Все чаще мы слышим, что бренды один за другим стали выпускать виртуальные коллекции своей одежды. Они создают digital-примерочные, разрабатывают дизайн мета-кроссовок и платьев, организовывают онлайн-показы виртуальной одежды.  А в 2021 году в Нью-Йорке прошла первая DIGITAL FASHION WEEK, где приняли участие 3д-художники со всего мира и представили свои идеи.

Что такое Digital одежда?

Виртуальная одежда – это костюмы, платья, джинсы, куртки, обувь, созданные дизайнерами в цифровом трехмерном виде в специальных программах для 3д-моделирования (Marvelous Designer, Clo3d, Substance Painter). Внешне такие луки могут выглядеть совершенно по-разному: от повседневного образа из привычных нам тканей до космического костюма непонятной формы из странных материалов. Неоновые пуховики, кислотные сапоги, платье из звездной пыли, - возможности ограничены только фантазией художника. Кроме того, виртуальная одежда не статичная, как обычная картинка, а анимированная, то есть она двигается вместе с ее владельцем.

Художник Axe by slamthngs
Художник Axe by slamthngs

Как и где ее носить?

Всю digital-одежду можно разделить на три направления:

  • 3D-моделирование для последующего производства (оптимизация процесса, забота об экологии);

  • 3D-моделирование для pr-контента (соцсети, 3д-каталог на сайте, виртуальный промо-показ и т.д.);

  • 3D-моделирование для метавселенных.

В игре. Сегодня главный рынок сбыта – метавселенные. Людям важно, как выглядит и во что одет их аватар. Игроки в Decentraland уже могут создавать и продавать свою собственную одежду. Дизайнер Хирото Кай создал виртуальное кимоно, за которое он поставил цену в 140 долларов, но спрос был насколько большим, что цифровое кимоно принесло модельеру 20 тысяч долларов всего за 3 недели.

За несколько лет существования метавселенных уже было потрачено на digital-одежду более $400 млн реальных денег. Прогнозы к концу 2022 года обещают, что рынок инвестиций в цифровой дизайн вырастет до $2-3 млрд.

Одежда для метавселенных. Источник: highsnobiety
Одежда для метавселенных. Источник: highsnobiety

В соцсетях. Брендовую виртуальную одежду можно надеть на себя, всего лишь загрузив фото в специальную программу (у каждого бренда одежды своя). Компании даже запускают телеграмм-ботов, которые позволяют «подогнать» digital-одежду под фото. Примеряем, делаем крутое фото, публикуем в соцсетях, собираем лайки. Готово! Это в разы дешевле, чем одеться в каком-нибудь магазине из массмаркета.

Повесить в NFT-шкаф. Цифровые вещи можно коллекционировать, тут речь идет больше не о моде, а об инвестициях. Самый надёжный способ закрепить свои права на вещь — купить невзаимозаменяемый токен, NFT. Токенизация digital-объектов удобна и для покупателя, и для бренда.

Для чего ее покупать?

В первую очередь, для того, чтобы примерить вещь онлайн, не покупая ее реальную версию и не выходя из дома. Удобно, правда же? Это экономит время, деньги, и сразу понятно, подходит она вам или нет. И уже после этого можно сделать заказ, и быть уверенным, что все будет отлично сидеть.

Так можно померить виртуальное платье
Так можно померить виртуальное платье

А во-вторых, для создания контента. По результатам опроса банка Barclays (2018 г.), каждый десятый покупатель приобретает вещи исключительно для создания контента. То есть вещь одевается всего несколько раз, а далее лежит в гардеробе. Так же часто бывает, что уже после покупки понимаешь, что платье или очередной свитшот тебе не подходит или просто разонравился. Тогда ее либо сдают обратно в магазин, либо оставляют пылиться в шкафу.

В обществе меняется экономика потребления, в тренде забота об экологии, вторичная переработка и разумный подход к покупкам. Ежегодно в России выбрасывается более 2 млн тонн одежды и текстильных отходов, а бренды сжигают несколько миллионов тонн непроданной одежды. Развитие виртуальных луков особенно актуально на фоне проблемы чрезмерного потребления.

Еще один очевидный плюс в пользу digital моды – она позволяет воплотить самые нереальные задумки. Формы и текстуры, которые невозможно осуществить в реальном мире, легко реализуются в виртуальном. Такие арт-проекты достойны особого внимания.

Художник @ to.mu.lab
Художник @ to.mu.lab

Виртуальные аватары и мода

Когда производство digital-одежды станет массовым обыденным явлением, к тому времени у каждого человека в сети будет свой аватар. Его также нужно будет одевать. Первых аватаров для соцсетей уже создала Meta, для них там же есть небольшая коллекция нарядов, но пока их нельзя внедрить в свой контент. Не за горами то будущее, где виртуальные люди будут менять наряды каждый день, как и их реальные владельцы.

А пока аватаров активно внедряют производители одежды в свой контент, рекламные ролики и оформление виртуальных шоурумов. Цифровые аватары рекламируют и реальные вещи.

