Привет, друзья!
В течение двух прошедших недель мне довелось участвовать в особенном событии. Хочу поделиться с вами своими ощущениями, пока они свежи.
История берет свое начало с сообщения от моего руководителя со странным предложением поработать преподавателем в новом и современном IT-колледже, созданном по инициативе президента РФ. Основным направлением деятельности колледжа является подготовка инженеров и экспертов в области IT, способных приступить к работе сразу после окончания учебы. По сути, это возрождение идеи забытых на сегодня профессиональных училищ, широко распространенных в СССР. Именно поэтому колледж привлекает преподавателей, работающих в отрасли, которые смогут поделиться с детьми реальным опытом работы в современном мире, а не читать лекции о том как в прошлом веке работали с вычислительными машинами на перфокартах.
Я работаю IT-архитектором, по работе мне приходится много общаться с людьми, проводить митапы и презентации, поэтому, возможность поделиться знаниями с детьми, была особенно интересна, а также, за несколько лет работы в Ростелекоме было накоплено достаточное количество материалов, которые могли бы быть интересны как темы для лекций и практических занятий. Но я еще не знал, насколько я был не готов к преподаванию детям, впрочем, об этом я поведаю чуть позже.
Мне было предложено провести первокурсникам, детям, окончившим школу, в возрасте от 17 до 18 лет, двух недельный курс по дисциплине "Архитектура ИТ-систем и вычислительных комплексов". Курс должен состоять из 34 пар по полтора часа, из которых половина лекции, а половина - семинары и практические занятия.
После собеседования с руководством колледжа, мне направили необходимую к заполнению документацию, и, я начал подготовку программы для ребят. Мой курс включал в себя следующие разделы:
Что такое архитектура ИТ и зачем ее проектировать?
Какие виды архитектуры бывают и в чем их отличия?
Виды и представления информации.
Матрица Захмана и модель C4 Саймона Брауна.
Виды и нотации диаграмм.
Архитектурные артефакты и репозитории архитектур.
Моделирование сценариев поведения.
Энтерпрайз архитектура.
Прикладная и солюшн архитектура.
Интеграционная архитектура.
Техническая и сетевая архитектура.
Архитектурный комитет и защита решения.
Дополнительно я планировал дать детям задание на проектирование архитектуры решения, технической и сетевой архитектуры.
Несколько недель пролетели незаметно, я пополнил свои материалы большим количеством информации полученной из сети, пересмотрел кучу видеокурсов именитых архитекторов и преподавателей, прочитал несколько учебных пособий по ИТ-архитектуре для ВУЗов, подготовил примеры из своих реальных задач и задач коллег.
Настал день выезда. Мне нужно было добраться из Москвы в Адлер. Ехать было решено на машине, семья не упустила возможность составить мне компанию в путешествии к морю. Я ехал за рулем, рядом жена, сзади в детских креслах оба моих сына. После решения головоломки с размещением всех вещей в багажнике автомобиля и размещения детей в свои места, мы отправились в путь.
Не буду подробно описывать дорогу из Москвы в Сочи, я ехал по платной трассе, дорога отличная, никаких происшествий по пути не произошло. Выезжали мы на ночь глядя, чтобы было поменьше трафика, на дорогу потратили около 20 часов. Самыми сложным были последние 150 километров до Сочи. К этому моменту дорога уже порядком вымотала всех нас. На знаменитых серпантинах то и дело был ремонт, в добавок постоянно шел проливной дождь.
Добрались мы к вечеру следующего дня и сразу же пошли на море. Адлер встретил нас хорошей теплой погодой и замечательными видами на море.
Коллеги из колледжа организовали нам размещение в отеле Гамма Сириус, который находится в паре сотен метров от побережья. С заселением проблем не возникло, хотя и пришлось сдать экспресс ПЦР тест.
Отдельно хочется рассказать про территорию образовательного центра Сириус. По сути это город в городе. Все внутри настолько сильно отличается от привычной нам архитектуры курортных городов юга России, что создается ощущение, как будто ты за пределами РФ. Вся инфраструктура продумана, везде есть пешеходные дорожки, автомобильные дороги отличного качества, повсюду примеры ландшафтного дизайна, нет нагромождения ларьков, все магазины и заведения общепита вписываются в общую концепцию территории по стилю и оформлению. Отдельно хочется отметить чистоту. В любом месте поблизости можно найти мусорное ведро, в ведре всегда есть место и люди ими пользуются. Куда бы я ни пошел, я не встречал валяющийся на дороге мусор. Как они этого добиваются, ума не приложу. Не делал фото окрестностей, поэтому прикладываю чужие, взятые из свободных источников.
