Почти всё самое важное, что произошло за неделю в мире финансов как в России, так и в мире: Джек «Алибаба» Ма потерял свою компанию и немного грустит, а у Сэма Бэнкмана-Фрида отобрали очередные заныканные $500 миллионов.
Финансовые новости из России, к сожалению, нынче не соответствуют духу Хабра. Так что полную текстовую версию этого выпуска новостей можно прочитать вот здесь.
Электробуханка от УАЗ
Наконец-то появится «наш ответ Илону Маску»: в 2023 году собираются представить электрическую версию классического автомобиля УАЗ «Буханка».
Причем в этот будущий фэнтезийный агрегат подумывают заодно засунуть еще и дизель-генератор – чтобы даже отсутствие рядом розеток не мешало экологично передвигаться по местности.
Официальный комментарий от генерального директора компании Tesla на данный момент пока не получен, но мы все ждем, скрестя пальцы!
Китайцев возмутила «Тесла по акции»
Тем временем, дела у самой Tesla идут не очень весело: объемы поставок показывают жалкий рост всего на 40% за год (Маск-то нам всем обещал 50%!), а котировки акций приуныли с начала 2022-го уже почти на 70%.
Вот Илон и решил подстегнуть продажи в Китае существенным снижением цен на свои автомобили, которое местами доходит аж до 24%, – на радость всем китайским любителям спасения окружающей среды.
А знаете кто не рад этим скидкам? Китайские экологи-энтузиасты, которые только-только успели приобрести себе свеженькую Теслу с конвейера без всяких там скидок. Пишут, что пара сотен разъяренных электроавтомобилистов устроили пикет в шоуруме Теслы с требованием вернуть им взад всё уплоченное: ведь если ты приобрел машину на четверть дешевле соседа – то это называется «удачная сделка», а если то же самое сделал твой сосед – это уже «ужасная несправедливость».
Могу только посоветовать китайским электролюбителям дождаться выхода уазика-электробуханки – вангую, что стоить оно будет даже более чем на 24% дешевле, чем илоновская Тесла.
Богатые тоже плачут
Жил-да-был головастый мужик, который не в самой богатой и демократичной стране смог запилить успешную технологическую компанию и стать долларовым миллиардером. Потом, правда, его пути с этим самым (немножко) недемократическим правительством разошлись – и ему пришлось уехать в другую страну, а успешный бизнес почему-то резко стал уже не его.
Нет, это не новый эпизод в сериале про Яндекс – речь идет про китайского гения и начальника Алибабы Джека Ма. В 2020-м он не очень любезно покритиковал финансовый курс мудрой китайской партии – ну и после этого как-то резко пропал из публичного поля, а его компании Alibaba оперативно насовали в панамку рекордные штрафы почти на 3 миллиарда долларов.
Теперь пишут, что Джек предпочитает жить в Японии, и в заголовках газет по возможности не отсвечивать. А тут вот еще вышла новость, что его финтех-компания Ant Group, которая в 2020-м должна была стать крупнейшим IPO в мире со стоимостью более $300 млрд, больше не будет принадлежать господину Ма.
Мораль к этой истории придумайте, пожалуйста, сами – я, пожалуй, воздержусь.
Сэм ни в чем не виноват (он просто шел к успеху)
Сэм Бэнкман-Фрид рассказал американскому прокурору самую смешную криптошутку: он заявил, что невиновен по всем статьям обвинения (в общей сложности обещающим ему 115 лет комфортного заключения). Суд по его делу теперь планируется на октябрь 2023 года.
SBF планировал потратить заныканные им самим акции Robinhood стоимостью почти в полмиллиарда долларов на найм топовых адвокатов, которые будут помогать его отмазывать, – но тут вышла незадача: американская прокуратура и их арестовала (хоть технически они числились и не за FTX). Волнуюсь: кто же теперь будет защищать кудрявого? Неужели мы опять услышим на суде вариацию его классической «защиты Чубакки», начинающейся с фразы «I fucked up»?
Также из курьезных случаев вокруг FTX: в конце декабря финрегулятор на Багамах официально заявил: «парни, мы тут захватили криптоактивов биржи на $3,5 млрд – сейчас начнем клиентам всё возвращать!». На что управляющие по банкротству в США ехидно ответили: «ребята, камон, это же крипта – эти ваши фантики на текущий момент стоят, ну, миллионов 300 максимум». Похоже, бумеры на Багамах просто не знают, что пока ты моргаешь – в криптомире стоимость активов может упасть раз в десять...
