Яркое впечатление из детства. Ясный морозный вечер. В небе зажигаются первые звёзды, и одна из них переливается радужным игривым бриллиантом. Из-за горизонта величественно и грозно выплывает сплюснутая Луна тёмно-вишнёвого оттенка.



Всякий раз лунные восходы производили чарующее, магическое впечатление, заставляли остановиться и любоваться ими. Спустя много лет я научился фиксировать этот волшебный миг при помощи фотокамеры и специализированной оптики. О своём опыте я хочу поведать тебе, дорогой читатель.


Рисунок, реконструирующий то самое впечатление, цифровая живопись

▍ Фотообъективы, фотокамеры, штатив


Бо́льшую часть кадров с Луной я снял на советский зеркальный телеобъектив ЗМ5А 500 мм f/8, название которого расшифровывается как «зеркально-менисковый». В короткий бочонкообразный корпус уместились полметра фокусного расстояния за счёт переотражения лучей света внутри конструкции. Объектив тяжёлый, имеет встроенную бленду, массивную металлическую крышку и резьбу для крепления штатива.



Объектив имеет удачную конструктивную особенность: фокусировочное кольцо вращается «за бесконечность», что даёт возможность снимать владельцам фотокамер Nikon без корректирующей линзы. Однако у некоторых камер выступ фотовспышки может упираться в задний край объектива, что не позволит надеть его на камеру. По счастливой случайности ЗМ5А имеет фигурную бороздку на заднем крае, куда аккурат влезает вспышка моего Nikon D800. У объектива есть возможность сменить байонет (хвостовик) на никоновский, который выпускался в советское время. Это удобная опция у объективов, помеченных буквой «А» в названии. Существует облегчённая и упрощённая версия объектива — ЗМ5СА, с которой я также имел опыт работы.
Советская промышленность выпускала и другие зеркальные объективы, например, модели «Рубинар» и МТО с фокусными расстояниями 300, 500, 1000 миллиметров. Они нередко попадаются на вторичном рынке и на онлайн-барахолках.

На мой взгляд, самое оптимальное фокусное расстояние для съёмки Луны в пейзаже – это 500 или 300 мм, метровые имеют слишком узкое поле зрения, малоприменимое для каких-либо иных съёмок.
Зеркальные объективы не имеют регулируемой диафрагмы и обладают характерным боке в виде кружочков.



Также я применяю лёгкий трёхсотмиллиметровый ретро-объектив Nikkor 300 мм f/4.5 ED IF AI-S, оснащённый блендой и штативной лапой.

Чаще я снимаю на камеру Sony NEX 5n, она компактная, быстрая, экономичная и имеет удобный интерфейс управления. Я не очень требователен к продвинутости технического оснащения, и мне хватает возможностей этой беззеркалки.

У меня два китайских штатива фирмы Benro: один лёгкий и компактный, другой потяжелее и помощнее. Как показал опыт, они оба пригодны для съёмки и оба способны испортить изображение (об этом далее). Мне кажется, что можно использовать любой доступный вам штатив, если он не имеет люфтов в конструкции, потому что любой штатив придётся стабилизировать.

▍ Атмосферная рефракция


Обращали ли вы внимание, как оставленный в прозрачном стакане с чаем кубик сахара растекается по дну прозрачной лужицей насыщенного раствора? Если жидкость осторожно перемешивать, будет видно внезапное помутнение около границы плотностей. Тот же эффект виден при растворении спирта в воде или насыщенного раствора поваренной соли.


СС0, Bernal Saborio

Подвижные неоднородности плотности воздуха в толще атмосферы искажают изображение, делая его как бы колыхающимся, размывающимся мелкой подвижной рябью. Этот эффект особенно заметен, когда поверхность земли прогревается солнечными лучами, и тёплый воздух поднимается вверх конвективными потоками.

В сочетании с выдержкой в треть секунды это движение неизбежно приводит к снижению резкости изображения. Каким бы совершенным ни был объектив, сама атмосфера размоет детали на снимке. Нужно быть готовым к тому, что мелкие детали будут замыливаться.

Астрофотографы-планетчики и астрономы знают про понятие «астрономическая видимость» или «сиинг» и научились компенсировать атмосферные искажения при помощи аппаратных и программных средств. В больших стационарных телескопах применяются системы с адаптивной оптикой, которые при помощи быстрых механических актуаторов изменяют кривизну гибкого зеркала компенсатора искажения.

