В наше время «изобрести велосипед» дано не каждому. Кажется, всё что можно, уже придумано. Тем более с таким давним «другом человека» как велосипед. Но мне посчастливилось.
В 2010 я устроился на работу в Москве, где от метро Академическая до офиса нужно было идти 15 минут. Мне было лень так много идти и я начал обдумывать различные способы, как решить эту проблему «последней мили». Думал о роликовых коньках, о скейтборде, даже о кроссовках с роликом в пятках.
Почему-то тогда я не подумал о самокате, но зато мне пришла в голову мысль об удобном, компактном складном велосипеде. Не думаю, что этот велосипед решает проблему «последней мили», но это однозначно новое слово в велосипедах. Мало того, мне удалось реализовать его в металле. Делюсь с вами своим опытом 12-летней давности. И предоставить идею на суд публики.
Велокат
Велокат – это гибрид самоката и велосипеда для жителя города. Основные его преимущества – компактность в сложенном состоянии, быстрота сборки-разборки, возможность перемещаться с зачехленным агрегатом в метро, малый вес. Основное назначение – решение проблемы последней мили, чтобы добраться от работы до метро или от метро до дома.
На велокате ездят стоя, как на самокате, держась руками за руль и крутя педали. В сложенном состоянии велокат транспортируют, катя на колесах, как мы катим чемоданы на колесиках или складные прогулочные летние коляски.
Проект
Сначала я составил проект велоката, нарисовал его на бумаге.
Комплектующие:
Вертикальная стальная труба с вилкой
Горизонтальная стальная труба с вилкой
Переднее колесо
Заднее колесо
Педали и передняя звездочка
Руль
Верхний фиксатор горизонтальной трубы
Нижний фиксатор горизонтальной трубы
Т-образный коннектор вертикальной и горизонтальной труб
Ручка-фиксатор горизонтальной трубы верхняя
Ручка-фиксатор горизонтальной трубы нижняя
Задняя звездочка
Цепь
Отверстия для крепления руля
Отверстия дл верхнего и нижнего фиксаторов горизонтальной трубы
Отверстия для ручки-фиксатора горизонтальной трубы.
Отверстие для крепления горизонтальной трубы к вертикальной в сложенном состоянии, верхнее.
Отверстие для крепления горизонтальной трубы к вертикальной в сложенном состоянии, нижнее.
Болт для крепления руля
Гайка для крепления руля
Конструктивно велокат прост – он состоит из двух труб, вертикальной и горизонтальной, которые соединяются между собой с помощью Т-образного коннектора, состоящего из двух труб чуть большего диаметра, соединенных под необходимым углом.
Для складывания горизонтальная труба ручкой-фиксатором отсоединяется от коннектора, ставится в вертикальное положение и присоединяется к вертикальной трубе ручкой-фиксатором.
Учитывая своеобразный наклон горизонтальной трубы, заднее колесо должно быть или больше переднего, или оба колеса должны быть не очень высокими (примерно в 2/3 высоты колеса велосипеда BMX), смотрите схему, на которой изображен вариант построения велоката в пропорциях велосипеда BMX:
Красным нарисован вариант, когда используется большое заднее(1/1 BXM) и маленькое переднее колесо (1/2 BXM), желтым – когда используются два маленьких колеса одинакового размера (1/2 BXM) и синим – когда используются два средних колеса одинакового размера (2/3 BXM).
Ось передней звездочки не должна быть выше колена человека.
Для подстройки под рост ездока высоту крепления руля можно менять.
Сложенный велокат можно зачехлить двумя способами: 1. Целиком (до уровня пола) – в таком состоянии удобно ехать в метро даже в часы пик, колеса не будут никого пачкать. 2. До уровня колес – в таком состоянии велокат удобно катить на своих колесах. При этом можно легко откинуть чехол и зачехлить велокат целиком, если нужно зайти в вагон, например. Просто катить велокат можно и без чехла.
В настоящее время я собираю первый опытный образец велоката. Если он поедет, размещу здесь реальные фотографии и размеры прототипа под мой рост 176 см.
Для использования антиугонного троса в каждой трубе просверливаются отверстия, через которые пропускается антиугонный трос.
Велокат в собранном состоянии:
Велокат в разобранном состоянии:
Разработка
Затем я реализовал проект в железе.
Сначала я купил велосипедные запчасти для велоката – колеса, вилки, звездочку и цепь:
Хорошие люди с rastabike дали мне раму старого велосипеда, откуда я выпилил втулку для педалей:
Для перекладин я купил металлические трубы, которые продаются на любом строительном рынке:
В авторемонтной мастерской я нашел сварщика, который приварил мне педальную втулку к раме и колонку руля к горизонтальной перекладине.
