Исследовательский проект морфологического разбора слов русского языка дал жизнь компании Яндекс. Ряд других ключевых аспектов лингвистики и теории коммуникации пока остаются неизвестными для компьютерного сообщества, но тоже могут породить новые технологии. В данной статье рассматривается влияние методов коммуникации на мышление человека. Автор следует работам Александра Лурии и Уолтера Онга. Данный текст является продолжением и гуманитарным основанием «Манифеста В++, социальные сети + Википедия + каталог всего на одном движке», но не зависит от «Манифеста» и может быть прочитан отдельно. В следующей публикации будет разбираеться научный метод как прикладная технология, то есть инженерный продукт.
Лурия, исследование мышления неграмотных
Методы коммуникации диктуют методы мышления: грамотность создает абстрактное мышление, отсутствующее у неграмотных. Сотрудник Выготского, Лурия[1] исследовал мышление неграмотных крестьян в Средней Азии: Одна из серий рисунков состояла из молотка, пилы, бревна, топора. Неграмотные всегда думали о группе не в терминах категорий (три инструмента, бревно — не инструмент), а в терминах практических ситуаций (ситуационное мышление) вообще не обращая внимания на категорию «инструмент», к которой принадлежало всё, кроме бревна. Если вы работаете с инструментами и видите бревно, вы думаете о том, как применить инструмент к нему, а не держать инструмент подальше от того, для чего он был создан как в какой-то странной интеллектуальной игре… Неграмотный крестьянин сказал, что «Все предметы все одинаковые: пила будет пилить бревно, а топорик будет рубить его на мелкие кусочки. Если надо исключить один предмет, то я бы выбросил топор. Это не столь хороший инструмент, как пила».
...Малограмотный работник путался между ситуационными и категориальными методами мышления, хотя категориальное мышление преобладало. Список из топора, мотыги, серпа, пилы, колосьев и бревна, он обрезал после пилы: «Это все инструменты для земледелия», но затем добавил и колосья: «Вы можете пожать их серпом». Абстрактная классификация не была полностью удовлетворительной. ...Кто-то вспоминает рассказ Малиновского о том, что у «дикарей» (устных народов) есть названия для фауны и флоры, которые полезны в их жизни, но относятся к другим вещам в лесу как к неважному обобщенному фону: «Это просто 'куст'». «Просто летающее животное» … На Крайнем Севере, где снег, все медведи белые. Новая Земля находится на Крайнем Севере, там всегда снег. Какого цвета медведи? Вот типичный ответ: «Я не знаю. Я видел черного медведя. Я никогда не видел других... В каждом месте живут свои животные».
Удивительно, что только Лурия в XX веке обнаружил, что у неграмотных нет абстрактного мышления в терминах категорий.
Уолтер Онг разбирает, как грамотные ошибаются в суждениях о неграмотных. Возможно, грамотным особенности мышления неграмотных не были интересны? Неграмотные и так грамотным господам отдавали всё, что грамотные хотели у них отнять. Грамотным скорее интересно мышление других грамотных, чтобы иметь возможность манипулировать ими.
Системы коммуникации по Онгу
Два ключевых заблуждения порождаемых неоправданной экстраполяцией и личным опытом. Одно, люди не меняются уже 5 тысяч лет. Второе, не бывает абсолютных побед. Оба заблуждения можно опровергнуть контрпримером. Переход от неграмотных к грамотным было изменением людей и абсолютной победой грамотных над неграмотными.
В книге Онга[2] описаны 3 состояния системы коммуникаций человека и 2 перехода между ними. Это [первичная][3] устность (неграмотность) → [первичная] грамотность → вторичная устность. Вторичная устность — современный устный жанр ТВ, Ю-туба и ТикТока. Комиксы и Инстаграм наверно тоже относятся к ней. Для вторичной устности характерна массовость через обращение автора к большой обезличенной и отстраненной аудитории. Изменение мышления людей, вызванные вторичной устностью, пока не описаны.
