![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/695/cb5/e1f/695cb5e1fa3aff7a830c5c6284edb362.jpg)
Персональные компьютеры, сети, различные девайсы позволяют быстро получать информацию. А если компания большая? Представьте, какое огромное количество бизнес-процессов выполняется вручную. IT-департамент задался вопросом, какой инструмент выбрать, чтобы с минимальными усилиями автоматизировать рутину. Этим инструментом оказалась RPA-платформа.
RPA (Robotic process automation) - это технология автоматизации бизнес-процессов, которая основана на использовании программных роботов и искусственного интеллекта.
Вернемся к истокам. В конце 2019 года проводился тендер на выбор платформы для решения рутинных проблем бизнеса. Мы выбрали платформу RPA, на которой были успешно разработаны первые роботы. В начале 2020 года компания сформировала новый отдел по роботизации процессов – изначально из трех человек. Так как ресурсы IT были невелики, а перед нами стояли планы по активному развитию RPA в компании, мы взяли хороший пример от наших коллег по рынку.
Пример заключался в создании локальных центров компетенций (ЛЦК). Это специализированные бизнес-подразделения, которые изучают продукт роботизации и проводят автоматизацию своих задач самостоятельно. Tele2 является довольно большой компанией и имеет в своем арсенале немало бизнес-подразделений. Юристы, бухгалтеры, сотрудники информационной безопасности, инженеры постепенно начали обращаться к нашему направлению. И это только малая часть желающих сотрудников, которые захотели раз и навсегда распрощаться с рутиной.
Одной из наших главных задач было организовать портал. Такой, чтобы к нему мог обратиться каждый, кто хотел научиться создавать собственных роботов. Пришли мы к данному методу обучения не сразу. В самом начале нас обучал интегратор, но нам показалось этого недостаточно, чтобы обучать коллег из бизнеса. Поэтому мы создали перечень инструкций, которые включали в себя: видеообучение, FAQ, тестовые задачи, правила формирования технического задания и многие другие. На данный момент инструкции постоянно усовершенствуются, и ими пользуются порядка 11 бизнес-направлений по всей компании. В 2020 году была организована тестовая группа, которая воспользовалась всеми артефактами для погружения в мир RPA. Но были и некоторые трудности. Изначально происходил набор из всех желающих роботизировать. Со временем выяснилось, что не все справляются с обучением и приходилось тратить дополнительное время на консультации. В дальнейшем пришлось организовать более тщательный отбор кандидатов на разработку. Несмотря на первоначальные сложности данная группа показала достойные результаты, и с этого момента постепенно начали образовываться новые ЛЦК.
Рассмотрим более подробно, из чего состоит жизненный цикл создания робота в ЛЦК и в IT (своими силами).
1) Потребность в роботизации
Для выявления потребности в роботизации процесса необходимо оценить и понять, что процесс:
часто повторяется (или напротив, редко, но его делает куча людей сразу);
занимает много времени (или хочется выполнять его в ночи, чтобы с утра был готовый отчет, например);
не требует принятия решений на основе экспертного мнения, а может быть логически описан (например: если А, то Б, если В, то Г).
Если процесс положительно отвечает на перечисленные выше пункты (особенно на третий), то это означает наличие потребности и возможности в роботизации этого процесса. Следовательно, можно без доли сомнения переходить к следующему этапу.
2) Анализ бизнес-процесса
Он включает формирование и описание будущего функционала робота, а также выполнение административных моментов, необходимых для фиксации определенных данных. Описание функционала (анализ) будущего робота состоит из следующих пунктов:
Расчет эффективности роботизации – первым делом надо понять, действительно ли выгодно роботизировать данный процесс или нет. От результатов расчета зависит приоритет разработки (или оказываемой помощи со стороны команды RPA) в соответствии с параметрами заполнения калькулятора эффективности роботизации, а также матрицей оценки приоритета задач.
Рассмотрим, что такое параметры заполнения калькулятора эффективности роботизации. Для наглядности рассмотрим абстрактный бизнес-процесс.
Цель процесса:
Сбор информации о клиентах. Увеличение ценности данных о клиентах путем обогащения информации с общедоступных сайтов.
Задача процесса:
Ручной сбор информации отнимает много времени, поэтому предлагается с помощью программного робота автоматизировать сбор данных из общедоступных источников. Роботу требуется задать поисковые запросы и формат целевых результатов. По завершении поиска робот дополняет профили потенциальных и действующих клиентов.
Работа RPA-системы:
определение алгоритма действий по сбору информации;
получение начальной информации о клиенте;
вход на сайты с необходимой информацией;
поиск необходимой информации;
заполнение соответствующих полей в отчете для дальнейшего обогащения данных о клиенте;
отправка результата.
Расчет затрат на разработку робота:
Для определения времени разработки, первоначальных затрат и времени окупаемости робота необходимо определить следующие пункты своего процесса:
Время, которое требуется сотруднику для его выполнения (одной итерации).
Количество повторений данного процесса в месяц (в день * 22).
Количество переходов в процессе — учитываем переходы между приложениями, по ссылкам, вкладкам и окнам.
