Оформление нотного текста
Продолжение Работа в нотном редакторе MuseScore. Часть 5.1
Паузы
Одной из важных составляющих нотных текстов являются паузы. Их добавление важная часть работы над созданием музыкальных произведений, так как именно паузы определяют ритмическую структуру музыкальной фразировки, смысловые акценты развития мелодических линий, распределение мелодики по сильным и слабым долям.
Одна и та же мелодия при смещении мелодической темы по ритмической основе такта может звучать совершенно по разному, передавать разное эмоциональное настроение, а для музыкальных произведений вокального типа, может определять то, как располагать текстовую составляющую музыкального произведения.
Паузы играют важную роль и в исполнении музыкальных произведений, так как живые музыканты не роботы. В реальном мире, исполнитель музыки живет, дышит, двигает руками и пальцами, вокалисты управляют своим дыханием, те кто играет на духовых инструментах, должны успевать дышать, чтобы не только играть на инструменте, но и не скончаться в процессе исполнения музыки.
Без привязки к музыкальному инструменту, паузы выставляются с использованием иконок на рабочей панели.
Для добавление паузы определенной длительности, нужно кликнуть на ту паузу, которая выставлена в шаблоне автоматически, затем нажать иконку на рабочей панели соответствующую длительности ноты. На нотном стане появится обозначение паузы выбранной длительности. Паузы длительностью в целую и половинную ноту, обозначаются короткой жирной чертой между третьей и четвертой линиями нотного стана. Пауза целой ноты прикрепляется к четвертой нотной линейке с низу, а пауза половинной ноты (1/2), к третьей линейке сверху. Пауза длительностью четвертной ноты (1/4) обозначается стилизованным вертикальным знаком. Ноты более малых длительностей, начиная с 1/8 и далее по степени уменьшения длительности, обозначают стилизованным флажком, с отметкой на нем принятых для этих длительностей количеств отчеркиваний (1/8 - одно отчеркивание, 1/16 - два отчеркивания, 1/32 - три отчеркивания).
В Палитре символов, также существует раздел называемый Цезура. В нем расположены уникальные паузы, которые указывают для специфических инструментов или форм исполнения музыкальных произведений. На скриншоте я привожу пример двух из них: паузы для вокалистов и обозначения для смены направления движения смычка музыканта играющего на струнно-смычковом инструменте (скрипка, альт скрипичный, виола, виолончель, контрабас).
Инструментом вокалистов являются их голосовой аппарат. В нотном тексте вокальными партий, в некоторых случаях, необходимо указывать паузы для отметки дыхания исполнителя. Это помогает и вокалисту поставить правильную технику исполнения музыки и подчеркнуть важные смысловые фразы в нотно-литературном музыкальном произведении.
Некоторые фонетические звуки литературных текстов, обладают специфической сложностью при их исполнении в певческой технике, поэтому может возникнуть необходимость в дополнительных дыхательных приемах, которые есть смысл указывать в нотном тексте.
Для исполнителей музыки играющих на струнно-смычковых инструментах, указание смены направления движения смычка, может играть туже роль, что указание длинных лиг в случае фразировки музыкальной темы. На длинном движении смычка исполняется одна музыкальная фраза. Смена направления движения смычка может обозначать начало новой музыкальной фразы. Также, широко используется техника смены движения направления смычка при исполнении длинных по длительности нот. Смена движения смычка позволяет менять интонационное звучание ноты, не снимая нажатия на струну.
Я не играю на струнно-смычковом инструменте, поэтому, думаю, что есть еще какие-то техники исполнения нот и музыкальных фраз, при смене движения смычка, которые мне не известны.
Технические приемы работы с нотным текстом
Группировка
При работе с большими объемами нотных текстов, часто могут столкнуться не только те кто набирают нотные тексты, но и композиторы. причем для композиторов моменты оформления текста могут играть существенную роль, так как автоматические процедуры вшитые в программу для упрощения работы с интерфейсом программы, могут вносить дополнительные трудности в создание совершенно нового нотного текста, когда он набирается впервые.
При наборе нотных текстов, которые включают запись нескольких нот длительностью начиная с 1/8, программа автоматически объединяет все ноты одной длительности, связывая их вертикальной чертой группировки. В некоторых случаях, если ритмический рисунок мелодической линии сложен, а музыкальная тема синкопирована, содержит акцентные ноты или дополнительные отметки специфического звуковоспроизведения нот, группировка нот может помешать правильной записи и ее нужно удалить с нотного стана.
Для вывода отдельной ноты из группы, нужно кликнуть на ноту и в окне Палитра выбрать иконку Без группы нот. Нота преобразуется в записи, став отдельно стоящей от остальных нот той же длительности.
Композитор, может столкнуться с другой проблемой, связанной с необходимостью группировки нот разной длительности в одну группу. Такая необходимость часто встречается при использовании сложных движений мелодической линии, обилии мелодических украшений и смены стремительности музыкального движения мелодики.
Для объединения в группу нот разной длительности, необходимо кликнуть на первую ноту другой длительности, после группы, с которой нужно произвести объединение и выбрать значок 32 и подгруппы. На рисунке Группировка нот разной длительности, объединяются группы 1/8 и 1/32, в итоге получается одна группа нот, включающая подгруппу 1/32.
В качестве общего замечания, можно добавить, что в некоторых случаях группировка нот в нотном тексте, означает указание звучания сильной доли, которую нужно слегка выделять при исполнении музыки, едва заметно делая не указываемое в нотном тесте подчёркивание на первой ноты в группе, чтобы ритмический рисунок мелодии сохранял четкость и не распадался при звучании. В других случаях, группировка нот может означать лигу по умолчанию. Если в нотном тексте нет дополнительных указаний композитора, то следует полагать, что трактовка музыки, по умолчанию, отдана на откуп музыканту-исполнителю.
