Сегодня о подходе к управлению, основанному на данных, не говорит только ленивый. Кто уже имеет с этим дело в своей работе, предлагаем сразу переходить к разделу с описанием опыта Татарстана по управлению данными. А для тех, кто этим направлением раньше не интересовался, Центр цифровой трансформации Татарстана дает пару вводных.

Что означает управление, основанное на данных

Очевидно, что управлять, например, самолетом или компанией можно по‑разному: полагаясь на интуицию, по советам окружающих вас знатоков или доверенных лиц (они ведь не обманут?)... Но можно и на основе данных. Например, в самолете для удобства эти данные выводятся на приборную панель, а в компаниях формируются в виде отчетов.

В какой‑то момент может показаться, что делать больше ничего не нужно — данные уже имеются: и в самолете, и в автомобиле, и отчеты уже в каждом смартфоне пачками. Бери, да управляй, чем хочешь! На деле же все несколько сложнее.

Представьте себе, что управлять теперь можно только на основе данных: к интуиции уже не прислушаться, советов тоже не спросить. Смотришь на приборы и принимаешь единственное верное решение. Ну, или неверное. Многое зависит и от наличия всех необходимых приборов, и от качества их показаний. Зачем все так усложнять, спросите вы? А все потому, что качество жизни граждан зависит от решений, принимаемых государством, поэтому эти решения не должны зависеть от настроения, стечения обстоятельств или иных косвенных факторов.

Чем тщательнее проработан вопрос, чем прозрачнее изложена суть, тем эффективнее может быть решение. И чем больше эффективных, полезных гражданам решений будет принимать государство, тем выше будет качество нашей с вами жизни. Чтобы на принятие управленческого решения уходило меньше времени, необходимы данные, много данных. При этом таких данных, которым мы могли бы довериться.

Что нужно, чтобы управление на основе данных стало возможным

Для этого необходимо всего две составляющие — данные в нужном количестве и нужного качества. Звучит несложно, но дьявол, как всегда, в деталях. Сразу возникают вопросы. В нужном количестве — это в каком? А «качество» данных — как его оценивать? Давайте разбираться.

Предположим, вы решили выйти на улицу. В голове уйма вопросов — на улице холодно или жарко? Идет дождь или сухо? Светло там или уже стемнело? Успеете ли вернуться вовремя, чтобы выспаться перед работой или завтра выходной? Не было ли других запланированных дел? Ответ на каждый вопрос найти не сложно — нужны всего‑то термометр, часы, календарь, окно, ежедневник. А часто бывает так, что все ответы уже в голове, так как в течение дня этими инструментами вы уже пользовались и знаете их показания. С перечнем нужных данных разобрались. Теперь про качество.

Термометр, часы, окно — а есть ли требования к ним? Чтобы ваше решение пойти погулять оказалось верным и принесло вам только приятные ощущения, эти инструменты не должны вас подвести. Если термометр показывает температуру только в диапазоне от 80 до 100 градусов по Цельсию, толку от него будет мало. Кроме того, он обязательно должен быть установлен снаружи помещения и на расстоянии от источников тепла и холода. Желательно, чтобы он был еще и проверен — для надежности. С качеством теперь тоже понятно.

Давайте закрепим результат, разобрав требования к качеству окна. Любое окно не подойдет. Лучше, если оно смотрит в направлении вашего маршрута. В крайнем случае, пусть смотрит на аналогичное по условиям место (скажем, не во двор, а на дорогу). Но окно, которое смотрит в крытый переход между домами, не позволяет вам объективно оценить ситуацию на улице.

Таким образом, все те свойства данных, которые нужны нам для принятия решения, называются критериями оценки качества данных. Критериями температуры окружающей среды вашей местности является термометр, установленный снаружи помещения, отображающий температуру в диапазоне от -50 до 50 градусов по шкале Цельсия, имеющий сертификат соответствия отображаемых значений окружающей среды. В случае отсутствия такого термометра вы можете воспользоваться показаниями виджета погоды в смартфоне, но к нему вы тоже предъявляете какие‑то требования.

На простом примере мы постарались объяснить, что такое качество данных, как его оценивать и к чему применять. Те же принципы применяются и для более сложных решений — представьте, сколько показателей отслеживает водитель автомобиля, когда едет по городским улицам в час пик. А сколько показателей необходимо учесть, принимая решение о согласовании бюджета республики на год? Требования к необходимому количеству показателей и уровню их качества зависят от критичности принимаемого управленческого решения.

Почему правительство Татарстана задумывается о таком подходе 

С 2005 года в Татарстане активно ведется программа информатизации отраслей экономики. Было создано более 60 информационных систем, в которых полезный объем данных превышает 1,5 Петабайта. Татарстан по праву занимает лидирующие позиции в рейтингах по цифровизации.

