Привет, Хабр! Не могу сказать, что именно сегодня назрела тема замены западного ПО на российские и открытые аналоги. Случилось это еще вчера. Но постепенно количество запросов на замену начало расти. И в этом посте мне хотелось бы спокойно и вдумчиво рассмотреть альтернативы для компонентов Office 365, но не теоретически, а именно те, которые используются в Oxygen в виде сервисов уже сегодня. Кто уже поменял офис или, наоборот, сидит на “призрачном” софте, который то ли есть в России, то ли уже нет — давайте под кат, обсудим ситуацию.


Меня зовут Валерий Федоров, и я занимаюсь облачными продуктами в Oxygen. Все последние месяцы мне постоянно приходится отвечать на вопросы о потенциальных заменах различных зарубежных продуктов. Особняком среди них стоит офисный пакет. Уж такой удобный был Office 365, так всем он нравился, что многие компании до сих пор надеются выйти сухими из воды и как-то сохранить тот же уровень комфорта. Но прошедшие месяцы показали, что этого, пожалуй, не получится сделать. 

Ничего не происходит…ничего не происходит…

Если задуматься, у всех нас есть не менее пяти вариантов действий: продолжать использовать западные продукты (принимая соответствующие риски на себя), переходить на российские платформы, использовать пиратские копии ПО, переходить на Open Source и даже разрабатывать собственные решения с нуля. 

Первое время абсолютное большинство занимало выжидательную позицию. Люди просто продолжали пользоваться Office 365. У одних оплата подписки произведена была на месяцы вперед, другие начали использовать свои или подставные юридические лица из Казахстана и других стран. Третьи проводят оплату через карточки из ОАЭ и так далее. Но вот не накроет ли через какое-то время Microsoft идеей отключить наши учетные записи вовсе? Не возникнет ли идеи заблокировать или удалить данные? А учитывая, что Microsoft ушла из России нет ли опасности, что вся информация из облачных сервисов уже давно доступна не только каким-нибудь спецслужбам, а вообще продается, ведь российские клиенты на сегодня…вроде бы как и не клиенты?

Всплеск атак и утечек персональных данных спровоцировал более осознанный подход к модернизации систем и регламентов безопасности…

И, судя по количеству запросов, осознание необходимости переезжать на российские сервисы все-таки произошло. А в Oxygen за последние полгода из всего многообразия ПО вырисовались наиболее удобные (с нашей точки зрения) продукты.

При этом самое очевидное решение — искать альтернативных поставщиков, прежде всего отечественных, способных удовлетворить потребности бизнеса по качеству и функциональности. Также следует учитывать сроки внедрения ПО и его поддержки, не забывая про вопрос стоимости. Как ни крути, при ценообразовании ИТ- и ИБ-решений как поставщики, так и покупатели стараются ориентироваться на «досанкционную» стоимость иностранных решений. Из таких же позиций исходили и мы сами, подбирая аналоги для себя и для наших пользователей. 

Р7

«Р7-Офис» - это офисный продукт для бизнеса и учреждений образования. Его плюс в том, что Р7 можно использовать в десктопной версии, серверной и как облачный офис. 

Флагманским продуктом разработчика является комплекс приложений «Р7-Офис», который не только решает задачу офисных редакторов, но и  является экосистемой для совместной и удалённой работы.

В состав решения входят редакторы, платформа для совместной работы, корпоративный мессенджер, CRM и почтовые системы. Серверная и облачная версии обеспечивает многопользовательский доступ, совместное редактирование и рецензирование. 

Таким образом, развернув в нашем ЦОДе экосистему Р7, мы предлагаем сервис, во многом заменяющий Office 365…но не во всем, конечно.

Carbonio 

Тем, кто крепко подсел на Teams, можно предложить Carbonio. Как продукт это в первую очередь полнофункциональный почтовый сервер, со средствами защиты от спама и вирусов. Что приятно, решение уже оптимизировано для работы через веб-интерфейс с защищенной аутентификацией. Тут ничего не надо придумывать и изобретать, организовать облачный доступ оказывается просто.

