Желание правительства Татарстана постоянно повышать комфорт жителей республики, необходимость соответствовать высоким стандартам государственного управления, искусственный интеллект, суперсервисы создали огромный запрос на качественные данные.
Мы уже рассказывали, что такое управление на основе данных и по каким направлениям ведёт работу команда цифровой трансформации Татарстана. Сегодня расскажем подробнее о том, как мы видим реализацию организационной составляющей программы управления на основе данных.
Весной текущего года Минцифры РФ подготовило и опубликовало Методические рекомендации по организации системы управления данными государственных информационных систем, создаваемых, развиваемых и эксплуатируемых на единой цифровой платформе Российской Федерации «ГосТех», утверждённые протоколом президиума правительственной комиссии от 30.03.2023 №15 или, иными словами, «политику по управлению данными». При этом, документ получился достаточно универсальным, поэтому применять его можно и вне платформы «ГосТех».
Наша статья касается организационных аспектов, поэтому рассмотрим раздел 4.1 Методических рекомендаций, который содержит перечень участников и ролей по управлению данными, зоны их ответственности и необходимые компетенции, а также порядок определения владельцев данных.
Процесс внедрения политики по управлению данными сопряжен с огромным количеством изменений – в разделе 4.2 Методических рекомендаций приводится перечень процессов, которые предстоит внедрить.
Среди них процессы управления качеством данных, управления архитектурой данных, управления интеграцией данных, управления жизненным циклом данных, управления мастер-данными и нормативно-справочной информацией, управления метаданными и происхождением данных, управления безопасностью данных, управления аналитикой и использованием данных.
Перечень схож с процессами, описанными в книге DAMA DMBOK, упомянутой нами в предыдущей статье. Эти изменения не могут быть проведены без появления новых компетенций, новых ролей и серьёзных изменений в организационной структуре.
Как видно на схеме, в каждом органе государственной власти (ОГВ) должен быть определен Директор по данным (в мировой практике эта роль называется Chief data officer). И вместе с ним над процессами по управлению данными должны работать некоторые новые роли.
Схема справедлива для федеральных органов государственной власти. При этом, Татарстан – один из регионов Российской Федерации, в котором функции информатизации и цифровизации централизованы.
Это означает, что за создание, модернизацию и обслуживание большинства государственных информационных систем от этапа проектирования до этапа вывода из эксплуатации отвечает именно минцифры Республики Татарстан. Поэтому целесообразно адаптировать типовую схему под региональную специфику.
В Татарстане более 20 министерств, комитетов и иных органов исполнительной власти в составе правительства, поэтому наличие в республике Центра компетенции по управлению данными позволит оптимизировать организационную структуру новых ролей путём уменьшения количества архитекторов данных, экспертов по качеству данных, экспертов по информационной безопасности, а это, в сумме, более 60 человек.
Таким образом, в составе отраслевого органа государственной власти достаточно определить владельца отраслевых данных и эксперта по данным (ещё его называют экспертом предметной области). По мере роста зрелости органа власти в процессах управления данными владельцев может стать больше, т.к. для каждого отраслевого субдомена данных может быть назначен свой владелец данных. На первых этапах владелец может быть один на весь орган власти и совмещать в себе роль директора по данным. Экспертов предметных областей следует выбирать из числа сотрудников организации, наиболее погруженных в бизнес-процессы структурных подразделений, в функции организации. Сокращать количество экспертов предметных областей не рекомендуем даже на первых этапах.
Теперь давайте рассмотрим структуру Центра компетенции по управлению данными.
Как говорили ранее, минцифры Татарстана в лице подведомственного учреждения – Центра цифровой трансформации Республики Татарстан – управляет процессами создания, модернизации, сопровождения информационных систем. Добавим в структуру подразделение, отвечающее за процессы управления данными государственных информационных систем и получим следующую схему:
Учитывая цифровое наследие, образованное в Татарстане за прошедшие десятилетия, необходимо потратить некоторые силы на первичную каталогизацию данных, обрабатываемых в информационных системах республики. Для этого целесообразно дополнить организационную схему ролью Распорядитель данных (его ещё называют data steward).
Распорядитель данных может выступить связующим звеном между экспертом предметной области ОГВ и архитектором данных, экспертом по качеству данных, аналитиками и инженерами данных.
Его задача – поддерживать бизнес-глоссарий и каталог данных республики в актуальном состоянии, отрабатывать инциденты контроля качества данных, участвовать в процессах изменения архитектуры данных предметной области.
В Татарстане более 60 государственных информационных систем, в которых обрабатывается более 1,5 ПБ полезных данных. Поэтому распорядителей данных потребуется несколько – от 2-3 отраслей на одного распорядителя до одного распорядителя на каждую отрасль.
Отдельно хотим отметить, что организация процессов управления данными включает в себя эксплуатацию специфичного программного обеспечения. В общем случае, это платформа управления данными, включающая в свой состав такие компоненты, как визуализатор данных (или более ёмко – business intelligence), аналитические хранилища в ассортименте (холодное, тёплое, иногда и горячее), логистики данных (для реализации подходов etl/elt), руководства данными (бизнес-глоссарий, каталог данных, оценка качества данных), блокноты для исследований в сфере искусственного интеллекта и пр.
Для обеспечения необходимого уровня информационной безопасности при работе с государственными данными, использовать облачные провайдеры не всегда возможно, поэтому часть компонентов приходится размещать в центре обработки данных правительства Республики Татарстан. Это влечёт за собой необходимость наличия команды в составе системных администраторов, SRE- и DevOps-инженеров, инженеров информационной безопасности. Также организация процессов использования данных требует наличие высококвалифицированных инженеров данных.
При изучении организационной структуры могут возникнуть вопросы о том, как управление данными может быть интегрировано в процессы проектного офиса Центра цифровой трансформации. Ответы на эти вопросы лежат в методологической плоскости. Мы можем рассказать об этом в отдельной статье.
Напишите в комментариях, если вам это интересно. Также, напишите какие аспекты управления данными в Республике Татарстан вам было бы интересно узнать из наших следующих публикаций.