Такой вопрос я слышу в 50% случаев.
Чаще только еще более абстрактный “Я не понимаю, кем я хочу быть”.
Я обожаю профессию project и считаю ее прекрасной стартовой позицией, открывающей любые двери для карьерного роста на любые управленческие позиции.
Естественно, при наличии у вас желания расти дальше.
Профессия product owner менее вариабельна, однако тоже является отличной базой для вертикальных и горизонтальных карьерных переходов.
В этой статье разберу наиболее часто встречающиеся варианты карьерного роста - вертикального и горизонтального - для менеджеров проектов и продуктов.
Разберу 10 самых популярных карьерных треков
- в ИТ и не только, сгруппированных в зависимости от интересов и сильных сторон ПМ.
Классификация сделана на базе моего личного опыта и историй карьерного роста моего окружения - клиентов из РФ, СНГ, Европы, ОАЭ + коллег и знакомых - руководителей проектов, подразделений, дирекций и т. д.
Я специально привожу обобщенные описания и реальные кейсы - чтобы показать, насколько многообразны могут быть вариации обязанностей для одной должности и названий должностей для +- одинакового функционала в разных компаниях.
Куда можно расти project manager
Типовой маршрут junior - middle - senior project manager я тут рассматривать не буду - он очевиден и подразумевается по умолчанию.
Расскажу о более интересных возможностях последующего роста - вертикального и горизонтального.
Тем, чье сердце навсегда отдано проектному управлению - рекомендую наметить в качестве карьерной цели должность
Руководитель проектного офиса
Самый прямой и очевидный карьерный маршрут.
В крупных компаниях путь к нему пролегает через Program manager, Руководителя программ проектов, Руководителя портфелей проектов или Руководителя проектного офиса какой-то функции.
Например, меня часто хантят на PMO HR проектов.
Также встречается должность Директор проектов - как правило, в интеграторах и вендорах.
И должность тимлида или Head of project.
Фактически это тот же руководитель программ/портфелей проектов, который курирует нескольких ПМ.
В малом и среднем бизнесе РМО можно стать сразу из руководителя проектов, в т. ч. иногда минуя грейд Senior.
Также возможны (знаю лично) случаи дауншифт - перехода из РМО обратно в руководители очень масштабного проекта.
И в этом как раз особенность и прелесть должности руководитель проектов - он может руководить очень масштабным проектом с выделенной под него напрямую командой, подчиняться напрямую СЕО.
И затем стать руководителем подразделения и даже бизнес-единицы.
Как бы не звучало название, суть у этих должностей одна - выстраивание процессов управления несколькими проектами направлениями/компании, и максимизация их результативности и эффективности.
Следующие ступени развития - Директор проектного офиса - но это название встречается крайне редко, руководитель практики в ИТ компании, и даже СЕО.
Что необходимо развивать: выстраивание процессов и методологии проектного управления, навыки переговоров на более высоком уровне, распределение ресурсов.
-
Для тех, кто влюблен в продукт подойдут должности
Product Owner, Product Manager.
Не буду вдаваться в дискуссии, в чем отличия между этими двумя должностями - в разных компаниях по-разному.
По структуре подчиненности также есть вариации:
project и product могут быть на равных,
может быть product owner и под ним несколько project manager - или наоборот.
Как правило, горизонтальный переход из проджектов в продакты осуществить не сложно.
А вот со случаями переходами из product в project не знакома. Если вы такие знаете - напишите в комментариях, интересно узнать причины.
Что касается дальнейшего карьерного роста.
В западных ИТ компаниях для product owner есть типовые карьерные маршруты
Для project я таких не нашла.
Если у вас вдруг есть - поделитесь, пожалуйста.
В российских компаниях все не так однозначно.
Где-то может быть рост сначала до Head of Product /руководителя продуктового офиса/ Team Lead Product, а потом в CPO - директор по продукту.
В компаниях поменьше наоборот - из product owner можно сразу стать СРО, а потом уже Head of Product.
Что необходимо развивать: продуктовые hard skills.
Delivery manager
Новая в РФ профессия и потому не до конца изученная.
В некоторых источниках пишут, что у delivery больше полномочий, чем у project, и что project и другие роли ему подчиняются. В других все наоборот.
В целом считается, что delivery manager больше погружен в процессы продуктовой разработки и должен обладать бОльшими техническими навыками, чем project.
У нас delivery и project менеджеры были на одной горизонтали, только delivery более глубоко были погружены в выстраивание процессов.
У кого есть опыт работы в этой должности - расскажите, пожалуйста, про него в комментариях - и про ваш карьерный путь.
Что необходимо развивать: технические навыки, понимание архитектуры, выстраивание всех процессов управления продуктами.
Если вам больше всего нравится работать с командой - то присмотритесь к должности
Scrum master
Ее функционал может сильно варьироваться в разных организациях.
Классическая модель Джефа Сазерленда встречается редко.
Где-то скрам-мастер ничем не отличается от проджекта = управляет командой.
Например, в Яндексе (в некоторых подразделениях точно).
Где-то он практически product owner - например, в EPAM
Где-то он тренер и только обучает команды (так было у нас).
