Привет, друзья!

В первой своей статье на Хабре я описал, как преподавал в ИТ-колледже "Сириус" ИТ-архитектуру детям. Рассказал как устроен учебный процесс, поделился своими эмоциями от общения со студентами и преподавателями.

В этой статье я хочу рассказать продолжение истории моего взаимодействия с федеральной территорией "Сириус". Усаживайтесь поудобнее, будет много текста.

В конце прошлого путешествия, осенью 2021 года, мною было дано обещание директору колледжа приехать еще раз весной 2022 года, на неделю, чтобы дать сжатый курс по ИТ-архитектуре другой группе студентов.

Ничего не предвещало беды, после первого опыта и работы над ошибками, я был уверен, что готов преподавать любым студентам в любой ситуации и ничего не сможет повлиять на мои планы. Однако, в период между осенью 2021 и весной 2022 я поменял место работы с лампового и уютного, как домашние тапочки, Ростелекома на стремительно несущийся вперед и развивающийся, выводящий из зоны комфорта и заставляющий переоценить ценности зеленый банк. Когда-нибудь я обязательно напишу статью про свой опыт работы в зеленом банке, за недолгие три месяца мне довелось оценить на вкус достаточно широкий диапазон эмоций, начиная от восторга и торжества от гениальности инженерной мысли, заканчивая разочарованием от понимания необходимости Сизифова труда, но это совсем другая история.

В марте 2022 я уволился из зеленого бенка и был решительно настроен отдохнуть от работы хотя бы несколько месяцев. В планах было провести это время с семьей на берегу теплого южного моря или даже Индийского океана. Однако, меня не оставляла в покое мысль о данном мной обещании, а поскольку я был свободен от других обязательств перед работодателями, было решено начать свое путешествие с прекрасного города Сочи, остановиться там на месяцок, исполнить свой преподавательский долг и отправиться дальше в увлекательное путешествие по неизведанным просторам.

После промозглой и сырой, никак не сдающейся, даже в середине апреля, Московской зимы, Сочи встретил нас ярким, с непривычки, обжигающим весенним солнцем, сочными зелеными красками окружающей флоры, красивым чистым голубым небом и спокойным синим, но еще холодным морем.

В этот раз, учитывая предыдущий опыт, я был действительно намного лучше подготовлен к преподаванию, но самое главное, мои студенты уже не были школьниками, воспринимающими компьютер как инструмент для игр и потребления медиаконтента. Почти полный учебный год обучения в ИТ-колледже не прошел бесследно. Студентам уже удалось познакомиться не только с устройством вычислительных комплексов, основами работы сети и программированием, но и самостоятельно настроить сети, виртуальные машины, контейнеры, залить в них свой код и пройти цикл тестирования и отладки в виртуальных и реальных лабораториях.

К слову, о лабораториях. Я был очень приятно удивлен тем, что лабораторные комплексы спроектированы и оснащены оборудованием таким образом, чтобы каждый студент имел возможность лично поработать с собственным выделенным девайсом. Работа спланирована таким образом, что студент получает свое оборудование и настраивает его с нуля, попутно знакомясь с новым функционалом, согласно программе обучения. Каждая новая лабораторная работа несет в себе задание по модернизации функций оборудования и ПО таким образом, чтобы уже настроенный ранее функционал использовался для работы, а новый функционал дополнял и расширял его. В таком случае, каждый студент несет ответственность за работоспособность своего сегмента и сам настраивает его. В случае выявления неисправности, диагностику и устранение неполадок студент тоже проводит сам. В определенный момент, сегменты начинают работать вместе и студентам приходится работать в командах, проводить диагностику неисправностей и внедрять доработки вместе. Такой подход очень качественно имитирует работу в реальных условиях, позволяет ребятам научиться как персональной ответственности, так и работе в командах, выстраиванию коммуникаций.

Двухнедельный курс по ИТ-архитектуре удалось оптимизировать до недельного курса, сократив преамбулу в виде вводного курса по основам функционирования вычислительных, систем, сетей и информационных систем. Не буду повторять контент предыдущей своей статьи, касающийся проведения занятий и текущей работы в ИТ-колледже. Итоговые экзаменационные работы не сильно изменились с прошлого курса, я поменял переменные и некоторые условия в заданиях, чтобы результаты работы невозможно было списать у прошлого потока. С задачами ребята справлялись неплохо, единственное чего им не хватало - концентрации и внимательности. В результате часть группы пришла на пересдачу, имея в тестировании очевидно неверные ответы. При этом, ребята в очной беседе признавали свои ошибки и недоумевали, как они могли неправильно решить такие простые задачи. Думаю, дело в волнении и страхе. Перед пересдачей мы поговорили о том как нужно подходить к решению задач, я постарался мотивировать студентов быть более внимательными и не нервничать. Из группы чуть меньше половины сдали с первого раза, остальные справились со второго.

На фотографии процесс проектирования решения, согласно ТЗ экзаменационной работы.

