Если вы здесь, скорее всего, у вас уже есть один или несколько стартапов, или вы задумываетесь о создании своего первого. Вы, вероятно, хотите узнать главный секрет: как продать стартап.

Давайте будем честными – создание собственного продукта сводится к двум вещам: во-первых – это заработок, а уже потом – самореализация и создание своего родного и возможно полезного.

Эта статья поможет вам понять, как продать свой стартап. Я сделал это, и если смог я, то сможете и вы.

Когда начинал путь предпринимателя, то читал много историй о фаундерах успешно выходивших из бизнеса, продающих свои стартапы за огромные суммы. Честно говоря, думаю, многие из нас мечтают об этом. Но реальность такова, что не все стартапы взлетают – и причин этому множество.

  • Недостаток маркетинговых навыков или опыта.

  • Осознание, что идея стартапа не так хороша, как казалось.

  • Выбор неправильной ниши или целевой аудитории.

  • Чувство усталости и желание сделать перерыв.

  • Эмоциональное выгорание и потеря интереса.

  • Финансовая необходимость.

  • Я просто разработчик, а не продавец или маркетолог.

То, что ваш проект больше не нужен вам, не значит, что он не нужен кому-то другому.

Я работал над своим проданным стартапом, SlideLab, более двух лет. После этого он оставался онлайн еще несколько лет как своего рода "мертвый груз". Запускал его без какого-либо опыта, только опыт веб-студии.

Полную историю можно прочитать здесь: Как мы вдвоем делаем аналог редактора презентаций PowerPoint, программируя по вечерам после работы и на выходных.

В то время мы были всего лишь небольшой локальной продакшн-студией. Но сейчас не об этом. Если интересно про путь соло-предпринимателя, загляните на канал Саша пилит сервис , где делюсь историями из предпринимательской жизни, стратегиями, отчетами по моим продуктам, мыслями, а так же общаемся с другими предпринимателями.

SlideLab несколько лет оставался без посетителей — по сути, был мертвым грузом. Посетители появлялись, но их было немного. Я решил продать его и составил список всех платформ, где это можно сделать.

Зашел на каждую платформу, заполнил формы, отправил запрашиваемую информацию и просто ждал. Весь процесс был полностью бесплатным.

Через некоторое время, начал получать письма с запросами на подписание NDA и вопросами от заинтересованных покупателей.

Запрос на подписание NDA
Запрос на подписание NDA

Однажды, получил предложение в $5,000 от SideProjectors, но моя цена была больше. Некоторые люди задавали дополнительные вопросы о технологиях, пользователях, бизнес-идее, аудитории и других деталях.

Предложение о продаже
Предложение о продаже

В конце концов, я продал стартап команде разработчиков программного обеспечения. Покупатель связался со мной, общались несколько часов по проекту и цене. Когда договорились о цене, покупатель отправил договор. Решили разделить платеж на две части: одну оплату авансом, а вторую — после того, как продукт будет перенесен на сервер покупателя.

Это был мой первый опыт продажи продукта, и я был приятно удивлен, как все оказалось просто и легко. Думаю, это случилось благодаря тому, что я делаю бизнес публично. Делюсь отчетами, обновлениями и идеями о своих продуктах, и всегда остаюсь открытым. Когда кто-то хочет купить продукт, им достаточно посмотреть на твои социальные сети, чтобы принять решение.

Прошло 8 месяцев с момента, когда впервые опубликовал продукт на продажу. Не могу поделиться всеми деталями сделки, потому что, подписал соглашение о неразглашении. Это не была большая сумма, но ее достаточно, чтобы я мог спокойно продолжать работать в течение года. Это дает мне свободу продолжать быть соло предпринимателем и сосредоточиться исключительно на своих новых продуктах.

Кстати, сейчас работаю над новым продуктом. Он помогает доменным инвесторам и предпринимателям быстро находить ценные просроченные домены. Нахожу эти домены с помощью парсинга авторитетных источников, таких как Product Hunt, Medium, Forbes и других популярных сайтов.

Страхи

Прежде чем решил продать неиспользуемый онлайн-редактор презентаций, долго боролся с множеством страхов. Со временем понял, что эти страхи довольно распространены среди разработчиков.

  • Если стартап не приносит доход, его невозможно продать.

  • У моего продукта нет клиентов.

  • У моего продукта нет посетителей.

  • Мой продукт не продвигается

  • Мой продукт не имеет ценности

  • Процесс продажи сложен и непонятен

  • Сколько стоит мой стартап, если у него нет дохода?

  • Как найти покупателя?

  • Если ты продаешь что-то, значит, ты продаешь что-то плохого качества.

  • Нужен наверное юрист.

Все эти страхи существуют только в голове.

Покупатель

Теперь давайте посмотрим на это со стороны покупателя.

