«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»

— из статьи Константина Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1911—1912.

Человека всегда тянуло к нему. Им одолевало любопытство познания, движение по тропам проложенным и прокладываемым. В сегодняшней истории читатель пройдет по одной из таких троп — тропе, по которой когда-то мечтал пройти каждый советский мальчишка, и проложить которую удалось лишь путем упорства и усилия всего человечества.

Истоки

Конец девятнадцатого века. Константин Эдуардович Циолковский, в будущем великий ученый-самоучка, пионер космизма, разрабатывает концепцию "многоступенчатого космического поезда" — прототипа современной ракетной системы, выводящей полезную нагрузку в космическое пространство путем реактивной тяги. Такая ракета состояла из нескольких ступеней одинакового размера и подробно была описана в одноименной книге в 1929 году.

Изображение ракеты-носителя Сатурн-5 отлично демонстрирует многоступенчатую структуру космического транспорта
Изображение ракеты-носителя Сатурн-5 отлично демонстрирует многоступенчатую структуру космического транспорта

Константин Циолковский, кстати, был отличным изобретателем — помимо его теоретических и философских изысканий, в качестве наследия им были оставлены разработки самолетов, дирижаблей, аэродинамической трубы, шасси, транспорта на воздушной подушке и космического лифта. Вдобавок, еще за 80 лет до высадки человека на Луну, он сумел очень точно описать лунный пейзаж — эти в будущем помогло Стенли Кубрику создать реалистичные эпизоды с Луной в Космической Одиссее 2001 года.

Одноступенчатые ракеты

Несмотря на популярность идеи применения ракет для освоения космоса, в начале двадцатого века они применялись только в военной сфере. Так, в Первой Мировой войне твердотопливные одноступенчатые ракеты использовали в авиации — выглядели они комично, как фейерверки. Их эффективность также была под вопросом.

Описание фотографии: «Некоторые новые самолеты помимо пулемета были вооружены ракетами Le Prieur для атак воздушных шаров. Это фотография захваченного немцами самолета N959 эскадрильи №65 была сделана 22 мая 1916 года»
Описание фотографии: «Некоторые новые самолеты помимо пулемета были вооружены ракетами Le Prieur для атак воздушных шаров. Это фотография захваченного немцами самолета N959 эскадрильи №65 была сделана 22 мая 1916 года»

После поражения в Первой Мировой войне Версальским договором Германии был выдвинут ряд требований: помимо бесчисленных репараций она была обязана прекратить разработку и производство ракет. Соблюдение этого правила продолжалось до 1932 года, пока ко власти не пришла партия НСДАП во главе с А. Гитлером, начавшим кампанию по подготовке к "реваншу", одним из планов которой было использование баллистических ракет.

"Орудие возмездия"

К 1942 году немецким ракетостроителем Вернером фон Брауном была создана серия ракет под общим названием A (от нем. Aggregat), старшая версия которой, A-4, носившей также имя Vergeltungswaffe-2 (от нем. «Орудие возмездия», Фау-2) стала первой баллистической ракетой дальнего действия. Топливом для нее служили этиловый спирт и жидкий кислород, управлялась она дистанционно и способна была достать практически любую точку Европы. В 1944 году, по заклинанию Гитлера, более четырех тысяч ракет упало на Лондон и ее окрестности. Кстати, в 1942 году Фрэнк и Изабел Хокинги, родители Стивена Хокинга, именно поэтому переехали в Оксфорд, так как опасались грядущих бомбардировок.

Макет Фау-2 в музее Пенемюнде
Макет Фау-2 в музее Пенемюнде

Но вот как говорил о Фау-2 министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер в своей книге «Третий рейх изнутри»:

Нелепая затея. В 1944 году в течение нескольких месяцев армады вражеских бомбардировщиков сбрасывали в среднем по 300 тонн бомб в день, а Гитлер мог бы обрушить на Англию три десятка ракет общей мощностью 24 тонны в сутки, что является эквивалентом бомбовой нагрузки всего лишь дюжины «Летающих крепостей» (Boeing B-17 Flying Fortress — американский тяжелый четырехмоторный бомбардировщик — прим. автора). Я не только согласился с этим решением Гитлера, но и поддержал его, совершив одну из серьёзнейших своих ошибок. Гораздо продуктивнее было бы сосредоточить наши усилия на производстве оборонительных ракет «земля-воздух». Такая ракета была разработана ещё в 1942 году под кодовым именем «Вассерфаль» (зенитная управляемая ракета германского производства — прим. автора).