Астрономы применяют программную обработку серии изображений небесных тел, которая называется «стекинг». Я никогда не снимал через телескоп и знаком с темой поверхностно. Если вам интересно, рекомендую замечательный русскоязычный канал о лунной съёмке и астрономии DS Astro.

▍ Колебания штатива, вызываемые ветром и движением затвора


Взгляните на изображение. В кадре пролетает заходящий на посадку самолёт, и его фары и навигационные огни оставили яркие треки. Двигающиеся точечные источники и неподвижная камера создали некоторое подобие осциллографа.


2011.02.23, Nikon D90, ISO 200, 4 сек. 200 мм

Я разделил верхний трек фары на три части. Часть «A» – это момент, когда палец находится на кнопке спуска и мы можем наблюдать высокочастотные колебания, вызванные вибрацией затвора и зеркала.



Часть «B» отображает упругие колебания самого штатива, которые утихают за 2-3 секунды. На этой фотографии видно, что полного погашения вибрации не наступило и колебания сохраняются на всём протяжении экспозиции кадра. Это следствие умеренного порывистого ветра, дувшего во время съёмки.



Я провёл небольшое полевое испытание, чтобы выяснить, что вызывает вибрацию и сколько времени требуется для успокоения колебаний моего алюминиевого штатива Benro. Из опыта стало ясно, что источником микроколебаний является перемещение механических частей затвора и зеркала, а также нажатие кнопки спуска пальцем (так как нажатие на кнопку неизбежно передаёт механическое усилие на штатив, незначительно деформируя его).

С уверенностью могу сказать, что лучше всего снизить вибрации помогает комплекс мер:

  1. Если вы снимаете на зеркалку, активируйте режим предварительного подъёма зеркала.
  2. Как можно плавнее нажимайте на кнопку спуска и снимайте руку после нажатия. Ещё лучше, если вы не будете отпускать камеру вообще. Так руки послужат естественным демпфером для упругой системы «штатив-камера».
  3. Если есть возможность снимать с задержкой и электронным затвором, это будет самое лучшее сочетание.
  4. Прячьте камеру от ветра. Для этого подойдут кусты, стены, большие камни и т. п. Используйте минимально возможную длину ног штатива.
  5. Если у вас есть возможность обернуть ноги штатива чем-то мягким, это послужит отличным демпфером. Я использовал одеяло и несколько раз свой мягкий фото-рюкзак, который засовывал под штатив. Его распирающее усилие создавало отличную стабилизацию.
  6. Также можете попробовать мягко обхватить камеру руками во время экспозиции. Однако этот метод подойдёт не всем, так как микродвижения рук и тела могут давать колебания на всю конструкцию.
  7. Метод картонки. Этот забавный метод не раз меня выручал при съёмке в безветренную погоду. Если вы вспомните «осциллограмму» колебаний, которую я приводил выше, то можете схитрить: выставить выдержку заведомо на 3 секунды больше, чем требуется. Нужно, не касаясь оправы, поставить перед передней линзой какую-нибудь непрозрачную пластинку, и убрать её после 3 секунд, пока камера на штативе успокаивается. Этот способ может показаться странным, но бывает полезен, особенно когда нужно снять пейзаж ночью с длинной выдержкой. Просто возьмите его на заметку.


▍ Одежда и средства защиты


У астрономов есть правило: одеваться на наблюдения так, если бы температура упала на десяток градусов ниже, чем показывает прогноз. Старайтесь одеваться как можно теплее, возьмите шапку и перчатки. На ветру и на природе вы будете терять тепло, особенно выжидая кадр, стоя неподвижно. Я множество раз замерзал при таких съёмках, даже будучи хорошо утеплённым. Если есть возможность взять термос с горячим питьём, то обязательно берите.

Согреться на природе можно при помощи физических упражнений, например, приседаний или ходьбы на месте. Только не делайте это близко к штативу, с которого, например, снимается таймлапс – вибрация отлично передаётся через почву.

Старайтесь одеваться неброско. По возможности возьмите с собой помощника. Некоторые люди иногда проявляют излишний интерес или бдительность, и могут возникнуть конфликты. Неплохо будет иметь в кармане перцовый баллончик. Мне ни разу не приходилось его использовать на съёмке, но была пара неприятных моментов общения с агрессивно настроенными людьми.

