С 2013 по 2019 год мы с товарищем занимались созданием сайтов на заказ. Делали сайты и дизайн, выигрывали рейтинги и конкурсы в различных номинациях. За это время у нас не получилось построить сверх прибыльный и масштабируемый бизнес. Одна из причин, это конкуренция. Около 2000 студий, агентств и огромное количество фрилансеров. Чтобы получить хорошего клиента в портфолио, нам приходилось демпинговать в коммерческих предложениях, потом делать проект себе в убыток, так как не закладывали в стоимость риски. В итоге проект, который планировалось сделать за 4 месяца, делался в лучшем случае за 5 месяцев.
Много ошибок было сделано за этот период ведения бизнеса, но это тема для отдельной статьи. Денег зарабатывали мало, хватало на маркетинг, заработную плату нам и бухгалтеру, оплату коворкинга и налогов.
Спустя 6 лет работы в заказной разработке, мы решили уйти из этого бизнеса. Было сложно принять это решение, было тяжело признаться себе, что у тебя не получилось и ты не смог, ведь кажется, что еще чуть-чуть и удача повернется к тебе лицом. Особенно тяжело дается решение, когда это твой первый бизнес и относишься к нему, как к своему детищу. Чтобы не погибнуть, нужно сбросить груз, который тянет на дно. Впоследствии я ни разу не пожалел об этом решении. Нужно было это делать еще раньше.
В будущем, мы хотели разрабатывать сервис, быть продуктовой командой. В течение нескольких лет, мы собирали идеи для запуска стартапа. Хотели сделать, что-то действительно масштабное и смелое. После обсуждения перспектив накопленных идей остановились на редакторе презентаций. Улучшенной копии PowerPoint, с удобным интерфейсом, без избыточного функционала, который позволял бы пользователю быстро создавать презентацию.
В 2020 году закрыли студию, продолжая работать с текущими клиентами, стараясь передать их надежным коллегам по рынку и начали вдвоем делать редактор презентаций по вечерам и на выходных в свободное время. Позднее взяли в найм одного разработчика, так как было много задач и нужно было программировать ядро редактора презентаций.
Первый запуск
Через год, в 2021 году, выпустили первый релиз редактора презентаций SlideLab. Решили протестировать в нескольких странах и запустили Google Ads на небольшие бюджеты в Италии, Японии и США. Через 3 недели, после запуска рекламной кампании, занялись анализом презентации, которые пользователи делали в нашем редакторе. В основном это были презентации сделанные учителями, преподавателями, школьниками, студентами и стримерами. На школьных форумах и сайтах учителя и школьники размещали ссылки на свои презентации с нашего сервиса. Другая часть клиентов преимущественно из США, делали вместо презентаций, фотоальбомы с фотографиями, возможно пользователи путали наш сервис с другим.
Мы понимали, что надо развивать продукт дальше, так как видели потребность в продукте, но возникла одна проблема, с которой ничего не смогли сделать. Закончились деньги, благодаря которым, наша команда жила и разрабатывала продукт. Ничего не оставалось, как пойти в найм, а в свободное от работы время заниматься продуктом. Мы устроились на работу в разные продуктовые компании. Решили, что так будет лучше, заодно посмотрим, как работают и развивают свои сервисы состоявшиеся компании, это будет положительный опыт, так как никто из нас раньше не работал в продуктовых компаниях.
Один в поле не воин
По вечерам и выходным у меня было свободное время, чтобы заниматься проектом. У друга так не получалось. Видел, как было тяжело ему заниматься проектом. Через 6 месяцев состоялся разговор. Друг сказал, что перегорел, не верит в успех проекта, у него не хватает времени и хочет выйти из проекта. На мой взгляд, скорее всего в процессе работы над продуктом, друг увидел прогресс конкурентов и появившиеся новые продукты, над которыми работают большие команды с финансированием и сильной командой. А мы пытаемся сдвинуть вдвоем с места железнодорожный грузовой состав.
Так я остался один с сырым MVP (англ. minimum viable product — продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями) большого проекта. Тогда, я и почувствовал, какой огромный проект и сколько требует ресурсов, как давит на меня всей своей массой. На тот момент у меня возникали сильные переживания, что остался один. Не понимал что делать дальше Где найти надежного и сильного разработчика, который сразу погрузиться в проект и начнет над ним работать. Чтобы человек не перегорел, через несколько месяцев работы. Как мотивировать? Чем оплачивать работу? Денег у меня нет. Понимал, что нужен новый надежный партнер, которого можно было бы пригласить в проект на равных условиях. Я познакомился с таким человеком на текущей работе, который заинтересовался проектом и готов был даже заниматься проектом ради удовольствия и опыта. Но в итоге, мы стали равноправными партнерами сервиса SlideLab. Перед тем, как продолжить работу над проектом, нужно было провести работу над ошибками и спланировать работы.