Меня, в очередной раз, поразила возможность настолько прогрессивного подхода к обучению, желание государства инвестировать в нашу молодежь, возможность для молодых, одаренных преподавателей (я не про себя) реализовать свои амбиции и преподавать не по архаичной университетской модели, а также возможность для студентов более половины учебных часов уделять практическим занятиям в современных лабораториях.

После окончания преподавания, мне удалось пообщаться с первым проректором Научно-технологического университета Сириус. В результате, я узнал, что в университете есть вакансия начальника отдела цифровизации образования, на которую я был великодушно приглашен. Раздумывать долго не пришлось, аргументы были следующие: заниматься полезной работой, помогающей нашему юному поколению обрести навыки ИТ-специалистов, возможность применять навыки архитектора в работе, возможность преподавать модульные дисциплины, совместно с основной работой, работодатель заботливо предоставляет для своих сотрудников возможность проживания в апартаментах на территории Сириус, в шаговой доступности от моря. По сумме факторов, мной было принято решение согласиться, ведь это даже не противоречило моей изначальной концепции жизни с семьей у моря.

Так я познакомился со второй образовательной организацией федеральной территории Сириус - Научно-технологическим университетом. Университет состоит из трех центров, по направлениям подготовки: центр информационных технологий и искусственного интеллекта, центр когнитивных исследований, центр генетики и наук о жизни. У каждого центра есть свои научно-исследовательские лаборатории, в них ведется как работа как по актуальным научным разработкам, так и по обучению студентов. В университете обучают как магистров, так и аспирантов. У университета есть несколько зданий с аудиториями и лабораториями, в которых работают сотрудники и обучаются студенты, добавлю фото под кат.

Hidden text
Парк науки и искусства
Парк науки и искусства
Буран
Буран

За несколько месяцев работы в университете я успел познакомиться и со студентами и с коллегами из научных центров, погрузился в процессы работы исследовательских лабораторий и в процесс сопровождения образовательной деятельности. Материала набралось для на отдельную статью, а возможно и не одну. Познакомился я также и с коллегами из фонда "Талант и успех". Фонд является учредителем университета и колледжа, а также учредителем спортивного образовательного центра и центра дополнительного образования для одаренных детей на федеральной территории Сириус. Только после погружения в процессы фонда и подведомственных организаций, я ощутил масштаб образовательного центра Сириус. В год Сириус обучает тысячи одаренных детей, сотни студентов колледжа и университета, тысячи детей занимаются спортом и проходят профессиональную подготовку в спортивном кластере. Проводятся сотни образовательных и спортивных мероприятий, учреждено несколько спортивных федераций и проводятся аккредитованные соревнования.

Мой старший сын, чей бывший горшок так понравился комментаторам в прошлой статье, в этом году выиграл соревнования по роллер спорту, под катом похвастаюсь несколькими фото. Увы, фото самого заезда нет, я был настолько увлечен процессом, подбадривал сына и волновался, что мне было совсем не до фотографирования.

Hidden text

Разминка
Разминка
Награждение
Награждение

Находясь вне федеральной территории и занимаясь работой в коммерческих организациях, сложно представить себе, что государство выделяет столько ресурсов на поддержку наших детей, их здоровья, образования и помогает достичь успеха. Я очень рад, что мне посчастливилось стать частью команды людей, которая воплощает такие масштабные проекты, а самое главное, полезность этих проектов мотивирует делать свою работу качественно, потому, что ты понимаешь зачем ты работаешь и каждый день видишь результат своих трудов, воплощенный в улыбающихся и пока еще беззаботных детях или в целеустремленных студентах и их достижениях, в преподавателях, вкладывающих свою душу в образование и воспитание новых пытливых умов, в ученых, всеми силами старающихся двигать прогресс вперед, чтобы делать более качественные сервисы для людей и развивать как прикладную, так и фундаментальную науку и в коллегах, которые также как и ты, порой уходят домой намного позже официального окончания рабочего дня, но убеждены в необходимости и благодарности этого труда.

В процессе знакомства с ИТ ландшафтом федеральной территории выяснилось, что есть типовая архитектурная проблема любой развивающейся организации - отсутствует единая ИТ стратегия, свод стандартов, регламентирующих изменения в ИТ ландшафте и предъявляющим требования к информационным системам и их интеграциям, платформам, оборудованию, лицензированию, а также нет коллегиального архитектурного органа, который должен утверждать эти стандарты и проводить архитектурные комитеты. Опираясь на опыт в Ростелекоме и зеленом банке (к слову, в зеленом банке, очень качественно закрыт вопрос стандартизации и регламентирования ИТ архитектуры), я разработал драфт целевого архитектурного видения, а также артефактов и процессов, необходимых для внедрения архитектурных стандартов и управления изменениями, в связи с чем и получил оффер на должность ИТ архитектора федеральной территории Сириус, который я принял. Так началась новая глава моей истории в Сириусе, но это уже совсем другая история.

Комментарии (0)