▍ Планирование съёмки


Когда-то в самом начале увлечения я не знал о существовании удобных калькуляторов и пользовался программой Stellarium, выписывал на бумажку время лунных восходов и закатов и их азимут, чтобы примерно планировать точку съёмки.

Сейчас есть удобный инструмент с наглядной картой www.mooncalc.org
Давайте на примере лунного заката и старинного нефункционирующего судна «Котлас» вернёмся в прошлое и укажем дату из EXIF.



Я хорошо помню точку съёмки, укажем её на карте:



Две прямые линии, исходящие из отметки точки – это лучи, направленные в точки восхода и захода Луны, слева отображаются параметры в числовом виде. Попробуйте самостоятельно спланировать съёмку ближайшего полнолуния, используя этот калькулятор. Вы всегда сможете себя подстраховать, используя Stellarium. Главное, укажите в нём верное местоположение и дату.

Конечно, множество факторов может помешать съёмке. Иногда я не успевал добраться, и было весьма неприятно впопыхах раскладываться, когда уже Луна взошла выше, чем хотелось бы. Порой внезапно налетали облака и загораживали горизонт. Один раз я даже забыл флешку, что было крайне обидно!

▍ Обработка RAW


Я настоятельно рекомендую фотографировать в RAW, чтобы потом была возможность подкорректировать цвет и экспозицию дома на компьютере. Про «проявку» RAW файлов в бесплатной программе RawTherapee мне хочется написать отдельную статью, так что я не буду в этот раз подробно касаться данной темы.

▍ Плоское поле


Снимок, называемый по-английски «flat field», является картой неравномерности освещения кадра (виньетирования) и теней от пылинок, лежащих на поверхности инфракрасного блокирующего фильтра, стоящего перед матрицей.



Снять плоское поле довольно просто. Вам необходимо, не меняя значения диафрагмы, поставить чувствительность на минимум. Направьте объектив на равномерно освещённый объект, например, на безоблачный участок светлого неба, сфокусируйтесь в ручном режиме на наиболее близкую дистанцию и снимите кадр. Можно поступить иначе: сфокусировать объектив на бесконечность и сфотографировать лист бумаги. Снимок получится ещё лучше, если активно шевелить камерой, чтобы «смазать» неоднородности кадра.

Вычитание плоского поля в программе RawTherapee производится на вкладке, отмеченной стрелкой. «Флэты» и «дарки» можно выбрать в режиме просмотра миниатюр, если вызвать контекстное меню. Там будет пункт «Плоское поле» →«Перенести в папку файлов плоских полей».



Ползунок «Радиус размытия» иногда может быть полезным, чтобы усреднить шум на плоском поле и сгладить тени от пылинок. Слишком большой радиус будет давать заметные эффекты ореолов вокруг пылинок. Подберите на свой вкус. Галка «Автоматический выбор» указывает программе подобрать подходящий кадр самостоятельно. Предположу, что по ближайшей дате, камере и фокусному расстоянию, прочитанному в EXIF.

Рекомендую снимать плоское поле в каждую съёмку, так как пылинки имеют свойство перемещаться по матрице.

Видео, содержащее советы по съёмке объектов глубокого космоса на фотоаппарат, в котором рассказывается про плоское поле и темновые кадры (на английском).

▍ Галерея


Солнечное затмение 2015 года. Мы с подругой пошли по городу искать место, где бы шпиль нашей архангельской высотки располагался с Солнцем на одной линии. Точка съёмки обнаружилась во дворе школы. Мы перелезли через забор и разложили оборудование. Удивительно, но никто не вышел и не стал расспрашивать, чем мы тут занимаемся. Как только снял несколько кадров, небо заволокло тучами и пошёл снег. А мы довольные пошли в кафе. У меня был с собой солнечный фильтр, но он не пригодился. Облака снижали контраст и яркость до уровня комфортного наблюдения невооружённым глазом.


2015.03.15, NEX-5N, ISO 100, 1/250 сек, 500 мм

Молодой месяц, еле заметный в светлом закатном небе.


2018.04.17, NEX-5N, ISO 100, 1,6 сек, 300 мм

Юпитер среди городских зданий.


2011.08.18, D90, ISO 200, f/4, 25 сек, 50 мм

На этом кадре виден Марс. Визуально он выглядел как оранжевый кружок и был ошибочно принят за летающий бумажный фонарик.