Поскольку мы впоследствии выпускали по девятьсот больших наступательных ракет каждый месяц, то вполне могли бы производить ежемесячно несколько тысяч этих меньших по размерам и стоимости ракет. Я и сейчас думаю, что с помощью этих ракет в сочетании с реактивными истребителями мы с весны 1944 года успешно защищали бы нашу промышленность от вражеских бомбардировок, но Гитлер, «одержимый жаждой мести, решил использовать новые ракеты для обстрела Англии».

Последствия взрыва последней ракеты Фау-2 - разрушенные дома в Восточном Лондоне. 27 марта 1945 года
Последствия взрыва последней ракеты Фау-2 - разрушенные дома в Восточном Лондоне. 27 марта 1945 года

Иронично, что человек, пострадавших от Фау-2, больше было не в странах-противниках Германии, а в Бельгии — 16 декабря 1944 года одна из таких упала на кинотеатр в Антверпене. Погибло 567 человек, пострадало более тысячи. В итоге, какой бы эта ракета не казалась потешной ни по тем, ни по сегодняшним меркам, в плане летательного аппарата она была действительно впечатляющей .

Разрабатывались также версии многоступенчатых ракет A-9/A-10, которые в теории могли достать и США, но ни действующих ракет, ни макетов сделано так и не было по причине поражения Германии в войне. Зато остались не только наработки, но и специалисты, например, фон Браун.

Доктор фон Браун в своем кабинете в космическом центре Маршалла, 1 мая 1964 года
Доктор фон Браун в своем кабинете в космическом центре Маршалла, 1 мая 1964 года

Вернер фон Браун (1912-1977) — германский и американский конструктор космической техники. Штурнбаннфюрер СС, потомок фрайхерров (баронов). В 12 лет, вдохновившись рекордом Макса Валье, совершенного на автомобиле на реактивной тяге, взорвал игрушечный автомобиль, обклеенный петардами. Занимался музыкой, но с подросткового возраста был заинтересован в небе — в 14 лет мать подарила ему телескоп. В 1932 году окончил Берлинскую высшую техническую школу, где был членом Общества космических путешествий. В 1930-м году во время лекции Огюста Пикара о полете в стратосферу он сказал: «Знаете, я планирую когда-нибудь отправиться в полёт на Луну». После поражения Германии в 1945 году был передан США в качестве разработчика аппаратов на базе его собственной Фау-2. Впоследствии он стал генеральным конструктором НАСА, во главе него сконструированы РН Титан, Сатурн-5, лунный модуль и космический корабль Аполлон, отправившие человека на Луну, а также космические челноки (шаттлы).

24 октября 1946 года в ходе испытаний ракета Фау-2 была запущена в космос — она пересекла линию Кармана, достигнув отметки высоты в 106 км, тем самым став первым рукотворным телом, совершившим суборбитальный полет. Действо было снято на 35-мм пленку.

Кадр с пленки, датированный 24 октября 1946 года. Земля с высоты 106 км - первая фотография, сделанная из космоса
Кадр с пленки, датированный 24 октября 1946 года. Земля с высоты 106 км - первая фотография, сделанная из космоса

Наследие Фау-2

Трофеи раздавались странам-победительницам. От СССР их изучал Сергей Павлович Королёв, который прилетел в Берлин 8 сентября 1945 года. Созданная им группа "Выстрел" занималась изучением техники предстартовой подготовки ракет, наземного заправочного и пускового оборудования, техники прицеливания, расчета полетного задания, инструкций для личного состава огневых расчетов и необходимой документации. Его команда также участвовала в показательных пусках Фау-2 в Гамбурге. В 1946 году под его руководством был создан советский институт Нордхаузен, где велись исследования Фау-2 и создание новых ракет на ее основе. Позднее, в 1947 году в соответствии с постановлением о развитии ракетостроения в СССР в подмосковном Калининграде (ныне — Королёве) был создан НИИ-88.

