БЭСМ-3М
Хронологически это часть 0, самое начало. Мы, я с приятелем, первый курс, только познакомились с Шефом. Чтобы понять, что мы такое, Шеф давал нам тестовые задания.
Фото из Google Maps. Лаборатория Газодинамики, проходная.
Среди строений Университета в Петродворце, на отшибе, дальше уже лес, было отдельное здание, Лаборатория Газодинамики. Она и сейчас есть, переименована в лабораторию аэродинамики. Гугл рассказывает, что там действительно располагается аэродинамическая труба, отсюда и название. Трубу я не видел и не слышал, просто не интересовался. В конце 70х на 2 этаже был машинный зал и там стояла Машина. Шеф умел содержать ее в рабочем состоянии и назначил нам встречу в машинном зале.
Машинный зал. Относительно чистый, давно без косметического ремонта. Фальшпол, кабели спрятаны внутри. Состав машины. Шкаф процессора. Пульт оператора. Шкафы магнитных лент. Печаталка – АЦПУ. 4 магнитных барабана в отдельной выгородке, они шумные. Наверняка были считыватель перфокарт и перфоратор, не помню. Все шкафы металлические, серого цвета в крапинку, молотковая эмаль.
С сайта uic.vsu.ru Это БЭСМ-4, 3М внешне такая же. Фото черно-белое, но в цвете такое же.
Магнитные барабаны на фото справа вдали, тумбы с электроникой, на них сами барабаны под крышками со скругленными гранями. Шкафы процессора раскрыты, непорядок. В центре пульт.
На “горизонтальной” части пульта регистры клавиш для набора чисел, под 50 кнопок в ряд. Машина для научных и инженерных вычислений, формат числа мантисса, знак и порядок. На “вертикальной” части аналогичные регистры неоновых лампочек. Свечение тлеющего разряда. У поработавших лампочек был дефект, огонек не горел стабильно, а мерцал или вертелся внутри лампочки. Это раздражало глаз. Нужно было отвинтить винты-барашки, откинуть фальшпанель, добраться до барахлящей лампочки и заменить ее на такую же, отлежавшуюся в коробочке. Новых запасных не было. Да, машина была старая, но благодаря Шефу держалась бодрячком.
У Машины был свой голос. В пульт вмонтирован динамик. В процессе вычислений звучала своеобразная мелодия, слышная по всему залу. Быстро запоминающаяся. Всякие сбои, зависания легко отслеживались. Циклы звучали курлык-курлык. Поиск по ключу “музейная БЭСМ-6 в действии”
тот самый голос роботов из кинофильмов, не фантазия режиссеров, а реально звучавший звук. У БЭСМ-3М звучание было попроще, не такой могучий многоголосый хор, но тоже ничего.
Элементная база дискретные полупроводники. Германиевые высокочастотные транзисторы П411 или вроде, диоды Д9, Д223 или подобные, импульсные трансформаторы МИТ. Печатные платы коричневого цвета, гетинакс, небольшие, в ладонь размером. Шеф поставил нам задачу ремонтировать неисправные печатные платы. В комплекте Машины были ремонтные стенды и документация. Технологическая карта проверки. “ТЭЗ NN”. Проверить питающие напряжения. Вставить ТЭЗ в гнездо NN. Контролировать осциллографом амплитуду и форму импульсов. Отклонение не более Х%. В случае несоответствия – ремонтировать. Для ремонта прилагалась схема электрическая принципиальная на ТЭЗ. Дальше тестер и паяльник. Мы очень старались, и, кажется, починили всю коробку неисправных плат. Не сразу, в несколько заходов, за несколько дней. Каждый день работать не получалось, развлечение растянулось на месяц. Шеф отметил наши способности, чтение документации, пользование приборами, навыки пайки, просто умение работать руками. Этот тест мы прошли.