У меня был в запасе один день до понедельника, чтобы аклиматизироваться, познакомиться с коллегами из колледжа и подготовиться к занятиям. Я потратил его на визит в здание колледжа, осмотр своей аудитории, знакомство с руководителем и согласование общих вопросов по предстоящему обучению.
В первый день занятий я познакомился со своей группой. В ней 20 детей, почти всем им уже исполнилось 18 лет, в связи с этим я предполагал что подавать информацию стоит также, как я привык это делать обычно, для взрослых людей.
Сделаю лирическое отступление и опишу, кто именно попадает в колледж. Всего в этом году было три группы по 20 человек, самая популярная - программирование, чтобы попасть в нее необходимо иметь средний балл по аттестату 5, иметь дополнительные заслуги в виде призов за олимпиады и иметь высокий балл на всероссийской олимпиаде по программированию, которую проводил колледж до приема документов. Это не моя группа :) Еще есть группа "Компьютерные системы и комплексы" и "Сетевое и системное администрирование", в эти группы попали дети, у которых средний балл по аттестату 5 или очень близок к этому, нет или мало дополнительных наград за участие в олимпиадах и высокий балл в олимпиаде по программированию. В этом году, конкурс на место составил более 60 человек. У меня в группе было пять золотых медалистов, были дети, которые поступили по итогам экзаменов в лучшие ВУЗы страны, но отказались и пошли учиться в колледж. Теперь, когда у вас есть понимание, что мне оказали честь учить одних из самых талантливых и перспективных детей в нашей стране, я продолжу.
Я начал рассказывать детям про ИТ-архитектуру, ее применение и виды. Дети слушали меня внимательно, но с каждой новой темой я замечал все больше непонимания в их глазах. Моя первая ошибка была в том, что я предполагал, если что-то будет не понятно, они остановят меня и сами зададут вопросы. Перед началом лекции я проговаривал этот момент с учениками и объяснил им какого поведения я жду от них. Но я не понимал, что дети, одиннадцать лет учившиеся в школе, не привыкли перебивать учителя и спрашивать, если им что-то не понятно. Они боятся показаться нелепыми и задать глупый вопрос. В моей группе были дети из разных регионов России, начиная от дальнего востока, закачивая москвичами и местными, но все они вели себя одинаково. Такое поведение детям прививает система образования. Первое, чему нужно было научить их - задавать вопросы, не бояться вступать в дискуссию с преподавателем или любыми взрослыми людьми, перестать считать себя детьми.
Перед поездкой я подготовил для учеников тест из 26 вопросов, нацеленный на проверку общих знаний в сфере ИТ, начиная от простейших - функций процессора и оперативной памяти, закачивая знанием программных продуктов и технологий. В тесте было четыре варианта ответа на каждый вопрос и вариант "Не знаю". За каждый правильный ответ присваивался один балл, максимум можно было набрать 26 баллов. Каково же было мое удивление, когда я увидел средний балл 13.2, при этом, доля ответов "Не знаю", среди неправильных, была почти 60%. Дети не пытались угадать правильный вариант, они честно выбирали "Не знаю". В этот момент я осознал вторую свою ошибку: я готовил материал по ИТ-архитектуре для учеников, которые не имеют базовых знаний по ИТ и компьютерным технологиям. Нужно было срочно корректировать программу лекций и практических работ.
Весь вечер первого дня и часть ночи я провел в поиске необходимого материала и составлении нового плана обучения. Финальный план был следующим:
Устройство вычислительных машин (CPU, RAM, накопители, ввод-вывод, питание)
Устройство и работа ЛВС
Устаройство систем хранения данных и SAN
Операционные системы
Виртуализация
Принципы построения ЦОД
Инфраструктурное ПО
Облачные платформы
Обучение работы с инструментами (Visio, Excel, Power Point, Archi)
Техническая документация
Техническая архитектура
Сетевая архитектура
Интеграционная архитектура
Прикладная и солюшн архитектура
Энтерпрайз архитектура
По классике, архитектуру ИТ преподают начиная с бизнес-процессов и погружаясь все ниже в декомпозицию вплоть до уровня оборудования. Мне пришлось изменить подход на диаметрально противоположный, чтобы была возможность дать детям базовые знания перед рассказом о том, как базовые кусочки укладываются в красивый архитектурный узор на разных уровнях абстракции.