2016.04.29, NEX-5N, ISO 100, 30 сек., 100 мм

Ставрополье, тёплая и тихая ночь. В запылённом небе у горизонта Луна выглядела тёмно-вишнёвым кругом, едва заметным на фоне пейзажа. Снято четыре кадра, интервал между снимками примерно 4 минуты. Сведены в редакторе.


2015.09.29, NEX-5N, ISO 100, ½ сек., 300 мм

Иногда смаз изображения можно использовать как художественный приём. По Северной Двине проходило судно, чьи огни оставили треки почти через весь кадр. За 30 секунд экспозиции Луна тоже заметно смазалась.


2017.08.07, NEX-5N, ISO 200, 30 сек. 500 мм

Восход Луны, Абу-Даби (ОАЭ), снято с эстакады.


2014.12.07, NEX-5N, ISO 100, 1/10 сек. 200 мм

Шпиль здания проектных организаций на фоне полной Луны. Архангельск. Снято со льда реки.


2015.06.02, NEX-5N, ISO 100, 1/40 сек. 500 мм

Явление «зелёного обода», возникающего из-за эффекта дисперсии света при его преломлении в атмосфере. Поначалу, я даже не придал значения этим окрашенным в красный и зелёный оттенки края и обратил внимание спустя несколько лет. Это явление – аналог зелёного луча, видимого при особых условиях при солнечных закатах.


2015.05.05, NEX-5N, ISO 200, 2 сек. 500 мм

Один из первых удачных снимков Луны. Снято в две экспозиции 25 секунд (пейзаж) и 1/60 секунды Луна. Совмещено в редакторе. Также заметен эффект «зелёного обода». Обратите внимание, что у окон и фонарей нет цветных ободков, как у Луны.


2014.10.11, NEX-5N, ISO 100, 500 мм

Явление лунного гало. Верхняя Тойма, Архангельская область.


2010.10.10, D90, ISO 200, 30 сек, 10 мм

Здесь отчётливо виден эффект так называемого пепельного света Луны. Теневая часть поверхности подсвечивается отражённым от Земли светом.


2012.01.26, D90, ISO 200, f/6.3, 4 сек, 100 мм

Кадр был запланирован так, чтобы совместить трубы ТЭЦ и восходящую Луну. Было очень холодно, экран камеры почти перестал работать, а аккумулятор приходилось отогревать подмышкой.


2016.11.14, NEX-5N, ISO 200, 1 сек, 300 мм

Шёл домой уставший и заметил низко висящую Луну. Быстро добежал до дома, захватил 500 мм объектив и штатив. Снимал пригнувшись к земле, так как дул сильный ветер и ноги штатива пришлось оставить в сложенном положении и раскрыть на максимальный угол. Мезень, Архангельская область. Белая ночь, заход Луны.


2011.07.14, 5D Mk2, ISO 125, 1/40 сек, 500 мм.

▍ Послесловие


Если у вас нет возможности или желания купить телевик, вы можете обойтись имеющимся объективом. Пусть ограничения техники не препятствуют вашему хобби. Посмотрите, Луна может стать украшением пейзажа.



Даже если у вас нет штатива, камеру можно поставить на наклонный камень, опереть или повесить на дерево, углубить в снег. Главное, чтобы она имела устойчивую опору.



А если у вас вообще нет фотокамеры – наблюдайте визуально! Созерцание нашей орбитальной соседки – это прекрасный досуг. В бинокль или подзорную трубу можно разглядеть детали рельефа, лунные моря и крупные кратеры. А ещё хочу вам посоветовать сообщество с фотографиями Луны на фликре.

Буду рад, если пробудил в вас интерес к любительской астрофотосъёмке! Спасибо за внимание.

Комментарии (37)



  1. engine9 Автор
    05.05.2022 12:50
    +6

    Вот кроп с "зеленым ободом", тонкие полосы поперёк это ЛЭП.
    Это не хроматизм объектива, а именно атмосферное преломление.


    1. PrinceKorwin
      05.05.2022 13:04
      +5

      А с противоположной стороны красное. Это из-за эффекта Доплера? :)


      1. engine9 Автор
        05.05.2022 13:11
        +3

        Да по той же причине, почему-то эффект в англоязычной среде отмечается только с верхней стороны. https://en.wikipedia.org/wiki/Green_flash#Green_rim


      1. Tyusha
        05.05.2022 13:40
        +9

        Настолько смешно про Доплера :)), что рука не поднимается ставить минус за комментарий.