Онг в своей книге разбирает не этапы развития, но перечисляет технологии развитой устности включая устные штампы из двух слов использующиеся для создания и запоминания устной литературы: быстрые корабли, хитроумный Одиссей, острый меч, великий Ленин, американская демократия, права человека. И в наше время многие ораторы, включая Трампа, по-прежнему используют двусложные штампы на ТВ и в интернете, то есть в рамках вторичной устности. Записанные в книгах устные технологии грамотных отличаются от устных технологий неграмотных людей. Такой технологией является риторика, известная в античности, и получившая новый этап развития с распространением книгопечатания, вплоть до XIX века.
Большая часть книги Онга —описание устных людей и их устной «литературы», в первую очередь Гомера, с точки зрения грамотных людей и акцентирование парадоксов их восприятия грамотными. Устная «литература» оксиморон, так как содержит в себе корень литера, то есть буква. В нашем восприятии литература может быть только письменной. Более точный термин для «устной литературы» – эпос. Эпос Гомера был создан перед самым переходом от устности к письменности и благодаря этому был зафиксирован в самой поздней устной форме и сохранился до наших дней. Гомер был высокой устной культурой на пороге создания письменности, возможно отличной от описанной Лурией узбекской деревни. Узбекские «гомеры» 30-х годов XX века обучились грамоте и уехали в город.
История, как хронология прошлых событий возникла вместе с письменностью, так как хронология всегда опирается на внешнюю память как на образец. Ещё Платон заметил, что письмо создает внешнюю память и опасался, что использование внешней памяти ослабит память внутреннюю (Платон ученикам: не записывайте, а запоминайте). Платон критиковал использование записей примерно так же, как в XX веке критиковали использование калькуляторов школьниками, при этом Платон считал неграмотных эпических поэтов людьми низшего сорта и не находил им места в своём идеальном государстве. Письменных поэтов во времена Платона ещё не было, а эпические поэты утрачивают своё мастерство при обучении грамоте.
Этапы развития письменной культуры – «первое письмо» из картинок, описанное в рассказе Киплинга, пиктографическое египетское письмо и, наконец, первый линейный финикийский алфавит от которого произошли все линейные алфавиты, и первый фонетический греческий алфавит, от которого произошли все фонетические алфавиты с огласовками. Первыми достигли сравнительно массовой грамотности греки, у персов и египтян грамотными были только высшие классы. Греки были сравнительно немногочисленным народом, но объединённые в македонскую империю грамотные греки мгновенно захватили половину мира. Завоёванные греками народы перешли на греческое письмо и утратили прежние системы письменности. От греков и семитов мы знаем высоком уровне развития египтян, но книги египетских «платонов» и «аристотелей» до нас не дошли, а многие сомневаются, что они вообще были. Вторую эпоху массовой грамотности после античности запустили протестанты с их учебниками (Рамус), школами и книгопечатанием. Сил у протестантов было намного меньше, но грамотных больше, чем у католиков. Экспансию протестантов остановили иезуиты с их школами в ходе контрреформации. Этапами развития печатной культуры были энциклопедии и справочники, периодические издания, и, наконец, компьютерные тексты, включая Веб, форумы и соцсети. Практика научных периодических изданий долго развивалась и совершенствовалась, но с появлением интернета эта практика была просто перенесена в сеть без какого-либо дальнейшего развития. Научные публикации в интернете сохраняют все формы и наследуют все недостатки бумажных печатных статей, только переписка по электронной почте и доступ к публикациям на сайтах стали быстрее и удобнее[4].
Онг не дает исчерпывающего описания вторичной устности. Вторичная устность зарождалась с театра и кино, но проявила себя массово совсем недавно в виде ТВ и Ю-туба. Мы не знаем какие изменения в мышлении она вызывает у её пользователей, особенно в головах детей с неограниченным доступом к интернету и играм, пока у нас нет нового Лурии чтобы составить тесты и описать результаты. Последующее развитие (после смерти Онга в 2003) создало новые возможности и для индивидуального общения в разговорной форме (голосом, жестами, смайликами, короткими сообщениями, картинками...) с собеседником на другом конце Земли, которому раньше надо было ПИСАТЬ письмо (Сергей Щеглов).