Вилку к трубе я прикрепил болтами:
В конечном итоге велокат стал выглядеть так и его уже можно было опробовать на улице:
При первой поездке труба оказалась недостаточно прочной и преломилась в месте сварки.
Тогда я засунул ее внутрь другой трубы, покрепче. Полученное крепление хорошо держалось:
Практика поездок на велокате показала, что переднее колесо слишком маленькое и ездить очень неудобно. Я заменил колесо на большее по размеру, соответственно, купил другую вилку.
Результат
В результате получился вот такой агрегат:
Кататься на нем было не очень удобно. Он вилял, т.к. сборка была любительской и не качественной. Но в целом около километра я на нем проехал.
Потом попытался продать, но никто не купил, даже на запчасти. Так и лежал у меня в кладовке, пока моя жена в моё отсутствие не отдала его как хлам, дворнику.
Комментарии (119)
ivankudryavtsev
05.11.2022 17:16+2Кажется, что если бы вы сделали систему с одной педалью, а не звездой и шатунами (чтобы одна нога стояла на платформе, а второй можно было крутить давя на педаль (возвратно-поступательный), оно бы меньше виляло и было бы удобнее ездить. Гипотеза, я не инженер.
MechanicusJr
05.11.2022 23:59Кажется, что если бы вы сделали систему с одной педалью, а не звездой и шатунами (чтобы одна нога стояла на платформе, а второй можно было крутить давя на педаль (возвратно-поступательный), оно бы меньше виляло
RaFaeL-NN
05.11.2022 17:19+9Strida? Не, не слышал
vconst
05.11.2022 21:45Кстати — тоже очень неудобный агрегат.
selivanov_pavel
06.11.2022 14:28Так у неё определённое предназначение - компактно складывается и позволяет проехать "последнюю милю" быстрее, чем ногами. Для покатушек она, конечно, не годится.
fixin Автор
07.11.2022 08:28STRIDA вытеснена электросамокатами. Впрочем, как и велокат.
selivanov_pavel
07.11.2022 10:47Не везде инфраструктура позволяет комфортно ездить на маленьких колёсиках.
fixin Автор
06.11.2022 10:24Как раз тогда я слышал про STRIDA, но она не такая компактная и очень дорогая. Поэтому не годилось.
selivanov_pavel
05.11.2022 17:43+1Ехать, стоя на педалях, не слишком удобно. И так выше нагрузка, а приезжать на работу взмокшим не очень удобно.
Если уж принципиально отказываться от сиденья, то можно сделать горизонтальные рычаги с малым вертикальным ходом, на которых пользователь будет просто переступать с ноги на ногу.
GeorgKDeft
05.11.2022 18:12+9Или лучше вот это
Exchan-ge
06.11.2022 12:55Или лучше вот это
Я бы не рискнул.
Дорога не всегда ровная и пустая, и есть риск буквально свернуть себе шею.fixin Автор
07.11.2022 08:33Надо немного продлить вперед раму, чтобы голова была под ней. Тогда шея не свернется. Но при падении на бок, конечно, травма руки обеспечена. Нужно еще и боковые лонжероны тогда предусмотреть.
Areso
05.11.2022 18:40+10Я конечно понимаю, что личные хобби и профессиональная деятельность не (всегда) коррелируют между собой, но пройтись по 1С-нику с велосипедом не могу :)
И, кстати, удивлён, что автор вживую не видел вышеупомянутых Стрид, которые популярны в Москве по причине крошечных квартир и (относительно) больших заработков в одной локации.
fixin Автор
06.11.2022 10:26Как раз видел, извините, что не написал в Статье. Но в то время наблюдал их. И ценой был поражен. Они стоят ну очень дорого.
nikolas78
05.11.2022 19:07Слишком ненадежная схема (даже для промышленного производства).
Плюс (точнее минус) неустойчива в движении.
Вывод: электро-самокаты всех нас спасли!Areso
05.11.2022 19:12+1У них слишком маленькие колёсики. Ямка в асфальте, отсутствующий блок брусчатки - шанс навернуться возрастает многократно.
И да, я знаю людей, которые падали с электросамокатов.
Drayden
05.11.2022 19:22Я видел человека, который упал на лету с самоката. Это было ужасно.
