Сразу небольшой оффтоп: набросал канву статьи, хотел обсудить с сообществом как актуальность темы, так и содержание: что упущено, что стоит добавить, а что стоит просто выкинуть... Хейтеры радушно приветствуются :)
----------------------
Современный ИТ-руководитель постоянно находится в поисках решения сложных и противоречивых проблем: с одной стороны, требования жесткой экономии бюджета, с другой, необходимого ускорения развития ИТ-сервисов и бизнеса, с третьей, экспоненциально нарастающий объем нагрузок, с четвертой – волны пандемии и необходимость максимально безопасного и гибкого развертывания удаленных рабочих мест при драматически нарастающем объеме запросов на изменения и модернизации, с пятой… импортозамещение, санкции, проблемы с поставками и логистикой оборудования, соблюдение законодательства по защите персональных данных 152 ФЗ и др., комплайнс, требования ИТ-трансформации, бизнес-трансформации, информационной и ролевой трансформации и т.д и т.п.
И вот этот ИТ-руководитель, он же бэтмен, как-то должен справиться с ситуацией и спасти стремительно меняющийся мир и бизнес от разорения, мало того, помочь сделать его успешным и процветающим. Вопрос «что делать?» вечен, есть даже известное произведение великого классика XIX-го века, но давайте попробуем ответить на этот вопрос в начале XXI-го.
Сначала пара слов о задачах типового ИТ-директора средней бизнес-компании, которые «лежат» на его рабочем столе, «живой» пример реального ИТ-руководителя (из интервью):
Техническое сопровождение сотрудников компании
Техническое обслуживание и поддержка информационных систем для внутренних нужд (ERP, CRM, BI, Mail, Corporate Portal, Phone System и т.д.)
Техническое обслуживание и поддержка сетей и ЦОДов для внутренних информационных сервисов
Доработка текущих информационных сервисов и разработка новых
Обеспечение взаимосвязи между стратегическими целями компании и направлениями развития ИТ
Обеспечение необходимого уровня поддержки ключевых бизнес-процессов компании
Повышение отдачи от инвестиций в развитие информационных технологий компании
При этом обычно есть еще несколько «горящих» рабочих задач:
Временные стенды «на 1 день / неделю»
Временное увеличение ресурсов под мероприятие
Тестирование / Внедрение нового информационного сервиса
Тестирование обновлений текущих сервисов и функционала новых сервисов
Восстановление данных из бекапов
Тестирование DRP планов
Различные демо сервисов или специализированных сервисов под проекты
Обеспечение географического резервирования информационных сервисов
ИТ-руководитель выбирает, каким путем решать перечисленные выше задачи:
Закупка собственного оборудования
Аренда оборудования
Облачные решения
При этом он выделяет следующие факторы, влияющие на выбор:
Обеспечение ресурсов под ежемесячный рост объёма данных
Количество вычислительных мощностей для обеспечения работы сервисов под «боевой» нагрузкой и без
Скорость предоставления решения
Надежность инфраструктуры
Нагрузка на штат ИТ сотрудников
Бюджетные ограничения
Также, все чаще достаточно остро стоят задачи по трансформации бизнеса и ИТ. Обобщая опыт, замечаем, что ИТ-руководители в большинстве избегают употреблять модное слово «трансформация» и считают его «хайповым» термином, который используют для достижения целей поставщики решений, ИТ-технологий и «ИТ-чиновники». Но, если вникнуть в смысл, то как ни крути: эволюция, трансформация, модернизация, ускорение развития и т.д. неизбежно меняют наши привычные приоритеты, выдвигая на первое место тотальную комплексную автоматизацию и необходимость измерять эффективность изменений и собственно работы ИТ-подразделения. И, что самое интересное, есть 2 простых метрики, которые помогают ИТ-подразделениям оценить эту эффективность:
Т.е. необходимо постоянно работать над снижением удельных расходов на 1 рабочее место, что не означает снижение стоимости сервисов, которые используются каждым сотрудником. Напротив, в связи с развитием технологий, стоимость необходимых сервисов и оборудования может обоснованно увеличиваться, но за счет новых возможностей автоматизации обслуживания расходы ИТ-подразделения могут снижаться, например, 1 системный администратор может обслуживать большее количество рабочих мест (до 1000-2000 и более), а облачные технологии и такие как RDS/VDI не только помогают решить эти задачи и улучшить указанные метрики, но и сделать эти решения более гибкими и динамичными. И, конечно, большинство выбирает именно эволюционный путь развития – от гибридных сценариев решения до построения эластичных мультиоблачных инфраструктур.
