Под восьмым пакетом санкций ЕС против РФ понимают Решение Совета (CFSP) 2022/1909 от 6 октября 2022 года о внесении изменений в решение 2014/512 / CFSP относительно ограничительных мер в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине, и принятые в соответствии с ним правовые акты. Восьмой пакет, подобно 5 пакету санкций ЕС, представляет особенный интерес потому, что затронул в том числе криптовалютную деятельность россиян. В настоящем обзоре рассмотрим, насколько сильно санкции ЕС затронули деятельность криптовалютных обменников и бирж, а также чего стоит опасаться российским криптотрейдерам.
Кто обязан соблюдать санкции ЕС в отношении РФ
Согласно Статье 13 Постановления Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 г, в отношении оказания россиянам услуг, связанных с криптовалютой, санкции должны соблюдать компании, зарегистрированные по законодательству ЕС или осуществляющие какую-либо коммерческую деятельность на территории ЕС. Неевропейские компании должны следовать санкциям только в части своих бизнес-операций на территории Евросоюза (например, компании, которые имеют дочерние компании в ЕС, европейские лицензии, или планы экспансии бизнеса в ЕС).
К ним относятся, таким образом, криптобиржи с головной огранизацией в ЕС (например, LocalBitcoins), и другие криптобиржи, бизнес которых затрагивает территорию ЕС (Binance, Coinbase, FTX, Huobi, Kraken и пр.).
На кого распространяются санкции ЕС
Исходя из буквального толкования Статьи 5b Постановления, санкции направлены на следующих лиц:
Граждане РФ, проживающие в РФ;
Граждане иностранных государств, проживающие в РФ;
Юр.лица, зарегистрированные в РФ.
Санкции НЕ затрагивают следующих лиц:
Граждане РФ, не проживающие в РФ;
Граждане РФ с вторым гражданством страны ЕС или ВНЖ/ПМЖ;
Граждане ЕС, проживающие в РФ.
Какие криптосервисы могут создать ограничения для российских пользователей
Восьмой пакет снимает порог для существующего запрета на предоставление услуг кошелька, счета или хранения криптоактивов российским лицам и резидентам, тем самым запретив предоставление таких услуг независимо от общей стоимости таких криптоактивов.
К сервисам, на которых распространяет свое действие 8 пакет санкций, относятся централизованные сервисы, зарегистрированные/иным образом связывающие свою коммерческую деятельность с территорией ЕС:
Криптовалютные биржи и обменники, которые выступают хранителями криптовалюты. Например, Binance после выхода 5 пакета санкций в апреле поменяла условия обслуживания и предложила россиянам с остатками свыше 10 тысяч евро вывести их в течение 90 дней. Coinbase в мае предложила всем россиянам окончательно закрыть счета и вывести средства в течение трех недель.
Кастодиальные криптокошельки — это кошельки, в которых криптовалюта хранится третьей стороной (кастодианом). Кастодиальные кошельки есть у многих криптобирж (Coinbase, Binance и т. д.) и брокерских сервисов. Пользователь, таким образом, обладает правами требования к кастодиану (третьему лицу), которые могут быть аннулированы санкциями.
К сервисам, использование которых по-прежнему остается безопасным в силу того, что нормы 8 пакета их не затрагивают, относятся децентрализованные сервисы, не привязанные к какой-либо юрисдикции:
Криптовалютные обменники и биржи, которые не занимаются хранением средств. Как правило, есть протокол для сопоставления ордеров, а средства переводятся между отдельными кошельками с помощью смарт-контрактов. Например, UniSwap, PancakeSwap, SushiSwap, Curve, 1inch.
P2P-площадки – платформы по обмену криптовалюты, на которых транзакции совершаются непосредственно между пользователями (продавцы и покупатели криптовалюты).
Некастодиальные криптокошельки – криптокошельки, которые предоставляют пользователю полный контроль над ключами и криптовалютой. Такие кошельки создаются децентрализованными биржами и специальными сервисами. Например, MetaMask, Trust Wallet позволяют самостоятельно хранить свои приватные ключи.
Ограничения на предоставление консультаций
ИТ-консультации
8 пакет санкций ЕС ввел запрет на экспорт ряд услуг в сфере ИТ-консультирования:
Консультационные услуги, связанные с установкой компьютерного оборудования, включая услуги по оказанию помощи клиентам в установке компьютерного оборудования и компьютерных сетей.
Консультационные услуги по внедрению программного обеспечения, включая все услуги, связанные с консультационными услугами по разработке и внедрению программного обеспечения.
Новые санкции могут коснуться «Яндекса», VK и других российских ИТ-компаний, которые «юридически и технически связаны со своими европейскими структурными подразделениями», а также компаний, пользующихся иностранным ПО.
Юридические консультации
8 пакет санкций ввел запрет на оказание юридических консультаций гражданам РФ и другим лицам, связанным с РФ (см. раздел «На кого распространяются санкции ЕС»), однако не нарушил ст. 6 Европейской конвенции о правах человека, которая гарантирует право на справедливое судебное разбирательство.
Так, запрещаются категории юридических консультаций, не связанные с разбирательством в судах:
Предоставление юридических консультаций клиентам по вопросам, не вызывающим споров, включая коммерческие сделки, связанные с применением или толкованием закона;
Участие с клиентами или от их имени в коммерческих сделках, переговорах и других сделках с третьими сторонами;
Подготовка, оформление и проверка юридических документов.
Таким образом, 8 пакет санкций ЕС не затронул судебное разбирательство, а также консультации в связи с потенциальными спорами.
aborouhin
Мне из этих санкций вот что интересно (а я заморочился и прочитал документы в первоисточнике).
Практически ко всем коммерческим лицензиям на ПО / облачные сервисы и т.п. прилагается определённый объём обязательств по тех. поддержке. А это ИТ-консультирование в чистом виде же. Не повлечёт ли это тотального запрета на лицензирование чего бы то ни было российским компаниям, даже теми разработчиками / провайдерами, которые пока что по своей инициативе этого не сделали.
Несколько радует, что этот запрет распространяется только на компании (по тексту - legal persons, что в терминологии права ЕС, как я понимаю, не включает физических лиц), но, честно говоря, на месте европейского разработчика я скорее перестраховался бы и забанил всю страну скопом, чем потом столкнуться с обвинением в обходе санкций, если выяснится, что российский "физик" купил лицензии фактически для нужд юр. лица.
Другой момент - при покупке лицензий / облачных сервисов, в отличие от криптобирж, процедуры KYC обычно отсутствуют. И я, в принципе, могу вообще не указывать своё место жительства / гражданство, либо же указать от балды любое. Насколько соблюдение новых санкций заставит пересмотреть этот подход? Что будет считаться должным уровнем осмотрительности для разработчика / провайдера?..
Вопросы, вопросы...