Но без травм, слава богу. Просто выглядело ужасно.shiru8bit
05.11.2022 21:54Я видел человека, который на ровном месте упал на лету с велосипеда. Он перелетел через руль, потом велосипед прилетел на него, потом он на велосипед. Это выглядело так, что после такого не выживают. Но нет, отряхнулся и поехал дальше.
mapnik
05.11.2022 22:28+1Я человек, который летал с велосипеда. Это не всегда травматично, если надеты перчатки. Время в полёте субъективно растягивается, поэтому, если полёту нет препятствий (дерева, например), то времени немного сгруппироваться и вытянуть руки к приземлению хватает.
Если нет перчаток, то, наверное, будет больно, и долго.
Exchan-ge
06.11.2022 13:04Он перелетел через руль, потом велосипед прилетел на него, потом он на велосипед.
Нормальный велосипед и должен себя так вести при наезде на препятствие (тут есть принципиальная разница с автомобилем, из-за разницы в скорости и массе)
А умение велосипедиста правильно падать достигается либо путем тренировки, либо просто практическим опытом :) Последнее хорошо только при опыте езды с самого раннего детства, когда последствия еще незначительны (опять же — масса и скорость)
А вот Strida, которую тут часто упоминают — аппарат очень странный.
Так как велосипедисты, особенно начинающие, знают что удар промежностью по трубе — один из самых болезненных :)arheops
06.11.2022 17:56Неа, нормальный велосипед сначала через припятствие пытается перехать. Даунхильные даже успешно переезжают через 30+см.
Exchan-ge
06.11.2022 18:25Даунхильные
Мне приходилось оказывать первую помощь даунхильщикам — именно по этой причине в моей велоаптечке всегда есть йод и бактерицидный пластырь.
И это при том, что люди прыгали сознательно, видя препятствие и имея специальную вилку у велосипеда.нормальный велосипед сначала через припятствие пытается перехать.
Есть такая замечательная вещь, как трамвайные рельсы и стрелки.
Казалось бы — мелочь, но при удачном попадании (в потоке транспорта) нормальный велосипед сработает как катапульта.
Опасно, да, как и любое падение — но тут приземлишься на четыре точки, а не въедешь с размаху беззащитным животом и тем что ниже в рулевую колонку и в сам руль.arheops
06.11.2022 18:51А мне приходилось оказывать первую помощь пешеходам, и что?
Рельсы даже на недо-велосипеде с минимальным навыком не оказывают проблем. Естественно, если держать разумную дистанцию в потоке.Exchan-ge
06.11.2022 19:19Рельсы даже на недо-велосипеде с минимальным навыком не оказывают проблем.
Т.е. вы еще не попадали колесом в ту щель, что на фото выше по центру?
(например, в тот момент, когда вас грубо подрезает авто слева)arheops
07.11.2022 17:06Если вас подрезает авто СПРАВА, то вы нарушаете правила(велосипед должен ехать в самом правом ряду).
А также, возможно, запрет ездить по колиям.
Если вы не смотрите вперед — тоже вы виноваты.Exchan-ge
07.11.2022 18:59Если вас подрезает авто СПРАВА,
См. выше — «когда вас грубо подрезает авто слева»
nikolas78
05.11.2022 19:34+2У них слишком маленькие колёсики
Честно говоря, я не понимаю, что мешает производителям делать их бОльшими…Chelidonium
05.11.2022 22:04+1самокатики да, это кошмар, с маленькими колёсиками по выбоинам ездить травматично,
если бы кому в СССР рассказать что пройдёт 30 лет и на самокатиках начнут разъезжать
взрослые лысые ездуны, то они бы повертели пальцами у висков, но они себе распрекрасно
ездят лавируя между пешеходами пенсионерами, будто где-то обещано счастье
Daddy_Cool
05.11.2022 21:52Я почему-то думаю, что основные травмы электросамокатчики получают не в результате падений, а в результате наездов на пешеходов обладающих подготовкой в области э... прикладных видов спорта.
---
Вообще конечно у нас нет инфраструктуры для подобного. Для дороги - скорости маленькие, для тротуара - слишком большие. Недавно хороший знакомый погиб на электровелике. Выехал на дорогу и был сбит таксистом.MechanicusJr
05.11.2022 23:56Я почему-то думаю, что основные травмы электросамокатчики получают не в результате падений, а в результате наездов на пешеходов обладающих подготовкой в области э... прикладных видов спорта.
Статистика Беседки говорит о том, что основная причина - езда по синьке.
Drayden
05.11.2022 19:23+8Да ладно, чего вы такие злые все.
Человек пробует, старается, это достойно уважения.
Я уважаю людей, которые любят работать руками, потому что я вот не люблю и не умею.
Я думаю, следующий эксперимент у человека будет более эффективным.
