В предыдущем посте осталось несколько недосказанностей. Досказываю — ВНЖ в итоге получили все подававшиеся коллеги, что и отметили совместным забегом, запрыгом и немного закусом. Получили не без приключений, без них в релокации никуда, но это тема для отдельного поста. А с данным гайдом наверняка для желающих переехать в Черногорию приключений станет меньше.
Повторюсь, получить ВНЖ Черногории самостоятельно вполне возможно и несложно, как бы вас ни пугали посредники.
Самые популярные виды ВНЖ Черногории
ВНЖ по трудоустройству — это самый быстрый способ — такие заявки рассматриваются по ускоренной процедуре — за 15 дней вместо 40 положенных.
ВНЖ по открытию компании (и трудоустройство в неё) — здесь нужно добавить ещё несколько дней на открытие компании. Но процедура тоже быстрая.
ВНЖ по воссоединению с семьёй — дешевле, однако ждать как раз‑таки 40 дней. Ну и должны быть основания для воссоединения, т. е. боровак по работе, недвижимости и т. д.
ВНЖ по приобретению недвижимости. Дорого и долго. Интересный момент — за недвижимость считается, в том числе и яхта, т. е. вы можете пришвартовать своё судно на побережье, заключить договор аренды яхтоместа и тоже рассчитывать на боравак.
ВНЖ (точнее даже — сразу гражданство) по инвестициям. Большинство обладателей данного вида гражданства — русскоязычные граждане и китайцы. Если у вас есть лишние полмиллиона евро — завидую:).
Разумеется, это не полный перечень, остальные — более узкие.
Сам гайд (ВНЖ по трудоустройству, напоминаю)
У нас весь процесс получения боравака проходил в Подгорице, соответственно и все советы и локации сформировались в этих условиях. Несмотря на статус столицы, это не самый популярный город для русскоязычных, большинство по какой‑то причине предпочитает Будву (море, архитектура, рекомендация, - наверно, поэтому). Но и процесс получения ВНЖ там, по слухам, сложнее и дольше из-за перегруза.
До прибытия в Черногорию вам обязательно нужно заказать справку о несудимости. Обязательно с «мокрой» синей печатью. Были случаи принятия обычной электронной справки, но они единичны. Также не забудьте взять с собой оригиналы диплома о среднем/высшем образовании или аттестата, свидетельства о браке, о рождении детей, для лиц, менявших фамилию, может понадобиться собственное свидетельство о рождении (но это прямо исключение), а также свидетельство о расторжении брака. Если хотите совсем заморочиться и подстраховаться, то дополнительно к каждому перечисленному документу из ЗАГСа, возьмите выписку из соответствующих книг ЗАГСа.
1. Туристический налог
Вы прибыли в Черногорию (въезд для граждан РФ безвизовый). В первую очередь, в течение суток вам нужно пойти в туристическую агенцию, зарегистрироваться там и заплатить тур.налог — 27 евро на человека, 13,5 евро на человека от 12 лет, и 0 евро на маленького человека. Вам выдадут красные квитанции об оплате — их нужно сохранить для: а) доказательства оплаты налога при пересечении границы, б) доказательства оплаты налога при возникновении вопросов у МУПa. Важно: в тур.агенции у вас спросят адрес пребывания и фамилию‑имя домовладельца. Договор аренды и оплаченные счета там не спрашивают. Главное, что на этот момент у вас имеется хотя бы устная договорённость с каким‑либо домовладельцем.
2. Нотариальный договор аренды
Далее определяетесь с жильём и арендуете его (с жильём можем помочь, обращайтесь). В предыдущем посте я упоминал несколько деталей по договору. Здесь лишь скажу, что нужно обязательно проверить найденное жильё (инструкция), затем пойти к нотариусу и заверить договор аренды. Кстати, нотариус может бесплатно предоставить вам образец договора для заполнения. Нотариатов в Подгорице очень много, как правило, выбирают ближайший к месту нахождения недвижимости, но обратиться можно в любой. Например, самый популярный и самый загруженный в центре рядом с Тур.агенцией. «Самый загруженный» значит, что примут вас в течение 1 часа и документы придётся забирать на следующий день. Зато там много секретарей‑помощников, и очередь движется довольно бодро. Рядом через речку есть более скромный и свободный, но как будто более дорогой нотариат. При регистрации договора у нотариуса вам, как иностранцу, обязательно нужен переводчик (судебный переводчик, для полноты и правильности, т. е. не абы какой, а имеющий лицензию на переводы с сербского на русский язык). Как правило, присутствие переводчика обеспечивает либо домовладелец, либо риэлтор, сопровождающий сделку. Но вы можете самостоятельно озаботиться приглашением, тем более переводчик вам ещё понадобится буквально сразу же. Список действующих переводчиков прилагаю.