Лично мне кажется, что этот продукт — не просто полный аналог Teams, он даже удобней, хотя бы потому, что работа с почтой, файлами на облачном диске и сообщениями происходит в одном и том же веб- и мобильном клиенте.

В качестве финального аргумента — Carbonio предлагает мобильные приложения на iOS и Android, причем достаточно удобные.

МойОфис

Еще один вариант офиса, который может стать облачным — “МойОфис”. Это решение также включает в себя полный набор настольных, мобильных и веб-приложений для общения и совместной работы с документами. Но его огромный плюс в том, что продукты МойОфис входят в реестр российского ПО, позволяют работать на любых устройствах, в том числе на российских аппаратных платформах «Эльбрус» и «Байкал». 

Если вы заказываете облачный сервис это, наверное, ни к чему…но если речь идет о ведомственной организации, где уже установлены рабочие места с Байкалами, МойОфис будет хорошим вариантом для создания единой экосистемы совместной работы — часть клиентов приходит на облачные сервисы, а другая часть использует десктопные версии. 

В линейке есть решения для работы с коммерческой тайной, имеющие сертификаты ФСТЭК России. Поэтому проекты внедрения МойОфис начинались в ведомственных организациях еще до 2022 года. Сегодня для них просто вырисовались логичные перспективы расширения.

TrueConf

TrueConf прекрасно подходит для замены ZOOM и того же Teams в части ВКС.Программная платформа для видеоконференцсвязи обеспечивает качество UltraHD и помогает реализовать унифицированные коммуникации: ВКС (в том числе и через web), телефонию, обмен сообщениями и групповые чаты. 

Серверная часть TrueConf легко ложится в облако или масштабируется на филиалы. При этом МойОфис и TrueConf интегрировали почтовую систему «МойОфис Почта» с сервером видеоконференций TrueConf Server, обеспечивая единую среду для работы и общения в корпоративной сети.

Communigate

Еще одна российская коммуникационная платформа — CommuniGate Pro. Она предназначенная для  создания корпоративных коммуникационных систем как для небольшого офиса, так и для крупных корпораций с  кластерным масштабированием. Развернутая в облаке она позволяет обслуживать миллионы пользователей.

Communigate Pro позволяет на одной платформе реализовать обмен электронной почтой и мгновенными сообщениями, работать с календарями, контактами и задачами и так далее. За последние месяцы я видел несколько примеров запуска полноценной корпоративной коммуникационной платформы только на этом решении. 

Преимущества Communigate, которые заставляют делать выбор в пользу этого решения, заключаются в способности глубоко интегрироваться с офисными пакетами российского производства, CRM, ERP и другими информационным системами. Даже когда речь идет об облачном сервисе.

К замене готовы?

Для разных ситуаций используются разные продукты. Например, мы уже опробовали предоставление из облака не только отдельных сервисов, но также связки продуктов. Например, для замены Office 365 в его полном функционале (не считая, наверное, BI), можно использовать интеграцию Р7-Офис с Communigate Pro.

Файлы, полученные через почтовый клиент Communigate Pro, открываются в редакторах Р7-Офис в новом окне бразуера, без необходимости покидать его.

Для любителей Teams мы уже реализовали несколько переездов на Carbonio. А компаниям, которые привыкли к совместной работе над документами и раньше использовали Google Docs (теперь боятся — и правда, никто не знает, насколько это безопасно сегодня), подходит облачная версия пакета МойОфис. 

Если позволяет технологический или бизнес-процесс, то лучше всего работает двухэтапный переход. Сначала мы запускаем параллельно новую систему, проверяем все ли в ней хорошо. А после этого — переносим данные из старой. Все это происходит на базе облака Oxygen, так что дополнительное железо конечным пользователям не требуется.

Практика эксплуатации этих продуктов показала, что альтернатива действительно есть — есть даже альтернативЫ. Да, проблемы на уровне пользователей возникают, но большая часть из них связана с тем, что отечественные решения не совпадают с западными один к одному. И это не вопрос отсутствия функциональности, а вопрос привычки и переобучения сотрудников. И тут важно преодолеть психологический барьер. 

