Как устроена внутренняя IT-школа Мир Plat.Form.

Всем привет!

Меня зовут Анастасия Артамонова, я - руководитель направления IT-обучения и развития Мир Plat.Form, и вы уже могли читать мою статью в этом блоге. С чего хотелось бы начать в этот раз: мир меняется, меняются обстоятельства и времена года. Развивается Мир Plat.Form и его IT-обитатели. Но кое-что в этом круговороте остается неизменным – моё неумение писать вступления к статьям и то, что 1 сентября – самый «школьный» день в году.

В общем-то именно поэтому сегодня мы расскажем про нашу внутреннюю IT-школу – DIT School. Как она устроена, кто в ней "работает" и "преподает", чему в ней можно научиться и как это вообще все получилось - читайте под катом.

Дисклеймер

* деятельность АО «НСПК» указанная в настоящей статье, не является, деятельностью по реализации образовательных программ, подлежащей лицензированию в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" и осуществляется АО «НСПК» исключительно в целях обмена опытом между сотрудниками компании. Термины используются для удобства повествования и не применяются в значении, установленном законодательством, регулирующим деятельность в сфере образования.

Куда мы целились

Начнём с того, что в этом сентябре школе исполнится 1 год, и нам уже есть чем гордиться. Но началось всё, конечно, ещё раньше, и перед тем, как окунуться в реализацию, нужно было хорошенько подумать и сформулировать цели и задачи школы. Благо, их было достаточно, и мы выделили для себя основные:

·        Максимальная доступность сотрудникам тех знаний, что есть в Мир Plat.Form.

Как бы странно ни выглядела эта формулировка на первый взгляд, такая проблема встречается довольно часто. Она является естественным следствием роста организации, появления в ней новых продуктов и проектов с разным стеком, увеличения числа сотрудников и команд. Если вовремя не начать выработку общей системы знаний и подходов к работе, то это в конечном итоге приведет к большому зоопарку подходов, методологий и практик.

·        Развитие сотрудников.

Школа, как мы уже говорили, «внутренняя». То есть и обучающиеся, и преподаватели являются действующими сотрудниками компании, поэтому, когда мы говорим о развитии, то говорим сразу о развитии и тех, и других. И если с учениками всё логично и понятно, то в отношении преподавателей нужно было решить сразу несколько задач. Во-первых, шаринг экспертизы. В определенный момент мы стали понимать, что у нас есть люди, чьи знания актуальны не только для их непосредственных задач, но и в других командах. Во-вторых, обеспечение им возможности прокачивать как soft, так и hard skills. Ну и, в-третьих, достойное вознаграждение за эту, в общем-то, полноценную дополнительную работу.

·        Оптимизация затрат на внешнее обучение.

Не будем лукавить, что такой задачи не стояло, в конце концов любая организация должна сводить дебет с кредитом и делать выводы, а в условиях популяризации IT и роста количества образовательных площадок и курсов последних лет нужно быть максимально бдительными. Именно поэтому мы говорим не просто о «сокращении» затрат (оно тоже имеет место быть), а именно о более продуманном подходе к ним.

Куда мы попали

А попали мы в итоге в единую концепцию развития и распространения компетенций всеми IT-специалистами, где связаны внутреннее и внешнее обучение, учебные курсы и стажерские программы, внутренние и внешние митапы и конференции. О нашем общем подходе мы ещё обязательно расскажем, а сейчас обратимся к его сердцу – школе. Наивно говорить о том, что мы создали что-то новое, чего до нас никто не делал. Важно другое – мы построили и продолжаем строить своё. Итак, обо всём по порядку.

Откуда берутся курсы

Если кратко – из жизни. Из нашей рабочей жизни и больше, в общем-то, ниоткуда. Темы, с которыми мы работаем, максимально привязаны к нашей практике и отражают наш техстек. Чем бОльшим количеством людей знание востребовано – тем выше вероятность, что курс появится. Поэтому максимально предсказуемой оказалась тематика нашего первого курса – Java.

Кроме конкретной технологии курс может появиться «из специализации». Базовые знания, которые актуальны не только представителям конкретного вида IT-специальностей, но и всем смежникам. Первыми представителями таких курсов стали программы от нашей команды DevOps, ведь DevOps, как известно, вообще не человек, а философия методология, в которой не может работать только одна команда, но которую должна исповедовать вся компания. Затем появились курсы по системной аналитике, UX/UI, нагрузочному тестированию и другие.

