оба этих произведения американской инженерии летают на пятом «Атласе», двигателей для которого осталось в количестве 26 штук. Этого вполне хватит для регулярных полётов «Старлайнера» и «Сигнуса» до 2030 года. Помимо проблемы снабжения нельзя забывать о том, что за много лет эксплуатации российский и американский сегмент тесно интегрированы между собой, и разрывать эту связь нужно будет очень долго.
Что же из всей этой ситуации выйдет? Завершение МКС в 2024 году не выгодно никому, так как страны участники потеряют возможность долговременных пилотируемых миссий на неопределенный срок.
Сход МКС с орбиты
Американцы, конечно, хотят начать строительство окололунной станции Gateway. Но в связи с последними событиями я глубоко убеждён, что никакого «Гейтвея» в 2024 году не будет. Если с ракетой, которая будет строить и снабжать станцию, проблем нет (Falcon Heavy будет готова в срок), то с модулями станции будет задержка, на год-два. Думается, что проект начнут реализовывать не ранее 2026 года.
Помимо окололунной станции, есть проект Axiom Space. Это инициатива частной компании по созданию коммерческой орбитальной станции для космических туристов. Она создаёт 3 новых модуля для МКС, первый из которых планируют отправить в 2024 году. Остальные элементы будут выведены в 2025 и 2026 годах на девятом «Соколе» (делаем скидку на международный кризис и прибавляем 1-3 года задержки). В конце-концов, Axiom планирует отстыковать свой сегмент станции, предварительно создав на нём независимую энергетическую систему. Но случится это не ранее 2028 года.
Так что в итоге? Теоретически американцы могут отпустить российский модуль в свободное плаванье в 2024 году. Но чтобы не проводить преждевременную стыковку со станцией «Мир», США необходимо срочно озаботиться вопросом производства грузовиков «Сигнус» для поднятия высоты. Возможно ли это в нынешних условиях. Навряд-ли. И поэтому ни США, ни Европа не заинтересованы в расторжении сотрудничества с Россией, а значит, весьма вероятно, что они пойдут на уступки или попытаются достигнуть компромисса по вопросам санкционного давления.
Россия также потеряет возможность долговременных орбитальных экспедиций, так как ни о какой РОСС в 2024 году не может идти и речи. А слова Рогозина о первом модуле в 26 году «если сильно поднапрячься» не имеют под собой реальной почвы. Я сильно сомневаюсь, что Роскосмос сможет создать РОСС ранее 2028 года, особенно в условиях усиливающейся изоляции государства. Хотя, полагаю, если сильно сдружиться с Минобороны — всё возможно.
Концепция российской орбитальной станции
Всё же у нас есть теоретическая возможность не выпадать из пилотируемой космонавтики на долгий срок — полететь к китайцам. Их станция «Тяньгун» начала свою историю меньше года назад и сейчас находится в процессе строительства. Так как современная китайская космическая программа во многом основана на советском наследии, создать стыковочный аппарат («Пирс-2») для наших пилотируемых не представляется сложной задачей. Несмотря на другое орбитальное наклонение китайской станции, мощности ракеты «Союз» вполне хватит для полёта космонавтов на «Тяньгун». Другое дело, что между Роскосмосом и Китайским национальным космическим управлением не существует вообще никаких набросков для воплощения этой идеи в жизнь. Но в теории можно, да.
Конечно же, всегда остаётся возможность вернутся в 60-е года, когда пилотируемые экспедиции проходили в тесных кораблях «Союз» и «Джемини» и занимали от силы 5 дней. Но навряд-ли подобное пребывание в космическом пространстве будет таким же продуктивным с научной точки зрения, как длительные экспедиции на МКС с огромным количеством научного оборудования.
В итоге можно сказать, что всеми правдами неправдами, но Россия и США договорятся продлить МКС до 2028 года.
5. Полёты американских астронавтов на «Союзе» и полёты российских космонавтов на Crew Dragon. Этой осенью первый наш космонавт должен отправиться в космос на корабле Илона Маска, взамен американский астронавт в очередной раз полетит на «Союзе». Пока не поступало никакой информации об отмене или переносе экспедиций, но в связи с санкциями стоит ждать худшего, надеясь на лучшее.
Анна Кикина — наш кандидат
6. Прекращение запусков с космодрома Куру. С 2011 года Россия регулярно запускала свои ракеты «Союз» с территории Французской Гвианы. 27 запусков были проведены успешно (1 частично) и сотрудничество спокойно продолжалось до момента начала СВО. После первых санкций Рогозин решил вывести весь персонал с космодрома, приостановив сотрудничество с Европейским Космическим Агентством. Как я понимаю, это сделано для давления на Европу с целью снятия санкций с предприятий Роскосмоса.