Как обычно, важно понять, какую роль и функционал хотите вы. И уже под это подбирать компанию.
Что необходимо развивать: коучинг, менторинг, фасилитацию мероприятий, управление конфликтами и т.п.
Если вам нравится быть первопроходцем - вам понравится роль
Руководитель направления
Развитие нового для компании направления - информационная безопасность, развитие внутренних стартапов, развитие новых каналов продаж, процессный офис (реальные кейсы, которые знаю я).
По сути своей это руководство проектом - но с целью вывести направление на показатели его эффективности и в дальнейшем им управлять уже на операционном уровне в качестве руководителя подразделения.
Как правило, на старте нет подчиненных - только матричная команда, и то не выделенная.
Зато если вы докажете эффективность направления - будете первым и единственным кандидатом в руководители нового подразделения, а то и бизнес-юнита.
У меня это любимый способ карьерного роста.
Что необходимо развивать: лидерские качества, бизнес-мышление, стратегическое мышление.
-
Если вам нравится какая-то конкретная функция и вы хотите роста в качестве руководителя подразделения - присмотритесь к должностям
Team lead бизнес-аналитиков.
Знаю несколько кейсов роста до руководителя отдела бизнес-анализа - в т. ч. мой (но я продолжила совмещать несколько ролей на разных проектах).
Дальнейший рост возможен по вертикали до руководителя отдела - потом департамента - и далее директора.
Team lead / руководитель отдела Big Data.
Лично таких примеров не знаю, но теоретически это тоже возможно, если это технические проекты (например, проекты по BI) и вы подкованы в технической части.
Руководитель службы тех поддержки - например, по SAP (знаю такой кейс).
Что необходимо развивать: экспертные знания предметной области, навыки операционного управления, распределения ресурсов аналитиков, развитие компетенций аналитиков.
Если вам больше всего нравится общаться с клиентами - посмотрите на эти направления:
Account manager, Engagement manager.
В российских реалиях более привычное название аккаунт менеджер.
В крупных иностранных компаниях Engagement.
Знаю ПМ из Испании - она много лет руководила проектами внедрения SAP со стороны вендора, консалтинга и бизнеса. Теперь перешла в Engagement manager.
Это стык управления взаимоотношениями с клиентами, Change management, управления проектами, договорной работы, организации мероприятий.
Функционал может отличаться в разных компаниях - может не быть продаж и/или организации мероприятий для клиентов.
Что необходимо развивать: выстраивание долгосрочных партнерских взаимоотношений, продажи доп. услуг, работа с договорами, организация мероприятий.
Для тех, кому больше всего нравится оптимизировать процессы бизнеса рекомендую посмотреть на смежную сферу - консалтинг и должность
Руководитель консалтинговых проектов
Хотя в некоторых компаниях этим могут заниматься бизнес-аналитики или менеджеры по оптимизации процессов на стороне бизнеса (знаю и такие примеры).
Сама я 11 лет параллельно вела и ИТ, и консалтинговые проекты - и считаю эти ниши максимально близкими, а переход между ними очень простым.
Конечно при условии понимания мат. части - нотаций описания бизнес-процессов, бизнес-моделирования, бережливого производства, моделирования организационных структур и др. - в зависимости от специфики проекта.
Дальнейший рост возможен: в консалтинге до руководителя практики и управляющего партнера, на стороне бизнеса - до руководителя отдела или даже департамента или руководителя проектного офиса конкретной функции (знаю такие кейсы).
Что необходимо развивать: стратегическое управление, Lean мышление, организационное проектирование, моделирование процессов и т. п.
Если вам нравится ниша Ed Tech, то вам подойдет
Продюсер он-лайн курсов
Ed Tech - такая же проектно-продуктовая разработка, как и в ИТ, только состав команды другой и нужны знания в маркетинге.
Год назад я стала продюсером он-лайн курсов - мне переход дался довольно легко. Hard skills освоила за несколько месяцев.
Возможно 2 варианта занятости - работа в найме и на фрилансе.
На фриланс можно идти только если вы реально предприниматель по складу характера и готовы рисковать собственными деньгами до победного.
Если нет - то не рекомендую. В найме вы получите гораздо больше и денег, и свободы.
Что необходимо развивать: понимание рынка Ed Tech и его трендов, маркетинг.
Возможный рост далее: head of producer, руководитель продюсерского центра.
-
Если вам хочется в самостоятельное плавание и работать на себя
Собственный стартап.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
И тот айтишник, который не мечтает о своем стартапе.
Однако всем ли это нужно на самом деле?
Моя практика общения с клиентами и знакомыми показывает, что нет.
Происходит подмена истинной цели и методов ее достижения.
Стартап в основном все хотят ради полной свободы и больших денег.
И/или запилить что-то СВОЕ.
Но первые годы стартапа - это минимум свободы и денег едва-едва на жизнь.
Точно ли вы готовы это терпеть? И понимаете, ради чего?
Как правило, выясняется, что многие просто не знают, как в найме заработать больше.
Или как выстроить процессы и работу с руководителем так, чтобы у вас была полная свобода.