Системы коммуникации как инженерные изделия
Онг написал научную книгу, описывающую методы грамотности и вторичной устности как технологические решения. Эти технологии присутствуют не только на бумаге или в электронном пространстве, но и прошиты в голове человека, включая головы Лурии, Онга и автора данной статьи. Онг не разбирает эти решения как инженерные решения, но описывает их как учёный описывает уже существующие внешние явления. Круг замкнулся, внутри головы по-прежнему игра теней на стене пещеры, но мы знаем, что люди могут влиять на правила этой игры теней. Онг, как учёный, только описывает, а не конструирует, но книга Онга неявно призывает инженеров создавать и испытывать новые конструкции в мире коммуникаций, которые отразятся в голове человека. Корпорации и государства хотят развивать искусственный интеллект. Работать над искусственным интеллектом не только модно и намного проще чем над механизмами работы интеллекта естественного, так как искусственный интеллект достаточно дистанцирован от сознания человека, находится вне его. При создании искусственного интеллекта глупости из головы человека транслируются в только одну сторону, внутрь искусственный интеллект при его обучении. Обратной трансляции из искусственного интеллекта внутрь человеческого сознания пока вроде нет или таргетирование рекламы уже достигло нашего сознания в виде Греты и коронавируса?
Инженеры создают, то, чего нет. Неграмотные египетские «инженеры» изобрели письмо, финикийские «инженеры» упростили египетское письмо до линейного алфавита с буквами, потом греческие «инженеры» сделали грамотность массовой. После античности, массовая грамотность была вновь достигнута благодаря созданной «инженерами» технологии книгопечатания. В наше время был созданы вторичная устность и интернет. Схему Онга, естественно, продолжить «вторичной грамотностью». Которая пока неизвестна, но призвана стать доминирующей коммуникационной технологией, превосходящей вторичную устность настолько, насколько первичная грамотность превосходит технологии первичной устности. Термины «превосходства» и «доминирования» требуют какой-то количественной оценки, например, грамотные всегда если не правили неграмотными, то были выше неграмотных на социальной лестнице. Значит вторичная грамотность должна давать подавляюще преимущества своим пользователям перед остальными людьми. По аналогии с первичной грамотностью, мы вторично неграмотные не можем понять логику вторично грамотных людей пока вторичную грамотность не создадим и не станем её носителями. Были возражения, что вторичная грамотность – тайное элитарное искусство для избранных. Создание вторичной грамотности и её последующее изучение может быть тайным или элитарным, но её использование, как и в случае с первичной грамотностью, будет общедоступно.
Что делать?
Ниже краткий опросник о технологии вторичной грамотности:
а) Можно ли сделать вторичную грамотность вообще?
б) Можно ли её сделать сейчас?
в) Каким силам нужна, а каким вредна вторичная грамотность и
г) способны ли они осознать свою потенциальную выгоду или вред?
д) Можем ли мы сделать так, чтобы они осознали?
е) Может ли её сделать наша команда с поддержкой сил, которым нужна вторичная грамотность?
Не требуется ответ ДА на все вопросы, но желательно максимизировать положительные ответы. Ниже будут обсуждаться свойства вторичной грамотности, а также чем вторичная грамотность не может являться. Это работа слепых ощупывающих слона.
Вторичная грамотность, как и вторичная устность, должна уже существовать в слабой и скрытой форме. По всей видимости все новые формы первичной письменности, созданные благодаря интернету, несут в себе какие-то черты вторичной письменности, включая не только Википедию, но и каталоги интернета 90-х, форумы и соцсети. Следует полагать, что вторичная грамотность, как и все предшественники, будет содержать множество разных технологий, которые могут быть на раннем этапе разъединены, но могут быть и объединены в единое целое.