Дети восприняли обновленную программу с воодушевлением, слушали и записывали новые для них знания и понятия. Каждый день я начинал с проведения устного опроса о том, что мы усвоили вчера и в предыдущие дни.
Сам процесс обучения описывать нет смысла, скажу лишь, что стало намного легче, когда ученики перестали бояться задавать вопросы, привыкли ко мне и к такому стилю преподавания. У такого подхода есть и обратная сторона, на некоторые вещи мне приходилось искать ответы уже после лекций и давать их детям на следующий день, оказывается, память имеет свойство удалять знания, которыми давно не пользовались.
Меня не покидало ощущение, что моей группе не хватает практических навыков в работе с оборудованием и ПО. Возникла идея отвезти их на экскурсию в ЦОД, а также организовать мастеркласс с настоящим оборудованием.
Я хочу поблагодарить своих коллег из ЦОДа "РТК ЦОД" в Адлере, которые любезно согласились бесплатно провести детям экскурсию по всем помещениям ЦОД, рассказать об устройстве центра, дать потрогать и поработать с оборудованием. А также я хочу поблагодарить администрацию колледжа, которая оперативно организовала детям трансфер, изменила расписание занятий и согласовала поездку.
Дети, узнав, что мы поедем на экскурсию в ЦОД и нам покажут настоящие машинные залы с боевым оборудованием, были несказанно рады и до последнего не верили, что поездка случится. В рамках экскурсии мои коллеги рассказали как устроены инженерные системы центра, резервирование, как устроено питание и охлаждение, какие бывают типы серверов, сетевого оборудование и СХД. После этого провели мастеркласс на специально выделенном оборудовании, вместе с детьми настроили серверы, установили ОС, разобрались в сетевых настройках и мониторинге. В заключении был проведен конкурс, состоящий из вопросов на темы, о которых сегодня было рассказано. Правильно ответившим подарили памятные подарки с корпоративной символикой. У учеников была масса впечатлений, они ходили и слушали буквально с открытыми ртами и радовались так, как могут только дети.
Дисклеймер: маски снимали исключительно для фото, все время нахождения в здании ЦОД все дети находились в масках, перчатках и бахилах. Все средства индивидуальной защиты были выданы нам сотрудниками ЦОД бесплатно.
Фото
В последний день первой недели я дал ученикам задание спроектировать техническую и сетевую архитектуру по ТЗ заказчика, разработать необходимые артефакты и разместить их в конфлюенсе. Группу разделили на две команды, у каждой из которых был лидер. Лидеру необходимо было организовать работу своей команды, составить план работ, распределить ответственность и контролировать исполнение, корректируя если необходимо.
ТЗ под спойлером.
Привет!
Вчера я познакомился с одним странным персонажем, он оказался сотрудником EvilCorp. Я рассказал ему, что по работе занимаюсь ИТ-архитектурой. Он предложил мне поучаствовать в разработке технической архитектуры системы слежения за гражданами. В случае успешного внедрения системы не потребуется дорогостоящее чипирование населения через прививки, так как будет работать распознавание биометрических данных. Корпорация сможет собирать данные на каждого человека на планете и приобретет неведанное до этого могущество. Он обещал, что, в случае достижения цели, меня тоже не забудут.
Сегодня с утра позвонил этот мужик и напомнил про работу. Он вкратце рассказал мне о проекте, я быстро записывал и не уверен, что данные полные и достаточные для полноценного проектирования.
К сожалению, у меня завал на работе по другим проектам, поэтому я не смогу оперативно принять участие в проектировании решения, но, я уверен, что этим проектом будет интересно заняться тебе.
Оцени достаточность и полноту данных, если чего-то не будет хватать, пиши мне в телегу, я сильно занят, но смогу ответить на несколько сообщений.
Насколько я понял, система должна состоять из следующих частей:
1. В зоне DMZ кластер из двух виртуальных серверов с ролью балансировщиков. У каждого сервера должно быть по восемь процессорных ядер, 16 гб оперативной памяти, 200 гб SSD. От этих серверов должна быть сетевая связанность до веб серверов для сегмента B2G и веб серверов сегмента B2B по следующим портам: для сегмента B2G – 80 и 443, для сегмента B2B – 8080 и 80443.
2. В сегменте Application + Internet должны быть расположены три виртуальных сервера приложений кластера B2G, со следующими характеристиками: 20 ядер процессора на каждом сервере, 128 гигабайт оперативной памяти, 200 гб SSD и пять виртуальных серверов приложений кластера B2B, со следующими характеристиками: 28 ядер процессора на каждом сервере, 190 гигабайт оперативной памяти, 200 гб SSD. От этих серверов должен быть доступ кластеру серверов приложений в сегменте приложений по 443 порту. А также к уже существующему серверу отчетов по порту 1521.