В этом есть разумное зерно, так как на данный момент ЕКА не располагает дешевой ракетой для вывода своих навигационных спутников Galileo. Да, есть «Ариан-5», но это довольно дорогой носитель, относительно «Союза». Другое дело, что в долгосрочной перспективе это решение может обернуться против России. Европа, понимая свою зависимость, будет прикладывать больше усилий для разработки ракет нового поколения — Ariane-6 и Ariane-Next (многоразовый носитель).
Стартовая позиция на космодроме Куру
Что имеем в итоге? Российский космос изолируется от НАСА и ЕКА настолько, насколько это возможно. До затопления МКС, надеюсь, не дойдёт, но никаких совместных экспедиций к Луне или к другим планетам мы в ближайшие года не увидим. Также космические компании из других стран, скорее всего, больше не смогут запускать свои спутники на российских ракетах и окончательно переедут к Маску. Помимо этого, из-за запрета на поставку двигателей в США, а также из-за угроз завершения МКС раньше 2028 года, многие ракеты Атлас-V будут зарезервированы под грузовики для снабжения космической станции. Вследствие этого множество разных спутников будут вынуждены перейти на Falcon 9, что даст SpaceX огромные деньги. Плюс OneWeb нанесён очень серьезный, если не смертельный, удар, что автоматически позволяет интернету от Starlink занять тот рынок, который могли бы занять британцы.
Так что в конце-концов, большего всех в отрасли от начала специальной военной операции выиграл Илон Маск и его компания SpaceX. Такие дела.
Автор: Сергей Калядин
Комментарии (57)
nerudo
19.03.2022 11:46+10Там вроде какой-то экипаж с МКС должен отправиться домой. Интересно, они могут в ручном режиме приземлиться не в казахстанских, а канзасских степях? ;)
salkat
19.03.2022 11:57+12у нас есть теоретическая возможность не выпадать из пилотируемой космонавтики на долгий срок — полететь к китайцам
Как бы так сформулировать, чтобы никто не увидел в этом политоту...
В общем, идея решать за других людей, что они должны заботиться о ваших интересах - ущербная по определению.
Например, любой вор или грабитель - человек, который решил что другие люди должны заботиться о его материальном положении
Goupil
19.03.2022 13:40+20Все, что надо, китайцы от нас уже взяли, мы им в космосе уже не нужны. Их космическая программа самодостаточная и сугубо национальная.
AlexEf
19.03.2022 20:09самое интересно что Россия дав основу (АПАС-95) для разработки IDA единственная кто не использует и походу не планирует, Китай вроде IDA со своими доработками использует и только мы все на штырь-конус и на всех рекламах Орла старый штырь-конус.
так что мы даже если захотим не сможем к китайской станции пристыковаться.
splintr
19.03.2022 23:31Все верно, китайцы тоже проанализировав всю ситуацию, врядли захотят быть зависимыми от партнёров, к тому же, не очень предсказуемых.
Frazick
21.03.2022 10:17Ну да, решать мы не имеем право. Здесь же говорится сугубо о теоретической возможности полёта.
developer7
19.03.2022 14:41+4Вопрос не мой — уже встречал его тут. Звучит примерно так:
Скорость снижения МКС составляет около 2 километров в год. Высота полёта 400 км. Ну пусть за 8 лет она снизится до 386км (конечно я тут не учитываю скорость снижения от высоты, просто арифметика).
Так вот за 8 лет она устареет настолько что, её уже списывать надо будет. За 8 лет США новую станцию запустят. Ну и подобное.
Так почему в подобных статьях пишут что без грузовиков Прогресс станция упадёт в океан чуть ли не через месяц.Getequ
19.03.2022 15:10+4Плотность атмосферы вероятно увеличивается достаточно сильно что бы сделать скорость падения необратимой - как в примере с 0,99^100 и 1,01^100
developer7
19.03.2022 15:36+6Ради интереса посмотрел высоту орбиты для станции Мир — 354км. МКС летает на 400. Получается что снижение до 354км никаких особых опасностей не несёт. А до этой высоты станция будет опускаться исходя из цифр 2км в год — 23 года.
Я конечно понимаю что мои расчёты тут засмеют, но мне просто интересно развитие диалога и квалифицированный ответ на этот вопрос.yshurik
19.03.2022 17:08Расчет может и верный, но например, будет вспышка на солнце и атмосфера разбухнет и вся арифметика тютю
Doubting77
19.03.2022 20:11+10Ну почему люди не читают нормальную, не "смузи" литературу?
Коррекция высоты орбиты
Высота орбиты МКС постоянно изменяется. За счёт трения о разрежённую атмосферу происходит постепенное торможение и потеря высоты. Атмосферное сопротивление снижает высоту в среднем примерно на 2 км в месяц.