На регистрацию договора у вас уйдёт около 26 евро за договор и 35 евро за участие переводчика. Рассчитайте сразу количество экземпляров нотариального договора, так будет дешевле, чем заказывать дополнительные. На каждого человека понадобится один экземпляр, который вы отдадите в МУП, плюс один у вас всегда должен оставаться запасным.
3. Лист непокретности
Кстати, после проверки жилья на том же сайте ekatastar.me можно распечатать Лист непокретности (выписка из реестра недвижимости). С 2023-го года этот лист стали требовать в обязательном порядке. Особо придирчивые специалисты, по слухам, могут потребовать оригинальный лист, но на практике это пока не подтвердилось. Получить оригинал можно в Земельном кадастре. При себе иметь копию паспорта, договор аренды и 5 евро (2+3) за пошлину. Заявление вам могут помочь заполнить на стойке — в этом плане черногорцы вполне отзывчивы и дружелюбны, где бы вы ни обращались за гос. и фин. услугами. Нам помогали во всех налоговых, банке, земельном кадастре, единственная строгая тётенька попалась в кабинете № 7 одной из налоговых, когда мы пришли к ней за справкой, которая оказалась не нужна, но и эта тётенька в итоге помогла. Главное, быть любезным и не качать права:)
4. Перевод документов
Переводчик вам нужен для перевода:) Для ВНЖ по трудоустройству переводчику нужно принести диплом с приложением и справку о несудимости. Оригиналы документов предоставлять необязательно, но желательно. Как договоритесь. Перевод стоит 15 евро за лист. Но за приложение к диплому с оценками переводчик возьмёт как за 4 листа, поскольку там шрифт мелкий и дисциплин много. А переводчик сделает шрифт перевода крупным. Читать действительно удобно, но лично мне показалось, что можно было бы сделать и в два раза мельче:)
5. Нострификация
После получения переводов нужно нострифицировать диплом. Это процесс признания иностранного документа об образовании. Идёте в Министерство образования, получаете заявление и реквизиты для оплаты пошлины. К слову, это самая дорогая услуга, которую вам придётся оплатить — 100 евро. Проще всего оплатить в почтовом отделении, поскольку российские карты не принимаются к оплате, да и не во всех банках обслуживаются иностранцы без ВНЖ. После отдаёте в Министерство копию диплома (на оригинал они даже не смотрят), а также три экземпляра перевода и один экземпляр перевода приложения. Через пять рабочих дней нужно прийти за Потврдой — справкой‑подтверждением о принятии документов на рассмотрение. Эту Потврду вы в итоге и отдаёте в МУП, не дожидаясь решения о нострификации. Только не забудьте её сфотографировать.
6. Первый визит в МУП
Все срочные дела, на которые уйдёт несколько дней для готового результата, сделаны. Теперь на всякий случай, сходите в МУП и на ломаном сербском попросите список документов для разрешения на работу (вдруг что‑то изменилось?). В МУПе не сильно охотно общаются на английском, особенно на информационной стойке, поэтому заранее заготовьте ключевые слова. Не пытайтесь строить правильные и длинные предложения, особенно с помощью гугл‑переводчика. Чтобы не услышать в ответ «Не чую ништа», достаточно нескольких ключевиков — в этом смысле гугл‑переводчик работает нормально. Кстати, это правило работает везде:) Кроме списка документов, на том же листочке вы найдёте реквизиты для оплаты пошлины.