Рефлексия и анализ
Когда я остался один на проекте, у меня было много времени подумать, что произошло и почему так получилось с первым партнером. Как не допустить такие же ошибки и не сгореть на этом проекте? Удалось выделить следующие ошибки.
Лишний функционал
Потратили много времени на запуск MVP. Сразу делали и веб-версию и desktop offline приложение, которые можно было бы установить на все популярные операционные системы. Пытались охватить сразу все и для всех. Много времени уходило на поддержку всех устройств, тестирование и правку багов. Размывали свой труд и время на ненужный на начальном этапе функционале.
Перфекционизм
Вылизывали продукт до идеала. Детально прорабатывали каждую часть функционала, тратили много времени на причесывание. Подбирали шрифты и обсуждали UI по несколько недель. В моменте доходило до того, что казалось уже надо переделывать дизайн, так как он старый и не современный. В общем, перфекционизм — это болезнь, которую необходимо лечить. Для запуска MVP не нужна детальная проработка, нужно делать быстро и функционально.
Без маркетинга
Не делал маркетинг, не думали о нем и не хотели им заниматься, откладывая на потом, так как никто из нас не умеет заниматься маркетингом и этому нужно учиться. Как разработчикам, нам нравится программировать, создавать новое. Это комфортная среда для нас и в процессе создания, кажется, что мы двигаемся вперед. На самом деле мы никуда не двигаемся в окружающем мире, о продукте никто не знает и мы никому не рассказывали, над чем работаем. Не думали о продвижении, SEO, маркетинге и первых пользователях. Мы просто сидели в темном, сыром углу и писали код.
Отсутствие позиционирования
Не выделили преимущества над конкурентами. Единственным своим преимуществом, считали современный дизайн редактора и его удобство. Это все субъективно и спорно. Слепо делали все возможные фитчи и функционал, не понимали нужен ли он нам на данном этапе или нет. Пытались повторить удачный функционал от конкурентов, чтобы не быть хуже. В итоге это все вылилось в потраченное время и ненужный функционал на данном этапе жизни проекта. Не определились с клиентами и аудиторией. Думали, что наша аудитория — это все люди на Земле, которые делают презентации. Оказалось, что это не так. Для тех, кто делает отчеты, нужен удобный функционал для работы с графиками, таблицами, гистограммами. Для менеджеров, необходима командная работа над презентацией. Государственному учреждению, необходимо, чтобы выгружать можно было в PPTX формат и данные хранились на их серверах. У каждой группы пользователей, свои требования к продукту и функционалу. Без четкого понимания для кого мы делаем продукт, мы не могли сфокусировать на задачах и целях, которые нужно было делать в первую очередь.
Второй запуск
Чтобы подготовить проект ко второму релизу, нам необходимо было провести работу над ошибками.
Пересмотрели уже реализованный функционал. Выбросили ненужный и тяжелый, который не дает преимуществ, но отнимают много сил и времени на поддержку и доработку.
Убрали бажный функционал из проекта, который требует долгих доработок и тестирования.
Перебрали список задач, который остался не реализованным и список идей. Какие-то идеи отложили в долгий ящик, а некоторые взяли в работу, так как их можно быстро реализовать и получить хороший результат.
Перебрали баговые тикеты и определили критичные, которые необходимо устранить в первую очередь, чтобы проект не выглядел сырым.
Подумали над тем, кто наша аудитория и позиционированием. Наша аудитория — это школьники, студенты, преподаватели. Исходя из этого, мы начали формировать список задач и идеи, которые будут полезны пользователям.
Маркетинг и продвижение. Стараемся регулярно публиковать статьи, связанные с сервисом SlideLab.
SEO. Занимаемся внутренней поисковой оптимизацией.
Сделали баговый Telegram-канал, куда пользователи могут приходить с проблемами или багами, чтобы мы могли оперативно устранить баг.
В сентябре 2022 мы сделали второй запуск редактора презентаций SlideLab. Пока мы готовили продукт к перезапуску, произошло много событий в мире. Сервис для создания презентаций Canva стал недоступен для пользователей из России. В свою очередь, Microsoft продолжает приостанавливать все новые продажи продуктов и услуг в России. Одним таким продуктом является и пакет офисных программ Office, куда входит Microsoft PowerPoint для работы с презентациями. Часто поднимается вопрос о будущем Google сервисов, в их числе и Google Slides. Наш продукт может подойти для импортозамещения офисных программ для создания презентаций в средних образовательных и высших учебных заведениях.