Вторичная грамотность, возможно, вовсю присутствует среди нас и диктует наше мышление, но она ограничена популярными форматами соцсетей, там, где выработана привычка. Ее недостаток в том, контент в рамках этих форматов очень скудный. Вторичная грамотность подобна Пантеону у римлян. Все боги собраны в одном супермаркете. Ходи и выбирай, какой тебе сегодня больше подойдёт. Когда все боги собраны в одном месте, происходит обесценивание каждого, но и выделение сути. Пантеон — это публичный дом религии… Главное на данный момент… понять отличие между исконной устностью и второй устностью. Вторая устность не самостоятельна и не системообразующа, а вкраплена в рамки, построенные из кусков письменной словесности. Устная речь замещает собой те части, в которых она удобнее письменной. Это как разница протоколов TCP/IP и UDP (кстати, устность с картинками в основном и гоняют по второму). В чём же разница между устной и письменной речью? Устную удобнее говорить, письменную удобнее воспринимать и обрабатывать. Обычно лучше всего эта разница понятна профессиональным программистам на языках со статической типизацией – во всех руководствах на эту тему говорится про то, что программа должна быть понятна не (с)только компьютеру, но и другому программисту, который будет её поддерживать и допиливать в соответствии с завтрашними требованиями. Письменная речь как информационная технология тоталитарна по своей сути. Печатная речь тоталитарна вдвойне. Тоталитарность информационной технологии можно выразить как частное от деления лёгкости восприятия на лёгкость говорения. Интернет по сравнению с печатью снизил её. Вторая устность уместна там, где мало слушают или читают, но много говорят. В первую очередь там, где сообщаемая информация быстро теряет ценность или вообще её не особо имеет.[5]
Ограничения на массовость письменного общения
Процессы взаимного общения ограничены несколькими фундаментальными константами из социологии. Первая, размер одноуровневой команды, которую можно накормить двумя большими пиццами. Такая команда обычно не больше 6 человек, возможно меньше, в крайнем случае немного больше. С этим числом сходны число Миллера, человеческая кратковременная память может запомнить и повторить не более 7 ±2 элементов, и типичный размер традиционной семьи. На большее у человека не хватает внимания. Число Данбара – количество двухсторонних социальных связей, которые человек может поддерживать, лежащее в диапазоне от 100 до 250, обычно считается 150. Число Данбара также ограничение на численность первобытного, то есть дописьменного, племени или подразделения современной компании в одном офисе. Число Данбара нельзя преодолеть в рамках первичной устности.
В общении можно превзойти число Данбара, но такое общение будет обезличенным хотя бы, с одной стороны и однонаправленным. Примером является общение автора со своей обезличенной аудиторией в рамках первичной грамотности или вторичной устности. Обратная связь такого общения со стороны аудитории ограничена числом Данбара.
Возможно двунаправленное обезличенное общение на интернет-форумах. Такое общение может вестись не только напрямую в социальных сетях, но и посредством логоса, то есть выработанного другими кодекса текстов одного дискурса, с которым работают много человек большинство которых не обладает взаимными социальными связями. Общение с обезличенным логосом возможно реализовано только в Википедии и сходных Вики системах, но в многих крупных сегментах Википедии существуют небольшие группы авторов, жестко контролирующие правки своего сегмента подобно тому, как первобытное племя контролирует свою территорию уничтожая всех чужаков.
Гипотетическая вторичная грамотность, возможно, является совокупностью технологий двунаправленного общения между незнакомыми людьми. Назовём практическую реализацию такого протокола В++ по аналогии с Википедией и Вебом. Мои требования к В++ как к кандидату на вторичную грамотность перечислены ниже, но может быть и другой перечень требований:
Тотальность. Внутри В++ есть место, то есть возможна страница, для каждого материального или мыслимого объекта. Создания новой страницы не должно быть сложнее написания поста в социальной сети.
Защищённость устоявшихся страниц. Страницы, у которых достаточно долгая история правки и много прочтений, «вписываются в дискурс». Их можно легко дополнить, следуя правилам дискурса, но трудно исказить, то есть сломать их привязку к дискурсу. Если для статьи нужен другой дискурс необходимо создать новую копию.
Краткость. Не допускаются дубликаты и копипасты, но только ссылки и кэширование. Чтобы создать альтернативную страницу, мы должны хоть как-то «отщепить» от старого объекта новый объект.