В конце концов - не только же программисты могут изобретать свои
велосипедыпет-проекты!
dnbolt
05.11.2022 20:50+1Это прототип, они всегда стремные, коль все косяки будут вылечены, будет из карбона с автопилотом)
удачи автору в начинаниях.Politura
05.11.2022 21:25+2Они десятки лет как вылечены другими компаниями которые делают folding bike с маленькими колесами.
Прототип так вообще советский Кама, которому пол-сотни лет в обед. Колеса, конечно, побольше, но дык полсотни лет же :)
fixin Автор
06.11.2022 10:29спасибо. но я уже не реализую, поэтому и написал сюда, может еще смогу когда купить на ALI EXPRESS промышленный велокат.
MechanicusJr
05.11.2022 23:54+1Не думаю, что этот велосипед решает проблему «последней мили», но это однозначно новое слово в велосипедах.
Strida. Или лучше Smacircle S1
redsh0927
06.11.2022 01:00А ещё лучше любое колесо, будет и проходимее и мобильнее всего перечисленного
MechanicusJr
06.11.2022 16:03А ещё лучше любое колесо, будет и проходимее и мобильнее всего перечисленного
Моноколесо требует таки защиты в обязательном порядке. Но оно ... ну может быть, но не всем заходит.
fixin Автор
07.11.2022 09:36можно и механическое моноколесо, но оно на еще большего любителя, правда если добавить еще одно маленькое заднее колёсико, то...
Racheengel
06.11.2022 00:51+1Вот фраза про дворника подводит итог к вопросу, что же происходит практически со всеми самодельными велосипедами, независимо от предметной области :)
fixin Автор
06.11.2022 10:30Ну, будем надеяться, что этот пост вдохновит кого на велосипедостроение.
Racheengel
06.11.2022 18:34Я, честно говоря, знаком с фразой "изобрели велосипед" только в негативном смысле. И мне показалось, что своей статьёй вы хотели сообщить, что наоборот, не надо изобретать велики?
Vsevo10d
06.11.2022 01:50+2Неладно что-то в Датском королевстве... то выходит три статьи подряд про говно, то широко известный в узких кругах половой шахид (сколько там, 140? 170? Я уже лет 10 не следил) Фиксин изобретает велосипед. Почему я не айтишник, но стыдно мне.
MechanicusJr
06.11.2022 16:05то широко известный в узких кругах половой шахид (сколько там, 140? 170? Я уже лет 10 не следил) Фиксин изобретает велосипед
2012 - 2014 год, о майн готт какое древнее зло
IsUnavailable
06.11.2022 10:22+4Но ведь такое уже производят промышленно. И даже продают. Покупают ли, это конечно вопрос, но продают ведь
Hidden text
zlat_zlat
06.11.2022 10:33+2Возможно, эта статья натолкнет кого-то на мысль о пользе аналитиков в проекте ;)
Didimus
06.11.2022 11:37Можно ролики как советские, надеваемые на обувь, и палки телескопические. Можно ещё храповик приделать на ось.
man_of_letters
06.11.2022 15:00Вот святой грааль подобных изысканий, который до сих пор малоизвестен, хотя изобретен в 1999. Покупается как "drift skate". Для обучения можно на озоне взять китайский шлак за 2тыр (но надо подшипники менять и клеить наждак), JMK топ, но это США и 12 тыр, можно на алишке за 7 найти копии (металл + круглые колеса) .
Минусы:
- очень сложно научиться (поверьте роликовому прорайдеру)
- нужна очень хорошая поверхность, асфальт только самый гладкий.
Плюсы:
- Скорость бегущего человека (~10 км/ч)
- Быстро встал, быстро убрал в любую сумку
- Невозможно убиться, если не хотеть этогоfixin Автор
07.11.2022 09:42не будет ли удобнее, если верх сделать в виде тапочка, куда засовывать ногу в обуви? Будет проще ездить. Как на роликах
Linder666
07.11.2022 11:09+1- Невозможно убиться, если не хотеть этого
Ха ха) Вы недооцениваете мощь идиотов)
Alohahwi
07.11.2022 09:58Главная ошибка во всех велокатах - это оставить педальный модуль. Он тяжелый и габаритный. Я тоже болею такой идеей, но собрал уже два рабочих прототипа, и пришел к следующему:
1) педальный модуль заменяется на качающуюся платформу с которой привод прямо на цепь через собачки(минимальный габарит и масса).
2)привод на переднее крупное колесо(решение проблем проходимости и передаточного числа)
3) рулевое маленькое заднее колесо.
Сейчас пока возможности собрать третий прототип нету, но как появится - обязательно сделаю.
fixin Автор
07.11.2022 11:46пришлите фотки ваших конструкций.