Мелизмы
Для произведений в классическом стиле, характерным является использование различных мелодических украшений, совершенно разноплановых по содержанию украшений и их мелодической линии, направлению движения мелодий по нотному стану и характера звучания. Такие украшения в классической композиции называют мелизмами и на нотном письме обозначают орнаментальными знаками, которые приняты к обозначению для свертки нотной записи. В Палитре символов они находятся во вкладке Орнаментика и включают несколько готовых решений музыкальных фрагментов мелизмов, встроенных разработчиком в эти обозначения.
На скриншоте приведен пример добавления мелизма группетто, на второй линейке показан пример использования символа группетто и его приблизительной нотной записи. На счет приблизительности я сделаю уточнение чуть позднее.
Проверка в нотном редакторе звучания автоматического группетто, к сожалению выявило несоответствие длительностей нот мелизма традиционному группетто. Звучание автоматического группетто формируется так как буд-то базовой нотой является 1/4, а указана 1/2.
Тут сложно давать категоричную оценку правильности автоматического мелизма, потому, что в различных жанровых и стилистических трактовках музыкальных композиций разных столетий в истории развития музыки, использовались самые разнообразные мелизмы, по характеру наполнения добавляемого мелодического фрагмента.
Композиторы различных эпох использовали самые разные мелизмы, в рамках каких-то канонов, дающих лишь приблизительные описания условно принятой орнаментики. Большинство композиторов, используя орнаментальную запись мелизмов, делали индивидуальные пояснения вынося свертки в виде орнаментальных символов, группетто, мордента, тремоло и т.п. в примечания к своим произведениям.
Поэтому, я полагаю, что для композиторов современников, при использовании нотного редактора, есть смысл добавлять мелизмы в нотный текст в развернутом виде, с подробной нотной расшифровкой каждого мелизма отдельно.
Для композиции использовать автоматическое добавление мелизмов с помощью орнаментальной записи нельзя, так как прочтение каждого конкретного мелизма у композитора может отличаться от автоматически встроенного в него.
Если нотный текст лишь набирается, а не создается впервые и в первоисточнике нет дополнительных пояснений, то использование орнаментальных указателей мелизмов будет верным, так как прочтение нотного текста останется на усмотрение музыканта.
Мне попалась удачная авторская справка по мелизмам и я думаю целесообразно дать на нее прямую ссылку, потому, что в ней есть подробный обзор различных типов мелодических украшений с пояснением по различных вехам музыкальной композиции в исторической ретроспективе. Орнаментика в классике и романтизме.
Знаки аллитерации
Добавление знаков аллитерации, кроме указания ключевых знаков лада, следует рассмотреть особо, так как при их указании внутри такта есть небольшой нюанс, связанный с автоматическими настройками работы программы.
При работе с простыми музыкальными текстами, создаваемыми в тональностях без знаков в ключе или с небольшим количеством знаков, никакой сложности изменение тона ноты не представляет. Для этого достаточно использовать иконки на панели инструментов. Отметить курсором мышки ноту и кликнуть на иконку бемоля или диеза (знак бемоля понижает тон на половину тона; знак диеза - повышает ноту на половину тона).
На скриншоте видно, что при наигрывании мелодии с учетом изменений тона основного лада, знаки аллитерации будут выставляться автоматически. Если музыкант играет на инструменте диез (повышение на пол тона основной ступени лада) в основной тональности, то появится необходимая отметка о знаке аллитерации в нотном тексте, без участия пользователя.
В случае если нотный текст музыкального произведения более сложен, включает запись сложных ладов с большим количеством знаков аллитерации, может возникнуть необходимость воспользоваться Палитрой символов, проделов примерно такую же процедуру, по добавлению необходимого знака. Это может быть связано со смещением тонов по отношению к нотам в сложных ладах, что потребует уточнения типа знака аллитерации. Так, при исходном значении ноты до, в ладу где нота до уже звучит как до бемоль, на нотном стане будет необходимо использовать двойное понижение на два тона, чтобы получить необходимый звук - дубль бемоль. Дубль-бемоль понижает тон по отношению к основной ступени лада на два полу тону. Соответственно дубль бекар - на два полутона повышает выбранную ступень лада.
Если ключевые знаки тональности лада добавляются после уже набранной мелодии, программа автоматически отменяет повышение тех ступеней, которые попадают под действие знаков аллитерации в ключе. Это связано с линейным способом сохранения изменений вносимых в нотную запись файла. Каждое действие пользователя сохраняется поступательно.
На скриншоте Отмена знаков аллитерации, ключевые знаки тональности лада были добавлены после того, как была записана мелодия. Программа автоматически выставила бекары (отмена действия знака аллитерации), так как исходный текст не содержал указаний на знаки аллитерации. Я добавила вместо бекара для ноты до второй октавы диез, но директива программы, сохранила исходный текст, и бекар вновь появился, но уже на следующей ноте до. Эта автоматическая директива действует на протяжении всего такта. То есть, чтобы получить звучание ноты до, в рамках внесенных изменений тональности лада после добавления ключевых знаков, нужно отменить директиву первоначальной записи на протяжении всего такта. Это довольно серьезная особенность программы, которую обязательно нужно учитывать при создании нотного текста. Для композиторов она может стать серьезной помехой в создании сложного произведения, если этот элемент в работе алгоритма программы игнорировать. При сочинении сложных произведений средней и крупной формы, или произведений для ансамблей и оркестров, возникшие из-за логики алгоритма ошибки звучания, будет очень сложно выявить в последствие, если не учитывать этот специфический момент.
Продолжение следует.