Шеф изучал нас, какие у нас интересы, какие навыки, какие перспективы. Делать это, задавая вопросы, было неэффективно. Это сейчас всем понятна культура найма, резюме, собеседования итд. А тогда Шеф видел перед собой пару немного странных юношей. Как, о чем их спрашивать. “Ваше любимое занятие? “ “ Экскурсии по свалкам научных и учебных заведений, Политех, ЛГУ”. “Как вы себя видите через 5 лет?” “С паяльником в руке”. Да, смешно. У Шефа был свой подход. Он не спрашивал, а рассказывал сам и наблюдал реакцию, понимание смысла, интерес поддержать тему разговора. Не в форме лекций, а понемногу, всегда уместно. Рассказы были необыкновенно интересные, просто Сказки Роботов. (С) Лем. Рассказывал, что шкафы ламповых ЭВМ потребляли киловатты только на накал ламп. И поэтому накальные трансформаторы мотались квадратной медной шиной с зазором между витками для принудительного обдува. Рассказывал, как запускал на Камчатке БЭСМ с заводским номером 1, всю перепаханную еще на заводе, с многочисленными следами отладки. Что первые накопители на магнитной ленте имели независимую от магнитной, оптическую разметку ленты. Новую катушку нужно было разматывать, отмерять и пробивать метки ручным перфоратором. Про молоток с резиновым бойком для профилактики ЭВМ. Была такаяпроцедура вылавливания потенциально сбоящих ТЭЗов. Запускаем тест на цикл и аккуратно стучим по ТЭЗам. Дефектный отзовется сбоем теста. Сбой слышен по голосу машины. Про БЭСМ-6 с избыточным быстродействием. Собственно счет происходил гораздо быстрее, чем ввод задачи и вывод результатов. Была служебная программка, высвечивающая на лампочки индикации слово “ЖДУ”, когда процессор простаивал. Для эффективной загрузки строили кластер, БЭСМ-6 и пара БЭСМ-4, которые и занимались вводом-выводом. И все равно, “ЖДУ” постоянно висело.
Как-то Шеф привлек меня помочь с профилактикой магнитного барабана. Я держу мотор на весу над ведром с бензином, Шеф крутит в бензине подшипник, промывает. Шутит про мировой энергетический кризис, на дворе конец 70-х, обострение на Ближнем Востоке, эмбарго. Тогда у меня никаких вопросов по процедуре не возникало, моем в ведре, значит так надо. Сейчас есть вопрос и ответ тоже. Почему так странно? Логично было бы демонтировать загудевший подшипник и заменить на новый. Объяснение. Нового подшипника не было, не было и съемника. Подшипники в СССР были, но не было распределительной системы. Это сейчас есть интернет-магазины, специализирующиеся, в частности, на подшипниках. Любой в наличии. А в СССР была система плановая распределительная. Если какой-то тип подшипника применялся в товаре народного потребления, мотоцикле, лодочном моторе, тогда он мог лежать в магазине спорттоваров. Если нет, то его нигде и не было. При этом нужный подшипник мог валяться за забором овощебазы внутри сгоревшего мотора, но это места надо было знать. И смазки в СССР были так себе. Нигрол, солидол, тавот. Литол только-только появился, на баночке было написано “смазка для подшипников передних ступиц ВАЗ-2101”. Так что Шеф был просто очень опытный и действовал максимально осторожно. Никаких лишних действий с подшипником, промыли, смазали и вернули мотор на место.
По окончании испытательного срока мы переместились в здание НИИФ, в родную лабораторию и несколько лет не появлялись на газодинамике. И вот однажды звонок. Нужно посчитать программу, а машина неисправна. Починить нужно сейчас, завтра машину режут на металлолом. Шефа на тот момент уже не было, он трагически погиб. Чинить некому. Бегу. Знакомый зал. Я же ничего не знаю. Как устроена машина, какие тесты. Спрашиваю оператора, есть ли хоть какая диагностика. Да, отвечает, неисправен барабан #3. Иду в выгородку. Вот он, номер третий. Глухой ящик, жужжит, как и остальные. Кабели присоединены, никаких лампочек, никакой индикации. Что можно сделать? Только пнуть. Пинаю корпус, возвращаюсь в зал. Оператор докладывает “программа пошла”. И все. Назавтра машины не стало, распилили.
Комментарии (33)
pavel_raskin
15.11.2022 17:53+12И все. Назавтра машины не стало, распилили.
Почти до слёз.
Vasily_Pechersky
15.11.2022 18:11+3Грустный конец…
Напоминает судьбу кластера VAX 6000 году в 2002.
К этой системе шли ещё VAX Station.
Exchan-ge
15.11.2022 19:47+1Почти до слёз
Это почему?
Она к этому времени безнадежно устарела, больше, чем первый пень на сегодняшний день.
А эксплуатационные расходы там были ого-го.
(помню, с каким энтузиазмом списывали и выкидывали наши ЕС 1030 и 1045 — сразу, как стало можно. Потому как на тот момент в продаже были уже первые пентиумы)pavel_raskin
15.11.2022 20:37+8Потому что история, а на тот момент живая история.
Exchan-ge
15.11.2022 20:56+4Потому что история, а на тот момент живая история.
На тот момент старые ЭВМ как история еще не воспринимались, а воспринимались как куча старого хлама с лампочками, занимавшего много места и поглощавшего кучу денег с минимальной практической отдачей.
Когда выкинули нашу 1045 — на ее месте организовали класс с ПК (на тот момент — 286/386), и там было примерно два десятка машин и еще довольно много свободного места осталось под «серверную» (как оно тогда реально называлось, я не помню, что-то научно-техническое типа ЦЭВТ или т.п.).