Что нового?
Сделали каталог публичных презентаций “Банк презентаций”. Это презентации сделанные пользователями, которыми они поделились со всеми другими пользователями. Можно скопировать готовую презентацию себе в личный кабинет, отредактировать ее под свои требования и получить за несколько минут готовую презентацию. Это может быть очень полезным, если надо сделать презентацию по учебе по конкретной теме.
Добавили возможность встраивать презентацию, сделанную в редакторе SlideLab на другие сайты и страницы. Так теперь можно вставлять свои презентации в статьи или блоги.
Сделали выгрузку презентации в PDF. Временно убрали загрузку и выгрузку в PPTX, так как функционал оказался сырой и не протестирован до конца, с ним было много багов. Решили отложить в долгий ящик, когда будут свободные ресурсы.
Подведем итоги
Работая в найме, можно создавать и запускать собственные проекты. Чтобы ни случилось, не опускайте руки и верьте в свои проекты, даже если близкие люди перестают верить в ваш проект. Возьмите паузу, взгляните на проект под другим углом, займитесь анализом и исправлением ошибок. Важно уметь признавать ошибки и не бояться исправлять их. Ищите единомышленников и партнеров среди коллег. Общайтесь с коллегами, делитесь идеями, развивайте навыки общения. Старайтесь общаться с коллегами на различные темы, не только по рабочим моментам, так вы лучше узнаете друг друга.
Выходит, что вдвоем можно сделать аналог PowerPoint. В нашем случае, это PowerPoint на минималках и вытекает уже в другой продукт, банк готовых презентаций с редактором. Основная ценность остается — это редактор, с помощью которого можно делать презентации.
Вы можете использовать SlideLab совершено бесплатно. Мы вкладываем в него свои ресурсы и личное время, поэтому будем очень признательны, если вы дадите нам свою обратную связь. Если вы нашли баг или ошибку, напишите нам в баговый Telegram-канал.
Мой Telegram-канал, где я делюсь идеями и процессом работы над сервисом.
Спасибо.
Комментарии (34)
sirri
00.00.0000 00:00+1Статья интересная тем, что описывает реальный опыт. И за это спасибо!
Но... я не маркетолог, конечно, но мне кажется, что вот с этим :
Наша аудитория — это школьники, студенты, преподаватели.
ваш продукт будет "в пролете". Эта категория, во всяком случае на постсоветском пространстве, пользуется тем софтом, что установлен на рабочих/учебных компьютерах. На кой чёрт им, чтобы сверстать презенташку, юзать что-то еще, если уже есть тот же MS Office? Санкции? Так есть же LibreOffice, в котором тоже есть редактор презентаций. Да и "инпортозаместители" подтянулись.
Ну и солидарен с предыдущим комментом: не очень хочется совершать лишние движения по регистрации для "просто посмотреть".
sden77
00.00.0000 00:00+1Зарегистрировался и на следующем шаге увидел просто белый экран. Оказалось, там есть надпись "This page is not available on mobile devices yet.", но находится она не в видимой области при масштабировании по умолчанию. Ссылка "Back" идёт на 404 страницу. Спасибо, но я лучше по старинке зайду на гугл презентации.
drobushevkiy Автор
00.00.0000 00:00Спасибо, поправим. Но вы возвращайтесь к нам, если не дай Бог, Google заблокируют.
sden77
00.00.0000 00:00Так у вас вся надежда на блокировку Гугла?
drobushevkiy Автор
00.00.0000 00:00Нет конечно. Но возможно в будущем вы станете нашим пользователем )
Daddy_Cool
00.00.0000 00:00+3Очень интересный опыт.
Как мне кажется, в копиях-клонах-форках, должна быть какая-то фича которой всем не хватает. Скорее всего в интерфейсе.
Скажем чем хорош был TeamVeiwer - наглядностью, запустил - и сразу видишь вот логин, вот пароль. Сфоткал - и всё, у тебя есть возможно откуда угодно обратиться к рабочему компу. Тот же Anydesk пароль не показывает, его приходится запоминать, записывать, что нудно.
Но тоже всё непросто - киллер-фича может быть неочевидна и чтоб её оценить нужно время или даже просто нужно время чтобы сформулировать чем продукт так хорош - "удобен" - это комплексное понятие.
В статье не увидел чем SlideLab хорош по сравнению с PowerPoint и Libre.
А какой у автора опыт презентаций? Т.е. может ли автор как пользователь объяснить зачем нужен SlideLab?У меня вот большой опыт научных презентаций, я могу хорошо и качественно объяснить/рассказать какой нужен функционал для презентаций научного контента, но есть подозрение, что многие вещи будут плохо решаемы.
