Apple, скорее всего, сделает свою экосистему более открытой, а Google впервые за десять лет столкнулся с реальным конкурентом в области интернет поиска.

Дисклеймер: это вольный перевод заметки издания Insider. Оригинал можно прочесть здесь.​

Коротко:​

  • В последние несколько лет часто возникало ощущение, что технологическая отрасль развивается в режиме «круиз-контроля».

  • Apple может сделать iOS открытой для других магазинов приложений, что, возможно, пошатнет положение App Store.

  • Развитие ChatGPT может сильно ударить по доминирующему положению Google на рынке интернет-поиска и рекламы.​

В последние несколько лет часто возникало ощущение, что технологическая отрасль развивается в режиме «круиз-контроля».

Каждая инновация – складные экраны, 5G, даже блокчейн и криптовалюта – не могла изменить ощущение того, что будущее технологий развивается линейно, а не экспоненциально. Google последние десять лет оберегал свой рекламный бизнес, Apple установила массу ограждений и ограничений вокруг iPhone, получая комиссионные за покупки в приложениях.

Однако сейчас обе компании столкнулись с серьезными угрозами. Apple и Google начинают обороняться, чего им не приходилось делать последние десять лет.

Из-за давления со стороны регуляторов по всему миру Apple вынуждена делать свою систему открытой для других игроков, что может подорвать гегемонию App Store. За этими изменениями особенно интересно наблюдать в контексте разработки умных очков от Apple, которые в перспективе могли бы расширить влияние App Store на пользователей и разработчиков софта.

Для Google рост числа чат-ботов, таких как ChatGPT, представляет собой явную опасность. Прежде всего для рекламного бизнеса, который приносит десятки миллиардов долларов. Если пользователь может получить четкий, лаконичный ответ на вопрос, написанный так же, как если бы он спросил своего умного друга, кому нужна поисковая система? Microsoft согласна с этим, поскольку, по слухам, она работает над внедрением ChatGPT в свою собственную поисковую систему Bing.

Давайте рассмотрим, как именно в этом году Apple и Google столкнутся с самой значимой конкуренцией.

Экосистема Apple может стать более открытой

После долгих лет баталий, политических дрязг, международных расследований и одного судебного процесса с Epic Games (известной по игре «Fortnite») регулирующие органы наконец-то добились своего. По сообщениям инсайдеров, Apple готовит в этом году обновление операционной системы iOS, которое впервые позволит сторонним компаниям устанавливать свои собственные магазины приложений для iPhone и iPad.

Apple давно утверждает, что модель App Store, в рамках которой каждое приложение для iPhone и iPad, прежде чем появится в магазине, проходит внутреннюю проверку на соответствие определенным стандартам безопасности и содержания контента, является ключевым фактором привлекательности ее устройств для покупателей. Компания обосновывает комиссию в 30% как справедливую цену для защиты пользователей от мошенников, вредоносных программ и некачественных приложений.

Критики, среди которых на протяжении многих лет были регуляторы, законодатели, разработчики игр, конкуренты, стартапы, Илон Маск, Марк Цукерберг и практически все, кто не является компанией Apple, утверждают, что подход App Store в корне антиконкурентный, на том основании, что у пользователей iPhone буквально нет альтернативного способа установки программного обеспечения.

В ближайшем будущем мы узнаем, кто был прав: Apple, которая до последнего пыталась сохранить закрытость своей системы, или регуляторы, которые говорили о необходимости дать пользователям альтернативу.

Google получает реальную конкуренцию

Угроза для Google немного более явная. ChatGPT, популярный чат-бот, созданный компанией OpenAI, уже заслужил похвалу от видных деятелей Кремниевой долины. Инвестор Чамат Палихапития назвал его первой за долгое время большой инновацией в области интернет-поиска.

Очевидно, что Google серьезно относится к этой угрозе: руководство компании бьет тревогу в связи с ростом популярности ChatGPT. Инвесторы и аналитики хвалят Microsoft за стратегию интеграции технологии с поисковой системой Bing и пакетом программ Office. Microsoft уже заявила, что инвестирует 10 миллиардов долларов в OpenAI.

New York Times пишет, что в Google даже призвали на помощь Ларри Пейджа и Сергея Брина. В ходе совместных встреч топы Google пересмотрели стратегию развития в сфере ИИ, и они намерены показать свою версию поиска с чат-ботом в этом году.

ChatGPT многофункционален. Он может ответить на простые запросы, такие как вопрос о населении Парижа или определение слова «парламентарий». Но вы также можете попросить его написать сонет в стиле Уильяма Шекспира о меню Burger King или фрагмент кода, готовый для добавления в ваше приложение. Хотя нейросеть и не всегда идеально работает, значим сам факт того, что существует система, способная найти то, что вы ищете (если оно существует) , или создать что-то для вас (если этого не существует) .

Это бьет в слабое место Google. В последние несколько лет критики говорили, что Google уделяет слишком много внимания рекламе и проплаченным результатам, опуская в выдаче реальную информацию, которая нужна пользователям. Зачем разбираться в этом, если ChatGPT может дать быстрый, полезный и, надеемся, правильный ответ на конкретный вопрос?

Это ставит Google в затруднительное положение. Если ChatGPT и подобные ему сервисы приживутся, все больше людей будут использовать их для поиска в интернете, а это значит, что пользователи будут видеть меньше важной поисковой рекламы Google. С другой стороны, если Google повторит эту концепцию – а для этого у нее, безусловно, есть ресурсы – это будет означать нарушение собственной бизнес-модели, что приведет к сокращению охвата тех же поисковых объявлений.