С другой стороны, со стороны заказчика и конечного корпоративного потребителя ИТ-сервисов ситуация выглядит намного проще. Опрос показал следующие «горящие» потребности и цели, к которым ведет удовлетворение указанных потребностей, что нужно пользователям, их словами:
1. Потребности:
"Разместиться в облаке"
"Сохранить данные"
"Заменить старое оборудование"
"Платформа для обучения"
"Платформа для разработки"
"Бэкап"
"Аварийное восстановление"
"Быстрое создание"
"Лёгкое управление"
2. Цели, в том числе использования облака (также со слов конечных потребителей):
"Сократить расходы"
"Повысить надёжность"
"Удобно управлять"
В большинстве случаев эти потребности удовлетворяются следующими типовыми решениями и сценариями (из интервью с ИТ-руководителями):
Миграция в облако любых данных и служб, интеграция их друг с другом и с существующей инфраструктурой - гибридные сценарии
Организация удаленных рабочих мест, включая решения для терминального доступа (RDS и VDI)
Файловые серверы и общие ресурсы
Корпоративная почта
Корпоративный портал
CRM и ERP системы, сервисы для управления проектами и средства совместной работы
Любые сайты и порталы, включая Битрикс 24
Любые 1С-конфигурации
Серверы СУБД (MS SQL, PostgreSQL, Postgre PRO, MYSQL и др.)
IP-телефония, helpdesk
Различные сервисы безопасности (антивирусные и антиспам-решения, WAF, защита от DDOS и др.)
Контроллеры домена
Инфраструктура для сценариев горячего, теплого и холодного резерва, включая резервное копирование
Организация резервного центра обработки данных (ЦОД)
Эксплуатация эффективных и мощных готовых решений: SaaS, PaaS, SaaS
А также любые другие ИТ-инфраструктурные решения.
Дальнейший анализ позволяет свести цели, потребности, сценарии и решения в таком ориентировочном формате, номера в правой колонке соответствуют номерам из предыдущего списка:
Потребности |
Решения и сценарии |
"Сократить расходы" |
1, 2, 3, 8, 9, 16 … Уточняется на основе проектирования и пилотного тестирования |
"Повысить надёжность" |
1, 2, 3, 8, 9, 16 … Уточняется на основе проектирования и пилотного тестирования |
"Удобно управлять" |
1, 2, 3, 8, 9, 16 … Уточняется на основе проектирования и пилотного тестирования |
"Разместиться в облаке" |
Все сценарии, начинаем с этого: |
"Сохранить данные" |
3, 13, 14 |
"Заменить старое оборудование" |
1, 2, 3, 8, 9, 16 |
"Платформа для обучения" |
1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 … |
"Платформа для разработки" |
Любые, 9, 15, 16 |
"Бэкап" |
3, 13, 14 |
"Аварийное восстановление" |
3, 13, 14 |
"Быстрое создание" |
Любые, 1, 2, 3, 8, 9, 14, 16 |
"Лёгкое управление" |
Любые, 1, 2, 3, 8, 9, 16 |
Очевидно, что ошибка в выборе решения и даже сценария на начальном этапе может привести к существенным потерям или недостаточным оснащением ресурсами, что в обоих случаях плохо. Но что еще важно, задачи корректируются каждый день – чего только стоят вызовы пандемии и усиливающиеся угрозы безопасности, особенно при организации удаленных рабочих мест сотрудников. Получается замкнутый круг, почти как в сказке: «пойди и сделай то, не знаю чего…», потому что неизвестно, что будет завтра, что будет с бизнесом, компанией, пандемией, международной обстановкой и т.п. И роль такого мудрого провидца, визионера, стратега и тактика теперь является ролью и ИТ-руководителя - и штурман, и лоцман, и часто, и капитан в одном лице.
А теперь главный вопрос – как при этом сделать ИТ недорогим, надежным, безопасным, максимально гибким и эластичным? И самый простой ответ – потреблять в формате сервисов, которые легко масштабировать и уменьшать/отключать, которые сами обновляются, которые требуют минимальные затраты ресурсов на поддержке и интеграции. Т.е. важной задачей ИТ-руководителя является профессионально грамотная оркестрация этих сервисов, превращение их возможностей в истинную ценность для пользователя и компании. Ну и, конечно, управление, контроль, мониторинг и бюджетирование.
И очень простой ответ – на основе облака это сделать и проще, и удобнее, и надежнее, и обычно при более низкой стоимости владения (TCO) и достаточно низких начальных затратах. Помните основные запросы бизнеса: сократить расходы, повысить надежность, удобно управлять?