UPDATE.
Зарегился, попробовал. На первый взгляд норм, но...
1. Вставить видео mp4/avi не смог.
2. Вставить формулу из Word не смог.
3. Экспорта в ppt нет.
4. Сделать рамочку вокруг текста не смог, только сплошной прямоугольник (хотя скорее я плохо старался).
Да, стрелочки понравились.Резюме - как и заявлено, продукт "не перегружен излишним функционалом", т.е. куцый. Плюс монстрообразных продуктов, что каждый найдет то что нужно именно ему. Я наверное не использую 90% возможностей PP, а другой человек не использует другие 90%.
drobushevkiy Автор
00.00.0000 00:00+1Спасибо. Обзор возможностей SlideLab планирую сделать в отдельной статье, иначе бы текущая статья потеряла смысл и была бы огромной. В этой статье хотел рассказать историю из жизни. С некоторыми возможностями можно быстро ознакомиться в документации https://slide-lab.ru/docs
Daddy_Cool
00.00.0000 00:00А почему вы выбрали именно редактор презентаций?
По мне так естественный путь - чем-то пользуешься, возможностей не хватает, смотришь аналоги - там такая же фигня, решаешь положить этому конец - и появляется новый продукт. Т.е. для создания нового качественного продукта нужно глубокое погружение в проблему со стороны пользователя. Я навскидку могу написать наверное десяток пунктов которых не хватает мне в том же PP.drobushevkiy Автор
00.00.0000 00:00+2Все так, как вы написали. На тот момент, мы посмотрели на это под другим углом. Мы взяли общее количество сервисов для создания презентаций во всем мире, которые смогли найти. Их оказалось около 25, возможно плохо искали. Мы не видели новых запусков редакторов презентаций на ProductHunt и других ресурсах. В отличии от CRM, количество которых зашкаливает на данный момент и каждый месяц появляются новые, они все равно находят своих пользователей. А если верить данным, что в день делается около 30 миллионов презентаций. Нам показалось, что мы можем занять свою нишу рынка.
Busla
00.00.0000 00:00+1Прочитал статью один раз, пробежался глазами второй раз. Так и не понял: что же вы делали и сделали: в тэгах только "софт", в тексте конкретика только про MVP:
Сразу делали и веб-версию и desktop offline приложение
Вэб-версия - это SaaS или библиотека для встраивания в собственный сайт?
О каком продукте идёт речь можно узнать только перейдя по ссылкам.
E_BEREZIN
00.00.0000 00:00+1Лень регистрироваться, потому обратной связи по вашему продукту не будет. Будет другая обратная связь.
PowerPoint жив, Google-презентации живы, Яндекс-презентации живы. Кликай, создавай, в т.ч. Free.
Много создаю и показываю презентаций, много получаю и смотрю презентаций.
Формат PDF (в т.ч. удобно конвертировать презентацию в .pdf) хорош, удобен, универсален для просмотра на разных устройствах. Главный недостаток в том, что никогда не знаешь, на какой устройстве будут смотреть отправленную по email презентацию в PDF. Ждем, кто первый создаст адаптивный PDF, когда просмотр на ПК и в смартфоне будет одинаково хорош, без вот этого всего с переворотами. Чтобы на любом устройстве открывать презентацию с правильно подогнанной ориентацией - superPDF))
Tilda хороша тем, что в телефоне можно также легко создать лендинг или сайт из нескольких страниц. Делал когда-то себе полностью сайт на Tilde исключительно в смартфоне. А готовые блоки с правильно выверенными отступами, подобранными шрифтами - вообще сказка. Почему в презентациях есть шаблоны, но нет готовых блоков? Сколько раз сталкивался, что в шаблоне есть почти все нужные шаблоны страниц, но некоторые все равно приходилось брать из других шаблонов, а это очень неудобно.
А позиционирование вашего продукта действительно странное. На домене .ru открывается англоязычный сайт.
gabirx
00.00.0000 00:00Не все компании допускают работу над пет- проектами для своих сотрудников. Знаю несколько случаев увольнения, когда обнаруживали пет-проект у сотрудника.