Дивинжинер С.П. Королёв, 1933
Дивинжинер С.П. Королёв, 1933

Сергей Павлович Королёв (1907-1966) — генеральный конструктор ракетно-космических систем. В 1911 году в Нежин, город, где тогда жил Королёв, приехал и проводил авиашоу Сергей Исаевич Уточкин. Зрелище поразило будущего конструктора. В 1929 году Сергей Павлович окончил Московское высшее техническое училище им. Баумана со званием "пилот-паритель" и защитил дипломную работу — самолет СК-4 (кстати, его научным руководителем был сам А.Н. Туполев). С 1931 года совместно с Ф.А. Цандером начал разработку серии жидкостных баллистических ракет ГИРД. В 1938 году был арестован за причастность к троцкистской организации и включен в расстрельную категорию списка лиц, подлежащих суду ВКВС СССР. В 1939 году дело было пересмотрено и Королёву смягчили срок до 8 лет ИТЛ. Был на Колыме. С 1940 года под руководством А.Н. Туполева принимал участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, с 1942 года вел работы над ракетными двигателями. Был освобожден в 1944 году и реабилитирован в 1957.

Доставка Р-1 к месту запуска
Доставка Р-1 к месту запуска

В НИИ-88 проводились испытания A-4 и создавалась новая ракета Р-1. За 1948 год произведено более десяти запусков этой ракеты. Она была принята на вооружение СССР в 1950 году. К 1957 году создается Р-7, с помощью которой в космос запускается первое рукотворное тело — Спутник-1.

Спутник-1 в представлении художника
Спутник-1 в представлении художника

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества»

— С.П. Королёв о Спутнике-1

Кто?

Конец пятидесятых ознаменован стремительным развитием космической программы СССР. Начата космическая гонка, в небе пропадают животные, планета обрастает спутниками. Настала очередь человека.

«Для такого дела лучше всего подготовлены летчики. И в первую очередь летчики реактивной истребительной авиации. Летчик-истребитель - это и есть требуемый универсал. Он летает на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер»

— С.П. Королёв о выборе летчика для первого испытательного полета

Групаа ВВС №1 во главе с генеральным конструктором С.П. Королёвым
Групаа ВВС №1 во главе с генеральным конструктором С.П. Королёвым

В августе 1959 года начинается набор в команду группы ВВС №1, в ходе которого от первоначальных трех с половиной тысяч кандидатов осталось всего лишь 347. Критерии летчика были строгими и обусловленными габаритами и предельной полезной нагрузкой корабля: возраст не более 30 лет, рост до 170 сантиметров и вес до 70 килограммов. Из оставшихся 10% дополнительно отобрали лишь 20 человек, начавших предполетную подготовку. Все — асы, молодые крепыши, многие из них в будущем крепко связали судьбу с небом. Одним из этих людей был и главный герой сегодняшнего рассказа — Ю.А. Гагарин.

Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) — военный летчик 1-го класса. С семи до девяти лет (1941-1943 гг.) его деревня Клушино находилась в оккупации. В 1951 году окончил Люберецкое ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. В том же году поступил в Саратовский индустриальный техникум, а в 1954 году вступил в Саратовский аэроклуб ДОСААФ, где до призыва в армию успел налетать 42 часа 23 минуты на самолете Як-18. В 1955 году был призван в Советскую армию в Первое военное авиационное училище им. Ворошилова, которое окончил с отличием уже через два года. К 1959 году, после службы в ВВС Северного флота, он налетал 265 часов на МиГ-15 и имел квалификацию военного летчика 3-го класса и звание старшего лейтенанта.

В начале 1960 года была организована подготовка космонавтов. Кандидаты представляли собой летчиков истребителей с опытом перегрузок, перепадов давления и стрессовых ситуаций. Исходя из положительной характеристики, Гагарин прошел еще один отбор, после которого из претендентов осталось всего шесть человек: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. Космонавты готовились в Звёздном городке неподалеку от Москвы. Их тренировками руководил летчик-испытатель М.Л. Галлай, который каждую репетицию полета начинал со слова "Поехали!".

Медосмотр, проходивший во время подготовки Гагарина к полету в космос
Медосмотр, проходивший во время подготовки Гагарина к полету в космос

Вообще тренировки и занятия у космонавтов были интересными: прыжки с парашютом, физкультура, тренировки по кратковременной невесомости в МиГ-15УТИ, теоретические занятия по основам высшей математики, небесной механики и механики твердого тела, астрономии и геофизики, медицины и биологии, дисциплины по ракетно-космической технике и киносъемке.