И не особенно важно, какое это облако. Оно может быть публичным или частным, находиться на территории компании или в высококлассном, максимально отказоустойчивом ЦОД уровня TIER III надежного провайдера под присмотром и обслуживанием высококвалифицированных специалистов, стоимость и дефицит которых сейчас растет экспоненциально. Поэтому одной из стратегических задач является найти такое решение и провайдера, который поможет собрать необходимые эффективные решения, построить план обслуживания и развития, посчитать технико-экономическое обоснование и TCO, станет партнером на долгие времена стремительной и извилистой дороги развития. Именно партнером, который вместе с вами не только заинтересован, но и несёт ответственность, и помогает достичь поставленных целей. И, как подметили некоторые мудрые ИТ-шники – это «супружеские отношения», результатом которых должны стать общие плоды и процветание «ИТ-семьи» ????
Комментарии (33)
elderos
13.09.2022 11:27+2легкий, надежный и очень дорогой способ
screwer
13.09.2022 11:34+2Необязательно дорогой. Если нагрузка сильно прыгает - может оказаться не дороже, чем развертывать избыточные мощности своими силами. Другой вопрос что это немногим актуально. А ещё что есть шанс остаться без облака, как показали недавние события.
volkovmm Автор
13.09.2022 11:42А как же локальные облака (внутри страны, региона...), частное облако на собственной инфраструктуре?
amarao
13.09.2022 11:55А если не прыгает? Или прыгает, но база достаточно высокая, чтобы сожрать всё и вся?
volkovmm Автор
13.09.2022 11:59Т.е. надо построить эластичное хранилище? Если не секрет, БД на на какой СУБД? Есть несколько решений. Выбор решения зависит от архитектуры приложения и используемой СУБД.
amarao
13.09.2022 12:03Почему обязательно хранилище? Допустим, нужна пачка нод для эфира. Или, допустим, производство на котором идёт управление промышленными системами.
Или нейроночки обучаются.
Бизнесы разные, задачи разные. Времена, когда бизнес - это был AD + СУБД + принтеры по офису был пиком индустрии, давно закончились.
volkovmm Автор
13.09.2022 12:40+1Вам очень повезло, что для Вас закончились :) Для нас эта боль только усилилась. Офисники теперь 50/50 сидят дома - вот тут какая безопасность? И как печатать? На самом деле 90% глубинного ИТ не изменилось совсем! Увы(( Я же не зря писал: "типовые задачи из интервью". Так что ваши задачи с одной стороны - наше замечательное будущее, с другой стороны "слюнки текут" по такой интересной работе)) А пока вы автоматизируете свои экскаваторы и автопилоты, нам только лопаты дали... С доле шутки))
Эфир - это для майнинга или медиа?
Про edg computing для пром.автоматизации / АСУТП / MES / SCADA тоже сейчас мечтаем, хочется запустить такой проект, чтобы у оборудования крутились системы контроля, управления и сбора данных, а в облаке производилась высокоуровневая обработка, аналитика и проактивный мониторинг. Я хочу, чтобы мои насосы ремонтировались только во время плановых остановок и профилактик, чтобы я мог прогнозировать износ подшипников заранее, например, по тенденции изменения температуры подшипника, прогнозируя его выход из строя (это простой пример, но реальный, например, для гидравлических систем электростанций). Для примера: на АЭС более 15 000 дискретных и 5 000 аналоговых параметров - вот их проактивный мониторинг и есть суперзадача. На заводе по производству молочных продуктов и современном курятнике параметров на порядок меньше, но задачи те же - быстро собрать данные, проанализировать в автоматическом и автоматизированном режиме, возможно передать данные в другие системы для анализа и дополнительной обработки. У оборудования находятся контроллеры / edge computing, а в облаке системы высокоуровневого мониторинга, аналитики, архивирования и т.п. Вот это вполне близкая мне история и проекты. С этого и началось мое облако - с модернизации систем на industrial sql для молочного завода))
volkovmm Автор
13.09.2022 11:37+1Облака? Вы же наверняка используете виртуализацию? Виртуализация + платформа управления/оркестратор - уже практически = облако? Частное облако на OpenStack, не? :)
amarao
13.09.2022 12:04-1Как показала практика, облако - это API. А чем там провизится с обратной стороны - это всё фигня. При этом API никто не использует, все используют инструменты, и интеграция с ними решает. Есть модули для TF/ansible - облако. Нет - фигня на палочке.
