Прохождение интервью на позицию продукт-менеджера — это отдельный навык, который вполне можно натренировать. Впрочем, это распространяется и на продуктовую команду.

Я проводил интервью со многими продукт-менеджерами в США и часто видел, как кандидаты время от времени повторяют несколько распространенных ошибок. О них я и хочу рассказать в этой статье, а также поделюсь прикладными советами как их избегать.


1. Отсутствие структуры в ответах

На сегодняшний день это наиболее распространенная ошибка (и поэтому ее легко заметить интервьюеру) — кандидат просто сразу начинает выдавать ответ, не задумываясь о том:

  • понятен ли ему вопрос или не совсем,

  • было ли погружение именно в ожидаемую область или нет,

  • были ли прояснены все необходимые детали или нет.

Когда кандидат с головой погружается в ответ, он не может предоставить структуру для предстоящего ответа. Из-за этого интервьюер чувствует, что у кандидата нет плана, и поэтому вряд ли он даст исчерпывающий ответ.

Как исправить?

Не нужно сразу же переходить к ответу. Возьмите паузу чтобы действительно понять, что ищет интервьюер и обдумайте свой возможный ответ.

  • Подумайте о наиболее подходящей структуре для каждого ответа.

  • Затем обьясните интервьюеру по какой структуре вы будете отвечать на вопрос.

  • Ответьте на вопрос чётко придерживаясь структуры.

Читайте подробнее про структуру ответов на поведенческие вопросы.

2. Следование за интервьюером вместо того, чтобы управлять беседой

Иногда кандидат спрашивает разрешение обсудить какой-то вопрос, или ответить на вопрос определенным образом, или уточняет можно ли сделать так. Не позволяйте интервьюеру контролировать всю коммуникацию по время интервью!

Как исправить?

Когда собеседуют на позицию продукт-менеджера, хотят увидеть лидера, кто может управлять иницииативами с высокой степению неопределенности, кто может вести за собой команду и вдохновлять других.

Поэтому, интервьюеры хотят, чтобы на интервью кандидат взял дискуссию под свой контроль и направил ее в интересное русло. Как это сделать? Например, озвучивать как именно вы будете отвечать и почему:

I am going to answer this way:…

I am going to explore this part because I think it’s the most relevant…

I am going to take a moment to think about it…

В идеальном случае — это когда вы рассматриваете интервью как интересное и интеллектуальное обсуждение с коллегой темы, которая интересна вам обоим. При этом вы оба учитесь чему-то новому во время этой беседы и у вас у обоих просто хорошие эмоции.

Ведя беседу, не забывайте время от времени синхронизироваться с интервьюером, чтобы убедиться, что вы раскрываете все необходимые вопросы. Как это можно сделать?

How does that sound to you?

Am I on the right track here?

I thought about this but I’m not gonna touch on it unless you’d like me to go into further detail

3. Недостаточно креативный подход в ответах

Иногда получая вопрос кандидат подумав выдаёт в ответ наиболее очевидное, лежащее на поверхности решение. Тут важно напомнить: большинство интервьюеров задают один и тот же вопрос всем кандидатам; это означает, что они слышали очевидные ответы уже много-много раз.

А теперь представьте, что будет, если ваш ответ будет точно таким же как у десяти предыдущих кандидатов которых собеседовали до вас? Ответ очевиден: вы просто не сможете произвести положительного впечатления и выделиться среди остальных.

Как исправить?

Постарайтесь посмотреть на вопрос поглубже и с разных сторон. Это позволит вам предложить более креативный ответ или покажет направление для последующего изучения.

4. Нет фокусировки на пользователей

Многие кандидаты в своём ответе ошибочно сосредотачиваются только на бизнесе, на финансовых метриках, например, как быстро наступит прибыльность и так далее вместо того, чтобы сосредоточиться на том:

  • Что важно для пользователя?

  • Какие проблемы у пользователя?

  • Какой будет пользовательский опыт?

  • Как действительно удовлетворять потребности пользователя?

Это особенно важно для ведущих технологических компаний, таких как Facebook, Amazon, Google, поскольку эти компании одержимы потребностями пользователей и пользовательским опытом.