Решение об отправке человека в апреле 1961 года было окончательным. Еще в начале года было проведено два успешных запуска манекена Ивана Ивановича, собак Чернушки и Звездочки в космос. Королёв опасался того, что американцы обгонят Советский Союз в гонке — по полученным для него данным старт намечался на 20 апреля. В апреле еще четыре кандидата были отсеяны — остался Герман Титов и Юрий Гагарин. Решение о том, кто будет дублером, а кто — пилотом, было принято только 8 апреля. 10 апреля его огласили Титову и Гагарину — всего за два дня до полета!

Герман Титов и Юрий Гагарин на отдыхе в Крыму
Герман Титов и Юрий Гагарин на отдыхе в Крыму

Многих смущает тот факт, что первым космонавтом был выбран именно Гагарин, а не Титов. По словам очевидцев, у Титова были уникальные лидерские качества и выносливость. Он также идеально подходил под первичные требования комиссии: рост, вес, возраст и состояние здоровья. Уровень его теоретических знаний был настолько высок, что учитывались при конструировании его замечания по модернизации "Востока-1". Причин, почему Гагарина выбрали вместо Титова, несколько — как точно правдивых, так и вероятно ложных:

  1. У Юрия Гагарина были созвучные имя-фамилия и славянская внешность. Титов был родом с Алтая.

  2. Судьба первого космонавта была неясна, потому более подготовленного Титова "приберегли". Как показала практика, все космонавты из выборки налетали в космосе больше часов, чем Гагарин.

  3. Когда Королёв решил побеседовать с космонавтами после очередной тренировки, один лишь Гагарин честно признался в том, что центрифуга ему не нравится. Все остальные говорили, что переживают ее отлично. Конструктор воспринял это признание, как способ правдиво и точно описать состояние человека в космическом пространстве.

"Поехали!"

В день запуска Гагарин проснулся в 5:30, позавтракал мясным пюре, кофе и вареньем. Космонавту провели медосмотр, одели в скафандр и повезли на стартовую площадку на автобусе — ехать нужно было 20 километров. Еще за несколько дней до этого Юрий Алексеевич написал письмо своей жене и детям, которое они прочли бы после его смерти (письмо было вскрыто позднее, в 1968 году) — в нем космонавт просил жену устроить личную жизнь и растить дочерей. Но в момент поездки до стартовой площадки произошло очень короткое заседание Государственной комиссии, в ходе которого были сказаны два слова: «Всё готово». После заседания космонавту №1 было подписано полетное задание.

Гагарин вышел из автобуса — всех охватило волнение. Некоторые работники космодрома даже попросили у него автографы — Гагарина никогда об этом не просили и потому он очень удивился. Вышел и Королёв — на вид он был уставшим. После непродолжительных объятий Космонавта посадили в капсулу. Он обнял руки провожающих и скрылся в кабине космического корабля.

В ходе предполетной подготовки была обнаружена серьезная неисправность — люк №1 был закрыт неплотно. Об этом Сергей Королёв доложил экипажу. Волнение космонавта нарастало. Пока О.Г. Ивановский, ведущий конструктор корабля "Восток", крутил гайки и поправлял контакт, Королёв смог уболтать Гагарина на пустяковые темы. Это удалось ему настолько хорошо, что в определенный момент Гагарину было сказано: "Ну всё, доброго полета!" — на что тот лишь ответил: "А, да? Поехали!".

Предполетный период и сам полет сопровождались слушанием музыки по радио и насвистыванием "Родина слышит, Родина знает". В ходе полета также проводилось большое количество примитивных опытов, например, употребление пищи и воды, взаимодействие с окружающими предметами в невесомости. Интересно, но многие полагали, что человек в состоянии долгой невесомости сойдет с ума, потому все управление кораблем было заблокировано — для его разблокировки требовался код, находящийся в конверте. Считалось, что сошедший с ума человек не прочтет это код (кстати, код был "125"). На борту также была еще одна интересная штука — радиоприемник на "ядерной батарейке". Все вещание происходило через электронику, и, вероятно, этот аппарат требовался в случае ее отказа — космонавт бы смог получать инструкции в одну сторону от ЦУП'а. При худшем раскладе космонавт снабжался музыкой на десятилетия космического дрейфа.