(класс- потому как начальство не решилось раздать персоналки по отделам)
Насколько я помню, все задачи («логистика» производства), ранее выполнявшиеся на двух относительно больших ЭВМ были перенесены всего на две персоналки, так что все оставшиеся компьютеры по факту использовались для обучения сотрудников (в первую очередь наших программистов и бухгалтеров) основам работы с ПК.
Никаких сожалений о демонтированных ЭВМ ни у кого не было, в музей же (будь такой в те времена) — охотно бы сдали арифмометры (я видел живой ВК-2 в нашей бухгалтерии :) и логарифмические линейки со счетами.
5oclock
15.11.2022 18:08+4Про диагностику ТЭЗов.
Отец рассказывал:
У нас в городе было три ВЦ: на трёх самых крупных предприятиях.
На одном электронщиком работал он, а на другие его время от времени приглашали, т.к. машины стояли одинаковые (ЕС 1036), но работали "по разному".
У отца - всё как положено, а на других предприятиях - по нескольку раз в день инженерный пульт раскрашивался огоньками аварий.
И вот приходит он как-то к коллегам.
Запускают тесты и в процессе разговора он прислонился к шкафу с ЦПУ и машина "офонарела": на инженерном пульте россыпь красных огней.
Перезапустили тест - опять прислонился - опять "стоп машина".
Спрашивает:
- А вы как машину к работе готовили?
- Никак. Как приехала - собрали и запустили.
- Нет, так не пойдёт. Вытаскивайте и пропаивайте все ТЭЗы: и элементы и разъёмы.
Благо завод производил электронику и посадить за паяльник было кого.
Через пару недель паять они закончили и теперь уже машина на любой чих не реагировала.Daimos
15.11.2022 18:36+1Одинаковые они только по названию, если почитать как их изготавливали, то они не особо одинаковые были.
5oclock
16.11.2022 18:16ЕС1036 разные?
Такого не слышал.
У них поначалу были две других машины: Минск-32 и ЕС-1022.
А потом их заменили на две ЕС-1036.
И примерно в это же время 36е появились на двух других предприятиях города.
Я не слышал, чтобы у инженера-электроника были какие-то сложности с "переключением" между обслуживанием этих машин
Daimos
16.11.2022 19:55+1Уже то, как были пропаяны платы уже многое говорит о культуре производства.
Есть и воспоминания людей:
В 2000 году Э. М. Пройдаков встретился с Эммануилом Григорьевичем Кнеллером, ныне президентом фирмы «Истрасофт», и записал на диктофон его воспоминания о появлении персонального компьютера «Истра-4816». Э. Г. Кнеллер руководил небольшой группой, разработавшей эту машину в филиале ВНИИЭМ в г. Истре.
Он вспоминал:
Нужно сказать, что Иосифьян хотел, чтобы производство машины освоили в Ереване. Мы даже ездили и вели переговоры с заводом, выпускавшим ЭВМ «Наири». Однако там технологическая дисциплина была еще ниже, чем на «Счетмаше». Когда меня водили по заводу, показывая производство, главный инженер рассказывал: «Вот они – умные ребята с гор. Их спрашиваешь: «Почему ты провод так ведешь, а не как на схеме нарисовано». Он отвечает: «А я что, хуже делаю?»
https://topwar.ru/189962-rozhdenie-sovetskoj-pro-bjesm-saga-chast-iv.html
PereslavlFoto
15.11.2022 18:31+7https://ru.wikipedia.org/wiki/БЭСМ
Бросается в глаза, что в России не сохранилось НИ ОДНОЙ свободной фотографии этих машин.
radiolok
16.11.2022 11:50+3Уточните пожалуйста, если будучи в запасниках Политеха я сфотографировал БЭСМ-6 - я могу как автор опубликовать их под CC BY 3.0 или есть нюансы? С удовольствием бы сделал это на днях.
PereslavlFoto
16.11.2022 12:17+1Можете. Постарайтесь снимать со штатива, там наверняка будет темно. Или, может быть, поставьте камеру на какую-нибудь опору.
radiolok
16.11.2022 22:43+3Фотографии у меня еще с марта лежат. Правда в основном я фотографировал ЭВМ УРАЛ-1. Мне разрешили посмотреть сзади, за дверками шкафа. Прям кишки-кишки крупным планом со всех сторон. Руки дойдут когда - тоже закину в вики.
Добавил в статью БЭСМ-6 основное фото машины и несколько фотографий крупным планом - если поправите подписи - будет хорошо.
victor_1212
15.11.2022 18:32+6> Рассказывал, как запускал на Камчатке БЭСМ ...