7. Выписка из ЕГРЮЛ
Ещё один документ, который нужно заказать, — выписка из реестра юридических лиц (Izvod iz CRPS‑a), то есть выписка на ту компанию, в которой вы собираетесь работать. Получать выписку должен директор с подписью и печатью. Но можно оформить доверенность на получение, с печатью‑подписью директора. На сербском языке, разумеется. Я составлял доверенность самостоятельно, с помощью гугл-переводчика, у меня приняли, разве только оригинал забрали вместо копии. Стоимость выписки — 5 евро на пошлину (оплачивать на почте). Реквизиты счёта и образец заявления берёте в этом‑самом ЦээРПээСе.
8. Медосмотр
Дальше нужно пройти медосмотр. В любой частной клинике (в государственной, скорее всего не выйдет без боравака). Например, Feniks Medika. Стоит 25 евро. С вами просто побеседует врач, спросит, готовы ли вы работать, как дела с вредными привычками и часто ли общаетесь с психиатрами?
9. Писана понуда
Это письменное предложение работодателя заключить трудовой договор с работником. Главное основание для выдачи вам боравака по трудоустройству. Если работодатель — вы сами, то сами с собой и составляете эту Понуду. Образец в сети есть, но он устаревший. При переделке не забудьте в шапке заменить статью закона на актуальную — čl. 70 Zakona o strancima. В целом, форма заполнения Понуды свободная — главное, там нужно указать зарплату‑нетто (не брутто). Срок договора — 1 год с момента выдачи боравака. Ваша должность и трудовые обязанности. А также режим рабочего дня и длительность отпуска. Датой составления Понуды должна быть дата подачи документов на ВНЖ, не раньше. И не забудьте про печать‑подпись. А ещё желательно сам документ озаглавить, как он числится в перечне МУПа — Pisana ponuda poslodavca za zapošljavanje stranca na određenom radnom mjestu.
10. Медицинская страховка
Застраховаться нужно ни больше ни меньше — на 30 дней, в страховой вас обязательно спросят, когда вы пойдёте подавать документы, чтобы поставить соответствующую дату начала страхования. Я страховался в компании Ловчен. Стоимость — 30 евро на 30 дней. Есть ещё Savo Osiguranje - там стоимость вероятно дешевле.
11. Паспорт и пошлины
В конце вам остаётся откопировать все страницы паспорта, даже пустые. А также оплатить пошлины за ВНЖ, на момент моей подачи их сумма составляла — 67 евро (60+5+2), сейчас возможно, увеличилась до 69 евро, но это неточно.
Документы
В итоге после квеста у вас в пакете должны быть следующие документы:
Нотариальный договор аренды жилья — оригинал.
Лист непокретности — возможна копия.
Справка о несудимости — оригинал.
Перевод справки о несудимости — оригинал.
Потврда о приёме диплома на нострификацию — оригинал.
Выписка из CRPS о регистрации компании — оригинал.
Справка о медосмотре — оригинал.
Писана Понуда — оригинал.
Медицинская страховка — оригинал.
Квитанции об оплате пошлин за ВНЖ — 3 штуки — оригиналы.
Копии всех страниц паспорта.
Подача
С этим пакетом вы отстаиваете очередь в МУПе (лучше подходить в 8 утра — народу меньше) и подаёте документы в одно из окошек — с № 12 по № 22. Говорят, есть более придирчивые специалисты, есть лояльные, а к «тому усатому мужчине» лучше вообще не подходить. В целом, так и есть, кто‑то у нас сразу принял все доки, кто-то сказал переделать пару доков. Единственное, «усатого» проверить не удалось, но вряд ли он настолько страшен, а учитывая обстоятельства, при которых это было сказано, наверняка всё наоборот.
Если вопросов к вашим документам не возникло — вам выдают опять же Потврду, где будет сказано, к какому числу приходить за решением. Если вопросы возникли, вам выдают Poziv na ispravok — запрос дополнительных документов и сведений — в котором указан срок, обычно неделя на исправление.
Вне зависимости от наличия или отсутствия вопросов, вас всё равно проводят к фотографу, который сделает очередное «неудачное», но счастливое фото на ваш боравак, снимет отпечатки пальцев и возьмёт образец подписи.