Без происшествий не обошлось и при посадке. Для входа в атмосферу корабль повернулся обратно направлению движения и дал газ, после чего третья ступень должна была отделиться, чтобы обеспечить безопасное вхождение корабля. Но этого не произошло — последняя ступень отделилась позднее запланированного времени, что привело к небольшой потери ориентации при преодолении плотных слоев атмосферы. Когда за иллюминатором Гагарин увидел пламени огня, то сказал, что горит, и начал прощаться с товарищами. Такие слова официально подтверждены, но сильно никем не оглашаются. Никакой проблемы в этом происшествии нет — просто космонавт не ожидал настолько сильного эффекта трения об атмосферу. Сейчас нам известно, что обгорание изоляционной обшивки представляется нормальной практикой. В ходе торможения Гагарин испытал перегрузку в 9G, затем сработало табло "катапультирование", после чего космонавт вылетел из капсулы через форточку подобно летчику истребителя.

В небе над саратовской степью виднелось три объекта: капсула, кресло и человек в ярко-оранжевом костюме — все мягко спускались под огромными парашютами. К космонавту в шлеме с надписью "СССР", нанесенной прямо перед запуском для того, чтобы Гагарина не определили как американского летчика сбитого самолета-разведчика, подбежали колхозники, и, не поверите, потребовали документы. Гагарин достал удостоверение летчика-космонавта СССР — всеобщее ликование! Команда поиска подъехала быстро — дольше она пыталась забрать счастливого Гагарина из объятий колхозников. Перед полетом обратно до Байконура Гагарин прошел быстрый медосмотр, после чего ТАСС запустило новость о первом успешном пилотируемом полете человека в космическом пространстве и "об удачном приземлении гражданина Юрия Алексеевича Гагарина на священную землю Страны Советов".

Первые минуты после приземления
Первые минуты после приземления

После еще одного медосмотра Гагарин полетел в Москву на огромном самолете в сопровождении семи истребителей. Во Внуково первого космонавта встречал весь мир. Спускаясь по трапу и идя по красной ковровой дорожке Гагарин то и дело поглядывал на свои новые погоны, ведь улетал он старшим лейтенантом, а прилетел — майором. Идя по дорожке навстречу толпе у него развязался шнурок — все глаза и объективы сразу обратили внимание на этот факт. Позднее Юрий Гагарин сказал об этом так:

— Видел, конечно, а что было делать? Сказать: "Подождите, пожалуйста!" и завязывать? Как-то неудобно было.

Гагарин в пути от трапа до Хрущёва с развязанным шнурком
Гагарин в пути от трапа до Хрущёва с развязанным шнурком

После этого курьеза он подошел ко Хрущёву и оттарабанил речь как по бумажке — тот его прижал к себе и поцеловал. Далее поехали на машине по всему городу — вместе стояли Гагарин и его "космический отец" — Сергей Павлович Королёв.

Гагарин и Хрущёв
Гагарин и Хрущёв
Юрий Гагарин на Красной Площади
Юрий Гагарин на Красной Площади

Вечером состоялась пресс-конференция, в ходе которой один иностранный корреспондент задал космонавту вопрос:

Господин Гагарин, какую сумму Вы получили за первый в истории пилотируемый космический полет?

Я — офицер Советской армии, — спокойно ответил ему Гагарин — у меня достаточно средств для существования, а честь для меня совершить первый космический полет важнее любых денег.

Вот так рабочий денек у парня выдался!

В довершение

Мой хороший друг, автор канала t.me/goodhistorry высказал сакраментальную истину:

«Несколько месяцев назад я думал о том, вокруг какой исторической фигуры может консолидироваться все российское население, несмотря на его идеологические противоречия. Кто вызывал бы и у либералов, и у коммунистов, и у консерваторов эмоции достойной и важной для России исторической личности. Ответом для меня стал Юрий Алексеевич Гагарин, который для современного населения РФ стал символом того, каких высот может добиться наша Необъятная. 12 апреля 1961, наравне с 9 мая 1945 года был самым счастливым днем XX вв. для советских граждан, оставшимся большим и ярким воспоминанием этого непростого столетия»

Несмотря на конспирологические домыслы, гонку вооружений и идеологические полемики, общество всего мира пребывает в единстве перед этим Великим воспоминанием. В содействии со своей простотой, честностью и обаянием, Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, побывавшим за пределами нашей планеты.

Полет советского человека в космос — заслуга всего мира, от мала до велика. Порой нам стоит вспоминать, что только упорством и усилием, уважением друг ко другу и содействием мы достигли тех высот, которыми сегодня гордимся.

С днем космонавтики, земляне!