volkovmm Автор
13.09.2022 12:47Интересный взгляд)) Но я с Вами согласен - для "полномасштабных" разработчиков интеграция с облаком / мультиоблако и гибридные решения - необходимая "проза жизни" / имеет очень важное значение. Но 50, нет 100500 оттенков облака и ИТ говорят о том, что большинству API нафиг не нужен)) Сразу оговорюсь, я активно использую API и curl, но большинство коллег просто знают о его существовании))
DikSoft
13.09.2022 12:40Вывод о том, что арендованное облако это в итоге дешевле, не подкрепляется расчетами. Утверждение , что Cloud WVD/VDI это удешевление - на большинстве типовых масштабов - ошибочное. Исходная ситуация, что уже есть в наличии из ресурсов и сколько стоит их поддержание в production state, вообще из расчета выпадает. Как в итоге получили вывод - непонятно.
Мораль: упрощать вредно. Можно получить результат, который существенно дороже и не получить "лёгкой управляемости". На сегодня путь остается один: Гибриды. И считаем TCO по каждой задаче. Обязательно учитывая требования к её доступности.
volkovmm Автор
13.09.2022 14:00Согласен и не согласен одновременно)) Но спасибо за уточнения. У меня есть и терминальные серверы, и фермы. У товарища VDI - в его случае при количестве пользователей 2500 юзеров и 5 админах - получается экономия, особенно с учетом автоматизации и гибких политик безопасности. В моем - 150 пользователей сидят на RDS. Да, конечно, даже слоны бывают разные, а уж инфраструктуры и ИС могут отличаться, как небо и земля.
А как Вы считаете TCO?
DikSoft
13.09.2022 14:06+1получается экономия, особенно с учетом автоматизации и гибких политик безопасности
Экономия на чем? На управлении инфраструктурой клиентского доступа? Так к рабочим столам или сеансам на терминальной ферме надо ещё с чего-то подключаться, а на тонких рабочих местах много не сэкономишь. И при таком количестве рабочих мест без нормального SCCM (MEM) или его аналогов явно не обошлось. Так что количество админов первой линии сильно различаться не будет.
А как Вы считаете TCO?
Так же как и все. ФОТ, лицензии, аренда, цена контрактов на поддержку оборудования и на его плановое обновление, электричество, сервисные контакты....
volkovmm Автор
13.09.2022 15:14Да, 1-я линия в связи с пандемией только выросла, а вот 2-я и 3-я сократились Я уточню у коллеги. Основное для него преимущество - сократилось время решения многих задач. Все автоматизировано до предела. Они стремятся к показателю 1 точно недешевый админ на 1000-2000 пользователей. Для него самые важные метрики - время решения и безопасность, а ФОТ на 3-м месте, но тоже сильно давит, особенно текучка (хороших спецов постоянно хантят конкуренты).
Кроме ФОТа у вас что еще дорожает? Есть тенденция роста TCO?DikSoft
13.09.2022 15:51Кроме ФОТа у вас что еще дорожает? Есть тенденция роста TCO?
Если коротко, то всё. )
JohniGo
13.09.2022 12:47+1Я бы все-таки добавил метрику "человеко-сервис" учитывающую общее количество предоставляемых ИТ-сервисов и их пользователей. Просто затраты на одно рабочее место так себе показатель.
Про аутсорс (а перенос сервисов в облако, по сути его разновидность) - если считаете, что риски уменьшения степени влияния на управление ИТ-сервисами не перевешивают стоимость самостоятельного владения и управления, можно что угодно отдать на сторону (не только ИТ).
volkovmm Автор
13.09.2022 12:51Да, верно, спасибо! Надо подумать над этой метрикой и добавить в обсуждение.
DikSoft
13.09.2022 13:56+1Есть ещё один аспект, который стоит учитывать на перспективу. Переиспользование выведенного из production среды оборудования на тестовые среды и, возможно, под пиковые нагрузки - получаете практически бесплатный буфер без лишних затрат.
При расчетах TCO на 3-5 лет и уже при средней по размеру инфраструктуре этот фактор начинает сказываться.
volkovmm Автор
13.09.2022 15:15Да, спасибо, это точно! Утилизация инфраструктуры более эффективная, это точно. На vGPU у нас конструкторы вообще в смену работают.
miarh
13.09.2022 12:53+2В статье нет самого главного - экономики.
Хотя бы два простейших варианта - уже есть инфраструктура. Инфраструктуры нет (новый бизнес или новая задача). Для поимера на тех базовых задачах, которые Вы прописали.