Неясно, когда новая волна искусственного интеллекта начнет наносить значительные удары по доминированию Google в области поиска. Как отметил аналитик Бен Томпсон в своей почтовой рассылке Stratechery, глупо недооценивать, насколько глубоко Google встроен в технологическую экосистему, от браузеров до смартфонов. А ChatGPT невероятно дорог в эксплуатации и ограничен в своих возможностях, по крайней мере, на данный момент.

Но появление ChatGPT для индустрии – это крайне интересное и полезное явление, которое ставит технологического гиганта в уязвимое положение. Конкуренция на рынке поможет всем и сделает индустрию интереснее.

В любом случае, этот год ставит обе компании в уязвимое положение, и нас ждет еще не один десяток новостей о том, как гиганты будут противостоять регуляторам и конкурентам в лице нейросетей.


Также подписывайтесь на наш телеграм-канал «Голос Технократии». Каждое утро мы публикуем новостной дайджест из мира ИТ, а по вечерам делимся интересными и полезными статьями.

Комментарии (8)


  1. geolaz
    23.01.2023 17:44
    +6

    подход App Store в корне антиконкурентный, на том основании, что у пользователей iPhone буквально нет альтернативного способа установки программного обеспечения.

    Выскажу непопулярное мнение, но лично я против открытия айос. Я выбрал айфон именно из-за закрытой системы.
    Если кто-то против такого подхода - всегда можно перейти на андроид. Программы там, в большинстве своём, те же самые, да и качество смартфонов ничем не уступает яблокам.


  1. 0x7o
    23.01.2023 17:48

    Я абсолютно не верю, что ChatGPT может представлять реальную угрозу для поиска Google. В конце концов, это нейронная сеть, а значит, она не свободна от предвзятости и не может отличить правду от вымысла.


    1. AcckiyGerman
      23.01.2023 19:01
      +4

      Поисковые алгоритмы тоже не отличают правду от вымысла, а кроме того, современные поисковики помещают вас в информационный пузырь, где вы находите в основном то, на что кликали или долго смотрели ранее.

      У обоих технологий есть свои недостатки, а вот их объединение (как собирается делать Микрософт) может эти недостатки преодолеть.


      1. DarkTiger
        23.01.2023 19:08
        +1

        Google тоже раньше не помещала нас в инфопузырь, но потом как-то все пошло в эту сторону...

        Как только бизнес поймет, какую прибыль сможет принести "правильная" выдача результатов ChatGPT, тот свалится в ту же самую помойку.


        1. zesetup
          23.01.2023 19:42
          +1

          ChatGPT выдает результат обработки знаний, которые он накопил.
          при использовании поисковика человек сам обрабатывает информацию по ссылкам и формирует знания у себя. Промежуточный шаг с ChatGPT отсутствует, что экономит время и нервы.

          Более того, со временем тексты сгенерированные чатиком "заспамят" интеренет, что подорвет достоверность поисковиков. В то же время OpenAI вероятно будет определять "свои" тексты.

          Google сам виноват, что последние лет 10 не улучшал для нас поиск, а сконцентрировался на заработке. По крайней мере в первое время ChatGPT будет "глотком свежего воздуха".

          Интересно как они будут зарабатывать на ChatGPT. Может в бесплатной версии ограничат выдачу и будут вставлять рекламу, а платная будет без рекламы?


          1. pehat
            23.01.2023 22:11
            +3

            ChatGPT выдает максимально правдоподобный (в математическом смысле) ответ на запрос из произвольного корпуса текста, на котором обучался. Является ли этот корпус источником знаний или все-таки подборкой журнала Cosmopolitan - решать только инженеру, который обучает модель.

            При использовании поисковика человек обрабатывает первые 3-5 запросов, которые ему показал поисковик, тоже хрен знает кем и как обученный. Только отчаявшийся человек заглядывает на вторую страницу выдачи, не говоря уже о том, что глубокий веб не попадает в поисковики. Раньше это был PageRank, потом - градиентный бустинг на решающих деревьях, и любой из этих алгоритмов так же обучался на разметке, составленной людьми.

            Качество поиска - метрика субъективная, и любой поисковик имеет свою математическую аппроксимацию этой метрики. Если ваш любимый поисковик отвратно ищет по вашей любимой, но узкопрофильной теме (помню, как в яндексовом поиске один сотрудник упорно просил сделать колдунщик с дебютами), то на улучшение метрики качества по этой теме нужно будет вбухать некоторое количество экспертного асессорского труда (домохозяйки из Толоки не подойдут, если у них нет соответствующей экспертизы), а смысла в этом ноль, потому что оптимизация этой метрики на темах вида "жопа Кардашьян" требует меньше усилий и удовлетворяет больше пользователей.

            ChatGPT - болталка и не более, она не может решить простейшие задачи на смекалку из книжки Кордемского. Если она при этом умудряется сдать экзамен на MBA, то это больше говорит не о разумности ChatGPT, а скорее совсем наоборот.


    1. ggo
      24.01.2023 10:17
      +3

      представляет реальную угрозу или мнимую, неважно.

      важно, что движуха началась, а значит конкуренция, а значит больше потенциальной пользы для пользователей


      1. AlexeyK77
        24.01.2023 12:56
        +1

        согласен, в поиске образовался конкретный застой, заростающий тиной и отдающий сероводородом. Так что любой движ тут полезен и необходим.

        Когда научаться использовать ChatGPT для манипулирования выдачей и зароботка, полагаю, что мы еще увидим возрождение тематических каталогов, как это было на заре интернета. Т.к. количество сайтов растет, а толковых сайтов на самом деле очень мало.