Виртуальная модель Шуду Грэм
Виртуальная модель Шуду Грэм
Виртуальный костюм для бренда платьев
Виртуальный костюм для бренда платьев

Где купить? И сколько стоит цифровая одежда?

Самый главный вопрос – где купить и сколько это будет стоить? Теоретически, производство виртуальной одежды в разы дешевле, так как не требует энергетических и природных ресурсов, необходимых для создания ткани. И времени на создание цифрового лука нужно гораздо меньше, чем на его пошив.

Однако цена лука складывается из нескольких параметров:

  1. Дизайн и качество модели.

  2. Сложность сборки, используемые программы.

  3. Область применения.

На цену помимо работы дизайнера также влияют комиссия платформы, налоги и прочие расходы бизнеса. В будущем, если процесс разработки виртуальной одежды будет автоматизирован, стоимость увеличится за счет вычислительных мощностей и лицензии на технологию.

Сейчас фактически рынок пуст, предложений мало и 3Д-дизайнер может выставить любую цену на свое творчество. Виртуальную одежду покупают в основном блогеры и знаменитости, для непубличных людей это пока непонятный тренд.

Одежда для метавселенных продается методом аукциона, исходя из уровня спроса цена может вырасти до космических значений. К примеру, самые трендовые кроссовки (3 пары), были проданы за $3,1 млн. Пока цена зависит только от ручного труда мастера, как и в искусстве.

Стали появляться первые площадки для продажи digital-одежды. В среднем вещи на таком маркетплейсе стоят от 1000 до 5000 руб. Одна из самых популярных площадок для приобретения цифровых активов, digital-одежды в том числе, - OpenSea, где каждый день 20 тыс. пользователей совершают около 50 тыс. сделок на общую сумму более $40 млн.

С ростом популярности виртуальной одежды через 5-10 лет стоит ожидать настоящую революцию в индустрии моды. Дополненная реальность готовит нас к полному переходу в онлайн, где виртуальная примерка и покупка digital-одежды позволит снизить тенденцию чрезмерного потребления, уменьшить количество утилизируемой одежды, повысить средний чек покупателя. Виртуальный образ совсем скоро станет важнее реального. Соцсети и метавселенные открывают новые возможности для безграничной фантазии 3д-художников, диджитал-стилистов и разработчиков гейм-индустрии.

Комментарии (6)


  1. HemulGM
    14.04.2022 16:20
    +6

    Инфоцыгане не видят краёв...


  1. olegshutov
    15.04.2022 05:23
    +1

    Ловите наркомана! :)


  1. ramiil
    15.04.2022 09:00
    -1

    Сразу инфоцыгане и наркоманы. Вы не понимаете, что мир движется к цифровизации и отказу от реальных производств в пользу виртуальных товаров. Виртуальные товары легко реплицируются - для производства виртуальной одежды не нужен рабский труд детей в юго-восточной азии, не нужно засорять водоёмы отходами текстильной промышленности, не нужно везти продукцию через полмира, нет проблем с утилизацией ношеной одежды(а на Западе уже давно принято утилизировать ношеную одежду и не носить два раза подряд одну и ту же вещь, как минимум, в гигиенических целях).

    Будущее без грязных и разрушающих экосистемы производств будет прекрасно - красивые виртуальные дома, машины, одежда, питомцы, еда и так далее, всё это не требует заводов и толп рабочих, и позволяет дать потребителю новый продукт всякий раз, когда он этого попросит. Можно полностью менять лук и аксессуары хоть каждый день.

    С другой стороны, материальные товары постоянно дорожают и качество их падает, так что вскоре настоящие, осязаемые товары станут доступны только самым богатым людям, народ победнее будет довольствоваться 3d модельками и текстурками.

    (Стоит ли объяснять, что это больше похоже на антиутопию? Так это она и есть.)


    1. Arty_Fact
      15.04.2022 09:41

      Виртуальные товары легко реплицируются — для производства виртуальной одежды не нужен рабский труд детей в юго-восточной азии, не нужно засорять водоёмы отходами текстильной промышленности, не нужно везти продукцию через полмира
      Ага, единственная проблема, в виртуальных товарах на улицу за хлебушком не выйти.
      а на Западе уже давно принято утилизировать ношеную одежду и не носить два раза подряд одну и ту же вещь, как минимум, в гигиенических целях
      Я так понимаю, все прачечные и стиралки уже утилизировали?


      1. ramiil
        15.04.2022 12:04

        Если серьёзно - то "виртуальная одежда" это просто ещё один способ сделать деньги, не делая полезный продукт. А если в тон моему предыдущему посту - то мешок из-под картошки и глубокая уверенность, что виртуальный пуховик не даст тебе замёрзнуть в сибирский мороз станет отличительной чертой прогрессивного VR-поколения, нам, древним интернет-ископаемым из третьего мира это не понять.


  1. Jorell
    15.04.2022 15:15

    Может я что-то не понимаю, но при чём здесь луки? Статья про одежду, но автор постоянно упоминает луки. Или теперь слово "одежда" заменяется словом "лук"?