(материал был подготовлен 12 апреля 2021 года к 60-летию первого полёта человека в космос)

Комментарии (13)


  1. baldr
    12.04.2022 20:20
    +11

    Всем интересующимся очень советую почитать мемуары генерала Каманина: "Скрытый космос". Он отвечал за всю работу с космонавтами и очень много описал мало известных историй. И пьянство с авариями Титова, и ночные прыжки Гагарина из окна санатория от девушки, и свои попытки бороться с руководством за развитие космонавтики.


  1. da-nie
    12.04.2022 20:21

    остался Герман Титов

    Насколько мне известно, отсюда его и забрали в космонавты:
    image


  1. Sergey_Kovalenko
    12.04.2022 21:17

    Юра, вставай....


  1. demon416nds
    13.04.2022 00:31
    +2

    Ну какого нафиг "целого мира"?


  1. Serge78rus
    13.04.2022 01:30
    +1

    24 октября 1946 года в ходе испытаний ракета Фау-2 была запущена в космос — она пересекла линию Кармана, достигнув отметки высоты в 106 км, тем самым став первым рукотворным телом, совершившим суборбитальный полет. Действо было снято на 35-мм пленку.
    Википедия, со ссылками на источники, утверждает, что это произошло несколько раньше:
    «Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полёт, достигнув при вертикальном запуске высоты в 188 км. Это произошло в 1944 году[2].
    Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. В первой половине 1944 года с целью отладки конструкции был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров[13].
    Кому верить?


    1. iLushkersky Автор
      13.04.2022 11:54

      Я опирался на описание фотографии. Вероятно, построил предложение неверно, ведь я акцентировал внимание на фотографии.

      The first photos taken from space were taken on October 24, 1946 on the sub-orbital U.S.-launched V-2 rocket (flight #13) at White Sands Missile Range. Photos were taken every second and a half. The highest altitude (65 miles, 105 km) was 5 times higher than any picture taken before. (источник: https://en.wikipedia.org/wiki/V-2_No._13#/media/File:First_photo_from_space.jpg)

      Спасибо за замечание.


  1. avpdiver
    13.04.2022 09:19
    +6

    — Господин Гагарин, какую сумму Вы получили за первый в истории пилотируемый космический полет?

    Мда уж, что тут еще скажешь? Мне бы лично даже в голову такой вопрос не пришел.


    1. s_poliakov
      15.04.2022 02:59
      +1

      Сказать нечего: монструозные пришельцы из мира, где верят, что всякий труд должен достойно оплачиваться. Теперь надо им как-то на на стекле начертить иероглифами смысл местной идиомы "почетная обязанность".


  1. saipr
    13.04.2022 09:23
    +10

    Когда Юрий Гагарин полетел в космос, я жил в г. Чебоксары:
    image


    И уже в 1962 году в Космос полетел наш земляк и мне посчастливилось встречать в Чебоксарах Космонавта-3 А.Г.Николаева:
    image


    Посчастливилось мне встречать в Чебоксарах и первую женщину космонавта Валентину Терешкову:
    image


    Мой отец очень гордился, что так или иначе был причастен к полёту А.Г. Николаева.


    Счастливое было время!


  1. astenix
    13.04.2022 10:31
    +4

    Потом уже, после полёта (а приземлился Юрий уже в звании майора, как известно) ему выделили положенный по должности командирский ГАЗ-69 с личным водителем. Но катался он на нём, наверное, всего несколько дней — правительство посчитало, что человеку такого масштаба нужна, как минимум, «Волга» и выдало ему ч0рный ГАЗ-21. Машина тоже была оснащена личным водителем, дожила до наших дней и сейчас стоит в Гагарине, под стеклянным колпаком (водителя отсоединили). Туда даже водят экскурсии. Забавно, но первая поломка произошла уже через две недели (что, впрочем, неудивительно — кто покупал авто без пробега, тот знает), после чего машинку повезли не в какую-то там мастерскую, а обратно на Горьковский завод. Поломка была какая-то пустяковая, но руководство, опасаясь анальных кар, заставило рабочих поменять чуть ли не половину запчастей, включая двигатель и коробку передач. Но и на этом приключения не кончились — стоило автомобилю выехать за ворота, чтобы добраться до АЗС, как в ступице заднего колеса лопнула туго закрученная гайка. Поломка так себе, можно было починиться и на месте, но машинку на всякий случай вернули обратно в цех и поменяли весь задний мост. Хорошо быть первым космонавтом.