Год назад мы начинали с 4 учебных курсов и 2 «пилотных». Эту осень мы встречаем с программой из 8 учебных и 2 новых «пилотов».

Поясняем за терминологию: под «учебным» курсом мы понимаем курс от 5 до 16 занятий, под «пилотом» - курс от 3 до 5 занятий. Из пилотного курс может превратиться в учебный, но не обязательно. Проходить стадию пилота тоже не обязательно. Качество и подход к разработке обоих видов курсов одинаковы, причины – разные: пилоты чаще появляются из не массовой, но значимой потребности в знаниях. Через некоторое время потребность может вырасти и курс вместе с ней. Так произошло, например, с нашим курсом по K8S.

 

Кто разрабатывает курсы

Сами. Всё – сами. Хотя изначально не планировали это обязательным условием и даже реализовали совместный с подрядчиком проект по разработке одного из курсов. Всё получилось и получилось хорошо, кроме того, что это не сократило затрат наших экспертов-преподавателей и всей команды ИТ-обучения и развития. Да, мы предполагали, что так может быть, и пошли на это, чтобы получить качественный результат, хороший опыт и понимание, что мы так тоже можем.

С тех пор, собственно, и продолжаем мочь. Поэтому все программы и материалы курсов полностью разрабатываются внутри, а это огромный пласт работы. Программы постоянно дорабатываются, перерабатываются и развиваются. Ни второй, ни третий поток одного курса не повторяет предыдущий. Изменения могут касаться структуры, содержания занятий, домашних заданий, а часто – всего сразу.

Разработка курса начинается за несколько месяцев до его старта – поэтапно, от общей структуры до лекционных материалов. Делают это сами преподаватели. Часто мы проводим опросы целевой аудитории с уточнением потребности в конкретных темах и модулях, чтобы курс максимально точно всем подходил.

Это, кстати, одна из причин перехода от внешнего обучения к внутреннему по ряду «предметов» – возможность самим конструировать программу и включать в неё то, что актуально именно нам (и выключать то, что нам не нужно, да).

Про преподавателей

Уже говорила, но повторюсь: наши преподаватели - это наши же сотрудники. Это принципиальный и важный момент. Во-первых, кроме нас никто не обладает нашими так называемыми «системными» скиллами, а, во-вторых, это важный формат их развития. Кроме того, хочешь - не хочешь, а преподавателям приходится отвечать на самые разные вопросы, а для этого нужно узнавать, что происходит в других командах, и немного спускаться со своих сеньорно-экспертных высот на джуно-мидловую землю. Это полезно.

При этом у нас нет строгого ограничения, что «мидлам нельзя». Можно. А чтобы было проще, у нас есть внутренний же курс по подготовке преподавателей. Там мы рассказываем, как «продумывать архитектуру», структуру занятия, даем навыки ведения лекций, говорим об особенностях обучения взрослых, групповой динамике и т.д.

Обычно на курсе 3-4 преподавателя, каждый из которых может выбрать наиболее подходящую себе роль - методолога, лектора и проверяющего преподавателя. Каждый «педсостав» определяется с ролями сам, а мы считаем, что все из этих ролей максимально важны и очень хорошо, что мы можем предоставить людям возможность выбрать. Но выбирать не обязательно, можно и совместить.

И, да – оплачивается. Преподаватели «включены» в систему корпоративной геймификации и программы поощрений, поэтому кроме нашей безусловной любви, большого почета и нечеловеческого уважения им ещё полагаются другие разные приятности.

Про «студентов»

Здесь нас ждала первая неожиданность. Целевой аудиторией наших программ являются IT-специалисты. Но мы были приятно удивлены и рады, что наши курсы оказались полезны коллегам из других, менее «айтишных» подразделений компании. Не скроем, что на текущей момент это не является основным нашим направлением развития, но мы работаем над увеличением доступности нашей экспертизы для тех коллег, кто с нами сталкивается в работе.

Возвращаясь к целевой аудитории – в основном это джуны и «младшие» мидлы. Растить специалистов внутри компании - наша основная задача, поэтому ориентируемся в первую очередь на тех, кому это наиболее актуально. Это не значит, что наши сеньоры нигде не учатся. Ещё как учатся, просто в основном на более узких специализациях и более точечно.

Обучение — это обязательно?