Как исправить?

В первую очередь вам важно фокусироваться:

  • на понимании в чём же состоит ключевая проблема,

  • на построении взаимоотношения с пользователями,

  • на удовлетворённости пользователей,

  • какой будет пользовательский опыт,

  • какие будут ожидания у пользователя.

Это могут быть разные типы пользователей, пользователи из разных стран, разного возраста, пола и т.п. Это гораздо важнее, чем финансовые показатели и прибыльность.

Важно помнить, что менеджер по продукту — это человек, определяющий потребности пользователей и более крупные бизнес-цели, которые можно будет достичь с помощью продукта.

5. Начинать с решения, а не с проблемы

Еще одна распространенная ошибка это сразу начать выдавать решение, вместо того, чтобы начать с понимания того, какую же проблему нужно решить. Начать с разработки решения вместо того, чтобы подумать о существующих проблемах пользователей — это верный способ получить отрицательные баллы во время собеседования на позицию продукт-менеджера.

Как исправить?

Важно сфокусироваться на том, чтобы решать проблемы пользователей:

  • В чём в действительности состоит проблема?

  • Кто наши пользователи?

  • Как выглядит их жизнь и окружение?

  • Как они решают эту проблему сейчас?

  • Как мы можем лучше решить их проблему?

В идеале нужно не создавать продукты в поисках клиентов; скорее, вы должны начать с проблемы, а затем рассмотреть, как могут выглядеть существующие и потенциальные решения этой проблемы.

Подобный подход даст правильные сигналы интервьюеру, что вы не просто подумали над заданным вопросом, а посмотрели на нее комплексно, и с точки зрения пользователя, и с точки зрения проблемы.

6. Низкий уровень энергии на интервью

Легко поправимая ошибка, которую допускают многие соискатели, даже не подозревая об этом, заключается в том, что они приходят на интервью с низким уровнем энергии.

Работать в домене управления продуктами — это тяжелая работа. Чтобы добиться успеха, вы должны быть увлечены миссией компании и проблемами, которые ее продукт пытается решить.

Когда вы идете на собеседование с низким уровнем энергии, вы сигнализируете интервьюеру, что вам просто нужна работа, и вам, в сущности, все равно, в этой компании она найдётся или в другой. Имейте в виду, что ничто так не отталкивает интервьюера, как встреча с кем-то, кому “просто нужна работа”.

Как исправить?

Всё, что нужно сделать, это искренне испытывать волнение о позиции, на которую вы собеседуйетесь. Поэтому, старайтесь поддерживать высокий уровень энергии и сохранять хороший зрительный контакт с интервьюером.

7. Быть слишком разговорчивым

Другая распространенная ошибка на собеседовании — это просто слишком много говорить. Она может возникать из-за стресса или потому что не знаете, что сказать, или из-за того, что не подготовили точный ответ на этапе подготовки. Эта ошибку совершают многие кандидаты, независимо от того, являются ли они начинающими или более опытными менеджерами по продукту.

Может показаться, что выдавая подробный ответ это может помочь продемонстрировать ваши огромные знания, однако чаще это покажет, что вы не умеете общаться по делу и эффективно.

Как исправить?

Четкая, краткая и эффективная коммуникация является фундаментальной частью успешного менеджера по продукту. Для этого нужно практиковаться на этапе подготовки к интервью.

У вас должно быть четкое представление о том, что вы ответите на наиболее распространенные поведенческие вопросы, технические вопросы, вопросы по дизайну продуктов, продуктовой стратегии и метриках.

8. Быть недостаточно разговорчивым

Быть слишком сдержанным — это проблема, потому что этим вы можете показывать высокомерие или незаинтересованность ни в позиции ни в компании. Независимо от того, нервничаете вы или вы просто интроверт, слишком тихое поведение на протяжении всего интервью может оттолкнуть интервьюера.

Если это приведет к тому, что у него могут возникнуть опасения по отношению к вам. И вполне возможно, сделает выводы, что работать с вами на реальной работе будет не очень весело.

Как исправить?