    В это же время наверху прочухали, что человек, управлявший космическим аппаратом, до сих пор не имеет прав на управление колёсным транспортом. В приказном порядке Юру отправили получать корочки, он сдал экзамен на общих основаниях и тут же за свои деньги купил ещё одну двадцать первую «Волгу», но модели ГАЗ-21УС, типа, проапгрейженную. Не совсем понятно, зачем она ему сдалась (а она на тот момент стоила 5600 рублей), но фанатизм вообще сложно объяснить логически. Зато эта машина имела именной номер — 12-04 ЮАГ, что образует инициалы и известную дату.

    © Ананимус с лурка


  1. homm
    13.04.2022 13:37
    +2

    В 1938 году был арестован за причастность к троцкистской организации и включен в расстрельную категорию списка лиц, подлежащих суду ВКВС СССР. В 1939 году дело было пересмотрено и Королёву смягчили срок до 8 лет ИТЛ. Был на Колыме.

    Ничего не изменилось. Всем людям, способным сделать хоть что-то, нужно бежать без оглядки из этой страны.


  1. teecat
    13.04.2022 15:28
    +1

    Ранее на Хабре была статья о мифах в космонавтике, мифы там был не все, дополнений я набрал, но до статьи так руки и не дошли. Выложу чтобы непропало.

    Есть такой блог — andreyplumer.livejournal.com, крайне рекомендую. Цитаты западных газет первых лет космонавтики. Какое было время! Все цитаты оттуда

    01 сентября 1960

    Кардиф, Уэллс. Британский астроном призвал сегодня к совместному англо-советскому предприятию по запуску на орбиту британского спутника, поскольку Советы могут «сделать это лучше, чем в настоящее время способны американцы».

    Патрик Мур, секретарь меркурианской и венерианской секций Королевского британского астрономического общества, сказал, что Британия должна построить крупный спутник и попросить Советы запустить его, поскольку те «могут запускать более массивные аппараты, чем американцы».
    15 сентября 1960

    Лондон. Советские астронавты взмыли в ракетах на 60 миль в космос и вернулись живыми, говорит Чапман Пинчер, научный репортер газеты «Дэйли Экспресс».
    Советский премьер, мистер Хрущев, должен официально объявить об этом по прибытию в Нью-Йорк на следующей неделе.
    По словам Пинчера, астронавты летали по одному, пристегнутыми в кабинах, размещенных в носовых конусах модифицированных военных ракет.
    Кабина с носовым конусом отсоединялась от ракеты на пике подъема.
    Затем кабина падала на Землю. Носовой конус защищал ее от интенсивного трения атмосферы.
    Через много миль свободного падения раскрывался парашют и в безопасности возвращал астронавта на Землю.
    Все астронавты носили наполненные кислородом шлемы и металлизированные скафандры.
    Они оставались в радиоконтакте с землей и сообщали о своих разнообразных наблюдениях.
    Приборы записали их сердцебиение, давление крови и другие показатели.
    26 сентября 1960

    Лондон. Советы вероятно отправили человека на орбиту и могут вернуть его на Землю в течение следующих 72 часов, сообщила вчера лондонская «Ивнинг Стэндард».

    По словам газеты, многие ученые Запада пришли к выводу, что советский «космонавт» кружит вокруг Земли, после сообщений из Америки о замеченном американскими учеными неопознанном объекте.

    Газета пишет, что московское радио намекнуло на отправку советского человека в космос, когда сказало сегодня рано утром, что следующий вторник Советский Союз впишет «день во всемирную историю».
    29 сентября 1960

    Москва. Советский Союз готовит в самолетах, специальных камерах и учебных залах небольших, стройных, здоровых, быстро соображающих и проворных людей для космических полетов, сообщил здесь в среду высокопоставленный советский ученый.

    14 января 1961

    Гонолулу. Подполковник Армии сказал сегодня, что у Соединенных Штатов имеются «хорошие свидетельства» убийства Советским Союзом двух астронавтов в попытках запустить человека в космос.

    Подполковник Пол Д. Хикам сделал это заявление в ответ на вопрос из публики на семинаре проходящей здесь конференции по национальной безопасности.

    По словам полковника, одна из смертей произошла во время нью-йоркского визита советского премьера Никиты Хрущева в ООН. Он сказал, что астронавт погиб, когда его космический аппарат не смог успешно войти в атмосферу Земли.

    Полковник Хикам сообщил, что свидетельства США об этой неудаче «неофициальны», но личность одного из погибших известна.