С точки зрения организации, обучение – не обязательно. Никакое. Но только потому, что наша айтишная реальность такова, что не требует введения какой-либо «обязательности» со стороны компании. За нас это сделала отрасль. Причём настолько хорошо, что из-за непреодолимой тяги наших сотрудников к знаниям мы, вместо летних каникул в три месяца, на которые честно надеялись в начале года, получили лишь небольшую двухнедельную передышку, и то только потому, что у преподавателей одного из курсов чудесным образом совпали отпуска.

Оценки

Мы учитываем то, как учатся наши студенты. Есть система оценок с тремя показателями (посещаемость (про посещение занятий), успеваемость (про домашки) и активность (вовлеченность на занятиях)). У каждого критерия есть вес, который учитывает реалии отпусков, больничных, завалов на работе и тд. В конце курса мы считаем итоговый балл, а наши «отличники» получают приятные поощрения в дополнение к полученным знаниям.

Результаты обучения учитываются при общей оценке профессионального роста сотрудника. Но, если человек не доучился, или прошел курс не так хорошо, как мог бы – с ним никто ничего «плохого» не делает. Нет штрафов, увольнений и прочего. Кто-то может сказать, что это не самое оптимальное или эффективное решение, но мы в первую очередь про помощь и развитие, а только потом про испытания и наказания (шутка, конечно же. «Наказывать» всё ещё не планируем).

Оценки появились не сразу, но благодаря им мы получили возможность анализировать так называемую «доходимость» курсов и учитывать этот фактор при доработке программ.

Орг. вопросики

Организационным обеспечением работы школы занимается команда IT-обучения и развития (ну, то есть, мы). В нашу задачу входит составление расписания, поиск преподавателей (конечно, совсем не без помощи руководителей команд и подразделений). Собрать их, обучить, помочь разработать структуру, преобразовать материалы в образовательные лекционные пособия, набрать группу, организовать занятия, курировать работу учебных и преподавательских групп и их чаты и каналы, опубликовать материалы занятий и домашние задания, рассчитать итоговую успеваемость, выдать сертификаты, организовать поощрения и многое другое, о чем иногда до начала курса даже не думаешь.

Занятия проходят 1 раз в неделю, онлайн, 1 лекция - 2 часа. Иногда в курсе дополнительно есть семинарские часы, где разбираются вопросы и ДЗ. День и время определяют преподаватели, и нет, это не всегда рабочее время. Все лекции записываются, поэтому их можно посмотреть, если не получилось присутствовать на занятии или если не получилось попасть в группу.

Открытая школа

Ещё один важный момент работы школы – это обратная связь. После каждого курса мы проводим опрос: что понравилось, что не понравилось, как преподаватели, что с домашними заданиями, что добавить, что убрать. Обратная связь строго не анонимна, и все преподаватели видят её результат. 

В конце каждого курса проводится «закрывашка», на которой преподаватели и студенты могут задать друг другу вопросы, поделиться впечатлениями, обсудить обратную связь и уточнить её.

Встречается ли нам критика и рациональные предложения на обратной связи? Каждый раз. И мы очень благодарны за то, что так происходит. Если бы мы обменивались исключительно комплиментами – вряд ли могли бы идти вперёд. При этом невероятно ценно и то, что плюсы курсов и благодарности тоже всегда отмечены и есть в опросах. За это мы, конечно, благодарны еще больше. Вообще, сам факт, что мы сохраняем прозрачность и искренность в обсуждениях программ и результатов - краеугольный камень и условие существования школы, так как каждый, кто сегодня рассказал нам и преподавателям «как надо», завтра имеет возможность сам пойти и это сделать, неминуемо получив такую же честную обратную связь.

Что дальше.

Дальше – больше курсов и их усовершенствование. Есть тенденция на разделение курсов на уровни «углубленности», которую хочется учесть. Нужно развивать систему оценок, думать о новых форматах курсов, создании библиотеки учебных материалов для тех, кто больше любит читать, чем смотреть. В общем – планов громадье и впереди большая дорога. Мы уже сделали на ней свои первые успешные шаги и уверены, что пройдём ещё немало крутых виражей, но уж больно хороши экипаж и команда, чтобы отказать себе в удовольствии ждать этих поворотов с тем же волнением и трепетом, с которым замирает каждая школа и университет ранним-ранним утром 1 сентября в ожидании первых звонков, новых предметов,  учеников и, конечно, перемен.

Тем временем в нашей школе Мир Plat.Form первые звонки звенят постоянно, а последние – никогда, преподаватели меняются местами со студентами, а вчерашние «школьники» становятся экспертами.

В общем, всё по плану – работаем.

Комментарии (0)