Криптаны продолжают испытывать боль и страдания
Прошлый год для всех любителей поделать что-нибудь веселое на блокчейне выдался, скажем так, не самым веселым. Ну и начало 2023-го тоже продолжается в том же русле – новостей много, поэтому пущу бегущей строкой:
Крипто-лендинговая компания Genesis увольняет 30% сотрудников и вплотную подумывает о полноценном банкротстве. Тем временем, их головную компанию Digital Currency Group еще и начала расследовать Комиссия по ценным бумагам США (SEC) на предмет мутных внутригрупповых сделок.
Американский банк Silvergate удачно решил обслуживать криптокомпании, и в 2020–2021 котировки его акций выросли примерно в 10 раз. А потом наступила криптозима, и за 2022-й акции упали обратно в 10 раз – так что сейчас банк увольняет 40% сотрудников и пытается бороться с рекордным многомиллиардным оттоком вкладов.
Алексу Машинскому, бывшему главе криптокомпании Celsius с надежной гарантированной доходностью в 18% годовых (но это не точно), наконец-то предъявил обвинение прокурор Нью-Йорка – правда, иск пока только гражданский. Если вы забыли, о чем речь, то обязательно почитайте мою статью по теме, там довольно весело!
Основателям мега-успешного (ну как...) крипто-хедж-фонда Three Arrows Capital, эффективно обанкротившегося в 2022 году более чем полностью, прислали повестку в суд впервые в истории прямо через Твиттер. Криптаны же любят современные технологии? Ну вот.
Криптобирже Coinbase придется заплатить $100 миллионов за то, что она с недостаточным рвением (по мнению нью-йоркских регуляторов) борется с отмыванием денег.
В общем, прошли еще только первые десять дней года – а полифония голосов криптанов уже переплетается в песне боли и усталости. Похоже, то ли еще будет!
Если подборка новостей показалась вам интересной – буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал RationalAnswer, где я пытаюсь найти разумные подходы к личным финансам, инвестициям и крипте.
Комментарии (53)
mmMike
11.01.2023 11:09+7– вангую, что стоить оно будет даже более чем на 24% дешевле, чем илоновская Тесла.
С учетом что обычная буханка(!) стоит иногда > 2 млн рублей, боюсь представить сколько будет стоить любая ее модификация.
Kremleb0t
11.01.2023 11:46+8Буханка - отличная машина для российской деревни. А электробуханка для российской кибердеревни. Одна беда: боюсь всё пространство внутри салона будет занято аккумуляторами, вес будет как у танка а запас хода вдвое меньше чем у бензиновой.
red_dragon
11.01.2023 15:28+4За что же Вы так ненавидите жителей деревни, что "буханка" для них "отличная машина".
zzzzzzzzzzzz
11.01.2023 16:47+1Нет, аккумуляторами будет занято не всё пространство!
Часть пространства займёт дизель-генератор.
konst90
11.01.2023 12:14+6Главная проблема Электробуханки в том, что она не нужна примерно никому. Под Электробуханкой здесь понимается установка в существующий кузов электродвигателя с минимальными доработками.
Сама по себе Буханка - это предельно дешевый проходимый (т.е. автономный) микроавтобус. Выкинуть из него ДВС - пропадёт автономность, а без неё проходимость не нужна (хотя на электродвигателях обеспечивается намного проще, чем с ДВС). Да и цена вырастет. Сделать гибрид - цена опять же вырастет, и рост этот экономией на бензине не отбить.
По-хорошему Буханку, конечно, надо переделать с нуля как современный автомобиль в двух вариантах - обычном и электрическом. Ну и в разных вариантах кузова, естественно. Но это будет уже не Буханка, а некий новый микроавтобус/грузовичок.
khajiit
11.01.2023 14:00Буханка и так и грузовичок, и пикап, и микроавтобус.
Новый корпус конечно потребуется. Но и экстерьер при этом сохранить наверняка реально.
Homiakin
11.01.2023 14:09+7Согласен. Электробуханка - бездумное сложение двух противоположностей. Буханка это средство борьбы с отсутствием инфраструктуры. Электромобиль это средство эксплуатации развитой инфраструктуры.