        1. engine9 Автор
          05.05.2022 13:46
          +4

          Всё правильно, она же вверх поднимается, вот снизу и краснеет.


          1. PrinceKorwin
            05.05.2022 14:24
            +3

            Ну вот поэтому и не удержался от вопроса.

            И да. Вполне осознавал, что за такой вопрос можно и минусов отхватить здесь :)


            1. dfgwer
              06.05.2022 17:32

              Да не, эффект Допплера возникает от вращения тоже. Зеленая часть приближается к нам, красная отдаляется.


  1. Writer
    05.05.2022 13:04
    +2

    Отличные снимки! Спасибо!

    Как считаете, где лучше снимать луну: на высоких северных широтах или на юге?


    1. engine9 Автор
      05.05.2022 13:09

      Хм, хороший вопрос, мне кажется что и там и там есть свои особенности. На севере восход более пологий, можно снять больше кадров в самом интересном положении у горизонта, когда Луна сплющивается и окрашивается в теплые тона. Но на севере летом белые ночи и Луну часто бывает видно в виде еле заметного блина.

      В Архангельске сезон лунных закатов и рассветов заканчивается в мае. А зимой снимать холодно.

      На юге летом ночи тёплые. Комфортней снимать, ну и белых ночей нет.


    1. engine9 Автор
      05.05.2022 13:24
      +5

      Интересно снимать и наблюдать приэкваториальных областях. Там рога месяца направлены вертикально вверх на закате.


  1. dlinyj
    05.05.2022 14:03
    +3

    Хабраторт. Великолепная статья, прочитал на одном дыхании. Спасибо за статью!

    Одной из сложностей съёмок неба ещё слежение за объектом на длинных выдержках. Есть даже какие-то автоматические системы слежения.


    1. engine9 Автор
      05.05.2022 14:04
      +2

      Если не ошибаюсь это называется экваториальной монтировкой с часовым механизмом. Я хочу разобраться в теме и попробовать сделать самопал из фанеры, раскроенной на лазере.


      1. dlinyj
        05.05.2022 14:42

        Привод шаговиком сделать?


        1. engine9 Автор
          06.05.2022 09:59
          +1

          Да.


    1. Coppermine
      05.05.2022 17:55
      +2

      Слышал про такое в фотоаппаратах Pentax. Реализовано на базе матричного стабилизатора.


      1. mortadella372
        05.05.2022 18:39

        Есть у нас такое, да.


  1. Vaitek
    05.05.2022 14:47
    +8

    Моя попытка
    Моя попытка
    А это на телефон ????
    А это на телефон ????


    1. Writer
      05.05.2022 16:39
      +1

      Верхний снимок прямо как у профи! Снимаю шляпу!


  1. mortadella372
    05.05.2022 18:45
    +1

    Фиксированная диафрагма зеркально-линзовых объективов это очень неудобная штука для дальнобойной съемки. Если кадр включает передний план, то глубины резкости на фокусном 500мм совершенно недостаточно.


    А еще есть полезный сервис "The Photographer's Ephemeris", немножко платный. Позволяет посмотреть фазы, расположение и возвышение светил, в разные даты. Очень помогает планировать кадры вроде "луна на фоне сосны на вершине".


    1. engine9 Автор
      05.05.2022 20:47

      Верно. Раньше им пользовался, у него больше функций, есть круг видимого горизонта и отметки как для Луны так и Солнца.


  1. Coppermine
    05.05.2022 20:47
    +1

    Отличные снимки. Меня немного удивило, что многие были сделаны в черте города (пусть речь идёт в первую очередь про Луну, а не про звёзды). Было бы интересно почитать о влиянии огней большого города на результат и конкретно Вашем опыте по этому вопросу. В столице, например, звёздное небо можно увидеть практически никогда...

