Продолжение Работа нотном редакторе MuseScore. Часть 5.2
Нешаблонное применение встроенных шаблонов
В Части 1, я начала обзор по работе с интерфейсом нотного редактора со описания встроенной дополнительной рабочей панели для набора ударных инструментов. Я начну эту статью с ее нешаблонного использования.
В любом нотном тексте, сложнее чем запись одной мелодии, возникает необходимость многоголосой записи.
Одноголосную нотную запись (одноголосие), используют для последовательной и поступательной записи нотами мелодии, без их единовременного звучания нот при их звуковоспроизведении.
Многоголосую нотную запись (многоголосие), применяют если нотный текст включает единовременное интервальное звучание одной и боле нот, записанных как последовательно так и параллельно друг другу, на нотном стане и имеющих разное или одинаковое мелодическое и гармоническое направление развития мелодической линии. В некоторых случаях, многоголосие не содержит мелодической линии вовсе, а является исключительно интервальным или гармоническим созвучием.
В отдельно ряду многоголосной нотной записи стоит полифония, которая предполагает, возможность разной мелодики и гармонии, и контрапункта, в одновременно звучащих интервальных и гармонических созвучиях. Контрапункт предполагает, что ноты записываются в полном зеркальном отображении ("лицом к лицу") движения разных голосов во времени и в пространстве нотной записи на нотном стане.
На рисунке Одноголосие и многоголосие, на второй нотной линии, в первом ее такте приведен пример интервальной записи нот, не являющейся многоголосием, в музыкальном смысле. Это называют гомофонией, когда основная мелодическая линия сопровождается гармоническими созвучиями. То есть, основной голос - один, а остальные ноты на нотном стане указывают на гармонический или интервальный аккомпанемент, записанный на одной нотной линии. Указание для многоголосия в нотной записи служит направление черты возле нотной головки. Если черта возле нотной головки направлена для двух и более нот в одну сторону, то в музыкальном смысле, многоголосие отсутствует. Это запись аккомпаниирующих интервалов, гармоний или аккордов. На рисунке, стрелочкой отмечено появление многоголосия - черточки возле нотных головок - разнонаправлены. Автоматическим способом можно выставлять до 4 голосов.
Разделение на голоса обычной нотной записи можно делать автоматически, кликая на иконку разделения голосов на рабочей панели инструментов, как показано на рисунке Одноголосие и многоголосие.
При автоматическом разделении голосов, могут возникать сложности с правильной нотной записью. Когда мелодическая линия может попадать в другой голос.
Чтобы этого не возникало, требуется для каждой ноты обозначать голос в который ее записывают. Это очень трудоемкий процесс.
Я решила эту проблему, более простым способом, используя готовый шаблон, который создали программисты в виде плагина, для работы с нотной записью партий нескольких ударных инструментов. Преимущество его использования, в прозрачности и удобстве нотной записи для нескольких голосов.
Это требует небольшой предварительной подготовки и нескольких нехитрых операций с имеющимся интерфейсом, но значительно облегчает работу с нотным текстом. Такой прием работы с многоголосием, в нотном редакторе, может быть особенно полезен для композиторов, так как большие нотные тексты, создаются именно ими.
При сочинении нотного текста, иногда бывает важно быстро записывать ноты, не озадачиваясь тем, чтобы особо выбирать голос. То есть сначала создается основная мелодическая линия, а вспомогательные голоса дописываются позднее. В автоматическом режиме работы с использованием рабочей панели инструментов, это делать почти невозможно.
Чтобы применить дополнительную рабочую панель для ударных инструментов, в качестве шаблона создания многоголосной записи нот, нужно вызвать окно Инструменты и добавить на нотный лист партию ударной установки. Подробно об этом я написала в Части 1.
На нотном листе появится линейка для записи партии ударных инструментов. Нужно прокликать, несколько нот на этой линии, чтобы программа разделила разметку пауз на два голоса.
Ноты в партитуре ударных нужно удалить. Для использования шаблона записи партий ударных инструментов, необходимо выделить такт (синий прямоугольник) с получившейся двухголосой разметкой и копировать его на нотный стан той партитуры, для которой вы сочиняете многоголосую музыку.
На рисунке Ошибка..., видно что программа расставила направление движение мелодии по умолчанию, без учета мелодической линии в одном голосе, так как второй голос еще не добавлен. Добавить его автоматически невозможно, так как длительности нот верхнего голоса отличаются от длительностей нот нижнего голоса (здесь это кратные длительности 1/4,1/8 и 1/16). Это можно проделать, искусственным образом дробя длительности, я поясню как - чуть позже.
При использовании разметки голосов из партии ударных инструментов, по окончании записи нотного текста, партию ударных нужно удалить с нотного листа тем же способом как она была добавлена (см. рис. Добавлении на нотный лист партии ударных инструментов) - убрать флажок из ячейки видимость в правой части окна Инструменты, в строке Набор ударных.
После этого, на нотном листе останется только партия нужного музыкального инструмента.
При использовании автоматического разбиения на голоса с помощью панели инструментов, нотный текст со сложным многоголосием включающим кратные длительности нот в разных голосах, нотный текст необходимо предварительно подготовить для этого.
Все длительности нот в многоголосии, для корректной разбивки на голоса автоматически, необходимо дробить кратно самой малой длительности в одной тактовой доле. Нота длительностью 1/4 - кратна 4 нотам длительности 1/16 и т.п. Тогда, нота длительностью 1/n должна быть раздроблена кратно парной ноте, на 2/(2^n), где n=2 до 5 (2/4, 2/8, 2/16, 2/32).
Если длительности нот на доле в такте, в двух голосах различаются более чем в два раза, зависимость будет другой и определяться более сложным образом, с учетом кратности двум, каждой последующей более малой длительности нот.
Так например, 1/2 нота - кратна двум 1/4 нотам, 1/4 нота кратна двум 1/8 и т.п. Соответственно, в формульной записи, параметрически нужно добавлять более мелкие кратности.
Получается вложенная функция в виде прогрессии кратных значений аргументов, заданных на отрезке (области заданных значений функции) до 1/64 длительности (которые в реальности, никогда не используют в нотной записи).
Исключением из этой зависимости, является обусловленная a priori нотной записью, целая длительность ноты, кратная всем длительностям нот, а не их половинным долям.
Продолжение следует