Все это может обернуться ребренднутым китайским минивенчиком, но причем тут буханка и зачем покупать китайскую технику с российским шильдиком и сервисом.
justfox2
12.01.2023 08:01Буханка, переделанная как современный автомобиль, внезапно, тоже никому не будет нужна. Современный автомобиль - это куча электроники и компонентов, которые а) теперь уже сложно (дорого) поставлять б) не будут выдерживать условия эксплуатации буханок в) будет невозможно починить на коленке. Вопрос в другом - почему автомобиль в котором 90% компонентов разработаны в 60-е стоит как современный автомобиль. Его или в ручную собирают или наценку ставят в 80%.
konst90
12.01.2023 08:34+3Вопрос в другом - почему автомобиль в котором 90% компонентов разработаны в 60-е стоит как современный автомобиль.
Потому что "походи по рынку, найди дешевле" (с).
А насчёт цены не соглашусь. Ну то есть конкретно сейчас может и да, но вполне современную Газель Next покупали, несмотря на наличие электроники.
Насчёт ремонта... Я как-то спросил одного водителя, который шатался на разных машинах по сотовым вышкам в полях - он мне сказал так: Патриот чинится в поле, а L200 не ломается. Так что ремонтопригодность - она тоже скорее от бедности.
Popadanec
12.01.2023 11:22Мало выпускают. Мировой производитель за счёт масштабов может куда дешевле производить. Собственно, если бы не таможенные сборы(и доставка), многие иностранные авто в максимальной комплектации, раза в два дешевле было бы купить за границей.
Китайские авто, что сейчас массово попёрли на рынок РФ, в некоторых случаях даже в три раза.
peacemakerv
11.01.2023 12:27+1Джек Муравей. В смысле "капитан" Джек Муравей. Капитан современная "Очевидность"...
zzzzzzzzzzzz
11.01.2023 16:45+3Электробуханка с дизель-генератором - это гениально!
Сразу вспоминается анекдот "как программист кипятит воду в чайнике, если в нём уже есть вода".
atrost
Если про электробуханку шутка, то смешно. Если нет - печально.
Почему не развивать частный транспорт на СПГ.
Автобусы уже стали переводить.
AllexIn
Чем вам гибриды то не нравятся? В текущих реалиях идеальный вариант.
atrost
В данном случае аккумулятор будет дополнительным расходником. Учитывая их нелюбовь к морозам и ограниченный ресурс.
Движки на СПГ требуют минимальной переделки, не загрязгяют* атмосферу. Есть инфраструктура, быстрее заправка.
*почти
agat000
Вообще то давно уже переводится. У нас, например, (Томск) все маршрутки на газу и большинство такси. Ну и частников много, заправок настроили. Полет нормальный.
Lirix_vladimir
Наверное все таки на пропан-бутане, а не на СПГ?
dragonnur
СПГ это "сжиженный попутный" или "сжатый природный"? К последнему обычно применяют аббревиатуру КПГ, "компримированный".
Сжиженный природный (LNG) явно не для авто.
Lirix_vladimir
Ваша правда. Мозги замылились со всеми событиями.
Wesha
Это просто у Вас автомобиль на СПГ никогда не подвергался экстранной внеплановой разборке (rapid unplanned disassembly).
ishtan
Любопытно. Почему-то считал, что это будет более... разрушительно
Popadanec
Был бы это водород(который пытаются активно внедрять), так бы не говорили.
ishtan
Личное ИМХО - кататься на водороде так же, как и на СПГ - глупость. Получать водород из топливного элемента - возможно. Но это строгое ИМХО, никого ни к чему не обязывающее
konst90
Возможно, но тоже не очень умно.
Таскать водород в машине - опасно, сложно, дорого. Не таскать - он вообще не нужен.
Wesha
Сильно "более разрушительно" это было в начале. Сейчас Вы видите результат многолетней работы научно-исследоватедьских институтов как раз с целью сделать так, чтобы оно не забирало с собой пассажиров и половину улицы в придачу.
DmitryZlobec
СПГ хорош для такси, когда за пару сезонов автомобиль укатываешь, а так, по какой-то неведомой мне причине знакомые мотористы не любят капиталить движки после СПГ.