3. Кластер серверов приложений в сегменте приложений состоит из 12 виртуальных серверов следующей конфигурации: 16 ядер процессора, 64 гигабайта оперативной памяти, 100 гигабайт SSD. От серверов приложений должен быть доступ к серверам баз данных по порту 1521, к серверам файлового хранилища по порту 389 и к существующим серверам резервного копирования по порту 389.
4. В сегменте баз данных должны располагаться следующие серверы: кластер баз данных Oracle, состоящий из двух физических серверов следующей конфигурации: два процессора по 40 ядер в каждом, 512 гигабайт оперативной памяти, 3тб SSD. От серверов баз данных должен быть доступ к существующей системе сбора отчетов по 443 порту и к существующей системе учета финансов по порту 8080. Также, должен быть доступ к системе резервного копирования по порту 1521. Также в этом сегменте должен быть расположен файловый сервер, на борту которого нужно не меньше двух процессоров, 32 гб оперативной памяти и 10 тб SAS жестких дисков. От файлового сервера необходим доступ к системе резервного копирования.
5. Для доступа администраторов необходимо развернуть терминальный сервер, виртуальную машину с 12 ядрами процессора и 64 гигабайтами оперативной памяти, диски можно сделать объемом в 500 гб SAS. От терминального сервера должен быть организован доступ ко всем вновь внедряемым компонентам системы по 22 порту и порту 3189.
6. Между серверов отчетов и системой учета финансов существует интеграция, думаю что она организована с использованием https.
7. Чтобы попасть на терминальный сервер необходим сервер VPN, в зоне DMZ, к которому будут подключаться администраторы из интернета. Я забыл стандартный порт подключения к терминальным серверам на Windows, но ты же помнишь, укажи его пожалуйста.. Думаю, 4 ядер и 8 гб оперативной памяти будет достаточно.
8. Чуть не забыл, необходимо сделать георезерв всех компонентов во втором цод. Для экономии средств, сделаем в два раза меньше ресурсов у всех компонентов в резервном ЦОД. Не забудь организовать сетевые связи между серверами баз данных и файловыми хранилищами, для синхронизации данных и указать все эти машины в опроснике. Над георезервом нужно будет хорошенько подумать, не упусти этот момент.
Накидай архитектурные артефакты, необходимые для выделения ресурсов под систему и сделай пространство в конфлюенсе, чтобы документы можно было удобно хранить и показывать заказчику.
Он также скинул мне пример опросника, в который нужно внести данные о сайзинге и матрицу доступа. Я выложил его сюда: ссылка.
Кстати, ты же работал раньше сетевым инженером, я решил, что не стоит привлекать в этот проект лишних людей. Подумай над тем, какие имена и сетевые адреса можно выделить для этой системы. Чтобы ты не запутался, прикладываю тебе «Требования к ведению документации и процессу проектирования» EvilCorp.
Дело очень срочное, у тебя есть всего три часа. Этот парень не любит шутить, а я уже пообещал ему подготовить документацию сегодня до обеда, не подведи меня.
Как будет готово, свяжись со мной.
Удачи.
У ребят было три часа на проектирование и подготовку документации, но, по истечению этого времени, пришлось добавить еще столько же, так как они отчаянно не успевали. Причина крылась в том, что подобное задание они делают в первый раз, как и отрисовку схем и документов в инструментах архитектора.