Нужны готовые сервисы

Вторая часть проблемы заключается в том, что новые решения нужно закупить, внедрить, интегрировать с другими ИТ-системами, выработать лучшие практики и гайды по обучению персонала. Мы уже прошли этот путь и вынуждены были решить все проблемы на первичном этапе. Поэтому заказчики, которые до последнего сидели в том же Office 365 начали пробовать российские варианты ПО как облачные сервисы, потому что мы уже начали их предоставлять.  

Многие считали, что компании (особенно крупные) начнут запускать пилотные проекты на базе своих ИТ-департаментов. Но задач пока так много, что ресурсов не хватает. И готовые облачные сервисы, а также уже опробованные схемы интеграции, миграции и переноса процессов, оказались очень востребованы. Учитывая кончающиеся лицензии и неопределенность с риск-менеджментом, растущая доступность российских аналогов и стала причиной для более массового перехода с Office 365.

Комментарии (32)


  1. T968
    04.10.2022 11:41
    +2

    "Песок - неважная замена овсу", а скакать-то все 90 миль и не дюймом меньше. ))

    И до тех пор, пока вся отчетность принимается в .pdf и .xlsx файлах никакой замены не будет.


    1. Vassssily
      04.10.2022 12:19

      Я хоть и блондинка в душе, но pdf и xls получается создавать в "Мой Офис". У вас нет? :)


      1. OneManStudio
        04.10.2022 12:48
        +1

        Создать можно и в блокноте и даже просто в консоле touch file.xlsx.
        Не факт что вы увидите в мс. офисе тоже самое содержимое с тем же самым форматированием и формулами что создали в Мой офис.


        1. dimmount
          04.10.2022 12:57
          +5

          вся отчетность принимается

          Возможна и обратная ситуация, если ведомство, куда вы отправляете отчеты, уже пересажено на Мой Офис и не факт, что у них откроется созданное вами в MS


    1. kale
      04.10.2022 13:10
      +10

      С pdf то что не так?


    1. gizmo_zx
      05.10.2022 13:28

      Огромный плюс . и кто из них понимает (умеет) макросы xls и doc


  1. aelaa
    04.10.2022 11:44
    +2

    есть не менее пяти вариантов действий

    Не менее. Есть ещё вариант обратиться к китайцам, которые это делают давно и лучше. WPS Office - прекрасная вещь


    1. vbra2022
      05.10.2022 13:28

      Поддерживаю. WPS Office очень даже хороший продукт.


  1. Pogan
    04.10.2022 12:23
    +4

    Ох уж эти несчастные любители облаков... Практически любому вменяемому спецу было понятно еще на этапе тотального впаривания облаков, чем в итоге это закончится. Увы, альтернатив MS в некоторых отраслях по-прежнему нет, благодаря давно настроенным и отлаженным процессам, связанным с особенностями MS. Например, в издательском деле PDF практически невозможно заменить, причем есть варианты с версиями, специальными плагинами под Adobe Acrobat и прочим зоопарком. Кроме того, почти два десятка лет формировался некий "стандарт" в головах людей, что офисный пакет - это MS, а для фоток - это Adobe. Так что и на локальном уровне мелкие специалисты и программисты затачивали свои поделия под MS, так и на уровне отечественных софтверных вендоров прежде всего делали экспорт/импорт документов MS. И просто красивенькими сайтиками это все не изменить. Конечно, к счастью люди слезли с Access, а с "признания" самими MS открытого стандарта документов уже прошло прилично времени, но до сих пор (насколько я знаю) то там, то тут встречаются локальные системы, сделанные для IE с его ActiveX и действительно корректной сквозной авторизацией в домене. И это не просто "нравица-ненравица", на этих вещах бизнес-процессы завязаны.