Плотная сетка связей между объектами, В++ призван выявить все отношения. Выявление отношений и прямые краткие связи необходимы не просто для быстрого поиска, но и для артикуляции объективно существующих отношений между предметами.
В++ позволяет личное двустороннее общения в рамках узкого дискурса, но такое общение всегда ограничено числом Данбара.
В++ позволяет однонаправленное общение, это общение автора с обезличенной аудиторией, жанр авторского текста.
В++ позволяет обезличенное двунаправленное общение. При таком общении стороны прямо не знают друг друга, но возможно имеют общих знакомых, или принадлежат к одному достаточно большому дискурсу. Это общение с логосом, то есть коллективным разумом дискурса, представленным в виде кодекса всех текстов дискурса.
В++ возможно не увеличит число редакторов каждого из своих разделов выше числа Данбара, но вместо этого может решать конфликты, через механизм деления «племён» авторов, достигших предела Данбара по численности.
Глобальная деревня и приватность
Согласно МакЛюэну (The Medium is the Massage, 1967), колесо автомобиля – продолжение ноги, книга – глаза, одежда – кожи, а электронные устройства – мозга. Согласно автору, чтобы стать полезными автомобиль, книга и одежда помогают скрыть то, продолжением чего они являются. Это средства, не только усиления, но и изоляции, приватности. Парадоксальным образом современные электронные устройства лишают человека приватности в пользу публичности. Отсутствие публичности было характерно для всех ранних технологий, первые автомобили были открытыми и привлекали внимание зевак, а рукописи и первые печатные книги были предназначены для публичного чтения вслух. Навыки приватного использования этих технологий пришли позже, а значит приложения электронных устройств помогающие обрести приватность и нужную изоляцию от непрошенных наблюдателей благодаря своей пользе имеют огромные перспективы.
Согласно МакЛюэну электронные медиа дают поверхностную осведомлённость обо всём, на чём паразитируют «новые» социальные механизмы. Электронная информация сейчас обладает мимолётностью устной речи, но в будущем именно границы дискурсов В++ могут придать электронной информации устойчивость и долговечность письма, что превратит глобальную деревню во множество городов и пока не урбанизированную глобальную деревенщину.
[1] А.Р. Лурия, Культурные различия и интеллектуальная деятельность. Статья была написана в 30-е, но стала широко известной только в 70-е.
[2] Walter J. Ong, Orality and Literacy. К сожалению, книга Онга “Устная речь и грамотность” так и не издана на русском языке, хотя книгу перевели более чем на 20 других языков. У меня есть профессиональный перевод на русский язык, но я пока не смог найти издателя. По вопросам издания обращайтесь к автору.
[3] Слово "первичная" у Онга отсутствует, его добавил в квадратных скобках я.
[4] Ограничения накладываемые системой коммуникации на научные работы будут разобраны ниже и в следующей статье.
[5] Из обсуждений на форумах по Онгу и В++.
Комментарии (7)
phenik
17.05.2022 17:28Удивительно, что только Лурия в XX веке обнаружил, что у неграмотных нет абстрактного мышления в терминах категорий.
Да, вы что? Они все же просто неграмотные крестьяне, а не питекантропы) Сами привели цитату из Лурия:Малограмотный работник путался между ситуационными и категориальными методами мышления, хотя категориальное мышление преобладало.
Дом — категория, деревня — категория, мой дом находится в деревне, и тп. Думает такие категориальные утверждения были не доступны этим крестьянам? Категории более высокого уровня нет и навыков мышление с ними, но после обучения они могли ими пользоваться, т.к. базовые навыки абстрактного мышления у них были.vignatovic Автор
17.05.2022 22:04В цитате из Лурии категории начинают появляться только у малограмотных, но их нет у совсем неграмотных. Значит категории населённых пунктов и строений были недоступны неграмотным крестьянам. В статье Лурии [1] больше примеров.
phenik
18.05.2022 07:54В цитате из Лурии категории начинают появляться только у малограмотных, но их нет у совсем неграмотных.