Фото
Результаты
ID связи на схеме |
Имя сервера инициатора как в сайзинге |
IP инициатора (source) |
Имя сервера назначения |
IP назначения (destination) |
Сетевой протокол |
Сетевые порты, через запятую |
1 |
SKS04-NLB01P |
10.10.2.1 |
SKS04-APP01P, SKS04-APP02P, SKS04-APP03P |
10.10.2.4, 10.10.2.5, 10.10.2.6 |
TCP |
80 |
2 |
SKS04-NLB01P |
10.10.2.2 |
SKS04-APP01P, SKS04-APP02P, SKS04-APP03P |
10.10.2.4, 10.10.2.5, 10.10.2.6 |
TCP |
443 |
3 |
SKS04-NLB02P |
10.10.2.4, 10.10.2.5, 10.10.2.6 |
SKS04-APP05P, SKS04-APP06P, SKS04-APP07P, SKS04-APP08P, SKS04-APP09P |
10.10.2.7 |
TCP |
8080 |
4 |
SKS04-NLB02P |
10.10.2.1 |
SKS04-APP05P, SKS04-APP06P, SKS04-APP07P, SKS04-APP08P, SKS04-APP09P |
10.10.2.7 |
TCP |
80443 |
5 |
SKS04-APP01P, SKS04-APP02P, SKS04-APP03P |
10.10.2.7 |
SKS04-APP09P,SKS04-APP10P,SKS04-APP11P,SKS04-APP12P,SKS04-APP13P,SKS04-APP14P,SKS04-APP15P,SKS04-APP16P,SKS04-APP17P,SKS04-APP18P,SKS04-APP19P,SKS04-APP20P |
|
TCP |
443 |
6 |
SKS04-APP09P,SKS04-APP10P,SKS04-APP11P,SKS04-APP12P,SKS04-APP13P,SKS04-APP14P,SKS04-APP15P,SKS04-APP16P,SKS04-APP17P,SKS04-APP18P,SKS04-APP19P,SKS04-APP20P |
|
SKS04-CDB01P, SKS04-CDB02P, SKS04-FAS01P, SKS04-FAS02P |
10.10.2.24 |
TCP |
152 |
7 |
SKS04-BPM01P |
10.10.2.27 |
SKS04-WEB01P |
10.10.2.3 |
TCP |
3189 |
8 |
SKS04-APP09P,SKS04-APP10P,SKS04-APP11P,SKS04-APP12P,SKS04-APP13P,SKS04-APP14P,SKS04-APP15P,SKS04-APP16P,SKS04-APP17P,SKS04-APP18P,SKS04-APP19P,SKS04-APP20P |
10.10.2.12 |
SKS04-FAS01P |
10.10.2.29 |
TCP,UDP |
389 |
9 |
SKS04-APP09P,SKS04-APP10P,SKS04-APP11P,SKS04-APP12P,SKS04-APP13P,SKS04-APP14P,SKS04-APP15P,SKS04-APP16P,SKS04-APP17P,SKS04-APP18P,SKS04-APP19P,SKS04-APP20P |
10.10.2.12 |
SKS04-FAS02P |
10.10.2.28 |
TCP,UDP |
389 |
10 |
SKS04-FAS03P, SKS04-FAS01P |
10.10.2.24, 10.10.2.25 |
SKS04-FAS02P |
10.10.2.28 |
TCP |
??? |
11 |
SKS04-FAS03P, SKS04-FAS01P, SKS04-CDB01P,SKS04-CDB02P |
10.10.2.24, 10.10.2.25,10.10.2.26 |
SKS04-FAS02P |
10.10.2.28 |
TCP |
1521 |
12 |
SKS04-FAS03P, SKS04-FAS01P, SKS04-CDB01P,SKS04-CDB02P |
10.10.2.24, 10.10.2.25,10.10.2.26 |
SKS04-BIS01P |
10.10.2.27 |
TCP |
8080 |
13 |
SKS04-FAS03P, SKS04-FAS01P, SKS04-CDB01P,SKS04-CDB02P |
10.10.2.24, 10.10.2.25,10.10.2.26 |
SKS04-FAS04P |
10.10.2.30 |
TCP |
443 |
14 |
SKS09-NLB01P |
10.10.3.1 |
SKS09-APP01P, SKS09-APP02P, SKS09-APP03P |
10.10.3.4, 10.10.3.5, 10.10.3.6 |
TCP |
80 |
15 |
SKS09-NLB01P |
10.10.3.2 |
SKS09-APP01P, SKS09-APP02P, SKS09-APP03P |
10.10.3.4, 10.10.3.5, 10.10.3.6 |
TCP |
443 |
16 |
SKS09-NLB02P |
10.10.3.4, 10.10.3.5, 10.10.3.6 |
SKS09-APP05P, SKS09-APP06P, SKS09-APP07P, SKS09-APP08P, SKS09-APP09P |
10.10.3.7 |
TCP |
8080 |
17 |
SKS09-NLB02P |
10.10.3.1 |
SKS09-APP05P, SKS09-APP06P, SKS09-APP07P, SKS09-APP08P, SKS09-APP09P |
10.10.3.7 |
TCP |
80443 |
18 |
SKS09-APP01P, SKS09-APP02P, SKS09-APP03P |
10.10.3.7 |
SKS09-APP09P,SKS09-APP10P,SKS09-APP11P,SKS09-APP12P,SKS09-APP13P,SKS09-APP14P,SKS09-APP15P,SKS09-APP16P,SKS09-APP17P,SKS09-APP18P,SKS09-APP19P,SKS09-APP20P |
|
TCP |
443 |
19 |
SKS09-APP09P,SKS09-APP10P,SKS09-APP11P,SKS09-APP12P,SKS09-APP13P,SKS09-APP14P,SKS09-APP15P,SKS09-APP16P,SKS09-APP17P,SKS09-APP18P,SKS09-APP19P,SKS09-APP20P |