Орбита станции корректируется с помощью собственных двигателей (до лета 2000 года — ФГБ «Заря», после — СМ «Звезда») и двигателей приходящих транспортных кораблей, которые также производят дозаправку топлива]. Одно время ограничивались компенсацией снижения. В последнее время высота орбиты неуклонно растёт.
Для того, чтобы снизить до минимума влияние атмосферы, станцию надо было поднять до 390—400 км. Однако для увеличения общей полезной нагрузки американских шаттлов её приходилось удерживать ниже, корректируя лишь пару раз в год.
Если ранее в среднем для удержания МКС на орбите 350 км в год требовалось 8600 кг топлива, то с повышением её до 400 км требуется только 3600 кг. Так например, только три грузовых корабля ATV — «Жюль Верн» (2008), «Иоганн Кеплер» (2011) и «Эдоардо Амальди» (2012) — вместе выполнили 25 манёвров, чтобы обеспечить приращение скорости 67 м/с при расходе 8400 кг топлива. Расход топлива для управления ориентацией при этом дополнительно составил 1926 кг. Увеличение массы МКС на 40 % в период сборки с 2008 по 2011 год также привело к увеличению затрат топлива для коррекции.
В связи с окончанием программы полёта шаттлов ограничение высоты было снято]. Повышение орбиты позволило существенно сэкономить на доставке топлива и тем самым увеличить количество продуктов питания, воды и других полезных грузов, доставляемых транспортными кораблями.
Международная космическая станция — Википедия (wikipedia.org)
Decoupler
19.03.2022 14:42+73«У меня скепсис таков, что я считаю — на 99,9% мы не летим. Из-за деструктивной позиции Европейского космического агентства»
Д. О. Рогозин
Крылатыми ракетами без объявления войны палить по соседней стране в понимании этого персонажа видимо весьма конструктивная и побуждающая к дружбе позиция :)))
REPISOT
19.03.2022 15:57+18без объявления войны
Как же они ее объявят? За это же статья до 15 лет! (sarcasm) И да, по этой статье тоже привлекают за публикации, сделанные ДО принятия закона.banno
20.03.2022 12:05+1Так загадка в том почему и другая сторона войну не объявляет.
max851
20.03.2022 15:13+1Сомневаюсь что другая сторона хочет терять свои политические козыри "паля крылатыми ракетами" (с) пару комментариев выше
rehci
20.03.2022 17:15+2Что это должно изменить?
banno
20.03.2022 19:45С момента объявления войны, государство, объявившее войну, и то государство, которому война была объявлена юридически, находятся в состоянии войны независимо от того, начались ли военные действия непосредственно.
Акт объявления войны автоматически влечёт за собой наложение ряда прав и обязанностей на обе стороны военного конфликта. С момента объявления войны в действие вступают нормы Международного гуманитарного права.
Получается обоим сторонам без разницы как будут вестись боевые действия и какие для них будут последствия.
unsignedchar
21.03.2022 01:15То есть если объявить войну, то обстрелы жилых кварталов прекратятся? Это так должно работать?
mig126
21.03.2022 11:48Если армия страны в которую вторглись прекратит прятаться за мирным населением, то да. Я не смог придумать хоть каких нибудь причин обстрела войсками РФ именно мирного населения, да и те случаи скорее случайные жертвы. Разозлить мирное население и дать повод другим странам вмешаться это точно не цель.
yefrem
22.03.2022 03:51+1Это так не работает. Я вот не смог придумать ни одной причины начинать войну, а поди ж ты
shedir
19.03.2022 16:54В смысле снабжения и поднятия орбиты МКС есть еще японский Kounotori (он же HTV). Двигатели на нем вроде такие же как на Cygnus'е, которым орбиту поднимали уже. Да и разработка/строительство не заброшены — в планах был запуск в следующем году.
Кстати, ATV тоже не окончательно помер — сервисный модуль Orion'а делали на его основе.
epstein_dkh
20.03.2022 01:42Кстати о бабочках. Я вот никак не могу понять какая такая научная ценность в МКС? Что там такого изучают столько лет и какой от этого есть профит?
Sarjin
20.03.2022 11:11людей, приборы, системы жизнеобеспечения, учатся работать с невесомостью. на земле это дорогой ресурс, но для некоторых областей очень интересный. некоторая информация есть на вики, часть на сайте наса, популяризация науки и техники среди детей
слышал что рекомендации по эргономике некоторых машин (BMV) сделаны на основе эксплутации МКС.
Popadanec
20.03.2022 12:25Да, особенно влияние невесомости на организм и возможности приспособления к нему, т.к. искусственная гравитация не изобретена. А от центрифуг малого диаметра вреда больше, чем пользы, т.к. у коленей один уровень притяжения, у головы другой.