Начнем с того, что такое неграмотные, полуграмотные и грамотные крестьяне? Это как-то формализовано? Как учесть влияние на воспитание грамотных, неграмотных и полуграмотных родителей, окружения? Эти исследования весьма приблизительные. Можно утверждать, что мышление у этих крестьян более конкретное, но оно по прежнему абстрактное, категориальное. Вопрос в наполненности, а не в отсутствии механизма. Неграмотные могут не знать, что такое категории Канта и пользоваться ими, но что такое категория дома, деревни или города знают из собственного восприятия и общения с другими носителями языка, это особенно важно в детском возрасте (контпримеры дети-маугли).
Культурологические теории Выготского и Лурия популярны даже на Западе, в принципиальных моментах не оспариваются. Но сейчас фактического накопленного материала на порядки больше нежели было доступно им, например о мышлении животных и детей. Хотя и написал о сравнении с питекантропами, одного из предков людей, даже они уже обладали способностью к абстрактному мышлению. Почему? Потому как эта способность сейчас признается за многими видами животных, первую очередь приматами. Да, они не способны на речь, нет физиологических возможностей, но они способны на различные языки-посредники, см. 1, 2, 3, обладают категориальным мышлением, строят предложения из двух-трех слов таких языков, могут обучать этим навыкам сородичей. Цитата из 1:Уошо и другие обезьяны, участвующие в проекте «Говорящие обезьяны», отчетливо продемонстрировали способность к категориальному мышлению. Они правильно распределяли группы предметов по категориям (овощи, фрукты, напитки). Обыкновенные шимпанзе, бонобо и гориллы легко пользовались принципом обобщения, применяя знакомые жесты в новых ситуациях. Так, Уошо знак «открыть», исходно выученный применительно к дверям, применяла к холодильнику, водопроводу, сосудам с напитками.
Но в каких условиях это происходит? В соответствии культурологическими воззрениями Лурия — приматы осваивают языки-посредники в культурной среде созданной человеком, реализуя через нее способности к абстрактному мышлению. Однако эти их способности не развиваются выше способностей 2-3 летних детей, т.к. у них отсутствуют соответствующие нейрофизиологические задатки.
Воспитанница Гарднеров доказала, что человекообразные обезьяны способны употреблять знаки-жесты в переносном смысле: Уошо научилась употреблять знак Грязный" — как ругательство и использовала его всякий раз, чтобы выразить свое отрицательное отношение к кому-либо: грязный кот (бродячий кот), грязные обезьяны (гиббоны), грязный Джек (служитель, на котороro Уошо сердилась). Язык «говорящих обезьян» обладал семантичностью и двойственностью: они оперировали абстрактными символами, имеющими определенное значение и строили различные конструкции на базе таких символов.
Проект «Уошо» отчетливо продемонстрировал, что шимпанзе способны мыслить категориально, понимают функции и возможности символической коммуникации и способны формировать символические представления (Гарднер, Гарднер, 2000; Gardner, Gardner, 1969; Fouts, Fouts, 1993).
По этой причине утверждение, «что у неграмотных нет абстрактного мышления в терминах категорий» не соответствует действительности.vignatovic Автор
18.05.2022 12:03+1Обсуждение статьи Лурии на других форумах привело к выводу, что категоральным мышлением обладают не только грамотные, но и неграмотные в тесном окружении грамотных, например маленькие дети или шимпанзе обученные экспариментаторами. Неграмотных в окружении неграмотных в наше время трудно найти, но по прежнему есть свидетельства об отсутствии у них ряда особенностей мышления, включая категории.
Лурия и особенно Выготский в США намного более популярны, чем в России.
vassabi
хммм .. https://ru.wikipedia.org/wiki/Neuralink ?
vignatovic Автор
Пока это только однонаправленный интерфейс в компьютер, но не из компьютера, а обезьяны сдохли. Неясно какая будет обратная связь из компьютера кроме обычного экрана и динамиков, если Neuralink получится.
phenik
В общем случае это проблема расширения восприятия, интеллектуальных возможностей, и в конечном счете сознания. В одной из тем в коменте сделал небольшой обзор технологических достижений в этом направлении на текущий момент.