Количество элементов распознавания в процессе — если приложение должно собирать информацию и агрегировать ее в другую форму, следует указать количество значений/элементов, которые необходимо распознавать за процесс.
Количество полей заполнения/нажатий кнопок интерфейса — ввод данных учетной записи, запроса в поисковую строку, нажатие различных кнопок для совершения различных действий.
Количество обработок данных вне процесса — если в ходе процесса необходимо провести какие-либо расчеты и преобразовать данные, учитываем в данном пункте.
Количество запросов в БД — если процесс подразумевает взаимодействие с клиентом базы данных, необходимо указать количество запросов, которые необходимо к ней направить.
Максимальное время отклика запроса (минут) — если указан предыдущий пункт, ответственному сотруднику желательно отметить и максимальное время получения ответа на запрос. Так как запросы могут быть разной сложности, а у каждой базы данных есть свои особенности, необходимо иметь представление о времени работы.
Изменчивость алгоритма — несмотря на относительное постоянство процессов может возникнуть необходимость подкорректировать алгоритм. Здесь нужно указать среднее количество корректировок в год (рассчитать можно по формуле: количество изменений / период времени, которое на них потребовалось, в годах).
Разберем заполнение данных калькулятора на примере:
Предположим, что на обогащение информации для одного клиента затрачивается 10 минут, а среднее количество клиентов, обрабатываемых в месяц, составляет 1000 человек. В данном процессе необходимо извлекать данные из 30 полей. В нем также задействованы 10 кнопок интерфейса. Набор полей для обогащения может изменяться 2 раза в год.
Наша таблица расчета будет выглядеть так:
Сотрудник |
Значения параметров |
Время на один процесс в минутах |
10 |
Кол-во повторений в месяц |
1000 |
Процесс |
Значения параметров |
Кол-во переходов в процессе (рабочие окна, между которыми переключается робот) |
10 |
Кол-во элементов распознавания в процессе |
30 |
Кол-во полей заполнения/нажатий кнопок интерфейса |
40 |
Кол-во обработок данных вне процесса |
0 |
Кол-во запросов в БД |
0 |
Максимальное время отклика запроса (минут) |
0 |
Изменчивость алгоритма |
2 |
По окончании заполнения всех полей калькулятор рассчитает необходимые значения в таблице (для примера используются «витринные» показатели):
Расчет окупаемости |
Значения параметров |
Кол-во рабочих часов сотрудника в неделю |
53 |
Текущие затраты на процесс в неделю |
40 093 ₽ |
Стоимость разработки |
99 471 ₽ |
Кол-во часов робота в неделю |
3,3 |
Стоимость владения роботом в неделю |
757 ₽ |
Время окупаемости в неделях |
2,5 |
Экономия после окупаемости в неделю |
39 337 ₽ |
Экономия после окупаемости в год |
2 045 512 ₽ |
Подводя итоги по расчету эффективности, мы получили основные показатели. Это экономия после окупаемости в год и количество рабочих часов сотрудника в неделю. При помощи данных показателей мы можем приоритизировать процесс. Подробную информацию об этом увидим в матрице оценки приоритета задачи.
Перейдем к матрице оценки, она состоит из следующих показателей:
Сложность робота: легко, обычно, сложно (зависит от показателей в таблице «Сотрудник» и «Процесс», приведенных выше);
Экономические эффекты: низкие (до 100 тыс. руб./год) – $, малые (100-500 тыс. руб./год) – $$, средние (500-2000 тыс. руб./год) – $$$, высокие (2000 тыс. руб./год и выше) – $$$$;
В оценке допускаем наличие директивных задач (Dir) от высшего руководства и задач с прямым влиянием на бизнес-показатели (BV).
1. Dir + BV |
2. $$$$ |
3. $$$ |
4. $$ |
5. $ |
|
1. Легко |
1 |
1 |
3 |
ЛЦК |
ЛЦК |
2. Обычно |
1 |
2 |
3 |
3 |
ЛЦК |
3. Сложно |
1 |
2 |
4 |
4 |
Не рекомендуется к реализации |
Когда уже стало понятно, что процесс подходит для роботизации, происходит переход к следующему пункту – формирование технического задания.
Разработка технического задания включает:
формирование логической структуры процесса;
фиксирование входных данных и обозначение требуемого результата;
фиксирование деталей процесса, возможных нюансов в работе;
определение необходимых инструментов;
согласование возможности роботизации данного процесса со стороны СБ.
При продумывании и описании процесса необходимо обратить внимание на тот факт, что робот может делать вещи, простые для человека, сложно, а сложные – просто.
При разработке ТЗ процесса желательно узнать/поискать альтернативные способы взаимодействия с программами, с которыми будет работать робот. Например, изучить горячие клавиши или использовать возможность навигации по приложению с помощью клавиатуры.
И, наконец, финальный пункт анализа – это согласование процесса со службами информационной и экономической безопасности. Этот пункт соблюдается для выявления в процессе данных, содержащих информацию ограниченного доступа.
3) Разработка процесса
Получив согласование от служб безопасности, можно переходить непосредственно к разработке процесса.