Даже если рассматривать каждую информационную систему по отдельности и оценивать достаточность данных для каждого бизнес‑процесса, то придраться не к чему. Но если рассматривать данные разных систем в целях обогащения (насыщения данных дополнительными свойствами) наборов данных и их использования в новых информационных системах и сервисах, то возникает ряд вопросов:

  • В какой системе хранятся данные, необходимые для принятия того или иного решения?

  • По каким критериям оценивалось их качество и каков его уровень?

  • Как получить доступ к этим данным с соблюдением всех законов и требований к обеспечению информационной безопасности?

  • Что делать, если данные, похожие на те, которые нам необходимы, хранятся в разных информационных системах? Которой из них отдать предпочтение?

Методика принятия управленческого решения должна однозначно описывать, какие данные должны применяться для принятия этого решения. Одни и те же данные могут использоваться для принятия разных решений, и у каждого решения могут быть свои требования к качеству данных.

Как Минцифры Татарстана представляет себе путь к управлению на основе данных

Как видим, цель благая. Значит, нужно ее достигать, и как можно скорее, но работы предстоит проделать немало. Для удобства разделим ее на три уровня — организационный, методологический и технологический. Рассмотрим каждый из них. 

Организационный уровень. Он охватывает вопросы легитимности обработки (сбора, хранения, использования) сбора и доступа к данным и вопросы взаимодействия участников этого процесса, в том числе, уровень их ответственности. Это верхний уровень — здесь определяется, кто и что должен делать с данными.

Методологический уровень. Здесь формируются знания о данных, алгоритмы их обработки, критерии качества, особенности жизненного цикла данных. Это промежуточный уровень, на котором определяется, как нужно работать с данными.

Технологический уровень. На этом уровне формируются требования к аппаратному и программному обеспечению обработки данных, защите данных, интеграции информационных систем и т. д. Это нижний уровень — здесь мы определяем, чем обрабатывать данные.

Как говорилось ранее, управление на основе данных — не новая тема. В мире существуют компании, в которых совершенство процессов управления данными позволяет управлять процессами компании на основе цифровых двойников. И закономерно, что накопился немалый опыт в этом интересном деле.

Классическим изданием сегодня считается книга DAMA DMBOK 2 (Data Administration Management Association — Ассоциация администрирования управления данными, Data Management Body of Knowledge — свод знаний по управлению данными), выпущенная некоммерческой международной организацией, которая занимается вопросами в области управления данными. Книга не является инструкцией, она лишь дает рекомендации по некоторым фундаментальным вопросам управления данными, и неизбежно содержит специфику западной культуры. Тем не менее, из нее есть что почерпнуть.

Предлагаем рассмотреть подробнее предметную область, которую призваны систематизировать вышеуказанные три уровня.

Мы упоминали, что правительство Республики Татарстан использует более 60 региональных информационных систем, среди них портал государственных и муниципальных услуг, портал электронного образования, системы электронного здравоохранения, ряд финансовых систем и др. Помимо этого, данные, касающиеся Татарстана, есть и в коммерческих структурах — это операторы сотовой связи, телеком операторы, соцсети. В федеральных системах также обрабатываются данные, имеющие отношение к нашей республике.

Все это — источники данных. Они же в ряде случаев могут быть и потребителями данных. Мы предполагаем несколько категорий пользователей государственных данных. Среди них правительство Татарстана, научное сообщество и бизнес, а также жители республики.

Для того чтобы управлять на основе данных, нужно сначала научить управлять самими данными. Управление данными включает в себя ряд процессов, которые позволяют повысить их прозрачность. Сегодня как в России, так и в мире активно обсуждаются вопросы демократизации данных (поговорим в следующих статьях). Говоря о прозрачности данных, мы имеем в виду, что ими должно быть удобно пользоваться:

  • должно быть легко и удобно их искать;

  • должно быть понятно, что они собой представляют — как собирались, где хранятся, кто ими владеет, где используются, как получить доступ;

  • при работе с ними должна обеспечиваться информационная безопасность.

В следующих публикациях расскажем о результатах нашей деятельности на конкретных примерах. А пока предлагаем вам поделиться в комментариях, о чем бы вы хотели прочитать в статьях на тему управления на основе данных в Татарстане.

Комментарии (1)


  1. PereslavlFoto
    03.02.2023 03:25
    +2

    1) Пожалуйста, расскажите, как вам удалось сделать эти данные доступными для неограниченного, свободного использования для любых коммерческих проектов.

    2) Пожалуйста, расскажите не только о том, как идёт работа с данными на уровне Правительства Татарстана, но и на промежуточном уровне — в министерских департаментах, — и на рядовом уровне, на государственных предприятиях и в государственных учреждениях.

    Спасибо.