На наших предприятиях множество данных — от постоянно обновляющихся цен и технологических условий до логистических отчетов, графиков доставки и многое, много другое. Не говоря уже о чисто внутренней информации.

При должной сноровке все эти данные можно использовать с пользой, а не просто собирать где-то ради пары годовых отчётов. Но тут есть проблема.

Данные разные, как и их источники. Где-то речь идет об огромных монструозных таблицах в Excel с кучей переменных и подвязок, где-то используются внутренние CRM, в общем, тут кто во что горазд и кому где удобнее работать. То есть информация вроде есть, ее много, на ее основе можно делать выводы и принимать решения, но вот наглядности — никакой.

И тут мы переходим к решению, так что самое время представиться. Меня зовут Марина Коробейникова, я отвечаю за дашборды в закупках и производстве СИБУРа. Именно дашборды помогают нам вырваться из описанного выше порочного круга, предоставляя возможность просто посмотреть на экран и понять, что вообще сейчас происходит. Ну то есть, в компании.

В СИБУРе дашборды применяются для самых разных департаментов – логистики, продаж, закупок, маркетинга, топ-менеджмента, и так далее. И о каждом из этих направлений мы расскажем подробнее.

Но начнём, пожалуй, с закупок и производства.

Что за дашборд

В нашем случае — это результат работы каждого проекта. В СИБУРе выделили 12 сквозных процессов, которые начинаются в одной функции и заканчиваются в другой, то есть затрагивают почти все сферы деятельности компании. В 2021 по этим сквозным процессам мы запустили автоматизацию.

Глобальная идея в том, чтобы получить инструмент для бизнес-пользователей, благодаря которому можно быстро получить информацию и принять какое-то решение, сделав подкрепленный данными вывод. Тут важно отметить, что из-за специфики нашей работы это не онлайн-данные — это именно фактические данные, скажем, за прошедшие сутки, или за месяц. Зависит от департамента и собираемой информации.

Глянул — и сразу знаешь всё самое важное о состоянии закупок
Глянул — и сразу знаешь всё самое важное о состоянии закупок

Со стороны дашборд может показаться чем-то избыточным или не самым важным, но для большой производственной компании вот так взять и вывести наглядно подробные данные даже за вчера — это так же критично, как ехать в авто и поглядывать на спидометр. Помогает контролировать ситуацию прямо здесь и сейчас, просто в случае с авто горизонт принятия решений на основе данных спидометра это секунды, а на наших объектах это равноценно пингу в сутки.

Какие метрики мы собираем

В закупках мы собираем порядка 35 различных метрик, вывод которых позволяет закупщику или его руководителю быстро понять, что происходит с заявкой/закупкой (и что делать) без необходимости запрашивать дополнительные данные или разбираться в таблицах. Просто и наглядно. Все данные у нас стекаются в “Озеро данных”, о котором подробно мы рассказывали в этом посте.

Дашборды построены по каскадной системе, то есть каждую метрику можно рассмотреть подробнее и при необходимости провалиться на уровень ниже. Зависит, опять же, от департамента и необходимой детализации. Режим NIGHTMARE мы оставляем в любом случае — это кнопочка “Выгрузить в Excel” всю эту простыню.

Дашборд для любителей изучить все подробности о закупках
Дашборд для любителей изучить все подробности о закупках

В производстве похожая история, только со своей спецификой, так как СИБУР очень большая компания, у нас несколько десятков предприятий. Каждое предприятие, каждая площадка — это какой-то свой вид производства и часто не один. При этом существует некий список метрик, который одинаков для всех, наш условный KPI для всей компании. Мы нацелены на экологию, мы хотим, чтобы у нас было меньше травматических случаев, проводим чемпионаты по безопасности.

В 2021 по производству была одна версия дашборда. Когда мы её почти-почти доделали и осталось только причесать, заказчику стало ясно, что требованиям основных бизнес-пользователей ДБ не отвечает. Не устраивало именно количество метрик и их детализация. Мы всё переделали, опросили коллег и сделали новый макет. Теперь у нас 4 дашборда, первый в работе «Дашборд начальника смены», первая ступень каскада.

Следующие уровни — начальника производства, главного инженера, и так по ступеньке до самого главного человека, который отвечает за производство на предприятиях и вообще за весь СИБУР. Прямо сейчас мы занимаемся как раз уровнем начальника смены, там метрики собраны в 3-4 направлениях:

  1. Cовершенствование системы охраны труда;

  2. Достижение целей уровня безопасности;

  3. Обеспечение компетентности;

  4. Технологические дисциплины (обеспечение максимальной производительности и минимизации потерь и выполнение производственного плана).

Как видите, дашборды помогают не просто в плане “Хотим понять, сколько мы всего произвели и сколько еще надо” — еще есть такие важные для компании вещи как чемпионат безопасности, история с травматизмом, своевременность выполнения поручений, экологические показатели по водопотреблению, выбросам CO2. Сюда же вписываем численность персонала и так далее.

Поэтому дашборд начальника смены – это инструмент для принятия решений и понимания, что по факту происходит на предприятии. Смена всегда начинается в 8 утра, заканчивается в 8 вечера, один начальник смены пришел на производство, открыл дашборд, передал свою смену следующему начальнику смены. Показывал при этом, что удалось, что не удалось по этим метрикам, и новый начальник заступает на свою смену. В ближайшее время оформим это в виде большой цифровой панели с тачскрином, чтобы совсем было удобно и быстро.

Узнать всё о предыдущей смене теперь быстрее, чем выпить чашку утреннего кофе. А можно и совместить
Узнать всё о предыдущей смене теперь быстрее, чем выпить чашку утреннего кофе. А можно и совместить

Что в итоге

Про наглядность я уже рассказала, но есть и главное — это экономия времени. Раньше аналитик руками собирал мини-версию дашборда закупок. На сбор дашборда по одному предприятию (а у нас их 10 штук в периметре) у человека уходило полдня. В лучшем случае. Теперь же это самостоятельный дашборд, автоматически подтягивающий все обновления и новые данные из систем. Включая и те, которые раньше вообще не подтягивались, потому что сделать это вручную было слишком сложно.

На самом деле это ещё и дико интересно. У нас появляется возможность менять какие-то устаканенные процессы во всем СИБУРе, обновлять KPI, работать в рамках бизнес-процесса целиком, а не каких-то его маленьких частей. Мы сокращаем трудоемкость, увеличиваем прозрачность. Более того, мы не просто собираем какие-то метрики и добавляем их в дашборд — появляется возможность изобретать эти метрики самим.

Вишенка на торте в том, что, работая в рамках продуктовых команд, нам удалось избавиться от парадигмы “Заказчик—исполнитель” в работе с бизнесом. Теперь бизнес это не просто спускаемое сверху ТЗ и не всегда обоснованные хотелки, а люди, которые работают вместе с нами и активно помогают в рамках своей компетенции.

Комментарии (1)


  1. BearMef
    15.05.2022 01:56

    1. Обеспечение компетентности

    @digitalsibur Подскажите, какие процессы и инструменты используются для этого?