И да - в феврале месяце многие остались без этих самых облаков.
Конечно, какие то задачи проще разместить в облаке. А по регионам нужно еще учитывать последнюю милю, и не везде можно нормальный резервный канал обеспечить - а это очень важно.
volkovmm Автор
13.09.2022 14:02Да, спасибо, ценное замечание. Стоит привести пример экономики. Он есть у меня)
Облака, если частные или локальные, разве можно отключить зарубежными руками?miarh
13.09.2022 16:11Будет интересно. Смотря ведь где эти облака развернуты :) Вообще, мой директор говорит - "Вещью владеет тот, кто может ее уничтожить" Чья цитата - не знаю, но суть верна.
volkovmm Автор
13.09.2022 17:12Да, вот "владеть" - это же ментально в наших головах = "надежно". А тут задача = что важнее, стоимость, скорость внедрения изменений и эластичность или "собственное", значит, максимально под моим контролем и, кажется, = максимально надежно и безопасно? Сейчас владеть становится невыгодно. В конце XIX-го века электростанции были в основном частными, а сейчас такое - редкость. Централизованное производство электричества позволило решить массу проблем - эффективность, себестоимость, обслуживание, обновление (апгрейд), модернизация и т.п.: Как рождались электростанции
Как Вам "централизованное производство ИТ" / "сверхнадежная ИТ"? С долей шутки, разумеется :)
CyaN
14.09.2022 11:47+1После 24 февраля SaaS облака превратились в тыкву. Основывать длительные планы и стратегии на столь ненадежной (не в техническом плане) основе - надо быть очень наивным CIO.
Облачные сервисы IaaS в нормальном датацентре - вполне рассматриваемы, т.к. возможен перенос на свое железо в случае необходимости.
volkovmm Автор
14.09.2022 13:09+1Ну не все же SaaS превратились в тыкву? :) Я до сих пор ими пользуюсь. Да, гемора с оплатой появилось много, но решается. Кроме того, отечественные / локальные сервисы работают и даже скидки дают, не все цены задирают))
Но Вы правы, IaaS - стал одним из самых востребованных. Я бы даже сказал XaaS - там и PaaS, DaaS, SaaS…1СaaS, SECaaS… все-как-сервис. Основные причины - недостаточно или медленно едет железо, непонятно, сколько надо будет его завтра, CAPEX = высокие риски, что будет с бизнесом завтра…
DikSoft
15.09.2022 18:35Ну не все же SaaS превратились в тыкву? :)
Оптимизм, это хорошо, но пока более-менее стабильно работает и развивается из внутренних поставщиков только МТС-Cloud, у остальных уже появляются проблемы, и не только с железом. Совершенно непонятно, как долго они смогут продержаться. IaaS на своём частном облаке как-то надёжнее выглядит.
amarao
А как насчёт отсутствия вендор-лока?
volkovmm Автор
Частные облака можно же сделать достаточно вендоронезависимыми? На OpenStack + opensource?
amarao
Частное облако - это такая прослоечка. Поверх серверов натягивают management layer, который даёт API для запуска. Но ресурсы-то ровно те же самые (минус оверхед от control plane'а).
То есть в рамках консолидации серверов разных отделов - оно отлично работает (объедки с десятка отделов ещё 2-3 отдела на себя могут принять).
volkovmm Автор
Да, конечно, но можно не только объедки))
grumbler70
Весь этот платформенный "опенсорц" в энтерпрайзе в итоге выходит боком. Допустим некий Вася вам его настроил и запилил занедорого. А потом Вася ушёл. И Вам надо срочно искать уже узких спецов, которые нынче поголовно зациклены на девопс, аджайл и вендекапец. И стоить они будут в итоге на окладе дороже, чем Васина маленькая премия в прошлом + поддержка корп. решений по подписке в перспективе. Ну и не факт, что эти девопсеры Васино решение не развалят наглухо в процессе.
volkovmm Автор
Да, обычно, чем дальше от вендора и ближе к вендоронезависимости, тем больше зависимости от человеческого фактора. Но без виртуализации уже мало кто развивается в стандартном ИТ? А от виртуализации до облака рукой подать же? В далеком 2010-м у меня там были лабы и песочницы, а в 2012-м уже сидели конструкторы и 1С-ники + все пользователи офиса на терминальных серверах. А в 2014 я полностью перешел в облако: на Hyper-V и VMware. А сейчас еще openstack и opnenebula + несколько песочниц в Azure и AWS/ :Очень тяжко их бросать, но придется(