    Итак, сначала всем впаривали, насколько чудесна закрытая экосистема продуктов Microsoft (в духе Windows Server - IIS - Exchange - SharePoint - Forefront - Dymanics - Active Directory и т.п.), потом агрессивно (я помню это хорошо!) впаривали dotnet, причем в виде обязательных курсов в ВУЗах, получив в итоге зомбанутых молодых программистов, которые после ВУЗов пришли работать в бизнесы и наклепали кучу софта, наглухо прибив гвоздями все процессы к упомянутой выше экосистеме MS. И потом прибежали "облачники", повторив процесс - наглухо прибив бизнес к своим облачкам. Бизнесу, в принципе, пофиг, лишь бы денюжка капала широкой рекой... пока не начинается риск-менеджемент (но много ли компаний доходят до этого этапа?) И даже дело не в пиратках или выбора on-premise или даже open source. Дело в практически тотальной компьютерной безграмотности работников, которые не могут смириться с тем, что кнопка выглядит теперь иначе. Раньше я полагал, что этим грешат люди старше 50 лет (из эпохи СССР), но теперь я вижу молодняк 20+, которые ведут себя ровно точно так же, реагируя на GUI как собака Павлова.

    Так что все эти офисные альтернативы возможно внедрить лишь там, где а) не было горе-программистов, заточивших все на IE, или какие-нибудь Дельфи б) средний возраст сотрудников около 30-40 лет, их мозг еще не уничтожен красивенькими значками с border-radius:5px в) у менеджмента есть светлые головы, большой калькулятор, ощущение опасности и несгибаемая воля менять процессы к лучшему.

    Будем посмотреть (с)


  1. OneManStudio
    04.10.2022 12:52
    +2

    Carbonio

    И давно они стали Российским аналогом?


  1. LuchS-lynx
    04.10.2022 13:14
    +3

    еще, кстати, Либру Офис можно использовать на законных основаниях в рамках импортозамещения :Р


    1. OneManStudio
      04.10.2022 18:57
      +1

      Нельзя, не путайте импортозамещение и свободное ПО.


      1. LuchS-lynx
        04.10.2022 19:27

        я не путаю, но если купить лицензионный Альт Линукс, то Либра идет его составной частью. Соответственно можно импортозамещать

        и это я уже молчу про собственно саму лицензию на Либру


        1. OneManStudio
          05.10.2022 08:03

          Да идет, но в отчетах по импортозамещению в раздел офиса вы его не укажите как составную часть, а если укажите - то будет не выполнение плана перехода на отечественное ПО. На Альтлинукс вам тае же надо будет поставить мой или р7 офис. Либра там идет потому что она бесплатная и предустановить мой или р7 офис они туда не могут.
          План перехода на отечественное ПО, подразумевает переход на отечественное ПО, и не важно платное оно или свободное. Многие путают его с закупками и считают что если не надо покупать, то можно и не отечественное ПО использовать.
          З.Ы. я конечно же про госов пишу.


  1. SADKO
    04.10.2022 13:28
    +1

    В обзоре не хватает информации о том, откуда у проектов растут ноги, складывается впечатление что всё прямо отечественное да с нуля писанное.


  1. Child_Of_Flowers
    04.10.2022 15:20

    Но вот не накроет ли через какое-то время Microsoft идеей отключить наши учетные записи вовсе?

    ...и лишиться возможности доить целую страну, при чём не самую маленькую... Это те ребята, которые даже косынку сделали платной))) Нет, кто угодно, только не мелкомягкие! Эти за лишнюю копейку маму родную продадут)

    нет ли опасности, что вся информация из облачных сервисов уже давно доступна не только каким-нибудь спецслужбам, а вообще продается

    Ну если они совсем не дорожат своей репутацией...


    1. nikweter
      04.10.2022 17:32
      +1

      Вы уже определитесь. То у вас они за копейку маму продадут, то дорожат репутацией.


      1. Child_Of_Flowers
        04.10.2022 17:39

        Увы, в бизнесе репутация = потенциальная прибыль. Получается, в данном контексте, мои утверждения не противоречат друг-другу.


    1. KvanTTT
      05.10.2022 00:08

      Это те ребята, которые даже косынку сделали платной)))

      Как и все остальные ребята?


      1. Child_Of_Flowers
        05.10.2022 09:28

        Какие например?


        1. KvanTTT
          05.10.2022 14:18

          Google, Amazon, Apple и далее по капиталистическому списку.


    1. larasage
      05.10.2022 12:36

      и лишиться возможности доить целую страну

      По сути дела уже отказались от этой возможности.