QtRoS
00.00.0000 00:00+3Сюр какой-то! Может сотрудник был замечен в работе над сторонним (пет-) проектом в рабочее время или с рабочего оборудования? Тогда возмущение со стороны работодателя можно понять, приходилось слышать про последующие разборки в ключе "его продукт принадлежит нам" (но никак не "давайте его уволим"). Рассказывайте, пожалуйста, тема интересная!
metanol
00.00.0000 00:00Некоторые компании вносят это в договор, по которому работает сотрудник (договор обычно не в юрисдикции РФ, потому что ТК РФ лекго позволит это опротестовать в суде)
Stas911
00.00.0000 00:00Да, везде по-разному. Я одно время работал в одной очень большой и известной конторе, и на вопрос начальнику "а как насчет сайд-проектов" получил неофициально ответ, что до тех пор, пока про мой проект не пишут на первой полосе газеты, как об убийце нашего собственного продукта - можно не париться. Разумеется, нельзя использовать рабочее оборудование и код, но это и так, вроде, понятно.
K0styan
00.00.0000 00:00+2Главный вопрос: а какие боли этот редактор закрывает? Что он даёт такого, что не давал кто-либо из более известных конкурентов?
И как вы свои гипотезы проверяли? Действительно ли у студентов и преподавателей есть те проблемы, которые вы хотите закрыть своим продуктом?
drobushevkiy Автор
00.00.0000 00:00-1Главное преимущество - это "Банк презентаций". Например, преподаватель дает задание, сделать презентацию на тему "Компьютерной безопасности". Как поступает ученик? Он идет и ищет такие презентации, чтобы вдохновиться или позаимствовать уже собранный материал. Затем анализирует, выкидывает или добавляет информацию. Что экономит время и упрощает процесс создания презентации.
K0styan
00.00.0000 00:00Всё тот же вопрос, каноничный для продуктовых исследований: а действительно ли есть такая проблема - не в общих рассуждениях, а в словах представителей аудитории? И если она есть - то как сейчас с ней эта аудитория справляется?
Ну и после ответа на эти два вопроса придётся самим себе ответить на третий: а нужен ли "Банку презентаций" собственный редактор? Или он будет более ценным, если будет просто хранить в себе презентации в общепринятом формате?
dimstream
00.00.0000 00:00Спасибо за статью, а почему не берете гос.гранты или не ищите инвесторов? Так бы вы смогли двигаться быстрее.
drobushevkiy Автор
00.00.0000 00:00Когда мы запустили MVP, я ходил по акселераторам и тусовкам стартаперским. Делал рассылки по фондам и инвесторам. Везде хотели видеть traction, которого у нас нет. Для себя я понял, что надо не за инвестором бегать, а делать качественный продукт, чтобы тебе сами хотели занести.
dimared
00.00.0000 00:00+1"Банк презентаций" - отличная фича.
А так жду, когда стандартом станет создание презентаций через написанное кода (marp для маркдауна, beamer для латеха), чтобы и версионировать было проще, и ревьюить, и правки вносить так часто легче
Dart55
00.00.0000 00:00А кнопки превращающей статью из википедии в презентацию с яркими кадрами(как превью в трендах youtube), качеством "
на отъе**сьи так сойдёт", в один клик, у вас случайно нет?
wanomgn
хотел потыкать, поглядеть ваш продукт.. но надо регестрироваться.. да ну его нафиг.. закрыл окно и все
YegorP
Регистрироваться требуют многие. Меня тормознуло другое:
Окей, пересел в рабочий Хром. Жму "создать проект", вижу выбор Size: 1920x1080, 1600x900, 1024x768, 800x600. Без единиц, просто size. Выглядит как растровый размер. Сразу куча вопросов. Как мне быть с 4к-моником? А если у зрителя обычный моник? А если у другого зрителя 4к? А если я про проектор знаю только что он 16:9? В общем, посмотрите на Google Slides (File > Page setup): 4:3, 16:9, 16:10. Ну понятнее же!
Окей, добрался до редактора. В целом опрятно, undo/redo есть. Но вот я хочу переставить слайды:
Чё за фигня?)
Не поймите неправильно. В целом вы делаете хорошо, если на первый взгляд. Но как новый пользователь я очень быстро споткнулся на паре досадных ограничений и багов.
И да, подумайте про регистрацию. Стоит как минимум прикрутить вход через гугл/вк/что-там-ещё. Может, и вовсе вывернуть её наизнанку, чтобы вновь пришедший сразу видел редактор и опционально мог зарегистрироваться.
drobushevkiy Автор
Спасибо за развернутый отзыв. Будем исправлять косяки. Думаю, быструю регистрацию прикрутим, действительно удобно и уже привычно.
Kyushu
А еще лучше - простая версия без регистрации, расширенная с регистрацией.
drobushevkiy Автор
Отличная идея, можно сделать демо страницу с редактором, где каждый может его погонять, без регистрации и sms.
NNikolay
Вот просто сделайте как у эскалидрав. Так все по кукам, без логина обязательного. А дальше уже монетизация.