    Первый блин
    Самый удачный снимок. Sony A6400, ISO 1600, 15 сек, F/2.8, 18 мм
    Самый удачный снимок. Sony A6400, ISO 1600, 15 сек, F/2.8, 18 мм

    Буквально на днях выдалась возможность побывать за городом - не попробовать не поснимать звёздное небо было бы непростительно. Из сложностей: электронный видоискатель беззеркалки оказался бесполезен - кадр приходилось строить вслепую (интересно, как в этом плане дело обстоит с оптическим). Фокусироваться пришлось не на бесконечность, ближе - метров на 15, и тоже вслепую.

    С телефона
    С телефона

    Увы, был ограничен по времени. Минут через 15 после того, как прибыл на место, вокруг внезапно посветлело - над лесом загорелось жёлто-оранжевое зарево (предположу, что это теплицы где-то за рекой), а ясное небо начало заволакивать облаками.


    1. engine9 Автор
      06.05.2022 10:19
      +3

      Я снимал в ОАЭ, в месте где световое загрязнение одно из самых сильных на планете, т.к. множество фонарей сочетаются со светлой почвой. Луну там можно сфотографировать без проблем, иногда даже видны некоторые самые яркие звёзды.

      В симуляторе небесной сфере Стеллариум можно настраивать степень фоновой засветки и посмотреть как она влияет на видимость звёзд.

      По поводу фокусировки. Я использовал чаще всего электронный видоискатель, т.к. у NEX 5n другого и нет и в нём очень удобно наводиться на яркие звёзды, фонари находящиеся у горизонта или на край Луны.

      В некоторых камерах нет электронного видоискателя, но есть датчик фокуса и на край Луны он хорошо надёжно наводится.

      Когда готовил статью узнал про способ фокусировки от астрономов — фокусировочной маске Бахтинова. Её можно купить, сделать при помощи лазерного станка или же вообще из пары веревок самостоятельно.


  1. p-oleg
    05.05.2022 23:58
    +4

    Чаще я снимаю на камеру Sony NEX 5n

    У меня Sony NEX 5R, несколько лет назад попробовал снять зимой на стоковый объектив звездное небо вдали от города (район Селигера), даже не ожидал что с полуминутной выдержкой будет столько звезд.


  1. justified
    06.05.2022 00:14
    +8

    Лунное затмение, 2018 года, с балкона снимал, кроповая зеркалка Canon, объектив 55-250 мм, Lightroom, Photoshop.

    Кстати, по поводу софта порекомендовал бы ещё Darktable. Он раньше был только под Линукс, но теперь и под Винду есть.


  1. Javian
    06.05.2022 09:28
    +2

    Как можно плавнее нажимайте на кнопку спуска и снимайте руку после нажатия

    Непонятно почему не используется дистанционный пульт.
    Можно купить на aliexpress, можно сделать самостоятельно под свои условия https://habr.com/ru/post/255667/


    1. engine9 Автор
      06.05.2022 09:59

      Да про пульты забыл, хорошее дополнение.


      1. Javian
        06.05.2022 10:13
        +1

        Кстати и про самолеты можно дополнить тем, что приложениями на телефон Flightradar24, Radarbox можно увидеть влетит самолет в кадр или нет.


      1. Earthsea
        06.05.2022 10:24
        +2

        Можно просто включить таймер.

        Когда-то в эпоху пленки вообще были спусковые тросики.


        1. Javian
          06.05.2022 10:39
          +2

          Они и сейчас есть - электронный контакт. Простейшая схема с одной или двумя кнопками. ИК удобнее и стоит копейки на ali


  1. Earthsea
    06.05.2022 10:09
    +1

    Лучший снимок - с трубами ТЭЦ.

    Те кадры, на которых фонарь и шпиль загородили собой диск Луны - очень спорная композиция. Треки от корабля честно говоря тоже.


    1. engine9 Автор
      06.05.2022 10:41
      +1

      Мой авторский стиль это спорные композиции. Потому что делать по книжке по правилу тререй, вот это всё, уже скучно.


  1. levap
    06.05.2022 10:47
    +4

    "Красная" луна 25-06-2021
    "Красная" луна 25-06-2021

    Огромный кроп.


    1. engine9 Автор
      06.05.2022 11:37

      Максимальная фаза :>


    1. levap
      06.05.2022 12:36

      Кстати, снимал на интересный советский объектив Юпитер 36В 250мм/3.5. Вообще он среднеформатный, но у меня на 36 мм камере стоял. Довольно неплохую резкость имеет. Только тяжеленный и большой, в итоге продал за ненадобностью.