4) Ввод процесса в эксплуатацию
После окончания разработки и с помощью администраторов платформы осуществляется настройка запусков процесса на удаленном сервере (при необходимости).
Как и во всех делах, у ЛЦК есть свой ряд плюсов и минусов. Рассмотрим самые популярные из них.
Минусы:
Трата времени на обучение персонала. У каждого сотрудника совершенно разный уровень подготовки: кто-то схватывает информацию на лету, а на кого-то необходимо потратить немало времени;
Распределенная ответственность. Если бы аналитикой, разработкой и тестированием занимались только специалисты IT, то как ни удивительно, у нас между собой было бы меньше вопросов по поводу зон ответственности. Бизнес-подразделения могут иметь довольно-таки сложную структуру, поэтому данный факт может сказаться на консолидации информации для начала разработки процесса;
Невысокий процент среди тех, кто продолжает разрабатывать процессы;
Необходимость сотрудников ЛЦК сфокусироваться на основной работе (например, при закрытии отчетного периода) порождает частичный или полный отказ от продолжения роботизации;
Недостаточная мотивация сотрудников ЛЦК может сказаться на эффективности разработки.
Не всегда же о грустном – вот плюсы:
У каждого заказчика своя очередь из бизнес-процессов;
Владелец очереди самостоятельно расставляет приоритеты по процессам;
Скорость создания роботов зависит от заказчика. Соответственно, если приоритет высокий, заказчик старается оперативно реализовать автоматизацию процесса;
Более быстрая и качественная аналитика за счет погруженности в процессы. В каждом бизнес-подразделении есть свой эксперт по системе или группе систем, благодаря этому существенно возрастает скорость жизненного цикла разработки робота;
Высокая скорость реакции на изменения в процессах. Как это ни странно, все системы имеют свойство видоизменяться.
Благодаря RPA было разработано более 200 роботов, среди которых ~60% разработали коллеги из ЛЦК. Более 150 роботов сейчас находятся в продуктивном запуске, а за 2022 год прирост составил около 70 роботов. Экономические эффекты на ноябрь 2022 года составляют ~170 млн руб. из которых на 2022 год приходится более 50 млн руб.
Перечислим наши самые успешные кейсы в соотношении цена и качество:
Название процесса |
Экономический эффект в год, руб. |
Мониторинг системы электронного документооборота |
736 тыс. руб. + разовый эффект ~ 9 млн руб. |
Выгрузка товарно-материальных ценностей и основных средств |
~13 млн руб. |
Автоматизация поиска и сохранения платежных поручений при сверке актов и предоставлении ответа на требования ИФНС |
~2 млн руб. (бесперебойная работа с минимальным количеством ошибок) |
Хочется выделить крупнейшие ЛЦК, которые принесли большой профит для Tele2 в RPA. К ним относятся B2B/B2C, HR и ОЦО (объединенный центр обслуживания) направления. Они занимают ~50% от общего числа разработок в ЛЦК и на сегодняшний день сэкономили для компании уже порядка 30 млн руб.
И наконец, награда, которую мы получили от международного сообщества. Коллеги заметили наш прогресс и выдвинули нас в номинации Savviest Citizen Developers. «Citizen Developer – это непрофессиональный разработчик, который создает приложения для других людей, при этом часто не относится к ИТ, но используемые им платформы санкционированы IT», - так характеризует его исследовательская и консалтинговая компания Gartner. Наши бизнес направления были так увлечены созданием роботов, что оказались обладателями данного трофея.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e3c/cad/a1c/e3ccada1c05dd0d614bd6aa5f5e1e252.png)
Резюмируем все вышесказанное. Наша команда прошла достаточно непростой путь, чтобы показать результат. Мы прошли через многочасовые консультации, апробирование инструкций, поломки роботов и отказы серверов. Но все же мы прекрасно понимаем, что все не зря и самое интересное впереди :)
alina_korotkova3
Спасибо, очень интересная статья. Хотела уточнить, какими возможностями обладает ваш RPA продукт?
mkrvantn1996 Автор
Спасибо за отзыв.
Наша RPA платформа обладает следующими возможностями:
Работа с таблицами Excel и Word (извлечение данных, работа с фильтрами);
Формирование отчетов;
Сверка данных по разным источникам;
Перенос данных из одной систему в другую;
Непрерывный мониторинг показателей (например, состояния сети).
val_stashevski
Здравствуйте,
Вас интересует сама платформа RPA?
mkrvantn1996 Автор
Добрый день, вы имеете ввиду, рассматриваем ли мы сейчас альтернативную платформу в компании?
val_stashevski
Да, учитывая сложность реализации процессов и объёма проделанной работы.
А также, имеется ли в планах реализация автоматизации attended?
mkrvantn1996 Автор
На данный момент мы рассматриваем российское ПО.
Attended автоматизацию мы не используем.
val_stashevski
Было ли в планах использовать продукт Process Discovery от того же производителя?
mkrvantn1996 Автор
На данный момент такой инструмент, как Process Discovery, не рассматриваем.