Webasto кстати тоже неплохо горит...
dragonnur
Насколько я понимаю, идёт угар клапанов, головок (особенно сёдел), поршней. На самом деле переделка под метан должна включать установку либо турбины, либо фрезеровку ГБЦ (с повышением степени сжатия), поскольку октановое число метана (110-112, если мне не изменяет склероз) значительно выше доступных автобензинов, а на малом сжатии затягивается горение и весёлые газики "облизывают" кромки и т.д.
И даже под пропан-бутановой смесью ОЧ в районе выше 100.
atrost
Литий горит куда более эффектно и спастись тяжелее.
Popadanec
Для этого его нужно серьёзно повредить. К тому же не каждый литий горит, некоторый даже не дымится, хоть бензопилой его вскрывай.
К тому же литий не нуждается в регулярном обслуживании, кроме контроля заряда и замены охлаждайки(а накосячить тут очень сложно).
dmi3mart
При грамотной установке сертифицированного оборудования риск подобного стремится к нулю. При кустарной установке в гараже у Ашота, конечно же, может быть что угодно. Не в обиду Ашотам)
Popadanec
Ещё и при регулярном обслуживании. Так то любое оборудование с кучей систем защиты можно довести до «хлопка». Бхопа́льская катастрофа не даст соврать.
NetBUG
Движки на СПГ на моей памяти с девяностых бегают (включая официально идущие с завода Toyota Crown LPG). Там никакой инновации нет, никаких миллиардов на распил, скучный, будничный бизнес. Даже инженерная работа почти вся сделана, магия осталась только в более удобных и лёгких баках при той же прочности (чтобы не бублик в багажнике возить, а что-то композитное поместить в имеющиеся в конкретной модели свободные места)
citius
Бублик вместо запаски это как раз пропан. Но там не сильно дешевле бензина топливо получается.
А природный газ (метан) - это огромный баллон на бОльшую часть багажника, при запасе хода на нем вдвое меньше бака бензина.
Что-то композитное там врядли получится - давление огромное.
konst90
У Тойоты Мирай композитный водородный баллон на 700 атм, то есть технически возможно. За цену не скажу, самому интересно.
citius
Ну там таки водород который хранить еще сложнее. Но водорода там всего ничего - несколько килограмм, он же не сжигается напрямую.
А метан приходится сжигать, его нужно гораздо больше.
Wesha
Великолепная серия статей на тему: https://habr.com/ru/post/437910/
В двух предложениях: всегда "узким местом" становятся какие-то материалы: те, из которых сделаны либо место для хранения "топлива" (чего-то, в чём запасена энергия) — условный "бензобак", — либо место, где эта энергия высвобождается для выролнения полезной работы (сгорает/взрывается/распадается/...) — условный "двигатель". И в обоих случаях всё упирается в силу упругости, которая удерживает эти материалы от распадания на отдельные атомы — а эта сила имеет предел.
В Вашем конкретном случае, случае, как видите, узким местом стал "условный бензобак".
Gordon01
Главное что не понятно — зачем вообще нужны машины на СПГ?
Если бы они были нужны — это было бы массовым явлением, но массовым оно является только в нищих странах третьего мира.
Popadanec
СПГ сложнее «слить» и при большом масштабе и своей «бензоколонке» вполне выгодно для предприятий(цены для них другие).
Gordon01
Зачем это может быть нужно?
kale
Все давно есть и развито. Я еще в "проклятых" 90-х на свою первую копейку ГБУ установил, и катался пока не продал
vorphalack
автобусы «стали переводить на газ» аж в конце 80х — www.youtube.com/watch?v=o-LxRzTR6Oc
dragonnur
Раньше. С середины 1970-х, ещё при Ильиче II, а работы НАМИ на тему сжигания газомоторных топлив в автотракторных двигателях возобновлялись ещё при позднем Хрущёве НЯЗ..
vorphalack
так переводить или исследования возможности?
dragonnur
"Переводить". НИР по "исследованию возможности" -- раньше, Но опять же переводить самые первые пытались ещё при Иосифе Ужасном (в основном - на пиролизный газ из газогенераторов, см. ЗиС-21 и ГАЗ-42).
vorphalack
газгены кмк можно не учитывать в данном треде, оно несколько по другим причинам было.
dragonnur
"В основном". На Донбассе и в Закавказье тогда же в тридцатые вполне себе переводили и на сжатый метан, насколько мне известно, и, в последнем случае, на сжиженный попутный - всякое бывало.