  1. DKoDeP
    06.05.2022 14:20
    +3

    Nikon D5100 + 55-300mm с рук


  1. binary_animal
    07.05.2022 04:53
    +2

    Чтобы читатели смогли максимально преисполниться глубиной кроличьей норы, приоткрываемой этой замечательной статьей, расскажу еще о некоторых моментах, которые не сразу попадают в поле внимания и начинают учитываться зачастую лишь после многих лет практики подобных фотоэкспериментов.

    При съемке в ночное время на супертелевики в обращении со штативом должно учитываться чудовищное количество тонкостей. Грубый подсчет показывает, что при горизонтальном угле зрения объектива, скажем в три градуса, на эти три градуса приходится, как правило, 6-8 тысяч пикселей длинной стороны матрицы. Угловой диаметр фиксируемых камерой деталей размером в один пиксель составляет при этом порядка 1.5-2 угловых секунд. Как следствие, в процессе съемки колебания, вызывающие отклонение оптической оси в каких-то 3-4 угловых секунды, уже скушают примерно половину разрешения. Фотоаппарат в подобных условиях превращается в сейсмограф.

    Вот далеко не полный список подобных тонкостей, буквально первое, что приходит в голову:

    • единственный на 100% эффективный способ убрать все колебания - добавить системе вторую независимую точку опоры подальше от первой, например закрепить объектив и камеру на два разных штатива или аккуратно положить переднюю часть объектива например на перила балкона. При этом, конечно, теряется возможность быстро и точно контролировать направление оптической оси, поэтому такое решение годится не всегда

    • если планируются выдержки не длиннее полусекунды, имеет смысл оставить стабилизатор объектива включенным

    • бленда телевика и ремешок камеры увеличивают парусность, что потенциально грозит увеличением колебаний

    • выдвинутая центральная штанга значительно уменьшает жесткость системы, способствуя более медленному затуханию колебаний

    • то же относится к телескопической конструкции ног штатива: чем больше сегментов выдвинуто тем хуже

    • если штатив ставится на снег/лед, резиновые ножки могут давать микросмещения на длинных выдержках и лучше использовать шипы

    • на сухой твердой поверхности резиновые ножки будут лучше гасить колебания чем шипы

    • видеоголовка гасит колебания лучше шаровой

    • чем больше шар в шаровой головке, тем лучше гасятся колебания

    • теплый штатив гасит колебания эффективнее холодного (за счет изменения густоты смазки фиксирующих винтов)

    • карбоновый штатив гасит колебания эффективнее металлического

    • чем сильнее закручены все крепления на системе, тем лучше она проводит колебания и тем хуже их гасит, особенно это касается ручки фиксатора на штативном кольце телевика и фиксаторах на шаровых головках

    • чем больше угол отклонения ног штатива от вертикали, тем хуже система гасит колебания, оптимум как правило достигается на стандартном первом положении, а дальнейшее уменьшение сделает штатив менее устойчивым

    • подвешивание тяжестей на крюк штатива, которые не закреплены жестко как минимумза за две ноги, почти гарантированно создаст колебания, возникающие от того, что груз, подвешенный за одну точку, практически невозможно привести в состояние идеального покоя

    • во время съемки категорически нельзя трогать руками штатив и тем более камеру, ходить рядом, и даже просто дышать в его сторону

    • в холодную погоду, стоя рядом со штативом, нужно убедиться, что выдыхаемый вами воздух не пересекает поле зрения объектива

    И несколько интересных вещей, не касающихся штатива:

    • при съемке зимой атмосферная рефракция рядом со зданиями и трубами заметна значительно сильнее, поэтому лучше выбирать ракурс и точку съемки с учетом этого факта

    • с уменьшением выдержки уменьшается влияние атмосферной рефракции и растет четкость изображения. Четкость в этом смысле достигает своего максимума и дальше перестает расти на выдержках порядка 1/100с - 1/200c

    • в случае супертелефотооптики только у очень качественных объективов идеально совпадают плоскости фокусировки всех трех цветовых каналов, поэтому при съемке луны имеет смысл взять только зеленый канал и тонировать его на постобработке, иногда это может значительно увеличить четкость изображения и убрать ряд оптических артефактов, пытаться же вытащить из диска луны настоящий цвет не имеет особого смысла, ибо получение визуально заметного честного результата в этом плане выходит за рамки любительской астрофотосъемки