|
SKS09-CDB01P, SKS09-CDB02P, SKS09-FAS01P, SKS09-FAS02P |
10.10.3.24 |
TCP |
152 |
20 |
SKS09-BPM01P |
10.10.3.27 |
SKS09-WEB01P |
10.10.3.3 |
TCP |
3189 |
21 |
SKS09-APP09P,SKS09-APP10P,SKS09-APP11P,SKS09-APP12P,SKS09-APP13P,SKS09-APP14P,SKS09-APP15P,SKS09-APP16P,SKS09-APP17P,SKS09-APP18P,SKS09-APP19P,SKS09-APP20P |
10.10.3.12 |
SKS09-FAS01P |
10.10.3.29 |
TCP,UDP |
389 |
22 |
SKS09-APP05P, SKS09-APP06P, SKS09-APP07P, SKS09-APP08P, SKS09-APP09P |
10.10.3.12 |
SKS09-FAS02P |
10.10.3.28 |
TCP,UDP |
389 |
23 |
SKS09-FAS03P, SKS09-FAS01P |
10.10.3.24, 10.10.3.25 |
SKS09-FAS02P |
10.10.3.28 |
TCP |
??? |
24 |
SKS09-FAS03P, SKS09-FAS01P, SKS09-CDB01P,SKS09-CDB02P |
10.10.3.24, 10.10.3.25,10.10.3.26 |
SKS09-FAS02P |
10.10.3.28 |
TCP |
1521 |
25 |
SKS09-FAS03P, SKS09-FAS01P, SKS09-CDB01P,SKS09-CDB02P |
10.10.3.24, 10.10.3.25,10.10.3.26 |
SKS09-BIS01P |
10.10.3.27 |
TCP |
8080 |
26 |
SKS09-FAS03P, SKS09-FAS01P, SKS09-CDB01P,SKS09-CDB02P |
10.10.3.24, 10.10.3.25,10.10.3.26 |
SKS09-FAS04P |
10.10.3.30 |
TCP |
443 |
У второй команды похожие артефакты.
На второй неделе была проведена работа по проектированию системы. Ребята также разделились на команды, но уже другими составами, сделано это было специально, чтобы все могли попробовать себя в разных ролях.
Фото
Результаты
По второму заданию у меня было много вопросов к результатам, не зря на солюшн архитектора люди учатся годами. Я не ожидал от ребят, что они справятся идеально, но дал им обратную связь и возможность исправить свои ошибки.
Финалом обучения стала индивидуальная работа, состоящая из тестирования на десять вопросов с вариантами ответов, одной задачи на логику и трех задач на подготовку архитектурных артефактов. У ребят было три часа на работу. Максимум можно было набрать 21 балл, по одному баллу за вопросы тестирования, два балла за задачу на логику и по три балла за артефакты. Ошибки в артефактах вели к снижению баллов за них. Проходной балл - 17. С первого раза сдали двенадцать человек, остальные переписывали другой вариант работы на следующий день. Все дети получили зачет, хотя, конечно же, некоторым пришлось немного помочь, но они знают об этом, им я дам дополнительные задания на следующую неделю.
Какие выводы я могу сделать из поездки?
В нашей стране, под эгидой государства, появился ИТ колледж, в котором ребята учатся у реальных сотрудников и получают навыки, необходимые им для реальной работы.
Обучать детей и обучать взрослых людей это две разные вещи, я был не готов и пришлось много работать чтобы скорректировать план обучения.
Не все еще потеряно для будущего поколения, хоть они и гоняют на гироскутерах со смуззи в руках, среди них есть много очень талантливых и желающих развиваться детей, которые в будущем смогут принести пользу обществу.
Напоследок, немного обратной связи от детей. Написал им прощальное сообщение, получил в ответ это:
P.S. Группа 6.1, если кто-то из вас читает этот пост, спасибо вам за этот новый для меня опыт, вы, без сомнения, заслуженно попали в одно из лучших учебных заведений в стране. Уверен, вы добьетесь успеха.