    Для понимания — как получали информацию о событиях в Советском Союзе
    11 апреля 1961

    Москва. Московский официоз не раскрывает рта – для репортеров западных газет, по крайней мере, — относительно широко распространившихся слухов о том, что СССР запустил человека в космос.

    Представитель министерства иностранных дел сказал за несколько минут до полуночи, что у него нет информации, касающейся сообщений, будто советские ученые с минуты на минуту должны объявить о победе в гонке по отправке человека в космос.

    «Когда появится такая информация», сказал он, «вы услышите об этом по радио и увидите в газетах».

    Репортеры коммунистических газет, источники которых ближе к высокопоставленным официальным лицам, чем у большинства западных коллег, вели себя так, как будто ожидается важное объявление. Им по-видимому посоветовали держаться поближе к своим радио и телефонам.

    Советская телевизионная съемочная бригада установила половину тонны оборудования перед зданием центрального телеграфа, как будто для съемки репортеров, торопящихся передать важную историю. Но через два часа они собрались и уехали.

    Как тут не искать неофициально информацию?
    12 апреля 1961

    Москва. От каких-либо советских источников не удалось получить сегодня рано утром никаких подтверждений сообщения в лондонской «Дэйли Уоркер» о том, что СССР запустил человека в космос и вернул его живым.

    В статье газеты «Дэйли Уоркер», от ее специального корреспондента в Москве, говорится, что советский космонавт является сыном ведущего советского авиаконструктора. Он, насколько известно, страдает от последствий полета, добавляется в статье.

    Сообщение «Дэйли Уоркер» прозвучало после потока слухов среди западных корреспондентов в Москве о грядущей советской попытке запустить человека в космос.

    Статья, цитируя хорошо информированные источники в Москве, пишет, что специалисты в авиационной медицине и ведущие космические ученые постоянно его навещают и держат под пристальным наблюдением.

    Сообщается, что астронавт совершил в космосе три витка вокруг Земли на высоте около 200 миль, прежде чем вернуться по сигналу наземных станций.

    Или даже так:
    12 апреля 1961

    Москва. Лондонская коммунистическая газета «Дэйли Уоркер» сообщила во вторник вечером, что шесть дней назад Советский Союз запустил человека на космическую орбиту и вернул его на Землю пострадавшим от «последствий полета».



    «Дэйли Уоркер», приписывая свою информацию хорошо информированным источникам в Москве, вышла с огромным заголовком «Первый человек в космосе», и сказала, что астронавтом является летчик-испытатель, сын ведущего советского авиаконструктора.

    В Нью-Йорке, радиовещательная сеть CBS вышла с сообщением из Москвы, в котором корреспондент Марвин Кальб сказал, что подтвердил статью лондонской «Дэйли Уоркер» через неофициальные источники в советской столице.

    (По словам Кальба, летчик вероятно является сыном Сергея Илюшина, конструктора реактивных самолетов «Илюшин»).

    В газете сообщается, что астронавт «насколько известно, страдает от последствий полета» и находится под постоянным вниманием и наблюдением ведущих советских медицинских специалистов и космических ученых.

    Масла в огонь подливали толкования официальных ответов
    Представитель ТАСС, официального советского новостного агентства, сказал, что заграничные сообщения о советском космонавте получены от совершенно неофициальных источников и никакого официального заявления не предвидится. Спрошенный, может ли объявление быть опубликовано в среду утром в «Правде», газете коммунистической партии, он ответил, что нет.

    Однако, он не стал напрямую отрицать, что полет был.

    Все знают сейчас о Королеве, но тогда официально были другие космические специалисты:
    Доктор Леонид Седов, ведущий советский космический ученый

    Не обходилось и без юмора
    «Наши эксперименты показывают, что женщины лучше подходят для космического полета, чем мужчины… Они могут провести долгие часы на орбите укладывая волосы, ухаживая за ногтями и занимаясь макияжем!»

    А Япония предъявляла претензии по поводу гибели рыбы в месте падения ступеней ракет и грозила подать в суд.

    Пусть всегда будет солнце коллеги!


  1. Wizard_of_light
    14.04.2022 09:40
    +1

    При худшем раскладе космонавт снабжался музыкой на десятилетия космического дрейфа

    Ну какие десятилетия, "Восток-1" рассчитывался на автономность до 10 суток, которые требовались для торможения атмосферой на расчётной орбите в случае отказа ТДУ. Реально корабль вышел на орбиту с апогеем выше расчётного, но всё равно сошёл бы с орбиты максимум через пару недель.