Получение
Всё. Квест пройден. Остаётся ждать две недели. Приходить в МУП за готовым бораваком лучше с 13.00 до 15.00, с утра есть вероятность, что вас выпнут, т.к. либо боравак ещё не готов, либо работают они до обеда только на приём доков. Для получения не забудьте Потврду и вообще до получения боравака носите её с собой, так как это ваше основание для пребывания на территории Черногории, и платить тур.налог после её получения вы не обязаны (кстати, после заключения договора аренды вы так же освобождаетесь от тур.налога).
Сколько?
Суммирую собственные расходы на боравак:
1. Регистрация договора аренды у нотариуса + переводчик |
61 евро |
2. Лист непокретности |
0-5 евро |
3. Переводы документов |
90 евро |
4. Нострификация |
100 евро |
5. Выписка из CRPS |
5 евро |
6. Медосмотр |
25 евро |
7. Мед.страховка |
30 евро |
8. Пошлины за боравак |
67 евро |
Итого |
383 евро (плюс комиссии при оплате пошлин и транспортные расходы) |
Для сравнения — посредники в Черногории предлагают оформить ВНЖ по трудоустройству за 600 евро минимум (все пошлины и платежи включены, расходы на договор аренды - нет). За открытие компании берут минимум 1000 евро.
По срокам - если делать всё максимально быстро, то за дней 5-10 можно собрать документы и ещё через 15 дней получить боравак.
Вдогонку держите ссылку на небольшую визуализацию гайда.
Надеюсь, кому‑то это пригодится, и всё у вас получится. Главное, преодолеть страх неизвестности и незнания языка, и делить надвое информацию, полученную от посредников. Если не получится, обращайтесь. Если кому надо в Словению — тоже.
Комментарии (11)
WondeRu
00.00.0000 00:00+3Так за 1000€ помогут и компанию открыть, и на всю семью оформить внж. Главное, не связываться с бывшими соотечественниками-помогаторами - у них прайс выше, иногда в разы.
SergLens Автор
00.00.0000 00:00+2вот кстати да, соотечественники прямо разочаровали. А вот с местными помощниками контактировать пока не приходилось.
x86d0cent
00.00.0000 00:00Причем почти все необходимые документы подготовят без личного присутствия заявителя, по доверенности. Вплоть до медосмотра :))
Ryav
00.00.0000 00:00Через сколько можно подаваться на гражданство и что для этого нужно?
SergLens Автор
00.00.0000 00:00через 10 лет непрерывного проживания можно подавать на гражданство. При этом нужно последние 5 лет прожить с ПМЖ. Но! ПМЖ можно получить только при открытии фирмы, покупке недвижимости. По обычному трудоустройству, к сожалению, придётся ежегодно продлевать боровак.
WondeRu
00.00.0000 00:00В Черногории гражданство можно получить только по покупке недвижки (там цены интересные, если на побережье). Даже супруги не могут получить гражданство, а по работе тем более не получите - по закону можно, но в 100% случаев прерывают ПМЖ и нужно заново собирать документы.
SergLens Автор
00.00.0000 00:00А есть доступ к статистике? Я сильно сомневаюсь, что 100% ПМЖ искусственно прерывается властями. Тогда об этой проблеме трубили бы во все инстанции и трубы)
Скорее всего, ПМЖ прерывают на законных основаниях, т.к. люди уехали и забыли про сроки, потом вернулись и нарушили срок непрерывного пребывания.
Про супругов согласен - там очень тщательно следят за нефиктивностью брака - долго приходится доказывать.
В целом, согласен, порог входа в Черногорское гражданство слишком и неоправданно высокий, но 100% отказа для бизнеса - явно не соответствует действительности)
solderman
Было бы интересно почитать то же, но при наличии недвиги.
SergLens Автор
Тут, к сожалению, пока опыта не было. Но процессы совпадают. Можно смело в этом смысле исключить медосмотр и понуду и выписку из ЦРПС, и диплом. Главная сложность будет с покупкой самой недвиги. Опять же запрета на покупку иностранцами нет, какой-то разрешительной процедуры тоже. То есть думаю, что сложность только в том, чтобы проверить собственника на "вшивость".
solderman
Тоесть если уже есть, то не вопрос?
SergLens Автор
Если нет непогашенных судимостей, с остальными доками всё в порядке, есть лист непокретности на данную недвижимость - полагаю, что всё будет даже лучше, чем с другими ВНЖ.