У покупателей есть деньги, это мы не будем отрицать? Так почему же они ищут и покупают стартапы?

  • Некоторые маленькие компании-разработчики программного обеспечения хотят протестировать гипотезу. Покупка готового продукта с похожими функциями может быть дешевле, чем платить команде за 3–5 месяцев разработки.

  • Некоторые состоятельные люди без опыта в IT хотят попробовать себя. Они могут купить продукт, который им нравится, и использовать его как бизнес-эксперимент — наняв команду, занимающуюся маркетингом, разработкой и продвижением. Как играя с конструктором.

  • Если ваш проект находится на ценном домене, инвесторы в домены могут купить его. Готовый сайт на премиум-домене повышает его ценность.

  • Стартап может содержать инновационные технологии или программное обеспечение, которые покупатель считает ценными для своих будущих проектов. Например, какая-то самописная библиотека.

  • Даже если стартап не приносит доход, у него может быть пользовательская база, сообщество или аудитория, которую можно монетизировать позже.

  • Покупатели могут видеть потенциал стартапа для роста в прибыльный бизнес с правильными ресурсами, стратегией или масштабированием.

  • Продукт может дополнять или улучшать существующие предложения покупателя, создавая возможности для перекрестных продаж или увеличения доходов.

Как видите, покупатели готовы приобретать ваши проекты.

Мое предложение совпало с одной из этих причин. Покупателю нужен был готовый онлайн-редактор презентаций, и они хотели добавить функции автоматизации с использованием ИИ, чтобы быстро протестировать свою гипотезу.

Что еще можно сделать, чтобы продать свой проект?

Тогда решил написать статью обзор всех веб-платформ, где можно продать свой продукт, чтобы привлечь внимание большего числа людей в сфере IT. В статье также упомянул, что продаю свой онлайн-редактор презентаций.

Опубликовал ее везде, где мог, бесплатно:

  • Medium

  • HackerNoon

  • IndieHackers

  • Hacker News

  • LinkedIn

  • X

  • Subreddits

  • Habr

  • VC

  • ProductHunt

  • Свои социальные сети

Потом сделал запуск на Product Hunt и указал, что продукт продается в первом комментарии.

Запуск SlideLab на ProductHunt
Запуск SlideLab на ProductHunt
Первый комментарий на PH о продаже продукта
Первый комментарий на PH о продаже продукта

Итак, давайте подытожим.

Цена

Чтобы успешно продать проект, нужно определить правильную цену. Правильная цена очень важна — не будьте жадными, но и не занижайте стоимость своей работы. Слишком низкая цена может сделать ваш продукт менее ценным.

Online актуальность

Убедитесь, что ваш проект всегда в сети. Продляйте домен, выберите хороший домен, продлевайте хостинг и SSL-сертификаты. Я забыл про продление SSL, покупатель попросил меня исправить это, чтобы погонять продукт — спасибо ему за это.

Подробное исчерпывающее описание

Описание вашего проекта должно быть детальным и полным. Включите всю релевантную информацию о проекте: страницы в социальных сетях, ежемесячное количество посетителей, фитчи, успешные или неудачные эксперименты, бизнес-идеи, кто аудитория и все остальное, что создаст полную картину и ценность.

Публичность

Не бойтесь быть публичными и делиться информацией о продаже вашего проекта.

Я больше рассказываю о жизни соло-предпринимателя в своем Telegram-канале — делюсь стратегиями, маркетинговыми фишками и реальными историями из жизни. Подписывайтесь, если хотите узнать, как строится онлайн-бизнес на самом деле.

Удачи с продажей вашего проекта!

Комментарии (4)


  1. Nn111
    29.01.2025 06:33

    Интересно. У меня тоже пара проектов подобных есть, но блин они недоделаны) продавать стыдно такие, а делать уже неохото )


    1. PEACE_dez
      29.01.2025 06:33

      тот же подход.:

      кому то он м быть нужен. даже недоделанный.

      как готовый MVP например.

      кр того вы уже понаступали на разные грабли так что сэкономите покупателю ресурсы


  1. creo_kiev
    29.01.2025 06:33

    Лет 10 назад просто забросил свой стартап (если его можно так назвать). Хотя была наработанная база, связи за рубежом, своя постоянная аудитория и органический трафик.

    Не хватало:
    1. Времени заниматься проектом;
    2. финанирования;
    3. дальновидности.

    Но в то же время идей для его развития было масса.

    уже потом, много позже, понял, что его, или можно было бы удачно и дорого продать, или потерпеть и профинансировать, кстати, не так уж и дорого, еще год-полтора и он выйдет на операционную прибыль.

    Долго потом локти кусал...


  1. Georrg
    29.01.2025 06:33

    Отличная статья, спасибо!