  1. evn
    04.10.2022 16:41

    согласно КДПВ, там все неудачно вышло. И пошло по **** наклонной))


  1. vconst
    04.10.2022 17:03

    Есть хоть один облачный текстовый процессор, в котором можно назначать символьные стили и шорткаты для них?


  1. aborouhin
    05.10.2022 00:35

    Да нет замены MS Office, сколько бы про это ни рассуждать. По крайней мере, когда хотя бы часть пользователей использует его на полную катушку. И будем его использовать, хоть оплачивая с личной зарубежной карточки (кому повезло в малом бизнесе работать), хоть покупая лицензии через зарубежные прокладки (у кого всё более формализованно), хоть вообще откровенно пиратским образом (у кого нет другого выхода). Госсектору, у которого требования именно по импортозамещению, не повезло, да...

    Но вот именно облачные возможности (OneDrive с версионированием, одновременным редактированием и пр.) в текущей ситуации, увы, лучше забыть. Частное облако с резервированием в разных локациях - в эпоху перемен наше всё.


    1. LuchS-lynx
      05.10.2022 03:23

      немного не соглашусь, хотя еще пару месяцев назад думал так же.

      Дело в том что сейчас меняется документооборот и массово в отраслях стали внедряться xml форматы, на каких-то видах документов это не скажется, а вот на всем шаблонном отраслевом очень даже скажется, в итоге часть малой автоматизации, например автоматическое заполнение шаблонов средствами офиса, теперь станет ненужным. Кроме того сейчас пытаются внедрять онлайн платформы чего бы то ни было, что тоже снижает необходимость офисных пакетов. Это не означает что они исчезнут/станут не нужны в одночасье, но это тренд и, как ни прискорбно, через какое-то время большинству станут не нужны все эти навороты, которым будут заменены альтернативами того или иного уровня удобства и проработки.


      1. aborouhin
        05.10.2022 03:49

        Это безусловно, но архивы и 10, и 15-летней давности по-прежнему актуальны, и в них всех этих "наворотов", которые должны-таки поддерживаться, предостаточно. И это не просто время, нужное на миграцию, - это препятствие для миграции как таковой, т.к. поддержка разных программ в переходный период - лишнее усложнение, и раз для архивов нужен Офис - так проще с ним и остаться.

        Ну и более того, если всяческие извращения с Excel в основном понятно чем заменить, то текстового редактора уровня Word, пригодного для удобной работы со сложно структурированными документами, пока что и на горизонте не видно (нет, ну есть Adobe Framemaker и иже с ним, но кто вообще про него знает?) Работаю с юристами (и сам юрист по образованию), знаю.


        1. nikweter
          05.10.2022 04:20

          А знаете, потом начнется - предоставьте документы в электронном виде. Ой, не открывается. А у нас мой офис, а у вас?


          1. aborouhin
            05.10.2022 10:41

            Ну во внешний мир в большинстве случаев отдаётся PDF. В тех редких случаях, когда действительно нужно совместное редактирование с внешними пользователями, уже да, выкладывается на тот или иной облачный сервис, с потерей продвинутых фич. По крайней мере, это те сценарии, с которыми я сталкиваюсь. У кого-то совсем по-другому, там да, другие компромиссы целесообразны.


            1. nikweter
              05.10.2022 13:23

              Я также примерно. Но есть одно но - основной редактор libreoffice. Мне хватает с головой, какие-то продвинутые фичи не использую. Пробовал и WPS, и freeoffice, onlyoffice - всегда на либру возвращаюсь.


  1. philosoph
    05.10.2022 08:12

    Интересно, проработана ли хоть в каком-то из этих решений accessibility (доступность), позволяющая инвалидам (слепым, например) работать с ними хотя бы близко на том уровне, как это реализовано в MS?..


  1. regint
    06.10.2022 06:18

    Хотел бы попросить автора отметить, что в новой версии true conf есть проблемы с работой на виртуальных станциях, т.к. посланию версию прибили теми самыми гвоздями к directx, и выпилили возможность работать на opengl. Что очень странно, в "эпоху" импортозамещения.