Элементарная нотная запись в виртуальных партитурах
Аннотация
Название MuseScor несмотря на облагороженный перевод: "нотный редактор", "набор партитур" в буквальном прочтении означает набор музыки с помощью нотного письма.
Появившиеся теперь многочисленные отсылки к музыкальной нотации, нельзя полностью отнести к исключительной характеристике программных продуктов для записи и редактирования нот, потому что в их конструкции - базовые принципы создания алгоритмов и программ любых программных продуктов, в основе которых работа с графическими редакторами и редакторами по распознаванию изображений. А, распознает ли программа нотную запись или пейзаж с дивным видом - значительной роли не играет. Единственное существенное отличие нотных редакторов от редакторов, в которых преобразуют графические объекты, связана с огромной надстройкой звуковых библиотек, которые привязаны к нотам.
Естественно, я не являясь программистом, рассуждаю исключительно оценочно и сами программы по своей конструкции, довольно сложны, но общие характеристики программных продуктов подобного класса, нельзя назвать связанными исключительно с музыкальной индустрией. А их характеристики, невозможно назвать исключительными и требующими какой-то специфической "музыкальной" нотации.
Формат, который был разработан для хранения и архивирования аудио-визуальной информации в MusicXML - вероятно, можно назвать исключительным и требующим отдельной нотации, но сами программные продукты для нотной записи, таковыми не являются.
Суффикс XML - явно характеризует использование табличного формата хранения данных, это помимо графической составляющей для распознавании изображения нотного текста. Привязки аудио форматов к нотным текстам и возможность экспорта нотных текстов в аудио форматы, создает впечатление использования надстройки или плагина, который подключается по запросу пользователя.
Элементы музыкальной теории и интерфейс
При открытии программы, можно использовать те этапы создания нотного текста музыкального произведения, которые я уже описала в Части 1 и Части 2 (добавление инструментов, описание файла и.п.).
Эта статья посвящена непосредственной работе с элементами интерфейса обеспечивающими электронную символьную запись музыки. В основе их создания базовые принципы музыкальной теории, правил нотной записи, динамики, формирования тактов и структуры музыкального произведения, символической записи качества звучания отдельных нот, групп и всего произведения, и т.п.
Я остановлюсь более подробно на тех элементах записи музыкальных произведений, которые могут быть более часто задействованы обычным пользователем нотного редактора, чем остальные, менее используемые на письме.
Так как я ориентируюсь на широкую аудиторию и предполагаю что статью может прочесть и не подготовленный читатель, то большую часть примеров, я сопровождаю пояснениями из элементарной теории музыки, которую часто называют - сольфеджио.
Так как я предполагаю возможность того, что есть пользователи нотного редактора с разной музыкальной подготовкой, то предлагаю обратить внимание на скриншот Выбор дополнительных интерфейсов управления. Например, это может быть человек, обладающий талантом к музыке, но не владеющие нотной грамотой в достаточном объеме, чтобы записывать музыкальные произведения непосредственно с помощью нот или пользователь применяющий внешние электрические устройства для набора нотного текста, играя на инструменте и не набирая ноты руками. Я привожу скриншот, на котором видно как включать фортепианную клавиатуру в окне нотного редактора.
В самом начале моего изучения работы с нотным редактором, чтобы понять принцип его устройства, я задействовала фортепианную клавиатуру, но кажется на третий или четвертый день, я отказалась от этого, так как вносить нотный текст руками непосредственно на нотные линии для меня оказалось гораздо удобнее и быстрее.
Непосредственно работу с нотным текстом по оформлению его музыкальной составляющей, начинают с использования Палитры символов. Именно в этом элементе интерфейса нотного редактора сгруппированы символьные, знаковые, текстовые и графические элементы определяющие то, является набираемый нотный текст музыкальным произведением в полном смысле этого словосочетания или нет.
Палитра символов в меню Вид представлена в двух визуализациях: в варианте без использования фильтров для свертки изображения окна на экране Основная палитра символов и в варианте, который может быть удобен для некоторых пользователей из-за возможности свернуть изображение окна до минимального размера - Палитра символов.
Набор символов в обоих палитрах на мой взгляд, выглядит совершенно идентичным.
Музыкальное произведение невозможно назвать таковым в нотной записи, если не указан ключ нотного стана (нотный стран - пять линий для записи нот).
При добавлении выбранных музыкальных инструментов с которыми работает пользователь, ключ нотной записи выбирается автоматически и добавляется на нотные линейки без участия пользователя, с учетом регистра звучания инструмента - басовый ключ ФА или скрипичный ключ Соль.
В Палитре, представлено максимально возможное многообразие ключей нотной записи с учетом строя инструментов, но мой опыт работы с оркестровыми композициями показывает что в реальности, могут задействоваться максимум четыре ключа, может быть для каких-то специфичных нотных текстов - пять или шесть. Иконки при выборе любого символа из набора Палитры, снабжены выплывающими поясняющими надписями, поэтому пользователь плохо ориентирующийся в музыкальной теории, может обратиться к сторонней справочной информации в случае необходимости каких-то дополнительных разъяснений, связанных с сутью музыкального термина.