Kyushu
20.03.2022 15:03Научные эксперименты в невесомости связаны с процессами, которые невозможно изучать в присутствии существенной силы гравитации. Такие эксперименты имеют, главным образом, фундаментальный характер. Изучают и космос, и, собственно, Землю. https://tsniimash.ru/science/scientific-experiments-onboard-the-is-rs/cnts/#1
SlimShaggy
20.03.2022 02:40Antares уйдет в историю, так как кроме РД-181 на него ничего не поставить.
До РД-181 Антарес летал на НК-33, и вроде у Aerojet оставался еще запас - к ним вернуться не вариант? Да, ненадежные, но было же несколько успешных запусков.
KyZZMI4
20.03.2022 13:30+1Была авария на стенде с человеческими жертвами и отказ на старте. После этого решили не использовать их. А с учётом того, что первую ступень делал Южмаш, то уже и не реально вернуться к ним...
vanxant
20.03.2022 07:48+3Можно какие-нибудь расчёты по досягаемости китайской станции с территории РФ? Так на пальцах там почти 30 градусов наклонения, это люто овердофига.
Ну разве что оч. быстро сделать пилотируемую (sic!) ракету для морского старта.
Popadanec
21.03.2022 11:11Так вроде как раз не достигаемой. Наши просили изменить наклонение, чтобы Союз мог дотянуть, но китайцы послали лесом.
axe_chita
21.03.2022 11:22Так вроде как раз не достигаемой.
Достигаемой, только нужен орбитальный маневр для смены наклонения орбиты.Наши просили изменить наклонение, чтобы Союз мог дотянуть, но китайцы послали лесом.
Можно ссылку увидеть?
Nubus
20.03.2022 11:36По поводу снижения орбиты, Маск вроде говорил что своими Dragon он может проводить корректировку орбиты.
dydyman
20.03.2022 12:43Несмотря на другое орбитальное наклонение китайской станции, мощности ракеты «Союз» вполне хватит для полёта космонавтов на «Тяньгун».
Хватит, если запускать с Куру.Другое дело, что между Роскосмосом и Китайским национальным космическим управлением не существует вообще никаких набросков для воплощения этой идеи в жизнь.
Существовали — французам предлагали допилить Куру под пилотируемые полеты Союза, вместе с этим их звали участвовать в Российско-Китайской лунной программе. О каких-то договоренностях не слышал, но обсуждения шли.konst90
20.03.2022 18:50+2С Куру есть некоторая проблема - что-то случилось, и ЕКА с Роскосмосом сотрудничать больше не хочет.
AlexanderS
21.03.2022 00:58-1То, что у нас научные экспедиции накрылись и коммерческие запуски — это и так понятно на фоне тех ограничений, которые были введены против России в явный ущерб экономик самих вводивших стран. В независимости от того обеспечит или нет Россия развёртывание группировки OneWeb дальнейших запусков понятно, что не будет. Поэтому палки в колёса OneWeb со стороны России это нечто из той же серии, что и отключение немцами настроенного и откалиброванного eROSITA на Спектр-РГ. Продолжая подобную логику можно гипотетически и по МКС не договориться и станцию утопить — пойти так сказать «до конца» — и ни у кого уже не будет проблем ни с двигателями РД, ни с доставкой и коррекцией орбиты МКС, ни с обслуживанием МКС и всё такое… Я уже даже не удивлюсь алогичности такого решения.
Но почему-то больше всего обидно за ExoMars. Десятилетку все усердно пилили проект. Я его тут ждал как запуск Уэбба практически, и вот на тебе. Запустить мы его, кстати, можем на половину — просто без марсохода, на Казачке же и своей аппаратуры немало. Хоронить это всё в ангаре при готовой ракете мне кажется полная глупость.vanxant
21.03.2022 01:15Запустить можем, посадить не можем, там парашюты ЕМНИП европейские. Надо импортозамещать. Со связью тоже вопросы, так-то предполагалось использовать уже болтающиеся вокруг Марса спутники в качестве ретрансляторов.
AlexanderS
21.03.2022 07:23там парашюты ЕМНИП европейские
Ээээ, тогда точно «мы не летим» (axe_chita
21.03.2022 07:57ЕМНИП то именно из-за них и был отложен старт в прошлый раз.
dydyman
21.03.2022 12:03Именно так. Ни РФ ни Европа не умеют в посадку на Марс и не имеют испытательных стендов для ее моделирования. Парашюты возили на испытания в JPL NASA, где их и доводили до ума люди, которые на посадке на Марс собаку съели.
В этом плане китайцы молодцы, они не стали ни у кого просить помощи и откладывать запуск, а построили огромный стенд для моделирования посадки и в итоге с первого раза успешно посадили свой марсоход.
shedir
21.03.2022 16:32Внезапно.
OneWeb to resume satellite launches through agreement with SpaceX
Действительно внезапно же.
lebedinskiy
Радиограмма с тонущей подводной лодки: "Настроение бодрое, идём ко дну!"
konst90
Как у тебя там, Маэстро?