БЭСМ-3М была в Вилючинске, вероятно прогнозом землетрясений занимались в том числе, интересно что примерно когда делали БЭСМ-3М, Лебедев, Бурцев и др Ленинскую премию получили, но не за машины серии БЭСМ, а за ламповую М-40, которая управляла пуском противоракеты, первый успешный перехват в марте 1961
Exchan-ge
15.11.2022 19:43Шутит про мировой энергетический кризис, на дворе конец 70-х, обострение на Ближнем Востоке, эмбарго.
Энергетический кризис+эмбарго = это 1973.
А конец 70х-х это иранский кризис и Картер.
Exchan-ge
15.11.2022 19:51Подшипники в СССР были, но не было распределительной системы.
Какие страшные вещи вы рассказываете :)
(шеф таки шутил :)
Alyoshka1976
16.11.2022 08:40+3запускал на Камчатке БЭСМ с заводским номером 1
И я догадываюсь, где Шеф ее запускал - "двадцатка" ака Ключи-1? ????
saipr
16.11.2022 15:14Как-то Шеф привлек меня помочь с профилактикой магнитного барабана.
На дворе тоже конец 70-х, а ЭВМ — М-220. Меня тоже привлекли к профилактике магнитного барабана. Только для нас главным был не подшипник, а его магнитная поверхность, которую мы протирали спиртом.
aragont
16.11.2022 15:51+2Установку и наладку БЭСМ-6 в моем институте я не застал по возрасту, а вот наладку Эльбрус-1к2 (по сути, БЭСМ--6 на интегральных микросхемах) краем глаза видел.
Машину собрали, после чего институтские электронщики три месяца пытались ее запустить. В конце концов приехала бригада с завода, которая привезла с собой ведра с фреоном и УФ лампы. Все платы поочередно вынимали из стоек, под ультрафиолетом проверяли на наличие загрязнений контактов и, в случае обнаружения, мыли во фреоне, окуная в ведро, которое стояло около стола.
Запустили, но уже через пару лет продали вместе с БЭСМ, ЕС и СМ на золотой лом.
Перед продажей мне поручили позвонить в кооператив, давший объявление "Меняем ЭВМ класса ЕС-1045 на IBM PC". Разговор был примерно такой:
БЭСМ-6 можете обменять?
Можем.
А на сколько персоналок?
Один к одному.
На одну персоналку?
Да.
Обмен не состоялся, а в институте продолжили искать более выгодный вариант.
Exchan-ge
16.11.2022 22:42Один к одному.
На одну персоналку?
Да.
По тем временам — отличное предложение (особенно — если еще и самовывоз :)APLe
17.11.2022 07:37+1Мне даже сложно представить, сколько в БЭСМ меди. Правда, разбирать надо долго.
Exchan-ge
18.11.2022 06:49Правда, разбирать надо долго
Вот именно.
А еще — платить зарплату тем, кто этим займется. И охране, что бы за ними следили.
(проще загнать грузовик «чистой» меди налево, чем и грешили некоторые руководители предприятий в те времена)
5oclock
18.11.2022 12:53Отец рассказывал, как в межвременье 90х несмотря вроде как на пропускной режим к ним в кабинет время от времени заглядывали т.н. "лица кавказской национальности" с вопросом:
У уас йэ-эс дэсат тридцат шэст йэст?
Почему-то именно они шарились по предприятиям в поисках старых "больших" машин.
aragont
18.11.2022 13:34У нас тоже говорили, что в конце концов машины продали армянам. За точность информации, правда, не ручаюсь.
NeverIn
16.11.2022 17:32по фото "Лаборатория Газодинамики" сразу понятно, что там разрабатываются Великие изобретения !
vitalyisaev2
16.11.2022 22:34Подскажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что на советских компьютерах до 1980-х не использовались магнитные жёсткие диски. То есть персистентных накопителей с произвольным доступом, кроме магнитных барабанов, не было. Но это странно - ведь если приняли решение всё копировать у IBM, то почему не скопировали диски, которые IBM производила с 1950-х годов? Магнитные барабаны им однозначно уступали в плотности записи и по ряду других характеристик.
pavel_raskin
17.11.2022 20:46+2В сети можно найти упоминание некоего раритета "Перфорационный вычислительный комплекс M5000" производимого в Вильнюсе (https://lt.wikipedia.org/wiki/M5000), в составе которого был накопитель на магнитном диске Р-412. Выпускались они с 1973 года.
Больше фото и немного информации есть тут https://www.phantom.sannata.org/viewtopic.php?t=32284
Несколько фотографий
volchenkodmitriy
Спасибо! Очень интересно!