Помимо автоматического выбора ключа нотной записи, пользователь может выставлять ключ к прочтению нот вручную, самостоятельно, руководствуясь индивидуальным выбором, музыкальной необходимостью или своими предпочтениями как композитора.
Я использовала, в примерно 50 музыкальных произведениях для симфонического и духового оркестров, и различных по составу инструментов ансамблей такие ключи: скрипичный, басовый, альтовый и для записи партий набора ударных инструментов.
На иллюстрации Ключи, показана возможность добавления ключа не только в начало нотных линий, но и возможность добавления ключа в случае необходимости смены ключа нотной записи в текущем нотном тексте. Необходимость в этом, часто возникает при записи музыки для фортепиано. Когда, в партии одной из рук изменяется используемая композитором октава.
Правой рукой на фортепиано, обычно играют октавы начиная с первой, а левой - начиная с малой октавы. Но, развитие музыкальной темы, может требовать переноса игры октав на пианино, из партии одной руки в другую.
Для инструментов, у которых задействуется только одна партия во время исполнения музыки, смена регистра звучания может использоваться для удобства. Например, диапазон акустических тонов валторны, позволяет делать нотные записи как в скрипичном ключе, так и в басовом.
При музыкальной композиции и даже при обычном наборе чужого нотного текста, иногда возникает необходимость смены тактового размера в нотной записи.
При музыкальной композиции первоначально выбранный тактовый размер может оказаться ошибочным из-за мелодической линии. Чтобы сильные и слабые доли тактового размера не искажали развитие мелодии, композитору приходится выбирать другой размер такта. Это очень простая операция. Нужно выделить курсором мыши такт. Проще всего, кликнуть мышью на паузу, которая уже выставлена в шаблоне нотного листа и такт выделится, а затем добавить из Палитры, необходимый тактовый размер.
Попутно замечу, что у тактового размера 4/4 существует второе символьное обозначение - в виде стилизованной буквы "с" (на рисунке, эти два идентичных тактовых размера, отмечены красными прямоугольниками).
Еще одним важным моментом является выбор нужного лада.
Все музыкальные лады кроме ладов (тональностей) до мажор и ля минор имеют "знаки в ключе." Знаки в ключе, это знаки аллитерации (диезы и бемоли) указывающие в какой тональности нотного лада записано музыкальное произведение.
Все музыкальные тональности ладов группируют в теории музыки по квинтовому кругу (квинта - музыкальный интервал включающий между двумя звуками интервала пять тонов, скрипичный строй основан на квинте).
В отрицательной области полярных координат квинтового круга, располагают те тональности, у которых в ключе бемоли (например, фа мажор - один бемоль, си мажор - два бемоля и т.п.), а в положительной области - тональности с диезами (например, соль мажор - один диез, ре мажор - два диеза).
Добавление знака аллитерации ключевой тональности, происходит аналогично добавлению ключа. Необходимо выбрать такт, в который добавляется ключевой знак аллитерации и осуществить выбор нужный знак в Палитре, во вкладке Ключевые знаки.
Помимо ключевой тональности в которой развивается главная музыкальная тема композиции, в некоторых произведениях, происходит в процессе развития музыки, смена тональности. Например, в случае использования приема композиции "секвенция", когда каждая последующая секвенция либо транспонируется на интервал или происходит ее транспозиция в другую тональность.
Такие приемы музыкальной композиции, очень часто используются в финальных частях музыкальных произведений классического стиля.
В эстрадной музыке джазового и рок-н-рольного стиля, по канонам стилистики, развитие музыкальной темы часто происходит в виде скользящих по ладам гармоний и тогда, тональности сменяются одна за другой непрерывно. Это может требовать смены знаков в ключе.
Добавление знаков аллитерации без смены тональности в некоторых случаях является не обоснованным, так как скольжение главной музыкальной темы, может происходить исключительно в одной тональности, по ее хроматическому звукоряду.
Для управления звучанием степени прерывистости отдельных нот используют графический элемент нотной записи - лиги. Символ Лига находится во вкладке Палитры - Линии.
В некоторых случаях, лиги трактуют как способ объединения группы нот в музыкальную фразу. В этом случае, последняя нота лиги обозначает наличие не указываемой в нотном тексте смысловой паузы.
Смысловая пауза при окончании лиги, делается исполнителем музыки в живую, в силу реальностей физического мира, так как музицирование на реальных инструментах требует каких-то, иногда минимальных физических усилий от любого музыканта. Это обусловлено принципами игры на музыкальных инструментах.
На скриншоте Лига и нота с точкой, видно, что конструкция лиги в нотном редакторе, сложнее чем кажется на первый взгляд.
Когда из Палитры добавляется лига, то она автоматически устанавливается на две соседние ноты. Но, количество нот связанных лигой, может быть гораздо больше, поэтому, знак лиги, нужно выставлять дополнительной манипуляцией с графической настройкой.