Чтобы минимизировать это важно заранее изучить информацию о компании, о ее продукте, понять для себя близко ли это вам. Поискать часто задаваемые вопросы и понять чтобы вы хотели для себя уточнить.

Помните, что интервью заключается не только в том, чтобы давать “правильные” ответы на вопросы интервьюера. Частью процесса собеседования является демонстрация культурного соответствия. Вам важно показать человеку, с которым вы разговариваете, каково это на самом деле работать с вами.

9. Неспособность двигаться сквозь разные точки зрения

Большинство кандидатов застревают, описывая решение на одном уровне, и слишком углубляются в детали, забывая при этом описать другие аспекты проблемы или возможного решения.

Например, может быть фокусировка на какой-то фиче:

I am going to talk about the feature X, it could be done like this, it could be improved like that…

И кандидат может оставаться на уровне этой фичи не поднимаясь на более верхний уровень и не задавая вопросов, из серии:

  • Что делает продукт?

  • Почему эта фича востребована?

Или не опускаясь на более низкий уровень и не задавая вопросов, из серии:

  • Какой будет опыт пользователя при использовании этой фичи?

  • Как будут развиваться события если не использовать фичу?

Как исправить?

Например, если вас спросят, какие возможные улучшения дизайна вы могли бы создать для конкретного продукта, не сосредотачивайтесь только на разработке вашей любимой функции в сложных деталях.

Вместо этого охватите все области, которые могут быть важны для правильного ответа на такой вопрос, в кратком изложении, например:

  • Что за продукт?

  • Какова миссия и видение компании?

  • Какая проблема стоит у пользователя?

  • Какие предлагаемые вами потенциальные векторы улучшения?

  • Какие ваши цели, показатели и задачи?

Другими словами, осветите тему широко, а затем детализируйте конкретные элементы.

10. Прийти не подготовленным к интервью

Одна из распространенных ошибок это приходить на интервью не уделив должного внимания описанию работы. Интервьюеру не составит труда распознать потратили ли вы время чтобы понять, что кого ищут на эту роль и изучили ли вы сайт компании.

Как исправить?

Если опубликованное описание вакансии расплывчато — важно использовать всю доступную информацию, чтобы получить более полное представление о позиции. Погуглите.

Чтение информации о компании, с которой вы проходите собеседование, может помочь вам позиционировать свою личную презентацию. Она должна быть настроена так, чтобы отвечать потребностям компании, и преподноситься немного по-разному в зависимости от того, с кем вы разговариваете.


Об авторе

Lead Product Manager @ Cisco, ex-PM at Acumatica, MightyCall, WordDive

Мой телеграм-канал — Beyond the Hype. Я делаю его полезным для продукт-менеджеров, разработчиков, и других членов команд по запуску продуктов, кто ищет работу за рубежом, удалённо или с релокацией. Делюсь личным опытом и знаниями.

Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе публикаций!

Комментарии (4)


  1. mclander
    14.10.2022 22:58

    Пока отдельный, специально обученный продакт менеджер редкий зверь в наших широтах. ПМ обычно выделяется из бизнеса или бизнесом из разработки, либо нанимается именно как человек с экспертизой в бизнесе.

    Но исключения бывают, когда они станут правилом, статья рванёт.


  1. brotchen
    15.10.2022 01:34
    +1

    В чём смысл оценивать кандидатов по признакам, которые можно произвольно имитировать? Если собеседуемый будет на интервью нарочно сдерживать свою разговорчивость, разве это изменит какие-либо его внутренние характеристики?


  1. denseness
    15.10.2022 11:40

    Как мне кажется перечислены ошибки (и рекомендации), которые лучше не допускать любому соискателю на ведущую позицию (тимлмдера, архитектора, менеджера) в команде/проекте? И тогда остается вопрос - в чем же особенность интервью продукт-менеджера?


    1. BeyondTheHype Автор
      17.10.2022 09:20

      Обычно, по моему мнению, подобные ошибки чаще всего встречаются на интервью продукт-менеджера или продуктовой команды. Для сейлза, бухгалтера, финансиста будут другие вопросы. И другие советы.