❓Что делать если команда не хочет проводить Ретро?
Это один из самых частых вопросов Скрам-Мастеров.
Понятно, что команда не хочет это делать не со зла. По большому счёту есть две основных причины:
Команда имела крайне негативный опыт Ретро: с обвинениями, обесцениваниями и токсичными замечаниями.
Команда не видит большой пользы от Ретро
❤️???? Первую ситуацию обычно достаточно легко изменить, предложив попробовать с другим фасилитатором и с обещанием фокусироваться на том, чтобы не допускать ошибок, а не искать виноватых. В этом плане очень помогает пресуппозиция Норма Кёрта:«Независимо от того, что мы обнаружим, мы должны считать и искренне верить, что каждый сделал лучшее, на что был способен, с учетом доступной на тот момент информации, обладая своими навыками и способностями, при наличии доступных ему ресурсов и сложившейся на тот момент ситуации»
Со второй проблемой могут быть нюансы:
2.1. У команды в принципе не было удачного опыта Ретро
2.2. В команде настолько низкий уровень доверия, что обсуждение проблем и вариантов их решения либо не происходит, либо превращается в фарс
2.3. Команда уже решила все проблемы, которые могла решить самостоятельно.
Давайте сегодня разберем первый вариант. В следующих заметках остальные.
2️⃣.1️⃣. У команды не было опыта проведения полезного Ретро.
Ситуация похожая на кейс с негативным Ретро, не проще тем, что у участников нет отторжения к Ретро, скорее скепсис и их проще убедить попробовать ещё разок. Тут даже необязательно предлагать другого фасилитатора, достаточно анонсировать, что Ретро пройдёт в новом формате.
Но естественно в этот раз вы точно должны провести полезное Ретро для участников иначе поднимите их скепсис до небес.
???? И здесь важно даже не то, что вы найдете новый крутой формат Ретро, а важно понять, что болит у команды и подумать, как провести встречу, чтобы эти проблемы были подняты и хотя бы часть из ни была решена.
????Если вы не уверены, что до Ретроспективы знаете основные боли команды, то пообщайтесь тет-а-тет хотя бы с половиной участников команды. Ещё очень полезно пообщаться с заказчиком и/или руководителем, какие у него есть пожелания к работе команды. Это особенно важно, если участники команды утверждают, что у них всё прекрасно и нет никаких проблем.
???? Кроме этого, если вы не работаете постоянно с командой, полезно посетить их регулярные встречи, чтобы посмотреть на то, какие проблемы есть там.
???? Узнав какие есть неудовлетворённости, вы уже можете планировать саму сессию. Можно договориться с участниками по отдельности, кто какую проблему точно поднимет, можно принести самому(ой) список проблем, опять же договорившись будет он анонимный или нет. Если недовольство есть только снаружи команды, то принесите это недовольство максимально задокументировано: обратная связь от клиентов/пользователей, цитата руководителя, Release Burndown Chart, Velocity Chart, статистика удачных сборок, статистика багов и т.д.
???? В случае, если договорились с участниками, что они сами озвучивают проблемы, а они это не делают, то будьте готовы поменять дизайн Ретро и достать собранный вами список проблем.
???? В случае, если команда не согласна собранной обратной связью, поднимите вопрос, как так вышло, что команда до сих пор не собирает обратную связь сама, и в рамках Ретро подумайте, как делать это команде в будущем напрямую, а не через Скрам-Мастера или Agile-коуча.
В следующий раз поговорим, что делать, если в команде настолько низкий уровень доверия, что обсуждение проблем и вариантов их решения либо не происходит, либо превращается в фарс.
Комментарии (9)
Nialpe
20.12.2022 09:22+1Мой опыт 2.3. Но такие случаи скрам-коучи и их аналоги обычно не любят. Интересно, про этот пункт можно написать статью? Про остальные мне как раз все понятно - "не работайте с мудаками".
Kaitaku Автор
20.12.2022 13:13+1Да, будет третьей в серии. Согласен, что самой сложный. По крайней мере для меня был
abyrvalg
22.12.2022 12:45Ретро... Одна из наиболее бесполезных штук в рабочем процессе. Бесполезнее только сами скрам-мастеры.
"Серёженька сегодня первый скушал кашку, давайте похвалим Серёженьку, вот тебе звёздочка. А Виталик недоел салатик. Кушай лучше, Виталик, тебе тогда тоже дадут звёздочку". Буээ.
В любой команде все и так знают, кто как кушает.
Обсуждение проблем - очень полезная штука, но зачем ждать ретро? В хорошей команде это постоянный непрекращающийся процесс. Формат ретро "давайте обозначим проблемы, а потом запланируем отдельное совещание" - бредовый полностью, лишний ненужный этап.
Обсуждение достижений - зачем? Почесать СЧВ?
Зато для менеджера ретро это просто песня. Минус час рабочего времени, по итогу можно написать красивый отчёт "заслушали, постановили", обязательно приложить к нему прикольные картинки, которые будут выбираться ещё два часа (запись в отчёте: подготовка к ретро).
Я в разработке 20+ лет и повидал всякое. Но вот ретро в классическом "скрамном" стиле лучше бы не видел.
kuza2000
Прочитал стотью, что бы понять, что такое Ретро. Не понял.
Так что такое Ретро?
SnikeMK
По задумке это такая планёрка, на которой вы должны подвести итоги спринта, посмотреть на успехи, на неудачи и сделать выводы или принять меры, чтобы неудач или неудобств было меньше.
Kaitaku Автор
Можно тут посмотреть например: https://www.youtube.com/watch?v=McCgpTONOV8&list=PLu7pKL8OAoRQOaAMBm8PeRrNG3AmlbCxd
webaib1
Это такое смешное совместное времяпровождение, в результате которого подгоняемые должны начать себя хлестать с удвоенной силой , причём бесплатно :)
З. Ы. Для всех, кто в индустрии больше 5 лет и мозги на месте - это мертворождённый формат. Это как идти к психологу, который за много денег поможет тебе разобраться, где ты косячишь в жизни, только вот дурака учить - только портить. В общем, чисто американская фишка.
Kaitaku Автор
Кажется, у вас искажённый опыт ретро. Смысл как раз в том, чтобы команда меньше получала тумаков от менеджмента и меньше косячила. С сравнением с психологом тоже не соглашусь - на ретро основная фишка, чтобы команда как раз сама выявляла и решала свои косяки в идеале без приглашённого "мозгоправа".
Скрам-мастер скорее нужен только в начале, чтобы научить команду это делать полезно для неё. Видел команды которые через 6-12 месяцев вполне могли проводить Ретро сами без специально обученного человека
0x131315
Примерно так и есть. Говорят разговоры, которые ничего не меняют.