Лига выглядит похожей на дугу, может изменять свою кривизну и растягиваться, на сколь угодно большую длину.
Для того, чтобы обозначить последнюю ноту под лигой, нужно выбрать якорь, который автоматически привязывается ко второй ноте и потянуть его до нужной ноты. Якорь перебирает каждую ноту, на пути движения мышкой. Его нужно закрепить там, где заканчивается лига - на последней ноте под ней.
Пример лиг, которые обозначают кратное самим себе увеличение длительности нот - я не делала. На мой взгляд, это очевидно понятно и без дополнительных пояснений, так как две одинаковые ноты, одинаковой длительности соединяются лигой. Очевидно, что их нет нужды озвучивать.
Я немного сэкономила на скринах, так как текст ими сильно загружен и объединила пояснения о лигах, с записью нотных длительностей с точками.
Это не столь очевидный момент в нотной записи, так как не понятно, что вообще, может обозначать точка подле ноты. Точка подле ноты, как в примере на скрине Лига и нота с точкой, обозначает увеличение длительности ноты подле которой, с боку, по ходу движения нотного текста выставлена точка. Нота с точкой, увеличивает свою длительность на половину своей длительности:
1/4 нота с точкой длится 1/4+(1/2)*(1/4); то есть 1/n+(1/2)*(1/n), где n = 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32 (1/32 с точкой, в записях нотных произведений не встречается, из-за невозможности воспроизвести такую длительность звучания в реальности).
Эту часть я разобью на две, так как текст получается чрезмерно объемным и он не художественный, поэтому читать его для ознакомления с работой в редакторе, постоянно прокручивая страницу вниз, будет не удобно.
Продолжение следует.
Читайте в Работа в нотном редакторе MuseScore. Часть 5.2, после того, как я напишу следующую часть.
Комментарии (9)
0xC0CAC01A
17.11.2022 23:35Вопрос в тему. Не музыкант ни разу. Где бы почитать очень краткое введение в язык программирования "нотная грамота"?
Inversiy Автор
17.11.2022 23:46Хороший вопрос, ни разу не знаю, а где есть такой язык программирования? Вы наверно рассматривали-рассматривали теги и как очень зрячий и чрезвычайно собразительный, сразу же сообразили, что это статья о программировании. Ведь во всех тегах и даже в названии написано огромными буквами капслуком - это статейка о программировании для программистов и вы как чрезвычайно сообразительный и сведущий в программировании, решили так сказать углубить и расширить свои программерские навыки в сообразительности, как писать гадости в комментариях статей того, кто вам не нравится и не обладает очень живеньким умом в виде инстинкта выживания того, кто вам вот сразу не понравился.
EvgeniyNuAfanasievich
18.11.2022 11:34Inversiy Автор
18.11.2022 16:53Будьте добры, не разбрасывайте в комментариях к моим статьям, ссылки на Википедию. Во первых, раз пользователи смогли дойти до стадии, комментирования статей на Харб, то Википедию они смогут открыть самостоятельно.
Во вторых, достоверность примерно 80 процентов статей в Википедии, на русском сегменте и не только, оставляет желать лучшего. В случае необходимости справочной информации, можно написать словами, что есть удачная статья на Вики, в которой может быть что-то полезное. Указав ее название, если Вы считаете, что это нужно. А, ставить активные ссылки, на платформу со свободным кодом, весьма опрометчиво. Разве что, вы это сделали намерено, ради личной корысти. И если, Ваш мотив в этом случае корыстный, то странно, что Вы пришли, комментировать мою столь ужасную статью. Комментируйте с Вашей предприимчивостью, кого-то кто вам нравится - ваш бизнес-успех будет обеспечен.
EvgeniyNuAfanasievich
18.11.2022 20:39+1В этой статье пользы в 1000 раз больше, чем в том более, что вы ответили человеку выше.
Ссылки, отсылки, и комментарии буду оставлять исключительно там и на что посчитают нужным и уместным. Не желаете комментов, публикуйтесь там, где нет комментариев (или описывайте свои ограничения относительно обсуждения заранее).
mozhetbytpolozovsergey
20.11.2022 07:22«самоучитель игры на фортепиано» лучше старый какой нибудь (но не очень). В новых воды на сотню страниц)
eltardowut
А можно подключить контроллер и самому наиграть или импортировать миди из трека, записанного в DAW, например?
Inversiy Автор
Да. Вы можете играть на электрическом музыкальном устройстве, и программа преобразует звуки, которые вы воспроизводите на музыкальном инструменте в нотный текст. В вашем случае - контроллер... это типа синтезатора...
Тут наверно, вам будет нужно выяснить в нотациях разработчика, какого типа устройства распознаются. Возможно, нужно будет подключать дополнительные программы надстройки, чтобы ваш контроллер корректно опознавался нотным редактором. У меня нет электрических музыкальных устройств, поэтому, конкретики я вам не смогу подсказать.