Хотя это все возможно - если не на текущем месте работы, так в другом.
Пишу это все с полным пониманием всех нюансов - я уже больше года на фрилансе.
Количество раз, когда мне хотелось все бросить и когда я себя возвращала именно через то, что это реально моя миссия и у меня есть все необходимые качества - не поддается подсчету.
Никому не советую уходить на фриланс, если вы НЕ:
убедились в истинности своих целей - карьерных и жизненных,
проверили себя на наличие необходимых для предпринимателя качеств - по различным тестам и методикам,
продумали план возвращения в найм. Причем такой, чтобы накопленный в предпринимательстве опыт увеличил вашу стоимость на рынке и вписался в ваш план карьерного роста.
Сэкономив на таком анализе, вы можете потерять многое, строя лестницу не к той стене.
Что необходимо развивать: маркетинг и продажи, стратегическое и предпринимательское мышление.
Продюсер он-лайн курсов в инфобизнесе
Как я уже писала ранее, должность продюсера - это микс product owner и project manager.
Только на фрилансе продюсер - это полноценный ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ.
И уходить во фриланс имеет смысл только когда вы хотите и готовы рисковать всем, чтобы заработать доход гораздо выше максимального в найме.
Тогда это будет реальным кратным ростом в ответственности и доходе.
Дальнейший рост возможен до руководителя продюсерского центра.
Что необходимо развивать: маркетинг и продажи, стратегическое и предпринимательское мышление.
-
Если вы хотите делать экспертную карьеру и развивать сильный личный бренд, в этом вам помогут
Преподавание на курсах а-ля Нетология/GeekBrains
Речь идет скорее о дополнительном виде деятельности, чем о полном переходе в преподавание.
Если у вас накопилось немало кейсов, историй успехов и факапов - пора делиться ими с миром.
И заодно делать себе имя в определенной нише/теме - т. е. личный бренд.
Это автоматически увеличит ваши шансы на успешное трудоустройство и вашу стоимость на рынке труда.
Что необходимо развивать: менторинг, тренерские навыки.
Руководитель проектов на фрилансе
Переход на руководство проектами полностью во фриланс я понять не могу.
Поскольку те расценки, которые я видела на сайте Профессионалы 4.0 и Expert.Me гораздо ниже, чем зарплата в найме.
При том что в найме практически везде давно удаленка, преимуществ фриланса я не вижу. Однако каждому свое.
Вот что я точно рекомендую - так это брать проекты на фрилансе в качестве подработки и тем самым развивать свой личный бренд.
Если начнете на этом хорошо зарабатывать - можно будет уходить во фриланс и даже открывать свою консалтинговую фирму.
Что необходимо развивать: личный бренд, продвижение, самопрезентацию, маркетинг, продажи.
Естественно я разобрала только самые типовые маршруты.
Из project manager можно перейти и в архитекторы, и в системные аналитики, и в техлиды, и в руководители направления обучения аналитиков/проджектов и т. д.
И даже перейти на сторону бизнеса, если в ИТ вам все надоело.
Будет очень интересно почитать известные вам карьерные маршруты в комментариях к статье.
Какую карьеру выберете вы - горизонтальную или вертикальную, неторопливую или взрывной рост, экспертную или управленческую - или их сочетание - решать только вам.
Когда мозг видит конкретную цель (в данном случае карьерную) - он ВСЕГДА находит к ней дорогу.
Главное - эту цель найти и идти к ней легко, наслаждаясь процессом.
И если вам откликается тема построения карьеры руководителя в ИТ - welcome в мой телеграмм канал.
Пишу о том, как менеджерам расти в ИТ и консалтинге через 2 ступеньки по должности и доходу, работать по полдня и в кайф, опираясь на свои таланты и сильные стороны.
Екатерина Евстафьева
коуч и консультант по карьере руководителей в ИТ и консалтинге
Про мой бэкграунд:
Project, product, delivery, бизнес-аналитик, тимлид бизнес-аналитиков, PMO, CPO, руководитель отдела, директор по бизнес-процессам, продюсер он-лайн курсов, предприниматель.
40+ завершенных проектов и продуктов в сферах HR Tech, ED Tech, BI, web, mobile, биометрия, WFM, Lean management, стратегическое планирование и т. д.
Комментарии (6)
klimkinMD
15.09.2022 09:42+2Руководитель проектного офиса - он же PMO - Project Manager Officer
PMO (в смысле, Officer), это не РУКОВОДИТЕЛЬ, а сотрудник PMO (в смысле, Office) -- "acts as a right hand of project manager / delivery manager"
Ekaterina_Evstafeva Автор
15.09.2022 10:26-1А как тогда по-вашему называется руководитель проектного офиса?
Я в вакансиях, в профилях Линкедин, в разговорах, общении и т.д. всегда встречаю аббревиатуру РМО = руководитель проектного офиса.
tmplts
А можно то же самое, но без саморекламы, без конструкций типа "Имею 6 кратный опыт карьерного роста " (WTF?) и вышедших в тираж white people?
xaver
пускай пишет, тебе жалко что ли