Alohahwi
07.11.2022 17:16Прототип 1 - две качающиеся платформы под каждую ногу по бокам от рамы, опирающаяся на педали. По итогам стало понятно что надо избавляться от педального блока, так как это неустранимые проблемы с габаритами и весом, ставящие крест на идее переносного велоката. Решено было переходить к моноплатформе как у самоката, качающиеся движения которой преобразуются во вращение колеса.
Прототип 2 - недостатки - габариты и сложность. Решено было уменьшать габариты оставив одно большое колесо спереди из соображений проходимости. Что повлекло перенос привода на переднее колесо, и перенос рулевого механизма назад. Привод решено было упростить через прямое зацепление качающегося рычага за цепь двумя собачками.
Прототип 3 - был собран(из метизов леруа) и протестирован механизм передачи движения на цепь, остановился на сборке рамы.
GaryKomarov
Не глядя можно автора по очевидному идиотизму темы определить.
Надо добавить еще одну трубу и сиденье на ней.
fixin Автор
если бы он был собран не кустарно, то ездил бы лучше.
GaryKomarov
Купи https://aliexpress.ru/item/4000300249459.html и попробуй
fixin Автор
это трехколесный и рама не такая. Извините, что говорю очевидные вещи. Ваш КЭП.
Далеко ему до минимализма велоката.
Exchan-ge
Из рекламы совершенно непонятно, как на этом девайсе можно тормозить (тормоз там очевидно на двух маленьких задних колесах) и что будет с ездоком при внезапной встречей с колдобиной и т.п.
(на ролике еще и гоняют среди прохожих и без шлема)
fixin Автор
Тормозят как и на обычных велосипедах, педалями, т.е. педаль назад - и цепь блокируется. Что тут непонятного?
Exchan-ge
Тут цепь идет на переднее колесо.
А на велосипеде резко тормозить передним=уйти в полет.
Вот этот черный тросик, скорее всего, и ведет тормозу на задних колесах.
Wan-Derer
Или убрать педали и добавить платформу, на которой можно стоять ... Ой :)
А если серьезно, 2*15 мин пешком это полезно, учитывая сидячий характер работы. Вердикт: проект не нужен!
fixin Автор
Последняя миля хорошо решается самокатом сейчас, они удобные. Но тогда мне эта мысль не приходила в голову.
Areso
Вы владели самокатом?
У меня был самокат (3 года, потом сломался):
У него маленькие колёсики. Плохая брусчатка или плитка, да и сама по себе брусчатка и плитка для самокат(чик)а - это испытание.
Он большой. Ну, не велик конечно, но в час пике - последняя миля это же про на работу-с работы, верно? - все пытаются притереться поближе, а там самокат. Активно выражают недовольство.
Он же городской, поэтому почти наверняка - складываемый. Да? Сложенный самокат задним колесом без чехла будет марать всё и всех вокруг, а передним без "тормоза" еще и будет кататься туда-сюда.
Даже "милю" на самокате ехать вверх - серьезная аэробная нагрузка. Конечно, это не везде так, но может оказаться, что ехать на работу как раз вверх надо будет, и либо вы упаритесь, либо потратите больше времени, чем просто идти пешком
В общем, геморройная эта штука. Поэтому, когда у моего сломался рулевой штырь (обычный болт на 6мм или около того), которым крепился руль к колесу, и я с него сверзился, я решил, что новый покупать не буду.
Мне кажется, что будущее - за моноколёсами.
MobCobra
Треугольник делают для жёсткости рамы, а не для устойчивости. Для устойчивости же нужна правильная геометрия рамы. Ключевые слова для поиска "расчёт геометрии рамы велосипеда". Если не ошибаюсь, ось переднего колеса должна быть вынесена вперёд относительно линии оси руля.
Например, вот в этой статье есть подробности: https://velomagazin.ru/articles/rekomendatsii/kak-geometriya-ramy-vliyaet-na-khodovye-kachestva-velosipeda/
fixin Автор
не знаю, мой подо мной не подломился, когда я на нём ездил. Тем более сейчас много прочных, легких композитных материалов, а не та железная труба, что ипользовал я.
Exchan-ge
Повезло (сопромат с теормехом рулят :)
arheops
Велосипедов с одной трубой, складной, в Европе полно.
С одной трубой не делают, ибо при этом рама становится не легче, а тяжелее(более толстые трубы и стенки нужны).
fixin Автор
у меня довольно тонкая труба, но мои 90 кг держала. ;-)
MobCobra
Я понимаю. Кама тоже не ломается под взрослыми мужиками. Мой комментарий был о том, что треугольник не для устойчивости делают.
fixin Автор
тут цель была компактность.